Мастер-класс по тестопластике. Основные приемы лепки из соленого теста. Лепка из соленого теста с дошкольниками

Представленные методические рекомендации познакомят педагогов со способами и приемами лепки из соленого теста, с основами техники, используемым материалом, даст представление о том, что и как можно лепить из соленого теста с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ»

Воспитатель высшей категории:

Иваненко Валентина Владимировна

Лепка в переводе с греческого означает «пластика». Для чего мы лепим с детьми? Ради процесса, во время которого внутри каждого из нас рождается нечто радостное, еле уловимое. Это то, что называется атмосферой творчества. Ради этого прекрасного чувства, ради этой тихой и тонкой радости мы лепим. В это время и воспитатель, и дети забывают обо всём, от чего –то освобождаются, очищаются. Чтобы всё это происходило, педагог не должен диктовать, запрещать, заставлять - ребёнок тут же закроется. Чтобы увлечь детей, надо только одно – быть примером, быть увлечённым самому и, конечно, что – то уметь делать.

Лепка из солёного теста прекрасное средство раскрытия, развития и воспитания ребёнка.

Ребёнок лучше учится различным приёмам лепки, когда видит, как это делает на его глазах взрослый. В лепке дети удовлетворяют свой тактильный голод, и это очень важно, так как через тактильное познание мира они развивают свои чувства, мышление и многое другое.

В работе необходимо использовать импровизацию, новые решения, неожиданные повороты. Больше разрешать, меньше ограничивать и запрещать, от этого больше пользы и педагогу, и детям.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ЛЕПКИ

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Этому занятию даже дали свое название – тестопластика.

Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, можно решить ряд очень важных задач:

Стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей;

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности и эмоционально – положительное отношение к ней;

Развивать изобразительные навыки и умения;

Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление

(на что похоже), выделение характерных признаков;

Развивать восприятие, воображение, память, внимание, мелкую моторику.

Используя солёное тесто для лепки с дошкольниками надо знать, что не следует лепить все мелкие детали выбранного объекта. Необходимо передавать то главное, что отличает один предмет от другого, или нечто характерное для человека, животного, птицы.

Чтобы верно передавать форму и строение предмета, надо обучиться определённым способам и приёмам лепки.

Конструктивный способ : наиболее простой; изображаемый предмет лепится по частям.

Пластический способ : всё изделие выполняется из целого куска, без деления на части.

Комбинированный способ : при лепке одного изделия используются конструктивный и пластический способы.

Приёмы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других – пальцы.

При лепки из солёного теста используются следующие приёмы:

скатать, раскатать, расплющить, отщипнуть, разрезать стекой, согнуть.

При соединении частей используются приёмы: прижать, вдавить.

Выполненные детали могут наклеиваться на ткань и на плотный картон с помощью клея ПВА или «Момент», на заготовки из тонко раскатанного и высушенного теста различной формы (круглой, прямоугольной, квадратной) детали приклеиваются водой.

МАТЕРИАЛЫ:

Солёное тесто.

Существует несколько способов приготовления солёного теста. Я использовала в совей работе следующий рецепт: 200 грамм муки, 400 грамм соли (желательно мелкой), 250 грамм холодной воды.

Также вам понадобятся: стеки, дощечки, коробочки для муки, стаканчики с водой, кисточки, для украшения изделий, различные специи (гвоздика, чёрный перец горошек), плодоножки от ранеток и др. природный материал, набор оформительского геля, гуашь, лак для покрытия готовых изделий, рамки для создания настенных панно.

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ

После того как тесто замешано, можно приступать к его разделке. Объёмные детали следует лепить на столе, покрытом клеёнкой или на пластиковой доске.

Чтобы крепление деталей и элементов друг к другу было надёжным,

места их соединения необходимо смачивать водой с помощью мягкой кисти.

Особого внимания требует сушка изделий. Можно сушить в духовке электроплиты (1час при температуре 75 градусов, затем 30 минут при 100 градусах, 30 минут при температуре 130 градусов); воздушная сушка (использование тепла солнечных лучей) - самый экономичный способ, но и самый длительный; комбинированный - изделие выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке. Нельзя сушить изделия на батарее. При постукивании по готовому изделию раздаётся звонкий звук.

При раскрашивании готовых (высушенных) изделий используйте гуашевые краски - их цвета наиболее яркие и стойкие. Перед раскрашиванием изделий, их грунтуют белой масляной (гуашевой) краской с помощью грубой щетинистой кисти.

Покрывать поделки лучше жидким прозрачным лаком. Он подчёркивает цвет, придаёт зеркальный блеск. Необходимо наносить несколько слоёв лака, т.к. он очень сильно впитывается высушенным тестом.

Проще всего с детьми освоить технику лепки из солёного теста, выполняя отдельные детали, а затем собирая из них композиции.

Из солёного теста с дошкольниками можно лепить:

Насекомых (бабочки, стрекозы, пчёлы, божьи коровки, пауки, гусениц и др.)

Цветы (ромашки, лютики, незабудки, цветы шиповника, розы и др.).

Ягоды (чёрная и красная смородина, виноград, малина, шиповник и др.)

