Методы отделения голов и хвостов самогона. До какой температуры отбирать головы. ​дробная перегонка и отбор головных фракций

Изобретение относится к спиртовой промышленности. Способ предусматривает подачу в верхнюю часть разгонной колонны головной фракции этилового спирта, в ее нижнюю часть - греющего пара, ввод воды ниже подачи на разгонку головной фракции этилового спирта, отбор концентрата головной фракции в виде дистиллята метилового спирта в смеси с эфирами и альдегидами. Осуществляют дополнительный отбор концентрата головной фракции из зоны, расположенной непосредственно над зоной ввода воды. Из нижней части колонны отбирают водно-спиртовую жидкость в виде кубового продукта. Ввод воды осуществляют в нижнюю зону разгонки, а дополнительный отбор концентрата головной фракции ведут из жидкой фазы. Изобретение позволит повысить эффективность очистки от примесей головной фракции этилового спирта. 1 ил.

Изобретение относится к спиртовой промышленности, точнее к способам переработки фракции головной этилового спирта. Известен способ переработки головной фракции этилового спирта, согласно которому головную фракцию этилового спирта в присутствии воды разгоняют на концентрат головной фракции, который отбирают в виде дистиллята, и на водно-спиртовую жидкость, которую отбирают в виде кубового продукта и направляют на дальнейшую переработку с целью получения ректификованного спирта. При этом воду предварительно смешивают с флегмой и подают в верхнюю зону разгонки (SU 309042 Установка для выделения этилового спирта из эфироальдегидной фракции, Б.И., 1971, 22). Известен также способ переработки фракции головной этилового спирта, которую в присутствии воды разгоняют на концентрат фракции головной, отбираемый в виде дистиллята, и на водно-спиртовую жидкость, которую отбирают в виде кубового продукта и направляют на дальнейшую обработку с целью получения ректификованного спирта. При этом воду вводят непосредственно в верхнюю зону разгонки (SU 457724 Установка непрерывного действия для получения ректификованного спирта из эфироальдегидной фракции. Б.И., 1975, 3). Описанный способ не дает возможности вывести значительную часть метанола, присутствующего в исходной фракции головной этилового спирта, т.к. по высоте колонны устанавливается концентрация этилового спирта около 10 об.%, при которой коэффициент ректификации метанола значительно меньше единицы, и метанол практически полностью переходит в кубовый продукт. Наиболее близким к заявленному является способ разгонки головной фракции этилового спирта, который предусматривает подачу в верхнюю часть разгонной колонны головной фракции этилового спирта, в ее нижнюю часть подают греющий пар. Вводят воду ниже подачи на разгонку головной фракции этилового спирта. Производят отбор концентрата головной фракции в виде дистиллята метилового спирта в смеси с эфирами и альдегидами. Производят дополнительный отбор концентрата головной фракции из зоны, расположенной непосредственно над зоной ввода воды. Из нижней части колонны отбирают водно-спиртовую жидкость в виде кубового продукта (см. RU 2122458 С1, 27.11.1998). Недостатком данного способа является то, что способ не обеспечивает выделение примесей промежуточного характера, что снижает общую эффективность очистки от примесей водно-спиртовой жидкости. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение степени очистки от примесей головной фракции этилового спирта. В заявленном изобретении созданы условия для выделения промежуточных примесей (таких как н-пропанол, изобутанол, изоамилом и др.). Технический результат достигается за счет того, что в способе разгонки головной фракции этилового спирта, предусматривающем подачу в верхнюю часть разгонной колонны головной фракции этилового спирта, в ее нижнюю часть - греющего пара, ввод воды ниже подачи на разгонку головной фракции этилового спирта, отбор концентрата головной фракции в виде дистиллята метилового спирта в смеси с эфирами и альдегидами, дополнительный отбор концентрата головной фракции из зоны, расположенной непосредственно над зоной ввода воды, отбор из нижней части колонны водно-спиртовой жидкости в виде кубового продукта, ввод воды осуществляют в нижнюю зону разгонки, а дополнительный отбор концентрата головной фракции ведут из жидкой фазы. На чертеже представлена схема установки для осуществления предлагаемого способа разгонки головной фракции этилового спирта. Установка включает разгонную 1 колонну, дефлегматор 2 и конденсатор 3. Заявляемый способ осуществляют следующим способом. Фракцию головную этилового спирта подают в верхнюю зону разгонной колонны 1. В нижнюю часть разгонной колонны 1 подают греющий пар. В нижнюю зону разгонной колонны 1 вводят воду. Пары из разгонной колонны 1 направляют в дефлегматор 2 и конденсатор 3. Из конденсатора 3 отбирают концентрат головной фракции, а флегму из дефлегматора 2 и конденсатора 3 возвращают в разгонную 1 колонну. Из зоны разгонной колонны 1, расположенной непосредственно над зоной ввода воды, дополнительно отбирают из жидкой фазы концентрат головной фракции. Из нижней части разгонной колонны 1 отбирают кубовый продукт, т.е. очищенную от примесей водно-спиртовую жидкость и направляют на дальнейшую переработку. Пример. Фракцию головную этилового спирта в количестве 877 кг/ч подают в верхнюю зону колонны 1. В нижнюю зону колонны 1 вводят воду в количестве 8121 кг/ч. В нижнюю часть колонны 1 подают греющий пар в количестве 2500 кг/ч. Пары из колонны 1 в количестве 4355,1 кг/ч направляют в дефлегматор 2 и конденсатор 3. Из конденсатора 3 отбирают концентрат головной фракции в количестве 60,5 кг/ч, а флегму из дефлегматора 2 и конденсатора 3 в количестве 4294,6 кг/ч возвращают в колонну 1. Из зоны колонны 1, расположенной непосредственно над зоной ввода воды, дополнительно отбирают из жидкой фазы 22,7 кг/ч концентрата головной фракции. Из нижней части колонны 1 отбирают 11414,8 кг/ч кубового продукта - очищенной от основной массы примесей водно-спиртовой жидкости. Ввод воды в нижнюю зону разгонки (ниже подачи на разгонку фракции головной этилового спирта) обеспечивает условия для выделения и концентрирования метилового спирта - одной из наиболее нежелательных примесей ректификованного спирта. Такой ввод воды создает условия для высоких концентраций этилового спирта выше зоны ввода воды, что в свою очередь обеспечивает условия, при которых коэффициент ректификации метилового спирта всегда больше единицы. При этом метиловый спирт переходит в дистиллят, т.е. в концентрат головной фракции. Кроме того, в концентрате головной фракции, который отбирают из дистиллята, концентрируются и другие примеси, для которых коэффициент ректификации в концентрированных водно-спиртовых растворах больше единицы (диэтиловый эфир, уксусный альдегид, муравьино-этиловый эфир, акролеин и др.). В зоне, расположенной ниже ввода воды, обеспечиваются условия, при которых практически для всех примесей спирта коэффициент ректификации больше 1 (н-пропанол, изо-бутанол, изоамилол, уксусноизоамиловый эфир, изовалериановый эфир и др.). Поэтому непосредственно над зоной ввода воды будет располагаться зона локальной концентрации перечисленных выше примесей, из которой предлагается дополнительно отбирать концентрат головной фракции. Такой прием обеспечивает лучшую очистку кубового продукта - водно-спиртовой жидкости, которую направляют на дальнейшую обработку.

