День граненого стакана как отмечают. День граненого стакана: неординарный праздник

день граненого стакана

11 сентября - официальный день рождения того самого стакана. Историческая данность: в 1943 году, 69 лет назад, в городе Гусь-Хрустальный был выпущен первый советский гранёный стакан.

«Питейная чаша» работы Мухиной и «маленковский гранчак»

Дизайн стакана приписывают Вере Мухиной, автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница» и еще много чего. Якобы советская скульпторесса разработала его в соавторстве с Казимиром Малевичем. Впрочем, документального подтверждения этому нет. Граненый стакан появился гораздо раньше: еще на «Утреннем натюрморте» Петрова-Водкина изображен 12-гранный граненый стакан с чаем - это 1918 год. А Вера Игнатьевна увлеклась стеклом только в конце 40-х.

В народе гранёный стакан также получил название «маленковский», по фамилии министра обороны Георгия Маленкова. По его приказу по выходным и праздникам отдельным категориям военнослужащих (в частности, курсантам военных училищ) полагалось по 200 г. водки во время обеда. Те, кто не пил, обменивали свою пайку алкоголя в объёме гранёного стакана на сахар или табачный паёк у своих сокурсников. Этот обычай просуществовал очень короткое время, но запомнился многим ветеранам военной службы.

Не менее убедительна версия, что разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов, открывший дуговую сварку и предложивший способы электрического уплотнения отливок. В часы досуга он рисовал граненый стакан с 10, 20 и 30 гранями - правда, предлагая изготовить его из металла. Наброски стаканов сохранились в его дневниках. Вероятно, их могла увидеть и Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать «питейную чашу» из стекла.

Точно известно, что госзаказ на выпуск ребристых стаканов вместо круглых поступил еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов.

Многогранный сосуд отлично вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за приличной толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400 - 1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. Поговаривают, что в смесь для прочности добавляли даже свинец, который используется в составах для хрусталя.

«Стакану быть!»

Есть легенда, что первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, немедля швырнул чашу оземь со словами: «Стакану быть!» Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - «Стаканы бить». Якобы с тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.

В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово «стакан» заимствовано из тюркского «тустыган» - чаша или «дастархан» - праздничный стол.

Венедикт Ерофеев: «Нет человека в России, который бы не знал, что традиционный советский граненый стакан — двухсотграммовый» .

Для русского человека, если опираться на наше богатое фольклорное и культурологическое наследие, гранчик - «и мера вина, и мера вины». Стакан материнского (сцеженного молока) - в детстве и недопитый - покрытый краюхой хлеба - на могиле. Есть традиция поднимать стакан «за здравие», бить «на счастье», искать истину на «дне стакана» и даже аллегорично сравнивать жизнь с «разбитым стаканом».

Некоторые культурологи разглядели в стакане неофициальный культурный знак советской эпохи — как чего-то публичного, общественного, объединяющего. Из общих стаканов пили и минералку из автоматов, и кефир в заводских столовых, и кисель в детсадах. На железной дороге до сих пор сохранился милый обычай пить чай из стаканов в подстаканниках.

В коммуналках стаканы использовали для подслушивания соседских разговоров за стеной. Изобретательные советские домохозяйки использовали стакан как меру сыпучих продуктов, и как «пельменный циркуль», и даже как подставку при штопке носок.

Стакан — как архетип, как художественный образ помог в осмыслении «загадочной руской души».

Вспоминается из кинематографа: «Русские после первой не закусывают» в «Судьбе человека» у Бондарчука (старшего) до волшебного эпизода с дрожащим на углу стола стаканом в «Сталкере» Тарковского.

Граненый стакан — герой отечественной литературы. Венцом эстетики и культуры пития стала «алкогольная» поэма Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки», с его хрестоматийной уже фразой: «...и немедленно выпил».

Атрибутом свободы, равенства и братства стакан стал в субкультуре питерских художников-«митьков».

Еще несколько интересных фактов о стакане. Так, стахановское движение могло быть «стакановским». Есть легенда, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов.

А в 80-х повсеместно и неожиданно граненые стаканы стали «взрываться». Событие это имело такой резонанс, что его даже «отметили» в сатирическом киножурнале «Фитиль». Подозревали чуть ли не диверсию, но оказалось, что на стекольных заводах стали внедрять новые импортные линии и при производстве стаканов немного отошли от технологии. В итоге структура стекла изменилась — и стаканы начали рассыпаться. Спасти доброе имя стакана удалось, доработав технологию.

