Русские пьют чай. Элементы русского чаепития. Народные рецепты с применением чая

В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. Известна точная дата попадания китайского чая к русскому царю - это 1567 год. Два казачьих атамана Петров и Ялышев, побывавшие в Китае, попробовали и описали этот напиток, а также привезли в подарок царю от китайского императора коробочку с дорогим жёлтым чаем. В 1638 году русский посол Василий Старков привозит в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. В 1665 году чаем лечили царя Алексея Михайловича. Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Изначально чай в Россию попадал сухим путём из Китая и соседних стран. Позже, с открытием Суэцкого канала, чай начали поставлять морским путём. Наши предки знали только зелёный и жёлтый чай, пили его без сахара. Возможно, поэтому долгое время чай не пили женщины. Горьковатый вкус напитка был непривычен в сравнении с традиционными русскими напитками (сбитень, мёд), имевшими сладковатый вкус.

Традиция русского чаепития - одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня.
Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике - это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Следует отделить техническую сторону приготовления от внутренней, душевной сути чаепития по-русски. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) - это общение. Много чая, угощений и приятная компания - вот составные части чая по-русски. Современное русское застолье часто стоит из двух частей: еда и алкоголь, и чай со сладостями. Так вот, чаще именно в чайной (а не в алкогольной) части ведутся разговоры, гости предаются приятным воспоминаниям, и возникают интересные идеи. Хозяйка только успевает согревать воду, а чай льётся рекой и закончившиеся сладости - не помеха для его продолжения. Эта традиция имеет и практический смысл. Несладкий чай через некоторое время после обильной пищи помогает пищеварению, и гость встаёт из-за стола посвежевшим и бодрым.

Технически процесс заваривания существует в 3-х вариантах. Первый - наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть вприкуску. Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу - он любит жар. Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило - почти так же, как в английской традиции. Чай не разбавляется водой, и сладкое едят вприкуску. Есть и третий способ, имеющий своими корнями бедное советское время. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника.

Чай по-русски принято пить, когда есть хотя бы полчаса свободного времени. Не принято перехватить чашку чая и побежать дальше по делам. Не принято и молчать за столом, как это делается в японской или китайской церемонии и слишком церемониться и разыгрывать «чайное представление», как это делают в Англии. Молчание за самоваром расценивается, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Для «русской чайной церемонии» принято использовать красный (в европейской классификации - чёрный) цейлонский, индийский или китайский чай. Зелёные при таком чаепитии не подойдут.

В русской чайной традиции есть свои устоявшиеся стереотипы, которые, так или иначе, влияют на восприятие чая самими русскими или гостями страны.

Стереотип первый: чай и самовар. Самовар изобретён для чая, и только с самоваром возможно настоящее русское чаепитие.
Однако самовар - далеко не русское изобретение. Его принцип использовался ещё в Древнем Риме, где в ёмкость с водой клали раскаленные камни для нагревания. Позже самовар проник в Европу и использовался для нагревания воды. Известно, что Пётр Первый в числе прочих диковин привёз из Голландии устройство, напоминающее современный самовар. Позже русские мастера изготовили собственный вариант прибора, дав ему звучное русское название, а с конца 18 века самовары начали изготавливать в Туле и на Урале. Таким образом, самовар «обрусел» и был приспособлен под наши нужды - сначала для приготовления сбитня, а потом воды для заваривания чая. Надо сказать, что широкое распространение самоваров началось только с 19 века.

Стереотип второй: русские пьют чай из блюдца или из стакана в подстаканнике. И то и другое, несомненно, существовало, но было необязательным. Из блюдца могли пить чай в узком кругу друзей или родственников, потому что в обществе такое поведение считалось вульгарным. Также из блюдца любили пить люди из купеческой среды, которые не принимали европейских «правил приличия», считая их чопорными и надуманными, и предлагали собственные правила, с которыми гости чувствовали себя уютнее за столом. Позже эту традицию «примерили» и мещане, копируя разные варианты чаепитий и смешивая их воедино.

Стереотип третий: для приготовления чая делается заварка, а затем разбавляется в чашке кипятком. Этот обычай появился в послереволюционные годы, когда «барского» чая было вдоволь, а как его правильно заваривать, знали немногие. В эпоху дефицита чай разбавляли водой для экономии. Этот «экономный» способ крадёт истинный вкус чая, превращая ароматный напиток в подкрашенную жидкость для запивания бутербродов.

Стереотип четвёртый: зелёный чай горький и для русского чаепития не подходит. Горьким он может получиться в двух случаях - плохой чай или неправильное заваривание. Правильно заваренный зелёный чай имеет сладковатый вкус и нежный аромат. А цвет его очень лёгкий, зеленоватый или желтоватый, но не интенсивный, а почти прозрачный. Настаивать зелёный чай не следует - нужно сразу начинать его сливать, едва залив заварник горячей водой. Если чай всё равно горчит, попробуйте сыпать меньше заварки или быстрее выливать готовый напиток.

Ещё один стереотип состоит в том, что русское чаепитие имело упорядоченный вид наподобие английского. Такого не было никогда, и в этом, возможно, величайшая ценность чая по-русски. Чай пили как душе угодно, в каждом доме были собственные традиции. Неписаные законы не фиксировали и не сделали русское чаепитие мёртвым, как это произошло в Англии.

Если говорить о сложившейся традиции русского чаепития, то можно выделить некий лубочный образ, усреднённый «бренд» чая по-русски: это самовар, пузатый чайник-заварник, фарфоровые чашки на блюдцах, кусковой сахар и чайные угощения: блины, пироги, ватрушки, баранки и прочие сладкие и не очень «закуски». Этот купеческо-мещанский способ питья чая и стал считаться русским, так как дворянское чаепитие с его копированием английских традиций не может считаться русским.

Чай по-русски принято пить несколько раз в день. Как правило, это 4-6 раз, причём в дни постов и зимой чай пили активнее. Непременный атрибут русского гостеприимства - угощение чаем. Сейчас эта традиция доведена до автоматизма и предполагает кроме чая обязательные разговоры, угощение сладким (вареньем, мёдом, пирогами, конфетами и печеньем). Для гостей в доме держится специальный «праздничный» сервиз, который не принимает участия в будничных чаепитиях. Тот же сервиз используется в чайной части русских застолий. В советское время красивый чайный сервиз был показателем статуса хозяев. Лучшими считались «заграничные», те, которые сложно было найти, Особенно важно было иметь красивый чайный сервиз дома как противоположность общепитовским стаканам со слабым, сладким чаем.

Непонятная иностранцам традиция питья чая из стаканов уходит корнями в 17 и 18 век. В то время чай в трактирах подавали в стаканах, потому что европейские чашки и сервизы ещё не вошли в моду. Позже стаканы стали постепенно заменяться чашками, но в некоторых семьях было принято использовать такую традиционную посуду вплоть до революции. Фарфоровые чашки почти везде вытеснили стаканы, но в трактирах они всё ещё оставались: чай, как грубый мужской напиток подавали в той же посуде, что и дешёвый алкоголь или смешивали алкоголь с чаем. Чтобы не обжигать пальцы, смастерили подстаканник. Это была скорее походная, железнодорожная посуда, которая при любых благоприятных условиях заменялась на фарфоровую или фаянсовую.

В обязательный список предметов классического русского праздничного чаепития входили: самовар или чайник для подогрева воды, подставка или поднос для самовара, сервиз, который состоял из заварника, чайных пар (чашки и блюдца), молочника и сахарницы, щипцы для рафинада, щипцы для колки рафинада, ситечко для заварника, вазы для сладостей. Воду для чая предпочитали брать родниковую, мягкую. Чай на такой воде получался ароматным и свежим. Способ заваривания была схожей с английским. В русской традиции, правда, заваривать чай принято не так крепко, как в Англии. Чай по-русски готовили в заварнике и разливали по чашкам, не разбавляя водой. В случае добавления молока или сливок подогревали их и добавляли в чашки до чая. Традиция делать отдельно крепкую заварку, а потом разбавлять водой укоренилась в рабоче-крестьянской среде, и теперь почему-то считается народным способом. Но учитывая, что чай при таком способе получается значительно хуже, чем заваренный правильно, лучше не использовать его.

