Рис празднует свой день! Кому риса? Лечебное действие рисового масла

Добавить в закладки:


Очень ценный продукт для большей части населения нашей планеты и является основным продуктом питания от японских и тихоокеанских островов до арабских и африканских стран. Более 10 000 сортов риса найдено на филиппинских островах, из которых 5 000 выведено человеком. В кулинарии рис используется для приготовления самых всевозможных блюд: молочных, острых, соленых, сладких, кислых и многих других. С рисом можно приготовить суп, подать на второе как гарнир, приготовить рисовую водку или рисовый квас, а на десерт - рисовый пудинг. Рис отлично сочетается с рыбой, молоком, мясом, фруктами, грибами и овощами.

Рис имеет азиатские, а точнее китайские корни. Когда мы говорим о происхождении риса, то в первую очередь вспоминаем Китай с его культурой выращивания этого злака, с его разнообразием вариантов приготовления блюд, и тотальным завоеванием всей Азии рисовой пищей. Известно, что рис начали выращивать 7 000 лет назад. Первоначальным местом произрастания риса был район нынешней китайской провинции Юннань, на территории северного Вьетнама, немного в Таиланде и северо-востоке Индии. Есть также сведения, что рис возделывали на территории современного Таиланда в 5700 году до н.э. Археологические находки подтверждают это.

Распространение риса в Азии было сравнительно медленным. Только к 500 году до н.э. рис начали регулярно возделывать на территории Индокитая, Индонезийских островов и Малайзии. Растение оказалось приспосабливаемым к различным климатическим зонам и прижилось в относительно холодном северном Китае и Японии.

В Европе рис появился благодаря Александру Македонскому, который попробовал его, когда завоевывал Азию и привез семена с собой. Некоторые археологические раскопки свидетельствуют о том, что рис использовался на побережье Средиземного моря еще в 630 г. до н.э. Греки и римляне знали о рисе еще в 3 веке до н.э., но не спешили массово использовать, считая его экзотикой. Только в 13 веке н.э. после эпидемии чумы на юге Европы посеяли несколько полей с рисом. Это был круглозерный рис, который не нуждался в тщательном уходе и обильном поливе. Культура укоренилась, и рис начали выращивать в Италии, Сардинии, Испании и на юге Франции. С того же времени, а возможно и раньше, рис сеяли на территориях нынешних Болгарии, Албании, Греции и бывшей Югославии. В 1300 году рис упоминается в записках герцога Савойского в Пьемонте (на севере Италии). Известен документ, вернее приватное письмо, написанное герцогом Миланским, датированное 15 веком, в котором упоминаются поля риса. А к 16 веку Милан уже был окружен рисовыми полями. К 18 веку рис настолько прочно вошел в рацион европейцев, что стали появляться рецепты блюд, полностью или большей частью состоящих из риса. Примером может служить знаменитый английский рисовый пудинг.

В Россию рис попадал с древнейших дохристианских времен, главным образом за счет близости торговых путей с Востока в Европу. Но прижился рис в наших краях только в 15 веке, придя на территорию нынешней Украины из Венгрии. Рис тогда называли сарацинской пшеницей, или сарацинским зерном. В славянских землях это название переиначили на «сорочинское». Так «сорочинское пшено» и продержалось до конца 19 века, сменив название на «рис» только в 70-х годах 19 века.

В советское время импортного риса стало не хватать, и рисовой культурой были засеяны поля в Ставропольском и Краснодарском краях. Чуть меньшие площади были отданы под посадку риса в Астраханской и Ростовской области. В этих довольно холодных для риса областях растёт круглозерный неприхотливый вид риса, не требующий такого обилия влаги и тепла, как длиннозерный.

Сорта риса

Длиннозерные виды риса.

Нешлифованный или коричневый рис.

Этот вид риса не подвергается обработке: не шлифуется, не обдирается от отрубной оболочки, и поэтому этот рис сохраняет коричневатый цвет и все имеющиеся в нем витамины. Коричневый - наиболее полезный сорт риса. Он обладает всем спектром витаминов, которые находятся как в самом зерне, так и в отрубной оболочке. В коричневом рисе больше клетчатки и минералов, чем в белом.

Для приготовления коричневого риса требуется больше воды, он отваривается не менее 40 минут.

Длиннозерный белый рис.

Обдертый и шлифованный. Зерна беловатого цвета, удлинённой формы. Наиболее распространенный сорт риса в мире.

Жасминовый.

Этот сорт произрастает в основном в Таиланде. Внешне напоминает обычный длиннозерный белый рис, только немного более клейкий и очень ароматный. Жасминовый рис принято подавать с соусом карри и с острыми азиатскими блюдами.