Фразочка «простой, как три копейки» тоже, говорят, появилась благодаря гранчаку — именно три копейки стоил классический советский стакан на заре своей звездной карьеры.

Со стаканом связана и нехитрая житейская «математика» - «сообразить на троих». Когда в хрущевские времена власти запретили торговать водкой в розлив, а из продажи исчезли удобные для единоличного употребления «мерзавчики» (125 мл) и «чекушки» (200—250 мл), бутылка водки не помещалась в два стакана, а на три делилась идеально.

Как бы опечалился Венечка, узнав, что замечательный отечественный граненый стакан в настоящее время вытеснен из культурного поля пошлой одноразовой пластиковой посудой.

К слову, известный социокультурный журнал СOLOURS, который исследует современную потребительскую культуру, подсчитал, что период естественного разрушения пластикового аналога «граненыча» - 4 тыс. лет. Утилизации не подлежит, а при сгорании выделяет вредные вещества.

http://www.fontanka.ru/


АЛЕКСЕЙ ПОПОВ
Поэма о граненом стакане

Вы считали когда-нибудь сами,
Ради шутки иль просто так,
Сколько граней в граненом стакане?
Для меня их число не пустяк.

Вот в руке он, и нежно и цепко
Крутят пальцы стеклянный круг.
Но всмотритесь в него и невольно
В вашей памяти выплывет вдруг:

Сколько раз мы его держали,
И по будням и в праздничный день.
Как на свадьбах вино наливали,
А в столовых компот и кисель.

В поездах, от бессонницы тряских,
На столах, где дорожная снедь,
Проводницы, как штурманы счастья,
Выдавали нам чай и постель.

В подстаканнике с ложкою звонкой
В дальний путь за леса и моря.
Но, порою, не чаем, а водкой
Мы топили его по края.

И в разгуливе пьяных веселий,
Размахнувшись рукою всей,
Сгоряча разбивали об пол
Безответных стеклянных друзей.

Ну так что ж, они бьются на счастье!
И на тыщи стеклянных брызг
Разбивается наше счастье
Под похмельный угар и свист.

Лишь на утро, осколками эха,
Подметут их дрожащей рукой.
И брильянтами дивного света
Отразится в них день заревой.

Но стакан ведь не только для пьянства
И приятно в июльский зной,
Изнывая от жажды наполнить
Его грани студеной водой.

Из него молоко на завтрак
В школе пьет по утрам детвора.
И насыпет муку стряпуха
В кадку с тестом для пирога

Как ступени в знакомом доме,
По которым ступаешь весь век,
Его грани истерты и тусклы.
Замечает ли их человек?

Он гуляка и он же трудяга,
Всем он нужен и всяк ему рад.
Посчитай его грани. Их двадцать.
Я не знаю кто выдумал так.

Http://www.zelen.ru/stihi/st66-popov1-stakan.htm

Первый граненый стакан из плотного стекла преподнес Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьется. Государь, выпив хмельного напитка, немедля швырнул чашу оземь со словами: «Стакану быть!». Тот разбился на мелкие осколки. Однако царского гнева не последовало, а народная молва позже интерпретировала его призыв иначе - «Стаканы бить». С тех пор и повелась традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.

Происхождение самого слова однозначно не определяется. В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притертых друг к другу дощечек. Именно с тех пор сохранился бортик сверху у современных граненых стаканов - в прошлом кольцо, соединявшее деревянные сегменты. По другим версиям, слово стакан заимствовано из тюркского «тустыган» - чаша или «дастархан» - праздничный стол.

Считается, что дизайн известного нам граненого стакана для рабочего класса разработан автором знаменитого монумента на ВВЦ Верой Мухиной в 1943 году в блокадном Ленинграде, где она возглавляла Мастерскую художественного стекла. О величественных памятниках в осажденном городе тогда не думали. Мастер советского монументализма перешла к простым формам. Документально авторство Мухиной не подтверждено, но именно об этом говорят ее коллеги. Говорят, Вера Игнатьевна "изобрела" его совместно с художником Казимиром Малевичем, автором знаменитого "Черного квадрата". По другой версии, уникальную форму подсказал ей муж, любивший пропустить после работы рюмашку-другую. И то и другое вполне возможно.

