Авиационные заводы в ссср. Промышленные гиганты ссср: почему фабрики и заводы оказались обречены

Этот текст - один из них. Последнее время в обществе сложился стереотип, согласно которому во времена Советского Союза такого понятия, как бренд, попросту не существовало. То есть люди ели просто сыр, пили молоко или минеральную воду, носили пальто или ботинки. Тем не менее торговые марки в СССР были, и было их значительно больше, чем нынче принято думать. Были и поистине легендарные. «Лента.ру» решила поностальгировать и вспомнить самые яркие советские бренды. Некоторые, кстати, живы до сих пор.

Советский шоколад всегда пользовался популярностью. Кондитерская промышленность страны выпускала много различных марок шоколада и шоколадных конфет, сохранившихся до сих пор: «Мишка на Севере» и «Мишка косолапый», «Грильяж», «Огни Москвы». Наиболее известным, даже за рубежом, был молочный шоколад «Аленка», выпускать который начали в 1965 году. Его отличительной особенностью являлся кремовый вкус.

История бренда уходит в начало 1960-х, когда советским правительством была принята новая продовольственная программа. Особенное место в ней отводилось созданию доступного по цене молочного шоколада. В результате экспериментов кондитеров родилась «Аленка». Рецептура была разработана на московской фабрике «Красный Октябрь», а вот производство внедряли и на «Рот Фронте», и на фабрике имени Бабаева.

Примечательно, что на первых этикетках «Аленки» изображались девочка в синем платке, девочка с лейкой и девочка с собачкой и зайчиком. Известное нам «хрестоматийное» изображение «Аленки», которое до сих пор кочует с обертки на обертку, получилось так: в 1960 году журналист Александр Геринас сфотографировал свою восьмимесячную дочь Лену в шелковом платке. Портрет опубликовали журналы «Советское фото» и «Здоровье».

В это время «Красный Октябрь» мучительно искал идеи для обертки нового массового шоколада. Фабрика даже разработала собственный портрет «Аленки» на основе картины Васнецова «Аленушка», но идея не получила поддержки ответственных лиц.

Тогда руководство фабрики объявило открытый конкурс на фотографию девочки, которая впоследствии станет темой для оформления шоколада. Как вы уже, наверное, догадались, в конкурсе победила фотография Геринаса. После творческой переработки художником Николаем Масловым, фабрика получила родное и знакомое многим поколениям потребителей изображение девочки в платке.

Фото: Комсомольская правда / Russian Look / Globallookpress.com

Мотоцикл «Урал»

Каждый байкер в СССР знал, что такое мотоцикл «Урал». И хотя он мало похож на американские Harley Davidson, в Союзе у него практически не было конкурентов. Эксплуатировался он чаще всего как безальтернативное средство передвижения в сельской местности. В большинстве случаев использовали его не сам по себе, а в модификации с коляской. «Урал» был наследником мотоцикла М-72, который, в свою очередь, был копией немецкого BMW R71.

Исходя из того что «Уралы» практически пропали с российских улиц, можно подумать, будто производство легендарного мотоцикла прекратилось. Однако это не так. Машину до сих производят на Ирбитском мотоциклетном заводе в Свердловской области, но только три процента мотоциклов продаются в России. Остальная продукция уходит на рынки США, Канады, Австралии и Европы, где по достоинству оценили брутальность советского «Урала».

Фотоаппарат «Зенит»

«Зенит» - зеркальный малоформатный фотоаппарат, выпускавшийся с 1952 по 1956 год. Разработан на базе фотоаппарата «Зоркий». Позднее Красногорский завод пытался возобновить выпуск, и фотоаппарат с различными доработками производился вплоть до 2000-х годов. В 2005 году он был снят с производства.

«Зенит» пользовался большой популярностью в СССР. В советское время фотоаппараты Красногорского механического завода не только продавались на внутреннем рынке, но и экспортировались во многие страны, включая Германию, Италию, Францию, Англию. «Зенит» серии «Е» стал одной из самых распространенных зеркальных камер в мире - их было выпущено около 15 миллионов штук.

Фото: Игорь Виноградов / РИА Новости

О возможности возобновления выпуска фотоаппаратов «Зенит» в 2014 году говорил премьер-министр Дмитрий Медведев. А уже в феврале 2016 года о том же самом в госкорпорации «Ростех». Однако когда будет запущено производство - пока неизвестно.

Надо сказать, что «Зенит» - один из немногих однообъективных зеркальных фотоаппаратов, который был переделан из дальномерной камеры.

Индийский чай

Более известный в народе как «чай со слоном» - из-за картинки на упаковке, изображающей слона с погонщиком. Как большинство современных сортов фасованного черного чая, представлял из себя купаж разных сортов чайного листа. В качестве основных использовались грузинские и индийские чаи.

Внешний вид упаковки был разработан на московской чайной фабрике в 1967 году, а в 1972-м «чай со слоном» поступил в продажу. После этого данный сорт чая стали выпускать и другие чаеразвесочные фабрики СССР, в том числе иркутская, рязанская, уфимская и одесская.

Объем упаковки варьировался от 50 до 125 граммов. Чай имел два сорта - высший и первый, в зависимости от которых менялась и картинка на упаковке. Например, на чае высшего сорта голову слона раскрашивали в зеленый цвет, а на первом сорте - в синий.

