Самовар история появления на руси для детей. Как самовар стал символом россии

Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар — русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово «самовар» перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание «сам варит» в соединении со словом «вода» кажется неправильным.

Но всего лишь сто лет назад слово «варить» употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом «кипятить». Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни.

Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году.

Упрочившийся в русском быту к середине XVIII века обычай употреблять чай и кофе способствовал более широкому распространению, наряду с традиционной русской посудой (братинами, ендовами, ковшами), новой посуды и водонагревательных устройств — , кофейников и самоваров.

Как и у большинства других изобретений, у самовара были свои предшественники. Прежде всего, это китайские хо-го, которые, как и самовары, имеют трубу и поддувало. Но, в отличие от самовара, в хо-го издревле подавали (а не варили) бульоны и супы, а поэтому и краны у них не делали. Чай же и поныне китайцы заваривают в чашках или чайниках с решеткой.

В Древнем Риме пользовались для подогрева воды и варки пищи сосудами двух типов. Первый тип — автепса. Делали его в виде четырехугольной площадки с обнесенной двойной стенкой. Между стенками наливали воду, а на площадке в середине разводили огонь. Так подогревали воду для добавления в вино. Над площадкой устраивали треножник для подогрева или варки пищи. Второй тип — сосуды в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала.

Первые самовары и внешне и по-своему устройству были похожи на английские так называемые «чайные урны» или «чайные сосуды», которые служили для кипячения воды и использовались в Англии в 1740-1770-е годы. К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которую называли самоварной столицей.

Конструкция самовара довольно сложна. Внутри расположена жаровня в виде трубы — «кувшин». Внизу под «кувшином» для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две «шишки»-хватки и паровички — это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара.

Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. «Кувшин» (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.

Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т.д.

Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери – малы, а коэффициент полезного действия — очень высок.

Самоварные мастера придумали приставную трубу, которую можно надевать наверх топочной трубы. Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.

Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар «поет», на второй «шумит», на третьей «бурлит». Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку очень удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Более того, самовар — не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор — смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен. При кипячении жесткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменьшается, так что накипь необходимо удалять.

Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.

XIX век — «золотой век» самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле «неогрек», воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ — начале XX века — самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «желудь», «дуля», «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д.

Одновременно шли поиски универсального использования самоваров: создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние самовары, дорожные и т.д. Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать лишь самовары для кипячения воды и подачи к чайному столу. Жизненными оказались три типичные формы самоваров: цилиндрическая, коническая (типа вазы) и сферическая приплюснутая (типа репки). При этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок.

В это время частым спутником самовара становится бульотка (от французского bonillir — кипеть) — небольшой сосуд на подставке со спиртовкой. Бульотка обычно ставилась на стол, наполненная горячей водой. При помощи спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново залитый холодной водой самовар.

Как разводить и чем топить жаровой самовар? Лучшее топливо для него — древесный уголь, сухие чурки и щепки, сосновые шишки. Следует помнить, однако, что в сухих сосновых шишках много смолы, которая может попасть в воду. Ни в коем случае нельзя в качестве топлива применять керосин.

При малом расходе топлива вода в самоваре закипает быстро, кроме того, самовар долго сохраняет тепло и не требует сложного ухода. Емкость современных жаровых самоваров колеблется от 4,5 до 7 л. Время закипания воды не превышает 30 мин. Разжигать топливо в самоваре можно только предварительно наполнив резервуар водой.

Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912-1913 годах, когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, который возобновился только после окончания гражданской войны.

Для русского уклада жизни и повседневного быта самовар был не просто предметом для нагревания воды, он являлся своеобразным символом семейного очага, уюта, приятного дружеского общения. Наличие в доме самовара являлось свидетельством материального достатка. За кружечкой ароматного чая собирались родные и близкие, велись жаркие дискуссии, решались серьезные вопросы.