Этот сорт выращивают в Пакистане и на севере Индии. Он обладает ореховым ароматом. Часто этот рис используют в индийских блюдах, таких как пилаф. Перед варкой басмати рекомендуется тщательнее других промыть в холодной воде.

Круглозерные виды риса.

Арборио или ризотто.

Этот рис используется в средиземноморском блюде «ризотто». Толстые кругловатые зернышки риса содержат много крахмала, поэтому этот рис очень клейкий, выделяет много крахмалистых веществ. Его зерна впитывают жидкости в пять раз больше собственного веса - это следует учитывать при обработке. Арборио хорош для супов, подливок и соусов. Из этого сорта можно делать крем; он превосходно проявляет свои качества в сочетании со сладостями. Рис арборио также известен под названиями виалоне и канароли.

Попробуйте приготовить!

Ризотто в вине

2 чашки риса
5 чашек куриного бульона
1 чашка белого вина
40 г сливочного масла
50 мл оливкового масла
1 мелко нарезанная луковица
1 мелко нарубленная морковь
2 измельченных зубчика чеснока
4 ст. л. тертого пармезана
соль, черный перец

Инструкция: Пассеруйте в оливковом масле на медленном огне лук, морковь и чеснок до тех пор, пока лук не станет полупрозрачным. Затем выложите туда рис и хорошо перемешайте, чтобы зерна пропитались маслом. В другой кастрюле нагрейте, не доводя до кипения, куриный бульон. Понемногу вливайте в рис бульон, помешивая, пока он весь не впитается. Затем влейте вино и варите рис до мягкости, не позволяя ему развариться. Снимите ризотто с огня, перемешайте с тертым пармезаном, приправьте солью и перцем, накройте крышкой и дайте постоять 2-3 минуты. Подавайте, посыпав пармезаном.

Десертный рис.

Зерна короткие, как и у ризотто, но липкость еще более сильная, за счет чего идеален для блюд, в которых важно придать форму. Он подойдет для приготовления десертов на основе сливок. Готовится около 20 минут при помощи варки или час-полтора в духовке.

Валенсия или паэлья.

Круглые зернышки этого сорта риса идеально подходят для одноименного испанского блюда на основе морепродуктов.

Прочие сорта риса

Черный рис.

Малоиспользуемый, но не менее вкусный сорт риса. Существует в двух разновидностях: тайской и нанкин. Тайский черный рис используют для приготовления черного рисового пудинга. Это очень вкусный десерт на основе кокосового молока. Сорт нанкин (китайский черный рис) обладает более травянистым вкусом и структурой и используется в салатах и некоторых блюдах азиатской кухни. Готовится около 25 минут.

Красный рис.

Этот сорт риса произрастает на юге Франции и очень популярен благодаря своим полезным свойствам. Раньше этот рис считали сорной травой, теперь его продают в рестораны. Он очень полюбился французам за сильный ореховый аромат. Подходит как для гарниров, так и для салатов. Время приготовления около 45 минут.

Дикий рис

Термин «дикий рис» не совсем точный, так как это скорее водяная трава, нежели рис. Растение чем-то напоминает рис, обладает рядом полезных и вкусовых свойств, богато витаминами и минералами, а кроме всего, является символом кулинарной «продвинутости» и здорового образа жизни. Очень красиво смешивать дикий черный рис с длиннозерным белым. Такой гарнир выглядит очень изысканно и может подаваться к праздничному столу. Важно помнить, что дикий рис готовится около 45 минут, поэтому готовить его вместе с обычными сортами не стоит.

По внешней обработке рис можно разделить на: нешлифованный, шлифованный и пропаренный.

Первый отличается грубостью, включает в себя фракции отрубей или зерна, целиком покрытые отрубной оболочкой.

Шлифованный рис отличается белым цветом, гладкой поверхностью, нежным вкусом и малым временем приготовления. Такой рис вкуснее и красивее необработанного, но имеет меньше витаминов и минеральных веществ.

Пропаренный рис никогда не слипается при приготовлении и имеет большую ценность. Пропаривают его для сохранения витаминов и минералов. Зерна полупрозрачные.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Часть VI. Этой статьей мы продолжаем цикл публикаций, посвященных исследованию сакральных тайн первой книги Библии – книге Бытие. В настоящей работе мы расскажем о результатах расшифровки части сакрального смысла текстов Первой главы книги Бытие, в частности, о телах человека в матрице Мироздания. В конце Части V, в предыдущей работе мы показали, как располагается плотное человеческое тело в матрице Мироздания (по представлениям египетских жрецов древности). Очевидно, интересно будет узнать, кто еще после них обладал этим сокровенным знанием? Об этом мы и поговорим в настоящей работе. Наша рабочая гипотеза о том, что – «Единый Господь, разным народам в разные времена давал одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье» Остается прежней. КОММЕНТАРИЙ 1: БОЛЬШОЙ ПРОРОК ИСАИИА И ТАЙНА МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МАТРИЦЕ МИРОЗДАНИЯ Когда я открыл для себя писания этого пророка, я поверил его словам от всей души и читал их, учась, и понимая глубину сказанного им: «КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ» Гл.1 1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских. 2 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. 3 Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. 4 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад. 5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. 6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. 7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. 8 И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. 9 Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. 10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! 11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. 12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? 13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! 14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. 15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. 16 Омойтесь, очиститесь;...