Какао в России до конца XIX века было редкостью. Но в 1908 году фабрика «Эйнем» выпустила десертный шоколад «Золотой ярлык», о чем было объявлено в московских газетах. Одновременно появился шоколад «Серебряный ярлык».

Имя автора первоначального дизайна шоколада история не сохранила, но более позднюю упаковку, которую унаследовало хорошо известное нам какао, придумал Михаил Губонин из села Болшево Мытищинской волости Московской губернии. В 1961-1967 годах Губонин работал художником на фабрике «Красный Октябрь», и именно ему принадлежит авторство этикеток таких кондитерских бестселлеров, как «Вишня в шоколаде», «Красная шапочка», «Садко» и других.

Первая запись в прейскуранте «Моссельпрома» о какао «Золотой ярлык» появилась в 1920-х годах ХХ века. Какао тогда продавали в коробках и банках темно-фиолетового цвета с орнаментальным золотым поясом.

Выпускали его в больших объемах, а для привлечения внимания покупателей изготавливались рекламные листовки в виде художественных открыток. Само какао при этом, впрочем, как и в Европе, позиционировалось как очень полезный для здоровья продукт.

RRR (Radiotehnika)

Во многих советских домах имелись радиоприемники «Ригонда», «Гауя», «Селга» или «Фестиваль». Тот, кто видел их дизайн и слышал их звук, не забудет их никогда. Производил их Рижский радиозавод, который на родном языке назывался - VEF Radiotehnika RRR (Akciju sabiedrība «VEF Radiotehnika RRR», где RRR - Rīgas Radio Rūpnīca).

Предприятие было основано в 1927 году еще в независимой Латвии. А в 1940 году, с приходом советской власти, завод был национализирован и объединен с фирмой Kolifox, которая тоже специализировалась на производстве радиотехники. Новое предприятие получило название Radiopionieris. Во время Великой Отечественной войны, уже в оккупации, произошло еще одно слияние, теперь уже с фирмой A. Apsītīs un F. Žukovskis, принесшее компании название Radiotehnika.

Под этим брендом Рижский радиозавод имени А.С. Попова становится крупнейшим производителем аудиотехники в СССР. Его логотип RRR был известен всей стране. После 1991 года, когда Латвия вышла из состава Советского Союза, завод продолжил выпуск аудиоаппаратуры и профессиональных акустических систем Hi-Fi и сейчас является одним из крупнейших производителей в Восточной Европе.

Из продукции, которую выпускало предприятие в СССР, наиболее известными были магнитола Riga 110, портативный радиоприемник «Гауя» и легендарная «Ригонда» - стационарная ламповая радиола первого класса, которая производилась с 1963 по 1977 год.

Духи «Красная Москва»

Большой популярностью у советских модниц пользовались духи «Красная Москва». Выпускала их фабрика «Новая заря», а до революции 1917 года их же производило товарищество «Броккар и К» под названием «Любимый букет императрицы». Аромат этот был создан специально для императрицы Марии Федоровны сыном французского мыловара Августом Мишелем к 300-летию дома Романовых. Производство аромата под новым брендом «Красная Москва» возобновили в 1925 году, уже в Советской России. Духи содержат более 60 компонентов, основная нота - фиалковый комплекс, к которому добавляются ароматы ириса и гвоздики.

Фото: Александр Красавин / РИА Новости

Существует и другая версия, согласно которой «Красная Москва» была создана в 20-х годах прошлого века при участии Полины Жемчужиной - будущей жены небезызвестного наркома Вячеслава Молотова, того самого, который подписывал пакт о ненападении с фашистской Германией.
В 1958 году духи были отмечены призом на Всемирной выставке в Брюсселе.

Крайне популярный продукт и у домохозяек, готовивших из него супы, и у студентов, закусывавших им дешевую выпивку. Оригинальная рецептура сыра «Дружба» появилась в начале 1960-х годов в экспериментальной лаборатории объединения «МОЛОКО» (современный «Карат»).

Само предприятие было основано в 1934 году как Московский завод плавленых сыров, первое в Советском Союзе предприятие, освоившее производство плавленого сыра. Современный имущественный комплекс предприятия создан в 1970 году на территории Останкинского молочного комбината, с 1996 года носит название «Карат».

Сегодня торговая марка «Дружба» является общероссийской. Это означает, что в магазинах продаются плавленые сыры «Дружба» от разных производителей с практически идентичной упаковкой. При этом зачастую за плавленый сыр выдается сырный продукт, упакованный в обертку привычного «советского» дизайна.

В 2015 году завод «Карат» впервые провел масштабный ребрендинг плавленых сыров «Дружба», «Янтарь», «Волна» и «Шоколадный». В новой версии завод отказался от советского стиля в оформлении плавленых сырков: привычного глобуса и размашистых букв «Дружба». Неизменным остался только узнаваемый цветовой код: красно-желтый для «Дружбы», сине-желтый для «Волны», бирюзово-желтый для «Янтаря». Таким образом одной легендой стало меньше.

Часы «Победа»

Народное признание часы «Победа» получили благодаря удачному механизму, содержащему 15 рубиновых камней, которые позволяли держать завод часов целые двое суток. Сама марка появилась к годовщине победы в Великой Отечественной войне, в 1946 году. Название часов и их характеристики лично утвердил глава СССР Иосиф Сталин.

Первый прототип был произведен на Пензенском часовом заводе в 1945 году, в серию часы запустили через год на Кировском часовом заводе. Впоследствии понравившуюся населению марку стали выпускать и на других предприятиях. Выпуск часов «Победа», как и многих других советских брендов, прекратился в середине 90-х.

