Промышленное наследие ссср: список самых крупных заводов. Промышленные гиганты ссср: почему фабрики и заводы оказались обречены

На годы советской истории нашей страны пришелся расцвет авиационной промышленности. На территории СССР были построены многочисленные заводы, на которых собирали самолеты. О том, где располагались авиационные заводы, какие самолеты на них строили и как сложились судьбы этих промышленных объектов, читайте в материале, подготовленном совместно с компанией «Аэрофлот».

История Государственного авиационного завода № 1 начинается еще со времен царской России, только тогда он носил другое название. В 1893 году в Москве Юлием Меллером было основано акционерное общество «Дукс», сначала оно занималось сборкой велосипедов. В первые годы 20-го столетия завод «Дукс» начал производить мотоциклы и автомобили, а затем там начали строить и самолеты. До национализации в 1918 году на «Дуксе» производилось 22 типа самолетов.

19 февраля 1919 года завод был переименован в Государственный авиационный завод № 1 (ГАЗ № 1). До Великой Отечественной войны завод серийно производил самолеты: Р-1, И-2, И-3, И-4, Р-5, И-5, И-7, И-15, ССС, Р-Z, ДИ-6, И-15 бис, И-153 «Чайка», МиГ-3.

В октябре 1941 года завод № 1 был эвакуирован из Москвы на площадку строящегося авиационного завода № 122 в окрестностях города Куйбышев (Самара). После начала ВОВ авиазавод приступил к выпуску самолетов Ил-2, но этот процесс шел очень медленно, завод отставал от необходимых темпов выпуска. В декабре 1941 года в адрес директора завода пришла телеграмма от Сталина с обвинениями в том, что завод подводит страну и Красную Армию, и с просьбой «не выводить правительство из терпения». Необходимый темп выпуска самолетов был все-таки достигнут. А 2 июля 1945 года ГАЗ № 1 был награжден орденом Красного Знамени за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов.

После войны на заводе, так и оставшемся в Куйбышеве, был освоен серийный выпуск первых советских реактивных самолетов МиГ-9. В 1949 году завод начал производство новейших истребителей МиГ-15, в 1952 году — МиГ-17. Завод также выпускал бомбардировщики Ил-28, а в 1954 году приступил к выпуску бомбардировщиков Ту-16.

2 января 1958 года советское правительство приняло постановление o размещении на Государственном авиационном заводе № 1 серийного производства ракеты Р-7. Таким образом завод был перепрофилирован с авиационной тематики на ракетно-космическую, что потребовало коренной перестройки производства. С 1 января 1960 года завод получил условное наименование «Предприятие п/я № 208», а с 16 декабря 1961 года — открытое наименование «Завод «Прогресс»».

17 февраля 1959 года с полигона № 5 Министерства обороны СССР (ныне космодром Байконур) была успешно запущена первая серийная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, изготовленная на заводе «Прогресс».

В последующие годы завод освоил серийное производство ракет Р-7, Р-7А, Р-9А, ракет-носителей Восток-М, Молния, Молния-М, Союз.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур на околоземную орбиту был выведен космический корабль с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Ракета-носитель Восток для его запуска была изготовлена на куйбышевском заводе «Прогресс».

В настоящее время предприятие производит ракеты-носители семейства «Союз», используемые для выведения на орбиту искусственных спутников Земли и автоматических межпланетных станций, а также для обеспечения экспедиций на Международную космическую станцию.

2 Воронежский авиационный завод

В апреле 1929 года на XVI партийной конференции, утвердившей первый пятилетний план развития СССР, было принято решение об организации авиационного завода в Воронеже. В 1930 году началось его строительство, а в 1932 году завод был введен в строй. В отраслевом реестре заводу первоначально был присвоен № 18. В 1933 году на воронежском заводе выпускался АНТ-25, а в 1934 году началось серийное производство бомбардировщика ТБ-3.

В 1937 году началось внедрение в серийное производство дальнего бомбардировщика ДБ-3 (Ил-4), спроектированного в ОКБ Ильюшина. Сборка бомбардировщиков продолжалась параллельно с выпуском штурмовиков Ил-2.

Во время Великой Отечественной войны авиационный завод № 18 выпускал фронтовые штурмовики Ил-2. В 1941 году завод был эвакуирован в Куйбышев. А после освобождения Воронежа весной 1943 года, возродившийся авиазавод был перенумерован в № 64. Уже вскоре на нем было выпущено два штурмовика нового поколения — Ил-8 и Ил-10. После испытаний обеих машин в НИИ ВВС в августе 1944 года предпочтение отдали Ил-10. Уже в октябре 1944 года новый Ил появился на фронте.

С 1947 года началось переоборудование завода под производство пассажирского самолета Ил-12. В 1949 году было начато производство первого реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28, а с 1954 — турбореактивного бомбардировщика Ту-16. В конце 50-х годов началось серийное производство турбовинтовых пассажирских самолетов Ан-10 и военно-транспортных Ан-12, разработанных в КБ Антонова.

В 1960 году воронежский авиазавод построил серию тяжелых перехватчиков Ту-128. После чего заводу было поручено освоить выпуск сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Первый полет Ту-144 совершил в декабре 1968 года. В 1976 году начался выпуск широкофюзеляжного самолета-аэробуса Ил-86. А в 1986 году завод начал производство дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-96−300.

В 1993 году завод прошел процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО). Предприятие функционирует и по сей день.

3 Авиационный завод № 18 (Куйбышев)

Осенью 1941 года воронежский авиазавод № 18 был эвакуирован на площади строящегося авиационного завода № 295 в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышева. Когда в Воронеже в 1943 году была восстановлена работа авиазавода, он получил № 64. А авиационный завод под Куйбышевом остался с номером 18. В годы войны завод выпускал самолеты-штурмовики Ил-2.

С 1949 по 1953 годы завод выпускал бомбардировщики Ту-4. В 1951—1958 годах завод построил 50 бомбардировщиков Ту-95 и Ту-95М, после чего перешел на выпуск модификации Ту-95К (ракетоносец). В середине 1960-х выпуск Ту-95К был прекращен.

