Значение хлеба в питании человека кратко. Список использованных источников
Библиографическое описание: Филушкина П. А., Соболева И. В. Ценность хлеба как важная составляющая жизни человека // Юный ученый. 2016. №1.1. С. 72-73..02.2019).
В статье ознакомлена история происхождения хлеба. Выявлены полезные и негативные свойства. Дана оценка роли хлеба.
Ключевые слова: роль хлеба.
Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода и солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб является одним из основных продуктов питания и всегда присутствует в рационе человека. Хлеб никогда не приедается и содержит почти все необходимые компоненты: белки, углеводы, немного жиров, витамины и минеральные вещества. Все люди едят хлеб, но не все задумываются о том, какой хлеб они употребляют в пищу.
Данная проблема у меня вызвала большой интерес, и я решила изучить её.
Актуальность темы обусловлена тем, что её изучение влияет на бережное отношение к хлебу.
Начиная работу по теме исследования, мы выдвинули гипотезу : если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы хлеб пришел к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Целью исследования являетсяизучение места, которое занимает хлеб в жизни людей.
В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:
Познакомиться с историей происхождения хлеба.
Узнать полезные и негативные свойства хлеба.
Дать оценку роли хлеба в кухне разных народов мира.
Провести анкетирование среди учащихся 3-го класса.
Испечь самостоятельно хлеб в домашних условиях.
Данная тема имеет большое практическое значение , её изучение расширяет кругозор, материалы исследования можно использовать для проведения классного часа и во внеурочной деятельности.
В основу работы положены такие методы , как
Анализ научной литературы;
Графический метод (построение диаграмм)
Практическая работа.
Хлеб - уникальный продукт. На черном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без ущерба для здоровья. Зёрна пшеницы, ржи и других злаков богаты углеводами, минералами и витаминами, которые долго сохраняют свою активность. Его питательная ценность и вкусовые качества не пропадают в течение длительного времени.
Историки и археологи считают, что хлеб был «открыт» свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке люди ели зерна в сыром виде. Позднее они научились растирать их между камнями - будущими жерновами, и полученную муку смешивали с водой. Первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку .
Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепешки. Таким образом, проблема питания была отчасти решена: человек был обеспечен сытной пищей в виде маленьких зернышек.
Первыми настоящими хлебопеками считаются древние египтяне. Еще во времена строительства пирамид, 5–6 тысячелетий назад, они открыли способ разрыхлять тесто путем брожения - например, однажды древний египтянин оставил смесь муки и воды в теплой печи на ночь, а утром он обнаружил неожиданно мягкое тесто, из которого получился гораздо более вкусный хлеб. Так на смену твердокаменным лепешкам пришли пышные булки.
Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах - горшках, называвшихся «клибанос». Именно от этого названия и появилось слово «хлеб», которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб «хлайфс», от него в старонемецком языке образовалось слово «хлайб», трансформировавшееся затем в русский «хлеб» .
Древние египтяне и греки выпекали хлеб главным образом из пшеницы. В Древней Греции первое упоминание о хлебе, искусство выпечки которого греки позаимствовали у египтян, относится к V веку до н. э.
Редко кто задумывается, когда берёт хлеб в руки, о том, сколько же людей приложили свои руки, чтобы хлеб появился на нашем столе. Существует такая легенда: однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил: что солнце, пекарь - огонь. Вы забыли о человеке, - сказал мудрец, - хлеб - дитя человеческое. Действительно скольким людям нужно потрудиться, чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного хлеба. Основные наши кормилицы - пшеница, рожь и ячмень.
А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит?
Непросто приходит хлеб на стол. Для того чтобы маленькое зёрнышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб это дело тысячи и тысячи человеческих рук.
Хлеб - исключительно полезный продукт, имеющий огромную пищевую ценность, полезные свойства хлеба можно назвать просто уникальными. Исключая, из рациона питания хлеб, человек лишает свой организм огромного количества чрезвычайно полезных веществ.
Диетологи определили, что в состав хлеба входят все абсолютно необходимые для нормальной жизнедеятельности современного человека питательные вещества и незаменимые аминокислоты. Соотношение в хлебе белков и углеводов находится в верной пропорции, составляющей один к шести. Входят в состав хлеба витамины необходимой группы В , клетчатка, макроэлементы, микроэлементы и множество чрезвычайно полезных составляющих для нормального функционирования органов и систем человеческого организма. Наибольшие полезные свойства хлеба присутствуют в продукте, приготовленном из муки грубого помола, именно такой хлеб значительно нормализует деятельность кишечника, способствует активному выведению из организма человека токсинов, шлаков и других вредных элементов. Включая в свой рацион питания хлеб грубого помола, вы значительно укрепляете сердечно - сосудистую систему, эффективно снижаете уровень холестерина в крови .
