«Руси веселие есть пити…. Будущее - за абсолютно трезвыми людьми!!! "Веселие Руси есть пити" в книгах
Фото Владимира Соколаева
Голливудские режиссеры мозги изощряют, сочиняя сюжеты позамысловатее, а у нас порой жизнь такие сценарии подбрасывает — Спилберг с Тарантино от зависти бы удавились. Вот, например, какая история случилась в начале восьмидесятых…
Однажды промозглым осенним вечером в калитку собственного дома ввалился изрядно поддатый хозяин, известный в определенных кругах как Мишка-Патефон. Обычно тихий мужичонка громко и требовательно принялся стучать в дверь, возвещая о своем прибытии. Совсем как у классика: «Сова, открывай, медведь пришел!». Из-за двери послышался голос супруги, с помощью некоторых идиом великого и могучего русского языка пославшей мужа на все четыре стороны. Если бы Мишка выпил грамм на восемьсот поменьше, то наверняка поспешил бы убраться от греха подальше. Но как назло именно сегодня в их конторе давали получку.
Горя желанием воссоединиться с семьей, он грудью кинулся на дверь, как матрос Железняк на Учредительное собрание. «Семья» в ответ явственно погромыхала чем-то увесистым, вроде сковородника. Поняв, что лобовой штурм не удастся, Патефон некоторое время бродил по двору, громко стеная от обиды, подпрыгнул и заглянул в окно, а потом вскарабкался по лестнице на крышу. От всех этих усилий ему стало жарко, поэтому Мишка скинул полушубок, примостил его на трубу, а сам уселся рядом и задремал…
Проснулся он, когда в лучших традициях боевиков входная дверь с грохотом слетела с петель, а его прекрасная половина бомбой вылетела наружу и в мгновение ока скрылась вдали. Свои действия жена сопровождала звуками, которые можно описать как нечто среднее между воплями слона в брачный период и ревом взлетающего «Боинга». Единственное, что удалось четко разобрать, было слово «Пожар!».
Заметив вскоре приближающиеся отблески «мигалок», Мишка кубарем скатился с крыши и заметался в поисках укрытия. Вой сирен приближался, подходящего укрытия не находилось, и в последнюю минуту бедолага щучкой запрыгнул в узкий лаз собачьей конуры. Здесь много лет обитал Кустик — дворняга преклонного возраста. Кустик остался недоволен вторжением и отчаянно завозился, пытаясь выгнать наглого оккупанта. Последний же судорожно зажимал псу слюнявую пасть и шептал что-то вроде: «Дорогой, я тебе кило вырезки куплю, соседскую Жучку приведу, только не выдай!».
«Спасатели» меж тем быстро разобрались в ситуации, посмеялись, сняли с дымохода прокопченный полушубок и уехали восвояси. Зато вернулась супруга, молча прошла внутрь и, судя по звукам, стала зачем-то начищать свой любимый ухват…
«Пора отсюда выбираться» — решил новоявленный Диоген и полез на волю. Вылезти сумела только голова, да и то наполовину — уши застряли. Мишка извернулся боком, ногой вперед, потом руками — ничего не получается. Попробовал выломать крышу — бесполезно.
Через полчаса осознал, что самостоятельно выбраться не удастся и подал голос. На шум появилась подруга жизни, заглянула в будку и задумчиво произнесла:
— Как ты, скотина, умудрился туда залезть, там же кошка добрая не поместится? Впрочем, твое дело, — она зябко поежилась, — сам себе вытрезвитель выбрал.
И ушла, предварительно лениво пошуровав палкой в будке.
Постепенно Патефон стал вспоминать, что он чувствовал в чреве матери: не разогнуть конечностей, спина затекла. Вдобавок собачья шерсть постоянно в носоглотку лезет. До хрипоты звал на помощь, но в ответ откликались лишь псы со всего околотка. Мороз все крепчал, поэтому из организма давно выветрился весь хмель. А там и потребности физиологические назрели. Вам-то смешно, а представьте себя в такой ситуации…
Внезапно стукнула калитка — это старший сын, Виктор, возвращался со второй смены. Уставший и голодный, он уже собирался войти в сени, как услышал жалобный стон со стороны конуры…
Немного оробев, Виктор все же подошел ближе и наклонился:
— Ты чего, Кустик? Небось, опять на помойке шастал и сожрал что-нибудь…
В призрачном свете отдаленного фонаря из темного отверстия показался чей-то безумный глаз, и Кустик прохрипел отцовским голосом:
— Сынок, спаси, не дай батьке пропасть…
Забегая вперед замечу, что после этого Виктор долго еще боялся выходить ночью один на улицу. А тогда он извлек обоих пленников довольно быстро, разломав топором будку. Правда, Мишка до того одеревенел, что не мог пошевелиться, поэтому пришлось звать хозяйку. Она с удовольствием сделала супругу массаж. Ухватом, правда, да это дело десятое.
Алкогольные летописи.
Тема выпивки появилась в нашей истории уже на первых страницах "Повести временных лет".
И с тех пор не просыхает на листах книг и протоколов.
"Руси веселие есть пити" - эта фраза князя Владимира из летописи стала крылатой. Её помнят даже те, кто вообще ничего не читал, кроме этикеток на бутылках. Так и вижу, как это было. Князь Владимир слушает скучные прения муллы, раввина и попа о вере, начинает засыпать от обещаний посмертных райских удовольствий, и вдруг его осеняет внезапное озарение. Князь берёт в руку чарку. Хлобысь! Бодрый звук булькающей жидкости в глотке, как в водостоке. Смачное кряканье. Хорошо! Никакого рая не надо. Тем более что рай нельзя повторить, а чарочку можно.
Напиться и забыться. Тоже выход. Но выйдя из этого состояния, все равно вернешься в реальность.
Но что пили наши предки во времена Владимира? Вот вопрос важнее гамлетовского! Как изтно, самый знаменитый русский напиток - водка. По-украински - горилка. Но скажу вам сразу: водка - это не русское изобретение. И не украинское. И, возможно, князь Владимир просто разорвал бы на части того, кто впервые завёз это адское изобретение на Русь. Ведь последствия водочного алкоголизма ужасны. Ничего в них весёлого нет. Кто видел пьяную женщину с синим лицом или не менее часто встречающегося синюшного мужика, вряд ли станет спорить со мной.
Но водочный алкоголизм возник сравнительно недавно, только когда появился избыток ржаного и пшеничного зерна - сырья для производства как хлеба, так и водки. Еще 100 лет назад наш пращур стоял перед выбором: есть или пить? На то и на другое одновременно у него просто не хватало средств.
И хотя корчма была обычным явлением в каждом селе (она располагалась прямо на въезде в него), но на постоянное пьянство просто не хватало денег. Многодетная семья и высокие темпы тогдашней рождаемости доказывают, что пили не так уж много. Алкоголик был исключением, а не правилом. А нынешних бомжей, слоняющихся с бутылкой по улица, в старом селе просто невозможно было представить.