Существует традиция завершения чаепития. В классическом русском варианте 18-19 века это представляло собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Несколько позже на европейский манер стали класть ложечку в чашку. Чайная ложечка в пустой чашке была знаком того, что гость больше не хочет чаю. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар. Правила хорошего тона диктовали, что ложечка не должна касаться стенок чашки, а по окончании размешивания не оставаться в чашке. Наливать чай в блюдце и пить из него тоже считалось противным этим правилам. Но, как известно, чай по-купечески опровергал все заморские правила и предоставлял большую свободу за чайным столом.

В царской России пили в основном китайский чай. До 19 века это был исключительно китайский, в конце 19 века стал появляться цейлонский и индийский. До 19 века чаи из Китая, доставленные посуху, ценились очень высоко - они не портились в дороге, не отсыревали, хотя и были очень дороги. Такой чай ценился европейскими гурманами, которым был недоступен дорогой китайский чай. Они покупали его в России за большие деньги. В середине 19 века Китай резко урезал поставки чая в Европу, а некоторые сорта и вовсе запретил к вывозу. Для России, наоборот, было сделано исключение, и наши предки могли насладиться эксклюзивным жёлтым чаем, недоступным для европейцев.

В конце 19 века в России стали продаваться чаи из Индии и Цейлона, появились первые урожаи чая из Грузии и Краснодара. Индийский чай всегда был ниже сортом и дешевле китайского. Были и исключения - высокогорные чаи северной Индии или горных районов Цейлона. Такой чай шёл в массовую продажу и пользовался успехом у неискушённой публики или в трактирах. Индийский чай можно было заварить крепко и экономно, а его назначением чаще всего было «напоить и согреть». Чёрный чай стал чаем для пирогов, трактирным чаем. Позже ту же нишу занял и грузинский, который был ещё ниже сортом и продавался в составе смесей (купажей). Краснодарский чай всегда стоял отдельно ото всех известных чаеводных районов. Опыты по выведению чайного куста в достаточно холодных условиях были успешными, и интересный и специфический вкус краснодарского чая нашёл своих почитателей. Однако трудоёмкость и высокая цена «родного» чая не позволяла и до сих пор не позволяет ему конкурировать с китайскими и индийскими сортами.

В 20 в. китайский чай пили до 70-х годов, пока не обострились отношения с Китаем. С 1970-х перешли на цейлонский и индийский чай, а также грузинский и краснодарский, которые появились ещё 100 лет назад, но считались низкосортными и шли только на подмес к недорогим китайским и индийским сортам. В 80-х годах 20 века в СССР резко ухудшилось качество ввозимого чая (в первую очередь из Грузии). В 90-е в Россию просачивался и высококлассный китайский чай вместе со знанием о китайских традициях, но основная масса чая была очень низкого качества. Сейчас в магазинах преобладают дешёвые сорта цейлонского чая, вторым по популярности можно назвать индийский, далее следуют китайский, кенийский, яванский, вьетнамский, турецкий, иранский, и завершает рейтинг краснодарский чай. Грузинский чай совсем исчез из продажи из-за его низкого качества.

Что касается дорогих чаёв, их выбор настолько велик, что каждый имеет возможность выбрать чай по своему вкусу.

Чай является традиционным напитком в России, причем стал он таковым уже довольно давно. Однако каждый человек должен понимать, что чай был в нашей стране далеко не всегда. Еще пару сотен лет назад о таком напитке еще никто не слышал. Поэтому вам, вероятнее всего, будет интересно узнать о том, как чай появился в России. Ну и, конечно же, вам стоит узнать, что пили на Руси до появления чая. Территория современной России всегда была довольно холодной), поэтому необходимость в согревающих напитках была всегда. Как же предки спасались от холода? У них был свой набор напитков, о которых сейчас и пойдет речь. Вы узнаете, что пили на Руси до появления чая, а также, естественно, когда именно сюда пришел чай, как развивалась его культура и когда он стал самым распространенным напитком.

Медовуха

Если говорить о том, что пили на Руси до появления чая, то в первую очередь, естественно, стоит упомянуть медовуху. Вообще, в те далекие времена мед был дешевле сахара, поэтому очень многое готовилось с использование данного продукта, и нет ничего удивительного в том, что медовуха обрела такую популярность. Изначально она готовилась посредством чистой ферментации меда в бочке с ягодным соком. К сожалению, такой процесс длился невероятно долго, напитка можно было дожидаться вплоть до двадцати лет. Однако все изменилось, когда появились дрожжи, так как они значительно ускорили процесс приготовления медовухи, которую теперь можно было сделать всего за два месяца. Но это не единственное, что пили на Руси до появления чая.

Сбитень

Вы уже знаете, что мед был самым популярным продуктом на Руси в давние времена, поэтому не удивитесь тому, что очередной напиток, который служил заменой чая, пока тот еще не пришел на территорию современной России, также делался из меда. Только на этот раз процесс приготовления не включал в себя ферментацию, рецепт был совершенно другим. Многие называют сегодня сбитень русским аналогом глинтвейна, и сейчас вы поймете, почему. Дело в том, что при приготовлении этого напитка использовалась вода, которая кипятилась с различными приправами, такими как имбирь, перец, гвоздика, мускатный орех и так далее. Потом к этому навару добавлялся мед и активно перемешивался, пока получившаяся смесь снова не доходила до кипения. Тогда «перевар» считался готовым, и его подавали к столу. Стоит отметить, что существует он уже, возможно, более тысячи лет. Первое официальное упоминание этого напитка в летописях приходится на 1128 год. Как видите, предшественники чая прекрасно справлялись со своими обязанностями не один год.

Квас

Естественно, нельзя не упомянуть еще один напиток, который пользовался на Руси огромной популярностью и, между прочим, пользуется очень популярен и сегодня. Речь идет о квасе, который известен абсолютно всем. Когда приходит лето, этот напиток можно обнаружить повсеместно, и ни для кого не является секретом процесс его приготовления. Квас является продуктом брожения, в основе которого чаще всего лежит хлеб. Казалось бы, нечто подобное никаким образом не может быть вкусным, однако многие столетия практики показали, что этот напиток является любимым у многих жителей России (а ранее - и Руси).

Русь без чая

Что ж, теперь вы знаете, какие напитки были популярными на Руси до того момента, как там появился чай. Но когда же это было? Оказывается, внушительное количество времени на территории современной России о чае никто даже не слышал. Русь представляла собой государство без чая вплоть до середины семнадцатого века. Да, ваши дальние предки не знали, что такое чай, напиток, без которого сложно себе представить современную жизнь.

Что ж, теперь вы знаете ответ на вопрос о том, в каком веке на Руси появился чай. Однако его история является настолько интересной, что вам определенно не стоит ограничиваться просто одной цифрой. Читайте дальше, чтобы узнать, откуда на Руси появился чай, какие преграды были на пути его распространения и когда же он занял свою важную и незаменимую позицию в жизни русских людей.

Когда впервые появился чай?

История чая на Руси очень интересна. Конечно, некое подобие чаев люди пытались заваривать еще и ранее, когда готовили целебные зелья из различных трав. Однако аналогии между современным напитком и теми заварками не существовало, так что нельзя рассматривать их как предков чая на Руси. Когда же и при каких обстоятельствах чай пришел туда, где сейчас является одним из ключевых напитков? Случилось это, как уже было сказано выше, в семнадцатом веке. Если же говорить точнее, годом появления этого напитка на Руси принято считать 1638-й. Именно тогда царь Михаил Федорович получил от одного из монгольских ханов в обмен на соболиные шкуры странную траву, происхождение и использование которой не было никому понятно.

Время экспериментов

Итак, теперь вы знаете, когда появился первый чай на Руси, однако с этим связана одна невероятная история. Дело в том, что полученная трава была неизвестна ни самому царю, ни его боярам. Бояре получили от царя указ: узнать, что же это такое, причем на практике. Естественно, бояре бросились исполнять указания своего царя, однако столкнулись с непреодолимым препятствием. Они пытались жевать, нюхать и вытворять множество других вещей с листьями, полученными от хана, но результата это не дало. На вкус они были все такими же неприятными и горькими. Конечно же, царь обиделся на хана и хотел уже начать выяснять отношения, так как считал подобный дар в обмен на соболя полноценным оскорблением, но вовремя додумался, что стоит посоветоваться с послом, который ему и привез этот дар. Вот посол как раз и пролил свет на загадку, сказав, что сам хан варил эти листья, а затем пил получившийся отвар. Попробовав такой метод, царь пришел к выводу, что дар является действительно стоящим, поэтому не стал ссориться с ханом. А чай начал свой путь к вершине успеха на Руси.