Эффект от него, надо сказать, был сногсшибательным. В первую очередь из-за крепости в 17 процентов и содержания сахара от пяти до 10 процентов от объема бутылки. Чаще всего портвейн был белым, однако производились также красные и розовые модификации. Несмотря на название, данный продукт портвейном не являлся, а относился (с некоторой натяжкой) к категории крепленых вин. По классификации современной Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) его можно определить как «винный напиток, произведенный с добавлением этилового спирта». Но в СССР потребитель об этом не думал. Портвейн «777» просто пили.

На годы советской истории нашей страны пришелся расцвет авиационной промышленности. На территории СССР были построены многочисленные заводы, на которых собирали самолеты. О том, где располагались авиационные заводы, какие самолеты на них строили и как сложились судьбы этих промышленных объектов, читайте в материале, подготовленном совместно с компанией «Аэрофлот».

История Государственного авиационного завода № 1 начинается еще со времен царской России, только тогда он носил другое название. В 1893 году в Москве Юлием Меллером было основано акционерное общество «Дукс», сначала оно занималось сборкой велосипедов. В первые годы 20-го столетия завод «Дукс» начал производить мотоциклы и автомобили, а затем там начали строить и самолеты. До национализации в 1918 году на «Дуксе» производилось 22 типа самолетов.

19 февраля 1919 года завод был переименован в Государственный авиационный завод № 1 (ГАЗ № 1). До Великой Отечественной войны завод серийно производил самолеты: Р-1, И-2, И-3, И-4, Р-5, И-5, И-7, И-15, ССС, Р-Z, ДИ-6, И-15 бис, И-153 «Чайка», МиГ-3.

В октябре 1941 года завод № 1 был эвакуирован из Москвы на площадку строящегося авиационного завода № 122 в окрестностях города Куйбышев (Самара). После начала ВОВ авиазавод приступил к выпуску самолетов Ил-2, но этот процесс шел очень медленно, завод отставал от необходимых темпов выпуска. В декабре 1941 года в адрес директора завода пришла телеграмма от Сталина с обвинениями в том, что завод подводит страну и Красную Армию, и с просьбой «не выводить правительство из терпения». Необходимый темп выпуска самолетов был все-таки достигнут. А 2 июля 1945 года ГАЗ № 1 был награжден орденом Красного Знамени за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов.

После войны на заводе, так и оставшемся в Куйбышеве, был освоен серийный выпуск первых советских реактивных самолетов МиГ-9. В 1949 году завод начал производство новейших истребителей МиГ-15, в 1952 году — МиГ-17. Завод также выпускал бомбардировщики Ил-28, а в 1954 году приступил к выпуску бомбардировщиков Ту-16.

2 января 1958 года советское правительство приняло постановление o размещении на Государственном авиационном заводе № 1 серийного производства ракеты Р-7. Таким образом завод был перепрофилирован с авиационной тематики на ракетно-космическую, что потребовало коренной перестройки производства. С 1 января 1960 года завод получил условное наименование «Предприятие п/я № 208», а с 16 декабря 1961 года — открытое наименование «Завод «Прогресс»».

17 февраля 1959 года с полигона № 5 Министерства обороны СССР (ныне космодром Байконур) была успешно запущена первая серийная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, изготовленная на заводе «Прогресс».

В последующие годы завод освоил серийное производство ракет Р-7, Р-7А, Р-9А, ракет-носителей Восток-М, Молния, Молния-М, Союз.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур на околоземную орбиту был выведен космический корабль с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Ракета-носитель Восток для его запуска была изготовлена на куйбышевском заводе «Прогресс».

В настоящее время предприятие производит ракеты-носители семейства «Союз», используемые для выведения на орбиту искусственных спутников Земли и автоматических межпланетных станций, а также для обеспечения экспедиций на Международную космическую станцию.

2 Воронежский авиационный завод

В апреле 1929 года на XVI партийной конференции, утвердившей первый пятилетний план развития СССР, было принято решение об организации авиационного завода в Воронеже. В 1930 году началось его строительство, а в 1932 году завод был введен в строй. В отраслевом реестре заводу первоначально был присвоен № 18. В 1933 году на воронежском заводе выпускался АНТ-25, а в 1934 году началось серийное производство бомбардировщика ТБ-3.

В 1937 году началось внедрение в серийное производство дальнего бомбардировщика ДБ-3 (Ил-4), спроектированного в ОКБ Ильюшина. Сборка бомбардировщиков продолжалась параллельно с выпуском штурмовиков Ил-2.

Во время Великой Отечественной войны авиационный завод № 18 выпускал фронтовые штурмовики Ил-2. В 1941 году завод был эвакуирован в Куйбышев. А после освобождения Воронежа весной 1943 года, возродившийся авиазавод был перенумерован в № 64. Уже вскоре на нем было выпущено два штурмовика нового поколения — Ил-8 и Ил-10. После испытаний обеих машин в НИИ ВВС в августе 1944 года предпочтение отдали Ил-10. Уже в октябре 1944 года новый Ил появился на фронте.

С 1947 года началось переоборудование завода под производство пассажирского самолета Ил-12. В 1949 году было начато производство первого реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28, а с 1954 — турбореактивного бомбардировщика Ту-16. В конце 50-х годов началось серийное производство турбовинтовых пассажирских самолетов Ан-10 и военно-транспортных Ан-12, разработанных в КБ Антонова.