С 1961 по 1965 годы на заводе производили дальнемагистральные пассажирские самолеты Ту-114, созданные на основе стратегического бомбардировщика Ту-95. С середины 1960-х завод начал выпускать гражданские самолеты Ту-154. Серийно — с 1968 года. Абсолютное большинство этих авиалайнеров, составлявших основу гражданской авиации СССР и России с 1970-х годов по начало 2000-х годов, было изготовлено именно на этом предприятии.

В 1968—1972 годах завод производил противолодочные самолеты Ту-142. В конце 1970-х на базе дальнего противолодочного самолета Ту-142М был создан новый стратегический бомбардировщик Ту-95МС, ставший основой дальней авиации Вооруженных Сил СССР. В 1981 году завод начал серийное производство этих самолетов.

В 1990-е годы объемы строительства самолетов на заводе резко сократились. В 2005 году бывший Куйбышевский авиазавод стал называться «Авиакор — Самарский авиационный завод». Основная сфера деятельности «Авиакора» — строительство, капитальный ремонт, модернизация, техническое обслуживание и поставка запчастей для самолетов Ту-154, Ту-95 и Ан-140.

4 Авиационный завод № 21 (Горький)

21 октября 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21. Авиационный завод начали строить на западной окраине города в мае 1930 года. Официально авиазавод № 21 начал работу 1 февраля 1932 года. Первым самолетом, выпуск которого был налажен на заводе, стал истребитель-биплан И-5. Он выпускался с августа 1932 года. В 1934 году началось производство скоростного истребителя И-16.

В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21, его начальником был назначен С. А. Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрен в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Эти самолеты производились в годы Великой Отечественной войны. Во время войны завод поставил на фронт 17 691 самолет, то есть каждый четвертый истребитель, изготовленный заводами СССР.

C 1947 по 1951 на заводе серийно производился истребитель Ла-11. А в 1948—1949 годах выпускался первый серийный реактивный истребитель Ла-15.

В 1949 году горьковский авиазавод начал сотрудничество с ОКБ-155 под руководством А. И. Микояна. С 1949 по 1952 год на заводе производился истребитель МиГ-15бис и его разведывательный вариант МиГ-15Рбис. С 1952 по 1954 год завод производил истребитель МиГ-17. С 1955 по 1957 год на заводе выпускался МиГ-19, первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. В 1959 году был начат серийный выпуск сверхзвукового истребителя МиГ-21. В 1969 году началось производство истребителя-перехватчика МиГ-25 — первого в истории авиации цельносварного самолета. С 1979 года — производство тяжелого дальнего перехватчика МиГ-31. С 1984 года — производство учебно-боевого МиГ-29УБ.

В 1994 году завод прошел процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»».

5 Казанский авиационный завод № 22

14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве. Осенью 1941 года «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 года Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».

Во время Великой Отечественной войны на заводе выпускали Пе-2. Для отправки самолетов на фронт на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.

В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4. В 1947 году началось его серийное производство. Завод стал головным предприятием по выпуску Ту-4.

В 1952 году выпуск самолета Ту-4 был прекращен и завод начал освоение реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16. Самолеты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство Ту-16 завершилось в 1963 году.

В 1957—1962 годах на заводе шло освоение самолета нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. В 1962 году самолет был принят на вооружение. В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М. В 1969 году начался его серийный выпуск. Самолеты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.

В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-62.

В 1978 году завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова. В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного и одного из самых мощных в мире боевых самолетов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Начиная с 1990-х годов, КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолетов в соответствии с требованиями заказчика. В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолета Ту-214.

6 Киевский авиационный завод

Государственный авиационный завод № 12 был создан 9 сентября 1920 года в Киеве. В первые годы основными направлениями деятельности завода было выполнение ремонта находившихся на вооружении самолетов зарубежного производства и выпуск запасных частей к ним. В 1923 году при заводе было создано конструкторское бюро, которое возглавил К. А. Калинин.

В 1925 году завод освоил производство первого самолета оригинальной конструкции, которым стал 4-х местный пассажирский самолет К-1. В 1934 году завод выпустил скоростной шестиместный пассажирский самолет ХАИ-1. После 1937 года заводом были выпущены самолеты ОКО-1, ОКО-2 и ОКО-6 конструкции В. К. Таирова.

После начала Великой Отечественной войны заводское оборудование было вывезено на восток. После освобождения Киева 6 ноября 1943 года завод был восстановлен и выполнял ремонт самолетов По-2 и сборку Як-3 и Як-9.

23 августа 1948 года киевский завод приступил к освоению серийного производства самолета Ан-2. Всего на заводе было изготовлено 3320 таких машин. В 1959—1978 годах на заводе был запущен в серийное производство пассажирский самолет Ан-24. В 1969—1985 годах завод выпускал самолет Ан-26. С 1979 года началось производство самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-32.

После распада Советского Союза завод стал украинским предприятием «АВИАНТ». А 30 октября 2008 года завод «АВИАНТ» вошел в состав украинского Государственного предприятия «Антонов».

Такое знакомое понятие, как "бренд", во времена СССР никто не использовал, но некоторые торговые марки, появившиеся в советское время, настолько полюбились, что живы до сих пор. В этом посте мы собрали для вас самые популярные "бренды" СССР.

Известные женские духи, которые производила московская фабрика «Новая заря». Духи «Красная Москва» имеют тёплый пряный аромат с оттенком фиалки и флёрдоранжа (цветка апельсина).
В 1958 г. получили приз на всемирной выставке в Брюсселе. До революции духи назывались «Любимый букет императрицы».

Многим этот аромат знаком с детства и рождает светлые ностальгические чувства. "Красная Москва" подходит сильным, чувственным и уверенным в себе женщинам.

RRR расшифровывается Rīgas Radio Rūpnīca, Рижский радиозавод. Это латвийский производитель радиоаппаратуры и акустических систем. Предприятие основано в 1927 году.

В послевоенный период Рижский радиозавод им. А. С. Попова (впоследствии - производственное объединение «Радиотехника») становится самым крупным производителем аудиотехники в Советском Союзе. Его продукция маркировалась логотипом RRR.

Магнитола Riga 110, а также 111 была довольно популярна в советском обществе.

Гауя - портативный транзисторный радиоприёмник, был выпущен крупной серией. Производство стартовало в январе 1961 г., окончание - 1964 г., выпущено около 300 тыс. штук.