Период малого предложения

Конечно, спрос на чай был очень высоким, однако предложение совсем не соответствовало спросу. Дело в том, что листья очень долгое время завозили из дальних стран, поэтому цена на них была очень высока. Почти до самого конца восемнадцатого века этот напиток могли себе позволить только самые состоятельные жители. Чаепитие было праздничной традицией, на него приглашали знатных гостей.

Первый русский чай

Когда же произошел перелом? Случилось это в начале девятнадцатого века, когда русским ученым удалось вырастить свой собственный чай в теплом климате Крымского полуострова, в местном ботаническом саду. Это был настоящий прорыв, который и позволил чаю стать не просто напитком для знати. С того момента популярность чая начала расти, его могли позволить себе все более широкие слои жителей, ну а на сегодняшний день, как вы уже знаете, доступ к этому ароматному напитку имеет каждый человек.

Маковский К.Е. За чаем.

Русское слово «чай» происходит от китайского слова «ча» или «чае» - в северном, пекинском произношении, тогда как английское слово «tea» (чай), как и, соответственно, французское, итальянское, немецкое, датское и др., происходит от китайского слова «тэ» (чай) - в южном, фуцзяньском произношении.


Куликов И.С. В крестьянской избе.

В 1638 году русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской.


Рябушкин А. И. Чаепитие.

Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш - грек Сапфарий - привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы.


Кустодиев Б.М. Московский трактир.

В начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос.

Васнецов В.М. Чаепитие в таверне.

Гиляровский оставил прекрасное описание старых московских трактиров. Где-нибудь в «Коломне» или «Лондоне» за чаем грелись извозчики, а крупные коммерсанты заключали сделки на десятки и сотни\тысяч рублей. Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаемъ, пить его въ раздольи».


Богданов-Бельский Н.П. Чаепитие.

Повсеместное распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития. Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.


Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем.

Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.


Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы.

Чай пивали малый, большой и с полотенцем. "С полотенцем" – это значить пить много и долго, до пота, который этим полотенцем и предполагалось утирать. Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1-2см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком. Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.


Кустодиев Б.М. Извозчики за чаем.

Издавна ценился чай с пенкой. Считается, что именно пенка является показателем крепости напитка и свидетельствует о том, что чай свежезаваренный. Чтобы соответствовать этому стереотипу, наши сообразительные соотечественники в былые времена шли на хитрости: наливали чай с высоты (падающая жидкость пузырится, что создает иллюзии пенки), добавляли какие-то посторонние примеси в чай и даже плевали в чашку слишком разборчивому клиенту в чайной (такие случаи сохранила история царской России).


Кустодиев Б.М. Осень в провинции. Чаепитие.

«...Искусство заваривать чай - великое искусство. Ему надо учиться в Москве. Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку,- от этого чай становится чище и ароматнее... Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться и у вас... готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий.»
Куприн А. И."Яма."


Морозов А.И. За чаепитием.


Маковский В.Е. Утренний чай.


Кустодиев Б.М. Сундучник.


Наумов А. А. Чаепитие.


Боганис Анна.Чаепитие.


Кустодиев Б.М. На террасе.


Переверзева А. К. Интерьер. Север.

Маковский К.Е. Алексеич.


Попов А. А. Мастеровой за чаепитием.


Коровин К.А. За чайным столом.

На протяжении нескольких лет, исследуя чайный интернет, мы натыкались (особенно на зарубежных сайтах) на формулировку , и формулировка эта нас изрядно веселила - уж мы то, живя в России, отлично понимали, что никакой русской чайной церемонии не существует. Если, конечно, понимать под чайной церемонией формализованный набор правил и действий.

Однако если под чайной церемонией понимать некое экстраординарное чайное действо, выходящее за рамки обычного чаепития и основанное на национальной чайной традиции, то все меняется. Если подходить к чайной церемонии с такой точки зрения (а именно так, в большинстве случаев, поступают англичане и китайцы), то русскую чайную церемонию можно придумать. И начнем мы это делать прямо сейчас. Только сначала позволим себе одно замечание.

Любая чайная церемония включает в себя три части: духовную, материальную и этикетную. Духовная составляющая - это философские, эстетические, нравственные, исторические и тому подобные основы всего того, что будет происходить во время чаепития. О них мы немного поговорим в следующей статье. Материальная составляющая - это чайная утварь и всякий прочий вещественный антураж, который делает чайную церемонию технически возможной. Ну и, наконец, этикетная составляющая - это правила, умения и навыки, которыми должны обладать все участники церемонии.

Так вот. Все эти три составляющие достаточно сложны в любой чайной церемонии. И очень немногие из жителей тех стран, которые имеют национальные чайные церемонии, могут эти самые церемонии проводить. Мы абсолютно уверены, что очень небольшой процент английских семей имеет своем «арсенале» чайный сервиз веджвудовского (или аналогичного по качеству) фарфора и запаривается на заваривание листового чая. К чему все это, если фаянсовая посуда более практична, а чай в пакетиках заваривать удобнее.

Точно также очень немногие японцы имеют свой собственный чайный домик или даже комнату для чайных церемоний - это дорого. А многие, очень многие китайцы, возможно, даже и не знают о существовании китайской чайной церемонии гунфу-ча.

Мы все это к тому, что русская чайная церемонии вовсе не должна быть общедоступной - в том числе и в России. Ее проведение потребует определенной утвари, соблюдения некоторых правил и определенной духовной подоплеки - всего того, чего просто нет в наших повседневных чаепитиях.

Мы отдаем себе отчет в том, что воспроизведение всего того, что мы понапридумываем в дальнейшем, будет сопряжено с некоторыми сложностями. Ну а кто говорил, что будет легко;)

Русская чайная церемония. Самое главное

Начать рассказ о русской чайной церемонии хочется небольшим лирическим отступлением, посвященным тому, что можно назвать главной идеей, главным отличием или, если хотите, духовной основой русского чаепития. Говоря о духовности русского чая, очень не хочется скатываться в банальный лубок и рассказывать о том, что только русские, с их широкой душой и бесконечной тоской в глазах, способны на настоящее чаепитие. Все это - ерунда. Широкая душевность и глазная тоска - это не путь, но образ постижения вещей, весьма, к сожалению, распространенный среди наших соотечественников. Которым часто неважно качество того, чем они занимаются - лишь бы глаза были широкими, а в душе - тоска. Или наоборот.

Мы предлагаем немного необычный способ осознания духовной части русского чаепития - через сравнение. Сравнение русской чайной церемонии с чайными церемониями других культур - устоявшихся и известных. Проанализировав то, что есть в чаепитии японском, китайском или английском, мы сможем достаточно точно определить изюминку чаепития русского. Итак.

Японская чайная церемония - это спокойное наслажденные мелочами, удовольствие от внимания к деталям и тихое очарование внутреннего мира. Своего собственного, мира чайного сада, чайной комнаты и чайной утвари, мира, окружающего участников церемонии, во всех его проявлениях - будь то луна или утренний снег. И главная цель японской чайной церемонии - помочь раскрыться этому внутреннему миру.

Главная цель китайской чайной церемонии - раскрыть сущность чая, дать возможность участникам действа распробовать все нюансы его вкуса и аромата. Культура перемен, столь органично пронизывающая всю китайскую культуру, не минула и чайную церемонию. Именно гунфу-ча, как никакое другое чаепитие, позволяет ощутить и оценить изменчивость чая, переплетение вкуса и аромата.

Английское чаепитие ценно своим антуражем, выпечкой, посудой, соблюдением традиции и гордостью от того, что традиция сохраняется. Искусство чайной беседы, развившееся в викторианские времена, сейчас почти потеряло свое значение, но английская чайная традиция - это все еще традиция общения и традиция получения удовольствия от этого общения, даже если это общение весьма формально.