Фрукты (яблоки, груши, виноград, апельсины, лимоны и др.).

Овощи (помидоры, огурцы, морковь, картофель, редис и др.)

Различные хлебобулочные изделия (сушки, булочки, рогалики, крендельки и т.д.)

Атрибуты для сюжетно - ролевых игр (накормим обедом: рыба, яичница, колбаса, бутерброды и т.д.).

Корзины, вазы, подставки под пасхальные яйца, венки, подсвечники, рамки для фотографий.

Подводный мир (рыбы, водоросли и др.)

Лепка из солёного теста организуется на занятиях, в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Возможны варианты: основа изготавливается на занятии, например, корзина. Наполнение корзины фруктами, цветами и ягодами происходит в совместной деятельности, а раскрашивание - на занятии по рисованию или в самостоятельной деятельности детей. Это позволяет поддерживать интерес детей к данному виду работы.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕЛКИХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Мелкие орнаментальные детали в изготовлении просты. Являются важными элементами для составления композиций, особенно хорошо смотрятся в настенных панно. С их помощью можно украсить практически любое изделие (венки, подковы, плетенки, подсвечники, подставки и пр.). При их изготовлении можно использовать различные предметы: расческа (наносит на тесто ажурный узор), различные пуговицы (поверхность теста делается рельефной), чесноковыжималку (для получения лапши – паутинки), фигурные формочки и пр.

При изготовлении мелких деталей, ребенок приучается к аккуратности и тщательности.

Цветы.

Скатать тесто недлинными колбасками толщиной 1 – 1,5 см. Нарезать колбаски одинаковыми кусочками и скатать из них шарики. Шарики сплющить и сформировать из них лепестки. Накладывая лепестки один на другой, сформовать цветок. Середину цветка смочить водой и сверху положить маленький шарик. Для лучшего соединения, кончики лепестков смачивать водой с помощью кисточки. Обратить внимание детей на то, что из одних и тех же заготовок можно лепить разные цветы: лютики, незабудки, цветы шиповника. фиалки. Для изготовления ромашки, нарезанные кусочки скатывают не в шарики, а в маленькие колбаски, затем цветок собирается.

Ягоды.

Скатать тесто небольшими колбасками толщиной 1 – 1,5 см. Нарезать колбаски одинаковыми кусочками и скатать из них ровные шарики. Выложить шарики кучкой в произвольном порядке, скомбинировать их с листиками.

Если в ягодке сделать небольшую дырочку спичкой, то получится черника, а если вставить душистую гвоздичку, то получится рябинка (из большего шарика таким образом можно сделать яблочко).

Листики.

Скатать тесто колбасками. Нарезать колбаски одинаковыми кусочками и скатать из них шарики. Каждый шарик сплющить в плоский кружок. Сжать кружок с одной стороны, чтобы получились остроконечные листики (яблоневый листок, листок с куста розы). Если нарезанные кусочки скатать в маленькие колбаски, сплющить, чтобы получились небольшие овалы, то можно собрать рябиновую ветку.

Прожилки можно нанести стекой или нарисовать при раскрашивании изделия.

Фрукты и овощи.

Скатать тесто колбасками толщиной 1,5 – 2 см. Нарезать колбаски одинаковыми кружочками и скатать из них ровные шарики. Каждому шарику можно придать различную форму: груши, яблока, помидора, апельсина, моркови и т.д.

Каждое изделие дополнить деталями: груше сделать зубочисткой небольшую аккуратную дырочку, с другой стороны прилепить, смазав водой, черенок и листик (если груша большая, то можно вместо дырочки вставить перчинку или душистую гвоздичку); картофилине сделать глазки; морковку добавить хвостик и т.д. Не забывать все детали смачивать водой.

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ МЕЛКИХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Из мелких орнаментальных деталей можно составить различные композиции.

На уже готовую основу для подсвечника ребенок выкладывает по краю тонкий жгутик для свечки и украшает подсвечник ягодками, листиками, цветами.

Подобным образом выполняется работа по изготовлению подставки под пасхальное яйцо.

Корзинки с цветами, ягодами или фруктами выполняются в два этапа. Сначала дети лепят корзинку: тесто раскатать толщиной 2 -3 мм, формочкой вырезать круг, разделить его на две части, к одной из частей приклеить водой ручку (просто колбаска или скрученный жгут из двух колбасок). После того, как корзина высохнет, можно украшать ее различными мелкими деталями.

Из мелких орнаментальных деталей выполняются и настенные панно: составляются букеты, создаются картины природы, передаются сюжеты сказок и т.д.

Как правило, дети выполняют изображение индивидуально. Но особое удовлетворение им доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей или небольшой группы. Такая форма работы дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, развивает привычку к взаимопомощи. Темы таких композиций могут быть различны: «На лугу», «Во дворе», «На дне морском» и т.д.

НАСЕКОМЫЕ

Дети с огромным удовольствием лепят различных жучков, букашек, бабочек, пчел и т.д. Они являются прекрасным дополнением различных картин, настенных панно.