Но если быть точным, то первым славянским словом, подаренным мировой цивилизации, было название хмельного напитка. Не "спутник". И не "матрешка". А "мед" - "медос", как записал его по латыни византийский дипломат Приск Панийский. Приск отправился в середине V века послом к знаменитому гунну Атилле. По дороге он встретил симпатичных туземцев. Туземцы покатали его на лодке-долблёнке, предложили красивых женщин "для соития" и угостили чудным хмельным пойлом. От соития осторожный византиец отказался, а название напитка запомнил навсегда. И даже передал его потомкам.
Мёд - традиционный слабоалкогольный напиток древних славян. Приготавливали его из мёда диких пчёл путем естественного брожения в деревянной кадке. Для ускорения брожения и увеличения объёма пойла, в мёд добавляли ягодный сок малины или брусники. Готовый продукт получался лет эдак через десятъ-пятнадцать выдержки. Полученный таким путем мёд назывался ставленым. Сами понимаете, что при такой технологии (сахар появится в наших краях аж в XVIII веке, а перегонный куб - прообраз самогонного аппарата - где-то в конце ХV-го!) много не выпьешь и голову не отяжелишь.
Пока славян было мало, мёда для ритуального зимнего пьянства хватало на всех. Но для мёда нужны пчёлы. А славяне плодились куда быстрее, чем бедные пчёлы, у которых они отбирали мед. И тут кто-то принес с юга весть, что греки и римляне давно уже охмеляются виноградным вином. Банды славянских богатырей тут же ринулись на завоевание стратегически важных объектов - винных погребов цивилизованных стран. Балканский полуостров упал им в лапы, как перезревшая гроздь. Все вплоть до Альп затопила жаждущая пития славянская рать. Это был наш славянский вклад в эпоху Великого переселения народов.
Встреча с Бахусом. Кто видел пьяную женщину (кто её не видел?), знает, что это за счастье.
Это событие, случившееся в VI веке нашей эры, следует считать эпохальным. Древние славяне впервые разделились на разные группы. Причем основой их разделения стало отношение к спиртным напиткам. Из единого этнического массива выделилась группа южнославянских народов. От собратьев, оставшихся на севере, их отличает важный философский элемент мировоззрения - всем прочим спиртным напиткам южные славяне предпочитают сухое виноградное вино.
То, что именно вино интересовало славян на юге, доказывает поход папы князя Владимира - киевского князя Святослава в Болгарию 400 лет спустя. На новом историческом витке он попытался повторить подвиг пращуров и перенести свою столицу Руси поближе к источникам хмельного веселья.
"Не любо мне сидеть в Киеве,
- сказал Святослав, -
хочу жить на Дунае. Там середина земли моей. Туда стекаются все блага. Из Руси - мёд, а из Греческой земли - вина".
Зато после оттока эмигрантов на юг в северных лесах наступило временное равновесие. Сокращение народонаселения помогло восстановиться пчёлам. Мёда снова стало хватать на всех. Гульба пошла пуще прежнего. "Русы пьют днём и ночью,
- упоминал арабский путешественник Ибн Фадлан,
– а иногда даже умирают с кубками в руках".
В это же время в технологии приготовления мёда произошло важное усовершенствование. Пращуры заметили: если пчелиный мёд, смешанный с ягодным соком, подогреть на огне, процесс брожения пойдет быстрее. Ждать 10 лет уже не надо. Варить мёд нужно быстро, как пиво, и тут же употреблять.
Как утверждает "Повесть временных лет", князь Владимир, отразив в городе Василеве нашествие печенегов, приказал сварить 300 перевар пива:
"Собрал он своих бояр и посадников и старейшин со всех городов. И праздновал князь Владимир тут восемь дней и вернулся в Киев. И тут снова праздник справлял, созвав неисчислимое множество народу".
Отзвуком этого Золотого века навсегда осталось слово "пир", которое произошло от "пити".
То, что в таких условиях мы должны были превратиться в христиан, было предопределено свыше. Расспрашивая мусульман об их вере, Владимир, по словам летописи, долго и с удовольствием слушал о рае, где каждого будут ублажать 70 прекрасных дев - "ибо сам любил многоблудие". Но как только дело дошло до запрета пить, тут же изрек то самое, хрестоматийное: "Руси есть веселие пити - не можем без сего быти".
И тут же принял христианство.
Европа тоже под столом. Картина художника Жозе Мальоа из жизни евроалкоголиков.
Уже в княжеские времена установилась иерархия спиртных напитков. Простой народ пил пиво - сваренный из зерна слабоалкогольный напиток. Верхушка общества предпочитала ставленые выдержанные меды. Верхом же изыска считалось заморское вино. Его привозили из далекой Греции. Пиры князя Владимира остались в памяти, потому что для Руси это было время побед. Золотой век. Мёд и вино буквально текли рекой.
Почему сами вино не делали? А не было у них такой возможности. На территории Киевской Руси виноград не рос. Ведь южная граница пролегала всего на 100 километров южнее Киева - по речке Рось, контролировали византийцы. Одесскую, Херсонскую, Николаевскую, Запорожскую и Донецкую области населяли кочевники - печенеги и половцы. А большую часть Руси вообще занимали земли Великого Новгорода - очень северные края. Где тут брать сырьё для вина? Первое собственно русское вино появилось только в XIX веке, когда на Дону завели виноградники и стали производить знаменитое цимлянское вино, а князь Голицын заложил основы крымского виноделия. Но для этого было нужно, чтобы Екатерина Вторая завоевала южные степи и Крым.
Так что не напрасно восстановили в Одессе памятник Екатерине Второй. Благодаря этой великой женщине и её не менее славным "екатерининским орлам" - Потёмкину и Суворову, наш народ получил возможность пить благородное вино - сухое. Вклад в это дело запорожских казаков, воевавших в составе армии императрицы с турками, тоже, естественно, не следует забывать. У победы ведь много отцов, в отличие от поражения.
А где-то посредине между этими двумя величайшими взлетами Православной цивилизации - между Владимиром Святым и Екатериной Великой - произошло величайшее падение Руси.
Какие-то сволочи завезли в наши края водку. И убедили нас, что это наш национальный напиток.
Русь не знала водочного алкоголизма. Она пила ставленые меды и изредка импортные вина.
Как ни странно, первыми спирт изобрели арабы. То есть те самые мусульмане, которым Коран запрещает пить. Само слово "алкоголь" арабского происхождения. Оно означает "дух" или "дурман". А ещё "тончайшая сущность всех вещей". В общем, богатое слово! Арабский врач и алхимик Рабез, работавший в знаменитом Багдадском госпитале, получил из старого вина нечто спиртоподобное ещё в 860 году. На Руси тогда правил ещё прадедушка Владимира - легендарный князь Хельги. Он же - Олег.