Вот. А в русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Получить удовольствие от изысканной беседы в чистом виде, в абстрактной компании (состоящих из воспитанных людей, которые кушают опрятно и говорят правильно) при русском чаепитии просто невозможно. Но вот если за чаем собрались друзья - настоящие или будущие - то совершенно неважно, о чем они будут говорить или молчать. Не особенно важно даже, какой чай они будут пить (это не значит, что чай может быть плохим, но он может быть достаточно простым, без особенных изысков) и какими плюшками станут его заедать. Совершенно неважно, сколь изысканы будут манеры (главное, не создавать неудобства «сочайникам») и насколько изящны шутки. Важно только то, что в какой-то момент такого чаепития его участники замечают, что часто прикрывают рукой довольно глупую и чрезвычайно довольную улыбку. А чему именно они радуются - толком и не понять.

Пожалуй, именно эта неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течет мирно и степенно и что вообще есть такая возможность - вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю - именно она и является самой важной частью русского чаепития.

Ну а теперь пришла пора поговорить о вещах гораздо более осязаемых.

Русская чайная церемония. Варианты

Из-за того, что чай в нашей культуре - напиток очень распространенный, составить описание универсальной чайной церемонии не представляется возможным. Одинаковое душевное, духовное и вкусовое удовольствие можно получить в совершенно разных условиях - и на веранде небольшого дачного домика, и в изысканной гостиной. Вот почему мы предлагаем выделить два основных типа русской чайной церемонии: салонную и дачную.

Начнем с салонной русской чайной церемонии. Мы отдаем себе отчет в том, что салон - это понятие, почти полностью ушедшее из нашей жизни. Однако именно этот термин мы предлагаем использовать для обозначения чаепитий «под крышей», проходящих не на кухне, но в более подходящем для приличного приема помещении - в столовой или гостиной. Отличительные черты салонной чайной церемонии таковы.

Во-первых, специально для этого чаепития хозяева могут приготовить какую-либо чайную выпечку или какие-либо хитрые чайные закуски. Безусловно, использование готовых продуктов - тортов, пирожных, печенья и т.п. совсем не возбраняется, однако вся эта «магазинщина» лишит мероприятие изрядной доли уюта. И, конечно, домашняя выпечка является замечательной темой для разговора.

Во-вторых, при салонном чаепитии часть процедур, связанных с приготовлением чая (кипячение воды, часто - заваривание чая), производятся в другом помещении, отдельно от самого чаепития - чаще всего - на кухне.

В-третьих, салонное чаепитие редко проводится просто так - чаще всего для него есть какой-либо торжественный повод. В зависимости от повода, салонное чаепитие может сопровождаться чинной застольной беседой или шумным весельем и танцами (с чайным столиком, сервированным в углу) - но, в любом случае, это будет чай по поводу.

Русская же чайная церемония на свежем воздухе - это совершенно романтическое мероприятие, которое может проводиться на балконе (если балкон позволяет), мансарде, веранде, в беседке или просто на свежем воздухе - на берегу реки, в которой купаются белотелые пейзантки, например. Помимо пейзанток, русскому чаепитию на свежем воздухе присущи следующие черты.

Во-первых, такое чаепитие гораздо менее привередливо к закускам. Некоторая «походность» обстановки допускает любую выпечку и любые бутерброды - на свежем воздухе самый банальный магазинный кекс может оказаться восхитительно вкусным. Хотя, конечно, если к утреннему чаепитию будут поданы свежие блины - нирвана наступит прямо на веранде.

Во-вторых, вся подготовка к чаепитию будет проходить на глазах участников чаепития - на далекую кухню не набегаешься. Поэтому вся утварь и все действия, связанные с приготовлением чая, должны быть чрезвычайно приятными и красивыми. И, вместе с тем, функциональными.

В-третьих, чаепитие на свежем воздухе подразумевает полную свободу перемещений. Человек с чашкой чая, вставший из-за стола, отошедший в сторону и слушающий, как поют соловьи или квакают лягушки, является украшением такого мероприятия.

Ну и, наконец, в-четвертых, такие чаепития проводятся, скорее, по расписанию, чем по значительному поводу. Например, каждое утро. Или каждый вечер. Или каждые выходные. Чрезвычайно важной чертой такого чаепития является привычность всех его участников и к самому мероприятию, и дружка к дружке. Именно повседневный привычный уют делает русское чаепитие на природе настолько теплым и милым, что при воспоминании о нем на глаза наворачиваются слезы умиления.

Вот. Теперь, когда русские чайные церемонии классифицированы, можно переходить к описанию необходимой для их проведения утвари.

Русская чайная церемония. Утварь для пития чая

Итак, мы договорились до того, что выделили два варианта русской чайной церемонии: салонную и дачную. Утварь, используемая для этих двух видов чайной церемонии, заметно различается - в той ее части, которая используется для приготовления чая.

А вот посуда, в которой подается чай, не зависит от того, где происходит чаепитие - в гостиной или на веранде. Это чашки с блюдцами. Фарфоровые, но не фаянсовые чашки с блюдцами. Классической пиалообразной формы, возможно - чуть волнистые. И сервизы с такими чайными парами, и такие чайные пары отдельно в изобилии производят фарфоровый завод в Дулево и фарфоровый завод имени Ломоносова. Самой что ни на есть традиционной русской чайной посудой является сервиз «Кобальтовая сетка». Он действительно красив, но его красота немного тяжеловата - и, на наш взгляд, больше подходит для серванта, нежели для живого чайного стола. Мы предпочитаем фарфор с более легким рисунком.

Очень хорошо, если чашки будут белыми изнутри. Какими они будут снаружи - не очень важно, хотя мы замечали, что вечером и при не очень сильном освещении (например, при свечах) чай замечательно пьется из темно-синих чашек с небольшим золотым рисунком. А днем, когда света много и настроение живое, лучше использовать чашки светлые, с каким-нибудь легким и, возможно, цветочным рисунком.

Стереотипные стаканы - даже с самыми красивыми подстаканниками и с самыми серебряными ложками - являются верными спутниками неустроенного чаепития - недаром они так прижились в поездах. Чай из стакана подходит одинокому мужчине, стоящему у окна долгим зимним вечером и смотрящему на прохожих, на несколько секунд отогревающихся в свете фонарей и снова пропадающих в морозной темноте. Чай из стакана - это неуютно. Да и не особенно вкусно, если честно. Чтобы чай был вкусным и уютным - его нужно пить из чашки.

Итак, чайные пары. К каждой из которых полагается чайная ложечка - это очевидно. Лучше всего - позолоченная. Это менее очевидно, но очень красиво - золото удивительно гармонирует с черным чаем, налитым в белую изнутри чашку.

Русское чаепитие - и мы не откроем большого секрета - не существует без разнообразных вкусностей. Поэтому на столе должны быть пирожковые тарелочки. Конечно, они занимают много места. Конечно, мы все хотя бы раз использовали в качестве пирожковых тарелочек блюдца от чайных пар. Но мы ведь делаем церемонию, правда? Поэтому у нас будут пирожковые тарелочки и десертные ложки.

Ну и, конечно, на столе могут стоять менее важные предметы - сахарница, тарелочка под лимон (который должен быть нарезан тонкими кружочками, но не дольками), вилочка под лимон и ложка под сахар-песок или щипчики для кускового сахара. Мы не уделяем этим предметам особого внимания, потому что в русском чаепитии они носят очень вспомогательный характер - и на них особого внимания не обращают. К вспомогательной утвари отнесем и блюда под разнообразные закуски - будут закуски, будут и блюда, здесь и говорить нечего.

Последним штрихом в сервировке чайного стола будут, конечно, розетки под варенье и мед и вазочки, в которых эти самые варенье и мед подаются.Это хорошо, если вазочек будет несколько - на приличном чайном столе должно стоять несколько видов варенья.

Русская чайная церемония. Бульотки и чай парами

Начнем с самого простого случая - с чаепития под крышей - в гостиной, столовой и т.п. С точки зрения приготовления чая, в таком чаепитии существенным является, прежде всего, то, что кипячение воды и, возможно, заваривание чая, происходит в помещении, отдельным от того, в котором проходит чаепитие. Чаще всего - на кухне. Поэтому первый вопрос, который предстоит решить приличному хозяину - это вопрос подачи горячей воды к чайному столу.