Сегодня в жизни современного человека самовар не является обязательным атрибутом, который должен находиться на столе, когда вся семья собирается вместе. Скорее, он представляет собой диковинку, которую довольно часто приобретают как элемент интерьера

Среди водонагревательных приборов особое место занимает самовар - русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово "самовар" перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание "сам варит" в соединении со словом "вода" кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово "варить" употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом "кипятить". Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни.

Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году. Упрочившийся в русском быту к середине XVIII века обычай употреблять чай и кофе способствовал более широкому распространению, наряду с традиционной русской посудой (братинами, ендовами, ковшами), новой посуды и водонагревательных устройств - чайников, кофейников и самоваров.

Как и у большинства других изобретений, у самовара были свои предшественники. Прежде всего это китайские хо-го, которые, как и самовары, имеют трубу и поддувало.

Но, в отличие от самовара, в хо-го издревле подавали (а не варили) бульоны и супы, а поэтому и краны у них не делали. Чай же и поныне китайцы заваривают в чашках или чайниках с решеткой.

В Древнем Риме пользовались для подогрева воды и варки пищи сосудами двух типов. Первый тип - автепса. Делали его в виде четырехугольной площадки с обнесенной двойной стенкой. Между стенками наливали воду, а на площадке в середине разводили огонь. Так подогревали воду для добавления в вино. Над площадкой устраивали треножник для подогрева или варки пищи. Второй тип - сосуды в виде вазы с краном, но без трубы и поддувала.

Первые самовары и внешне и по-своему устройству были похожи на английские так называемые "чайные урны" или "чайные сосуды", которые служили для кипячения воды и использовались в Англии в 1740-1770-е годы. К концу XVIII века самовар уже имел все отличительные конструктивно-функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые привычны сейчас. Это позволяет считать самовар сугубо национальным русским изделием.

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но "внутреннее содержание" оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта . Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику "Самовар" писал: "Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно".
Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которую называли самоварной столицей.
Конструкция самовара довольно сложна:

Внутри расположена жаровня в виде трубы - "кувшин". Внизу под "кувшином" для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две "шишки"-хватки и паровички - это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара.

Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. "Кувшин" (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении.

Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д.

Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок.

Самоварные мастера придумали приставную трубу, которую можно надевать на верх топочной трубы. Вначале появились чайники , сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы.

Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар "поет", на второй "шумит", на третьей "бурлит". Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.

Более того, самовар - не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор - смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен. При кипячении жесткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменыпается, так что накипь необходимо удалять.

Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.

XIX век - "золотой век" самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле "неогрек", воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ-начале XX века самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: "банка", "рюмка", "ваза", "желудь", "дуля", "репка", "пасхальное яйцо", "пламя" и т. д.

Одновременно шли поиски универсального использования самоваров: создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние самовары, дорожные и т.д.

Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать лишь самовары для кипячения воды и подачи к чайному столу. Жизненными оказались три типичные формы самоваров: цилиндрическая, коническая (типа вазы) и сферическая приплюснутая (типа репки). При этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок.

В это время частым спутником самовара становится бульотка (от французского bonillir - кипеть) - небольшой сосуд на подставке со спиртовкой. Бульотка обычно ставилась на стол, наполненная горячей водой. При помощи спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново залитый холодной водой самовар.

Как разводить и чем топить жаровой самовар? Лучшее топливо для него - древесный уголь, сухие чурки и щепки, сосновые шишки. Следует помнить, однако, что в сухих сосновых шишках много смолы, которая может попасть в воду. Ни в коем случае нельзя в качестве топлива применять керосин.

При малом расходе топлива вода в самоваре закипает быстро, кроме того, самовар долго сохраняет тепло и не требует сложного ухода. Емкость современных жаровых самоваров колеблется от 4,5 до 7 л. Время закипания воды не превышает 30 мин. Разжигать топливо в самоваре можно только предварительно наполнив резервуар водой.

Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912-1913 годах, когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, который возобновился только после окончания гражданской войны.