Чтобы получить спирт, Рабезу был нужен перегонный куб. Этот прибор принципиально ничем не отличался от набора юного химика. Его во времена нашего детства продавали в специализированных магазинах, которые тоже назывались "Юный химик".
Вопрос в другом: почему арабы, которые изобрели спирт, его не пили - ни в чистом виде, ни в разбавленном? Табу на употребление крепких спиртных напитков в арабском мире связано с невероятно жарким климатом тех мест, где возник ислам. Действительно, попробуйте выпить пол-литра на солнцепеке в Аравийской пустыне! Сразу окочуритесь!
Поэтому арабские первооткрыватели спирта использовали его только как закрепитель ароматов при производстве духов. Ведь лучшие духи во времена Средневековья производили не в Париже, а в Аравии - на родине пророка Мохаммеда. Выражение "аравийские благовония" знали все тогдашние европейские дамы.
Западные купцы вывезли эту технологию с Востока. А слово "алкоголь" буквально перевели с арабского на латынь. Спирт - он же "ершив" - тоже означает "дух".
Но вскоре выяснилось, что если в спирт вместо благовоний добавить обычную воду, то этот "дух" можно запустить прямо внутрь себя. Новый напиток содержал страшную энергию. Попав в человека, он действовал, как атомная бомба. Ноги сами пускались в пляс. Языки развязывались. Кровь разгоняла даже жестокий мороз.
А в XV-XVII веках зимой было куда холоднее, чем сегодня. Шел так называемый Малый ледниковый период. В Лондоне замерзала Темза, в Амстердаме - каналы, а на Руси просто зуб на зуб не попадал от холода.
А дальше умные, коммерчески одарённые западные торговые людишки подумали: а почему бы не продавать эту штуку славянам, раз уж они так любят пить? В 1386 году генуэзское посольство завезло спирт в Великое княжество Литовское, под власть которого попала западная часть Киевской Руси. Появление в наших краях "огненной воды" привело к чудовищному падению нравов.
Это в "Тарасе Бульбе" приятно читать, как лежит посреди дороги, раскинув ноги, в шароварах пьяный казак. А представьте, сколько ему нужно было выпить, чтобы так лечь - точнее, ПАСТЬ? И кому ушли его денежки, пропитые до остатка? Конечно же, шинкарю, для описания которого у Гоголя не нашлось таких ярких красок, как для запорожца.
В той части Руси, где образовалось Московское царство, новую разновидность "зеленого змия" быстро взяли под государственный контроль, а иностранных торговцев спиртным выгнали в три шеи. Уже во времена Ивана Грозного там существовали государевы кабаки. Каждый алкоголик не просто пил, а укреплял государственный бюджет, на который обновлялись крепостные стены и возводились каменные палаты.
А по-украински водка недаром называется "горілка". То есть "огненная вода". Кстати, по-польски "горілка" - "гор-залка". Эта часть Руси подпала под власть Польши. И водка тут проявила себя куда горячее! Воистину пронеслась "огнём и мечём" по городам и селам. А также - еврейским местечкам.
И было это совсем не весело. Примерно, как сейчас в зоне АТО. В Украине питейные заведения - корчмы - во времена Речи Посполитой принадлежали преимущественно польской шляхте. Это была её привилегия. Но сами магнаты и шляхтичи не хотели заниматься хлопотной экономической деятельностью, предпочитая ей попойки и охоту. Свои "наливайки" они сдавали в аренду. Большинство этих арендаторов происходили из еврейских общин, переселившихся в Украину из Германии. Это вызвало в Украине чудовищный взрыв алкогольно-национальных противоречий!
Вот что писал по этому поводу известный еврейский историк Дубнов в книге "Краткая история евреев":
"В Польше выше всех стоял класс землевладельцев (шляхта), а ниже всех - класс земледельцев-крестьян; между ними евреи занимали среднее место, как торгово-промышленный класс... Евреи часто держали в аренде шляхетские поместья и, таким образом, приобретали ту власть над крестьянами, которую имели паны. Сталкиваясь чаще с арендатором-евреем, чем с польским паном, русский крестьянин считал первого главным виновником своих бедствий и стремился отомстить ему. Долго накоплявшееся недовольство привело, наконец, к страшному восстанию казаков и русских крестьян в последний год царствования Владислава IV. Во главе восставших украинцев стоял казацкий сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий".
Смерды, получившие потом именование "крестьяне", пили брагу. Древнее праславянское её название - браванда, это слово есть в словаре Даля, это слово имеет арийскую форму.
У самих арьев засвидетельствовано изготовление и использование "сомы", так напиток называли в Ведах и "хаомы" - так называли его в Авесте. Чередование "С" у индийских ариев и "Х" у ариев иранских закономерно. Например название страны "Индия" возникло из персидского его названия Хинду. Сами древниеиндийские арии называли себя Синду.
Из истории известно что некоторых ариев, саков, даже именовали по варке хаомы, их племена называли "хаомаварга", т.е. "варганящие хаому", варящие её.
Оказывается слово "варганить" очень древнее, досталось нам от наших очень дальних генетических и языковых предков - ариев.
Вот так народ из тысячелетия в тысячелетие и варил себе питьё. Тысячелетия минули, а народ вот он, остался и традиции все сохранил. Рецептов полно.
А вино, что ж, вино хорошая штука. Вот только греки пили его разведённым водой
(просто ужас, смерть вкусу и аромату) и упрекали скифов
(это греки так этот народ называли, сами себя они называли сколоты или споры) в том что те пили вино чистым, неразбавленным.
А кто такие скифы, как не предки славян?
Из ПВЛ знаем что часть славян пришла на Русскую равнину с Дуная. Является ли Придунавье винодельческой областью? Конечно! Все любят токайское? Женщины - наверняка любят. Уж не кочевые скотоводы ли венгры - мигранты из Приуралья научили всех местных славян его делать?
Какой вывод напрашивается? А простой, с глубокой древности наши предки арии, скифы, славяне знали вино, умели его делать и правильно употреблять - неразбавленным.
А греки? А что греки? Это ж другая гаплогруппа, неарийская, у них обмен веществ иной, многие даже молоко натуральное употреблять не могли из-за непереносимости лактозы, вот и пошли у них кисломолочные продукты и сычужный сыр.
Славяне и их предки молоко и алкоголь переносят гораздо лучше чем другие народы, лактозу переваривают наура, а потому сычужный сыр появился у них лишь в 19 веке, своего свежайшего творожка всегда хватало. Кстати русское слово "творог" очень древнее и сакральное. У украинцев наш творог называется "сыр". Вот таким сыр был на Руси всегда, свежим продуктом, а не ферментированным, сброженным, солёным и высушенным.
Интересно?
Уже на первых страницах «Повести временных лет». И с тех пор не просыхает на листах книг и протоколов.