Обратите внимание детей на то, что крылья у бабочек, стрекоз, пчел похожи на листики и лепестки цветов. Их туловища – это колбаски, а голова – шарики (во время лепки обращайте внимание на пропорции). Для раскрашивания и украшения бабочек используйте бисер, оформительский гель.

Божьи коровки, паучки и др. жуки лепятся из кружков различной величины. Их лапки, усики - из маленьких колбасок.

ПТИЦЫ

К лепке птиц можно приступать, когда ребенок освоил приемы лепки листиков и лепестков.

Из двух расплющенных кружков (маленький – голова, большой – туловище) можно сделать сову на ветке (с совятами). Добавить глаза клюв. Снегиря, синицу лепят из трех кружков (голова, туловище, крыло) Добавить глаза, клюв, лапки и др. особенности.

Из трех листиков (маленький – голова, большой – туловище, средний - крыло) и одной колбаски можно сделать утку (с утятами), аиста, лебедя, дятла. Оперение выполняется с помощью ножниц.

Замечательно, если ваши птицы будут плыть по речке, стоять в зарослях камыша, сидеть на зеленой или заснеженной ветке дерева.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ АТРИБУТОВ ДЛЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР

Ведущая деятельность дошкольника – игра. И гораздо интереснее играть, когда ты «продаешь» морковку, картошку, сливы, сделанные своими руками. А как аппетитно выглядят яичница, жареная рыба, колбаса, булочки, ватрушки! И все это сделано руками детей.

Хлебобулочные изделия.

Из теста, раскатанного тонким слоем вырезать стекой треугольник. Закатать, начиная с острого конца, получится круассан.

Из небольшого кусочка теста вылепить вытянутую булку, нанести поперек и слегка наискосок стекой ложбинки, получится батон.

Украшения для уголка ряженья.

Из соленого теста для маленьких модниц можно делать различные украшения.

Медальоны различной геометрической формы, в виде сердечек, колечки, украшенные ягодками, цветами, буквами.

Помогите ребенку освоить несложные приемы лепки из соленого теста и он будет удивлять, и радовать вас и себя замечательными поделками!


Комочек соленого теста -
Лепить из него интересно!
Комочек из теста мягкий,
На ощупь приятный и гладкий.
Лежит у меня на ладошке,
Слепить из него могу кошку,
Слоненка слепить или мишку,
Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,
Слепить из него что - не знаю.
Комочек помяла немножко,
Слеплю ему ручки и ножки,
Слеплю ему ушки и глазки,
И вместе отправимся в сказку!

Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста (тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Образовательная деятельность тестопластикой способствуют развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Тесто удивительно пластичный материал для лепки различных фигур. Соленое тесто - экологически чистый материал. Образовательная деятельность тестопластикой способствуют развитию мелкой моторики и координации руки в целом, развитию речи, творчества, фантазии и эстетического вкуса.

Способы и приёмы лепки

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Занимаясь с детьми лепкой из солёного теста, решается ряд очень важных задач:

1. Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности детей.

2. Воспитание интереса к изобразительной деятельности и эмоционально-положительному отношению к ней.

3. Развитие изобразительных навыков и умений.

4. Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, уподобление(на что похоже), выделение характерных признаков.

5. Развивать восприятие, воображение, память, внимание, мелкую моторику.

Конструктивный способ : наиболее простой, изображаемый предмет лепится по частям.

Пластический способ : всё изделие выполняется из целого куска, без деления на части.

Комбинированный способ : при лепке одного изделия используются конструктивный и пластический способы.

Приёмы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других - пальцы.

· При лепки из солёного теста используются следующие приёмы:

· Скатать, раскатать, расплющить, отщипнуть, разрезать стекой, согнуть.

· При соединении частей используются приёмы: прижать, вдавить.

Материалы

Солёное тесто.

Существует несколько способов приготовления солёного теста. Рецепт: 200 грамм муки, 400 грамм соли (желательно мелкой), 250 грамм холодной воды.

Также вам понадобятся: дощечки, кисточки, для украшения изделий, гуашь

Основные техники

Объёмные детали следует лепить на столе, покрытом клеёнкой или на пластиковой доске.

Чтобы крепление деталей и элементов друг к другу было надёжным, места их соединения необходимо смачивать водой с помощью мягкой кисти.

Воздушная сушка (использование тепла солнечных лучей) - самый экономичный способ, но и самый длительный; комбинированный - изделие выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке. Нельзя сушить изделия на батарее. При постукивании по готовому изделию раздаётся звонкий звук.

При раскрашивании готовых (высушенных) изделий используйте гуашевые краски - их цвета наиболее яркие и стойкие. Проще всего с детьми освоить технику лепки из солёного теста, выполняя отдельные детали, а затем собирая из них композиции.

Из солёного теста с дошкольниками можно лепить:

Насекомых (бабочки, стрекозы, пчёлы, божьи коровки, пауки, гусеници др.)

Цветы (ромашки, лютики, незабудки, цветы шиповника, розы и др.).

Ягоды (чёрная и красная смородина, виноград, малина, шиповник и др.)

Фрукты (яблоки, груши, виноград, апельсины, лимоны и др.).

Овощи (помидоры, огурцы, морковь, картофель, редис и др.)