Ригонда - марка стационарных ламповых радиол первого класса, которые выпускались в 1963-1977 годах на радиозаводе им. А. С. Попова.

Акустическая система Radiotehnika S-30B. В советское время были одними из самых ходовых колонок.

Марка, созданная в 1932 году на фабрике имени Урицкого в Ленинграде. Автором табачной смеси является технолог В. И. Иониди. Автором рисунка на пачке - художник А. Тараканов.

Папиросы были названы в честь Беломорско-Балтийского канала и являлись одними из самых массовых в СССР.

Эти папиросы выпускались ленинградским предприятием «Табактрест», а после - Бийской табачной фабрикой.

Рисунок на пачке папирос «Казбек», на котором изображен силуэт горца на коне на фоне бело-голубых гор и синего неба, был выполнен художником Аслангереем Хоховым.

На коробке от папирос "Казбек" Борис Пастернак в середине 30-х годов записал по памяти строки неопубликованного тогда стихотворения Анны Ахматовой "Привольем пахнет дикий мёд...".

Зенит - это товарный знак модельного ряда фотографической техники, выпускавшейся в 1952-2005 гг. Красногорским механическим заводом (КМЗ) в городе Красногорске Московской области и с 1973 года - Оптико-механическим заводом в г. Вилейка (Белоруссия) Белорусского оптико-механического объединения.

«Зенит» выпускал более 40 серийных моделей фотоаппаратов.

Наиболее массовая модель - «Зенит-Е» (1965-1982), суммарный объем выпуска которой на обоих заводах превысил 8 млн экз. Это был мировой рекорд для однообъективных зеркальных фотоаппаратов.

Лайма - латвийское предприятие, выпускающее шоколадные изделия.

Правда те, кто помнят вкус конфет и шоколада Лайма времен СССР, утверждают, что то, что продается в магазинах сейчас под этим брендом, - уже далеко не то. А вам как?

Алёнка - марка молочного шоколада, изготавливавшегося в СССР с 1965 года, а позднее производимого в России, в том числе на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» (с 1966 года). Отличительной особенностью шоколада "Алёнка" являлся его кремовый, «жирный» вкус.

Кстати, в 1960 году фотожурналист Александр Михайлович Геринас сфотографировал свою восьмимесячную дочь Лену в шёлковом платке. Фотография вышла очень удачной и он отправил ее в журналы. Этот образ и взяли за основу для создания дизайна шоколадной обёртки.

Мишка на севере - марка шоколадных конфет, которые выпускались Кондитерской фабрикой имени Н. К. Крупской с 1939 года.

Факт: в блокадном Ленинграде было произведено 3 тонны конфет этой марки. Традиционно под маркой «Мишка на Севере» производились только шоколадные конфеты, но позднее стали выпускать шоколадные плитики, батончики с разной начинкой.

Первая «Белочка» стала выпускаться в начале 40-х годов прошлого века на Кондитерской фабрике имени Н. К. Крупской. Во времена СССР объем производства этих востребованных конфет достигал тысяч тонн в год.

Главный атрибутом конфет этой марки является дроблённый фундук в начинке, а также изображение белочки с орешком в лапках.

Грильяж - это марка ореховых конфет, производившихся на нескольких кондитерских фабриках СССР.

С конфетами марки "Красная шапочка" мы все знакомы с самого детства. Эти вкусные вафельные конфеты мало кого оставляют равнодушными.

Рижский бальзам - марка, под которой в Латвии производился и производится сейчас тёмный крепкий бальзам (45% об.) с насыщенным и немного горьковато-сладким вкусом. Рижский бальзам выпускается в керамических бутылках, которые защищают содержимое от солнечных лучей и от резкого перепада температур.

В его вкусе различимы натуральные добавки такие, как липовый цвет, берёзовые почки, малина, брусника, корень имбиря.

"Киевский"

Торт «Киевский» был создан в 1956 году на Киевской фабрике имени Карла Маркса кондитером Надеждой Черногор. Количество тортов, которое Черногор украсила за всю свою деятельность на заводе, перевалило за миллион. Каждую партию она обязательно дегустировала сама. Случались в ее работе и спецзаказы – к примеру, пятикилограммовый торт на 70-летие Брежнева, который состоял из 70 кусков. "Киевский" в советское время, буквально, сметали с прилавков. Особенный вкус этого торта помнит каждый, кто хоть раз его попробовал.

"Птичье молоко"

В 1982 году торт «Птичье молоко» стал первым союзным тортом, который был запатентован его создателями. Автором рецепта торта «Птичье молоко» является Владимир Гуральник - талантливейший руководитель кондитерского цеха ресторана «Прага» на Арбате. Успех торт имел ошеломительный.

"Прага"

Автором рецепта торта «Прага» является опять-таки Владимир Гуральник, кстати, торты «Вацлавский», «Зденка» - это тоже его творчество. Настоящую "Прагу" вы и сейчас можете попробовать в одноименном ресторане в Москве.

А вот вам еще несколько популярных тортов времен СССР.

"Сказка"

"Ленинградский"

"Абрикотин"

Помните их вкус?

"Картошка"

Картошка - это название бисквитно-шоколадного пирожного округлой формы. Оно представляет собой однородную массу со вкусом какао. Эх, какое же вкусное оно было!

"Полоска песочная"

Нежные, рассыпчатые, ароматно-фруктовые и очень-очень вкусные были эти пирожные, которые родом прямиком из детства.

"Эклер" или "Пирожное заварное"

Тающее во рту, вдоволь начиненное масляным кремом с неповторимым вкусом и ароматом заварное пирожное.

В 1960 году художник «Красного Октября» Михаил Губонин создал сдержанную упаковку для какао темно-зеленого цвета с названием «Золотой ярлык». Покупатели еще с порога магазина замечали, есть ли на прилавках какао. Так пачка какао «Золотой ярлык» выглядит и сейчас.

Индийский чай в завозили в СССР оптом и расфасовывали в картонные упаковки по 50 и 100 гр. Желтые пачки отводились для напитка высшего сорта. А еще была такая примета в народе: настоящий индийский чай - только в тех пачках, на которых слон держит хобот поднятым вверх.