«Руси веселие есть пити» - эта фраза князя Владимира из летописи стала крылатой. Ее помнят даже те, кто вообще ничего не читал, кроме этикеток на бутылках. Так и вижу, как это было. Князь Владимир слушает скучные прения муллы, раввина и попа о вере, начинает засыпать от обещаний посмертных райских удовольствий, и вдруг его осеняет внезапное озарение. Князь берет в руку кубок. Хлобысь! Бодрый звук булькающей жидкости в глотке, как в водостоке. Смачное кряканье. Хорошо! Никакого рая не надо. Тем более что рай нельзя повторить, а чарочку можно.
Напиться и забыться. Тоже выход. Но выйдя из этого состояния, все равно вернешься в реальность.
Но что пили наши предки во времена Владимира? Вот вопрос важнее гамлетовского! Как известно, самый знаменитый русский напиток-водка. По-украински - горилка. Но скажу вам сразу: водка - это не русское изобретение. И не украинское. И, возможно, князь Владимир просто разорвал бы на части того, кто впервые завезет это адское изобретение на Русь. Ведь последствия водочного алкоголизма ужасны. Ничего в них веселого нет. Кто видел пьяную женщину с синим лицом (а кто ее не видел в наших краях?) или не менее часто встречающегося синюшного мужика, вряд ли станет спорить со мной.
Но водочный алкоголизм возник сравнительно недавно, только когда появился избыток ржаного и пшеничного зерна - сырья для производства как хлеба, так и водки. Еще 100 лет назад наш пращур стоял перед выбором: есть или пить? На то и на другое одновременно у него просто не хватало средств.
И хотя корчма была обычным явлением в каждом украинском селе (она располагалась прямо на въезде в него), но на постоянное пьянство просто не хватало денег. Многодетная семья и высокие темпы тогдашней рождаемости доказывают, что украинцы пили не так уж много. Алкоголик был исключением, а не правилом. А нынешних бомжей, слоняющихся с бутылкой по улицам Киева, в старом селе просто невозможно было представить.
Но если быть точным, то первым славянским словом, подаренным мировой цивилизации, было название хмельного напитка. Не «спутник». И не «матрешка». А «мед» - «медос», как записал его по латыни византийский дипломат Приск Панийский. Приск отправился в середине V века послом к знаменитому гунну Атилле. По дороге он встретил симпатичных туземцев. Туземцы покатали его на лодке-долбленке, предложили красивых женщин «для соития» и угостили чудным хмельным пойлом. От соития осторожный византиец отказался, а название напитка запомнил навсегда. И даже передал его потомкам.
Мед - традиционный слабоалкогольный напиток древних славян. Приготавливали его из меда диких пчел путем естественного брожения в деревянной кадке. Для ускорения брожения и увеличения объема пойла в мед добавляли ягодный сок малины или брусники. Готовый продукт получался лет эдак через десятъ-пятнадцать выдержки. Полученный таким путем мед назывался ставленым. Сами понимаете, что при такой технологии (сахар появится в наших краях аж в XVIII веке, а перегонный куб - прообраз самогонного аппарата - где-то в конце ХУ-го!) много не выпьешь и голову не отяжелишь.
Пока славян было мало, меда для ритуального зимнего пьянства хватало на всех. Но для меда нужны пчелы. А славяне плодились куда быстрее, чем бедные пчелы, у которых они отбирали мед. И тут кто-то принес с юга весть, что греки и римляне давно уже охмеляются виноградным вином. Банды славянских богатырей тут же ринулись на завоевание стратегически важных объектов - винных погребов цивилизованных стран. Балканский полуостров упал им в лапы, как перезревшая гроздь. Все вплоть до Альп затопила жаждущая пития славянская рать. Это был наш славянский вклад в эпоху Великого переселения народов.
Встреча с Бахусом. Кто видел пьяную женщину (а кто ее не видел в наших краях?), знает, что это за счастье.
Это событие, случившееся в VI веке нашей эры, следует считать эпохальным. Древние славяне впервые разделились на разные группы. Причем основой их разделения стало отношение к спиртным напиткам. Из единого этнического массива выделилась группы южнославянских народов. От собратьев, оставшихся на севере, их отличает важный философский элемент мировоззрения - всем прочим спиртным напиткам южные славяне предпочитают сухое виноградное вино.
То, что именно вино интересовало славян на юге, доказывает поход папы князя Владимира - киевского князя Святослава в Болгарию 400 лет спустя. На новом историческом витке он попытался повторить подвиг пращуров и перенести свою столицу Руси поближе к источникам хмельного веселья. «Не любо мне сидеть в Киеве, - сказал Святослав, - хочу жить на Дунае. Там середина земли моей. Туда стекаются все блага. Из Руси - мед, а из Греческой земли - вина».
Зато после оттока эмигрантов на юг в северных лесах наступило временное равновесие. Сокращение народонаселения помогло восстановиться пчелам. Меда снова стало хватать на всех. Гульба пошла пуще прежнего. «Русы пьют днем и ночью, - упоминал арабский путешественник Ибн Фадлан, – а иногда даже умирают с кубками в руках».
В это же время в технологии приготовления меда произошло важное усовершенствование. Пращуры заметили: если пчелиный мед, смешанный с ягодным соком, подогреть на огне, процесс брожения пойдет быстрее. Ждать 10 лет уже не надо. Варить мед нужно быстро, как пиво, и тут же употреблять.
Как утверждает «Повесть временных лет», князь Владимир, отразив в городе Василеве нашествие печенегов, приказал сварить 300 перевар пива: «Собрал он своих бояр и посадников и старейшин со всех городов. И праздновал князь Владимир тут восемь дней и вернулся в Киев. И тут снова праздник справлял, созвав неисчислимое множество народу». Отзвуком этого Золотого века навсегда осталось слово «пир», которое произошло от «пити».
То, что в таких условиях мы должны были превратиться в христиан, было предопределено свыше. Расспрашивая мусульман об их вере, Владимир, по словам летописи, долго и с удовольствием слушал о рае, где каждого будут ублажать 70 прекрасных дев - «ибо сам любил многоблудие». Но как только дело дошло до запрета пить, тут же изрек то самое, хрестоматийное: «Руси есть веселие пити - не можем без сего быти». И тут же принял христианство.
Европа тоже сползала под стол. Картина португальского художника Жозе Мальоа из жизни евроалкоголиков
Уже в княжеские времена установилась иерархия спиртных напитков. Простой народ пил пиво - сваренный из зерна слабоалкогольный напиток. Верхушка общества предпочитала ставленые выдержанные меды. Верхом же изыска считалось заморское вино. Его привозили из далекой Греции. Пиры князя Владимира остались в памяти, потому что для Руси это было время побед. Золотой век. Мед и вино буквально текли рекой.