В прежние времена широкое распространение имел замечательный прибор под названием «бульотка» («больотка»), название которого напрямую связано с английским to boil («кипятить», «варить»). По сути своей, бульотка - это небольшой металлический чайник, установленный на горелке, чаще всего - спиртовой. Бульотка использовалась как для кипячения небольшого количества непосредственно на чайном столе (или на небольшом столике рядом с ним), так и для поддержания температуры уже кипяченой воды.

Безусловно, и в наше время бульотка стала бы украшением чайного стола. Представьте себе: вы кипятите воду на кухне в банальном чайнике, затем переливаете кипяток в бульотку, ставите ее на стол, зажигаете спиртовку и спокойно пьете чай, всегда имея под рукой горячую воду - пламя спиртовки, естественно, нужно отрегулировать так, чтобы вода не кипела, но находилась в «предкипящем» состоянии. Тогда разговор за чайным столом будет сопровождаться еще и приятным шумением и побулькиванием.

Но. Бульоток нет. Они, возможно, остались у антикваров и в музеях, но найти такой действующий прибор для домашнего использования почти невозможно. Нам, например, приходилось видеть бульотки только на картинках. Поэтому нам придется обходиться без них. А жаль.

Без бульоток процесс подачи горячей воды к столу становится гораздо менее романтичным, но гораздо более простым. Вскипевшая вода на кухне переливается в большой фарфоровый (или фаянсовый) чайник - и именно в таком чайнике подается к столу. Заметим, что фаянсовый чайник для таких целей подходит лучше - он лучше держит тепло и более практичен. В смысле - не такой хрупкий.

В идеале, чайник, в котором будет заварен чай, и чайник, в котором будет подаваться кипяток, должны быть из одного набора. Но здесь есть одна проблема. Такие наборы сейчас производят, и их можно купить - но основное их назначение - декоративное. И если большой чайник в таком наборе, как правило, не вызывает нареканий, то маленький - заварочный - как правило никуда не годится. Чаще всего потому, что слишком маленький - его делают таким для достижения художественного контраста. Контраст получается, а вот хороший чай - не часто.

В конце XIX века в русских чайных были очень распространены наборы из большого (для кипятка) и маленького (для заварки) чайников, в которых второй мог служить крышкой первого. Подаваемый в таких чайниках чай назывался «чай парами» и стоил, как правило, три копейки. Сейчас найти такой набор, да еще и приготовить в нем чаю на три копейки будет достаточно сложно, однако общий принцип можно воспроизвести запросто, подавая заварку в заварочных чайниках, а кипяток - в кипяточных.

Русская чайная церемония. Самовар

Ну вот, мы и добрались до самого главного, самого растиражированного, самого красивого и, увы, весьма редкого в наше время атрибута русского чаепития - самовара. Вообще-то, самовару посвящено несколько статей в этом разделе, однако сейчас нас будут интересовать не столько история и устройство этого прибора, сколько вопросы, связанные с его практическим применением. Начнем с ответа на самый сложный вопрос: как самовар раздобыть.

Итак. Самовар, несмотря на кажущиеся сложности, раздобыть достаточно просто. Во-первых, электрические самовары продаются достаточно широко. Конечно, это скорее сувениры, чем функциональные кипятильники. Конечно, кипячение воды в таких приборах не лишено недостатков. Конечно, своей «электричностью» они наносят изрядное оскорбление самому духу русского чаепития - однако это, все-таки, самовары. И если другого самовара не найти, можно воспользоваться электрическим.

Во-вторых, в Туле продолжают производить самовары, способные работать на дровах или угле. Они, правда, гибридные - то есть могут работать и от электричества, и от естественного топлива. А еще они непомерно дорогие (что-то около 40 000 рублей) и достаточно вычурные. Но и это тоже самовары, и продает их, например, торговый дом «Рубин».

И, наконец, в-третьих, совершенно спокойно можно раздобыть настоящий старинный самовар. У антикваров его цена колеблется от 1500 до 20 000 рублей и, поверьте, те самовары, что дешевле, часто оказываются лучше - хоть и не так блестят. Дело в том, что антиквары редко предполагают, что покупатель будет использовать самовар по его непосредственному предназначению. Поэтому купить непротекающий самовар в антикварной лавке практически невозможно - и с этим нужно смириться. Главное, чтобы у самовара не был прогоревшим колосник (решетка в основании кувшина - того места, где горит топливо), и он вообще не разваливался на части - а мелкие течи можно залудить. (Лужение самовара, кстати, занятие неочевидное - потому что бытовые электропаяльники редко бывают достаточной мощности, для того чтобы качественно лудить самовар, с его-то теплоотводом - так что лучше доверить это дело специалистам, которых можно найти в любой авторемонтной мастерской).

Озадачившись несколько лет назад «добычей самовара», я [Денис Шумаков] выбрал именно последний, «антикварный», вариант - благо, что в провинции цены в антикварных лавках относительно гуманные. Потратив три с половиной тысячи рублей и проведя два месяца с паяльником, я, в конце концов, стал обладателем двух рабочих (и очень красивых) тульских самоваром фабрики Воронцова. Каждому из которых, наверное, по сто лет. И, поверьте, хлопоты вокруг двух этих старинных кипятильников, оправдали себя целиком и полностью. Я иногда кипячу самовары на балконе (на древесном угле - он почти не дает дыма, и я не боюсь напугать соседей). И, конечно, любое чаепитие на природе происходит с их непосредственным участием… Это было отступление.

Самовар, конечно, является непременным атрибутом русского чаепития на даче, веранде, в беседке или просто под открытым небом - на берегу реки, например.

Подробно рассказывать о том, как топить самовар (настоящий, дровяной), особого смысла нет - хотя занятие это очень увлекательное и весьма непростое. Заметим лишь, что наличие трубы сильно упрощает и убыстряет решение этой задачи. Трубу для самовара запросто изготовит любой жестянщик в ближайшем домоуправлении - нужно только правильно сообщить ему диаметр. И еще - если вы решите топить самовар углем, то вам придется уголь разжигать. В принципе, для этого подойдет специальная жидкость для розжига каминов - но она имеет характерный и достаточно сильный запах. Поэтому лучше использовать спирт (обычный, жидкий, а не сухое горючее). Если, конечно, есть такая возможность.

В своем кипении самовар проходит три стадии - он «поет», «шумит» и «бурлит». В идеале, заваривать чай нужно тогда, когда самовар заканчивает шуметь и начинает бурлить. Этот момент поймать достаточно сложно - он короткий. Петь и бурлить самовар может долго - а вот шумы у него короткие.

Чаще всего, конечно, самовар приносится к столу бурлящим. Кувшин самовара (та емкость, в которой сгорает топливо) нужно обязательно закрыть - чтобы дыму было поменьше, и чтобы горение прекратилось, если топливо долгоиграющее (например, тот же уголь). Чай нужно заварить как можно быстрее - иначе вода банально перекипит - самовар будет продолжать «работать» даже стоя на столе и кипение воды еще некоторое время будет продолжаться.

Ставить заварочный чайник на самовар можно только в том случае, если это удается сделать, не снимая колпачка. В противном случае чайник закоптится - а если самовар топится шишками или сосновыми дровами - то покроется слоем смолы (для глиняного чайника, кстати, такое чаепитие станет последним).

Использование же самовара по время чаепития очевидно - из него доливают кипяток в чашки после того, как нальют в них заварку. Помните только, что вода в самоваре достаточно долго будет оставаться горячей - ведь именно самовару мы обязаны такой традиции, как питие чая из блюдца. Кипяток, который только что налит из самовара, пить из чашки просто невозможно - а в блюдце он остывает достаточно быстро…

Ну вот, с утварью для русской чайной церемонии мы, кажется, разобрались. Займемся теперь самой церемонией. Вернее, с ее самыми характерными чертами - начиная с главной.

Русская чайная церемония. Приготовление чая

Итак, несколькими статьями ранее мы договорились до того, что главной отличительной чертой русской чайной церемонии является не просто возможность выпить чаю, но возможность выпить чаю в хорошей компании. Именно эта особенность, отчасти, определяет способ заваривания и подачи чая во время русского чаепития. Но, прежде чем рассказывать о заваривании чая, следует сказать несколько слов о выборе чая для русского чаепития.

Конечно, это должен быть черный чай - черный в том смысле, который вкладываем в этот термин мы, европейцы. Безусловно, зеленый чай в России пили, но к концу XIX века (как раз к тому времени, когда русская чайная традиция окончательно устоялась) россияне безоговорочно отдавали предпочтение черному чаю.