В 1960 году воронежский авиазавод построил серию тяжелых перехватчиков Ту-128. После чего заводу было поручено освоить выпуск сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Первый полет Ту-144 совершил в декабре 1968 года. В 1976 году начался выпуск широкофюзеляжного самолета-аэробуса Ил-86. А в 1986 году завод начал производство дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-96−300.

В 1993 году завод прошел процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО). Предприятие функционирует и по сей день.

3 Авиационный завод № 18 (Куйбышев)

Осенью 1941 года воронежский авиазавод № 18 был эвакуирован на площади строящегося авиационного завода № 295 в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышева. Когда в Воронеже в 1943 году была восстановлена работа авиазавода, он получил № 64. А авиационный завод под Куйбышевом остался с номером 18. В годы войны завод выпускал самолеты-штурмовики Ил-2.

С 1949 по 1953 годы завод выпускал бомбардировщики Ту-4. В 1951—1958 годах завод построил 50 бомбардировщиков Ту-95 и Ту-95М, после чего перешел на выпуск модификации Ту-95К (ракетоносец). В середине 1960-х выпуск Ту-95К был прекращен.

С 1961 по 1965 годы на заводе производили дальнемагистральные пассажирские самолеты Ту-114, созданные на основе стратегического бомбардировщика Ту-95. С середины 1960-х завод начал выпускать гражданские самолеты Ту-154. Серийно — с 1968 года. Абсолютное большинство этих авиалайнеров, составлявших основу гражданской авиации СССР и России с 1970-х годов по начало 2000-х годов, было изготовлено именно на этом предприятии.

В 1968—1972 годах завод производил противолодочные самолеты Ту-142. В конце 1970-х на базе дальнего противолодочного самолета Ту-142М был создан новый стратегический бомбардировщик Ту-95МС, ставший основой дальней авиации Вооруженных Сил СССР. В 1981 году завод начал серийное производство этих самолетов.

В 1990-е годы объемы строительства самолетов на заводе резко сократились. В 2005 году бывший Куйбышевский авиазавод стал называться «Авиакор — Самарский авиационный завод». Основная сфера деятельности «Авиакора» — строительство, капитальный ремонт, модернизация, техническое обслуживание и поставка запчастей для самолетов Ту-154, Ту-95 и Ан-140.

4 Авиационный завод № 21 (Горький)

21 октября 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21. Авиационный завод начали строить на западной окраине города в мае 1930 года. Официально авиазавод № 21 начал работу 1 февраля 1932 года. Первым самолетом, выпуск которого был налажен на заводе, стал истребитель-биплан И-5. Он выпускался с августа 1932 года. В 1934 году началось производство скоростного истребителя И-16.

В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21, его начальником был назначен С. А. Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрен в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Эти самолеты производились в годы Великой Отечественной войны. Во время войны завод поставил на фронт 17 691 самолет, то есть каждый четвертый истребитель, изготовленный заводами СССР.

C 1947 по 1951 на заводе серийно производился истребитель Ла-11. А в 1948—1949 годах выпускался первый серийный реактивный истребитель Ла-15.

В 1949 году горьковский авиазавод начал сотрудничество с ОКБ-155 под руководством А. И. Микояна. С 1949 по 1952 год на заводе производился истребитель МиГ-15бис и его разведывательный вариант МиГ-15Рбис. С 1952 по 1954 год завод производил истребитель МиГ-17. С 1955 по 1957 год на заводе выпускался МиГ-19, первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. В 1959 году был начат серийный выпуск сверхзвукового истребителя МиГ-21. В 1969 году началось производство истребителя-перехватчика МиГ-25 — первого в истории авиации цельносварного самолета. С 1979 года — производство тяжелого дальнего перехватчика МиГ-31. С 1984 года — производство учебно-боевого МиГ-29УБ.

В 1994 году завод прошел процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»».

5 Казанский авиационный завод № 22

14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве. Осенью 1941 года «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 года Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».

Во время Великой Отечественной войны на заводе выпускали Пе-2. Для отправки самолетов на фронт на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.

В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4. В 1947 году началось его серийное производство. Завод стал головным предприятием по выпуску Ту-4.

В 1952 году выпуск самолета Ту-4 был прекращен и завод начал освоение реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16. Самолеты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство Ту-16 завершилось в 1963 году.

В 1957—1962 годах на заводе шло освоение самолета нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. В 1962 году самолет был принят на вооружение. В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М. В 1969 году начался его серийный выпуск. Самолеты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.

В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-62.

В 1978 году завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова. В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного и одного из самых мощных в мире боевых самолетов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Начиная с 1990-х годов, КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолетов в соответствии с требованиями заказчика. В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолета Ту-214.

6 Киевский авиационный завод

Государственный авиационный завод № 12 был создан 9 сентября 1920 года в Киеве. В первые годы основными направлениями деятельности завода было выполнение ремонта находившихся на вооружении самолетов зарубежного производства и выпуск запасных частей к ним. В 1923 году при заводе было создано конструкторское бюро, которое возглавил К. А. Калинин.

В 1925 году завод освоил производство первого самолета оригинальной конструкции, которым стал 4-х местный пассажирский самолет К-1. В 1934 году завод выпустил скоростной шестиместный пассажирский самолет ХАИ-1. После 1937 года заводом были выпущены самолеты ОКО-1, ОКО-2 и ОКО-6 конструкции В. К. Таирова.