Чрезмерное употребление хлеба может нанести вред здоровью человека. По статистике, разбалансировка питания происходит как раз из-за обильного употребления белого хлеба, а также булочек, рогаликов, и других хлебобулочных продуктов. Это и становится причиной развития ожирения, набора лишнего веса. К тому же, злоупотребление может привести к увеличению холестерина в организме, особенно, употребляя именно белый хлеб.
Хлеб едят почти во всех странах мира. Даже в местах, где пшеница не растёт; муку делают из других ингредиентов, например; кукурузы, ржи, риса и используют её для изготовления простых питательных блюд похожих на хлеб.
Благодаря иностранным праздникам, а также огромному количеству и разнообразию ресторанов в нашей стране мы познакомились с хлебом многих национальных кухонь. Сколько людей, например, попробовали чабату (лепёшку из пресного теста) или наан в индийских ресторанчиках? Пиццу употребляют не только в греческой или турецкой кухне, в нашей стране она также стала очень привычной. Европейский хлеб в отличие от азиатского и южноамериканского, главным образом сделан из обычной пшеничной муки с использованием дрожжей. В Европе имеется удивительный выбор различного хлеба - от сдобного, тщательно приготовленного греческого пасхального хлеба до простых, но превосходных багетов (французских булочек).
Хлеб и мучные изделия, занимают важное место в питание турок. Любовь к хлебу существуют в этой стране с древнейших времён. Местные пекари утверждали, что их покровителем является Адам, первый человек на Земле, которого научил печь хлеб архангел Гавриил.
У разных народов мира существуют пословицы о хлебе.
Русская пословица: Хлеб на стол так и стол престол; а хлеба ни куска - и стол доска.
Белорусская пословица: Сытый считает звезды в небе, а голодный думает о хлебе.
Чувашская пословица: Рыба не хлеб, ею сыт не будешь.
Нами был проведён социологический опрос среди учащихся 3 «С» класса.
В опросе участвовали 23 ученика. В результате опроса было выявлено что,
19 учеников не могут обходиться без хлеба
13 учеников предпочитают кушать «белый» хлеб, а 10 учеников - «ржаной»
12 учеников недоеденным хлебом кормят животных, а 11 учеников - сушат сухари.
Социологический опрос показал, что хлеб является основным продуктом питания у всех учеников нашего класса. Отношение к хлебу бережное.
Практической частью нашего исследования было самостоятельное выпекание хлеба в домашних условиях.
Проделанное исследование открыло для меня много нового. Я узнала, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнала, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Я поняла, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Выдвинутая, мною в начале исследования гипотеза подтвердилась. Теперь я буду хлебом дорожить и учить этому своих друзей.
Литература:
- mkmw.cot- все о хлебе
- o- xlebe.cot- все о хлебе
- prosto- zdorovie.ru
- Э. Емельянова. Расскажите детям о хлебе.
- Дж. Хамельман. Хлеб
Ключевые слова: роль хлеба .
Аннотация: В статье ознакомлена история происхождения хлеба. Выявлены полезные и негативные свойства. Дана оценка роли хлеба.
Хлеб играет далеко не последнюю роль в повседневном питании. При этом он универсален, и требуется человеку в любом возрасте – и детском, и взрослом, и пожилом. Издавна он представляет собой очень ценный для жизнедеятельности человека продукт.
А потому о нем существует масса пословиц и поговорок, с хлебом связанны многие суеверия. Что и подтверждает, что значение хлеба и хлебобулочных изделий в питании и жизни человека всегда было велико. Так в славянской культуре он всегда занимал важное место, являясь частью духовного развития. Такая же роль хлеба и во всех мировых культурах. Уж так сложилось исторически – без него было не выжить. А потому старики и сейчас учат молодых смахивать крошки в ладонь со стола и съедать, чтобы ничего не пропало. Особенно эта привычка присуща тем кто переживал длительный голод в военное время.
Историки утверждают, что знакомство человека с хлебом произошло примерно пятнадцать тысяч лет назад. В то время наши предки практически все свое время посвящали постоянной заботе о еде. Так они и нашли зерна пшеницы. Сначала их ели сырыми, а затем стали растирать камнями и варить. Так появилась мука. Некоторые ученые считают, что когда-то часть каши вылилась на горячие камни, превратившись в лепешку. Это и был первый хлеб.
Но современные изделия совершенно от него отличны. Известно, что первыми, кто придумал использовать дрожжи, были египтяне. От них и началось шествие хлеба по всему миру.
В древней Руси особой популярностью пользовался ржаной хлеб. Во-первых, его приготовление обходилось куда дешевле, чем белого, а во-вторых, он был еще и сытнее. Для большей сытости в него добавляли различные овощные примеси.