Почему сами вино не делали? А не было у них такой возможности. На территории Киевской Руси виноград не рос. Ведь южная граница пролегала всего на 100 километров южнее Киева - по речке Рось. Крым контролировали византийцы. Одесскую, Херсонскую, Николаевскую, Запорожскую и Донецкую области населяли кочевники - печенеги и половцы. А большую часть Руси вообще занимали земли Великого Новгорода - очень северные края. Іде тут брать сырье для вина? Первое собственно русское вино появилось только в XIX веке, когда на Дону завели виноградники и стали производить знаменитое цимлянское вино, а князь Голицын заложил основы крымского виноделия. Но для этого было нужно, чтобы Екатерина Вторая завоевала южные степи и Крым.
Так что не напрасно восстановили в Одессе памятник Екатерине Второй. Благодаря этой великой женщине и ее не менее славным «екатерининским орлам» - Потемкину и Суворову, наш народ получил возможность пить благородное вино - сухое. Вклад в это дело запорожских казаков, воевавших в составе армии императрицы с турками, тоже, естественно, не следует забывать. У победы ведь много отцов, в отличие от поражения.
А где-то посредине между этими двумя величайшими взлетами Православной цивилизации - между Владимиром Святым и Екатериной Великой - произошло величайшее падение Руси.
Какие-то сволочи завезли в наши края водку. И убедили нас, что это наш национальный напиток.
Древняя Русь не знала водочного алкоголизма. Она пила ставленые меды, пиво и изредка импортные вина
Как ни странно, первыми спирт изобрели арабы. То есть те самые мусульмане, которым Коран запрещает пить. Само слово «алкоголь» арабского происхождения. Оно означает «дух» или «дурман». А еще «тончайшая сущность всех вещей». В общем, богатое слово! Арабский врач и алхимик Рабез, работавший в знаменитом Багдадском госпитале, получил из старого вина нечто спиртоподобное еще в 860 году. На Руси тогда правил еще прадедушка Владимира - легендарный князь Хельги. Он же - Олег.
Чтобы получить спирт, Рабезу был нужен перегонный куб. Этот прибор принципиально ничем не отличался от набора юного химика. Его во времена нашего детства продавали в специализированных магазинах, которые тоже назывались «Юный химик».
Вопрос в другом: почему арабы, которые изобрели спирт, его не пили - ни в чистом виде, ни в разбавленном? Табу на употребление крепких спиртных напитков в арабском мире связано с невероятно жарким климатом тех мест, где возник ислам. Действительно, попробуйте выпить пол-литра на солнцепеке в Аравийской пустыне! Сразу окочуритесь!
Поэтому арабские первооткрыватели спирта использовали его только как закрепитель ароматов при производстве духов. Ведь лучшие духи во времена Средневековья производили не в Париже, а в Аравии - на родине пророка Мохаммеда. Выражение «аравийские благовония» знали все тогдашние европейские дамы.
Западные купцы вывезли эту технологию с Востока. А слово «алкоголь» буквально перевели с арабского на латынь. Спирт - он же «ершив» - тоже означает «дух».
Но вскоре выяснилось, что если в спирт вместо благовоний добавить обычную воду, то этот «дух» можно запустить прямо внутрь себя. Новый напиток содержал страшную энергию. Попав в человека, он действовал, как атомная бомба. Ноги сами пускались в пляс. Языки развязывались. Кровь разгоняла даже жестокий мороз.
А в XV-XVII веках зимой было куда холоднее, чем сегодня. Шел так называемый Малый ледниковый период. В Лондоне замерзала Темза, в Амстердаме - каналы, а на Руси просто зуб на зуб не попадал от холода.
А дальше умные, коммерчески одаренные западные торговые людишки подумали: а почему бы не продавать эту штуку славянам, раз уж они так любят пить? В 1386 году генуэзское посольство завезло спирт в Великое княжество Литовское, под власть которого попала западная часть Киевской Руси. Появление в наших краях «огненной воды» привело к чудовищному падению нравов.
Это в «Тарасе Бульбе» приятно читать, как лежит посреди дороги, раскинув ноги, в шароварах пьяный казак. А представьте, сколько ему нужно было выпить, чтобы так лечь - точнее, ПАСТЬ? И кому ушли его денежки, пропитые до остатка? Конечно же, шинкарю, для описания которого у Гоголя не нашлось таких ярких красок, как для запорожца.
В той части Руси, где образовалось Московское царство, новую разновидность «зеленого змия» быстро взяли под государственный контроль, а иностранных торговцев спиртным выгнали в три шеи. Уже во времена Ивана Грозного там существовали государевы кабаки. Каждый алкоголик не просто пил, а укреплял государственный бюджет, на который обновлялись крепостные стены и возводились каменные палаты.
А по-украински водка недаром называется «горілка». То есть «огненная вода». Кстати, по-польски «горілка» - «гор-залка». Эта часть Руси подпала под власть Польши. И водка тут проявила себя куда горячее! Воистину пронеслась «огнем и мечем» по городам и селам. А также - еврейским местечкам.
И было это совсем не весело. Примерно, как сейчас в зоне АТО. В Украине питейные заведения - корчмы - во времена Речи Посполитой принадлежали преимущественно польской шляхте. Это была ее привилегия. Но сами магнаты и шляхтичи не хотели заниматься хлопотной экономической деятельностью, предпочитая ей попойки и охоту. Свои «наливайки» они сдавали в аренду. Большинство этих арендаторов происходили из еврейских общин, переселившихся в Украину из Германии. Это вызвало в Украине чудовищный взрыв алкогольно-национальных противоречий!
Вот что писал по этому поводу известный еврейский историк Дубнов в книге «Краткая история евреев»: «В Польше выше всех стоял класс землевладельцев (шляхта), а ниже всех - класс земледельцев-крестьян; между ними евреи занимали среднее место, как торгово-промышленный класс... Евреи часто держали в аренде шляхетские поместья и, таким образом, приобретали ту власть над крестьянами, которую имели паны. Сталкиваясь чаще с арендатором-евреем, чем с польским паном, русский крестьянин считал первого главным виновником своих бедствий и стремился отомстить ему. Долго накоплявшееся недовольство привело, наконец, к страшному восстанию казаков и русских крестьян в последний год царствования Владислава IV. Во главе восставших украинцев стоял казацкий сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий».
Михаил Щипанов
Все последние пятьсот лет в стране идёт как бы перетягивание психологического каната. Борьба между страстью к лёгкой алкогольной наживе и заботой о здоровье нации. В ближайшие годы в Таможенном союзе будет введён единый акциз на спирт – 23 евро (примерно 900 рублей) за литр. То есть бутылка классической водки может стоить более четырёхсот рублей. Понятно, что, как всегда, мнения насчёт такой меры разделятся. Немало критиков будут предвещать рост потребления суррогатов и расцвет самогоноварения. Но то, что водка не может оставаться товаром первейшей доступности, понятно всем.
Геополитика князя Владимира
Члены общества трезвости. Начало XX века.