В советское время стали изготавливаться как жаровые, так и электрические самовары. Выпускаются они и в наши дни. Электрические самовары - это лжесамовары. Они ничего общего не имеют с настоящим русским жаровым самоваром. Электрический самовар - это по существу тот же электрочайник, имеющий форму традиционного жарового самовара. Он представляет собой металлический корпус, внутренняя часть которого служит резервуаром для воды. Внутри резервуара расположена металлическая трубка с нагревательным элементом.

Вообще приспособления для нагревания разных продуктов существовали с глубокой древности в самых разных культурах. Например, в японской и китайской кухне были и есть специальные подогреватели - «хого», как их называют китайцы. Однако они использовались не для кипячения воды и заваривания чая (а самовар - это про чай, как мы считаем), а для приготовления самых разных блюд. Такова была и остается специфика дальневосточной кухни: готовить многие блюда быстро, на глазах гостей, буквально за обеденным столом.

Чтобы дать исчерпывающий ответ про русский самовар, обратимся к авторитету Федора Михайловича Достоевского. Конечно, он не был специалистом по самоварам и не занимался историей техники XIX века, но художественные материи иногда имеют особую историческую чувствительность.

В романе Достоевского «Подросток» есть замечательная фраза: «Самовар есть самая необходимая русская вещь, именно во всех катастрофах и несчастьях, особенно ужасных, внезапных и эксцентрических».

Так кáк и когда появилась эта самая необходимая русская вещь? Мы называем самоваром некий сосуд с нагревательными элементами, необходимый для кипячения воды и последующей заварки чая. А для чая ли был предназначен самовар с самого начала? Очень правильный вопрос.

Исследователи отмечают три места, которые претендуют на почетное звание родины русского самовара: Тульские заводы Лисицыных, Суксунские заводы Демидовых (современный Пермский край) и Иргинский завод (ныне Свердловская область). Известен очень интересный документ, где рассказывается о случае на екатеринбургской таможне 1740 года. В числе реквизированных товаров, которые перечислила таможня, значился «самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы», а именно работы Иргинского завода.

Интересно, что на Иргинском заводе преимущественно работали беглые или переселенные старообрядцы из Нижегородской губернии и Пензенского края. А старообрядцы к чаю, как, впрочем, и к курению табака и даже шахматам, относились крайне негативно. Так что изъятый на таможне самовар вряд ли предназначался для чая. Что же тогда готовили с его помощью? Сбитень - старинный славянский напиток, состоящий из воды, меда и различных приправ.

В дальнейшем самовар приспосабливался к новой для России чайной культуре и соответственно модифицировался. Самовар обзавелся шарообразным съемным туловом, конусовидной трубой для тяги, стационарным поддоном с ножкой, где крепилась жаровня для углей. Эти технические подробности отсылают нас к другой культуре подогрева воды - английской.

В Англии были известны похожие сосуды, причем в то же самое время, в середине XVIII века. Они назывались «чайными урнами» (tea urns) или «чайными сосудами» (tea vessels). Так что у русского самовара есть вот такой конкурент, и сложно сказать, кто у кого заимствовал идею такого способа подогрева воды для чая и заимствовал ли вообще.

Самовар изменился, и даже появились самовары в виде глубоких чаш на ножках с трубой, которые использовали не для чая, а для приготовления пищи в целом - привет китайским хого. И к концу XVIII века самовар стал таким, каким мы видим его сейчас: трубой-жаровней, как правило, в виде кувшина, с впаянными в корпус поддувалами, поддоном, краном, ручкой, держателями, конфорками, крышками, колпачками, заглушками - весьма сложной конструкцией.

С течением времени появлялись разные модификации самовара, в том числе более безопасные, которые сводили риск возгорания к минимуму. Самовары изготавливались из меди и ее сплавов - латуни или томпака. XIX век и начало XX века были временем замечательного развития самоварных технологий и самоварного дизайна в России. Многие самовары того времени стали шедеврами инженерной мысли и художественного оформления.