Медицинские работники уделяют достаточно весомую роль месту хлеба в рационе каждого человека. По их утверждениям, в сутки мы должны есть не меньше 250гр этого продукта. Доза может быть и больше, в зависимости от индивидуальных показателей - весовой категории, возраста и энергетических потребностей. В разных странах мира объем потребления хлеба в питании отличается. В среднем он варьируется от 150 до 500гр в сутки.
Чем же так полезен хлеб и хлебобулочные изделия?
Этот продукт питания имеет огромную пищевую ценность. В нем содержится масса полезных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. Это белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и пищевые волокна.
При ежедневном потреблении, только с помощью хлеба мы можем полностью удовлетворить потребность нашего организма в пищевых волокнах. Также хлеб обеспечивает нас половиной суточной нормы витаминов группы В и углеводов, фосфора и железа, а также третью белков.
Хлеб давно и уверенно занял свое место в жизни человека и при этом он никогда не надоедает и не приедается. Этот продукт обладает высокой усвояемостью, что объясняется специфическими органолептическими показателями.
Для хлеба свойственны характерные вкусовые, ароматные и структурные показатели. Он имеет также особый химический состав – денатурированные белки с клейстеризированным крахмалом. Благодаря этому хлеб способствует нормализации пищеварения и улучшению усваиваемости потребляемой вместе с ним пищи.
Если немного варьировать составляющие и способ приготовления хлебобулочных изделий, можно добиться изготовления разных их видов, в зависимости от потребностей каждого конкретного человека.
Существуют сорта с пониженной кислотностью – показанные для употребления при язвенных заболеваниях, с низким составом углеводов – при фенилкетонурии или целиакии, бессолевые – при сердечнососудистых недугах, гипертонии и почечной недостаточности.
Развитие промышленности предусматривает выпуск хлеба предназначенного для положительного влияния на здоровье населения в неблагоприятных экологически загрязненных регионах. Существуют специально разработанные методики приготовления этого продукта для детей разных возрастов, с учетом их потребностей.
Большинство добавок предназначены для улучшения качеств пшеничного хлеба. Это объясняется тем, что ржаной хлеб изначально обладает более высокой биологической ценностью.
В нем наличествуют и аминокислоты, и витамины группы В, и фолиевая кислота, и железо. Также очень полезными считаются изделия, приготовленные из отрубевидных частиц. В них остается большее количество активных и полезных веществ.
Хранение хлеба предполагает в первую очередь отсутствие влаги. Наилучшим вариантом для этого будет хлебница или плотно завернутый полиэтиленовый пакет. Если же вам нужно сохранить продукт надолго – без сомнений выбирайте холодильник. Именно там, а особенно при минусовой температуре, хлеб может храниться до трех месяцев, нисколько не теряя в качественных показателях.
Хлеб -всему голова.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
«Хлеб- дар божий»,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. «Худ обед - коли хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и тереме тоска - а хлеба каравай - так и под елью рай. Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни. Хлеб. У этого слова много значений.
1.Рожь, пшеница.
2. Пищевой продукт, выпекаемый из муки.
3. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку.
4. Средства к существованию, заработок.
Для чего нужен хлеб?
Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлебсодержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300- 500 г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.
Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги. Наши предки учили: «При сытости помни голод». Хлеб у нас есть, он необходим каждый день. Но вкус его почувствуешь по-настоящему тогда, когда попытаешься представить себе, что пережила Россия в годы неурожаев и в военное время.
В 1942г суточный паек ленинградца служащего – 125г, рабочего- 200г. Кроме кусочка хлеба кушать было нечего не 1 день, а недели и месяцы. Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль - значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем обилии хлеба – бояться потерять его.
Почитание хлеба началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что «не пашня родит хлеб, а небо» и называли хлеб «небесный», «божественный». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту. Хлебом солью всегда встречали гостей дорогих, заезжего гостя. Этим они доказывали свою почтенную покорность. Хлеб вносят в дом на новоселье«Не красна изба углами, а красна пирогами». Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу « Хлеб в пути не тягость». Именем хлеба клянутся «Чтоб мне хлеба не видать».«Хлеб – всему голова», - уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом: землю пашут, хлеб сеют, собирают, продают. Из пшеничной муки пекут разные сдобные булки, батоны, калачи, кексы, торты, пирожные и белый хлеб. Чтобы испечь булку хлеба надо потратить много труда, это очень трудоемкая работа.
Метки: диета, питание
Значение хлеба в питании человека трудно переоценить. Хлеб содержит много углеводов (45-50%), в основном крахмала, до 1% жиров и 6-8% белков, имеющих дефицит незаменимых аминокислот.