Различные хлебобулочные изделия (сушки, булочки, рогалики, крендельки и т.д.)

Атрибуты для сюжетно - ролевых игр (накормим обедом: рыба, яичница, колбаса, бутерброды и т.д.).

Подводный мир (рыбы, водоросли и др.)

Лепка из солёного теста организуется в совместной деятельности ив самостоятельной деятельности детей.

Изготовление мелких орнаментальных деталей

Мелкие орнаментальные детали в изготовлении просты. При их изготовлении можно использовать различные предметы: расческа (наносит на тесто ажурный узор), различные пуговицы (поверхность теста делается рельефной), фигурные формочки и пр.

При изготовлении мелких деталей, ребенок приучается к аккуратности и тщательности.

Цветы.

Скатать тесто недлинными колбасками толщиной 1 - 1,5 см. Нарезать колбаски одинаковыми кусочками и скатать из них шарики. Шарики сплющить и сформировать из них лепестки. Накладывая лепестки один на другой, сформовать цветок. Середину цветка смочить водой и сверху положить маленький шарик. Для лучшего соединения, кончики лепестков смачивать водой с помощью кисточки. Обратить внимание детей на то, что из одних и тех же заготовок можно лепить разные цветы: лютики, незабудки, цветы шиповника. Фиалки. Для изготовления ромашки, нарезанные кусочки скатывают не в шарики, а в маленькие колбаски, затем цветок собирается.

Ягоды.

Скатать тесто небольшими колбасками толщиной 1 - 1,5 см. Нарезать колбаски одинаковыми кусочками и скатать из них ровные шарики. Выложить шарики кучкой в произвольном порядке, скомбинировать их с листиками.

Если в ягодке сделать небольшую дырочку спичкой, то получится черника, а если вставить душистую гвоздичку, то получится рябинка (из большего шарика таким образом можно сделать яблочко).

Листики.

Скатать тесто колбасками. Нарезать колбаски одинаковыми кусочками и скатать из них шарики. Каждый шарик сплющить в плоский кружок. Сжать кружок с одной стороны, чтобы получились остроконечные листики (яблоневый листок, листок с куста розы). Если нарезанные кусочки скатать в маленькие колбаски, сплющить, чтобы получились небольшие овалы, то можно собрать рябиновую ветку.

Прожилки можно нанести стекой или нарисовать при раскрашивании изделия.

Фрукты и овощи.

Скатать тесто колбасками толщиной 1,5 - 2 см. Нарезать колбаски одинаковыми кружочками и скатать из них ровные шарики. Каждому шарику можно придать различную форму: груши, яблока, помидора, апельсина, моркови и т.д.

Каждое изделие дополнить деталями: груше сделать зубочисткой небольшую аккуратную дырочку, с другой стороны прилепить, смазав водой, черенок и листик (если груша большая, то можно вместо дырочки вставить перчинку или душистую гвоздичку); картофилине сделать глазки; морковку добавить хвостик и т.д. Не забывать все детали смачивать водой.

Насекомые.

Дети с огромным удовольствием лепят различных жучков, букашек, бабочек, пчел и т.д. Они являются прекрасным дополнением различных картин, настенных панно.

Обратите внимание детей на то, что крылья у бабочек, стрекоз, пчел похожи на листики и лепестки цветов. Их туловища - это колбаски, а голова - шарики (во время лепки обращайте внимание на пропорции). Для раскрашивания и украшения бабочек используйте бисер.

Божьи коровки, паучки и др. жуки лепятся из кружков различной величины. Их лапки, усики -из маленьких колбасок.

Птицы.

К лепке птиц можно приступать, когда ребенок освоил приемы лепки листиков и лепестков. Из двух расплющенных кружков (маленький - голова, большой - туловище) можно сделать сову на ветке (с совятами). Добавить глаза, клюв. Снегиря, синицу лепят из трех кружков (голова, туловище, крыло) Добавить глаза, клюв, лапки и др. особенности. Из трех листиков (маленький - голова, большой - туловище, средний - крыло) и одной колбаски можно сделать утку (с утятами), аиста, лебедя, дятла. Оперение выполняется с помощью ножниц.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Ведущая деятельность дошкольника - игра. И гораздо интереснее играть, когда ты «продаешь» морковку, картошку, сливы, сделанные своими руками. А как аппетитно выглядят яичница, жареная рыба, колбаса, булочки, ватрушки! И все это сделано руками детей.

Хлебобулочные изделия.

Из теста, раскатанного тонким слоем вырезать стекой треугольник. Закатать, начиная с острого конца, получится круассан.

Из небольшого кусочка теста вылепить вытянутую булку, нанести поперек и слегка наискосок стекой ложбинки, получится батон.

Украшения для уголка ряженья.

Из соленого теста для маленьких модниц можно делать различные украшения.

Медальоны различной геометрической формы, в виде сердечек, колечки, украшенные ягодками, цветами, буквами.

Является самым доступным и удобным материалом для детской лепки.

1 способ (самый легкий) .

  • 2 стакана муки
  • 1 стакан соли
  • 1 стакан воды

соль растворяется в воде, затем добавляется мука и замешивается тесто.