Послед. комментарии

Случайные посты

В своей работе «Постижении истории» известный английский ученый Арнольд Джозеф Тойнби разработал и изложил собственную теорию цивилизации… «Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»». В его работах рассматривались проблемы культурогенеза, культурного прогресса, типологии культур и цивилизаций, их духовно-мировоззренческие основы. Идеи Тойнби, относящиеся к исторической, социальной и политической культурологии, оказали сильное влияние, в частности, на концепцию С. Хантингтона. Для А.Тойнби в середине ХХ в. и...

В этой статье мы исследуем сакральные истоки понятий о символах мира шаманов. Шаманизм распространен практически по всему миру, включая Сибирь, Дальний Восток и Азию. Вот, что нам известно о шаманизме из Википедии — свободной энциклопедии . По ходу изложения материалов из энциклопедии мы будем давать свои комментарии: «Шамани́зм — устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с...

В этой работе Часть I мы исследуем сакральный смысл широко известных пасхальных символов с помощью знаний о матрице Мироздания. Начиная исследования, я даже не мог представить, к каким удивительным аналогиям они приведут. Итак, приступим к изложению нашей темы. Во Введении рассмотрим известную точку зрения на историю возникновения праздника Пасха. Для этого обратимся к материалам из Википедии — свободной энциклопедии. По ходу изложения материала мы будем давать собственные Комментарии. Наша рабочая гипотеза остается прежней – «Единый Господь разным народам в...

Вниманию читателей предлагается Учебное пособие о науке «Культурология». При всех возможных недостатках этого материала следует отметить, что в пособии в компактной форме изложено современное положение науки «Культурология». Полагаем, что в наш суетный век оно будет интересно для молодежи и широкому кругу читателей для ознакомления с этой наукой. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ) Кафедра философии и культурологии В.З. Арушанов, З.А. Рябова СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Учебное пособие Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия Для студентов всех специальностей университета Москва-2008 УДК 1:001 А. 86. Арушанов В.З., Рябова З.А. Структура и состав современного культурологического знания: Учебное пособие.-М.: МИИТ. 2008, — 52 с. В пособии рассматриваются проблемы предмета культурологической теории, рассматриваются структура и содержание культурологического знания. Особое внимание уделяется обзору современных точек зрения на культурологию как самостоятельную дисциплину. Пособие рассчитано на студентов и аспирантов всех специальностей. Рецензенты: А.Н. Некрасова, д.ф.н., профессор кафедры «Политология и социальные технологии», Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) И.И. Богут, член-корр. Академии экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Социология и социальные технологии» Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП) © Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2008 © Арушанов Сергей Зармаилович, редактирование и оформление, 2011 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Структура культурологического знания. Предмет культурологии Глава 2. Интерпретации предмета и объекта культурологии в современной отечественной литературе Вопросы Библиография СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Введение С точки зрения С.Н. Иконниковой, культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений. Она рассматривает эти проблемы, по крайней мере, в трёх аспектах: 1. дифференциация феноменов культуры для выявления их с социальной и культурной значимости, символической и знаковой ценности; 2. интеграция изучаемых явлений в контексте культуры, обеспечение системного и целостного анализа; 3. сравнения и сопоставления феноменов, теоретическое обеспечение компаративистики для понимания культур различных народов и регионов. Культурология исследует морфологию, инфраструктуры или статику культуры как системы, а также динамику культурных процессов различных исторических эпох и регионов. Иконникова считает, что культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов: 1) история мировой и отечественной культуры; 2) история культурологических теорий; 3) философия культуры; 4) социология культуры; 5) антропология и психология культуры; 6) прикладная культурология; Рис. 1. Антон Граф. Портрет И. Г. Гердера , 1785: «Иога́нн Го́тфрид Ге́рдер (нем. Johann Gottfried Herder, 25 августа 1744, Морунген, Восточная Пруссия — 18 декабря 1803, Веймар) — немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века. Родился в семье бедного школьного учителя, окончил богословский факультет Кёнигсбергского университета. В родной Пруссии ему угрожала рекрутчина, поэтому в 1764 году Гердер уехал в Ригу, где занял место преподавателя в соборной школе, позже —...