В 1919 году в Туле было организовано даже государственное объединение самоварных фабрик, если так можно сказать самоварный трест. А с появлением электричества система нагревания воды в самоваре перешла на «электрическую тягу», самовары стали электроприборами, однако сохранили свой внешний вид и функционал.

В целом, самовар прочно вошел в русский быт и долгое время был олицетворением семейного очага, центром притяжения семейной жизни. Что примечательным образом отразилось не только в отечественной культуре.

Любопытно, что во французском дубляже известного мультфильма студии Walt Disney «Красавица и Чудовище» живой чайничек, который в оригинале звался «госпожа Чайничек» (Mrs Potts), именуется Madame Samovar. У этого персонажа особая роль, она - заботливая хозяйка и мать, и даже к Белль относится с материнской нежностью, искренне опекает ее. И чтобы подчеркнуть эту семейную душевность героини, французские локализаторы использовали именно слово «самовар».

Эту историю можно начать с вопроса: «Русский самовар, он действительно русский»? Удивительно, но даже в таком простом вопросе таится конфликт двух старых идеологий (западники и славянофилы).

И вообще, история самовара обросла целыми гроздьями «клюквы», и найти истину будет совсем непросто. А может быть и невозможно.

Я предлагаю вам пойти путем проверенным: исторические документы и, плюс, простая житейская логика.

Поскольку история давняя, то разобраться в ней «по-быстрому» не удастся – настраивайтесь на длинный текст. Однако, если вам действительно интересно, то время вы зря не потеряете. Будет, как минимум, полезно.

Легенды про русский самовар

Из всего многообразия мнений и «старых историй» я бы выделил шесть (как самые часто встречающиеся):

1. Самовар в Россию из Голландии привез Петр I и именно с первого императора началась история русского самовара.

Легенда красивая, но не выдерживает самой элементарной проверки на достоверность. Дело в том, что во времена Петра Россия уже была страной пишущей. Во всяком случае, была таможня, собирались налоги, велись записи. И первое письменное упоминание о самоваре (как объекте налогового права) мы можем найти в документах, которые составлены много лет спустя после смерти Петра (не говоря уже о времени путешествия императора в Голландию). Нет упоминаний о русском самоваре и в каких-либо других источниках (в том числе и иностранных).

2. Самовар завезен в Россию из Китая вместе с чаем.

Эта версия выглядит достаточно логичной, но… Чай в Россию начали импортировать в семнадцатом веке. Это один факт. Известен китайский хо-го, который внешне похож на самовар. Это второй факт.

Китайский хо-го

Но, хо-го предназначен не для того, чтобы «варить» чай. И вообще он не предназначен для того, чтобы варить. Хо-го – это чаша (ёмкость) с устроенной под ней жаровней (топкой), которая применялась для того, чтобы поддерживать температуру пищи (т.е. не давать остывать). И только. Хо-то служил не для приготовления, а для подачи горячих блюд.

А кроме того, китайцы уже много веков пользуются чайниками и специальными чайными чашками, и их чайная культура не предполагает использования хо-го для приготовления каких-либо блюд, а тем более такого благородного напитка.

Кроме того, аналогичные «подогревательные» приборы истории известны достаточно давно. Были они, например, у Древних римлян. Автепса (это название римского «подогревателя») представляла собой куб с двойными стенками. Между стенками наливали воду, а в центе разводили огонь. Таким образом подогревали воду, которую добавляли в вино. Над огнем ставили треножник, на котором подогревали пищу.

Были такие «подогреватели» и в Древней Персии. Остатки медного «подогревателя» были найдены при раскопках древнего города Бельджамен в Поволжье. Предполагают, что этот прибор был булгарского (ещё домонгольского) производства.

3. Самовар пришел в Россию из Англии и является аналогом английской «чайной урны».