А вот с выбором сорта черного чая все совсем не так безусловно. Если вы хотите, чтобы ваше чаепитие претендовало на историчность (если так можно выразиться), то заваривать следует китайский черный чай - на протяжении достаточно долгого времени другого чая в России просто не было. Из представленных в настоящее время в магазинах сортов чая к русскому чаепитию хорошо подойдут кимуны (они же - цихуны маофэны) и купажи типа «Русского каравана». Юннаньские китайские чаи для русского чаепития слишком тонки.

Но. Русские чайные вкусы сильно изменились во второй половине XX века - когда китайские чаи почти полностью исчезли с нашего чайного рынка и были заменены чаями индийскими и цейлонскими. Эта замена пришлась по вкусу россиянам - и в настоящее время вкус китайского черного чая может показаться неподготовленным участникам чаепития слабым, непонятным и неинтересным. C этой точки зрения для русского чаепития лучше подойдет индийский ассам или хороший цейлонский чай.

Естественным компромиссом, снимающим все вопросы с выбором сорта чая, является заваривание нескольких чаев в нескольких заварочных чайниках. Очень часто, когда за столом собирается много гостей, меня [Дениса Шумакова] очень выручает следующая комбинация напитков: кимун (для соблюдения традиции), ассам (как универсально хороший чай), что-либо сладко-ароматизированное (например, Twinings Lady Grey - для дам) и Лапсанг Сушонг (для курильщиков и эстетов). Конечно, такой набор не назовешь классическим русским, но гости обычно остаются довольны - и это главное. В принципе, можно разнообразить чайный репертуар чаями с добавление сушеностей (трав и фруктов) или чаями с добавлением алкоголя - но это тема для отдельной статьи, и такая статья ждет вас впереди.

Вернемся, однако, к приготовлению чая. О заваривании черного чая немало сказано и написано, в том числе и на нашем сайте. Вы можете воспользоваться нашими рекомендациями, можете обратиться к опыту Оруэлла, можете найти кулинарные книги и заварить чай по Похлебкину или по Молоховец. Однако общая последовательность действий будет примерно одинаковой.

Вам необходимо будет вскипятить воду (и следить за тем, чтобы она не перекипела), прогреть заварочный чайник (в идеале - фарфоровый и круглый), засыпать заварку, залить ее кипятком, перемешать, закрыть заварник крышечкой и накрыть его салфеточкой (но не псевдорусской чайной бабой). Настаивать все это дело около пяти минут - и пить!

В процессе заваривания чая для русского чаепития возможны нюансы. Например, вы можете «женить» чай, переливая заварку из заварочного чайника в чашку и обратно. Или засыпать чай в заварник не ложечкой, но руками - «пястками», мотивируя это приверженностью историческим традициям. Но это все - мелочи, детали. По сравнению с тем, что чай для русского чаепития заваривается очень крепко, а потом разбавляется кипятком в чашке.

Говорить о том, что разбавление заварки кипятком непосредственно в чашке - исконно русская и уникальная традиция, мы, конечно, не будем. Так делают и в других странах - однако именно в России этот способ приготовления чая стал стандартом de facto. И тому есть две причины, не относящиеся непосредственно к качеству напитка.

Во-первых, за русским чаепитием часто собирается достаточно большое количество гостей - и приготавливать чай так, чтобы разливать готовый напиток разу из заварника, не разбавляя, весьма неудобно. Нужен будет или очень большой заварник, или много заварников. Но это еще полбеды. Беда в том, что (и это - во-вторых) при русском чаепитии одной чашкой чая ограничиваются редко - три-четыре чашки каждый гость выпивает спокойно и совершенно без напряга. И если на «первую чашку» чаю «без разбавления» еще может хватить, что ко второму (и уж точно - к третьему) кругу заварники будут пусты. И хозяину придется заваривать свежий чай.

С точки зрения качества напитка, в этом нет ничего страшного - это даже хорошо. Но это чрезвычайно неудобно с точки зрения человека, который уже выпил чашку чая и увлекся разговором. Вставать из-за стола, опорожнять заварники и вообще суетиться жутко неохота. Именно поэтому в заварники лучше положить побольше заварки, чтобы чай можно было разбавлять кипятком прямо в чашках - и пить его долго-долго, никуда из-за стола не дергаясь. Ну, в крайнем случае - за новым кипяточком.

Конечно, такой способ приготовления напитка немного противоречит классическим рекомендациям по завариванию чая - в первую очередь тем, что при долгом чаепитии чай в заварниках немного перестоит. Но думается нам, что ничего особенно страшного в этом нет.

Русская чайная церемония. Добавки в чай

Рассказ о приготовлении чая для русского чаепития получится неполным, если не упомянуть в нем разнообразные (традиционные и не особенно) добавки в чай. Их разнообразии и популярность в России таковы, что добавки к чаю можно с полным на то основанием назвать одной из основ русской чайной церемонии. (Ну вот, еще одна основа - если так дело пойдет, то счет «самых главных вещей» пойдет на десятки.)

Тем не менее, можно с абсолютной уверенностью сказать, что вариативность рецептов чая является одной из изюминок русского чаепития - и, пожалуй, самой вкусной изюминкой. Потому что при русском чаепитии каждый новый чай может оказаться уникальным, каждый участник чаепития может придумывать собственные напитки прямо за чайным столом - и дегустация новых и новых вариантов знакомого напитка может стать настоящим удовольствием для всех чаевников.

В принципе, вкусо-ароматического разнообразия можно добиться, приготовив к чаепитию несколько сортов чая - но этот подход (хотя и описан, в качестве варианта, в предыдущей статье) не получил распространения. Потому что разница между сортами чая может быть настолько тонкой, что распознать ее будет очень сложно. Мы не утверждаем, что русское чаепитие лишено утонченности - отнюдь нет! Но утонченность русского чаепития не имеет ничего общего с утонченностью чайных вкусов - и с этим придется смириться.

Так вот. Настоящего, огромного и безудержного разнообразия вкусов и ароматов проще всего добиться с помощью добавок в чай. Начиная с банальных - сахара и лимона - и заканчивая удивительными и сезонными, типа свежей земляники или малины. Собственно со свежих ягод и начнем.

Свежие ягоды можно добавлять в заварочный чайник при заваривании чая или в чай непосредственно во время чаепития - все зависит от «твердости» ягод. Самой лучшей ягодой для добавления прямо в чашку является, конечно, лесная земляника. Несколько ароматных ягод, брошенных в чашку, сохранят вкус чая и добавят к нему не аромат, но настоящее благоухание. И сохранят собственный вкус - их можно будет выловить и съесть. Почти также хороша лесная малина - именно лесная, потому что малина садовая совсем не так ароматна (как, впрочем, и садовая земляника).

Чернику, черную смородину и ежевику лучше, пожалуй, добавлять в заварник при заваривании. Эти ягоды не так охотно расстаются с ароматом - и им нужно будет дать настояться. Ягоды черной смородины, кстати, можно сочетать с ее же листьями и молодыми побегами - последние, конечно, не особенно вкусны, но удивительно ароматны.

Кроме того, чай можно банально заедать ягодами - при этом, конечно, ягоды не будут являть добавкой в чай в строгом смысле - но это не важно, потому что заедать чай ягодами (или запивать ягоды чаем) очень вкусно.

Следующей, не менее очевидной и не менее приятной добавкой в чай являются травы. О мяте, лимоннике, котовнике и мелиссе и говорит нечего - они стали практически стандартными добавками в чай. Столь же хороши в чае зверобой, душица и чабрец - как в «сыром», так и в сушеном виде. Травы особенно хороши тем, что помогают придумывать оригинальные чайные сочетания на ходу - в походе, на даче и в прочих полевых условиях. Вышел в лес или на огород, отщипнул пяток травинок, бросил в чайник - и готов новый напиток.

