Пословицы и поговорки о хлебе. Стихи, пословицы, загадки, приметы о хлебе

Бог на стене - хлеб на столе.

Рыба - вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова.

Хлеб греет, а не шуба.

Худ обед, коли хлеба нет.

И пес перед хлебом смиряется.

Любую беду можно с хлебом съесть.

Не дорог виноград терпкий, дорог хлеб деревенский: немного укусишь, а полон рот нажуешь.

Без хлеба - смерть, без соли смех.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеба ни куска, так и в тарелке тоска, а хлеба край, так и в шалаше рай.

Хлеб да вода - блаженная еда.

Хлеб на столе, так и стол - престол, а хлеба ни куска, так и стол - доска.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеничка - с разбором.

Без соли и хлеба - половина обеда.

Без хлеба куска везде тоска.

Горькая работа, зато сладок хлеб.

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

Лиха беда - хлеб нажить, а с хлебом можно жить.

Пот на спине - так и хлеб на столе.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

Хлеб наш насущный; хоть черный да вкусный.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

Практически у всех народов мира существовал культ хлеба. Это касается и славян. Почитание ими хлеба археологами фиксируется уже с V века. На Руси этот культ отразился во многих пословицах, поговорках, обрядах и других жанрах фольклора.

Уважение к хлебу и сегодня имеет значение. Это не что иное, как уважение к труду. Воспитать его в ребёнке – значит вырастить культурного человека.

Загадки о хлебе с этой странички могут стать элементом такой беседы. Они касаются не только самого хлеба, но и процесса его изготовления. Здесь представлены как старинные, так и современные авторские загадки.

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
***

Тарелка супа меж локтями,
А он в руках у всех ломтями.
Без него, как видно,
Не вкусно и не сытно!
***

Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском.
***

Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый..(хлеб).
***

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

***

Мы ржаные кирпичи
В жаркой испекли печи.
На машину загрузили-
Покупайте в магазине!
***

Весной в земле,
А весь год на столе.

***

Вы припомните скорей,
Кто источник сухарей?
***

Было так:
В какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых,
А чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей!
***

Чёрная гора,
А всем мила.
***

В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
***


Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом.
Пахнет знойным полем.
***

В поле родился,
К обеду пригодился.
***

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
***

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
***

На одном большом заводе,
Он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи
Выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед,
Ведь к обеду нужен...(хлеб).
***

Мешено,
Квашено,
Валяно,
На стол поставлено.
***

Без кореньев растёт,
Без костей встаёт.
***

Что краше солнца?
***

Временем рассеваю,
Временем собираю,
Сам сыт бываю,
И людей кормлю.
***

Белая белянка в поле гуляла;
Домой пришла, по рукам пошла.
***


И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей.
***

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило.

Сегодня хлеб - это привычная для нас пища. А вот в древности к нему относились совсем по-другому. Выпекание хлеба было достаточно трудоемким процессом.

Люди вручную сеяли зерно, а затем с помощью серпа собирали урожай, приступая к работе на рассвете. Срезанные колоски связывали в снопы и оставляли сушиться. Потом молотили цепом, а вскоре - на водяных мельницах и ветряках.

Для ежедневного употребления пекли хлеб из муки грубого помола, а вот белый хлеб ели только по большим праздникам. Выпекание хлеба считалось большим ритуальным действом. Перед этим хозяйка должна была убрать в доме, надеть все чистое и наготовитьполотенца: на одно клали хлеб, другим - накрывали, чтобы он «дошел».

Издавна хлеб приравнивали к солнцу, поэтому придавали ему круглую форму. Отсюда и различные названия: колобок, калач, калита. Разрезать хлеб разрешалось только нитью, чтобы ни одна крошка не упала на пол.

Хотя и редко в каком доме сегодня выпекают хлеб, отношение к нему почти не изменилось. До сих пор с ним встречают гостей, идут в гости, благословляют молодоженов, провожают в путь...

При таком отношении к хлебу как к высшей святыне неудивительно, что о нем народ сложил много пословиц и поговорок.

Без хлеба куска везде тоска.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Голодной куме хлеб на уме.
И хлеб по своей стороне скучает.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Кто хлебом кормит, тому и песенку пой.