В этой статье мы рассмотрим тюркское божество по «Имени» — «Тенгри». Поводом для написания этой статьи стал вопрос читательницы Светланы, оставленный в комментарии к статье — Тайны символов шаманов мира в матрице Мироздания. Часть первая – «Можно ли символически изобразить Тёнгри как круг с точкой внутри? Или в виде спирали? Меня интересует символизм — ведь всё можно изобразить знаком, или символом». Вначале познакомимся с Тенгри. Обратимся к материалам свободной энциклопедии Википедия: «Те́нгри — верховное божество неба политеистического пантеона народов Евразии тюрко—монгольского происхождения . Другое его название — «Вечное небо». Впервые зафиксировано в китайских летописях при описании хуннов как «dhiu liei» (Chinese: 撑犁). «匈奴谓天为撑犁»: Хунну называют Тянь (天 название неба или Небес по-китайски) Тенгри. Рис. 1. Слово «Тенгри» (Бог, Небо), написанное орхонским письмом. Читается справа налево. В государствах тюркоязычных народов Средних веков, в том числе у собственно древних тюрков (тюркютов), ханы основывали свою власть на соизволении Тенгри. Эти правители воспринимались как обладатели дара Тенгри, давшего им особую благодать — кут, носили тронные имена, подчеркивающее их избранность, такие, как Тенгрикут, Кутлуг или Куталмыш. В своем путешествии в 1ой половине X века Ибн Фадлан писал о кочевых турках: «А если постигнет одного из них несправедливость или случится с ним какое-либо дело неприятное ему, он подымает свою голову к небу и говорит: «Бир тенгри», а это по-турецки (значит) «богом одним», так как «бир» по-турецки «один», а «тенгри» – бог (Аллах) на языке турок». Предки тюркских народов были анимистами, следуя шаманским верованиям, они почитали небесных богов и силы природы. По мнению Махмуда Кашгари, Тенгри был известен как создатель растений и громовержец. Тюркоязычные народы использовали прилагательное «Тенгри», что означает «небесный, божественный», для обозначения всего грандиозного или особо значимого, как, например, пик Хан-Тенгри или Кантегир (хакасское Хан-Тигір) в Западных Саянах. В современной Турции и Азербайджане, производное слово «Tanrı» используется в значении «Бог», в качестве альтернативы арабскому слову «Аллах». Основными божественными сущностями в монгольском тенгрианстве являются Небо-Отец (монг. Тэнгэр Эцэг) и Мать-Земля (монг. Газар Ээж). Чингисхан, основатель монгольского государства, называл источником своей власти волю Тенгри, и начинал свои указы словами «по воле Вечного Голубого Неба» [источник не указан 412 дней]. Небесному отцу поклонялись как неподвластному времени и бесконечному синему/голубому Небу. Имя бога происходит от общеалтайской лексемы с изначальным значением «клятва, божество». Происхождение связывается также с шумерским словом Дингир («Небо»), с китайским термином Тянь, в значении «Небо» . В Викитеке есть тексты по теме Тенгри: Тенгрианство Умай Хан-Тенгри На рисунке 1 слово — «Имя» Тенгри написано орхонским письмом: «Древнетюркское руническое письмо (орхоно-енисейская письменность) тур. Orhun/Göktürk yazısı, кит. 鄂爾渾文字, пиньинь È’ěrhún Wénzì — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII-X вв. Орхоно-енисейская письменность обслуживала единый литературный...