Ценность белков хлеба повышается при добавлении в тесто молока и при сочетании хлеба с животными продуктами. Хлеб - это хороший источник витаминов РР, B1 и В2, а также фосфора магния, серы. 100 г хлеба дают 200-250 ккал. Усвояемость и пищевая ценность хлеба зависят от вида и выхода муки.
«Выход» - это количество муки в %, полученное при измельчении зерна
Выход определяется характером помола. При грубом помоле почти все зерно измельчают в муку: выход составляет 95-99%, мука грубая, содержит отруби. При высоком помоле выход уменьшается, мука нежная, состоит из центральных частей зерна, наружные слои которого удаляются. Выходы пшеничной муки - 10% крупчатка, 25% высший сорт, 75-85% I и II сорта, 97,5% обойная мука; ржаной муки - 60% пеклеванная, высший сорт, 65% сеяная, 85% обдирная, 96% обойная.
Чем тоньше помол и выше сорт муки, тем меньше в ней минеральных веществ и витаминов, но лучше усвояемость. Так, из муки грубого помола усваивается около 82% белков, из муки высших сортов - 92%. Хлеб пшеничный имеет большую пористость, меньшую кислотность, легче переваривается и лучше усваивается чем ржаной. Поэтому при болезнях желудочно-кишечного тракта предпочтителен пшеничный хлеб, лучше слегка высушенный или вчерашний.
При ожирении, диабете используют белково-пшеничный или белково-отрубяной хлеб с уменьшением углеводов до 16-12% и увеличением белков до 20-22%. Ахлоридный, то есть бессолевой хлеб желателен при некоторых заболеваниях почек и сердечно-сосудистой системы, так как в 100,0 обычного хлеба содержится в среднем 1,0 поваренной соли.
При запорах, атеросклерозе применяют хлеб с добавлением отрубей или дробленого зерна, содержащих много клетчатки и витаминов группы В. К диетическим относят хлеб с добавлением лецитина, пониженной кислотности уменьшением белков, высококалорийный.
В питании человека хлеб играет важнейшую роль. Значение хлеба неоценимо: без него невозможно представить пищевой рацион ни ребенка, ни взрослого человека. Существует так мало ценностей, которые имели бы такое же значение для жизнедеятельности человека как хлеб.
Именно поэтому о нем говорят: «Хлеб всему голова». Он также занимает важное место в духовной жизни человека: для древних греков хлеб был даром богов, в Индии считали, что жизнь человека, не употребляющего хлеба, будет несчастной, на Руси хлеб всегда был символом достатка. В настоящее время почти все религии считают хлеб благословенной пищей, а в Христианстве хлеб – это воплощение тела Христа.
Согласно историческим сведениям хлеб появился на земле около пятнадцати тысяч лет назад. Он был изготовлен из растертых камнями зерен и воды, со временем для его приготовления начали использовать прокисшее молоко, но первыми, кто научился печь настоящий хлеб, используя дрожжи, были древние египтяне. Они открыли способ разрыхления теста путем брожения, в результате чего выпекали мягкий и пышный хлеб, который был не только вкуснее прежнего, но и дольше мог сохраняться свежим. Этот метод выпечки хлеба от египтян перешел к грекам, у греков его позаимствовали римляне, которые со временем разработали свою усовершенствованную технологию и распространили ее по всей завоеванной территории.
На Руси предпочтение отдавали выпечке ржаного, так называемого черного хлеба, поскольку он был сытней и дешевле пшеничного (белого) хлеба. В период неурожаев в тесто добавляли различные овощи: картофель, свеклу, морковь и др. Пекари в то время пользовались огромнейшим почетом и уважением. В ХІХ веке деревенские жители начали печь хлеб в русских печах, а в городе люди обычно покупали хлеб у булочников.
Медики отводят особое место значению хлеба и хлебобулочных изделий в питании человека. Они утверждают, что в среднем суточная норма потребления хлеба должна составлять не менее 250–350г, в зависимости от возраста и массы тела человека. Благодаря различным подсчетам ученые определили, что в настоящее время люди в разных странах мира употребляют хлебные изделия от 150г до 500г в сутки.
Значение хлеба и хлебобулочных изделий в питании человека на самом деле огромнейшее. Хлеб содержит много жизненно необходимых пищевых веществ, таких как: белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные соединения, пищевые волокна. При ежедневном потреблении хлеба человек может полностью удовлетворить потребность в пищевых волокнах, наполовину – в углеводах и витаминах группы В, солях железа и фосфора, и на треть – в белках и калориях.
Помимо этого, хлеб имеет свою отличительную черту – он никогда не приедается, так как обладает постоянной усвояемостью. Усвояемость хлеба связана с его характерными органолептическими показателями: аромат, вкус, пористость мякиша и т.д., а также с особенностью его химического состава. Белки хлеба – денатурированные, крахмал находится в клейстеризованном виде, а жиры входят в состав комплексов с углеводами, белками и другими компонентами. Такая консистенция и структура способствуют наиболее эффективному пищеварению, благодаря чему лучше усвояется другая пища, употребляемая вместе с хлебом.