2 способ (более сложный)

  • 1 стакан соли
  • 1 стакан пшеничной муки
  • 1 столовую ложку растительного масла
  • 0,5 стакана воды

ингредиенты перемешиваются ложкой, затем месятся руками до однородного состояния также, как обычное тесто. тесто должно быть крутое, не липнуть к рукам и не крошиться. если тесто плохо лепится, добавьте воды. если липнет к рукам, то добавьте муки.

3 способ (цветное тесто)

чтобы не пришлось разукрашивать изделия можно лепить сразу из цветного теста.

  • 1/2 стакана муки
  • 1/3 стакана соли

в 1/4 стакана воды развести необходимого цвета. постоянно помешивая, добавить полученный раствор в смесь муки и соли, вымесить крутое тесто.

куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски. для этого нужно переминать 2 куска теста до тех пор, пока они не станут однородными.

техника лепки из теста схожа с лепкой из глины или пластилина, но имеются и некоторые особенности:

  • если вы предполагаете сушить поделки естественным способом, на воздухе, то работать нужно на деревянной дощечке. если в духовке, то непосредственно на подносе.
  • прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках.
  • во время лепки держите тесто под пленкой, чтобы оно не подсыхало. каждый цвет нужно держать в отдельной емкости.
  • на тесте можно ставить отпечатки различными предметами, но делать это следует сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы.
  • обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу. но иногда (например, когда один из элементов уже засох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки.
  • если после работы осталось лишнее тесто, его можно держать в холодильнике в целлофановом пакете около недели.

способы сушки

сушить изделия из теста можно в духовке; на открытом воздухе или комбинированным способом.

в духовке сушат при самой низкой температуре (приблизительно 75 градусов) и с открытой дверцей, чтобы оно не потрескалось. когда тесто немного подрумянится, температуру можно поднять до 100 градусов. время обжига, в зависимости от толщины изделия - 1-2 часа. следите за готовностью продукта, так как мелкие детали сушатся намного быстрее. пузыри и трещины - явный признак перегрева поделки. следует уменьшить температуру или переставить противень с изделием на верхнюю полку.

воздухом сушить придется намного дольше (около 3-4 дней). не рекомендуется класть поделки под прямые солнечные лучи или на теплую батарею. так как изделия могут потрескаться и раскрошиться. время от времени детали надо очень аккуратно переворачивать с одной стороны на другую.

комбинированная сушка подходит для объемных лепных изделий. сначала поделку 1-2 дня выдерживают на воздухе, а затем досушивают в духовке.

раскраска, глазировка и лакировка изделий

после полного высыхания изделий приступаем к его раскраске. для этого можно использовать , акриловые или . если при раскраске в гуашь добавить клей пва, то изделие будет слегка блестеть и в дальнейшем не пачкать руки.

глазировка. когда до окончания сушки останется около часа, для придания изделию теплого оттенка его можно покрыть глазурью. для этого каждые 5-10 минут кисточкой наносят солевой (1 часть соли на 2 части воды) или яичный (1 яйцо на 1 стакан воды) раствор.

лакировка. закрепить краску можно с помощью лакировки, используя акриловый лак. он придает поделке блеск и подчеркивает её цвет. акриловый лак водорастворим, нетоксичен и сохнет 6—8 часов. похожего эффекта можно добиться, покрыв изделие клеем пва.

варианты работ

в продаже имеется и на растительной основе. оно хорошо разминается, легко смешивается и, конечно, не липнет к рукам. его не надо запекать в духовке — тесто само стынет на воздухе, причем очень быстро.

Материал к занятию.

1 001 идея интересного занятия с детьми

Мастер-класс «Лепка из солёного теста как один из приёмов формирования духовно-нравственной сферы ученика, его познавательной активности»

Титлянова Елена Юрьевна,МКОУ СОШ №14 г.Слободской, учитель ИЗО, 43 регион

Предмет (направленность): ИЗО

Возраст детей: 7-13 лет 1-7 класс.

Место проведения: урок и внеурочная деятельность.

История лепки из солёного теста:

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста.
В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Один из народных художественных промыслов Эквадора — поделки из ярко окрашенного теста.
В Испании на алтарь приносят хлебные венки.
В Греции традиционно пекут хлебные венки, отделанные ярким орнаментом.
В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.

Соленое тесто в последнее время стало очень популярным. Изделия, сделанные из соленого теста, красивы, элегантны и долговечны.

Цель технологии: создание условий для формирования духовно-нравственной сферы ученика, его познавательной активности

Задачи применения технологии на уроке:

    Повышение познавательного интереса, формирование духовно-нравственной сферы обучающихся через погружение в национальную культуру (УНТ, христианские праздники, традиционные Вятские праздники, верования, обычаи)

    Создание условий для освоения обучающимися предлагаемой технологии

    Восстановление и сохранение здоровья обучающихся через применение технологии лепки из солёного теста

    Формирование УУД школьников в ходе освоения технологии

Суть технологии:

Дидактическую ценность данной технологии можно оценить в трёх направления:

1. Занятия по освоению данной технологии целесообразно строить на материале, представляющем художественную, воспитательную, духовно-нравственную ценность. Поэтому происходит внимательный отбор методического материала для занятия.