На сайте опубликованы две Индийские притчи или быль из жизни Рамакришны. Ниже в Приложении к притчам приведена биография Рамакришны и его роль в возрождении Индуизма в современных условиях. Притчи всего лишь две ярких картинки из жизни и духовного творчества этого удивительного человека. С богиней Кали, которой поклонялся Рамакришна, читатели могут познакомиться в разделе «Религии Индии», в статье на сайте — Тридеви – шакти Вишну, Шивы и Брахмы в матрице Мироздания. В притчах рассказывается о преодолении «последних» привязанностей человеческого сознания на пути осознания человеком его собственной божественной духовной природы. Последний барьер «Рамакришна поклонялся богине-матери Кали. Но однажды он встретил Тотапури. Это был совершенно необычный человек. Он ходил голым по берегам Ганга и был свободен от всяких правил и догм. В беседе с ним Рамакришна сказал, что не может достичь состояния слияния с Богом. Тотапури сказал: — Тебе мешает твоя привязанность к богине Кали. Ты должен уничтожить эту богиню-мать. Рамакришна запротестовал: — Как я могу уничтожить богиню-мать? Она — моя душа и само моё сердце! Тогда я умру. Тотапури воскликнул: — Лучше умереть! Если ты действительно хочешь быть свободным; ты должен разрушить все свои связи и привязанности. А это — твоя привязанность. Ты не привязан к жене, к деньгам. Ты не привязан к миру, но ты привязан к богине-матери. Я знаю, она прекрасна, но пока она существует в тебе, она будет заслонять Истину. Рамакришна сел в медитацию перед Тотапури. Но когда он закрыл глаза, мать-богиня проявилась во всей своей славе! Он стал раскачиваться, и в его глазах появились слёзы. Он совершенно забыл о Тотапури и о своем намерении. Тотапури встряхнул его и сказал: — Ты снова впал в сон. Возьми меч и рассеки её надвое! Это повторялось несколько раз. Рамакришна забывал обо всём, лишь только увидев лицо матери внутри себя. Оно было столь живым и прекрасным, столь полным света! Это было величайшее видение божественного, как формы, за которой существует лишь бесформенность. Тотапури сказал: — Сегодня я ухожу, но прежде, чем я уйду, ты попытаешься ещё раз. Я принёс с собой кусок стекла. Когда я увижу, что ты начал раскачиваться и что у тебя на глазах появляются слезы, я рассеку твой третий глаз. Будет течь кровь, будет больно, и ты вспомнишь, что я здесь. Ты возьмёшь меч и рассечёшь богиню-мать надвое. Рамакришна спросил: — Но откуда я возьму меч? Тотапури ответил: — Оттуда, откуда ты взял мать! В этот день Рамакришна старался. Когда он начал раскачиваться и у него потекли слёзы, Тотапури рассёк стеклом кожу на лбу у Рамакришны. В единый миг осознания тот разрубил мать. Она исчезла, и открылась дверь в Бесформенное. В течение шести дней Рамакришна находился в состоянии...

В этой статье мы детально рассмотрим запись на санскрите Мантры – Молитвы богине процветания Лакшми. Запишем Мантру – Молитву в матрицу Мироздания. Также исправим некоторые неточности текста мантры, взятой из «Свободной энциклопедии – Википедия» и расположенной под рисунком 2 в предыдущей статье на сайте – Тридеви – шакти Вишну, Шивы и Брахмы в матрице Мироздания. В этой статье мы подробно рассмотрели ряд важных аспектов Ведической философии древней Индии. В частности, мы рассмотрели понятия «мужского» и «женского» в божественной иерархии. «Женское» — непосредственно связано с понятием – ШАКТИ. Ниже приедем без изменений начальную часть предыдущей статьи, которая будет включать описание «атрибутов» богини процветания Лакшми. Обратимся к Материалам из Википедии — свободной энциклопедии: «Ша́кти (санскр. शक्ति śakti IAST — мощь, сила) — в тантре, шиваизме и шактизме — супруга бога Шивы; в более широком смысле — женская творческая сила Шивы, реже — Вишну и других богов индуизма. В индуизме каждый бог имеет свою шакти (деви, богиню), и все вместе они представляют Личности (персонификации) и Силы (энергии) единого Брахмана и его Шакти. Слово «шакти» имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности. Шакти — это Богиня-мать. Шакти — это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют Богиню, супругу бога Шивы. Шакти — это внутренняя энергия человека. Шакти — это космический женский принцип. Шакти — это женское начало человека, его женская половина. Шакти — это женщина-партнёр практикующего тантрическую йогу. Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Деви, Бхавани, Трипурасундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари — различные формы Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект. Рис. 1. Шакти и Шива в едином образе Ардханари – полу-женщины, полу-мужчины. Правая рука Шивы лежит на голове его «ездового» животного (вахана) быка Нандин. Левая половина тела женская – шакти. (Слоновьи пещеры, Мумбаи, Индия, V в. н.э.)». В индуизме известны три основных божества – Господь Вишну, Господь Шива и Господь Брахма. У всех у них есть «супруги» или их женские ипостаси, которые выступают в качестве их шакти. Всех их вместе называют – Тридеви: «Тридеви (санскр.: त्रिदेवी tridevi — три богини) — термин в индуизме, объединяющий трёх богинь, трёх супруг богов Тримурти: Сарасвати — богиня мудрости, знания; супруга Брахмы Лакшми — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья; супруга Вишну Парвати (или Дурга) — богиня времени, власти, духовной реализации; супруга Шивы» Рассмотрим каждую «супругу» в отдельности: «Ла́кшми (санскр. लक्ष्मी, lakṣmī IAST) — богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она — воплощение грации, красоты и...

