Кто такие турки на самом деле. История и этнология. Факты. События. Вымысел

Турки-месхетинцы являются одной из самых древних народностей. По мнению некоторых исследователей, их появление относится еще ко времени правления царицы Тамары.

Однако в последние несколько десятилетий этот народ занимает весьма неоднозначное место на политической и географической арене. Это связано с тем, что в настоящее время точно не установлена этническая принадлежность месхетинских турок. Впрочем, они и сами не могут прийти к единой точке зрения относительно своей идентификации. Рассмотрим самые интересные сведения о происхождении, истории и современном состоянии этого древнего народа.

Появление месхетинских турок

Турки-месхетинцы, происхождение которых относится еще к 11 столетию, появились как народность в те времена, когда происходило массовое заселение тюрками Закавказья и Малой Азии. В пограничных с Грузией районах постепенно формировался особый этнос. В области Месхетского хребта происходили массовые переселения, особенно связанные с приходом монголов в 13-14 столетиях.

Что значительно повысило численность турок на этих территориях. Особенно если учитывать, что Месхетия была гораздо менее защищена от вражеских атак с юга. Все эти факторы повлияли на ассимиляцию местных жителей османскими турками.

История 16-19 веков

В 1555 году территория Месхетии была присоединена к Османской империи. Таким образом, она оказалась под сильным влиянием турецкого этноса и культуры. Началась массовая ассимиляция местных жителей. Это касалось и культуры, и религии (особенно поощрялся добровольный переход в ислам), и языка (разговорный турецкий становился межнациональным на смешанных территориях).

Далее, как гласит история, турки (месхетинцев, кстати, как и жителей других подчиненных местностей, называли именно так, конкретизируя этот этноним названием конкретной местности, в данном случае Месхетии) благополучно сохраняли свое владычество в этих областях вплоть до 1826. Тогда край был оккупирован русскими войсками, а еще спустя три года большинство его районов официально отошло к Российской империи.

Нужно отметить, что в то время численность населения только города Ахалцихе превышала пятьдесят тысяч человек. А впоследствии она начала стремительно уменьшаться. В конце 19 столетия начались массовые гонения на турок. Они были организованы вооруженными армянскими боевиками. Тогда лидеры местных турок сплотились и организовывали все, что было в их силах для поддержания спокойствия и порядка в регионе.

Месхетинские турки в 20 столетии

С образованием Грузинской ССР земли, на которых жили турки-месхетинцы, официально вошли в ее состав. Когда началась Великая Отечественная война, почти все взрослые мужчины были призваны на поля сражений. Из сорока тысяч более двадцати восьми пали в те годы.

А уже в 1944 г. началась первая волна масштабного выселения месхетинских турок из родных мест. Более ста тысяч человек было отправлено в Узбекистан, Киргизию и Казахстан. Турки-месхетинцы, фото которых того периода наглядно и живописно демонстрируют все ужасы и лишения страшных для них лет, были расселены по разным районам и территориям без права изменения постоянного места проживания. Спустя много лет им была возвращена возможность свободно передвигаться по стране, при этом на родину возвращаться им было запрещено. Однако большинство приняли решение остаться на насиженных местах. С тех пор для этого народа начинается пора скитаний, которая, по большому счету, не завершилась и теперь.

Летом 1989 года после межэтнических столкновений и волнений в Фергане многие из месхетинских турок были вынуждены эмигрировать. Большая их часть направилась в Азербайджан, где им была предоставлена государственная помощь.

Значительное число представителей этого народа переехало в Турцию. Однако многих из них не устроили условия, которые предложило им правительство, планировавшее расселить их в бедных регионах.

Современное состояние народа

В настоящее время вопрос репатриации и идентификации месхетинских турок становится все более острым. Грузия почти двадцать лет назад обязалась принять их на историческую родину. Но реальных шагов для достижения этой цели так и не было предпринято. Недостаточно решительная позиция правительства и недружелюбное отношение к репатриантам местного населения привели к тому, что сейчас в Грузии проживает около одной тысячи представителей народа.