2.Технология лепки из солёного теста основана на формировании проектных умений школьника: видение продукта проекта от эскиза до готового продукта (постановка целей, определение хода работы, практическая работа по плану с применением творческих способностей)

3. Лепка оказывает колоссальное целительное влияние на здоровье человека. Дело в том, что во время лепки активизируются биологически активные точки, расположенные на кончиках пальцев рук и в центре ладони. Происходит самомассаж ладоней, начинает восстанавливаться внутренний энергетический баланс всего организма. Восстанавливается душевное равновесие, что особенно благоприятно для здоровья человека с возбудимой нервной системой. А работа с экологически чистыми материалами (соль, мука, вода, масло) оказывает лечебное и тонизирующее действие на весь организм человека в целом. Таким образом, лепка является частью Арт-терапии, позволяющей раскрыть творческий потенциал человека, высвободить его скрытые энергетические резервы.

Ход работы в рамках технологии:

(в зависимости от возраста учеников)

Подготовительный этап:

Данный этап по технологии больше затрагивает деятельность учителя. Педагог выбирает формы работы, темы занятий, предлагает объекты для изготовления.

Основной этап:

(в зависимости от возраста:

Младшие школьники – готовое тесто

Старшие школьники – с этапом изготовления теста)

Формирование УУД ученика

Чтение народных сказок, былин, изучение традиционных народных праздников

Личностные:

Личностное, жизненное самоопределение;

Нравственно-этическая ориентация.

Создание эскиза индивидуального или коллективного продукта

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные:

Целеполагание – постановка учебной задачи

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Прогнозирование –предвосхищение результата

Изучение приёмов лепки

Познавательные:

поиск и выделение необх. способов лепки, структурирование знаний. Постановка и решение проблемы – формулирование, самост. создание способов решения проблемы

Применение изученных приёмов лепки в создании продукта

Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эскизом

Коррекция. Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

Оценивание собственных и коллективных результатов

Коммуникативные:

Постановка вопросов (поиск и сбор информ.)

Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)

Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации

Заключительный этап:

(описание процедуры прохождения презентации: «Ярмарка мастеров», «Пасхальный подарок» — связь с народными и христианскими праздниками)

Работа над презентацией продукта

Результативность.

Рецепты соленого теста.

Рецепт1
1 чашка муки, 0,5 чашки соли мелкого помола, если соль крупная, ее лучше растворить в воде, 1ст ложка растительного масла (можно и меньше, еще вместо масла добавляют обычный крем), вода.
Рецепт2
300 г муки, 300 г соли, 1 столовая ложка растительного масла, 200 г воды.
Рецепт3
1 столовая ложка муки с горкой, 1 столовая ложка соли, 1 столовая ложка воды, несколько капель растительного масла. Для большего количества теста все компоненты увеличьте в одинаковых пропорциях.

Рецепт 4 цветное тесто

    Стакан муки перемешиваем с половиной стакана соли, ванилином для запаха и ложкой растительного масла.

    Перемешиваем и раскладываем поровну по мискам.

    В каждую миску добавляем пищевой краситель (на кончике чайной ложки). Такие пакетики с краской у многих остаются от праздника Пасхи. В каждую миску немного добавить воды, чтобы можно было замесить тесто.

    Для придания интенсивных естественных оттенков используют какао-порошок. Перед добавлением в тесто его разводят в небольшом количестве теплой воды.

Золотое и серебряное тесто

Золотое и серебряное тесто — роскошь!? А сделать его очень просто: замешайте в тесто золотую или серебряную краску (гуашь или акрил) или гель с блестками для гуаши. Его хорошо вводить в тесто вместе с золотой краской.

Как приготовить тесто

Вам понадобятся: соль «Экстра», пшеничная мука, растительное масло, вода, большая миска, стакан и столовая ложка.

Всыпьте в миску 1 стакан соли и 1 стакан муки и перемешайте соль с мукой столовой ложкой. Затем влейте 1 столовую ложку растительного масла и полстакана воды, перемешайте ложкой и месите руками до однородного состояния так же, как обычное тесто.

Положите полученную массу в полиэтиленовый пакет и поместите в холодильник на 2-3 часа. После этого из теста можно лепить. Если после занятий лепкой у вас еще останется тесто, то храните его в холодильнике в полиэтиленовом пакете.

Рабочее место и инструменты

Для того чтобы лепить из теста, надо не так уж много.

Во-первых - стол. Его желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеенкой. Кроме того, вам нужна рабочая доска. Лучше всего для этой цели подойдет кусок плотного картона, покрытый сверху листом фольги для запекания.

На стол надо поставить 2 ёмкости: 1 - с водой и 1 - с растительным маслом.

Кроме того, вам понадобятся: небольшая тряпочка, кисточка для акварели, острый нож, остро заточенный карандаш, шило или толстая иголка, скалка (можно заменить ее гладкой бутылкой), колпачок от фломастера или шариковой ручки.

Приёмы работы с солёным тестом

1.Создадим из солёного теста простые формы: шарики, колбаски, лепешки.
Изготовление шарика:

— возьмите кусочек теста и круговыми движениями покатайте его между ладонями.