Посевной рис (Oryza sativa)

Рис (лат. Oryza) - род однолетних и многолетних травянистых растений семейства злаков, ценная крупяная культура. Рис является главным продуктом питания почти половины населения планеты.

В России слово "рис" появилось лишь в конце XIX века и является производным от английского "rise". До этого рис на Руси называли "сарацинским зерном" или "сарацинской пшеницей". Позже эти названия риса преобразовались в "сорочинское пшено".

Родовое название риса - "Oryza" происходит от санскритского "vrihi".

Происхождение риса

Как сельскохозяйственная культура в тропиках, субтропиках и тёплых районах умеренного пояса возделывается однолетний рис посевной (Oryza sativa), являющийся одной из древнейших продовольственных сельскохозяйственных культур. Одомашнивание риса предположительно произошло около 9 тыс. лет назад.

Одни авторы считают, что было не менее двух центров одомашнивания, в результате которых появилось два основных подвида культурного риса: Oryza sativa japonica , выведенный в южном Китае, и Oryza sativa indica , родина которого находится южнее Гималаев, в восточной Индии или западном Индокитае.

Другие авторы указывают на более древнее происхождение Oryza sativa japonica и полагают, что современные подвиды культурного риса являются результатом искусственного отбора, происходившего после первичного одомашнивания в долине реки Янцзы.

Более 7 тыс. лет назад рис уже возделывали как продовольственную культуру в Юго-Восточной Азии на обширных территориях современных Индии и Китая. На территории Закавказья и в Центральной Азии рис начали выращивать во II—III вв. до н. э., в Европе рис как сельскохозяйственная культура появился в VIII в. н. э., а в Америке — в XV—XVI вв. н. э.

В Россию культура риса проникла через Венгрию и Украину в XV веке.

В Африке выращивают африканский, или голый рис (Oryza glaberrima). Местное население в Африке также использует в пищу зерно ряда дикорастущих видов риса, в первую очередь риса точечного (Oryza punctata) и риса короткоязычкового (Oryza barthii).

Сорта риса

Один и тот же сорт риса, обработанный по-разному, имеет разный цвет, вкус, питательные свойства и время приготовления. По виду обработки рис разделяют на коричневый (минимальная обработка с сохранением большей части питательных веществ зерна), белый (шлифованный белоснежный рис — самый распространённый тип обработки) и пропаренный (специально обработанный паром в целях удержания витаминов и минералов в зерне, а не в отрубной оболочке).

Красный рис

Этот традиционный таиландский вариант в последнее время стали также возделывать на юге Франции. Красные круглые неочищенные зёрна следует варить около 45 минут. Если замочить рис на ночь, время варки сокращается до 25 минут.

Длиннозёрный рис

Рисовые отруби

Цельное зерно риса состоит из наружной, довольно жесткой, но легко отделяющейся оболочки из цветковых чешуек (мякины), под которой находится бурого цвета "шелушенное" зерно, окраска которого определяется несколькими слоями кожуры (отруби). После шлифовки зерна риса и отделения отрубей в оставшемся ошлифованном зерне отстается практически чистый крахмал - легкоусвояемые углеводы.

К стати, именно по этой причине диетологи не советуют "налегать" на белый шлифованный рис, т.к. все те уникальные целебные свойства риса, которым "поклоняются" в странах Востока, относятся в полной мере лишь к коричневому нешлифованному рису в том виде, в котором его в основном употребляют в Индии, Китае и Японии, и к белому шлифованному рису, так называемому "европейскому" его варианту, абсолютно никакого отношения не имеют.

Белый очищенный рис отличается от нешлифованного бурого или коричневого риса так же, как очищенная белая мука высших сортов отличается от обойной или обдирной муки. И в первом и во втором варианте, после переработки цельного зерна остается лишь его "энергетическая тень" - углеводная пустышка .

Все же биологически ценные компоненты цельного зерна риса остаются в отрубях. Рисовые отруби содержат около 85% масла, 10% белка, 80% тиамина, 70% минеральных веществ и целлюлозы (диетической клетчатки), 50% рибофлавина и 65% ниацина цельного рисового зерна. При шлифовке риса отруби полностью отделяются.

Рисовое масло

Из рисовых отрубей методом прессования получают ценное с биологической точки зрения рисовое масло . Масло из рисовых отрубей содержит 0,06% витамина Е в форме токотриенолов . В последнее время появилось множество публикаций и исследований, подтверждающий, что антиоксидантная активность токотриенолов в десятки раз выше, чем у более распространенных токоферолов .

Рисовое масло разных мировых производителей имеет разные наименования. Связано это лишь с тем, что на разных языках рисовое масло называется по разному: Rice bran oil (англ.), Huile de son de riz (франц.), Reiskeieol (нем.), Olio di crusca di riso (итал.), Aceite del salvado de arroz (испанск.), Pirinc Kepek Yagi (турец.)