Плавленый сырок «Дружба» - это не просто сыр, - это понятие эпохи социализма! Хозяйки творили из него супы и салаты, рабочий класс намазывал на бутерброды, студенты закусывали им портвейн «777».

"Днепр"

Марка тяжёлого дорожного мотоцикла с боковой коляской, выпускавшегося Киевским мотоциклетным заводом. Всего с 1967 года было выпущено более трёх миллионов мотоциклов.

"Урал"

Под этой маркой на ИМЗ (Ирбитском мотоциклетном заводе) выпускались дорожные, спортивные мотоциклы и спецтехника. "Урал" - это простой и надёжный мотоцикл с настоящим русским характером.

Часы этой марки были чаще всего подарком из вознаграждением за какие-то трудовые достижения. «Победа» долгое время являлась самой производимой моделью часов в мире.Такие часы носили политики, военные, ударники производства и ветераны труда, а также деятели культуры и искусства.

Механизм «Победы» был довольно удачным и содержал 15 рубиновых камней, потому ручного завода в часах хватало на двое суток.

Много ли мы знаем о том, чем сегодня занимаются некогда популярные торговые марки «Электроника», «Первомайская Заря», «Зенит» и другие? Некоторые предприятия с территории бывшего Советского Союза переквалифицировались и расширились после распада, кардинально изменив концепцию.

Колбаса Докторская

Колбасу докторскую впервые начал производить Микоян, в честь него позже назвали Московский мясоперерабатывающий комбинат им. А. И. Микояна. Нарком Анастас Иванович Микоян даже летал в Америку, перенимал опыт быстроразвивающейся промышленности.
В 1933 году на мясокомбинате начали работать 9 цехов, а колбаса по ГОСТу стала желанным продуктом на кухне советского человека. Десятки марок разработал Микоян и его сотрудники, среди них: «Любительская», «Чайная», «Брауншвейгская» и другие.


С 1998 году «Микоян» входит в холдинг «Эксима», инвестировавший в комбинат более 200 млн $. Это положительно сказалось на развитии предприятия: его переоборудовали, улучшили условия труда.
С 2004 года комбинат оснащен инновационным мясоперерабатывающим оборудованием, стоимостью 2 млрд руб.
В 2005 году «Эксима» совместно с «Микояновским мясокомбинатом» построили предприятие мирового уровня в Орловской области, селекционно-генетический центр свиноводства признан одним из лучших.

Рижский радиозавод имени А. С. Попова, ПО «Радиотехника»



На фото популярная радиола I класса «Ригонда» 1969 года. Заветные буквы «RRR» означали, что техника производства Radiotehnika. Такое название, кстати, компания получила лишь в 1941 году. Основной деятельностью с 1927 года является радио / аудиопроизводство. Компания находится в Риге, Латвия.
В СССР также было свое производство


На фото, например, выпуск первой серийной продукции – радиорелейной станции Р-401 «Ручей» на Омском производственном объединении «Радиозавод им. А. С. Попова». Функционирует с 1954 года.

Под маркой «Электроника» в СССР производилось множество бытовой техники



Компания, подарившая советским гражданам стильные часы (которые по слухам завод выпускает и сегодня небольшими партиями)и другую технику, существует до сих пор. Офис находится в Минске. Бренд входит в НПО «Интеграл». Занимается производством компьютерной техники, программного обеспечения.

Электробритва «Харьков» отметит свою 62-ю годовщину со дня выпуска в этом году



Производство началось после того, как Хрущев заказал одному из инженеров сделать бритву, подобную той, которая была привезена из-за границы. Советские инженеры выдали готовый продукт, который понравился потребителю. Именно такую бритву на Новый год Ипполиту вручила главная героиня фильма «Ирония судьбы».


Харьковский завод «Электробритва» пошел на слияние с механическим заводом, когда наступили трудные времена. Основной продукцией на долгие годы производства стали насосы и вентиляторы.


Однако в 2004 году была запущена новая линия производства, ассортимент расширился, появились торговые марки «Новый Харьков» и «Breetex».

Фотоаппарат «Зенит»

Ассоциируется с высоким качеством техники и уютом, ламповыми снимками и светом даже у тех, кто родился уже после распада союза


Оказывается, «Зенит» создавался на Красногорском заводе им. С.А. Зверева, построенном в 1942 году. Он находится в Московской области, его продукция использовалась в авиационном, космическом и медицинском приборостроительстве. Сейчас он входит в холдинг «Швабе», занимающийся оптико-электронной промышленностью.
После распада «Зенит» стали делать на экспорт


«Парижская коммуна» более 90 лет обувает Россию



Название появилось в честь памяти о французской революции. Производство располагалось в бывшей ткацкой мануфактуре купца Михайлова. На фабрике старались придумывать стильные и удобные пары обуви для советских граждан, постоянно экспериментировали. «Парижская коммуна» одной из первых запустила массовой производство.
После распада СССР название компании менять не стали, а развал никак не омрачил планы компании. Производство расширилось, появились зарубежные заказчики.
Сегодня «Парижская коммуна» входит в ЗАО «Московский орден Трудового Красного Знамени». Это холдинг, включающий несколько предприятий. На фирму трудится около 2000 человек. Создают разнообразную обувь на любой вкус, в том числе есть детские линии «Топотам» и «Элегами».

Швейная фабрика «Большевичка»



Существует с 1929 года в Москве. На предприятии шили обмундирование для армии, преимущественно занимались производством мужской классической одежды в 50-60 годы.


Трудные времена фабрика пережила довольно просто и быстро, а в 2000-х появились новые бренды: премиум-класса «Нестор Меланье» и молодежной линии «Клуббер».

Швейная фабрика «Первомайская»



Всем нам знакомы бренды, которые притворяются иностранными, а на самом деле производятся в России. Так вот «Первомайская заря» стала одним из них. Сейчас расскажем подробнее.
Фабрика располагается в бывшей женской рукодельной школе, которую организовала императрица Мария Александровна.
Крупное швейное предприятие в Санкт-Петербурге появилось в 1926 году. Изначально выполняло заказы для фронта: белье и плащ-палатки. Позже, расширяясь и реконструируясь, закупая новые швейные машины, владельцы создали ОАО «Мэлон Фэшн Груп».