Формула изобретения

Способ разгонки головной фракции этилового спирта, предусматривающий подачу в верхнюю часть разгонной колонны головной фракции этилового спирта, в ее нижнюю часть - греющего пара, ввод воды ниже подачи на разгонку головной фракции этилового спирта, отбор концентрата головной фракции в виде дистиллята метилового спирта в смеси с эфирами и альдегидами, дополнительный отбор концентрата головной фракции из зоны, расположенной непосредственно над зоной ввода воды, отбор из нижней части колонны водно-спиртовой жидкости в виде кубового продукта, отличающийся тем, что ввод воды осуществляют в нижнюю зону разгонки, а дополнительный отбор концентрата головной фракции ведут из жидкой фазы.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Вопрос: Вправе ли организация осуществлять производство и оборот головной фракции этилового спирта при наличии у нее лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья)? (Консультация эксперта, 2007)

Вопрос: Вправе ли организация осуществлять производство и оборот головной фракции этилового спирта при наличии у нее лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья)?
Ответ: Пункт 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) предусматривает необходимость получения лицензии на осуществление производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в ст. 2 Закона.
В соответствии со ст. 2 Закона этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец.
Согласно ОСТ 10-217-98 "Фракция головная этилового спирта. Технические условия" фракция головная этилового спирта является видом этилового спирта.
В соответствии с п. 19 ст. 19 Закона в лицензии в числе прочих данных подлежит указанию вид деятельности и вид продукции в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 18 Закона.
Таким образом, для осуществления производства, хранения и поставки головной фракции этилового спирта необходимо, чтобы в лицензии на осуществление указанного вида деятельности был указан такой вид продукции.
Изложенная позиция находит подтверждение в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2002 N ГКПИ2002-39, в котором отмечается, что сравнение головной фракции с ректификованным спиртом является ошибочным и что головная фракция этилового спирта признается разновидностью этилового спирта.
Указанное Решение Верховного Суда Российской Федерации оставлено без изменения Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, которая в Определении от 11.07.2002 N КАС02-330 указала, что в ст. 2 Закона, определяющей понятие этилового спирта, содержатся критерии, по которым конкретные виды продукции, выпускаемые в соответствии с нормативной документацией (ГОСТ, ОСТ и ТУ), признаются этиловым спиртом. К таким критериям относятся: производство из пищевого или непищевого сырья, применение методов спиртового брожения либо гидратации этилена с последующей перегонкой или без нее. На сам же этиловый спирт как на самостоятельный продукт технической документации не существует, поскольку в природе не существует этилового спирта как такового в химически чистом виде.
В Российской Федерации производится около двух десятков различных видов этилового спирта, отличающихся друг от друга исходным сырьем, методами и способами производства, глубиной ректификации (очистки), наличием разнообразных по составу и концентрации примесей. Каждый вид спирта отличается от любого другого вида и ни один из них не является тождественным другому.
Головная фракция спирта производится из пищевого сырья методом спиртового брожения с последующей перегонкой и не до конца завершенным процессом ректификации.
С учетом изложенных обстоятельств Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что головная фракция этилового спирта является разновидностью этилового спирта как основного (обобщающего) понятия "этиловый спирт".
Таким образом, наличие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья) не предоставляет организации права осуществлять производство, хранение и поставки головной фракции этилового спирта.
И.Б.Королева
Фонд системного анализа
и социально-экономического
проектирования
01.06.2007

ГОСТ Р 55983-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФРАКЦИЯ ГОЛОВНАЯ ЭТИЛОВОГО СПИРТА

Технические условия

Head fraction of ethyl alcohol. Specifications


ОКС 67.160.10
ОКП 91 8242

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Всероссийский научно-исследовательский институт пищевой биотехнологии - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи ВНИИПБТ - филиал ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 176 "Спиртовая, дрожжевая и ликероводочная продукция"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2014 г. N 267-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на головную фракцию, получаемую при производстве этилового ректификованного спирта из пищевого сырья (далее - головная фракция), которая подлежит дальнейшей переработке для получения ректификованного спирта высшей очистки или использованию на технические цели.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.121 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Противогазы фильтрующие. Общие технические условия

ГОСТ 12.4.122 Система стандартов безопасности труда. Коробки фильтрующие поглощающие для промышленных противогазов. Технические условия

ГОСТ 3639 Растворы водно-спиртовые. Методы определения концентрации этилового спирта

ГОСТ 5105 Канистры стальные для горючего и масел. Технические условия

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

ГОСТ 19433 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 26319 Грузы опасные. Упаковка

ГОСТ 32036 Спирт этиловый из пищевого сырья. Правила приемки и методы анализа

ГОСТ Р 51762 Водка и спирт этиловый из пищевого сырья. Газохроматографический метод определения содержания летучих кислот и фурфурола

ГОСТ Р 52363 Спиртосодержащие отходы спиртового и ликероводочного производства. Газохроматографический метод определения содержания летучих органических примесей

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52673 .

4 Технические требования

4.1 Характеристики

4.1.1 Головную фракцию получают при производстве этилового ректификованного спирта из пищевого сырья в соответствии с требованиями настоящего стандарта по производственно-технологическому регламенту по комплексной переработке сырья на спирт.

4.1.2 По органолептическим показателям головная фракция должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.


Таблица 1

Наименование показателя

Характеристика

Внешний вид

Прозрачная жидкость без осадка и посторонних включений

Бесцветная жидкость или с желтоватым или зеленоватым оттенком

Свойственный эфирам и альдегидам

4.1.3 По физико-химическим показателям головная фракция должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.


Таблица 2

Наименование показателя

Значение показателя для головной фракции, вырабатываемой

из мелассы

Объемная доля этилового спирта, %, не менее

Объемная доля метилового спирта в пересчете на безводный спирт, %, не более

Массовая концентрация сивушного масла в пересчете на безводный спирт, г/дм, не более

Массовая концентрация альдегидов в пересчете на безводный спирт, г/дм

Массовая концентрация эфиров в пересчете на безводный спирт, г/дм, не более

Массовая концентрация летучих кислот, г/дм безводного спирта, не более

4.2 Упаковка

4.2.1 Упаковка головной фракции - в соответствии с требованиями ГОСТ 26319 .

4.2.2 Цистерны и резервуары должны герметически закрываться крышками, иметь воздушники, оборудованные предохранительными клапанами. Для измерения уровня головной фракции применяют поплавковые или другие безопасные указатели уровня.

4.2.3 Цистерны и резервуары с головной фракцией должны быть опломбированы.

4.2.4 Допускается разливать головную фракцию в канистры по ГОСТ 5105 или другие емкости, изготовленные из материалов, разрешенных для контакта с данным видом продукта.