Химический состав рисового масла

В состав рисового масла входят:

Ненасыщенные жирные кислоты;
- Неомыляемая фракция, которая составляет до 5%. Неомыляемая фракция представлена у-оризанолом (1,6%), р-ситостерином (885 мг%), кампестеролом (506 мг%), циклоартенолом (482 мг%), скваленом (320 мг%), суммой токоферолов (81,3 мг%) и токотриенолов (72—600 мг%). Основным компонентом фракции является у-оризанол, представляющий собой смесь эфиров феруловой кислоты и тритерпеновых спиртов — циклоартанола (106 мг%). и 24-метиленциклоартанола (494 мг%)
- Витамины А, РР, E (0,1% из них витамин Е в форме токотриенолов - 0,06%), витамины группы В.
- Комплекс антиоксидантов: гамма-оризанол, сквален и феруловая кислота.

Жирнокислотный состав масла из рисовых отрубей

Ненасыщенные кислоты:
Линолевая - 32-47%;
Олеиновая - 32-38%;
Линоленовая - 3-10%;

Насыщенные кислоты:
Пальмитиновая - 13-23%;
Стеариновая - 2-3%

По жирнокислотному составу масло рисовых отрубей сходно с кукурузным маслом (растительным маслом полученным из кукурузных зародышей).

Лечебное действие рисового масла

Масло рисовых отрубей пользуется большим спросом в Японии, Индии и других азиатских странах. Ежегодно около 80 000 т пищевого рисового масла продается только в Японии.

По данным клинических экспериментов на людях, масло рисовых отрубей обладает высокой фармакологической активностью. В частности, его употребление способствует более эффективному снижению уровня холестерина в плазме крови по сравнению с другими растительными маслами, богатыми линолевой кислотой. Этот эффект связывают с присутствием в масле гамма-оризанола и его компонентов — тритерпеновых спиртов и, возможно, токотриенолов. Есть также данные о гонадотропной и стимулирующей гипоталамус активности у-оризанола.

Рис - рододнолетних имноголетних травянистых растений семейства Злаки; крупяная культура. Очень требователен к условиям выращивания , может быть погублен заморозками. Семена прорастают при 10-12°C.

Слово «рис » появилось вРоссии только в конце XIX века , являясь производным от нем . Reis «райс » ,нидерл . rijs из романских :итал . riso , ст.-франц . rîs , до этого же рис называли «сарацинским зерном » или «сарацинской пшеницей », затем название преобразовалось в «сорочинское пшено ». Родовое название лат. Oryza происходит отдр .-греч .ὄρυζ α , которое в свою очередь восходит к санскритскому vrihi .

Произрастает главным образом в тропиках и субтропиках Азии, Африки, Америки, Австралии. Как сельскохозяйственная культура в тропиках, субтропиках и тёплых районах умеренного пояса возделывается однолетний рис посевной , являющийся одной из древнейших продовольственных сельскохозяйственных культур. Его одомашнивание произошло около 9 тыс. лет назад в восточной Азии. В Африке также выращивают африканский , или голый рис , который был одомашнен 2-3 тысячелетия назад на берегах реки Нигер. В настоящее время в качестве сельскохозяйственной культуры он практически вытеснен азиатскими видами риса и может выращиваться в некоторых местах для использования в ритуальных целях. Местное население в Африке также использует в пищу зерно ряда дикорастущих видов риса.


Колосья риса

Рисовые поля до созревания семян заливают водой, чтобы предохранить их от прямого воздействия солнечных лучей, а также в качестве одного из средств борьбы с сорняками. Осушаются поля только ко времени уборки урожая.

Рис отличается богатым содержанием углеводов и относительной бедностью белковых веществ. Доля первых в сухом веществе доходит до 70 %, вторых же, как правило, не более 12 %. Считается основным (национальным) продуктом питания в странах Юго-Восточной Азии и Китае. Так как в очищенных зерновках остаётся мало витаминов, подобная популярность риса приводила к широкой распространённости заболевания бери-бери (авитаминоза). Из рисового зерна производятся крупа и крахмал, из рисовых зародышей получают масло. Мука рисовая без примеси какой-либо другой мало годится для приготовления хлеба, главным образом из неё варят каши или приготовляют пироги; в большем количестве она поступает на косметические фабрики, на переработку в пудру. Существует множество блюд на основе риса, самые известные из которых плов, ризотто и паэлья. В Японии из него делают лепёшки «моти» и особые сладости для чайной церемонии.