Изготовление лепёшки:

Скатайте шарик, расплющьте его, получится лепешка (иногда это удобно делать прямо на изделии).

Изготовление капли:

Скатайте шарик, защипните шарик с одного конца и потяните, поворачивая шарик, продолжайте вытягивать носик.
Изготовление колбаски:

— покатайте кусочек теста между ладонями движениями вперед-назад.
(если, катая колбаску, надавливать на один из ее концов сильнее, чем на другой, получится морковка-конус; если колбаску покатать карандашом,

— получится лента. Учтите, чтобы тесто не прилипало, и карандаш и рабочую доску, на которой вы раскатываете ленту, нужно чуть смочить растительным маслом)

Изготовление ленты:

Изготовьте колбаску, расплющьте её в пальцах или прямо на изделии.

Изготовление геометрических фигур:

Раскатайте скалкой кусок теста по доске, вы получите пластину (не забудьте смазать и скалку, и доску растительным маслом; сделайте это тряпочкой, которая лежит у вас на рабочем столе).

— вырежьте линейкой, смазанной маслом, фигуры с прямыми сторонами, например треугольники или квадраты. Ведите линейку медленно и плавно, чтобы на краях разреза не образовывались трещины.

Изготовление фактурной поверхности теста:

На поверхность теста приложите разные предметы (красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки), с небольшим усилием надавите, чтобы на тесте получился чёткий отпечаток. Помните: делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы.

Сушка

Сушка фигурок из соленого теста осуществляется в духовке при температуре 50-80 градусов в течение часа и более (время сушки зависит от толщины фигурки). Другой вариант — сушить соленое тесто на батарее.

Перед сушкой духовку включают на самый маленький нагрев. Противень ставят на верхнюю полку и держат там до тех пор, пока изделие не начнет подрумяниваться. После этого противень переставляют на среднюю полку.

Если при подсушивании на изделии стали появляться пузыри или оно стало вздуваться, необходимо немедленно уменьшить температуру нагрева, иначе на обратной стороне изделия появятся трещины.

Изделие считается высушенным, если при постукивании по нему пальцем раздается звонкий звук. Если звук — глухой, то изделие внутри еще сырое и процесс сушки можно продолжить.

Воздушная сушка

При воздушной (без нагрева) сушке влага из изделия испаряется очень медленно: за один день изделие просохнет на глубину не более 1 мм.

Комбинированная сушка

После нескольких дней воздушной сушки изделия досушивают в духовке. Этот способ подходит для объемных изделий

О муке:

Лучше использовать недорогие сорта муки, в которых нет эмульгаторов, разрыхлителей и других добавок.

Ржаная мука придает готовому (просушенному) изделию теплый коричневый оттенок, но если тесто замесить только на ржаной муке, оно получится твердым, неэластичным, а при лепке будет крошиться. Вот поэтому ржаную муку смешивают с пшеничной.

О воде:

Воду в тесто добавляют понемногу и только холодную.

О соли:

Соль должна быть мелкой и однородной. Излишек соли может придать тесту ломкость и хрупкость, а после сушки на изделии могут появиться трещины.

Краски

Готовые изделия раскрашивают водорастворимыми красками (гуашь, темпера).

Перед раскрашиванием изделие можно загрунтовать белой краской.

Раскрашивание

Раскрашенные изделия из соленого теста смотрятся очень нарядно. К раскрашиванию приступают после того, как грунтовка высохнет.Краски не следует наносить слишком толстым слоем, поскольку после высыхания поверхность изделия может слегка потрескаться.

Лакирование

Для закрепления красок и защиты изделий от влаги используются прозрачные художественные или мебельные лаки. Лак не только придает блеск и законченность поделке — он предохраняет ее от воздействия влаги и постепенного крошения.

Способы и примеры работы с соленым тестом.

Способы и примеры работы с соленым тестом. Как можно обыграть сам процесс лепки с ребёнком
Автор статьи не известен. Простые фигурки которые можно слепить раскрасить с детьми

Рецепт:

2 стакана пшеничной муки
1 стакан самой мелкой соли
1 стакан ХОЛОДНОЙ воды
Насыпьте в салатницу муку и соль, тщательно перемешайте, затем сделайте углубление, куда вылейте сразу всю воду. Качество материала можно улучшить:
- добавив в классический рецепт 1 столовую ложку картофельного крахмала, обязательно просеяв его, чтобы не было комочков, увеличим пластичность материала;
- добавив 1-2 чайные ложки обойного клея повысим прочность изделий.

Дешево и очень легко в приготовлении
Легко окрашивать (гуашь, акрил, масло... может быть даже акварель (не пробовала)

Довольно хрупкое (особенно это касается мелких деталей)
Если не добавлять крахмал, тесто при высыхании пойдет трещинами

Советы, как сделать подобные игрушки

Игрушки лучше делать большого размера (минимум 20 см), иначе вы замучаетесь с лепкой мелких деталей.
Почти все детали приклеивались с помощью небольшого количества воды на основу.
Прорисовка бороды и др., понятно, иголка или зубочистка.
Обязательно начинайте лепить фигурки на бумаге, которая и будет задней стороной игришки. Когда тесто высохнет, аккуратно вырежте фигурку
В возрасте 1,5-2 лет лучше всего лепить из соленого теста. Оно очень мягкое, пластичное, не пачкает, в отличие от пластилина. Рецептов соленого теста очень много.