Некоторые турки-месхетинцы отправились в Америку по масштабной государственной программе. Всего было охвачено более шестидесяти городов. Но на данный момент действие программы приостановлено.

Таким образом, месхетинские турки остаются этносом, который по сей день ищет свою утраченную родину.

Язык и культура

В процессе ассимиляции населения естественным образом наблюдалось и смешение языков, причем доминирующим становился турецкий. Он играл роль межнационального, в то время как грузинский постепенно вытеснялся. И сегодня месхетинцы общаются между собой на одном из диалектов турецкого языка. Впрочем, многие лингвисты заявляют об особом наречии, что поддерживают некоторые ученые-тюркологи. Отметим, что подавляющее большинство населения (по разным данным, до 85 процентов) свободно владеет русским языком.

Депортация негативно повлияла на общее состояние традиционной культуры. Значительный ее пласт был утрачен. Однако религия, фольклор и высокое этническое самосознание остаются существенными консолидирующими факторами.

Проблемы идентификации

Как утверждают некоторые ученые, исследующие данный вопрос, в этногенезе турков-месхетинцев принимали участие многие народы. Возможно, именно поэтому их идентификация и сегодня является предметом многочисленных дискуссий и научных споров. Впрочем, большинство самих месхетинцев придерживается протурецкой версии своего происхождения. Эту же позицию поддерживает и наиболее активная общественная организация «Ватан». Интересно, что ее лидеры отмечают, что наиболее дружественным к народу оказался Азербайджан.

Месхетинцы в мире

Как уже было указано выше, за последние десятилетия турки-месхетинцы расселились по всему миру. Сегодня общая их численность составляет около полумиллиона человек. При этом наиболее крупные группы проживают в Казахстане и Турции. Значительное их количество обрело пристанище в Азербайджане, США и Киргизии. Небольшие группы проживают в Украине, Грузии и некоторых других странах.

Турки-месхетинцы в России обосновались в основном в Ставропольском крае. А в одном из местных населенных пунктов они составляют большинство населения. Всего же, по последним данным, в России проживает около девяноста тысяч месхетинских турок.

Известные представители этноса

Турки-месхетинцы дали миру немало прославленных личностей. В их числе восемь героев Советского Союза, два Героя Социалистического Труда, один лауреат Ленинской премии. Также среди них много известных спортсменов, в частности борцов и футболистов, именитых ученых, артистов и журналистов.

Как и весь народ, эти люди рассеяны по всему миру и представляют разные страны. Будем надеяться, что в конце концов месхетинские турки все же обретут вожделенный дом.

Территория, ныне называемая Турцией, на самом деле является территорией Ромейской (Византийской) империи, захваченной в своё время турками.
Турки же возникли в Х веке на территории Уральской области Казахстана. Первоначально это было племя под названием кынык, обитавшее на берегах Сырдарьи при впадении её в Аральское море. Племя кынык и по сей день обитает в местности Камыстыколь в Чапаевском районе Западного Казахстана и входит в состав байбакты из Младшего жуза.
Кыныки входили в состав племенного объединения Беджене, известного на Руси как печенеги.Появление турок тесно связано с событиями в соседнем с кочевьями печенегов . В 740 году один из хазарских правителей Булан, женившись на еврейке, перешёл в иудаизм и принял еврейское имя Сабриэль. Однако основное население Хазарии оставалось язычниками, среди которых постепенно пускало корни магометанство, распространявшееся проповедниками из Хорезма. Хазарские иудеи тут же были освобождены от налогов, и вся тяжесть налогового гнёта пала на неиудейскую часть населения. Налоговый гнёт был настолько суровым, что люди бежали в степь или добровольно просились в рабство иудеям. Естественно, такое правительство у коренного населения популярностью не пользовалось, и воевать за его интересы не желало, при первой возможности переходя на сторону противника. Поэтому иудейское правительство Хазарии вынуждено было для поддержания порядка внутри страны и для удержания в повиновении вассальных стран, использовать чужеземных наёмников. Основу хазарской армии составляли предки будущих – носители нахско-дагестанских языков. Однако для того, чтобы они не сговорились и не совершили переворота, хазары стали разбавлять армию наёмниками из состава живших в нынешнем Западном Казахстане печенегов. Одним из таких отрядов и командовал некий племенной бек Сельджук Дукакович Кыныков. Сельджук пользовался доверием царя Иосифа, поскольку в 955 в 20-летнем возрасте году принял иудаизм.