По другой версии, разработчиком граненого стакана стал советский горный инженер, позже профессор геологии Николай Славянов. Благодаря этому человеку металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. В его дневниках сохранились наброски стаканов с 10, 20 и 30 гранями, - правда, он предлагал изготовить стакан из металла. Вероятно, их могла увидеть и Вера Мухина, знавшая ученого, а потом уже предложила делать «питейную чашу» из стекла.

Как считают в музее стекольного завода, Мухина ничего нового в граненый стакан не привнесла. Выпуск ребристых стаканов вместо круглых готовился еще до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную заменить человеческие руки лишь при мытье приборов определенных форм и габаритов, и гранчаки идеально подходили.

В массовое производство запускается именно мухинский стакан, он и завоевывает всенародную любовь. Сосуд с 14 гранями вписался в пролетарскую пятерню и оказался достаточно прочным из-за «приличной» толщины и некоторых особенностей приготовления стекла. Сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии.

После войны стаканы начали штамповать на многих стекольных заводах СССР по 5-6 сотен миллионов в год, из расчета по паре штук на человека. Граненые стаканы были в каждой квартире, в столовых, в воинских частях, тюрьмах, больницах, школах, детсадах. Они сопровождали советских людей в поездах, поджидали в уличных автоматах по продаже газировки.

Стаканы были разными по объему - 250, 200, 100 и 50 граммов, а количество граней варьировалось от 8 до 14. Но классическим считается десятигранный стакан с толстым и стенками и пояском поверху, объемом 250 граммов. Граненые стаканы нравились многим, но особой любовью они стали пользоваться после того, как в хрущевские времена в палатках запретили торговать водкой в розлив, а из магазинов исчезли "чекушки" (250 г) и "мерзавчики" (125 г).

В результате возник ритуал распития пол-литровой бутылки водки "на троих", "по семь рваных" (рублей) и с поиском "третьего", к которому после принятия в компанию обращались с обязательным вопросом: "Стакана нет?".

Стакан идеально подходил для измерения объема жидких и сыпучих продуктов и вычисления их массы (если налить в стакан жидкости до ободка - получится ровно 200 миллилитров, с ободком - 250). Граненый взяли на вооружение бабушки, торгующие семечками и прочими сыпучими товарами. Кстати, цена тары была доступной - всего 3 копейки. Позже стакан стал стоить 7 копеек.

В начале 80-х страна вздрогнула. Купленные в магазине по 7 копеек граненые стаканы, стали самопроизвольно взрываться. Народ подумал, что власть затеяла скрытую антиалкогольную кампанию. Оказалось, что посуду начали делать на импортной линии, не заботясь о технологии. Собственно, стаканы лопались по боковым «швам» или у них отваливалось донышко. В продажу ушло более миллиона бракованных стаканов. У одной хозяйки «взорвался» весь праздничный стол. Этот прискорбный факт был даже отражен в сатирическом киножурнале "Фитиль". Говорят, что женщина выставила счет фабрике, и, что самое удивительное - ей выплатили всю стоимость. Но вообще-то граненые стаканы были удивительно прочными: сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. В смесь для прочности добавляли свинец, который используется в составах для хрусталя.

Эпоха граненого стакана длилась десятилетия. И сегодня его популярность велика. Потому что предмет этот - многогранный. В 2003 году в Петербурге был установлен своеобразный рекорд - в театре «Балтийский дом» построили пирамиду из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение вошло в Книгу рекордов Петербурга.

Сегодня стаканы продолжают выпускать только на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном, где в 1943 году с конвейера сошел первый советский гранчак. В Москве сейчас на каждом углу можно купить пластиковый стаканчик, а вот классический граненый в магазинах найти трудно. Но тем не менее сама по себе форма граненого стакана весьма популярна, и отдельные его формы являются классическими и подаются под определенные алкогольные напитки.

Сегодня – День граненого стакана. Праздник не совсем официальный, но вполне известный. Любопытно, что нет никаких документальных свидетельств появления советского граненого стакана именно в этот день. Согласно одной из легенд, окружающих этот культовый предмет быта, первый советский граненый стакан был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном. Правда, это лишь одна из множества историй, связанных с предметом, ставшим одним из символов советского прошлого.

Идею стакана и его конструкции чаще всего приписывают советскому скульптору, автору знаменитой монументальной композиции "Рабочий и колхозница" Вере Мухиной. Правда, называют и других "родителей" – Казимира Малевича и Ле Корбюзье. Но это касательно того самого советского стакана, находившегося в массовом производстве.