Изменяя химический состав хлеба и хлебобулочных изделий, можно выпекать различные диетические виды хлеба: с пониженной кислотностью для людей, страдающих язвой желудка; с пониженным содержанием углеводов для больных на целиакию, фенилкетонурию и др.; бессолевые – для больных гипертонией и имеющих проблемы с почками, сердечнососудистой системой.
Существует большой ассортимент хлебобулочных изделий, предназначенный для снижения риска заболеваний людей, которые живут в экологически неблагоприятных районах, а также для лечебного и профилактического питания детей дошкольного и школьного возраста.
Поскольку ржаная мука богата на фолиевую кислоту, железо, аминокислоты, витамины группы В1, В2, ржаной хлеб имеет большую биологическую ценность, нежели пшеничный. Именно поэтому большинство различных биологических добавок вносятся в хлеб из пшеничной муки. Следует также отметить, что чем больше отрубинистых частиц содержится в хлебобулочных изделиях, тем они полезнее. Ведь в этих частицах имеются биологически полезные вещества, необходимые для поддержания здоровья и обеспечения жизнедеятельности любого человека.
Хранить хлеб следует в специальных герметичных хлебницах либо в сухих, плотно завернутых пакетах. Рекомендованный срок такого хранения – не более трех дней. Но для продолжительного хранения хлеба идеальным местом является холодильник, так как именно при температуре от -18 до -25 градусов хлеб сохраняет все свои свойства и может лежать до трех месяцев.
Теги: питание, хлеб
Хлебобулочные изделия - основные продукты питания, содержащие необходимые для нормальной жизнедеятельности человека пищевые вещества, среди которых белки, углеводы, липиды, витамины, минеральные вещества и пищевые волокна. Эти продукты питания характеризуются высокой энергетической ценностью, легкой переваримостью и хорошей усвояемостью, они приятны на вкус, значительно дешевле большинства других продуктов массового потребления.
В жизни современного человека хлеб играет значительную роль. Доля хлебобулочных изделий в рационе человека зависит от его привычек, а также от экономических и социальных возможностей. В большинстве развитых стран мира уровень потребления хлеба составляет 20-25 % от общей массы потребляемой пищи.
За счет употребления 250-300 г хлебопродуктов (хлеб, крупы, макаронные изделия) дневная потребность человека в пище удовлетворяется на 1/3, в жизненной энергии - на 30-50 %, в витаминах группы В - на 50-60, витамине E - на 80 %. Содержание витаминов B1, B6, PР, E и фолиевой кислоты в зерне пшеницы, ржи и других культур сбалансировано в соответствии с потребностями человека, 100 г зерна обеспечивают 20-30% суточной потребности каждого из этих витаминов.
- Краткая характеристика и актуальные проблемы хлебопекарной отрасли
- Эффективность инновации технологии трехсортного 75 %-го помола зерна пшеницы на ЦВС
- Энергетическая оценка трехсортного помола зерна пшеницы на станках типа А1-БЗН и ОЭЦВС
- Апробация технологической схемы трехсортного 75 %-го помола зерна пшеницы на ОЭЦВС
- Комплексная оценка технического уровня ОЭЦВС
- Энергетическая оценка вальцовых станков типа А1-Б3Н и ЦВС
- Апробация методики расчета центробежных вальцовых станков
- Разработка методики расчета ЦВС
- Основные положения о методике расчета центробежных вальцовых станков
- Трехсортный помол зерна пшеницы
- Двухсортный помол зерна пшеницы
- Сортовые помолы зерна пшеницы на ЦВС
- Энергетическая оценка технологий обойного помола зерна пшеницы и ржи
- Оценка качества высокодисперсной обойной пшеничной муки и муки ржаной обойной и сеяной
- Обойный помол зерна ржи с отбором муки сеяной
- Обойный помол зерна пшеницы с отбором сортовой муки
- Обойные помолы зерна пшеницы и ржи с применением ЦВС
- Сравнительный анализ технологической эффективности вальцовых станков типов А1-БЗН и ЦВС
- Технологические испытания экспериментального образца ЦВС на размольных системах
- Технологические испытания экспериментального образца ЦВС на шлифовальных системах
- Технологические испытания экспериментального образца ЦВС на драных системах
- Технологии производства муки с применением ЦВС
- Определение потенциального технического уровня ЦВС и вероятности его массового внедрения
- Разработка экспериментального образца ЦВС
- Пример конкретного исполнения модели ЦВС, технологические испытания
- Разработка функционально-кинематической схемы модели ЦВС
- Теоретическое обоснование модели измельчителя ЦВС
- Разработка новых способов высокоизбирательного и энергосберегающего измельчения
- Моделирование основных способов измельчения пищевого сырья
- Определение приоритетных направлений и методов комплексной интенсификации процесса измельчения
Конспект урока по технологии
5класс
Раздел: «Кулинария»
«Значение хлеба в питании. Особенности приготовления бутербродов»
Подготовила:
Куракина Е.А.