4.2.5 Степень заполнения цистерн рассчитывают с учетом объемного расширения головной фракции.

4.2.6 Температура головной фракции при розливе не должна превышать 30°С.

4.3 Маркировка

Транспортная маркировка в соответствии с требованиями ГОСТ 14192 .

Маркировка, характеризующая транспортную опасность груза - по ГОСТ 19433 .

На каждую транспортную емкость с головной фракцией дополнительно наносят следующую информацию:

- объем, дал;

- номер партии;

- количество мест в партии;

- дату изготовления;

- надпись: "Легковоспламеняющаяся жидкость";

- знак опасности, классификационный шифр, номер.

5 Требования безопасности

5.1 Головная фракция относится к четвертому классу опасности по ГОСТ 12.1.007 .

5.2 Предельно допустимая концентрация (ПДК) компонентов головной фракции в воздухе рабочей зоны представлена в таблице 3.


Таблица 3

Наименование компонентов

Класс опасности

Этанол

Альдегиды (уксусный альдегид)

Сложные эфиры

Высшие спирты

Метанол

Кислоты (уксусная)

Температура вспышки - 35°С, температура самовоспламенения - 400°С.

Пределы взрыва паров в смеси с воздухом: нижний - 79 г/м, верхний - 387 г/м.

5.3 При проведении работ с головной фракцией, необходимо соблюдать правила, установленные для работ с ядовитыми и взрывоопасными веществами.

Пары головной фракции могут вызывать раздражение глаз и слизистых оболочек дыхательных путей, в жидком виде вызывают раздражение кожи.

Меры оказания первой помощи при раздражении слизистых оболочек дыхательных путей - содовые полоскания, содовые и масляные ингаляции, горячее молоко с содой или щелочной минеральной водой.

5.4 Все работы с головной фракцией в закрытых помещениях необходимо проводить при приточно-вытяжной вентиляции с использованием индивидуальных средств защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.011 , ГОСТ 12.4.121 , ГОСТ 12.4.122 .

5.5 Резервуары, технологическое оборудование, трубопроводы и сливные-наливные устройства, используемые для перемещения головной фракции должны быть защищены от статического электричества. Электрооборудование должно быть во взрывобезопасном исполнении.

5.6 Средства пожаротушения: тонко распыленная вода, химическая воздушно-механическая пена, сжиженный диоксид углерода, песок.

5.7 Обезвреживание продукта при проливе следует проводить засыпкой песком и выносом его в специально отведенное место при включенной вентиляции с применением средств индивидуальной защиты.

6 Правила приемки

Правила приемки - по ГОСТ 32036 .

7 Методы контроля

7.1 Отбор проб - по ГОСТ 32036 .

7.2 Определение органолептических показателей - в соответствии с требованиями, указанными в таблице 1 со следующим дополнением.

7.2.1 Определение запаха

25 см головной фракции при температуре 20°С наливают в колбу с широким горлом вместимостью 100-150 см с притертой пробкой. Колбу открывают для определения запаха на 5-8 с.ГОСТ Р 52363 .

7.8 Определение массовой концентрации летучих кислот - по ГОСТ Р 51762 .

8 Транспортирование и хранение

8.1 Головную фракцию транспортируют железнодорожным и автомобильным транспортом в соответствии с правилами перевозки опасных грузов, действующими на транспорте данного вида.

8.2 Головную фракцию хранят в специально оборудованных металлических резервуарах в соответствии с правилами хранения легковоспламеняющихся жидкостей (спирта).

8.3 Срок годности головной фракции этилового спирта не ограничен при соблюдении условий транспортирования и хранения.

УДК 663.55:006.354

ОКС 67.160.10

Ключевые слова: фракция головная этилового спирта, спиртовое производство, этиловый ректификованный спирт, легковоспламеняющаяся жидкость



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2018

И.А. Давыдова,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

1. Перечень подакцизных товаров

Для правильного определения объекта обложения акцизами необходимо проанализировать не только перечень облагаемых этим налогом операций, но и перечень подакцизных товаров, установленный в ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Перечень товаров, признанных подакцизными по состоянию на 1 января 2007 года, который приведен в п. 1 ст. 181 НК РФ и конкретизирован в ст. 193 настоящего Кодекса по видам этих товаров в зависимости от установленных на них налоговых ставок, включает:

Спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

Алкогольную продукцию (спирт питьевой, водку, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иную пищевую продукцию с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);

Табачную продукцию;

Легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

Автомобильный бензин;

Дизельное топливо;

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

Прямогонный бензин.

2. Этиловый спирт как предмет обложения акцизами

2.1. Понятие этилового спирта

При рассмотрении этилового спирта (этанола) как предмета обложения акцизами читателям следует исходить из определения понятия спирта этилового, данного в ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), согласно которому под этиловым спиртом понимается спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец. Одновременно в данной норме Закона N 171-ФЗ уточнено, что денатурированный этиловый спирт (денатурат) - это этиловый спирт, содержащий денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной настоящим Законом.

Таким образом, спирт этиловый денатурированный (денатурат) также относится к общему понятию "этиловый спирт". При этом установлено, что этиловый спирт признается денатурированным только при условии содержания в нем денатурирующих веществ, соответствующих перечню и концентрации, установленным ст. 10.1 Закона N 171-ФЗ.

При этом читателям журнала следует иметь в виду, что установленное Законом N 171-ФЗ понятие спирта этилового является обобщающим понятием, содержащим критерии, по которым конкретные виды продукции, выпускаемые в соответствии с нормативной документацией (ГОСТ, ОСТ, ТУ), признаются этиловым спиртом.

Как обобщающее понятие этиловых спиртов может рассматриваться пояснение к номенклатуре продукции, сведения по которой отражаются в введенной постановлением Росстата от 29.09.2004 N 43 форме федерального государственного статистического наблюдения N 1-алкоголь "Сведения о производстве и отгрузке спирта этилового, спиртосодержащей, алкогольной продукции и розливе алкогольной продукции", согласно которому спирт этиловый из пищевого сырья и технический - это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо гидратацией этилена, а также иными способами с последующей перегонкой и ректификацией или без нее с содержанием спирта не менее 8 % объема готовой продукции .

2.2. Виды этилового спирта

В Российской Федерации производится несколько десятков видов этилового спирта, отличающихся друг от друга исходным сырьем, методами и способами производства, глубиной ректификации (очистки), наличием разнообразных по составу и концентрации примесей. Каждый вид спирта отличается от другого вида спирта, и ни один из них не является тождественным другому. Соответственно разные виды этилового спирта производятся по различной нормативно-технической документации.

Так, в области производства этилового спирта к регламентирующим нормативным документам по стандартизации относятся, в частности, ГОСТ 5962-67 "Спирт этиловый ректификованный. Технические условия" (на территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51652-2000 "Спирт этиловый ректификованный. Технические условия"), ГОСТ Р 52193-2003 "Спирт этиловый - сырец из пищевого сырья. Технические условия", ГОСТ 18300-87 "Спирт этиловый ректификованный технический. Технические условия", ГОСТ 17299-78 "Спирт этиловый технический. Технические условия", ГОСТ Р 51999-2002 "Спирт этиловый синтетический ректификованный и денатурированный. Технические условия" и т.д.