Действительно, для кипячения воды в Англии применяли «чайные сосуды» или «чайные урны». Однако, эти сосуды были популярны в 1740 — 1770 годах. А к этому времени русский самовар был уже известен не только в России, но и в Европе.

Они бросали в сосуд с водой горячий камень и вода закипала. А поскольку вода закипала, то это и есть самовар. Логика просто невероятная. Из неё следует, что и самолет придумали кроманьонцы. Они пытались достать горячий камень из кипящей воды, а поскольку камень был горячий – они бросали его в сторону. Камень летел… Так появился самолёт!

5. Самовар – это эволюция сбитенника.

Сбитенник – это специальный сосуд (прибор, если хотите) для приготовления сбитня. Сбитень известен на Руси более 1 000 лет. До того, как появился чай, русские люди пили сбитень постоянно и регулярно. Во всяком случае утром – обязательно. Напиток этот вкусен и полезен (много полезнее чая).

Однако, вернемся к самовару. Да, версия очень сильная – сбитенник почти похож на самовар: ёмкость с внутренней трубкой для закладки угля, есть устройства для «подачи» напитка (носик, как у чайника). И готовили (варили) сбитень в сбитеннике.

Всё бы было очень логично и достоверно, если бы не существовало версии № 6.

6. Самовар уральский.

Туляки считают себя родоначальниками самоваростроения в России. В 1996 году Тула отметила 250-летие с начала промышленного производства самоваров в городе оружейников. В 1746 году была сделана запись в опись имущества Онежского монастыря. Эта запись гласит, что в монастыре был самовар тульского производства.

Однако (и пусть не обижаются жители Тулы), есть достоверные данные о том, что первые самовары были произведены на Урале на заводах Суксунском (завод принадлежал Демидову), Троицком (завод Турчаниновых) и Иргинском (владельцы братья Осокины).

Очень часто, вспоминая историю своего отечества, мы говорим о безвестных героях и безвестных умельцах. Но, не бывает «безвестных», а есть просто имена забытые.

Давайте попробуем разобраться в событиях лет давно минувших.

И начну я не с начала, а с (если так можно сказать) середины.

В Государственном архиве Свердловской области хранится очень любопытный документ из таможенной службы. Датирован он 7 февраля 1740 года. Согласно документу на таможню Екатеринбурга с реки Чусовой были доставлены товары: мёд в шести кадушках, орехи в шести кулях и «самовар медный луженый, весом 16 фунтов, собственной заводской работы, с прибором». Пострадавшими в этом деле были купцы Иргинского завода.

Примечательно то, что таможенники не удивились чуду чудному, которое было обнаружено на пристани. А записали уверенно: «Самовар». Из чего следует, что видели они самовар уже не в первый раз. И стоимость его определили – 4 рубля 80 копеек.

А началась эта история в 1727 году, когда братья Осокины получили место под медеплавильный завод на реке Иргинке. На заводе чеканили медные деньги (для казны), а когда потребность в деньгах отпала, начали делать медную посуду. Нужно сказать, что дело это было прибыльное и братья богатели. Выпускали посуду литейную и точеную.

А вскоре случилась беда – на частные заводы приехали казенные (государственные) шихтмейстеры, которые заменили приказчиков и начали учить мастеровой люд уму да разуму. Сегодня бы сказали об усилении роли государства в регулировании экономики. Производство посуды прекратили (по требованию казенного человека) и начали сдавать медные слитки в казну «по твердой цене». В результате завод очень быстро подошел к банкротству.

Владелец завода обратился в казну с просьбой спасти завод и получил соизволение произвести медную посуду. Но, один раз. И продать куда хочется.

Примерно в это время началось башкирское восстание, которое породило «вольницу» — добровольцы с заводов уходили в отряды для усмирения восставших. И если на других заводах мастеровой люд держался за рабочие места, то с завода-банкрота народ просто повалил на войну. Через несколько месяцев «воины» вдоволь навоевались и начали возвращаться домой.