В 1993 создана первая российская марка одежды ZARINA. В 2009 компания запустила бренд LOVE REPUBLIC, а в 2010 бренд befree запустил мужскую линию одежды.

Ассортимент шоколада в СССР был поистине огромен. Из всего многообразия можно было выбрать продукцию на любой вкус и материальный достаток, без этого лакомства не обходился ни один праздник, причем не только детский. Во времена СССР шоколадными конфетами украшали елки на Новый год. Заветную плитку шоколада в советские времена клали в любой подарок. А все ли вы вам известно об этой сладкой продукции? К примеру, вы знаете, как называется производитель шоколада «Аленка» в СССР, и как вообще появилось шоколадное производство в России?

Нам сейчас кажется, что шоколад был всегда. Ну невозможно себе представить, что в этом мире когда-то не было шоколадных конфет. А между тем первая шоколадная плитка появилась только в 1899 году в Швейцарии. В России кондитерское производство до начала XIX века было, по большей части, кустарным. Активно осваивали русский кондитерский рынок и иностранцы. История появления шоколада в России началась в 1850 году, когда приехавший из немецкого Вюртенберга в Москву Фердинанд фон Эйнем открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколадной продукции, в том числе и конфет.

В 1867 году Эйнем и его компаньон Гейс построили на Софийской набережной здание новой фабрики. Как гласят сведения из истории шоколада в России, эта фабрика одной из первых была оснащена паровой машиной, что позволило фирме быстро стать одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в стране.

После революции 1917 года все кондитерские фабрики перешли в руки государства – в ноябре 1918 года вышел декрет Совнаркома о национализации кондитерской промышленности. Естественно, что смена хозяев повлекла за собой и смену названий. Фабрика Абрикосовых получила имя рабочего Петра Акимовича Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома Москвы. Фирма «Эйнем» стала называться «Красный Октябрь», а бывшая фабрика купцов Леновых была переименована в «Рот Фронт». Правда, идеи Маркса и Ленина, революционный настрой и новые названия никак не могли повлиять на технологию производства кондитерских изделий. Как при старой, так и при новой власти для производства сладостей нужен был сахар, а для изготовления шоколада – какао-бобы. И с этим были серьезные проблемы. «Сахарные» районы страны долгое время были под властью белых, а валюта и золото, за которые можно было купить заморское сырье, шли на закупку хлеба. Только к середине 20-х годов кондитерское производство было более-менее возрождено. Помог этому НЭП, предпринимательская жилка и рост благосостояния городских жителей позволили быстро увеличить выпуск карамели, конфет, печенья, пирожных. Свой отпечаток на кондитерскую отрасль наложила плановая экономика, пришедшая на смену НЭПу. С 1928 года производство сладостей было строго регламентировано, каждая фабрика была переведена на свой, отдельный вид продукции. В Москве, например, карамель производила фабрика имени Бабаева. Производителем шоколада в СССР была фабрика «Красный Октябрь», а печенья – «Большевик».

В годы войны многие кондитерские фабрики были эвакуированы из европейской части страны в тыл. Кондитеры продолжали работать, выпуская, помимо прочего, стратегически важную продукцию. В набор «неприкосновенного запаса» обязательно входила плитка шоколада, спасшая жизнь не одному летчику или моряку.

После войны по репарации из Германии в СССР поступило оборудование с немецких кондитерских предприятий, что позволило в короткие сроки наладить производство шоколадных изделий. Производство шоколада росло с каждым годом. К примеру, в 1946 году на фирме-производителе шоколада в СССР имени Бабаева было переработано 500 тонн какао-бобов, в 1950-м – 2000 тонн, а к концу 60-х годов – 9000 тонн ежегодно. Такому внушительному росту производства косвенно способствовала внешняя политика. Советский Союз долгие годы поддерживал различные режимы во многих странах мира, в том числе и африканских. Главным для этих режимов было поклясться в верности коммунистическим идеалам, и тогда помощь в виде оружия, техники, оборудования была обеспечена. Поддержка эта была практически безвозмездной, единственное, чем африканцы могли хоть как-то расплатиться с СССР, – это сырье и продукция сельского хозяйства. Поэтому-то кондитерские фабрики бесперебойно снабжались сырьем с далеких африканских просторов.

В те годы конкуренции между производителями шоколада в Советском Союзе, в традиционном ее понимании, не было. Кондитеры могли бороться за премии и звания, например «лучший в отрасли», за награды на выставках, за любовь, в конце концов, потребителей, но не за их кошельки. Проблемы со сбытом конфет и другой сладкой продукции могли быть у совсем уж нерадивых и «невкусных» производителей. Но и дефицита, по крайней мере в крупных городах, не было. Конечно, время от времени названия конфет в СССР, как «Белочка», «Мишка на Севере» или «Каракум» исчезали с прилавков, а «Птичье молоко» вообще редко на них появлялось, но обычно москвичи, киевляне или харьковчане могли купить, пусть не в каждом магазине, свои любимые лакомства. Исключение составляли предпраздничные дни. Каждое предновогоднее детское представление в театре или утренник заканчивались раздачей сладких наборов, из-за чего с полок магазинов в это время исчезали самые популярные сорта конфет. Перед 8 Марта с трудом можно было найти конфеты в коробках, которые вместе с букетиком цветов составляли «универсальный», не требующий от мужчин серьезных раздумий подарок к празднику.

Какой шоколад советских времени и конфеты были в СССР, как они назывались (с фото)

Главными производителями сладостей в СССР были фабрики «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевская» и «Большевик», которые располагались в столице Советского Союза – Москве. Именно они задавали тон остальным фабрикам, как в качестве, так и в дизайне сладкой продукции.

«Красный Октябрь» – это бывшая кондитерская фабрика «Эйнем» (называлась так по имени ее основателя – немца Фердинанда фон Эйнема). После Октябрьской революции 1917 года фабрику национализировали и переименовали. И она продолжила свою «сладкую» историю уже в новых, социалистических условиях, выпуская главным образом шоколад и конфеты. Какие конфеты в СССР пользовались особой популярностью? Конечно же, «Мишка косолапый» (появились в 1925 году), «Южная ночь» (1927), «Сливочная помадка» (1928), ирис «Кис-кис» (1928), «Стратосфера» (1936), «Суфле» (1936) и др.