При этом на этиловый спирт как на отдельный самостоятельный продукт технической документации не существует, поскольку в природе не существует этилового спирта в химически чистом виде.

Как следует из вышеприведенного, этиловые спирты подразделяются на пищевые и технические, при этом каждый из принадлежащих к этим категориям спирт может быть ректификованным или неректификованным [ректификация - это осуществляемый в специальных аппаратах процесс очистки многокомпонентной жидкой смеси от различного рода примесей путем ее разделения на практически чистые компоненты (фракции), различающиеся летучестью].

Сырьем для пищевых спиртов служат крахмалосодержащие виды сырья (зерновые злаки, картофель и т.д.), а также продукты, содержащие сахар (меласса, сахарная свекла и т.д.). Пищевые спирты применяются для изготовления ликероводочных изделий, вин, пищевого уксуса, товаров фармацевтической и парфюмерной промышленности и т.д.

Технические виды этилового спирта производятся методом органического синтеза из этиленсодержащих газов (спирт этиловый синтетический технический), методом гидролиза непищевых растительных материалов, например древесины (спирт этиловый технический гидролизный), путем биохимической переработки отходов при производстве целлюлозы из древесины по сульфитному способу (спирт этиловый технический сульфитный). Эти спирты применяются как исходное соединение для дальнейшего синтеза и как растворитель в производстве синтетического каучука, волокна, лакокрасочных материалов, искусственного шелка, кожи, пластмасс и ряда других продуктов.

2.3. Этиловые спирты, облагаемые акцизами

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 181 НК РФ все виды этиловых спиртов (за исключением коньячного спирта) независимо от способа их производства, степени очистки (ректификации), вида применяемого сырья, а также от того, по какой нормативно-технической документации они изготавливаются (ГОСТ, ОСТ, ТУ и т.д.) и по каким направлениям используются, включены в перечень товаров, признанных подакцизными. Налогообложение вышеуказанных спиртов осуществляется с 1 января 2007 года по ставке акциза в размере 23 руб. 50 коп. за 1 литр безводного этилового спирта. При этом норм, освобождающих от обложения акцизами денатурированного этилового спирта, НК РФ не содержит.

Единственным исключением в обложении акцизами этилового спирта остается коньячный спирт (выведенный из-под обложения акцизами Федеральным законом от 10.01.1997 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах"").

В целях освобождения от обложения акцизами коньячный спирт должен соответствовать требованиям регламентирующего его производство нормативного документа.

Коньячные спирты, представляющие собой промежуточный продукт коньячного производства, вырабатываются по ГОСТ Р 51145-98 "Спирты коньячные. Технические условия" путем фракционированной дистилляции виноградных (коньячных) виноматериалов и служат основным сырьем в производстве российских коньяков и бренди. В зависимости от продолжительности выдержки эти спирты подразделяются на молодые и выдержанные.

Коньячный спирт молодой представляет собой продукт крепостью 62-70%, полученный путем фракционированной дистилляции коньячных виноматериалов, не имеющий контакта с древесиной дуба. Коньячный спирт выдержанный - это продукт крепостью 55-70%, получаемый путем выдержки молодого коньячного спирта в дубовых бочках или емкостях, загруженных дубовой клепкой. Древесина дуба активно участвует в процессе выдержки и созревания коньячных спиртов, которые при длительном контакте с ней (в течение всего периода "отдыха" этих спиртов) приобретают характерный янтарно-золотистый цвет.

Вышеуказанные спирты поставляются в емкостях наливом не менее 200 л для использования на винодельческих предприятиях.

От спирта этилового из пищевого сырья и других этиловых спиртов коньячные спирты отличаются исходным сырьем для их производства, технологией дистилляции и используемым для этого оборудованием, качественным и количественным составом и соотношением содержащихся в них органических соединений (высшие спирты, альдегиды, сложные эфиры, кислоты и т.д.), а выдержанные коньячные спирты - также наличием ряда веществ, образующихся в результате этанолиза лигнина дуба и придающих продукту характерные цвет, вкус и аромат.

2.4. Головная фракция этилового спирта

Согласно ст. 2 Закона N 171-ФЗ головная фракция этилового спирта определена как разновидность этого спирта, однако это обстоятельство не является основанием для распространения на нее норм, установленных в отношении этилового спирта главой 22 НК РФ.

Так, согласно положениям ОСТ 10-217-98 (с учетом изменения N 1, введенного в действие с 1 апреля 2002 года) головная фракция этилового спирта является отходом основного производства, который получается при производстве этилового ректификованного спирта на предприятиях, не имеющих дополнительного оборудования, позволяющего выводить из производственного процесса головные примеси этилового спирта в концентрированном виде. Вышеуказанная фракция подлежит дальнейшей переработке в ректификованный этиловый спирт на специализированных предприятиях.

Как следует из вышеприведенного, головная фракция этилового спирта специально как продукт не производится, а является отходом спиртового производства, образующимся при производстве этилового ректификованного спирта из пищевого сырья в результате не до конца завершенного процесса ректификации.

В связи с этим Закон N 171-ФЗ, включив вышеназванную фракцию в понятие этилового спирта, одновременно классифицировал ее как отходы спиртового производства, в связи с чем на головную фракцию этилового спирта распространяется порядок налогообложения, установленный в отношении вышеуказанных отходов подпунктом 2 п. 1 ст. 181 НК РФ.

3. Спиртосодержащая продукция как предмет налогообложения

3.1. Понятие спиртосодержащей продукции

В соответствии со ст. 181 НК РФ подакцизным товаром признана спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9% и представляющая собой растворы, эмульсии, суспензии и другие виды этой продукции в жидком виде. Ставка акциза на вышеуказанную продукцию установлена с 1 января 2007 года в размере 162 руб. за 1 литр содержащегося в ней безводного этилового спирта. Исключение составляют спиртосодержащие парфюмерно-косметическая продукция и продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, на которые с вышеуказанной даты установлена нулевая ставка акциза.

Согласно понятиям, данным в ст. 2 Закона N 171-ФЗ, спиртосодержащая продукция - это пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции, в том числе:

Спиртосодержащая непищевая продукция - это непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции;

Денатурированная спиртосодержащая продукция - это спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной Законом N 171-ФЗ.

Из вышеприведенных норм следует, что:

1) понятие спиртосодержащей продукции, данное в Законе N 171-ФЗ, является первичным по отношению к понятию подакцизной спиртосодержащей продукции, приведенному в главе 22 НК РФ, поскольку включает последнее;

2) продукция, в качестве сырья для которой используется иной (не этиловый спирт) и которая в готовом виде не содержит в своем составе этиловый спирт, не отвечает понятию спиртосодержащей продукции, определенному в Законе N 171-ФЗ, и, следовательно, не может рассматриваться как предмет обложения акцизами;

3) поскольку понятие спиртосодержащей продукции включает в том числе и понятие спиртосодержащей денатурированной продукции и при этом исключения такой продукции из перечня подакцизных товаров НК РФ не предусмотрено, денатурированная спиртосодержащая продукция признается подакцизным товаром на общих основаниях;

Таким образом, в целях отнесения той или иной содержащей спирт продукции к предмету обложения акцизами следует прежде всего определить, содержит ли она этиловый спирт и в какой концентрации.