Так уж сложилось, что важнейший исторический выбор крестителя Руси летописец связал с алкогольной темой. Кто не слышал истории о том, как Красное Солнышко отверг предложение влить Русь в лоно исламского мира, мотивировав свой отказ запретом пророка на употребление алкоголя. «Веселие на Руси есть пити», - столетиями радостно цитировали князя выпивохи, словно бы кто-то вёл протокол встреч Владимира Святославовича с заезжими проповедниками. Понятно, что легенда о выборе православия - чистой воды сказка, коими полна история любой древней страны. Русь просто нуждалась в поддержке сильного геополитического союзника - православной Византии. Но видно, что уже в XI-XII веках, когда писались и переписывались анналы, тема виночерпия была не последней по значению в представлении русичей той эпохи.
Считается, что впервые виноградный спирт под названием «аквавита» - вода жизни - появился в России уже после Куликовской битвы. Где-то в конце восьмидесятых - начале девяностых годов XIV века. Оно и понятно. Знаменитая битва не позволила «мамаевцам» перекрыть торговые пути из Крыма, и генуэзские купцы, чувствительные к новым тенденциям в экономике, рискнули завезти новый товар в Москву. Правда, судя по всему, на наших предков, привыкших к медовухам, чача не произвела особого впечатления.
Правда, во второй половине века пятнадцатого у нас создаётся собственное винокуренное производство. Причём за неимением винограда спирт стали гнать из зёрен ржи. Так что марка «Ржаная» может считаться самым древним российским водочным брендом. И вот что характерно: фактически сразу спиртовое производство становится государственной монополией. Более того, в девяностых годах пятнадцатого века Иван Третий лишает даже монастыри права на возгонку алкоголя. А в 1553 году в столице появляется первый «царёв кабак». Торговля водкой полностью сосредотачивается в руках государства. Более того, наместники самых отдалённых областей получают строжайшее предписание пресекать всякую частную торговлю водкой в корчмах. Наливали исключительно в царских кружечных дворах.
С одной стороны, это было исключительно правильное решение, поскольку вводился единый стандарт алкоголя, усиливался контроль над его производством и самой технологией. Но, с другой стороны, у государственных мужей Руси усиливался соблазн как можно полнее пополнять казну деньгами, отдающими спиртом.
Собор о кабаках
Лотерейный билет «Книга вместо водки». 1930 год.
Погоня за пьяным бюджетом всегда выходила России боком. Чья-то «мудрая» голова допустила появление алкогольных откупов. Это когда кабатчик заранее вносит в казну оговоренную сумму, а потом, говоря современным языком, начинает с лихвой отбивать затраты. Появляются и так называемые «кабацкие головы», целовальники. Их выбирают общины. Так вот, держатели таких питейных должностей отчитываются об алкогольном обороте перед наместниками, финансовыми приказами. Причём кабацкие головы были обязаны ежегодно повышать государственную прибыль от виноторговли. Понятно, все эти непродуманные шаги привели к скачку коррупции и злоупотреблений. Уже тогда появилась палёная водка.
Столкнувшись с прямой угрозой стабильности в русском царстве, государство впервые в своей истории спохватилось. Алексей Михайлович Тишайший предпочёл вынести алкогольную тему на самое широкое обсуждение, прибегнув, пожалуй, к самой демократической процедуре в тогдашней Европе - созыву Собора. Этот форум так и вошёл в историю, как Собор о кабаках. Вопрос встал о реформировании всей алкогольной политики. В результате покончили с откупами, явлением явно негативным. Запретили продавать водку в кредит, что приводило к закабалению выпивох. Наконец, было принято решение окончательно закрыть частные кабаки. Отцы церкви выступили с серией проповедей против пьянства, заменив собою нынешнее санитарное просвещение.
Но, как часто бывало на Руси, хорошие законы, их строгость компенсировались их же неисполнением. Через некоторое время опять были введены в некоторых регионах откупа, а дворяне получили право на производство водки, хоть и по фиксированным ценам.
Водочное дело Павла Петровича
На протяжении последующих двух веков отношение государства и зелёного змия больше всего напоминало волновую теорию. Государство то отпускало вожжи, то вновь пыталось взять бразды алкогольного рынка в свои твёрдые руки. И опять всё повторялось.
С одной стороны, казна всегда была пустовата. Особенно во время войн. С другой - все видели огромный ущерб от пьянства, в которое погружались целые сословия. Собственно, эти две тенденции до сих пор и характерны для нашей северной страны, в которой алкоголь входит в необходимый пищевой набор, помогая расщеплять жирную пищу, без которой в морозы пришлось бы крайне трудно.
Вот и Пётр Первый сначала расширяет практику откупов - Северная война высасывала все соки из страны, - а затем обкладывает все винокуренные производства специальной пошлиной, которую высчитывали с каждого перегонного куба, с уже готовой продукции. При Екатерине водочные привилегии, дарованные дворянству, которое повсеместно устраивает винокурни в своих имениях, постепенно приводят к тому, что водка частная начинает на рынке вытеснять казённую. Нечто подобное случилось в правление Егора Гайдара. Пьянство перестало пополнять даже государственный бюджет: частный бизнес продолжал обогащаться, а государству оставалось платить только за разбитые всеобщей алкоголизацией черепки.
Павел Петрович, вступив на престол, в отличие от своей матушки, с дворянством ссориться не боялся и начал жёстко восстанавливать государственную монополию. Не исключено, что одним из мотивов его устранения было и недовольство шляхты, терявшей огромные доходы.
Александр вынес свой урок из обстоятельств убийства своего батюшки, а потому долгое время в водочные проблемы не вникал и не вмешивался. И откупами, и возгонкой спирта уже стали открыто заниматься не только дворяне, но и купечество, увидевшее надёжный источник необременительной наживы.
И только в 1819 году правительство Александра Первого вводит строгую госмоноплию (в который уже раз!). В новых условиях государство брало на себя всё производство водки и её оптовую продажу. А вот розница оставалась в руках частных торговцев. И, видимо, впервые вводилась единая для всей империи цена «воды жизни» - семь рублей за ведро. Так в стране попытались пресечь любую алкогольную спекуляцию.
Революция на трезвую голову
Советский антиалкогольный плакат. Вторая половина 1950-х годов.
О введении первого российского сухого закона написаны целые библиотеки. И до сих пор не утихают споры «за» и «против» таких радикальных мер. Между тем, втягиваться в масштабную войну в стране решили исключительно на трезвую голову. С 19 июня 1914 года вводится сухой закон на время мобилизации. А с августа, когда грянули первые раскаты Первой мировой, и до конца военных действий.
Крепкий (подчеркнём) алкоголь можно было приобрести только в ресторанах. Как результат, его потребление на душу населения упало более чем в десять раз. Причём то решение царского правительства имело долговременный эффект, поскольку только в 1960 году подушевое потребление алкоголя вышло на уровень 1913 года, с показателями которого так любили сравнивать свои достижения коммунистические руководители.