Для наших первых шедевров возьмем самый простой: взять 1часть муки, 0,5 части соли мелкого помола, все смешать. Добавлять понемногу горячую воду, чтобы замесить крутое тесто. Можно добавить 1ст.л. растительного масла. Чтобы тесто получилось цветным, добавьте в него гуашь. Готовое тесто можно хранить в холодильнике в целлофановом пакете до 10 дней.

Что можно делать с тестом в 1,5-2 года:

Тыкать в него пальчиком; хлопать по тесту ладошкой, плющить его ладошкой, размазывать пальцем, отщипывать кусочек, прилеплять кусочек,
катать «колбаски» ладошкой, катать маленькие «колбаски» или «колобки» пальчиком, резать стекой «колбаску», плющить «колобки» в лепешку ладошкой или пальчиком.

Вот примеры того, как можно обыграть сам процесс лепки.

1. Мы катаем «колобки». Что это будет?

Колобок, который можно посадить игрушечной лисичке на «носок» (а может лисичку слепит мама). Колобку зубочисткой сделать глаза, нос и рот,
корзинка яблок, апельсинов, помидоров, которыми можно угостить игрушки,
мячики, снеговик,
гусеница из маленьких шариков,
елочные шары, которые можно прилепить на нарисованную елочку.

2. Делаем «колбаски». Что будет?

Веревочка, сосиска для кошки змейка или червячок,
соединим два конца «колбаски» и будет бублик. Можно сделать целую связку бубликов на веревочке,
скатаем спиралькой, получим улитку, розочку, плюшку.

3. Плющим «колобки», делаем «блинчики». Что будет?

Сами «блинчики», пицца, тарелка, шляпка гриба,
торт, если сложить несколько «блинчиков», украсить торт фасолью или горохом, воткнуть спички-свечки.
Ну, вот наконец-то крошка свободно катает «колобки», делает «колбаски и «блинчики». Пришло время задуматься о создании первых поделок.

Что можно сделать:

1. Нарисуйте или приклейте вырезанную птичку на лист. Нарисуйте кормушку. Предложите ребенку «накормить» птичку. Надо отщипывать маленькие кусочки и прилеплять их к кормушке. Как вариант, накормите курочку, утку или гуся.
2. Нарисуйте полосатую рыбку, предложите ребенку прилепить на полоски «колбаски».
3. Раскатайте тесто в пласт около5-7 мм, пусть ребенок попробует формочками для печенья вырезать фигурки. Затем раскатайте еще один пласт, вырежьте из него круг или квадрат и с помощью воды приклейте фигурки на пласт, сделав орнамент. Когда тесто высохнет, раскрасьте свое произведение гуашью.
4. Нарисуйте на бумаге простую фигуру, можно треугольник или квадрат. Попробуйте вместе с ребенком прилепить «колбаску» по контуру фигуры.
5. Можно любую фигуру замазать внутри тестом.
6. А можно на лепешке из теста сделать разные отпечатки: ключа, листика, игрушки, монетки и т.д.

Очень часто в поделках из соленого теста используется крупа. Вот примеры вариантов поделок с крупой и соленым тестом.

1. Раскатать лепешку из теста, взять фасоль и вдавить ее в тесто. Можно даже составить узор. Не стоит давать малышу сразу много крупы, достаточно для начала 5-6 фасолинок.
2. Облепите соленым тестом маленькую баночку. Пусть ребенок украсит ее фасолинками, фигурными макаронами, кусочками шерстяных ниток. Потом эту баночку можно раскрасить. Получится оригинальная вазочка.
3. Можно облепить тестом спичечный коробок. Скатать четыре колобка, расплющить их и сделать колеса. Сверху на коробок вдавить фасолинки или горошинки. Чем вам не тачка? А может это вагончик или автомобиль?
4. Обмажьте тестом грецкий орех и фундук. Пусть ребенок обкатает их в пшене или кукурузной крупе. Соедините орешек – получился цыпленок!
5. А если обмазать грецкий орех тестом, сделать глазки из перца, нос и рот, получится колобок!

И в заключении, немного о сушке изделий из соленого теста.

Положите поделку на противень, застеленный фольгой, так у вас не прилипнет поделка к противню.
Сушить можно в духовке при самой низкой температуре с приоткрытой дверцей. Сначала надо поставить противень на верхнюю полку и выдержать там до тех, пока изделие не начнет подрумяниваться. После этого можно уже переставлять противень на среднюю полку – деформации уже не будет.

На открытом воздухе поделки сушатся в течение нескольких суток.

В статье мы привели лишь некоторые приемы, способы и примеры работы с соленым тестом. Но пусть они натолкнут вас на новые идеи и вдохновят на новые совместные с малышом творения.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Рецепты красоты
Для любых предложений по сайту: [email protected]