В 1935 году свет увидел фильм А. Птушко «Новый Гулливер», который имел колоссальный успех у детей. После этого на прилавках советских магазинов появились конфеты «Гулливер» – вафли, покрытые настоящей шоколадной глазурью. Это были дорогие конфеты, поэтому, когда они стали популярны, появился их дешевый аналог – конфеты «Журавлик», где та же вафля была покрыта соевым шоколадом. Цена более доступная – 20 копеек за штуку.

Как назывался шоколад в СССР, выпускаемый этим производителем? Среди шоколадной продукции «Красного Октября» самой «старой» маркой был «Золотой ярлык» (1926). А вот шоколад «Гвардейский» появился в годы войны.

Здесь вы можете увидеть фото советского шоколада различных фабрик:





Шоколад «Кола» в СССР и другая шоколадная продукция

В двадцатые годы прошлого столетия «Красный Октябрь» выпускал исключительно шоколад, причем одна марка – «Кола» – предназначалась летчикам. А после войны был вновь возобновлен выпуск конфет.

Такие конфеты во времена СССР, как «Мишка на Севере», «Мишка косолапый», «Красный мак», «Тузик», «А ну-ка отними!», «Каракум», «Птичье молоко» и, конечно же, «Белочка», были dolce vita советского человека, квинтэссенция шоколадного счастья лакомки, квазиунофантазия кондитерского мастерства, сладкие символы эпохи… «Вкус нашего детства» – этими словами начинается едва ли не каждый второй теле– или газетный репортаж, рассказывающий ошоколадной продукции или работе кондитерских фабрик. Фраза эта от частого использования давно превратилась в затертый штамп.

Помимо «Аленки», в СССР были и другие наименования шоколада: «Дорожный» (1 рубль 10 копеек), «Веселые ребята» (25 копеек), «Слава» (пористый), «Жар-птица», «Театральный», «Цирк», «Люкс», «Сказки Пушкина» и др.

Посмотрите фото шоколада в СССР и другой шоколадной продукции советских времен:

Как называется фирма-производитель шоколада «Аленка» в СССР

Этот раздел статьи посвящен тому, как называется фирма шоколада «Аленка» в СССР, и какая ещё продукция выпускалась на этой фабрике.

Со второй половины 60-х самым узнаваемым изделием «Красного Октября» в СССР стал шоколад «Аленка» (1 рубль 10 копеек за большую плитку и 20 копеек за маленькую, 15-граммовую). А возник он при Брежневе, хотя идея родилась в бытность руководителем страны Н. Хрущева. На Пленуме ЦК КПСС в феврале 1964 года прозвучал призыв к советским кондитерам придумать детишкам дешевый шоколад. Эта идея претворялась в жизни на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» два года, пока, наконец, свет не увидел молочный шоколад «Аленка». На этикетке была изображена маленькая девочка в платочке. Этот портрет производители шоколада «Аленка» в СССР нашли на обложке журнала «Здоровье» за 1962 год: там была сфотографирована 8-месячная Леночка Геринас (фото сделал ее отец Александр). В 1964 году "Красный октябрь" решил, что для нового шоколада "Аленка" необходима оригинальная обертка с фирменным портретом. Поначалу фирма шоколада «Аленка» в СССР выпускала это лакомство с разными изображениями. Была идея использовать для оформления "Аленушку" Васнецова, но произведение художника "обошел" портрет Елены Геринас.

Среди других изделий этой фирмы-производителя шоколада в СССР кроме «Аленки» значились «Сказки Пушкина», «Флотский», «Слава» и многие другие.

Посмотрите на фото конфет времен СССР производства фабрики «Красный Октябрь»:

Это «Раковые шейки», «Красная Шапочка», «Кара-кум», «Трюфели», «Олень», «Суфле», «Третьяковская галерея», «Искушение», «Сказка», «Ну-ка, отними», «Снежок», «Мир», «Конек-горбунок», «Изюминка», «Вечерняя», «Черноморочка», «Коровка», ирис «Золотой ключик» и др.

Производитель шоколада в СССР – Бабаевская фабрика

Главным конкурентом «Красного Октября» считалась кондитерская фабрика имени П. Бабаева («Бабаевская»). До революции это было предприятие купцов Абрикосовых, но после национализации в 1918 году ее руководителем стал видный большевик Петр Бабаев. Правда, руководил он недолго – всего два года (он умер в 37 лет от туберкулеза), но его имя увековечили в новом названии фабрики.

До войны она специализировалась на выпуске монпансье, ириса и карамели. А сразу после войны стала выпускать и шоколадную продукцию, причем очень скоро именно шоколад стал главным брендом этой фабрики. Среди самых ходовых ее товаров в СССР были такие названия шоколада, как «Вдохновение» (элитный шоколад), «Бабаевский», «Особый», «Гвардейский», «Люкс».

Здесь вы можете увидеть фото шоколада советских времен производства Бабаевской фабрики:



Шоколадные и другие конфеты времен СССР (с фото)

Среди конфет значились такие, как «Белочка», «Мишка на Севере», «Челночок», «Золотая нива», «Апельсиновый аромат», «Пилот», «Весна», «Буревестник», «Морские», «Ромашка», «Трюфели» и др.;, в коробках – «Белочка», «Визит», «Вечерний аромат», «Сладкие грезы» и др.

«Рот Фронт» выпускал конфеты следующих марок: «Москва», «Кремлевские», «Рот Фронт» (батончики), «Красная Шапочка», «Грильяж в шоколаде», «Золотая нива», «Караван», «Осенний вальс», «Лимон» (карамель), «Арахис в шоколаде», «Изюм в шоколаде» и др.

Фабрика «Большевик» была популярна своим печеньем: овсяным и «Юбилейным».

В Ленинграде функционировала кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской, которую открыли в 1938 году. Ее товарным знаком (или брендом по-сегодняшнему) долгое время были конфеты «Мишка на Севере», появившиеся на прилавках советских магазинов еще до войны – в 1939 году. Эта фабрика выпускала как шоколад, так и конфеты, среди которых большой популярностью пользовались конфеты «Жар-птица» (пралине и крем).