Граненые стаканы как таковые существовали и раньше – их можно найти и на картинах художников ("Завтрак" Диего Веласкеса 1617 года, "Утренний натюрморт" Кузьмы Петрова-Водкина 1918 года), и в собрании Эрмитажа.

Легенда о первом русском граненом стакане связывается с именем Петра I

Легенда о первом русском граненом стакане связывается с именем Петра I. Якобы император велел изготовить прочный стакан, который бы не скатывался на пол и не бился во время качки на корабле. Получив от владимирского стекловара Ефима Смолина граненый стакан, Петр остался доволен и, испив из него, бросил оземь, воскликнув: "Стакану – быть!" Окружающие же услышали "Стаканы – бить!", откуда и пошла традиция бить стаканы на счастье.

Ходит множество других разнообразных – курьезных, реалистичных и фантастических легенд, связанных с происхождением и символическим смыслом советского граненого стакана. И если ложность одних не вызывает никаких вопросов, то о достоверности других остается лишь догадываться. Вот лишь некоторые из этих историй:

  • В 1943 году Свердловск посетили Вера Мухина и Казимир Малевич, прибывшие на Урал для создания монументального скульптурно-художественного полотна. 11 сентября во время прогулки Вера Игнатьевна почувствовала себя плохо и присела на ступеньки здания Сберегательного банка. Вид колонн, на которые упал ее взгляд, и подсказал ей форму для проекта устойчивого пролетарского стакана, над которым они с Малевичем бились уже несколько лет. Там же на клочке газеты и был нарисован проект ставшего впоследствии знаменитым граненого стакана.

  • Идея граненого стакана пришла в голову Казимира Малевича во время егозаключения в знаменитой питерской тюрьме "Кресты" осенью 1930 года. Он видел, как хрупкое стекло билось в руках зеков, сжимавших круглые стаканы с чаем, чтобы согреться. Тогда-то художник, предпочитавший жесткие геометрические формы, и придумал сделать сверхпрочный стакан в виде многогранника.

  • Количество граней "традиционной" версии граненого стакана символизировало количество союзных республик, входивших в состав СССР в 1943 году (16), а верхняя окантовка обозначала символическое объединение всех этих республик в составе Советского Союза.
  • Форма граненого стакана была призвана удобно располагаться в мозолистых руках советских пролетариев, а также продиктована необходимостью массового мытья посуды в посудомоечных машинах столовых больших предприятий, где хрупкие тонкостенные стаканы часто бились.

  • Вера Мухина изобрела знаменитый граненый стакан в блокадном Ленинграде – в то время она возглавляла Мастерскую художественного стекла. Заметив, как часто тонкий стакан выскальзывал из рук изможденных ленинградцев и бился, она разработала сверхпрочную модель с гранями, благодаря которым стакан не скользил в ладонях.

Есть легенда, что стакан придуман для того, чтобы он не скатывался со стола в корабле или в поезде

О действительном происхождении граненого стакана, посвященного ему праздника и связанных с ним легендах нам рассказала антрополог Мария Волкова.

Основной корпус легенд, связанных с советскими вещами, появился и закрепился в постсоветское время – до этого они существовали лишь в усеченных вариантах и передавались в устной традиции. Через подобные легенды осмысляется советское прошлое как некий "золотой век", который мы потеряли, а эти вещи имеют черты, свидетельствующие об идеальности этого мира. У нас мог быть один стакан, но он был идеальным для всего.

Фото: ТАСС/Александр Легкий/fotoimedia

В советское время граненый стакан не выделялся из предметного быта, был обычной вещью. Сегодня все легенды о нем крутятся вокруг главного вопроса – что делает советский граненый стакан особенным? Это его особые физические параметры, функциональность, которая показывает его преимущества перед обычными стаканами. Отсюда, например, происходит легенда о том, что стакан придуман для того, чтобы он не скатывался со стола в корабле или в поезде.

В советское время стакан использовался в качестве мерной посуды, становясь, таким образом, эталонным стаканом.

Идея о функциональности стакана и становится отправной точкой для легенд о фигурах, которые связывают с появлением стакана. Кто как не гении русского авангарда мог придумать такой лаконичный, функциональный, правильный стакан? Мухина и Малевич выступают в роли культурных героев, которые помогли советским людям устроить свой быт.

