Для чего углубление в дне бутылки. Для чего делают углубления на дне бутылки

В свое время незабвенный Юрий Никулин любил заключать в барах пари. Великий артист спорил, что сможет выпить из бутылки шампанского, не открывая ее при этом. А когда заинтригованный противник принимал вызов, Никулин невозмутимо переворачивал сосуд кверху дном и просил кого-нибудь налить игристого в углубление на донышке.

Приглядись к винным бутылкам попристальнее, и увидишь, что дно у большинства из них сделано вогнутым. Но мало кто сегодня знает, почему в свое время виноделы со стеклодувами сочли эту форму наиболее подходящей.

Во-первых, вино в такой таре когда-то было куда проще перевозить. В пунт - а именно так называется характерное углубление на донышке - отлично входила выступающая пробка другой бутылки.

Если бы донца бутылок были плоскими, то шансы переколотить всю партию в пути из-за жесткой тряски на плохих дорогах возрастали бы многократно.

Во-вторых, пунт служит для сбора и задержки осадка. Вина, способные долго храниться, образовывают немало винного камня. Вот почему знатоки рекомендуют сначала дать извлеченной из погреба бутылке отстояться, а уж потом смаковать напиток.

Если сделать так, осадок ляжет на дно и останется в кольцеобразном углублении, а те остатки, что всё-таки сорвутся оттуда, будут задержаны крутыми плечами сосуда.

Существует также мнение, что пунт изначально появился из-за несовершенства мастерства стеклодувов древности. Когда-то только в некоторых странах существовали технологии, позволяющие делать бутылки с плоским дном. Вогнутое донышко у бутылки стало выходом из положения. А со временем пунт превратился в традицию.

Кроме того, у игристых вин внутренняя выпуклость донышка позволяет более равномерно распределить давление напитка на стекло. Некачественно сделанная бутылка со временем всенепременно взорвется. Однако наличие пунта в разы уменьшает вероятность взрыва сосуда при долгосрочном хранении.

Кроме того, со временем обнаружились и другие способы использования неприметного углубления на дне винной бутылки. Так, например, официанты и сомелье используют эту выемку под большой палец, когда держат сосуд за самый низ.

А если вокруг пунта нанесены своеобразные насечки, то бутылку с таким «украшением» можно смело ставить на влажную поверхность - скользить по ней стекло уже не будет. Больше интересной информации о винной таре и ее форме ты можешь найти в видео ниже.

Готовы поспорить, что ранее вы этим вопросом не задавались: ну, делают и делают — значит, так надо. Или еще вариант: так исторически сложилось.

Действительно, сложилось, но на то были достаточно веские причины. Да, их даже несколько. И мы готовы раскрыть вам эту великую тайну самого дна...бутылки.

Начнем с терминологии. Это самое углубление имеет профессиональное название (просвещаться, так просвещаться) — пунт.

Причина № 1

Ранее отсутствовала специальная аппаратура, которая позволяла бы изготавливать бутылку с плоским дном. По сути, край расходного материала, что-то, вроде, заправляли внутрь бутылки, получая то самое углубление, тот самый пунт. С тех времен технологии и аппаратура изменились, но вот пунт стал, так сказать, традицией. С этой точки зрения будут правы те, кто считает, что так сложилось исторически.


Причина № 2

Ну, и как часто бывает, такому нетипичному явлению сразу нашли массу применений и оправданий. Все же объяснять наличие пунта только лишь несовершенством аппаратуры и традициями было бы несколько неправильно.

Вот, например, еще одна причина оставить пунт на месте, даже тогда, когда произвести бутылку с плоским донышком не составило бы труда. Дело в том, что в вине после длительной выдержки нередко образуется осадок. Это вполне нормальное явление, к слову, не стоит его бояться. Это не признак того, что ваше вино оказалось испорченным. Не следует бежать к продавцу с требованиями о возврате. Стоит лишь порадоваться, что вам попалось очень натуральное вино. Ну, если вы не купили эту бутылку рублей за 100.


Так вот, весь осадок остается, задерживается в углублении и не попадает в бокал при наливании. Да, одно только — до последней капли бутылку не получится осушить. Все же подобного рода осадок вреда не несет, но кто ж его будет пить...или даже есть?