После начала Великой Отечественной войны заводское оборудование было вывезено на восток. После освобождения Киева 6 ноября 1943 года завод был восстановлен и выполнял ремонт самолетов По-2 и сборку Як-3 и Як-9.

23 августа 1948 года киевский завод приступил к освоению серийного производства самолета Ан-2. Всего на заводе было изготовлено 3320 таких машин. В 1959—1978 годах на заводе был запущен в серийное производство пассажирский самолет Ан-24. В 1969—1985 годах завод выпускал самолет Ан-26. С 1979 года началось производство самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-32.

После распада Советского Союза завод стал украинским предприятием «АВИАНТ». А 30 октября 2008 года завод «АВИАНТ» вошел в состав украинского Государственного предприятия «Антонов».

Много ли мы знаем о том, чем сегодня занимаются некогда популярные торговые марки «Электроника», «Первомайская Заря», «Зенит» и другие? Некоторые предприятия с территории бывшего Советского Союза переквалифицировались и расширились после распада, кардинально изменив концепцию.

Колбаса Докторская

Колбасу докторскую впервые начал производить Микоян, в честь него позже назвали Московский мясоперерабатывающий комбинат им. А. И. Микояна. Нарком Анастас Иванович Микоян даже летал в Америку, перенимал опыт быстроразвивающейся промышленности.
В 1933 году на мясокомбинате начали работать 9 цехов, а колбаса по ГОСТу стала желанным продуктом на кухне советского человека. Десятки марок разработал Микоян и его сотрудники, среди них: «Любительская», «Чайная», «Брауншвейгская» и другие.


С 1998 году «Микоян» входит в холдинг «Эксима», инвестировавший в комбинат более 200 млн $. Это положительно сказалось на развитии предприятия: его переоборудовали, улучшили условия труда.
С 2004 года комбинат оснащен инновационным мясоперерабатывающим оборудованием, стоимостью 2 млрд руб.
В 2005 году «Эксима» совместно с «Микояновским мясокомбинатом» построили предприятие мирового уровня в Орловской области, селекционно-генетический центр свиноводства признан одним из лучших.

Рижский радиозавод имени А. С. Попова, ПО «Радиотехника»



На фото популярная радиола I класса «Ригонда» 1969 года. Заветные буквы «RRR» означали, что техника производства Radiotehnika. Такое название, кстати, компания получила лишь в 1941 году. Основной деятельностью с 1927 года является радио / аудиопроизводство. Компания находится в Риге, Латвия.
В СССР также было свое производство


На фото, например, выпуск первой серийной продукции – радиорелейной станции Р-401 «Ручей» на Омском производственном объединении «Радиозавод им. А. С. Попова». Функционирует с 1954 года.

Под маркой «Электроника» в СССР производилось множество бытовой техники



Компания, подарившая советским гражданам стильные часы (которые по слухам завод выпускает и сегодня небольшими партиями)и другую технику, существует до сих пор. Офис находится в Минске. Бренд входит в НПО «Интеграл». Занимается производством компьютерной техники, программного обеспечения.

Электробритва «Харьков» отметит свою 62-ю годовщину со дня выпуска в этом году



Производство началось после того, как Хрущев заказал одному из инженеров сделать бритву, подобную той, которая была привезена из-за границы. Советские инженеры выдали готовый продукт, который понравился потребителю. Именно такую бритву на Новый год Ипполиту вручила главная героиня фильма «Ирония судьбы».


Харьковский завод «Электробритва» пошел на слияние с механическим заводом, когда наступили трудные времена. Основной продукцией на долгие годы производства стали насосы и вентиляторы.


Однако в 2004 году была запущена новая линия производства, ассортимент расширился, появились торговые марки «Новый Харьков» и «Breetex».

Фотоаппарат «Зенит»

Ассоциируется с высоким качеством техники и уютом, ламповыми снимками и светом даже у тех, кто родился уже после распада союза


Оказывается, «Зенит» создавался на Красногорском заводе им. С.А. Зверева, построенном в 1942 году. Он находится в Московской области, его продукция использовалась в авиационном, космическом и медицинском приборостроительстве. Сейчас он входит в холдинг «Швабе», занимающийся оптико-электронной промышленностью.
После распада «Зенит» стали делать на экспорт


«Парижская коммуна» более 90 лет обувает Россию



Название появилось в честь памяти о французской революции. Производство располагалось в бывшей ткацкой мануфактуре купца Михайлова. На фабрике старались придумывать стильные и удобные пары обуви для советских граждан, постоянно экспериментировали. «Парижская коммуна» одной из первых запустила массовой производство.
После распада СССР название компании менять не стали, а развал никак не омрачил планы компании. Производство расширилось, появились зарубежные заказчики.
Сегодня «Парижская коммуна» входит в ЗАО «Московский орден Трудового Красного Знамени». Это холдинг, включающий несколько предприятий. На фирму трудится около 2000 человек. Создают разнообразную обувь на любой вкус, в том числе есть детские линии «Топотам» и «Элегами».

Швейная фабрика «Большевичка»



Существует с 1929 года в Москве. На предприятии шили обмундирование для армии, преимущественно занимались производством мужской классической одежды в 50-60 годы.


Трудные времена фабрика пережила довольно просто и быстро, а в 2000-х появились новые бренды: премиум-класса «Нестор Меланье» и молодежной линии «Клуббер».