И худой живет да хлеб жует.
Без соли, без хлеба худая беседа.
И собака на того не лает, чей хлеб ест.
Как хлеб да квас, так все у нас, а скатерть со стола, так и дружба сплыла.
Калач хлебу не замена.
Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

Каша - мать наша, а хлеб - кормилец.
Пока есть хлеб да вода - все не беда.
Покуда на гумне цеп, потуда и на столе хлеб.
Пот на спине - так и хлеб на столе.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Без соли, без хлеба - половина обеда.

Как хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.
Кто ворует, тот горюет, а мы живем - хлеб-соль жуем.
Кто зевает, тот воду хлебает.
Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Без хлеба и у воды худо жить.

Море - наше поле: дает и рыбу, дает и хлеб.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Завистливому и свой хлеб не сладок.
У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
Надо хлеба и на после обеда.
На соль пьется, на хлеб спится.

Деньгам счет, а хлебу мера.
Захочешь есть - о хлебе заговоришь.
И пес перед хлебом смиряется.
Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.
Не хлебом единым сыт человек.
Пролениться - и хлеба лишиться.

Потом добытый хлеб и черствый сладок.
На хлеб да на детей недолго посердишься.
Одинокому где хлеб, там и угол.
От хлеба-соли не отказываются.
Плох обед, коли хлеба нет.
Не в пору обед, как хлеба дома нет.

Поезжай на день, а бери хлеба на неделю.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Не шуба греет, а хлеб.
Не всякий хлеба пашет, да всякий его ест.

Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
У богатого груз на корабле, у бедного хлеб на уме.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.
Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
Слово к ответу, а хлеб - к обеду.

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе — это богатство в доме.

История.

Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,
хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний.
Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов - хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов - разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие - произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный — согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.

Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.
В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Хлеб, как предмет культа.

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

Приметы:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность.

При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

Если солнышко закатилось - “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Стихи про хлеб.

Хлеба пекутся.

Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Пшеница

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы -люди!
Научитесь хлеб беречь».

Пахнет хлебом

На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.

По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо…..

А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом….
Пахнет домом хлеб ржаной,
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!

(Перевод И. Токмаковой)

Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено
И что не доспано в страду.

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
Вот какой я! — он хвалился — с ветром справился, с водой!
До того он загордился, вырос кверху бородой.

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: — Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

О хлебе

Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем — спросил он, голосом усталым -
-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» — только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.

Пословицы и поговорки о хлебе.

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.
-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.
-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру - ходить за хлебом по миру
-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.
-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
-Всяк на себя хлеб добывает.
-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.
-Хлеб - батюшка, вода - матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Хлеб да вода - мужицкая еда.
-Хлебушко - калач дедушка.
-Хлеба нет - корочка в честь.
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
-Человек хлебом живет, а не промыслом.
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
-Без хлеба, без соли худая беседа.
-Палата бела, а без хлеба в ней беда.
-Плевать на обед коли хлеба нет.
-Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
-Хлеб да соль, и обед пошел.
-Без хлеба, без соли никто не обедает.
-Не в пору и обед, коли хлеба нет.
-Хлеб черствый - обед честный.
-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, —
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Вот он -
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол -
Он пожаловал - пришёл. В нем -
Здоровье, наша сила,
В нем -
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)

Считалки о хлебе.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок — это пирожок.
Шки-шки-шки — мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки — мы любим пирожки.
Жок-жок-жок — кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач — вот калач.
Чи-чи-чи — пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи — мы любим калачи.
Чи-чи-чи — на праздник будут калачи.

Интересные факты:

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.

Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.

Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).

Национальные сорта хлебобулочных изделий

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

На Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.

На территории России издавна большим спросом пользуются калачи — уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки.
В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных — в основном пшеничный.

Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др.

Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.

Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки.

В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча.
По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани.

У азербайджанцев популярен чурек.

Рецепты.

Рецепт белого пшеничного хлеба:

Теплая вода 285 мл
молоко 115мл
Подсолн.масло 2 ст.л.
Соль 2 ч.л.
сахар 1,5 ст.л
Пшен.мука 640гр.
Сухие дрожжи 4 ч.л.