История не сохранила имени того мастера-воина, который вернулся на завод с войны с идеей создать походный котел, у которого можно было бы согреться холодной ночью без костра, быстро приготовить горячую пищу, а потом спрятать этот котел в дорожный мешок.

Вернулись мастера на завод, а завод-то на грани разорения. Есть соизволение из Екатеринбурга сделать посуду и продать её, но только один раз. А кому продать? Старые связи разорваны, надежных покупателей нет. Что делать? И тогда заводчик нашел надежного покупателя – частные и казенные винокурни, которым требовались дорогостоящие кубы, казаны и трубы-самовары.

Самовар-кухня

Нужно сказать, что первые самовары сильно отличались и по своему внешнему виду, и по устройству от самоваров современных. Были самовары, разделенные на отсеки в которых одновременно можно было готовить и первое, и второе, и третье блюдо. Были и самовары на одно блюдо. Небольшие, на 3-8 литров и 15 литровые, которые в народе называли «солдатскими» и «цыганскими». Именно в то время появились знаменитые самовары-кухни и нагревательные чайники.

Золотой век русского самовара

Расцвет русского самовара – это конец восемнадцатого века, и век девятнадцатый. До этого времени и чай был дорог, да и самовар мог себе позволит только очень состоятельный человек. Помните, во сколько оценили свой самовар купцы на таможне? 4 рубля 80 копеек. Хорошая изба стоила 10 рублей, а за 20 рублей можно было купить дом. Корова стоила от 2,50 рублей.

Со временем самовары начали производить серийно, что снизило стоимость самоваров, да и чай стал более доступным.

Самовары охотно покупали люди состоятельные, появились самовары в трактирах, а ещё были популярны «самовары общественные».

Перед Отечественной войной 1812 года основным поставщиком самоваров был Пётр Силин, который владел заводом в Московской губернии. Он производил до 3 000 самоваров в год.

А вот после войны ситуация изменилась и основное самоварное производство переместилось в Тулу. В городе оружейников работало 28 самоварных фабрик, которые выпускали уже 120 000 самоваров и аксессуаров к ним.


Появились самовары самых разных фасонов: «ампир», «кратер», самовар-банка, самовар-дуля, самовар-рюмка и т.д. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на продукцию конкурентов, самовар. Запускались в производство самовары-кухни, самовары-кофейники, дорожные, керосиновые (которые были очень популярны на Кавказе). Но все эти новинки просто сошли на нет к концу 19 века. С началом века двадцатого из самоваров пили только чай. И к началу Первой мировой войны Тула производила более 660 000 самоваров в год.

Душа русского самовара

При таких объемах производства самовар прочно вошел в каждый дом. И не просто вошел – самовар стал характерной чертой национального быта.

Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал:

Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно.

Так было – самовар стал частью культуры народа. Про него писали Пушкин и Гоголь, Блок и Горький.

А как его писали (и пишут) художники. В этот пост я включил несколько картин, в которых главный герой – самовар. Если у вас есть желание, то вы можете увидеть более объемные подборки картин, посвященных самовару:

  • На вышитой скатерке самовар стоит. Художник Евгений Муковнин
  • Натюрморты. Чай из самовара
  • Русское чудо самовар фото

Романтика и поэзия стола украшенного самоваром, и летняя ночь, и цветущий хмель, и медовые запахи… И сердце замирает от уютного матерчатого абажура, кружевной скатерти, букета сирени, и песни самовара.

А русский самовар просто обязан быть певучим. Сначала он тонко и нежно поёт, потом шумит, как зимняя вьюга, а затем – бурлит, как весенний ручей. И это не случайно – настоящий самовар изготавливали так (форма корпуса), чтобы он обязательно пел.

А какой в самоваре чай? Это вам не электрический кипятильник. Самовар – это настоящий химический реактор, который эффективно снижает жесткость воды. В настоящем самоваре вода нагревается не так, как в чайнике (снизу вверх. Теплая вода поднимается вверх вместе с солями, минералами и т.п.). А в самоваре вода нагревается вся сразу и нерастворимые карбонаты оседают на дно (поэтому у самовара краник всегда выше дна) и, в меньшей мере, на трубе. Отсюда и такой невероятный вкус чая. Помните?