учитель технологии
высшей квалификационной
г. Балашов
Урок в 5 классе
Тема урока : Значение хлеба в питании человека. Особенности приготовления бутербродов.
Цель урока: познакомить учащихся с классификацией бутербродов, научить готовить бутерброды, совершенствовать художественный вкус.
Задачи:
Образовательная - сформировать у учащихся знания о ценности хлеба, его значении для питания человека, ознакомить с классификацией бутербродов
Воспитательная - воспитание аккуратности, опрятности в работе, привлечь внимание детей к эстетическому оформлению бутербродов, содействовать воспитанию самостоятельности, чувства ответственности за выполняемую работу.
Развивающая - сформировать знания, а также умения готовить бутерброды, научить соблюдать технику безопасности на уроках, развивать внимательность в работе.
Методы проведения занятия: беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.
Межпредметные связи: изобразительное искусство.
Материально-техническое оснащение:
компьютеры;
демонстрационный экран;
мультимедийный проектор;
раздаточный материал: (технологические карты)
кухонные инструменты и приспособления
набор продуктов
программное обеспечение:
Операционная система Microsoft Windows ;
Текстовый процессор Microsoft Word ;
Программа разработки презентаций Microsoft Power Point .
Мультимедийная презентация «Значение хлеба в питании человека. Особенности приготовления бутербродов»
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
I. Организационная часть – 3 мин.
II. Сообщение новой темы, цели урока - 5 мин Слайд 1,2
II I . Изложение нового материала – 17 мин.
Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. ХЛЕБ - посол мира и дружбы. С хлебом провожали на фронт, встречали с войны. Дорогих гостей встречали хлебом - солью.
Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Это очень важный продукт питания. В народе издавна говорится, что «хлеб – всему голова». Уважение к хлебу – это, прежде всего уважение к труду человека. Вспомните, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?
« Кто хлеб печет – тому и почет», «Худ обед, когда хлеба нет», « Если хлеба ни куска, то и в тереме тоска», « У кого хлеб родится, тот всегда веселится», « Хлебушка – калачу дедушка» и другие.
Как вы думаете, полезен ли хлеб?
"Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь - это служит признаком выздоровления", - А.О. Пармантье.
Все, наверное, читали сказку Г.Х. Андерсена "Девочка, которая наступила на хлеб": "бросила в лужу свой хлеб, чтобы наступить на него и перейти лужу, не замочив ног. Но едва она ступила на хлеб одною ногой, а другую приподняла, собираясь шагнуть на сухое место, хлеб начал погружаться с нею все глубже и глубже в землю - только черные пузыри пошли по луже!". Здесь хлеб воспринимается как символ святой и чистой жизни. Для русских людей хлеб испокон веков был не только пищей, но и предметом национальной гордости, благосостояния.
Показателем питательной ценности хлеба является высокая калорийность и хорошая усвояемость. Калорийность хлеба колеблется в пределах 180 – 410 ккал на 100г продукта, усвояемость – 90-94%
Какие сорта хлеба вы знаете? Какой хлеб считается самым полезным?
Есть хлеб пшеничный и ржаной. А самым полезным считается хлеб ржаной.
Как вы думаете – почему? В ржаном хлебе больше всего витаминов группы «В» и ценных минеральных веществ.
(слайд №3)
Хлеб - продукт, содержащий белки (5,5-9,5%), углеводы (42-50%), витамины группы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора - 1,4-2,5%), органические кислоты. Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть - в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа. Об огромном значении хлеба в питании И.П. Павлов писал: "Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о хлебе. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей средой".
В каждой семье, как правило, остаются кусочки черствого хлеба, но не каждая хозяйка знает, что из них можно приготовить много вкусных, питательных блюд, изделий. (Пирог с джемом, каравай лимонный, гренки, пирожное картошка и т. д.) (слайд №5)
А что еще можно приготовить, используя хлеб? Ну конечно же - бутерброд. (слайд №6)
Слово «бутерброд» - немецкое слово в переводе «хлеб с маслом».
Специалисты, которые серьёзно прониклись вопросом возникновения бутерброда, утверждают, что он был создан иудеями. Другие специалисты уверены, что у бутерброда мусульманское происхождение. Но и в том, и в другом случае его использовали в качестве альтернативного варианта при ритуале жертвоприношений.