Нет никаких данных, которые доказывают причастность ни одного из них к созданию данного стакана. Учитывая существование граненого стакана в прошлом, эта форма не является изобретением ХХ века. Но вышедший в массовое производство в Советском Союзе, граненый стакан стал стаканом "по умолчанию". Мода на него – это современное конструирование образа Советского Союза, которое понадобилось, чтобы осознать свое прошлое.

Поскольку история и политика являются для многих спорными вопросами, а бытовые вещи – общие для всех, именно граненый стакан, не несущий на себе никакой идеологической нагрузки, и стал своеобразным символом советского времени. Тогда "день граненого стакана" был шуточным выражением, которое означало: "Сегодня мы пьем!". Закрепление этого дня за определенной датой является скорее поводом вспомнить советское время и поговорить о нем, а не реальным праздником, несущим с собой определенные традиции".

Граненый стакан, с которым связано много легенд, трудно назвать изысканным шедевром, но он стал символом целой эпохи и по сей день служит универсальным кулинарным мерилом для многих хозяек, отмечает Sputnik Грузия.

История

Когда появился граненый стакан в России, точно не известно - по одной из версий, на Руси его придумали в древности. Предком стеклянного был деревянный, который делали из плотно пригнанных друг к другу дощечек, напоминающих грани, и называли достаканом. Само название "достакан", как полагают, было заимствовано из тюркского языка "дастархан" (праздничный стол) или "тустыган" (чаша).

По другой — производить такую посуду начали при Петре I для нужд флота, так как граненые стаканы не скатывались со стола, если опрокидывались во время качки на море.

По легенде, усовершенствованный прототип чаши Петру I преподнес владимирский стекловар Ефим Смолин, заявив, что этому виду посуды не страшны механические воздействия. Отведав из стакана вина, Петр "для проверки" грохнул его оземь. И хотя стакан разбился на мелкие осколки, государь не разгневался, а сделал большой заказ для флота.

© Sputnik / Василий Малышев

Рассказывают, что именно этот случай послужил появлению на Руси обычая бить посуду в процессе застолья, поскольку Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из приближенных услышал "Стаканы бить!".

Древность граненых стаканов подтверждает их упоминание в специальной армейской доктрине, которую издал Павел I в конце XVIII века, в которой ограничил суточную норму вина, положенную солдатам одним граненым стаканом.

Справедливости ради, следует отметить, что граненые стаканы были в далеком прошлом не только в России. К примеру, на картине знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак", которая была написана в 1617—1618 годах, изображен граненый стакан.

Так что кто спроектировал граненый стакан, наверное, так и останется тайной. Достоверно известно, что именно в США в 1820-х годах изобрели изготовление стаканов методом прессования — именно по этой технологии производились граненые стаканы в СССР.

© Sputnik / Андрей Стенин

Экспонаты музея истории водки, расположенного в стенах "Измайловского Кремля"

В США, производство по этой технологии запустили в середине XIX века, а в Россию эта техника добралась только в начале XX века.

Дизайн уже советского знаменитого стакана, по неподтвержденным данным, принадлежит скульптору Вере Мухиной, автору монументальной скульптуры "Рабочий и Колхозница".

Главным отличием нового стакана от его предшественников являлось наличие гладкого кольца, идущего по окружности края. Специалисты поясняют, что появление этой детали было связано с тем, что стакан, в первую очередь, создавался для предприятий общественного питания и должен был быть очень прочным.

Классический граненый стакан имеет 16 граней, благодаря чему он гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты.

Граненые стаканы производятся до сих пор и используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах, обычно с подстаканником.

Фраза "сообразим на троих" появилась благодаря граненому стакану в "хрущевские" времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив. В тот период из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" — 125 мл и "чекушки" - 200-250 мл.

Пол-литровая бутылка водки в два стакана не помещалась, а на три делилась идеально - в стакан до стеклянного ободка входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки, вот и стали "соображать".

В одно время советский граненый стакан в народе называли "маленковским". По приказу министра обороны Георгия Маленкова, для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 грамм водки, которые выдавались в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свой паек в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.

© Sputnik / Дмитрий Дебабов

Сергей Эйзенштейн читает лекцию студентам ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии)

Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней был более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном - с 16 гранями.

Стоимость стакана зависела от количества граней — первые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-гранный - 7 копеек, а более рифленый, с 20 гранями — 14 копеек. При этом форма и объем стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка — 200 грамм, до краев — 250 грамм.