Швейная фабрика «Первомайская»



Всем нам знакомы бренды, которые притворяются иностранными, а на самом деле производятся в России. Так вот «Первомайская заря» стала одним из них. Сейчас расскажем подробнее.
Фабрика располагается в бывшей женской рукодельной школе, которую организовала императрица Мария Александровна.
Крупное швейное предприятие в Санкт-Петербурге появилось в 1926 году. Изначально выполняло заказы для фронта: белье и плащ-палатки. Позже, расширяясь и реконструируясь, закупая новые швейные машины, владельцы создали ОАО «Мэлон Фэшн Груп».


В 1993 создана первая российская марка одежды ZARINA. В 2009 компания запустила бренд LOVE REPUBLIC, а в 2010 бренд befree запустил мужскую линию одежды.

Ассортимент шоколада в СССР был поистине огромен. Из всего многообразия можно было выбрать продукцию на любой вкус и материальный достаток, без этого лакомства не обходился ни один праздник, причем не только детский. Во времена СССР шоколадными конфетами украшали елки на Новый год. Заветную плитку шоколада в советские времена клали в любой подарок. А все ли вы вам известно об этой сладкой продукции? К примеру, вы знаете, как называется производитель шоколада «Аленка» в СССР, и как вообще появилось шоколадное производство в России?

Нам сейчас кажется, что шоколад был всегда. Ну невозможно себе представить, что в этом мире когда-то не было шоколадных конфет. А между тем первая шоколадная плитка появилась только в 1899 году в Швейцарии. В России кондитерское производство до начала XIX века было, по большей части, кустарным. Активно осваивали русский кондитерский рынок и иностранцы. История появления шоколада в России началась в 1850 году, когда приехавший из немецкого Вюртенберга в Москву Фердинанд фон Эйнем открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколадной продукции, в том числе и конфет.

В 1867 году Эйнем и его компаньон Гейс построили на Софийской набережной здание новой фабрики. Как гласят сведения из истории шоколада в России, эта фабрика одной из первых была оснащена паровой машиной, что позволило фирме быстро стать одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в стране.

После революции 1917 года все кондитерские фабрики перешли в руки государства – в ноябре 1918 года вышел декрет Совнаркома о национализации кондитерской промышленности. Естественно, что смена хозяев повлекла за собой и смену названий. Фабрика Абрикосовых получила имя рабочего Петра Акимовича Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома Москвы. Фирма «Эйнем» стала называться «Красный Октябрь», а бывшая фабрика купцов Леновых была переименована в «Рот Фронт». Правда, идеи Маркса и Ленина, революционный настрой и новые названия никак не могли повлиять на технологию производства кондитерских изделий. Как при старой, так и при новой власти для производства сладостей нужен был сахар, а для изготовления шоколада – какао-бобы. И с этим были серьезные проблемы. «Сахарные» районы страны долгое время были под властью белых, а валюта и золото, за которые можно было купить заморское сырье, шли на закупку хлеба. Только к середине 20-х годов кондитерское производство было более-менее возрождено. Помог этому НЭП, предпринимательская жилка и рост благосостояния городских жителей позволили быстро увеличить выпуск карамели, конфет, печенья, пирожных. Свой отпечаток на кондитерскую отрасль наложила плановая экономика, пришедшая на смену НЭПу. С 1928 года производство сладостей было строго регламентировано, каждая фабрика была переведена на свой, отдельный вид продукции. В Москве, например, карамель производила фабрика имени Бабаева. Производителем шоколада в СССР была фабрика «Красный Октябрь», а печенья – «Большевик».

В годы войны многие кондитерские фабрики были эвакуированы из европейской части страны в тыл. Кондитеры продолжали работать, выпуская, помимо прочего, стратегически важную продукцию. В набор «неприкосновенного запаса» обязательно входила плитка шоколада, спасшая жизнь не одному летчику или моряку.

После войны по репарации из Германии в СССР поступило оборудование с немецких кондитерских предприятий, что позволило в короткие сроки наладить производство шоколадных изделий. Производство шоколада росло с каждым годом. К примеру, в 1946 году на фирме-производителе шоколада в СССР имени Бабаева было переработано 500 тонн какао-бобов, в 1950-м – 2000 тонн, а к концу 60-х годов – 9000 тонн ежегодно. Такому внушительному росту производства косвенно способствовала внешняя политика. Советский Союз долгие годы поддерживал различные режимы во многих странах мира, в том числе и африканских. Главным для этих режимов было поклясться в верности коммунистическим идеалам, и тогда помощь в виде оружия, техники, оборудования была обеспечена. Поддержка эта была практически безвозмездной, единственное, чем африканцы могли хоть как-то расплатиться с СССР, – это сырье и продукция сельского хозяйства. Поэтому-то кондитерские фабрики бесперебойно снабжались сырьем с далеких африканских просторов.