Причина № 3

Есть и более веская причина оставить все как есть в случае с шампанскими и игристыми винами . Вот уж кто приносит много хлопот, так это они. Для игристых вин нужны особенные бутылки, качественные. Вот, например, знали ли вы, что если на бутылке попадется хоть точечка неровности (даже такая, что не видна глазу), то при выдержке такая бутылка всенепременно взорвется? По сути, некачественные бутылки — одна из основных причин «взрыва» шампанского при выдержке и хранении.


Так что шампанисты подбирают тару особенно тщательно. Некоторые даже специально ищут бутылки с особо толстым стеклом. Но есть и еще одна опасность из-за буйного нрава игристых вин: они могут оказать давление на шов бутылки. Ну, а там дальше сами знаете — взрыв. Так вот, углубленное донышко позволяет равномерно распределить давление напитка на тот самый шов и не позволяет произойти несчастью.

Так что причин производить бутылки с углубленным донышком немало. И, как видите, некоторые из них очень даже веские.

Вогнутые донышки, плетёные корзинки и пр.

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему Кьянти перестали продавать в плетёных корзинах, какое отношение Папа имеет к Шатонёф-дю-Пап и почему у одних бутылок дно плоское, а у других вогнутое?

Вот ответы на некоторые из этих важных вопросов.

"Fiasco" Кьянти

Все, кто бывал в итальянских ресторанах, наверняка сталкивались с пузатыми бутылками кьянти в плетёных корзинках. Распространённые когда-то характерные бутылки теперь чаще используются как элемент декора и в качестве ваз и подсвечников.

Исторически, их популярность объясняется тем, что они были прочнее других бутылок, поэтому подходили для длительных транспортировок, а наличие плетёной корзинки избавляло от необходимости делать плоское дно – поэтому они были ещё и дёшевы. В то же время, грубая внешность этих бутылок стала крепко ассоциироваться с довольно паршивым их содержимым – ведь когда-то кьянти было дешёвым пойлом, которым крестьяне запивали обед, а также платили налоги.

В итальянском языке слово fiasco означало просто «фляжка», но значение этого слова во многих других языках породило насмешку над словосочетанием chianti fiasco, звучавшую как вопрос: «относится ли слово fiasco к бутылке или к её содержимому?»

По мере того, как виноделы стали повышать качество своих вин, они стали избегать традиционных бутылок в оплётке и предпочитать более солидные бордоские бутылки. В 1980 году консорциум Кьянти Классико окончательно запретил использование таких бутылок для своих вин.

Проволочка на Риохе

Рядом с современными бутылками Риохи с причудливым геометрическим логотипом всегда можно найти традиционные образцы с золотым тиснением, готическим шрифтом и сеточкой из тонкой проволоки золотого цвета, обрамляющей бутылку.

Этот аксессуар был изобретён Уртадо де Амесага из Marques de Riscal в попытке помешать мошенникам выдавать дешёвое испанское вино за топовые позиции Риохи, переклеивая этикетки.

Со временем, это практичное дополнение превратилось в престижный атрибут: золотая сетка на бутылке словно заявляла « это вино стоит того, чтобы его подделывать». Сегодня её функция чисто декоративная, сетка легко снимается с бутылки и не представляет особой помехи… для трезвого.

"Пунт" – вогнутое дно бутылки

Есть некоторое удовольствие в том, чтобы ухватить бутылку, сунув большой палец в округлую ложбинку...

Однако, вопреки распространённому мифу, её наличие ничего не говорит о качестве вина в бутылке.

По одной версии (предположительно, французской), это углубление, называемое "пунт", было использовано в «конструкции» бутылок Бордо и Бургундии – для придания им лучшей транспортабельности: чтобы удобнее возить их по стране и через океан. Для красных вин "пунт" обосновывается способностью собирать вокруг себя осадок, который оседает между ним и стенками бутылки и не поднимается при наливании.

По другой версии, это углубление – следствие несовершенства технологий, не позволявших делать идеально ровное дно, из-за чего бутылка либо плохо стояла на плоскости, либо царапала стол швом, а "вдувание" дна внутрь устраняло эти проблемы.

Немецкие «флейты» (вытянутые бутылки), в которые разливался рислинг , гевюрцтраминер и пино гри , не имеют такого углубления. Либо потому, что их степенно катали на баржах по Рейну, либо потому, что у белых вин нет таких проблем с осадком. Либо стеклодувы и оборудование были исторически лучше французских.

Впрочем, для бутылок шампанского вогнутая форма дна действительно оправдана вопросами прочности – такая бутылка лучше выдерживает высокое давление изнутри.