После разгрома нашими войсками Хазарского каганата наёмники оказались на вольных хлебах. Служившие хазарам печенеги начали нападать на Русь. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 они участвовали в битве под Аркадиополем на нашей стороне, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги князя Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их в 992 году на Трубеже, но в 996 сам потерпел от них поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов. Сельджук же объявил себя мусульманином и был со своим отрядом принят хорезмшахом Абу-Абдаллах Мухаммадом на службу в чине мукаддама. Ему в кормление был передан город Дженд в Кзыл-ординской области нынешнего Казахстана и его окрестности. Сельджук получил право обирать население подконтрольных территорий и обязался охранять вверенный ему участок хорезмийской границы.

В 995 году последний хорезмшах из династии Афригидов Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча. В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи. К тому времени отряд Сельджука разросся до крупного войска, корпусами которого командовали старшие сыновья Сельджука Израиль и Михаил, и младшие Муса, Юсуф и Юнус, родившиеся уже после принятия Сельджуком ислама. Поскольку при захвате Хорезма сыновья Сельджука не поддержали прежнего правителя и признали власть Махмуда Газневи, последний стал раздавать сыновьям и внукам Сельджука губернаторские должности. Однако в 1035 году кыныки, которых в ираноязычном Хорезме звали туркменами, во главе с внуком Сельджука Тогрулбеком Михайловичем, его братом Даудом (Давидом) и их дядей Мусой Сельджуковичем ушли из Хорезма. Они форсировали Амударью и расселились на территории современной Туркмении. Преемник Махмуда Газневи Масуд, опасаясь потерять Хорасан, двинул летом свое войско на туркменов. Туркмены устроили засаду и разгромили султанскую армию.

В 1043 году туркмены захватили сам Хорезм, а также почти весь Иран и Курдистан. В 1055 году туркменами был захвачен Багдад и весь Ирак. При султане Алп-Арслане, племяннике Торгула, умершего 4 сентября 1063, правившем в 1063-72 годах, была завоёвана Армения (1064) и одержана победа над византийцами при Манцикерте (1071). В этой битве один из византийских военачальников Андроник Дука, объявив, что император погиб, дезертировал с поля боя, вследствие чего битва была проиграна, а в плен к Алп-Арслану попал император Византии Роман IV Диоген. Через неделю он был отпущен Алп-Арсланом под условие выдачи сельджукских пленных и уплаты миллиона золотых.

С этого момента началось завоевание Малой Азии, то есть той территории, которая сейчас представляет собой азиатскую часть Турции. Эта территория принадлежала Риму и составляла несколько римских провинций – Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия. После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Восточной Римской империи. Малая Азия была захвачена турками с 1071 по 1081 в основном уже при сыне и преемнике Алп-Арслана Мелик-шахе. Своего наибольшего политического могущества государство турок-сельджуков достигло при султане Мелик-Шахе (1072-92). При нём турками были подчинены Грузия и Караханидское государство в Средней Азии.