В те годы конкуренции между производителями шоколада в Советском Союзе, в традиционном ее понимании, не было. Кондитеры могли бороться за премии и звания, например «лучший в отрасли», за награды на выставках, за любовь, в конце концов, потребителей, но не за их кошельки. Проблемы со сбытом конфет и другой сладкой продукции могли быть у совсем уж нерадивых и «невкусных» производителей. Но и дефицита, по крайней мере в крупных городах, не было. Конечно, время от времени названия конфет в СССР, как «Белочка», «Мишка на Севере» или «Каракум» исчезали с прилавков, а «Птичье молоко» вообще редко на них появлялось, но обычно москвичи, киевляне или харьковчане могли купить, пусть не в каждом магазине, свои любимые лакомства. Исключение составляли предпраздничные дни. Каждое предновогоднее детское представление в театре или утренник заканчивались раздачей сладких наборов, из-за чего с полок магазинов в это время исчезали самые популярные сорта конфет. Перед 8 Марта с трудом можно было найти конфеты в коробках, которые вместе с букетиком цветов составляли «универсальный», не требующий от мужчин серьезных раздумий подарок к празднику.

Какой шоколад советских времени и конфеты были в СССР, как они назывались (с фото)

Главными производителями сладостей в СССР были фабрики «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевская» и «Большевик», которые располагались в столице Советского Союза – Москве. Именно они задавали тон остальным фабрикам, как в качестве, так и в дизайне сладкой продукции.

«Красный Октябрь» – это бывшая кондитерская фабрика «Эйнем» (называлась так по имени ее основателя – немца Фердинанда фон Эйнема). После Октябрьской революции 1917 года фабрику национализировали и переименовали. И она продолжила свою «сладкую» историю уже в новых, социалистических условиях, выпуская главным образом шоколад и конфеты. Какие конфеты в СССР пользовались особой популярностью? Конечно же, «Мишка косолапый» (появились в 1925 году), «Южная ночь» (1927), «Сливочная помадка» (1928), ирис «Кис-кис» (1928), «Стратосфера» (1936), «Суфле» (1936) и др.

В 1935 году свет увидел фильм А. Птушко «Новый Гулливер», который имел колоссальный успех у детей. После этого на прилавках советских магазинов появились конфеты «Гулливер» – вафли, покрытые настоящей шоколадной глазурью. Это были дорогие конфеты, поэтому, когда они стали популярны, появился их дешевый аналог – конфеты «Журавлик», где та же вафля была покрыта соевым шоколадом. Цена более доступная – 20 копеек за штуку.

Как назывался шоколад в СССР, выпускаемый этим производителем? Среди шоколадной продукции «Красного Октября» самой «старой» маркой был «Золотой ярлык» (1926). А вот шоколад «Гвардейский» появился в годы войны.

Здесь вы можете увидеть фото советского шоколада различных фабрик:





Шоколад «Кола» в СССР и другая шоколадная продукция

В двадцатые годы прошлого столетия «Красный Октябрь» выпускал исключительно шоколад, причем одна марка – «Кола» – предназначалась летчикам. А после войны был вновь возобновлен выпуск конфет.

Такие конфеты во времена СССР, как «Мишка на Севере», «Мишка косолапый», «Красный мак», «Тузик», «А ну-ка отними!», «Каракум», «Птичье молоко» и, конечно же, «Белочка», были dolce vita советского человека, квинтэссенция шоколадного счастья лакомки, квазиунофантазия кондитерского мастерства, сладкие символы эпохи… «Вкус нашего детства» – этими словами начинается едва ли не каждый второй теле– или газетный репортаж, рассказывающий ошоколадной продукции или работе кондитерских фабрик. Фраза эта от частого использования давно превратилась в затертый штамп.

Помимо «Аленки», в СССР были и другие наименования шоколада: «Дорожный» (1 рубль 10 копеек), «Веселые ребята» (25 копеек), «Слава» (пористый), «Жар-птица», «Театральный», «Цирк», «Люкс», «Сказки Пушкина» и др.

Посмотрите фото шоколада в СССР и другой шоколадной продукции советских времен:

Как называется фирма-производитель шоколада «Аленка» в СССР

Этот раздел статьи посвящен тому, как называется фирма шоколада «Аленка» в СССР, и какая ещё продукция выпускалась на этой фабрике.

Со второй половины 60-х самым узнаваемым изделием «Красного Октября» в СССР стал шоколад «Аленка» (1 рубль 10 копеек за большую плитку и 20 копеек за маленькую, 15-граммовую). А возник он при Брежневе, хотя идея родилась в бытность руководителем страны Н. Хрущева. На Пленуме ЦК КПСС в феврале 1964 года прозвучал призыв к советским кондитерам придумать детишкам дешевый шоколад. Эта идея претворялась в жизни на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» два года, пока, наконец, свет не увидел молочный шоколад «Аленка». На этикетке была изображена маленькая девочка в платочке. Этот портрет производители шоколада «Аленка» в СССР нашли на обложке журнала «Здоровье» за 1962 год: там была сфотографирована 8-месячная Леночка Геринас (фото сделал ее отец Александр). В 1964 году "Красный октябрь" решил, что для нового шоколада "Аленка" необходима оригинальная обертка с фирменным портретом. Поначалу фирма шоколада «Аленка» в СССР выпускала это лакомство с разными изображениями. Была идея использовать для оформления "Аленушку" Васнецова, но произведение художника "обошел" портрет Елены Геринас.

Среди других изделий этой фирмы-производителя шоколада в СССР кроме «Аленки» значились «Сказки Пушкина», «Флотский», «Слава» и многие другие.

Посмотрите на фото конфет времен СССР производства фабрики «Красный Октябрь»:

Это «Раковые шейки», «Красная Шапочка», «Кара-кум», «Трюфели», «Олень», «Суфле», «Третьяковская галерея», «Искушение», «Сказка», «Ну-ка, отними», «Снежок», «Мир», «Конек-горбунок», «Изюминка», «Вечерняя», «Черноморочка», «Коровка», ирис «Золотой ключик» и др.