Удивительно хороши в чае свежие яблоки - особенно антоновка. Нет ничего ароматнее спелой антоновки - и этот аромат удивительно сочетается с ароматом чая, достаточно добавить в него несколько долек яблока. Антоновку можно есть и вприкуску с чаем - особенно если есть возможность макать каждую дольку яблока в свежий мед… К сожалению, сушеные яблоки в качестве добавки в чай очень сильно проигрывают яблокам свежим. Для того, чтобы аромат сушеных яблок заметно проявился, их необходимо достаточно долго настаивать - чай за это время, скорее всего, остынет. Сушеные яблоки, правда, можно добавлять в чай при заваривании (особенно этот способ хорош в походных условиях, когда чай заваривается в термосе), но полученный напиток будет же мало напоминать чай - хотя, конечно, будет чрезвычайно ароматен.

Пожалуй, принцип формирования «ситуативного» чайного стола понятен из уже приведенных примеров. Конечно, этот принцип может быть реализован не только летом - вместо свежих ягод, фруктов и трав можно использовать сушеные. Или смешивать чай с небольшим количеством разных варений или джемов - одним словом, делать все возможное, для того, чтобы каждый раз на вашем чайном столе был разный чай - на любой вкус.

Русская чайная церемония. Закуски и график их подачи

Выделив ранее очень существенные для русской чайной церемонии аспекты (важность компании, специфику заваривания чая, добавки в чай), мы не слова не сказали об одной характерной черте русского чаепития, которая (наряду с другими чертами) принципиальнейшим образом отличает питие чая по-русски от пития чая в соответствии со многими другими национальными традициями.

Чаепитие по-русски подразумевает, что из-за чайного стола никто не может уйти голодным. Фактически, русский чай может заменить (на выбор) завтрак, обед или ужин. А иногда – и завтрак, и обед, и ужин. Это вовсе не значит, что приличным питанием можно пренебречь в пользу чая – но количество закусок в приличной русской чайной церемонии должно быть таким, чтобы насытились самые голодные участники мероприятия.

При всем разнообразии возможных русских чайных закусок, их совершенно спокойно можно разбить на четыре группы, различные по содержанию и назначению.

Первая группа закусок (назовем их сытными) включает в себя блюда, которыми можно наесться и с чаем, и помимо чая. В первую очередь, конечно, это пироги и пирожки с основательными начинками: мясом, ливером, яйцом, капустой, рыбой, рисом, грибами, картошкой (гадость какая), творогом. И, естественно, с комбинациями из этих начинок: с мясом и грибами, рисом и яйцом и т.п. К сытным начинкам можно, в принципе, отнести баранки – если их намазывать маслом, то закуской они являются весьма серьезной. И, конечно, сытной закуской являются блины с начинкой – в том случае, если эта самая начинка – это мясо, курица (с грибами и хреном – вкуснотища!), овощные смеси и прочие приятности.

Вторая группа закусок (они, в нашей терминологии, будут называться легкими), состоит из блюд, которыми можно перемежать закуски сытные, и (что очень важно), которые удобно есть. К таким блюдам, в первую очередь, относятся бутерброды и сэндвичи – именно их приятнее всего кушать во время беседы – они и не отвлекают (в отличие от блинов, например, кушать которые нужно сосредоточенно), и в пищевом тонусе поддерживают. Бутерброды и сэндвичи хороши с красной рыбой слабой соли (лучше всего – с форелью), маслом, твороженным сыром, огурцами, мясной и сырной нарезкой, шпротами, паштетами – короче говоря, со всем, что обычно мажут на бутерброды и засовывают в сэндвичи.

Третья группа закусок (будем называть их сладкими или лакомыми) состоит, конечно, из сладостей и лакомств. Эти закуски, как правило, подаются после сытных и легких – и еще после основательной паузы, во время которой гости отдыхают от предыдущих кушаний и вдумчиво беседуют, подражая русским помещикам середины XIX века, обсуждая достоинства расстегаев и высказывая свои соображения по разнообразным глобальным вопросам. Сладкие (лакомые) закуски включают в себя любую сладкую выпечку, шоколад, варенье, мед, орехи, блины со сладкими начинками (невероятно вкусно сочетание брусничного варенья со взбитыми сливками).

И, наконец, четвертая группа закусок (закуски свежие) аналогичны закускам легким – только «разбавляют» не сытные, но сладкие закуски. Когда блины с вареньем гости есть уже не смогут, их (блины с вареньем) можно будет с успехом заменить свежими или консервированными ягодами или фруктами. Лучше, конечно, свежими. Яблоки, груши, виноград, ломтики арбуза и дыни, персики, абрикосы, клубника, земляника, малина – одним словом, все, что угодно. Можно – с взбитыми сливками.

Порядок подачи всех перечисленных закусок во многом определяет график русского чаепития. Начинается все, конечно, с подачи закусок сытных и легких. После того, как гости перекусят (это значит – первый раз насытятся), следует сделать паузу – сытость располагает к неторопливой беседе, и такая пауза доставит гостям удовольствие и предоставит отдых. Длительность паузы – произвольная, по обстоятельствам. Опытный хозяин легко почувствует наступление психологического момента для подачи второй части закусок – сладких и свежих.

В идеале, к этому времени сытных закусок на столе быть уже не должно – если их не съели, то просто отставьте их в сторонку. А вот легкие закуски следует оставить (или даже дополнить) – они хорошо сочетаются с закусками сладкими. В принципе, именно этот набор закусок (легкие, сладки, свежие) и должен оставаться на столе до окончания чаепития. Ну а если кому из гостей снова захочется «тех классных пирожков с капустой» – просто подайте их.

Вот. Из всего вышесказанного может показаться, что цель русской чайной церемонии – обожраться. Это, конечно, совсем не так. Обжорство – это качество, присущее конкретному человеку, а не чаепитию. И если культура ваших гостей такова, что они просто объедаются – это плохие гости (хотя часто хозяевам такое поведение гостей льстит – но это уж кому что нравится). Хорошие гости и кушают с удовольствием, и с удовольствие беседуют, и даже если, уходя, жалуются на то, что теперь два дня есть не будут – в их словах звучит ирония, а не глубокое удовлетворение.

Русская чайная церемония. Резюме

Итак, мы разобрались со всеми атрибутами и мероприятиями, предшествующими русской чайной церемонии и сопровождающими ее - пришла пора подводить итог. Прежде сказав (уже в который раз на этом сайте) несколько слов об одной большой заковыке, присущей русской чайной церемонии.

Дело в том, что систематических исследований русской чайной традиции практически не существует - описания чаепитий встречаются в художественной литературе, у исследователей русского быта и знатоков русской кулинарии - но никто не исследовал только чаепитие. Существует, конечно, отличная статья О.Б.Струговой, дающая представление о том, как, с чем и в какое время пили чай в России Имеются рекомендации по сервировке чайного стола - и они достаточно универсальны, с поправкой на специфическую русскую утварь. И есть еще некоторые романтические русско-чайные вариации в лубочном стиле. Сформировать набор сколько-либо приемлемых правил русской чайной церемонии на этом материале невозможно. Воспроизвести быт середины-конца XIX века сейчас достаточно сложно, лубочный вариант вовсе нежизнеспособен, а правила сервировки слишком универсальны.

При этом расписать строгие правила русской чайной церемонии также не получится - эта строгость будет совершенно неправомерной и противоречащей самому духу русского чаепитие. Поэтому ниже мы предлагаем вашему вниманию свод базовых правил русской чайной церемонии - своего рода скелет, мясо на который вы сможете нарастить по собственному усмотрению. Сводом этим мы резюмируем все то, что написали ранее - поэтому некоторые тезисы будут кратко дублировать изложенные ранее замечания и размышления.

Итак.