Как и шоколад в СССР, конфеты делились на дешевые и дорогие. К первым относились разного рода карамели, ко вторым – шоколадная продукция. Подавляющая часть советской ребятни чаще всего баловалась «карамельками», а разного рода шоколадные «вкусняшки» проходили через ее руки чуть реже в виду своей относительной дороговизны. Естественно, что шоколадные сладости всегда ценились в детской среде гораздо выше карамельных. В те далекие годы (60-70-е) самыми популярными карамельками были «Гусиные лапки», «Раковые шейки» (обе – с кофейными начинками), кисленький «Снежок», молочная тянучка «Коровка». Правда, последняя была дороговата для постоянного употребления – 2 рубля 50 копеек за килограмм, поскольку изготавливалась из цельного сгущенного молока и сливочного масла.

Гораздо доступнее были карамель «Дюшес», все тот же «Барбарис», «Петушки» на палочке (5 копеек за штуку), а также ириски «Кис-кис» и «Золотой ключик», которые тоже стоили дешево – 5–7 копеек за 100 граммов. В отличие от карамели «Монпансье» в металлической коробке – те были в дефиците. Как и другая карамель – «Взлетная», которая в продажу почти не поступала и раздавалась пассажирам, совершающим авиаперелеты для того, чтобы снять у них приступы тошноты.



Среди дорогих конфет – «Кара-кум» и «Белочка» (шоколадные, с тертым орехом внутри), «Птичье молоко» (нежное суфле в шоколаде), «Грильяж», «Песни Кольцова», «К звездам». Последние могли продаваться как в развес, так и в коробках – 25 рублей за коробку.

Какие еще были конфеты: «Арктика», «Игрушки» (карамель), «Караван», «Клубника со сливками», «Красная Шапочка», «Ну-ка, отними», «Ночка», «Снежок» (карамель), «Терем-теремок», «Южный ликер» (карамель), «Зоологические», «Школьные», «Золотая нива», «Молочный батончик», «Ананасовые».

Как видно на фото, шоколадные конфеты в СССР «с белой начинкой», пожалуй, можно было бы выделить в отдельный класс:

Были более дорогие конфеты – «Пилот» (фантик такой интересный, бумажка в сине-белую полосочку, посредине – фольгированная), «Цитрон» (начинка бело-желтая, со вкусом лимона, фантик заворачивался только с одной стороны), «Ласточка». Вафельные дешевле – «Наша марка», «Косолапый мишка», «Тузик», «Спартак», «Ананасные», «Факел». «Факел», продавался наразвес, без фантиков. Держался до последнего. Когда в стране окончился шоколад, начали делать «Факел» из соевого шоколада.

В перестроечные годы кондитерская промышленность, как и вся экономика, испытывала проблемы. Но в целом кондитеры достаточно безболезненно пережили распад Союза и переход к от плана к рынку. Кто-то благодарит за это старые традиции, заложенные еще в советские времена, кто-то считает, что росту производства сладкой продукции способствовал иностранный капитал, пришедший на отечественный рынок. Наверное, правы и те и другие. Но самое главное, конфеты, печенье и шоколад – это всегда вкусно.

В начале 30-х годов правительство Советского Союза решилось на небывалый шаг – продать западным миллиардерам шедевры Эрмитажа. Полученные деньги были направлены на переоборудование старых и строительство новых предприятий, которые обеспечивали СССР всем: от оборонной промышленности до трикотажа. В течение долгих десятилетий быть пролетарием было почетно, а попасть на передовицу фабричной газеты – высшей формой похвалы. Но «перестройка» изменила привычную жизнь, а с окончанием Советского Союза промышленные гиганты так и не смогли модернизироваться. Чем жило советское производство, и почему фабрики и заводы оказались обречены, разбирались авторы программы «Достояние Республик» на телеканале «МИР» .

© ТАСС, Великжанин Виктор, Пахомова Людмила

ЧТО И КАК ПРОИЗВОДИЛИ В СССР

«Сегодня можно задаваться вопросом: было ли это ошибкой правительства – продать 34 первоклассных холста за рубеж. Но если в семье умирает ребенок и для того, чтобы его спасти нужна дорогостоящая операция, то родители продадут все – лишь бы его спасти. То же самое сделала советская власть – продала минимум, чтобы сохранить экономическое положение»,- рассказал главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков .

По всей стране загремели трубы новых советских фабрик – «Даешь индустриализацию!» – стало призывом эпохи. Отныне рабочий – герой своего времени, а промышленные гиганты – государства в государстве. Советское правительство стремилось обеспечить рабочих всем необходимым и создать полноценную жизнь – работу, жилье, досуг.

«Заводы были отдельной градообразующей системой. В честь них называли площади и улицы, на которых жили инженеры. Строили специальные кварталы для рабочих и открывали дома культуры. Я знаю художников, которые в советское время оформляли эти дома культуры. Они выезжали на нефтеперерабатывающие заводы за полярный круг или в Сибирь и удивлялись огромным территориям, где надо было по часу ехать от одного клуба к другому», – заметила директор Московского музея дизайна Александра Санькова .

Начали создавать профсоюзы предприятий, через которые можно было встать в очередь на машину и даже получить квартиру. А рабочие могли исполнить свои самые необыкновенные «культурные» мечты, например, попробовать себя в балете, который преподавали ведущие солисты и хореографы Большого театра.

Промышленное сердце билось нa территории завода «Серп и Молот». Именно здесь впервые в стране установили мартеновские печи.

«Первые мартены были установлены здесь. Вот недавно прошла реконструкция скульптуры «Рабочий и колхозница», но реконструировали только внутренности, а облицовка осталось той же. А ведь ее построили в 30-е годы из первой нержавеющей ленты, которую прокатывали у нас на заводе. И делалось это даже не специально, лента прокатывалась для авиации», – сообщила директор Музея Московского металлургического завода «Серп и Молот» Раиса Нагих .

Предприятия порой открывали в самых неожиданных местах. Например, на территории завода «Динамо» ранее была церковь с захоронениями героев Куликовской битвы.

«Динамо был самым грязным и наименее популярным жилым районом Москвы в начале 20-го века. Сам завод был долго на вторых ролях. После национализации узнали, что на территории была закрытая церковь, в которой хранились останки знаменитых героев Куликовской битвы – Пересвета и Ослабля. И вот прямо в церкви и устроили компрессорную. Там производили электродвигатели, кабели и провода», – сказал историк Павел Гнилорыбов .