Производитель шоколада в СССР – Бабаевская фабрика

Главным конкурентом «Красного Октября» считалась кондитерская фабрика имени П. Бабаева («Бабаевская»). До революции это было предприятие купцов Абрикосовых, но после национализации в 1918 году ее руководителем стал видный большевик Петр Бабаев. Правда, руководил он недолго – всего два года (он умер в 37 лет от туберкулеза), но его имя увековечили в новом названии фабрики.

До войны она специализировалась на выпуске монпансье, ириса и карамели. А сразу после войны стала выпускать и шоколадную продукцию, причем очень скоро именно шоколад стал главным брендом этой фабрики. Среди самых ходовых ее товаров в СССР были такие названия шоколада, как «Вдохновение» (элитный шоколад), «Бабаевский», «Особый», «Гвардейский», «Люкс».

Здесь вы можете увидеть фото шоколада советских времен производства Бабаевской фабрики:



Шоколадные и другие конфеты времен СССР (с фото)

Среди конфет значились такие, как «Белочка», «Мишка на Севере», «Челночок», «Золотая нива», «Апельсиновый аромат», «Пилот», «Весна», «Буревестник», «Морские», «Ромашка», «Трюфели» и др.;, в коробках – «Белочка», «Визит», «Вечерний аромат», «Сладкие грезы» и др.

«Рот Фронт» выпускал конфеты следующих марок: «Москва», «Кремлевские», «Рот Фронт» (батончики), «Красная Шапочка», «Грильяж в шоколаде», «Золотая нива», «Караван», «Осенний вальс», «Лимон» (карамель), «Арахис в шоколаде», «Изюм в шоколаде» и др.

Фабрика «Большевик» была популярна своим печеньем: овсяным и «Юбилейным».

В Ленинграде функционировала кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской, которую открыли в 1938 году. Ее товарным знаком (или брендом по-сегодняшнему) долгое время были конфеты «Мишка на Севере», появившиеся на прилавках советских магазинов еще до войны – в 1939 году. Эта фабрика выпускала как шоколад, так и конфеты, среди которых большой популярностью пользовались конфеты «Жар-птица» (пралине и крем).

Как и шоколад в СССР, конфеты делились на дешевые и дорогие. К первым относились разного рода карамели, ко вторым – шоколадная продукция. Подавляющая часть советской ребятни чаще всего баловалась «карамельками», а разного рода шоколадные «вкусняшки» проходили через ее руки чуть реже в виду своей относительной дороговизны. Естественно, что шоколадные сладости всегда ценились в детской среде гораздо выше карамельных. В те далекие годы (60-70-е) самыми популярными карамельками были «Гусиные лапки», «Раковые шейки» (обе – с кофейными начинками), кисленький «Снежок», молочная тянучка «Коровка». Правда, последняя была дороговата для постоянного употребления – 2 рубля 50 копеек за килограмм, поскольку изготавливалась из цельного сгущенного молока и сливочного масла.

Гораздо доступнее были карамель «Дюшес», все тот же «Барбарис», «Петушки» на палочке (5 копеек за штуку), а также ириски «Кис-кис» и «Золотой ключик», которые тоже стоили дешево – 5–7 копеек за 100 граммов. В отличие от карамели «Монпансье» в металлической коробке – те были в дефиците. Как и другая карамель – «Взлетная», которая в продажу почти не поступала и раздавалась пассажирам, совершающим авиаперелеты для того, чтобы снять у них приступы тошноты.



Среди дорогих конфет – «Кара-кум» и «Белочка» (шоколадные, с тертым орехом внутри), «Птичье молоко» (нежное суфле в шоколаде), «Грильяж», «Песни Кольцова», «К звездам». Последние могли продаваться как в развес, так и в коробках – 25 рублей за коробку.

Какие еще были конфеты: «Арктика», «Игрушки» (карамель), «Караван», «Клубника со сливками», «Красная Шапочка», «Ну-ка, отними», «Ночка», «Снежок» (карамель), «Терем-теремок», «Южный ликер» (карамель), «Зоологические», «Школьные», «Золотая нива», «Молочный батончик», «Ананасовые».

Как видно на фото, шоколадные конфеты в СССР «с белой начинкой», пожалуй, можно было бы выделить в отдельный класс:

Были более дорогие конфеты – «Пилот» (фантик такой интересный, бумажка в сине-белую полосочку, посредине – фольгированная), «Цитрон» (начинка бело-желтая, со вкусом лимона, фантик заворачивался только с одной стороны), «Ласточка». Вафельные дешевле – «Наша марка», «Косолапый мишка», «Тузик», «Спартак», «Ананасные», «Факел». «Факел», продавался наразвес, без фантиков. Держался до последнего. Когда в стране окончился шоколад, начали делать «Факел» из соевого шоколада.

В перестроечные годы кондитерская промышленность, как и вся экономика, испытывала проблемы. Но в целом кондитеры достаточно безболезненно пережили распад Союза и переход к от плана к рынку. Кто-то благодарит за это старые традиции, заложенные еще в советские времена, кто-то считает, что росту производства сладкой продукции способствовал иностранный капитал, пришедший на отечественный рынок. Наверное, правы и те и другие. Но самое главное, конфеты, печенье и шоколад – это всегда вкусно.

Настойки
Для любых предложений по сайту: [email protected]