Так, не может рассматриваться как спиртосодержащая продукция, которая произведена, например, на основе спирта метилового (метанола), спирта пропилового или изопропилового, этиленгликоля (этандиола), глицерина и прочих ациклических спиртов, включенных в группу 29 ТН ВЭД, которые (в соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД) являются производными ациклических углеводородов и представляют собой кислородсодержащие соединения, которые взаимодействуют с кислотами, давая соединения, известные как сложные эфиры. При этом согласно вышеуказанным Пояснениям спирты этиловые вместе с ациклическими спиртами не классифицируются и в группу 29 ТН ВЭД не включаются.

3.2. Спиртосодержащая продукция, не рассматриваемая как предмет обложения акцизами

В результате изменения с 1 января 2007 года формулировки преамбулы подпункта 2 п. 1 ст. 181 НК РФ к перечню товаров, не рассматриваемых как подакцизные, более не предъявляется требование их обязательной принадлежности к спиртосодержащей продукции.

Таким образом, с вышеуказанной даты не рассматриваются как предмет обложения акцизами следующие товары:

а) лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти .

В целях практического применения данной нормы НК РФ нам прежде всего следует определиться с тем, какие именно товары относятся к понятию лекарственного средства.

Так, согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ) под лекарственными средствами понимаются вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезней, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. При этом к лекарственным средствам также относятся вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Таким образом, в вышеприведенном определении лекарственных средств содержится указание на их целевое назначение (профилактика, диагностика и лечение болезней, предотвращение нежелательной беременности), а также на применяемое для их производства исходное сырье и способы этого производства.

В соответствии со ст. 19 Закона N 86-ФЗ лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации только в случае, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств. При этом зарегистрированное лекарственное средство заносится в Государственный реестр лекарственных средств.

Согласно постановлениям Правительства РФ от 06.04.2004 N 155 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" и от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" регистрация лекарственных средств, а также ведение Государственного реестра лекарственных средств осуществляется Росздравнадзором, находящимся в ведении Минздрава России (в настоящее время - Минздравсоцразвития России).

Из вышеприведенного следует, что средства, не зарегистрированные Росздравнадзором и соответственно не внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, в контексте требований, предъявляемых к таким веществам Законом N 86-ФЗ, лекарственными средствами не являются.

Таким образом, товары относятся к лекарственным средствам, во-первых, на основании их соответствия понятию лекарственного средства, данному в Законе N 86-ФЗ, и, во-вторых, исходя из наличия сведений о них в Государственном реестре лекарственных средств.

При этом, как следует из положений ст. 19 Закона N 86-ФЗ, комплект документов и данных для регистрации лекарственных средств должен включать сертификат качества лекарственного средства, который определен вышеуказанным Законом как документ, подтверждающий соответствие качества лекарственного средства государственному стандарту качества лекарственных средств.

Так, согласно отраслевому стандарту ОСТ 91500.05.001-00 "Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения", утвержденному приказом Минздрава России от 01.11.2001 N 388 "О государственных стандартах качества лекарственных средств", государственные стандарты качества лекарственных средств разрабатываются и утверждаются в следующих видах:

Общая фармакопейная статья (ОФС);

Фармакопейная статья (ФС);

Фармакопейная статья на лекарственное средство конкретного предприятия - производителя лекарственных средств (ФСП).

При этом в утвержденной постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 N 64 Номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, определяющими нормативными документами, устанавливающими обязательные требования к отечественным лекарственным средствам и регламентирующими их производство, также обозначены вышеуказанные фармакопейные статьи, которые согласно ст. 4 Закона N 86-ФЗ являются государственными стандартами лекарственных средств, содержащими перечни показателей и методов контроля качества этих лекарственных средств. Обращаем внимание читателей журнала на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 N 810 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72" с 1 апреля 2007 года обязательная сертификация лекарственных средств заменена декларированием соответствия. При этом изготовители лекарственных средств, зарегистрированных в установленном порядке и состоящих из смешанных или несмешанных продуктов для использования в терапевтических целях, расфасованных в виде дозированных лекарственных форм или в упаковке для розничной продажи, с 1 января 2007 года по 31 марта 2007 года включительно должны были самостоятельно выбрать форму обязательного подтверждения соответствия - обязательную сертификацию или декларирование соответствия.

Таким образом, третьим критерием, позволяющим более полно раскрыть понятие лекарственных средств, является осуществление их производства в соответствии с требованиями фармакопейных статей.

Как следует из вышеизложенного, согласно обобщенному понятию лекарственное средство, не рассматриваемое как подакцизный товар, - это средство, произведенное в соответствии с требованиями регламентирующей его производство фармакопейной статьи, отвечающее законодательно установленному понятию лекарственного средства, зарегистрированное уполномоченным органом Минздравсоцразвития России как лекарственное средство и в этом качестве внесенное в Государственный реестр лекарственных средств.

Так, например, с 1 января 2007 года произведенные по утвержденным Минздравсоцразвития России фармакопейным статьям ФС 42-3071-00 и ФС 43-3072-00 соответственно спирт этиловый 90%, 70% и 40%, применяемый для приготовления экстрактов, настоев лекарственных трав, бальзамов и используемый для централизованного обеспечения аптек и лечебных учреждений, и спирт этиловый 95%, применяемый в медицинских целях, освобождаются от обложения акцизами на том основании, что эти товары представляют собой лекарственные (антисептические) средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и в этом качестве внесенные в Государственный реестр лекарственных средств.

Читателям журнала следует иметь в виду, что в 1995-2003 годах составной частью Государственного реестра лекарственных средств (который на тот момент издавался под названием "Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения") был входящий в него отдельной главой реестр дезинфекционных средств.

Это объясняется тем, что государственная регистрация дезинфекционных средств была введена с 1 января 1995 года постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 18.11.1994 N 11 "О введении системы государственной регистрации и государственного контроля качества дезинфекционных средств", но при этом положения вышеуказанного документа в части ведения реестра дезинфекционных средств в виде отдельного документа на тот момент не были подтверждены в порядке, установленном Правительством РФ.

По этой причине в 1995-2003 годах дезинфекционные средства регистрировались в Государственном реестре лекарственных средств, в связи с чем до настоящего времени периодически возникают вопросы о возможности распространения на эти средства положений подпункта 2 п. 1 ст. 181 НК РФ.

В то же время в вышеуказанном периоде времени Государственный реестр лекарственных средств имел структуру, при которой лекарственные средства и медико-профилактические дезинфекционные средства были разнесены по отдельным главам, и соответственно средства, включенные в вышеназванный реестр, но при этом вынесенные в самостоятельную главу "Медико-профилактические, дезинфекционные (дезинфицирующие, стерилизующие, инсектицидные, в том числе противопедикулезные, родентицидные и репеллентные) средства", не квалифицировались как лекарственные средства.