Есть ещё одна довольно увлекательная и забавная версия его происхождения.
История была основана на том факте, что в апреле 1520 года в это время в замке (во время осады) произошла эпидемия. Молодой Николай Коперник заметил, что солдаты болели чаще те, которые в пищу употребляли хлеб. В виду того, что куски хлеба падали на пол и в условиях плохого освещения, отследить качество очистки было невозможно. Коперник предложил мазать одну из сторон светлым составом (взбитые сливки) в качестве индикатора загрязнённости. Прошло немного времени, и беда отступила вместе с захватчиками, а нам достался продукт именуемый бутербродом.
Зачастую мы даже не задумываемся, насколько широко распространены бутерброды. Они популярны, потому что очень легки в приготовлении и удобны в переноске. Многие специалисты говорят, что если бы им предстояло выбирать лучшее кулинарное изобретение, то это место по праву бы занял дружище-бутерброд, у которого есть все предпосылки называться лучшим. Он универсален, многолик и часто приходит к нам на помощь в этом скоростном мире, где главной нашей ценностью является время.
По способу приготовления бутерброды делятся на: холодные и горячие; простые и сложные; открытые и закрытые; слоистые; закусочные.
(слайд №7,8,9,10,11)
По форме бутерброды бывают: круглые, овальные, треугольные, квадратные, ромбические. (слайд №12)
Канапе - это маленькие бутерброды толщиной 0,5-0,8 см, шириной или диаметром 3-4 см, приготовленные на любом хлебе или печенье. Их подают к кофе, чаю, как закуску к ужину или перед обедом. По форме они могут быть треугольные, четырехугольные, круглые, квадратные, ромбовидные и др.
Хлеб лучше использовать плотный, не ноздреватый, слегка черствый. Хлеб удобнее нарезать по всей длине буханки на ломтики толщиной 0,5-0,8 см. Если нужно, их поджарить, охладить, намазать маслом или масляными смесями, уложить продукты, затем нарезать, придавая нужную форму, украсить. Канапе прокалывают шпажкой, при помощи которой их удобно есть.
Для украшения канапе применяют, свежую зелень петрушки, зеленый лук, маслины, рубленые крутые яйца, лимон, свежие яблоки, маринованный красный перец, ягоды моченой брусники и др. До подачи к столу маленькие закусочные бутерброды целесообразно поставить в холодильник для того, чтобы продукты хорошо пристали к хлебу. (слайд №13)
Особенности приготовления бутербродов следующие: (слайд №14)
Хлеб, батон нарезают тонкими ломтиками (для открытых бутербродов -1 - 1,5 см; 0,5 - 1 см – для закрытых бутербродов).
Хлеб можно слегка обжарить с обеих сторон до золотистой корочки;
Сверху наносится слой сливочного масла, масляные смеси и другие наполнители, затем кладутся продукты, салаты, фрукты и др.;
Сливочное масло предварительно хранят в теплом помещении или взбивают;
Все продукты, используемые для приготовления бутербродов, должны сочетаться по вкусу;
Готовят бутерброды непосредственно перед подачей, укладывают на блюдо и красиво украшают;
Бутерброды должны быть сочные, обильно покрытые различными продуктами;
Чтобы бутерброды не сохли, их накрывают смоченным в холодной воде полотенцем, затем целлофаном и ставят в холодильник.
Для приготовления бутербродов можно использовать хлеб, печенье, кекс и бисквит.
Требования к качеству готовых бутербродов (слайд № 15)
V . Практическая работа – 35 мин.
Для выполнения практической работы необходимо разделиться на 3 группы. Каждая группа будет готовить свои варианты бутербродов, пользуясь инструкционными картами..
(Инструктаж техники безопасности при работе с режущими инструментами, электрической духовкой)
Инструкционная карта № 1
Канапе с сыром и помидорами
Необходимые продукты:
Хлеб бородинский,10 г сливочного масла,помидоры свежие, 30–40 г сыра, зелень укропа рубленая.
Способ приготовления рецепта:
Из ломтиков хлеба вырежьте кружочки, используя формочку для печенья.
Намазать маслом кусочки хлеба, затем кусочек твердого или слой плавленого сыра, посыпать рубленым укропом, сверху - маленький ломтик помидора. Все закрепите шпажкой. Приятного аппетита!
Инструкционная карта № 2
Горячие бутерброды
Необходимые продукты:
Батон нарезной, майонез, шпроты, огурцы соленые, твердый сыр, зелень.
Способ приготовления:
Каждый ломтик батона намазать майонезом, положить одну рыбку, кружок огурца и сверху посыпать тертым сыром. Бутерброды помещаем в разогретый духовой шкаф на 5-10 минут. На расплавленный сыр кладем веточку зелени. Приятного аппетита!