Японские лепёшки «моти» на десерт

В Америке, Африке и Азии рис служит для приготовления разных спиртных напитков, а в Европе из него получают спирт. Традиционное рисовое вино популярно в Китае, в Японии из риса производят национальные спиртные напитки различной крепости - сакэ, сётю, авамори . В Корее рис и отходы его приготовления являются основой многих традиционных напитков, таких как сикхе и суннюн .


Сакэ

Производится также воздушный рис, по консистенции похожий на попкорн, только гладкий и округлый. Иногда его формуют в виде карамелизированных плиток, как козинаки.


Воздушный рис в шоколаде

Из рисовой соломы производят рисовую бумагу, картон, плетёные изделия. Рисовая солома толста и мягка; она служит чаще всего для подстилки в хлеву и в целом для изготовления плетёных вещей малопригодна. Соломенные шляпы, сбываемые за изделия из рисовой соломы, на самом деле фабрикуются из весьма тонких стеблей ржи и пшеницы. В исламских странах существует мера веса, равная весу одного рисового зерна - арузза .


Рисовая бумага

Всего же существует 8 видов риса, и он является одним из самых важных хлебных растений. Рисом питается более половины населения всего земного шара. Культура его известна со времен глубокой древности. В торжественном обряде, установленном китайским императором ещё за 2800 лет до н. э., рис уже играет важную роль. Царствующий император должен был посеять его сам, между тем четыре вида других растений могли быть посеяны принцами императорского семейства. Не менее классической страной разведения риса является Индия, где культура риса может быть и не столь древняя как в Китае, тем не менее занимает обширные площади, а зёрна этого растения составляют главную пищу населения. В значительных количествах сеется рис также в Бангладеш, в Индонезии, на Шри-Ланке, центральной и восточной части Африки, в Полинезии, Меланезии и других странах, лежащих между экватором и 45° широты.


Рисовый хлеб

В Европе возделывание риса встречается в Испании (сюда ввели его мавры), Италии (первые рисовые поля близ Пизы относятся к 1468 году), Греции и Турции, в Америке в основном культивируется в США и Бразилии. В России выращивается в относительно небольших количествах в Краснодарском крае, Ростовской области и на юге Приморья. Вследствие теплолюбивости рис имеет ограниченное распространение в странах умереного пояса. Другая причина кроется в особых условиях возделывания риса, который, как болотное растение, требует массу стоячей воды, почему рисовые поля, находясь долгое время (в продолжение 90-100 дней) под водой, легко заболачиваются, что может привести к распространению перемежающихся лихорадок, а также вызывает большой расход воды, дефицитного ресурса для некоторых стран.


Торговые сорта риса: каролинский (зерна продолговатые, без запаха, белые и прозрачные); пьемонтский (зерна с желтоватым оттенком, более короткие и закругленные, непрозрачные); индийский (зерна продолговатые, с хорошо выраженной прозрачностью); японский (зерна очень мелкие, но белые и хорошего качества).


Японский рис особый, совершенно не похожий на российский или индийский. Белоснежное овальное рисовое зернышко при варке не разваривается, а сохраняет первоначальную форму, одновременно выделяя клейкое вещество.

Лучшие почвы под рис - глинистые и суглинистые. Рисовые поля окружаются невысокими валиками и затопляются. Обычно посев производится в воду, стоящую слоем в 6-8 см, в марте-апреле месяце. Иногда, впрочем (как это чаще всего бывает в Китае, Индии, Японии, на Яве и местами в Закавказье) рис не сразу высевается на плантации; сначала его приращивают и дают подняться до высоты 15-20 см, а затем уже пересаживают в грунт, предпочтительно рядами, отстоящими друг от друга на 20-30 см. Традиционно при выращивании риса не употребляли никаких удобрений, так как считали, что с орошаемой водой приносится достаточное количество питательных материалов. Перед жатвой воду спускают окончательно. Средняя урожайность около 60 ц/га(6 т/га или 600 т/кв.км), но в традиционных рисоводческих странах рис собирают по несколько раз в год. Максимальная урожайность риса составляет до 150 ц/га (15 т/га или 1500 т/кв.км).


Высадка рисовой рассады на острове Ява, в Индонезии

Рис можно приготовить несколькими способами. В зависимости от того, какой рис - рассыпчатый или не очень - вы хотите получить, выбираем не только сорт риса и способ приготовления. Большинство рецептов предлагает перед варкой замачивать рис в воде на несколько часов или на ночь. Кроме того, рис можно перед варкой обжаривать до прозрачности, и только после этого залить полностью водой или бульоном. Варить на небольшом огне под крышкой и не мешать. В этом случае вам гарантирован рассыпчатый, зернышко от зернышка, рис.

Лекарственные травы и растения
Для любых предложений по сайту: [email protected]