Помимо вышеизложенного, тот факт, что понятие дезинфекционного средства не включается в понятие лекарственного средства, подтверждается еще и тем, что, в отличие от оснований проведения государственной регистрации лекарственных средств (ст. 19 Закона N 86-ФЗ), основания для государственной регистрации дезинфекционных средств установлены ст. 43 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В связи с усилением требований к контролю за производством и поставками продукции, представляющей потенциальную опасность для человека, положениями постановления Правительства РФ от 04.04.2001 N 262 "О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации" и приказа Минздрава России от 10.11.2002 N 344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей" было предусмотрено ведение Государственного реестра дезинфекционных средств как самостоятельного документа. Поэтому с 1 января 2004 года произошло выделение этого реестра из Государственного реестра лекарственных средств и организовано его отдельное издание. Одновременно вышеуказанными документами проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств (далее - дезинфекционные средства), а также ведение государственного реестра зарегистрированных дезинфекционных средств было отнесено к компетенции Минздрава России.

При этом, как следует из положений приказа Минздрава России от 10.11.2002 N 344, а также Номенклатуры продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, в качестве определяющего нормативного документа, на соответствие которому проводится обязательная сертификация дезинфекционных средств, обозначен ГОСТ 12.1.007-76 "ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности", а не фармакопейная статья, что является еще одним подтверждением того, что дезинфекционные средства не отвечают понятию лекарственных средств.

Кроме того, после принятия решения о государственной регистрации дезинфекционных средств лицам, осуществляющим их производство, выдается свидетельство о государственной регистрации вышеуказанных средств для их применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей. Таким образом, в отличие от лекарственных средств, сфера применения дезинфекционных средств, прошедших процедуру государственной регистрации, не имеет строго целевого медицинского назначения и предполагает возможность их применения во многих других отраслях хозяйства (в быту, ветеринарии, при осуществлении микробиологических исследований, в пищевой промышленности, в похоронном деле и т.д.).

Исходя из вышеизложенного средства, производство которых не регламентируется соответствующими фармакопейными статьями, которые не внесены в Государственный реестр лекарственных средств как зарегистрированные лекарственные средства и назначение которых не ограничивается их использованием только в медицинских целях, не соответствуют понятию лекарственных средств, в связи с чем положения подпункта 2 п. 1 ст. 181 НК РФ на них не распространяются.

Следовательно, если из содержания текста регистрационного удостоверения на то или иное средство следует, что оно выдано в соответствии с порядком регистрации дезинфекционных средств и на производство этих дезинфекционных средств (субстанций), такое удостоверение (свидетельство о государственной регистрации дезинфекционного средства) не является основанием для освобождения вышеуказанного средства от обложения акцизами.

Как следует из вышеприведенного, а также из действующей редакции абзаца третьего подпункта 2 п. 1 ст. 181 НК РФ, для освобождения лекарственных средств от обложения акцизами требуются их государственная регистрация Росздравнадзором и занесение зарегистрированного лекарственного средства в Государственный реестр лекарственных средств.

Кроме того, лекарственные средства не рассматриваются как подакцизные товары только при условии их реализации в емкостях, упаковка в которые этих средств предусмотрена требованиями фармакопейных статей, по которым они производятся. Соответственно лекарственное средство (даже прошедшее государственную регистрацию и внесенное в вышеназванный Государственный реестр), разлитое (упакованное) в емкость, не соответствующую требованиям фармакопейной статьи, признается подакцизным товаром.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что Законом N 86-ФЗ проведено разделение понятий "производство" и "изготовление" лекарственных средств по критерию объемов их выпуска.

Как следует из ст. 13 и 17 Закона N 86-ФЗ, если производство лекарственных средств основано на массовом производстве с соблюдением всех государственных стандартов для данного вида деятельности, то аптечное учреждение изготавливает лекарственные средства по разовым заказам на основе лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, и в своей фармацевтической деятельности руководствуется рецептами врачей.

При этом согласно п. 3 ст. 19 Закона N 86-ФЗ лекарственные средства, изготовляемые в аптеках по рецептам врачей, не подлежат государственной регистрации.

Кроме того, согласно п. 1.3 отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.001-00, устанавливающего порядок разработки, оформления, экспертизы, согласования, утверждения, присвоения обозначения, регистрации государственных стандартов качества лекарственных средств (фармакопейных статей), его положения не распространяются на лекарственные средства, изготовляемые в аптечных учреждениях.

Таким образом, поскольку изготовление аптеками по индивидуальным рецептам лекарственных средств фармакопейными статьями не регламентируется, в отношении таких средств требование их розлива (в целях освобождения от обложения акцизами) в установленные этими фармакопейными статьями емкости не применяется.

Учитывая специфику изготовления аптеками лекарственных средств по индивидуальным рецептам, а также то, что в соответствии со ст. 32 Закона N 86-ФЗ аптечные учреждения обязаны продавать лекарственные средства только в количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений, для освобождения от обложения акцизами лекарственных средств, изготовленных аптечными учреждениями по рецептам и требованиям лечебных организаций, требуется, чтобы эти рецепты и требования были, во-первых, заверены в установленном порядке и, во-вторых, содержали данные о дозировке этих лекарственных средств.

Соблюдение каких-либо других условий для освобождения от обложения акцизами лекарственных средств, изготовленных аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, не требуется;

б) препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл.

Согласно разработанному Минсельхозпродом России нормативному документу от 17.10.1997 N 13-5-2/1062 "Ветеринарные препараты. Показатели качества. Требования и нормы" к ветеринарным препаратам относятся:

Вакцины, сыворотки, диагностикумы, пробиотики, препараты микробиологического синтеза, корма и другие биологические препараты, применяемые для профилактики, лечения и диагностики болезней животных;

Лекарственные средства, используемые для лечения, профилактики заболеваний и повышения продуктивности животных, а также средства, применяемые при искусственном осеменении животных, антисептики, дезинфектанты, моющие средства, дератизациды, корма, кормовые добавки и средства ухода за животными.

В то же время читателям журнала следует иметь в виду, что российское законодательство не содержит определения термина "ветеринарные препараты". Так, в Законе РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", в Законе N 86-ФЗ, а также в подзаконных актах используется такое понятие, как "лекарственные средства, предназначенные для лечения животных".

Ряд положений Закона N 86-ФЗ (ст. 16, 19, 22, 31, 32) позволяют сделать вывод, что лекарственные средства для животных являются составляющей частью оборота лекарственных средств в целом и соответственно оборот таких лекарственных средств, включая их государственную регистрацию, регламентируется нормами вышеназванного Закона.

При этом непосредственно отношения в области ветеринарии, в том числе в области практической деятельности, направленной на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, являются сферой регулирования Закона РФ "О ветеринарии", согласно положениям которого регистрация лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных отнесена к полномочиям Российской Федерации.