Рецепт ржаного хлеба:

мука ржаная — 10 кг
сыворотка — 4,5-5 л
соль — 150 г
дрожжи прессованные — 50-100 г

Рецепт ржано-пшеничного хлеба с тмином:

Вода — 3 стакан
Дрожжи — 2 ст. л.
Сахар — 1 ст. л.
Ржаная мука — 3 стакан
Пшеничная мука — 3 стакана
Семена тмина — 3 ст. л.
Растительное масло — 1 ст. л.
Соль — 1 ст. л.

// Октябрь 13, 2009 // Просмотров: 345 628

Благодаря достижениям прогресса сегодня в каждом доме есть вещи, о которых наши предки даже мечтать не могли. Что касается продуктов, то их более чем достаточно, так что некоторые люди даже выбрасывают лишнее. К сожалению, часто среди выброшенной еды оказывается хлеб. Поступающие так попросту забывают, что когда-то этот продукт был одним из самых важных и почитаемых. Наличие хлеба в доме являлось признаком достатка не только у славян, но и у всех народов, а человек, выбросивший его, был призираем. Так, у известного сказочника Ганса Христиана Андерсена есть история о девочке, наступившей ногой на хлеб. В ней описывается несчастья и муки, которые постигли глупышку за такой недопустимый поступок.

Для славян же хлеб был не просто едой, но и имел символическое значение. Большинство народных обрядов были связаны с этим продуктом питания. Сохранились многочисленные считалки, скороговорки, загадки о хлебе, которые использовались как в этих обрядах, так и просто в обычной жизни.

Значение хлеба в жизни предков

Славяне всегда ели очень много хлеба, чрезвычайно удивляя этим иностранцев, которые предпочитали кушать его только в определенных случаях. Это было связано с тем, что славяне издревле были хлеборобами и нуждались в сытной еде, чтобы быть в состоянии выполнять тяжелую работу на земле.

Эти и подобные поговорки посвящали хлебушку простые люди, которые хотя и ели его постоянно, но для них каждая трапеза с этим продуктом приравнивалась к празднику.

Примечательно, что у предков под словом хлеб подразумевалось сразу несколько понятий. Во-первых, сам продукт питания; во-вторых, рожь и пшеница из которых его делают; а в-третьих, под словом хлеб иногда подразумевали средства к существованию, недаром нищие просили подать «на хлеб».

Как и в человеческом обществе, так и среди сортов хлеба было четкое разграничение. Бедные люди чаще всего ели хлеб ржаной, так как он был более дешевым и сытным. «Гречневая кашка - наша матушка, а хлебушек ржаной - нам отец родной» - говорилось в одной из старинных поговорок. Хотя среди ржаного хлеба были и дорогие сорта, которые покупали только зажиточные люди, к примеру, «Боярский» хлеб.

Фраза «ситный друг» изначально касалась хлеба. Дело в том, что при наличии многочисленных (их было около 5) видов муки они все разделялись на 2 огромные группы: ситная мука (просеянная с помощью сита) и решетная (просеивалась с помощью решета, считалась более грубой). При изготовлении хлеба из этих двух типов муки использовались разные ингредиенты. Так, ситный хлеб делался на основе простокваши (иногда сыворотки), а решетный - на основе кваса или обычной воды.

Из более дорогой пшеничной муки пеклись пироги на праздники. Часто есть пшеничную выпечку могли только состоятельные люди. «Хлебушко — калачу дедушка», гласила народная пословица, напоминая о связи между этими продуктами.

Кроме всего прочего, хлеб был неотъемлемым компонентом любого народного обряда: будь то встреча гостей, сватанье, свадьба или крестины. Многие стихи, пословицы, загадки о хлебе были элементами того или иного народного обряда. Кстати, круглая форма хлеба имела магическое значение - она символизировала землю, щедро дарующую пропитание всем труженикам.

Поговорки и пословицы о хлебе и труде

Сегодня большинство покупает хлеб в магазинах или печет его из купленной муки. А в старину каждая семья своими силами выращивала пшеницу и рожь, убирала ее, молола на муку на мельнице и пекла хлеб. Каждый ребенок знал, как не просто он достается. Этому были посвящены многие пословицы и присказки.