Но самое примечательное, на мой взгляд, заключается в том, что во многом так называемый сухой закон не был навязан сверху. Существует постановление кабинета министров от 27 сентября 1914 года, которое фактически делегировало право на введение запрета на торговлю алкоголем в разных регионах городским думам и сельским общинам. Таким образом, вытеснение водки из российской повседневности стало как бы общим делом, построенным на чисто демократических началах. И такой поворот для меня куда более важен, чем показатели официальной статистики, зафиксировавший снижение преступности на 70 процентов, уполовинивание числа самоубийств на почве алкогольных расстройств и т.д.
Более того, ряд депутатов Государственной думы внесли на рассмотрение коллег законопроект «Об утверждении на вечные времена в Российском государстве трезвости». Конечно, вечного ничего не бывает. Но депутаты уловили тренд эпохи.
Надо сказать, что опытом царского правительства долгое время не пренебрегали и комиссары. Поскольку Совнарком запретил уже в декабре 1917 продажу и производство водки в стране. Конечно, параллельно процветало самогоноварение, с которым власти боролись с переменным успехом. Достаточно сказать, что в начале двадцатых годов власти решили напрямую стимулировать милиционеров, пообещав пятьсот рублей за каждый изъятый самогонный аппарат. И счёт конфискованных кубов пошел на десятки тысяч.
Но надолго сопротивляться преимуществам пьяного бюджета воли у новых властей не хватило. И 26 августа 1923 был дан зелёный свет возобновлению казённой возгонки. Появилась та самая, по выражению Михаила Булгакова, новоблагословенная, прозванная в честь главы Совета народных комиссаров «Рыковкой».
Игра минерального секретаря
Так начиналась антиалкогольная кампания времён Горбачёва. 1985 год.
Антиалкогольная кампания Михаила Горбачёва во многом стала камнем преткновения в оценке его государственной деятельности. Мало кто сомневался в том, что тревожные звонки, которые власть получала от учёных-социологов и врачей - побуждали её к решительным действиям. По оценкам академика Фёдора Углова, подушное потребление алкоголя достигла уже той черты, за которой фактически начинается вырождение нации.
Новый генсек понимал, что его антиалкогольная политика встретит поддержку населения, а это для него было архиважно, учитывая, что в политбюро в 1985 году оставались его тайные противники. «В утверждении норм трезвости, - заявил Горбачёв в своей речи в Тюмени, - никакого отклонения не будет. Задачу эту мы решим твёрдо и неукоснительно».
Проблема только свелась к известному изречению - хотели как лучше…
Как вспоминал будущий гэкачепист Валерий Болдин, который в те времена работал помощником генсека, Горбачёв дал указание ответить на многочисленные обращения в ЦК по поводу пьяного угара, охватившего все этажи общества сверху донизу. Изначально предполагалось снизить производство дешёвых плодово-ягодных вин и постепенно сокращать производство водки. На коньяки, сухое вино и шампанское жёсткие ограничительные меры не должны были распространяться. Предполагалась вполне логичная, но отнюдь не зубодробительная антиалкогольная кампания. Но во время обсуждения проекта постановления на заседании политбюро вожди, заводя друг друга, стали предлагать все более жёсткие поправки. Последовательность мер была заменена «кавалерийской атакой». По словам Болдина, самые яростные борцы с зелёным змием на заседаниях в кулуарах говорили, что навязанные темпы реформы ни к чему хорошему не приведут. Таков парадокс нашей кухонной политики.
Проявившиеся вскоре перегибы не только лишили бюджет десятков миллиардов, - а казна и так пустела по причине резкого падения цен на нефть, 8 долларов стоил тогда пресловутый баррель, - но и нанесли удар по экономике соцстран, поставлявших в СССР вина, пиво и крепкий алкоголь. Их, как водится, не удосужились предупредить о новых ограничениях. В отношениях с братьями по классу появились новые трещины. Забавно, что на первом октябрьском правительственном приёме 1985 года резко сократилось число гостей. А потому на последующих на столы вернули вино и коньяки. Большая политика не выдержала такого испытания.
В целом же на первых порах было зафиксировано значительное снижение производственного травматизма, бытовой, подпитываемой алкогольными парами преступности. Однако излишний радикализм ограничительных мер неизбежно привёл к фантастическому росту самогоноварения, потреблению суррогатов, скачку экономической преступности. К концу восьмидесятых начался отход от изначальных драконовских методов изничтожения зелёного змия. По престижу команды Горбачёва был нанесен фатальный удар.
Послесловие
Почтовая «антиалкогольная» марка. 1985 год.
Последствия гайдаровских реформ, особенно в сфере производства алкоголя, когда государство фактически лишили многовековой монополии, сказываются до сих пор, аукаясь контрафактом. И если Чехия буквально «на уши встала» от гибели двух десятков отравившихся, то у нас от алкогольных отравлений и принципиального алкоголизма на тот свет ежегодно уходит население среднего города. Нет, в последние годы государство наше не оставалось сторонним наблюдателем. Сначала водку изгнали из киосков. Затем с продуктовых оптовых рынков. Ввели строгие параметры для магазинов, имеющих право на торговлю алкоголем. Наконец, были установлены минимальные цены на водку, коньяк и разного рода наливки. Есть предложение по примеру скандинавских стран продавать крепкий алкоголь только в государственных специализированных магазинах, число которых будет невелико.
Но главный вывод, который делают эксперты, во многом сводится к тому, что по мере роста уровня жизни меняются и людские пристрастия, включая и алкогольные. А это уже выход на решение общей стратегической задачи, которую сейчас обдумывают общество и власти. Надеемся, решение это будет полезным для всех.
Веселие Руси есть пити
Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI - нач. XII в.), где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое запрещало употребление вина, он отказался: Руси есть веселие пити, не можем без того быти. И потому князь Владимир предпочел православие, поскольку Православная церковь употребление вина не запрещает и даже использует последнее в обряде причастия.
Известно как «историческое» самооправдание всех любителей «выпить и закусить» (шутл.-ирон.).
- - Азербайджанский национальный суп из молодой баранины, приготавливаемый в глиняной закрытой посуде в духовке. В настоящее закладываются подготовленные каштаны, нут, черный перец, лук, чеснок...
Кулинарный словарь
- - Веселие - ликование, торжество: Ту Игорь князь высѣдѣ изъ сѣдла злата, а въ сѣдло кощіево. Уныша бо градомъ забралы, а веселіе пониче. 22...
Слово о полку Игореве - словарь-справочник
- - 1) высшая степень радости, оба слова нередко употребляются рядом, образуя устойчивое словосочетание "радость и веселие" . Слово "веселие" может иметь общее значение, а иногда приближается к понятию "благополучие" ...
- - 1) с помощью этих слов в Синод. пер. передано выражение радости по поводу к.-л. события, в т.ч. по поводу избрания царя; Л. могло быть выражено в боевом или победном кличе воинов...
Библейская энциклопедия Брокгауза
- - Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора, где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой выбирал веру для Руси. От...