До появления на Руси чая самым любимым напитком в холодное время года, был сбитень. Его варили на основе лечебных трав и меда в специальном сосуде - сбитеннике, чем-то напоминающий чайник. Внутри сбитенника находилась полость для угля.

На русских ярмарках всегда бойко шла торговля готовыми блюдами, которые варили тут же в братинах. Братина - это металлический сосуд, разделенный на три секции, в двух из которых варили пищу, а в третьей - горячие напитки. Считается, что сбитенник и братина являются прародителями самовара.


Чай на Руси появился в 17 веке, его завезли торговцы из Азии. Первоначально его употребляла знать в качестве лекарства. Но уже к 19 веку чай потихоньку теснит сбитень и становится любимым горячим напитком в России. Вместе с чаем в дома проникает и самовар. Пузатому самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре, о нем пели в песнях, он становится участником сказок. Красочные чаепития из самовара описывают известные русские писатели и поэты. Ни одно народное гуляние не обходится без горячего самовара. Именно самовар - стал символом гостеприимного дома. Он вносит в дом особый колорит и уют. Самовар стал символом России, он был в каждом доме, независимо от местности и достатка.


Что же такое самовар? Это тонкостенный металлический сосуд, внутри которого вертикально установлена труба, от топки до конфорки. Топка крепится к нижней части самовара. Через решетку в трубе создается тяга в топке. В деревенских домах трубу самовара соединяли с дымоходом. Если тяги не хватало или погода была сырая, то дополнительно ее создавали при помощи сапога, который одевали на трубу. При закипании воды, на конфорку самовара устанавливался заварочный чайник. Тяга замедлялась, вода закипала медленнее, а чай заваривался и настаивался.


Родиной самовара считается Урал. Сохранились документальные свидетельства тех времен, в которых говорится о том, что в 1778 году в Заречье, на улице Штыковой, братья Лисицыны Иван и Назар изготовили в своей мастерской самовар. Основателем этой мастерской был их отец, Федор, оружейных дел мастер, который занимался там работами по меди. Через 25 лет в мастерской уже работало 26 человек, включая семь оружейников. По тем временам - это уже была фабрика.


Самовары братьев Лисицыных были известны на всю Россию, сделаны они были с душой и выдумкой. Самовар можно было подобрать на любой вкус: обычный, с чеканкой, гравировкой, самой разной формы: бочонком, круглый, яйцевидной формы, с краниками в виде фигурок зверей и рыб, с различными декоративными элементами. Тульский музей самоваров может похвастаться сохранившимися экземплярами старейших самоваров этой и других фабрик. Со временем производство самоваров развилось в Туле. Этот город всегда славился своими мастерами - оружейниками. При всей кажущейся простоте самовара, процесс его создания сложный и трудоемкий. Чтобы изготовить все его детали требовалось немалое мастерство. Самовары делали в основном из меди, часто их потом серебрили, золотили, а иногда делали полностью из серебра или мельхиора. Технологический процесс его изготовления включал в себя 12 этапов. Уже к середине 19 века в Туле работало 28 фабрик по производству самоваров. Эти фабрики в год выпускали 120000 штук самоваров. Тульские самовары были востребованным товаром и украшением любой ярмарки, а сам город стал центром самоваров.


Со временем были созданы новые виды самоваров. Появились дорожные самовары, многогранные или кубические, с ручками, прилегающими к стенкам, со съемными ножками, керосиновые самовары, они получили широкое распространение в регионах, где был дешевый керосин, в частности, на Кавказе. Эти самовары продавали и за границу. Иностранцы назвали самовар - русской чайной машиной. Проходят годы - самовар не стареет. Традиция русского чаепития продолжает жить.

Полезные советы
Для любых предложений по сайту: [email protected]