  • 1. Русское чаепитие проводится в гостиной, на веранде, во флигеле или на открытом воздухе. Нежелательно проведение церемонии в столовой или на кухне.
  • 2. Русская чайная подразумевает, что заварен будет черный чай, лучше всего - индийский ассам или какой-либо цейлонский, но ароматный.
  • 3. Чай к церемонии подается крепко заваренным, в заварочном чайнике. Непосредственно в чашках чай разбавляется кипятком.
  • 4. Сахар и лимон подавать к чаю обязательно, каждый сам добавляет их в чай по вкусу. В идеале подаются два вида сахара: кусковой и песок.
  • 5. Чай пьется из чашек с блюдцами. Питие чая из блюдец допускается, но не рекомендуется.
  • 6. Если к чаю приглашены дети, то в идеале для них должен быть сервирован отдельный столик, с гораздо менее строгими правилами поведения - в отношении того же пития чая из блюдец, например.
  • 7. Русское чаепитие сопровождается обильными закусками. В принципе, из-за чайного стола каждый участник чаепития должен вставать сытым. Это, кстати, еще одна отличительная черта русской чайной церемонии. В идеале на столе должно стоять четыре вида закусок. Во-первых, закуски сытные (пироги с мясом и рыбой, с творогом, с яйцом, с капустой, баранки, блины с сытными начинками). Во-вторых, закуски легкие (красная рыба слабой соли, сыр, мясная нарезка, огуречная нарезка, масло, нарезанные хлеб и булка). В-третьих, закуски сладкие (любая сладкая выпечка, шоколад, варенье, мед, орехи, блины со сладкими начинками). И, наконец, в-четвертых, закуски свежие (фрукты и ягоды, свежие или консервированные).
  • 8. К столу могут быть поданы добавки к чаю, способные изменить его аромат и вкус по усмотрению каждого гостя. Такими добавками могут быть травы, свежие или сушеные ягоды и фрукты, спиртные напитки.
  • 9. Главное в русском чаепитие - это разговор. Поэтому просто не приглашайте к чаю таких гостей, которые в этот разговор не впишутся.

Ну вот, пожалуй, и все. Девять простых и достаточно формальных правил - хорошая основа для того, чтобы и приятно выпить чаю, и внести свою лепту в формирование современной русской чайной традиции.

Приятного чаепития!

15 декабря весь мир отмечает Международный день чая. В России чай давно стал традиционным и любимым напитком. "За самоваром" решались дела и вершились судьбы. "Чаемания" сегодня снова в тренде, самое время вспомнить о русских чайных традициях.

Шесть тысяч верблюдов чая в год

Чай к нам впервые завезли китайцы в 1462 г. Иван III отнёсся к нему с презрением. То же произошло, когда в 1638 г. посол Василий Старков привёз в Москву четыре пуда чайного листа в подарок царю Михаилу Фёдоровичу от Алтын-хана. А вот царское окружение, очевидно, втихаря оценило живительный напиток. Когда в 1665-м царь Алексей Михайлович маялся «болями в животе», ему подали чайку, он исцелился и приказал регулярно закупать чай в Китае.

При Екатерине II русские потребляли уже ежегодно гору чая - «шесть тысяч нагруженных верблюдов». Чай стал теснить традиционные напитки: медовуху, клюквенные и брусничные морсы, квас, спрос на него рос, его повезли в Россию морским путём до Одессы из Индии и с Цейлона, а затем - с 1880 г. по открывшейся Транссибирской железнодорожной магистрали. Москвичи уважали «Жемчужный отборный» и «Императорский лянсин», белый чай «Серебряные иголки», жёлтый «Юнфачо с цветами». В Петербурге более популярны были ароматные «цветочные чаи» с большим количеством «типсов».

Чаепитие как образ жизни

Русская чайная традиция подразделяется на дворянскую, купеческо-помещичью, мещанскую, общепитовскую и простонародную. Дворяне-аристократы копировали английский способ пития, мещане - чиновники, служащие, лавочники, разночинцы пытались подражать им, искажая и опрощая процедуру. Кстати, именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс. За чаепитием совершались сделки, мирились враги, договаривались о помолвках, приданом, решали судьбы и просто приятно общались - чай стал неотъемлемой частью русской жизни.

Антично-китайский самовар

Самовар тоже был когда-то иностранцем. Похожие приборы известны были иранцам, китайцам и японцам с древности («хо-го», «цибати»). Остатки медного самовара булгарского производства археологи нашли в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен, ныне Дубовка). Что-то подобное существовало в Древнем Риме: высокий сосуд с двумя ёмкостями (аутепса) - одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие в него закладывался раскалённый уголь, жидкость наливалась и выливалась при помощи черпака - крана у аутепса не было. В жару вместо угля сосуд наполнялся льдом, и жидкость охлаждалась.

На Русь первый самовар привёз из Голландии Пётр I. Наши мастера усовершенствовали его. Фабрика Василия Ломова, открывшаяся в Туле в 1812 г., стала столь знаменитой качеством создаваемых на ней самоваров, что была удостоена царской милости носить государственный российский герб. На нижегородских ярмарках по большой цене шли самовары мастеров Баташовых и Ломовых, Тейле, Ваныкиных, Воронцовых, Шемариных с фирменным клеймом. Мастера самоварного дела демонстрировали не только умение владеть металлом, но и высокий художественный вкус, богатую фантазию. Создавались самовары самой различной формы и дизайна, небольшие, среднего размера и гигантские - для трактиров и больших семей. Самовары были жаровыми (угольными, дровяными). В конце XIX-начале XX вв. появились новые типы: «Паричко», медные с трубой сбоку (самовар Черниковых), и керосиновые. При советской власти обрели популярность электрические - прообраз современного электрочайника. Но чай народ по-прежнему пил из чайников, а электрические блестящие красавчики стояли в сервантах, прикрытые нарядными салфетками.
Так самовар «обрусел» настолько, что поэт Вознесенский утверждал: русская душа «имеет форму самовара».

«Любо надуться чаю из блюдца!»

Чай наливали в широкое блюдце, чтобы он быстрее остыл, и прихлёбывали. Так делали извозчики, купчихи и прислуга советской интеллигенции в советских же фильмах. В высшем российском обществе это всегда считалось вульгарным. Простонародье и купечество сахар в чай не клало, а грызло его «вприкуску». Так вкуснее да меньше уходит: ведь тогда было принято пить по шесть-десять чашек подряд - экономия-с... По народной традиции XVIII-XIX вв. перевёрнутый вверх дном стакан или поставленная на блюдце чашка означали - всё, баста, больше не влезет! В высшем обществе, начиная чаепитие, размешивали сахар в чашке и клали ложку на блюдце. А чтобы показать хозяевам, что больше не желает чая, гость возвращал ложку в пустую чашку.

От «Солитера» до «Мадонны»

Чайный сервиз - предмет бытового культа хозяюшек всего мира.

В XVIII веке англичане украли у китайцев секрет производства фарфора и Европа стала делать свою посуду. Сначала фарфор был так дорог, что не всякий даже аристократ мог себе его позволить, но скоро подешевел и стал доступен. Производили чайную и другую посуду и у нас на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 г. в Петербурге указом Елизаветы Петровны. При Екатерине II завод стал изготавливать изысканные фамильные чайные сервизы, не уступавшие саксонскому фарфору. Получив в 1925 г. имя М. В. Ломоносова, завод по сей день остается флагманом российского фарфора. Марка «ЛФЗ» приобрела широкую известность, особенно после внедрения специалистами завода особенной технологии изготовления костяного фарфора: тонкостенного, почти воздушного, прозрачного, звонкого. Посуду для чая делали в Дулёве, Вербилках, Гжели и др. Широкая российская публика в купеческих, крестьянских домах и трактирах пила чай из фаянсовой посуды.
С начала создания и по сей день пользуются спросом чайные сервизы «Тет-а-тет» на двоих и «Солитер» для одного человека, но бывают и наборы на 50 или даже 100 персон.
В России чайные сервизы передаются из поколения в поколение. «Мадонну» из ГДР или чешскую «Розу», которые привозили из загранпоездок советские мидовские и внешторговские счастливцы, можно найти ещё во многих домах наших соотечественников.

Баба на чайник и не жалейте заварки

Наиболее русским способом заварки считается такой: вода нагревается в самоваре, чай заваривают в большом чайнике, который ставят на верхнюю часть самовара и накрывают особой грелкой (в виде бабы в пышных юбках). Но сегодня самовары заменили электрочайники. Чай просто заваривают покрепче в заварном чайнике («баба» и тут сгодится) или в поршневом (гениальное изобретение человечества, упразднившее разного рода ситечки), заварку разливают по чашкам, а затем добавляют горячую воду и, кто хочет, сахар. Для русского чаепития принято использовать чёрный цейлонский, индийский, китайский чай, сегодня отлично себя зарекомендовал кенийский.
Чайная закуска - мёд, варенье, пироги с разнообразной начинкой, пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляют крепкие настойки и бальзамы. Чаепития хорошо подкрепляют в пост: чашек семь с пирожками навернёшь - и сыт!

Питание
Для любых предложений по сайту: [email protected]