В то же время, плоское дно у бутылки шампанского «Кристалл» от Луи Рёдерер, известного тем, что было создано для российского царя Александра II. Согласно легенде, боявшийся покушений монарх посчитал, что в углубление можно спрятать бомбу, а под тёмным стеклом может таиться яд. Якобы, именно в результате царской паранойи у этого шампанского – кристально прозрачная бутылка из хрусталя и плоское дно.

Рельефные ключи Шатонёф-дю-Пап

Французские вина апелласьона Châteauneuf-du-Pape из Южной Роны – одни из самых известных в винном мире. Возможно, вам не приходилось их пить, но почти наверняка вам попадались на глаза эти солидные бутылки с изображением скрещенных ключей.

Хороший Шатонёф дешевым не бывает. Как и бутылка для него. На каждой – рельефная папская печать.

В 14 веке папский двор переехал в Авиньон на юге Долины Роны . Châteauneuf-du-Pape – дословно «новый замок Папы» – стал его новой вотчиной. И папа принялся шлёпать свою печать направо и налево, осеняя ею бутылки с местным вином на основе сорта Гренаш (не забывая следить за их содержимым, конечно). Спустя шесть столетий эта печать стала неотъемлемой частью бренда Шатонёф-дю-Пап.

Франконский боксбойтель

Эта плоская, похожая на солдатскую фляжку бутылка, родом из немецкой Франконии. Но мы знаем её скорее благодаря португальскому вину Матеуш Розе (Mateus Rosé).

Боксбойтель (нем. bocksbeutel ), по основной версии, получил своё название благодаря схожести с контуром козлиной мошонки (bocks – козёл, beutel – мешок, а т.ж. мошонка). Несомненно, сельским жителям оценить такую художественную параллель проще. Горожанам эту версию приходится брать на веру.

Так оно или нет, но плоская форма позволяет бутылке остаться там, где её уронили, а не укатиться прочь, – что ценно для любого, пьющего как франконский крестьянин.

Позднее (в 1950х), эту форму взял на вооружение португальский производитель «зелёного» вина, выводя на рынок свою гламурную марку слегка игристого, сладковатого розового вина Матеуш Розе. Форма бутылки оказалась удачным маркетинговым ходом. Низкие бутылки Матеуш было не видно за остальными – стандартными – но, вопреки опасениям сына основателя, глава компании увидел в этом преимущество: именно из-за их низкого «роста» продавцы стали выставлять их в первый ряд на полке.

Этикетку вина украсило изображение замка Матеуш Палас, который не имел отношения к производителю, но был местной достопримечательностью. За использование изображения замка, его владелец получил от винодела солидную сумму. От прав на небольшую часть дохода с будущих продаж (вместо большой разовой выплаты) владелец замка отказался. И не угадал. В 1980х Матеуш Розе составлял примерно 40% экспорта столовых вин Португалии.

Иногда в газетах и журналах (равно как и на некоторых сайтах) можно найти весьма забавное заявление о том, что, дескать, в дне бутылки любого приличного вина должно быть углубление. «Чем больше углубление, тем качественнее вино», — кричат одни. «А в бутылке без углубления только пойло может быть», — вторят другие. На самом же деле это неправда.

Попробуем разобраться, почему вообще стали производить бутылки с углублением в дне. Причин - несколько. Первая: раньше, когда не было специальной аппаратуры, вообще было весьма сложно изготовить бутылку с плоским донышком, ведь плоскость должна была быть ровной, иначе бутылка не смогла бы нормально стоять. Приходилось край исходного материала («стеклянной» массы) при выдувании «заправлять» внутрь бутылки. Это, естественно, прижилось и стало своего рода традицией. Так что в значительной степени углубление в дне бутылки (называется оно, кстати, пунт) - дань традициям.

Однако есть и причина номер два. При длительной выдержке в вине образуется осадок. Если в дне есть выпуклость, то он собирается как раз в углублениях вокруг него и там задерживается при разливе вина по бокалам. Так что если в бутылке вина из урожая, скажем, 2001 года выпуклости нет, то это действительно довольно весомый повод насторожиться. Особенно если речь идёт о малоизвестном производителе, а цена явно низка.

Третья причина: бутылку можно придерживать за углубление большим пальцем при наливании вина в бокалы. Так поступают некоторые сомелье. Выделяют и другие причины. В частности, раньше углубление было необходимо из-за того, что бутылки были не очень-то прочны, а такая выпуклость внутри играла роль дополнительного ребра жесткости. Для игристых вин это было (и остается!) особенно актуальным, так как в бутылке шампанского, например, давление очень высоко.