В целях реализации требований вышеназванных законодательных актов Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 164, к полномочиям вышеуказанного ведомства, в частности, отнесено самостоятельное принятие нормативных правовых актов о порядке государственной регистрации лекарственных средств для животных.

На этом основании приказом Минсельхоза России от 01.04.2005 N 48 были утверждены Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, устанавливающие единую процедуру государственной регистрации отечественных и зарубежных лекарственных средств для животных.

В соответствии с положениями вышеназванных Правил государственная регистрация этих лекарственных средств осуществляется находящейся в ведении Минсельхоза России Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором) на основании заключения Федерального государственного учреждения "Всероссийский государственный Центр контроля качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов" (ФГУ "ВГНКИ"). Информацию о зарегистрированном лекарственном средстве Россельхознадзор направляет в Минсельхоз России для его внесения в Государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок.

Таким образом, исходя из вышеизложенного для освобождения от обложения акцизами ветеринарные препараты (вышеперечисленные лекарственные средства для животных) должны быть:

Зарегистрированы Россельхознадзором;

Внесены в Государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок;

Разлиты в емкости не более 100 мл;

в) парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80% включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл.

Согласно данному в ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования" определению парфюмерно-косметическое изделие - это препарат или средство, предназначенное для нанесения (с помощью вспомогательных средств или без их использования) на различные части человеческого тела (кожу, волосяной покров, ногти, губы, зубы, слизистую оболочку полости рта и т.д.) с единственной или главной целью их очищения, придания приятного запаха, изменения их внешнего вида и/или коррекции запаха тела, и/или их защиты или сохранения в хорошем состоянии.

При этом согласно ГОСТ Р 51578-2000 "Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия" и ГОСТ Р 51579-2000 "Изделия косметические жидкие. Общие технические условия", регламентирующим производство вышеуказанных изделий, они подразделяются на продукцию для гигиенического ухода и придания запаха (духи, одеколоны, туалетные, парфюмерные и душистые воды, эфирные масла и т.д.) и косметические жидкости (лосьоны, лосьоны-тоники, тоники, средства для завивки и укладки волос, дезодоранты и дезодоранты-антиперспиранты, антиперспиранты), предназначенные для ухода за кожей, волосами и ногтями с целью достижения гигиенического и/или тонизирующего, а также для дезодорирующего, ароматизирующего и освежающего эффекта .

Как следует из положений вышеуказанных ГОСТов, данные парфюмерные и косметические жидкости представляют собой водные, водно-спиртовые или спиртоводные растворы (в первом случае - парфюмерных композиций), эмульсии или суспензии, содержащие активно действующие компоненты, красители, антиоксиданты, консерванты, душистые вещества и другие добавки, обеспечивающие потребительские свойства изделий и разрешенные органами санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

Как следует из вышеизложенного, освобождаемая с 1 января 2007 года от обложения акцизами парфюмерно-косметическая продукция подразделяется на две категории, для каждой из которых установлены свои условия освобождения от обложения этим налогом.

Так, для признания парфюмерно-косметической продукции с объемной долей этилового спирта до 80% неподакцизной прежде всего требуется ее государственная регистрация, которую в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 N 967 "О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)" осуществляет Минздрав России.

В целях реализации вышеуказанного постановления приказом Минздрава России от 16.09.1999 N 344 было утверждено Положение о проведении государственной регистрации спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств), устанавливающее порядок организации и проведения государственной регистрации отечественной и импортной спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (далее - продукция), вырабатываемой с применением этилового спирта из всех видов сырья и предназначенной для оборота на товарном рынке Российской Федерации.

Согласно вышеуказанному Положению к обороту на товарном рынке допускается продукция, прошедшая государственную регистрацию в Минздраве России и имеющая регистрационное удостоверение. При этом установлено, что работы по государственной регистрации продукции возлагаются на Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России, а организационно-технические мероприятия, связанные с регистрацией, и ведение Государственного реестра регистрационных удостоверений - на Центр санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России.

После прохождения регистрации продукции присваивается регистрационный номер, заявителю выдается регистрационное удостоверение установленного образца, а сведения о зарегистрированной продукции и заявителе вносятся в Государственный реестр регистрационных удостоверений.

Таким образом, налогоплательщик - производитель парфюмерно-косметической продукции с объемной долей этилового спирта до 80% для освобождения операций по реализации этой продукции от обложения акцизами должен представить в налоговый орган соответствующее регистрационное свидетельство, выданное Минздравом России и удостоверяющее, что данная продукция зарегистрирована как парфюмерно-косметическая.

Кроме того, даже при наличии такого удостоверения парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 80% должна быть разлита в емкости не более 100 мл для ее признания неподакцизным товаром.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что, как следует из информационного письма Роспотребнадзора от 16.11.2006 N 0100/12240-06-32 "О прекращении государственной регистрации парфюмерной продукции, табачных изделий", в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 05.12.2005 N 151-ФЗ в ст. 30 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", вышеуказанное ведомство более не проводит государственную регистрацию парфюмерной продукции. На данный вид продукции выдаются санитарно-эпидемиологические заключения.

При этом ранее выданные свидетельства о государственной регистрации вышеуказанной продукции сохраняют свое действие.

Таким образом, при прямом применении рассматриваемой нормы НК РФ для освобождения от обложения акцизами вновь разрабатываемых в настоящее время видов спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции оснований не имеется, поскольку такая продукция не может пройти государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в связи с тем, что такой регистрации более не предусмотрено.

Для признания парфюмерно-косметической продукции с объемной долей этилового спирта до 90% неподакцизным товаром не требуется подтверждения ее государственной регистрации, но в целях освобождения от налогообложения она должна быть разлита во флаконы емкостью не более 100 мл и, кроме того, на вышеуказанных флаконах должен иметься пульверизатор.

Одновременно обращаем внимание читателей журнала на то, что, как следует из действующей редакции абзацев четвертого и пятого подпункта 2 п. 1 ст. 181 НК РФ, освобождение от уплаты акцизов препаратов ветеринарного назначения и парфюмерно-косметической продукции увязывается с емкостью тары, в которую разлиты (расфасованы) эти товары, а не с их количеством, содержащимся в этой таре. Соответственно если емкость тары, в которую разлиты ветеринарные препараты или парфюмерно-косметическая продукция, превышает параметры, установленные НК РФ (100 мл), то эти товары рассматриваются как подакцизные независимо от их фактического содержания в этой таре;

г) подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти .

Согласно вышеизложенной норме из условий освобождения от обложения акцизами данных отходов исключено положение об их внесении в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации, поскольку необходимость ведения такого реестра исключена из Закона N 171-ФЗ.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в том числе в процессе производства.

Таким образом, исходя из вышеизложенных законодательных норм положения абзаца шестого подпункта 2 п. 1 ст. 181 НК РФ применяются только в отношении лиц, осуществивших производство этилового спирта из пищевого сырья, производство водок, ликероводочных изделий, в результате которого образовались отходы.