В СССР, помимо главного образца, выпускались стаканы объемом в 50, 100, 150, 200 и 350 граммов.

Советский граненый стакан был и остается для многих домохозяек главной мерой объема и веса в кулинарных рецептах. Стакан, наполненный до нижней кромки кольца, способен вместить 200 грамм воды или молока, 130 грамм муки, 180 грамм сахара, 210 грамм сметаны, 290 грамм ягодного пюре.

На картине известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина "Утренний натюрморт", написанной в 1918 году, изображен 12-гранный стакан с чаем — прародитель советского граненого стакана.

© Sputnik / Балабанов

Репродукция картины К.С.Петрова-Водкина "Утренний натюрморт"

В 2003 году в Петербурге был установлен своеобразный рекорд — в театре "Балтийский дом" построили пирамиду из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение вошло в Книгу рекордов Петербурга.

В 2005 году ижевцы побили все ранее установленные рекорды и соорудили пирамиду из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана.

Увековечен граненый стакан и в памятниках. Так, в Екатеринбурге есть памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах в подстаканниках из нержавейки времен Хрущевской оттепели.

Скульптура высотой два метра 60 сантиметров, выполненная из стеклокомпозита: два медведя стоят на задних лапах и держат стакан на манер скульптуры "Рабочий и колхозница" Мухиной, установлена хозяином алма-атинского трактира "Медведь".

Всем известны традиции поднимать стакан "за здравие" или "за упокой", бить "на счастье", искать истину на "дне стакана" и даже аллегорично сравнивать жизнь с "разбитым стаканом". И искать решение проблем, в которых "без стакана не разберешься".

Появилось и выражение "устаканиться", то есть разрешится проблема, войти в нужное русло, определиться.

С праздником и хорошего настроения!

Материал подготовлен на основе открытых источников

Праздник с забавным названием «День граненого стакана» существует на самом деле, а не только в шутках над любителями выпить.

И хотя история данной стеклянной посуды насчитывает уже несколько веков, но Днем рождения считается 11 сентября. Как свидетельствует история, именно в этот день в 1943 году на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном был выпущен первый советский граненый стакан.

История граненого стакана.

Происхождение граненого стакана окутано множеством тайн и загадок. Существует легенда, рассказывающая, будто своеобразный вид посуды является воплощенной в жизнь идеей гениального отечественного скульптора-монументалиста Веры Мухиной - той самой, что создала известную архитектурную композицию «Рабочий и колхозница». Согласно данной версии, талантливая женщина занялась разработками необычного сосуда в 40-х гг. прошлого столетия. День рождения граненого стакана случился в 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны и не где-нибудь, а в блокадном Ленинграде - там располагалась Мастерская художественного стекла, коей заведовала Мухина. Но и это еще не все: по поводу происхождения самой идеи создания граненого стакана споры тоже разгораются нешуточные. Одни утверждают, что свежую мысль скульптору подал ее супруг, другие возражают - мол, в роли вдохновителя и советчика выступил художник Казимир Малевич.

Другая гипотеза говорит о том, что разработка граненого стакана осуществлялась профессором в области геологии, горным инженером Николаем Славяновым. Его перу принадлежат эскизы сосудов с разным числом граней. Но так как человек этот имел прямое отношение по роду деятельности к металлургии, то и его будущие произведения предполагалось отливать из металла, что противоречит задумке создания стеклянного стакана.

Третья версия называет автором сосуда владимирского стекловара Ефима Смолина. Он преподнес императору Петру Великому этот усовершенствованный прототип чаши и заявил, что данному виду посуды не страшны механические воздействия. Правитель, испробовав напитка, решил проверить сказанное Смолиным и, размахнувшись, бросил сосуд об земь, при этом произнес: «Стакану быть!». Несмотря на незапланированный обман стекловара, государь ничем не выдал своего неудовольствия. Так граненый стакан вошел в русского народа.

Наиболее правдоподобной является версия о причастности к созданию необычного сосуда представителей купеческой династии Мальцевых. В 1756 году Аким Мальцев построил на реке Гусь, что в нынешней Владимирской области, первый стекольный завод. По данным историков идея была позаимствована у американцев, которые стали изготавливать оригинальный вид посуды в начале XIX века. Вот Мальцевы и переняли опыт заграничных коллег. Есть также некоторая информация о появлении граненого стакана еще во времена правления Павла I - он де использовался в качестве мерного сосуда для вина в армии, и был сделан вручную.