Большое внимание уделяли производству трикотажных изделий. И были они не настолько однообразными и безвкусными, как часто сейчас говорят о моде советского периода.

«Когда выходило новое оборудование в мире, то Союз покупал его, устанавливал на фабрике, где его испытывали и внедряли в производство. Мы почти всегда были первыми. Товары из трикотажного объединения «Ануш» поставлял в элитные магазины «Березка», экспортирующие в Восточную Европу», – сказала директор трикотажного объединения «Ануш» Рима Бекирска .

Самые модные ткани делали на одном из старейших московских предприятий – «Трехгорной мануфактуре».

«Это предприятие, которое можно похвалить за тесную связь с потребителем. Пока некоторые годами выпускали нелюбимые модели пальто, женской и мужской обуви, у «Трехгорки» был каталог, а через систему абонентских ящиков можно было написать свои просьбы и пожелания, которые нередко воплощали в жизнь. На фабрике получали западные журналы и следили за тем, какой цвет в мире моды актуален в будущем сезоне», – заметил Павел Гнилорыбов.


© ТАСС, Тур Михаил

МЕНЬШЕ РАБОТАТЬ - БОЛЬШЕ ОТДЫХАТЬ, И ДРУГИЕ ЛЬГОТЫ РАБОЧИХ

«Трехгорная мануфактура еще до революции была предприятием, где заботились о рабочих. Пока другие требовали восьмичасовой рабочий день и пенсии, на «Трехгорке» многое из этого уже было», – сказал Павел Гнилорыбов .

Советское правительство шло на всевозможные уступки по отношению к рабочим, чтобы создать наиболее комфортные рабочие условия. Сразу после революции рабочие потребовали социальные льготы и получили их.

«Рабочие предъявляли администрации требования, среди которых были: создание душевых и умывальников, ящиков для рабочей одежды, помещений для приема пищи, детских площадок и пионерских баз. Предприятия были одной большой семьей и вместе организовывали досуг. Были вокальные ансамбли, а с 61–го года уникальный аквариумный клуб «Нептун»», – сказала Раиса Нагих .

«Мы арендовали автобус и на два дня ездили в разные уголки Армении. Иногда просто ездили на шашлыки. У меня были лаборанты, которые получали по 70 рублей, но отдыхали на море, потому что путевки были профсоюзные», – делится воспоминаниями Рима Бекирска .

Быстро формировались рабочие династии, которые повышали качество производства.

«Если ты сын железнодорожника, то хочешь-не хочешь ты будешь железнодорожником. Отец пробьёт поступление, повышение по службе и ты переймешь все секреты того или иного предприятия. Такая система помогала держать качество на уровне», – сказал Гнилорыбов .

ДАЕШЬ ЧАСЫ КАЖДОМУ: НЕ РОСКОШЬ, А ПРЕДМЕТ НЕОБХОДИМОСТИ

«В конце 30-х годов на советских заводах были введены очень строгие нормы в отношении опозданий. За 20 минут можно было отправиться в места не столь отдаленные, поэтому люди требовали будильники, но промышленность не могла обеспечить ими всех. Выходили из положения разными способами – коммунальная квартира будила всех или обладатель наручных часов приходил и будил всех», – заметил историк Гнилорыбов .

Так наручные часы из предмета роскоши превратились в предмет первой необходимости. Тогда и открыли главные часовые заводы страны – Первый, где выпускали часы марки «Полет» и Второй – там производили марку «Слава». Кстати, именно часы «Полет» были у Гагарина во время его первого полета в космос. За ними всегда охотились иностранцы. В целом, товары советских часовых заводов ценились на Западе, поэтому они приносили большие валютные доходы.

«Были очень «хипстерские» модели. Например, «Ракета» или «Ракета Коперник», которыми сейчас интересуются многие модники. Их можно купить за 10-12 тысяч рублей с отечественным механизмом», – сказал Гнилорыбов .

ЭНТУЗИАЗМА МЕНЬШЕ, АПАТИИ БОЛЬШЕ: КТО ЗАГУБИЛ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГИГАНТОВ

На благо Московской Олимпиады 1980-го года работала почти вся страна. Сотни фабрик собирали автомобили, шили костюмы, сувениры. Рижский электрический завод «ВЭВ» поставил средства связи: телефоны, рации, судейскую аппаратуру. А вот после многие предприятия были сфокусированы, в основном, на оборонной промышленности. Tовары народного потребления выпускали по остаточному принципу, качество и дизайн начали подводить. Кроме того, не хватало внедрения новых моделей: чаще всего перелицовывали старые.

Все эти проблемы в начале 80-х нашли отражение в кинематографе. «Дублер начинает действовать» - типичная драма брежневской эпохи, где показали техническую отсталость, неэффективность плановой экономики и самодурство руководителей.

«Для 82-го года это была необычная тема о том, как молодым вдруг позволили встать на руководящие места и что-то попробовать. Это, видимо, в преддверии перестройки, когда искали новые подходы, чтобы увеличить производство», – сказал актер Алексей Вдовин.

Ближе к перестройке люди на заводах и фабриках уже не столько работали, сколько отрабатывали. Энтузиазма становилось все меньше, а апатии больше. Люди перестали ценить стабильность, а воспринимали ее как должное.

«Люди знали, что они придут на работу, их дети бесплатно пойдут в школу и получат бесплатное лечение. Была уверенность, которой сейчас нет. Я никогда не думала, что мы не приспособимся, потому что до последнего мы пытались держать руку на пульсе. Но с перестройкой резко сократился спрос, а когда распался Советский Союз, то распались и все связи», – сказала Раиса Бекирска.

Перестройка изменила жизнь советских предприятий до неузнаваемости. Их перевели на хозрасчет и самоокупаемость. Социальные программы свернули, поскольку на них уже не хватало денег. На рынок хлынуло множество ширпотреба, многих потопила конкуренция. Кто-то смог перестроиться, но в запустении остались огромные территории завода ВЭВ, а на месте литейных цехов «Серпа и Молота» появился жилой квартал.

Смотрите передачу «Достояние республик» на телеканале «МИР» по субботам в 10:15.

Заболевания и их лечение
Для любых предложений по сайту: [email protected]