Как легко понять любому человеку, зашедшему в винный магазин, форма и величина углубления в дне бутылки варьируются весьма сильно - в том числе и потому, что, по большому счету, непринципиальны. Как правило, в бутылках с игристыми винами углубление больше. В бутылках с красным вином оно обычно присутствует, но размеры варьируются в широких пределах. А в бутылках белого пунт может и вовсе отсутствовать.

Таким образом, при выборе вина не стоит придавать большое значение наличию пунта и его размеру. Если вино молодое, то углубление не может служить указанием на его качество. В частности, хорошие молодые вина (особенно белые, иногда розовые) часто разливаются в бутылки без пунта (примеры - Torres Vina Esmeralda, многие австралийские вина). А в бутылке с углублением в дне может оказаться очень сомнительный напиток (в частности, я встречал бутылки вина за 120 рублей с очень большим пунтом).

Экология потребления. Лайфхак: Незабвенный Юрий Никулин любил этот прикол с шампанским. Если случалось застолье с игристым вином, он затевал спор...

Незабвенный Юрий Никулин любил этот прикол с шампанским. Если случалось застолье с игристым вином, он затевал спор.

«Пари на 10 рублей – я выпью шампанского из этой бутылки, не вынув пробки. Даже фольгу не трону».

И выпивал, перевернув бутылку и налив в ямку на ее дне вина из другой емкости.

Помимо этого, неофициального, у вогнутого дна есть и прямое предназначение. И даже не одно.

Виноделы и стеклодувы предпочитают на этот счет отшучиваться, либо ссылаются на тайны профессии. Фактически же версий традиции делать бутылки для вина с нестандартным донышком четыре:

  • первая - романтичная,
  • вторая - прозаическая,
  • третья - и вовсе грустная,
  • последняя - современная.

Удобство транспортировки


Во Франции лишь сравнительно недавно перестали считать себя центром всемирного виноделия, а до этого столетия напролет эксплуатировали выгодное реноме без зазрения совести. Слово «пунт» из тех времен - так именовали ту самую вогнутость на донышке винной бутылки. Делали пунт сознательно, так как в древности иных емкостей для пьянящего напитка не существовало, а спрос на него был колоссальный. Вот и приходилось возить по всей Европе и за ее пределы тысячи дюжин бутылок, каждая из которых выступающей пробкой упиралась в подходящий по размеру пунт товарки. Соломы, чтобы переложить бутылки, элементарно не хватало, вот и нашли выход.

Скрыть осадок

Несовершенство технологий вкупе с естественными процессами ранее часто приводили к тому, что в бутылках с вином образовывался мощный слой осадка. Даже похуже, чем на картинке. Наливать это в бокалы, разумеется, никто не желал, поэтому пошли на хитрость. В узких впадинах вокруг вогнутого донышка осадок со временем как бы застревал, не смешивался с основным объемом жидкости. И можно было спокойно пить вино без риска хлебнуть противной жижи.

Это не «баг», это «фича»


Бутылки для вина обрели свою форму в те времена, когда стекло выдувалось исключительно вручную, ни о какой однотипной машинной штамповке и речи не было. Сделать ровное донышко, без швов и выступов - неимоверный и бесполезный труд, поэтому стеклодувы пошли на хитрость. Они сознательно прятали все огрехи внутри вогнутой структуры, избегая гнева клиентов. Те были не против - для захмелевшего взора что ровная бутыль, что с деформированным дном выглядела одинаково, но во вторую можно было налить на чарку товара меньше и тем самым сэкономить.

Кстати, размер и форма вогнутости сильно отличались от региона к региону. Например, в Германии кичились своим мастерством стеклодувов и назло французским соседям выпускали бутылки с ровным дном. С другой стороны, чем севернее, тем выше был уровень производства и примитивнее алкоголь, поэтому и необходимости в вычурных бутылках особо не было.

Современная версия

Ключевое свойство игристых вин - в их способности накапливать углекислый газ. Все мы знаем, на что способно избыточное давление внутри бутылки шампанского. Чтобы эта сила не вырвалась наружу раньше срока, емкости придают характерную, устойчивую форму, основным элементом которой и является вогнутое дно. опубликовано

Питание
Для любых предложений по сайту: [email protected]