Пот на спине — будет хлеб на столе.

Коли на печи заседать — хлеба на столе не видать.

Кто пахать не ленился, у того и хлеб уродился.

Поговорки и и страх голода

Больше всего крестьяне боялись зимой умереть от голода. Если посреди зимы начинала заканчиваться мука, при выпечке хлеба в нее домешивали различные продукты: картошку, семена трав и все, что находилось в хозяйстве. Это помогало избежать голода и благополучно дожить до нового весны. «Не беда, что в хлебе лебеда, то беды, когда нет ни хлеба, ни лебеды». О страхе лишиться хлебушка и умереть с голоду было придумано немало поговорок.

Кроме всего прочего, люди боялись, что голод может толкнуть любого на преступление, говоря: «Голодный и патриарх хлеба украдет».

Загадки о хлебе

Существовало немало загадок, посвященных хлебу. Как правило, их загадывали малым детям, что развлечь их и научить ценить его. Хотя иногда поговорки и загадки о хлебе были частью важного обряда или веселой игры.


Сегодня не каждый ребенок догадается, что это о хлебе. А в старину, наблюдая как мать, бабушка или старшая сестра печет хлеб, каждый знал, как он готовится, и с легкостью отгадал бы и следующую загадку:

Однако смысл загадок менялся со временем, подстраиваясь под быт.

Современные загадки о хлебе для детей

С развитием сельского хозяйства в двадцатом веке процесс сеяния, выращивания, уборки и изготовления хлеба стал проще. Кроме того, теперь каждой хозяйке нет необходимости самой печь, ведь все можно купить. В связи с этим современные загадки о хлебе несколько отличаются от старых.

В них описываются современные явления, такие как магазины, кирпичная форма, комбайны и прочее.

Загадки о других хлебобулочных изделиях

Однако питались предки. Из муки, как ржаной, так и пшеничной, выпекалось множество других вкусностей. Пироги с разнообразными начинками, румяные пирожки, бублики с маком, - и это далеко не полный перечень всего, что готовили, если муки было достаточно. Вся эта выпечка была праздничной, так как постоянно ее позволить себя могли не многие. О ней тоже было придумано немало загадок и поговорок. Чаще всего родители задавали их детям, что бы те угадали, что они купили им на ярмарке.

О пирогах:
Подготовим место,
Раскатаем тонко тесто.
Вот повидло, мак, творог.
Получается... (пирог).

О бубликах:
Любит баба, любит дед,
Ест на ужин, на обед!
Дырка светится внутри,
Как кольцо, бери смотри!

Стихи, посвященные хлебу

Существует не только пословицы, загадки, поговорки о хлебе, но и стихи. Большинство из них имеют своих авторов. К примеру, известный поэт Сергей Есенин посвятил хлебу замечательное стихотворение.


Практически каждый русский поэт в своем творчестве имеет произведения о хлебе, это был и Дмирий Кедрин («Хлеб и железо»), и Марина Цветаева («Пуст хлеба вкус»), и другие. А великий Александр Пушкин в одном из своих дневников расказывал, как во время поедки по Кавказу невероятно скучал по обычному русскому хлебу, поскольку лепешки горцев ему пришлись не по вкусу.

Посвящали хлебу стихи и менее известные современные поэты.

Считалки о хлебе

В старину дети, играя в разные игры, придумывали и задавали о хлебе, а также разнообразные считалки и скороговорки.

Известная считалочка-стишок есть не только в русском, но и в украинском языке.

Также популярной была другая считалочка на аналогичную тему.

Кстати, в старинной игре «Каравай» тоже есть считалочка, правда, она касается каравая, но это ведь тоже один из видов хлеба.

Кроме всего прочего, существовали в давние времена и стишки, предназначенные для коррекции речи, о хлебе, их называли чистоговорками.

Сегодня хлеб уже не играет столь важную роль, как у предков, которые относились к нему как к святыне. Однако он, как и прежде, остается важным продуктом питания. Кроме того, современные писатели продолжают сочинять стихи, пословицы и загадки о хлебе.

Очищение организма
Для любых предложений по сайту: [email protected]