Если эти лица реализуют отходы, полученные ими в процессе производства вышеуказанных товаров, то они не уплачивают акциз по этой реализации при одновременном соблюдении следующих условий:

Соответствие этих отходов нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

Направление этих отходов на дальнейшую переработку и (или) использование для технических целей. Обращаем внимание читателей журнала на то, что понятие "использование отходов", данное в ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", подразумевает применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Данное определение полностью отражает широкий спектр возможных направлений деятельности в сфере использования отходов производства.

Если организации покупают отходы у вышеуказанных производителей для их дальнейшей переработки или использования на технические цели по цене без акциза, они не имеют права на применение в отношении подакцизного товара, полученного в результате переработки этих отходов, положений, установленных абзацем шестым подпункта 2 п. 1 ст. 181 НК РФ.

Вышеуказанная норма также не применяется и в отношении отходов, образующихся в процессе производства этилового спирта из непищевого сырья.

Если отходы спиртового и ликероводочного производства не используются для переработки и не реализуются, а направляются на уничтожение, то согласно ст. 182 НК РФ эта операция не признается подлежащей обложению акцизами.

Изобретение относится к области химической технологии, а именно к способам переработки головной фракции этилового спирта и концентрата головной фракции с использованием полученных продуктов в составе спиртосодержащих растворителей. Способ осуществляют путем прямой перегонки головной фракции этилового спирта и концентрата головной фракции в присутствии щелочных реагентов, в качестве которых используют гидраты окисей, карбонаты и бикарбонаты натрия и калия, окиси кальция, аммиачную воду в количестве 0,01-3,0 мас. %. Процесс ведут при температуре куба 81-92 o С. Кубовый остаток, полученный в процессе перегонки, используют в качестве добавки в топочный мазут. Технический результат - усовершенствование способа переработки головной фракции этилового спирта и концентрата головной фракции с использованием сложных эфиров, альдегидов, метанола, этанола, а также возможность использования кубового остатка в качестве добавки в топочный мазут. 1 ил.

Изобретение относится к области химической технологии, а именно к усовершенствованию способа переработки фракции головной этилового спирта и концентрата головной фракции (отходов производства этилового спирта) с использованием полученных продуктов в составе спиртосодержащих растворителей. По разделению смеси алифатических спиртов имеется много патентов, в частности по выделению этилового спирта из различных смесей путем гидрирования водородом (а.с. ЧССР 268100, МКИ С 07 С 29/04, 31.07.1990) или в виде смеси с толуолом (а. с. СССР 1620442, МКИ С 07 С 31/10, 15.01.1991). Эти способы громоздки и не пригодны для разделения компонентов фракции головной. Вышеупомянутую фракцию подвергают разгонке с получением таких продуктов: концентрата эфиро-альдегидной фракции (основные компоненты - альдегиды, сложные эфиры, метанол и этанол), технического этанола и куба. Применение находит только фракция этилового спирта, остальные фракции подлежат сжиганию или уничтожению другими методами (Яровенко В.Л. и др. Справочник по производству спирта, 1981; Смирнов В.А. Технология спирта, 1981). Имеется также патент 2109722 "Способ выделения алифатических спиртов" (заявка 96110443 от 23.05.1996 г., МКИ С 07 С 31/02, 29/80) - прототип. Недостатком процесса по прототипу является применение ректификационной установки, низкая ее производительность, громоздкость и повышенная энергоемкость по сравнению с предлагаемым способом, а также неиспользование кубового остатка после ректификации (куб отправляется на уничтожение). Целью предлагаемого изобретения является усовершенствование способа переработки фракции головной этилового спирта (ФГЭС) и концентрата головной фракции (КГФ) с использованием легколетучих компонентов (сложные эфиры, альдегиды, метанол, этанол), а также кубового остатка. Поставленная цель достигается тем, что переработку ФГЭС и КГФ проводят путем прямой перегонки в присутствии 0,01-3,0 мас.% щелочного агента, необходимого для связывания примесей кислотного характера, при температуре в кубе 81-92 o С, а не ректификации. Оставшийся кубовый остаток используют в качестве добавки в топочный мазут. Технологическая цепь состоит из последовательности оборудования, указанной на схеме. В реактор емкостного типа со змеевиком и мешалкой из хранилища сырья закачивается 600-900 кг ФГЭС или КГФ, вводится расчетное количество (0,01-3,0% от массы в реакторе) щелочного агента (гидрата окисей, карбонатов и бикарбонатов натрия и калия, окиси кальция, аммиачной воды), который нейтрализует кислотные примеси. Включается мешалка, обогрев и при температуре в кубе 81 o С начинается процесс прямой перегонки. Пары легко кипящих компонентов сжижаются в конденсаторе и собираются в сборнике готового продукта. При этом перегоняется 96-99% исходной фракции головной этилового спирта или концентрата головной фракции, в которой по ОСТ 10-217-98 содержится не менее 92% от объема этилового спирта. В конце отгонки температура в кубе повышается до 92 o С. Полученная смесь спиртов и эфиров (метанол, этанол, пропанол, изобутанол, этилацетат, метилацетат) используется для приготовления "Смеси бинарной" по ТУ 2319-005-2099222-99. Смесь бинарная применяется в производстве растворителей, нитролаков, нитроэмалей. Температурный диапазон 81-92 o С соответствует температуре кипения компонентов фракции головной этилового спирта и концентрата головной фракции: ниже 81 o С происходит неполная перегонка смеси эфиров, альдегидов, метанола, этанола, содержащихся в исходной массе. А при температуре выше 92 o С повышается содержание воды в готовом продукте, которой должно быть не более 9% по массе. Кубовый остаток, содержащий высококипящие спирты (пропанол, изобутанол, изоамиловый спирт) и соли, добавляется в топочный мазут и улучшает его качества (текучесть, энергетику).

Формула изобретения

Способ переработки фракции головной этилового спирта и концентрата головной фракции в присутствии щелочного агента, отличающийся тем, что процесс проводится путем прямой перегонки при концентрации щелочных агентов (гидратов окисей, карбонатов и бикарбонатов натрия и калия, окиси кальция, аммиачной воды) 0,01-3,0 мас. % при температуре в кубе 81-92 o С и кубовый остаток, полученный в процессе перегонки фракции головной этилового спирта и концентрата головной фракции, используют в качестве добавки в топочный мазут.

Похожие патенты:

Изобретение относится к области химической технологии, а именно к усовершенствованию способа выделения смеси алифатических спиртов из головной (эфироальдегидной) фракции производства этилового спирта, предназначенных для применения в составе спиртсодержащих растворителей

Изобретение относится к химической, нефтехимической и коксохимической промышленности и может быть использовано при совместном получении метанола и алифатических спиртов С2-С4 для применения их в качестве высокооктановых компонентов моторных топлив

Изобретение относится к химической технологии, точнее к усовершенствованному способу выделения метанола из побочного продукта синтеза 1,4-бутиндиола (1,4-БИД), полученного взаимодействием формальдегида и ацетилена, который находит применение в производстве полимерных материалов

Интересное о меде
Для любых предложений по сайту: [email protected]