Словарь крылатых слов и выражений
- - веселье ср. весельство архан. радость, удовольствие, утеха, отрада; ·противоп. грусть, горе, печаль, кручина, скука, тоска; радостное расположение или состояние духа, и все что доставляет его, что утешает и радует...
Толковый словарь Даля
- - Ср. Почувствовал я к ним злобу неукротимую. Выпьемте! "Пити вмерти, й не numu вмерти; так вже лучше пити вмерти"... Островский. Доходное место. 3, 4. Досужев...
- - Ср. Чепуха все это, что "Руси есть веселие пити", вздор! На Руси пьют только с горя или от невежества, то есть опять-таки с горя. Таких питухов, чтобы пили для одного удовольствия или радости, у нас мало иль ничуть не...
Толково-фразеологический словарь Михельсона
- - Ср. Слушай, что деды-прадеды наши говаривали: перву пить - здраву быть; другую пить - ум веселить; утроить - ум устроить; четвертую пить - неискусну быть; пятую пить - пьяным быть; чара шестая - пойдет мысль иная...
Толково-фразеологический словарь Михельсона
- - Пити вмерти, й не пити вмерти; такъ вже лучше пити вмерти! Ср. Почувствовалъ я къ нимъ злобу неукротимую. Выпьемте! «Пити вмерти, ѣ не пити вмерти, такъ вже лучше пити вмерти»... Островскій. Доходное мѣсто. 3, 4. Досужевъ...
- - Руси веселіе есть пити. Ср. Чепуха все это, что «Руси есть веселіе пити», вздоръ! На Руси пьютъ только съ горя, или отъ невѣжества, то есть, опять-таки съ горя. Такихъ питуховъ, чтобы пили для одного удовольствія или...
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
- - Чару пить, здраву быть; другую пити, умъ веселити; утроити, умъ устроити; учетверити, умъ погубити; много пити, безъ ума быти! Ср. Слушай, что̀ дѣды-прадѣды наши говаривали: перву пить - здраву быть...
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
- - См. РУСЬ -...
- - См. РУСЬ -...
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- - Веселие на Руси есть пити. Книжн. Устар. О взгляде русских на хмельные напитки как на нечто веселящее душу. /i> Слова князя Владимира по Начальной летописи Нестора. БМС 1998, 77...
Большой словарь русских поговорок
- - ...
Словарь антонимов
"Веселие Руси есть пити" в книгах
ГЛАВА 1 «НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ)
Из книги Все о водке автора Дубровин ИванГЛАВА 1. «НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ)
Из книги Все о спиртных напитках автора Дубровин ИванВосточные славяне: «Веселие пити…»?
Из книги Священное опьянение. Языческие таинства Хмеля автора Гаврилов Дмитрий АнатольевичВосточные славяне: «Веселие пити…»? Возможно, первое упоминание о хмеле в древнерусских источниках встречается в Новгородской летописи малого извода:«В лето 6493 . Иде Володимиръ на Болгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьях, а Торкы берегомъ приведе на конехъ; и тако
§ 9. «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти»
Из книги Русские [стереотипы поведения, традиции, ментальность] автора Сергеева Алла Васильевна§ 9. «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти» Один из аргументов киевского князи Владимира в пользу принятия православия при крещении Руси в 988 году. Сейчас - русская народная пословица Любовь к горячительным напиткам в России общеизвестна и традиционна. Это
«Руси есть веселие пить»: досуг, пиры, пьянство, шахматы, чтение, охота
Из книги Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь автора Долгов Вадим Владимирович«Руси есть веселие пить»: досуг, пиры, пьянство, шахматы, чтение, охота Свободное время человек Древней Руси проводил в общении с друзьями и знакомыми. Часто оно происходило в обстановке праздничных застолий, поэтому поучения о выборе круга общения сменяются в Изборнике
Кандидат биологических наук Б. Казаченко (НИИ и Музей антропологии МГУ). «Веселие пити»
Из книги «Веселие пити» автора Казаченко БКандидат биологических наук Б. Казаченко (НИИ и Музей антропологии МГУ). «Веселие пити» Что пили на Руси «Ковши круговые, запенясь, шипят...» Иллюстрация В. М. Васнецова к поэме А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие
Есть на Руси офицеры
Из книги автораЕсть на Руси офицеры Депутаты все более умело распропагандировывали воинские части. Трудно уговорить милиционеров. Им, видимо, крепко платили. Один офицер-милиционер признался: в сутки дают по 40 долларов. А с солдатами найти общий язык просто – даем им продукты, сигареты,
«Есть привычка на Руси» (западные радиоголоса)
Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич«Есть привычка на Руси» (западные радиоголоса) «Моя дочка говорила:- Я твоё „бибиси“ на окно переставила». (Сергей Довлатов, «Соло на ундервуде»)По оценкам иностранных спецслужб, в послевоенные годы в СССР около 40 миллионов советских граждан с той или иной
Веселие Руси есть пити
Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим ВасильевичВеселие Руси есть пити Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI - нач. XII в.), где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое
Веселие Руси…
Из книги Реанимация [Записки врача] автора Найдин Владимир ЛьвовичВеселие Руси… Мне всегда нравились рослые люди. Такое ощущение, что им сверху видно то, что нам - малорослым (хотя у меня своих где-то метр семьдесят, но это если не сутулиться) - недоступно. А этот вошел - прямо под потолок. Еще и плечи широкие, и голова обритая. Даже свет
«НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ И ПРИМЕНЕНИЕ ВОДКИ В МЕДИЦИНЕ)
Из книги Лечение водкой и вином автора Говорова Е«НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ И ПРИМЕНЕНИЕ ВОДКИ В МЕДИЦИНЕ) Напитки играют немалую роль в истории и культурных традициях любого народа. Каждый из традиционных национальных напитков имеет свою неповторимую историю появления и особенностей употребления. Как
«ВЕСЕЛИЕ РУСИ»
Из книги Наблюдая за русскими. Скрытые правила поведения автора Жельвис Владимир Ильич«ВЕСЕЛИЕ РУСИ» Выше уже упоминалась распространённая легенда, по которой правивший в X веке киевский князь Владимир, решив отказаться от язычества в пользу какой-либо другой религии, разослал гонцов во все края земли, наказав им выбрать самую лучшую веру. Гонцам
Вадим Долгов Руси есть веселие пить!
Из книги Анти-Мединский. Опровержение. Как партия власти «правит» историю автора Кремлев СергейВадим Долгов Руси есть веселие пить!
* БЫЛОЕ * Веселие пити
Из книги Водка (июнь 2008) автора Русская жизнь журнал* БЫЛОЕ * Веселие пити Алкогольный уклонизм 1920-х
Есть веселие пить
Из книги автораЕсть веселие пить Я обычно в своих исследования перехожу от общего к частному, но на этот раз придется делать наоборот, потому что тема уж больно болезненная, извините за тавтологию.Тот факт, что «питие на Руси есть веселие», не отрицается даже самыми яростными