«Мухинский» стакан, благодаря гладкому кольцу, идущему по окружности и отличающему его от граненого стакана традиционной формы, получился не только весьма прочным, но и удобным для мытья в посудомоечных машинах. В силу этого, советский стакан на долгие годы прописался в столовых, на железнодорожном транспорте, а еще использовался в уличных автоматах по продаже газированных напитков.

Размеры стандартного граненого стакана — 65 миллиметров в диаметре и 90 миллиметров в высоту. Кстати, в разные годы в нашей стране стаканы выпускали разных объёмов — по 50, 100, 150, 200, 250 и 350 миллилитров.
А вот самый первый стакан имел 16 граней, что считается сегодня «классикой жанра». Встречаются экземпляры и с 12, и с 14, и с 18, и с 20 гранями, а также с 17 гранями (но они не столь типичны, так как выпускать стаканы с четным количеством граней проще). На дне стакана, как правило, выдавливалась цена — 7 или 14 копеек (столько стоили «20-гранники»).

Если говорить про обычный граненый стеклянный стакан (без верхнего гладкого ободка), то он был известен куда раньше — еще во времена Петра Первого. Засвидетельствовано, что граненый стакан императору подарили в качестве небьющейся посуды для распития спиртных напитков. Царь, увлекавшийся, как известно, корабельным делом, подарок оценил, заявив, что такой стакан не свалится на пол во время качки на корабле, а если и упадет, то не разобьется.

Кстати, известное в СССР выражение «сообразить на троих» тоже связано с «мухинским» изобретением, вернее, с емкостью сосуда. В него помещается ровно треть пол-литровой бутылки, если наливать до ободка. Таким образом, на троих получается как раз одинаковое количество содержимого.

Первый образец этого символа советской эпохи был выпущен в 1943 году на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный. Авторство проекта негласно принадлежит Вере Мухиной, получившей известность благодаря другой своей работе в духе социалистического реализма – монументу «Рабочий и колхозница».

Заказ для общепита от советского правительства был непростым. Разработанные посудомоечные машины требовали особой формы и прочности. Внешний вид с круглым гладким ободком, специальная выплавка стекла при температуре свыше 1400 градусов в совокупности наделили полученный образец идеальными параметрами.

Крепость, несвойственная стеклянной посуде – ещё один повод для гордости стекольной промышленности России. Разбить его было практически невозможно, даже уронив на бетонный пол. Простая и ясная геометрическая форма (эталон – 16 граней в честь количества союзных республик) вызывает уважение даже у современных экспертов и специалистов.



Стакан, пусть и не такого облика, каким его привыкли видеть, появился как самостоятельная посудная единица в XVIII веке. Граненую форму разработал талантливый мастер для Петра Первого – стакан выдерживал падения при корабельной качке, иногда даже не скатываясь со стола из-за граней. А прототипом служили деревянные стаканы – «достаканы» из деревянных дощечек.

С развитием стекольного и хрустального производства в Российской империи стали выпускать стеклянные граненые модели, снискавшие популярность в народе – «мальцовские» стаканы по имени фабриканта С. Мальцова, наладившего их масштабное производство во второй половине 19-го века. Именно такой стакан изображен на знаменитом «Утреннем натюрморте» Петрова-Водкина.

Данный день совпадает с проведением праздника трезвости , причём их единство в дате 11 сентября – просто случайность. Но совсем неслучайно распитие спиртных напитков без повода, которое в шуточной форме тоже называется «Днём граненого стакана». Этот феномен известен с советских времён, когда распитие алкоголя стала обыденным делом. Сегодня в России ежегодно становится меньше желающих травить себя алкоголем, тем более водкой, пол-литра которой ещё недавно с успехом разливалось по таким стаканам.

Отметить данный праздник в незамутнённом сознании, налив в стакан лимонад или другой безалкогольный напиток – отдать должное ушедшему советскому времени. Интересные выставки произведений искусства, фотографий и предметов быта познакомят желающих с историей развития стекольной промышленности в целом, выпуском стаканов и другой гранёной посуды в частности. Можно вспомнить автоматы по продаже газированной воды или горячий чай в подстаканниках, но не спиртное, одновременно выбрав более здоровое будущее для себя и своих детей.

Пищевые добавки
Для любых предложений по сайту: [email protected]