Инструкционная карта № 3
Необходимые продукты:
Хлеб пшеничный, плавленый сыр, помидоры свежие (мелкие), оливки, зелень.
Способ приготовления:
Нарезать хлеб на кусочки, любой формы. Подсушить в духовом шкафу. Каждый кусочек хлеба намазать слоем сыра, посыпать рубленой зеленью. Свежий помидор, разрезать на две половинки, положить на хлеб. Из оливок вырезать детали божьей коровки. Приятного аппетита!
(Обход групп для оказания консультации по выполнению работы)
VI . Рефлексия, выставление оценок.– 10 мин.
Контрольные вопросы к учащимся:
Все ли у вас получилось, какие встретили трудности?
Пригодятся ли вам знания, полученные на этом занятии в дальнейшей вашей жизни?
Дегустация бутербродов.
VII . Домашнее задание - 2 мин.
1.
VII . Информационные ресурсы 19 слайд.
Бутербродные фантазии / С. Д. Черномурова. - Краснодар: « Сов. Кубань», 2002.
Основы кулинарии: Ермакова В. И. 10 – 11 кл. - М.: «Просвещение», 1993
Украшение блюд. Фантазии из овощей и фруктов. - М.: АСТ – ПРЕСС Книга,2006.
http :// www . kulina . ru / articles / rec / zakuski / byterbrodi /
http :// goodrecept . ru /? m = nots & id =770 E 2 FE 300# a 2
http :// images . yandex . ru / yandsearch ? text
Просмотр содержимого документа
«описание работы»
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Балашова Саратовской области»
Преподаваемый предмет: учитель технологии.
Контактный телефон: 4-60-21;
E-mail: [email protected]
Описание работы:
Урок из раздела программы 5 класса «Кулинария».
На данном занятии учащиеся знакомятся с видами и способами приготовления бутербродов. На уроке используется мультимедийная презентация. Выбранная форма использования средств ИКТ способствует решению всех задач урока (получение новой информации, наглядность при изучении нового материала, закрепление знаний).
Учащиеся работают в группах на практической работе, помогая друг другу (выявляются ученицы-помощницы учителя), в конце занятия проводится опрос, для закрепления знаний, и просмотр лучших работ.
Просмотр содержимого презентации
«Тема приготовление бутербродов»
Тема: «Значение хлеба в питании. Особенности приготовления бутербродов»
5 класс
Подготовила: Куракина Е.А.
учитель технологии
МОУ СОШ №9 г. Балашова
Цель урока:
Познакомить с классификацией бутербродов, научить готовить бутерброды.
Хлеб – один из самых удивительных
продуктов природы, один из самых древних, самых надежных видов пищи на земле.
- «Хлеб наш батюшка»
- « Хлеб – всему голова»
- «Хлебушка –калачу дедушка»
- «У кого хлеб родится, тот всегда веселится ».
- Белки - 5,5 –9,5%
- Углеводы - 42- 50%
- Витамины группы «В» ,
- Минеральные соли – 1,4 -2,5%
- Органические кислоты.
- Калорийность хлеба колеблется в пределах 180 – 410 ккал на 100Г продукта, усвояемость – 90 -94%
- Сухарики к бульону
- Пирог с джемом
- Каравай лимонный
- Пирожное картошка
- Панировочные сухари
- Пудинг
- Гренки.
Бутерброд(немц.) – хлеб с маслом
По способу приготовления бутерброды делятся:
Холодные и горячие
- Круглая
- Овальная
- Треугольная
- Квадратная
- Ромбическая
- Хлеб нарезают тонкими ломтиками (1 - 1,5см)
- Хлеб обильно покрывают продуктами
- На слегка черствый хлеб намазывают масло(майонез),укладывают продукты
- Бутерброды украшают(например, зеленью)
- Подают на блюде
- Хранят при температуре 4 -8 часов.
- Горячие бутерброды должны быть определенной температуры
- Продукты, входящие в состав бутербродов, должны быть свежими
- Хлеб не должен быть слишком толстым или тонким
- Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами
Домашнее задание
1. Приготовить на завтрак бутерброды. Получить оценку у родителей.
2.Выяснить какие бутерброды делают родители. Узнать рецепт их приготовления.
Информационные ресурсы:
1. Бутербродные фантазии / С. Д. Черномурова. - Краснодар: « Сов. Кубань», 2002.
2. Ермакова В. И. Основы кулинарии: 10 – 11 кл. - М.: «Просвещение», 1993
3.Ермакова В. И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учеб. пособие для 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2002.
4. http://www.kulina.ru/articles/rec/zakuski/byterbro di/
5. http://goodrecept.ru/?m=nots&id=770E2FE300#a2
6. http://images.yandex.ru/yandsearch?text