После распада Сельджукской державы под ударами татар-монголов, в Малой Азии продолжал существовать Румский султанат от тюркского названия Рима Рум. Первоначальным центром государства была Никея, с 1096 года столица была перенесена в город Конья, из-за чего Румский султанат в нашей литературе часто называют Конийским. В результате феодальных распрей и вторжения монголов Конийский султанат к началу 14-го столетия году распался на ряд бейликов. В одном из этих бейликов правил бей Осман. В 1299 году он отделился от Румского султаната, а в 1302 году разбил войска Византии под командованием Георгия Музалона.Византия потеряла фактический контроль над сельскими областями Вифинии, из-за чего в ходе дальнейших осад лишилась и оставшихся изолированных крепостей. Поражение вызвало массовую эмиграцию христианского населения, что изменило демографическую ситуацию в регионе. Тем не менее, завоевание Вифинии османами было постепенным, и последний византийский оплот - Никомедия, был захвачен ими в 1337 году. Последняя кампания Османа, перед смертью от старости, была направлена против византийцев в городе Бурса. После смерти Османа I власть Османской империи начала распространяться над Восточным Средиземноморьем и Балканах.


В 1352 году османы, переправившись через Дарданеллы, впервые самостоятельно ступили на европейскую землю, захватив стратегически важную крепость Цимпу. Христианские государства упустили ключевой момент, чтобы объединившись, выбить турок из Европы, и уже через несколько десятилетий, пользуясь междоусобицами в самой Византии, раздробленностью Болгарского царства, османы укрепившись и освоившись, захватили большую часть Фракии. В 1387 году, после осады, турки захватили крупнейший, после Константинополя, город империи, Салоники.

Турецкое государство, быстро набиравшее мощь и успешно боровшееся за расширение своих границ и на западе, и на востоке, давно стремилось к завоеванию Константинополя. В 1396 году османский султан Баязид I подвёл свои войска под стены великого города и семь лет блокировал его с суши, но Византию спасло нападение на турецкие владения эмира Тимура. В 1402 году турки потерпели от него сокрушительное поражение при Анкаре, что на половину столетия отсрочило новую большую осаду Константинополя. Несколько раз турки нападали на Византию, но эти атаки не удавались из-за династических конфликтов в турецком государстве. Так был сорван поход 1423 года, когда султан Мурад II снял осаду города из-за слухов о восстаниях в его тылу и обострения придворных интриг.
В 1451 году к власти в Османском султанате пришёл Мехмед II, убивший в борьбе за трон родного брата. Зимой 1451-1452 гг. Мехмед начал строительство крепости в самом узком месте пролива Босфор, отрезая тем самым Константинополь от Чёрного моря. Византийские послы, направленные Константином узнать цель постройки, были отосланы обратно без ответа; посланные повторно были пленены и обезглавлены. Это было фактическим объявлением войны. Крепость Румелихисар или Богаз-кесен (с турецкого - «перерезающий пролив») была достроена к августу 1452 г., и установленные на ней бомбарды стали обстреливать византийские корабли, ходящие через Босфор в Чёрное море и обратно. Мехмед II после постройки крепости подступил к стенам Константинополя в первый раз, но через три дня отступил.
Осенью 1452 года турки вторглись в Пелопоннес и напали на братьев императора Константина, дабы они не сумели прийти на помощь столице (Сфрандизи Георгий, «Большая Хроника» 3;3). Зимой 1452-1453 начались приготовления к штурму самого города. Мехмед издал приказ турецким войскам захватить все ромейские города на фракийском побережье. Он считал, что все прошлые попытки взять город провалились из-за поддержки осаждавших с моря. В марте 1453 турки сумели взять Месемврию, Ахелон и другие укрепления на Понте. Силимврия была осаждена, ромеи блокированы во многих местах, но продолжали владеть морем и на своих кораблях опустошали турецкий берег. В начале марта турки раскинули лагерь у стен

Константинополя, а в апреле начались земляные работы по осаде города. 5 апреля к столице подошла основная часть турецкой армии. 6 апреля Константинополь был полностью блокирован.
9 апреля турецкий флот подошёл к цепи, перекрывавшей Золотой Рог, но был отбит и вернулся в Босфор. 11 апреля турки сконцентрировали тяжёлую артиллерию напротив стены над руслом речки Ликоса и начали бомбардировку, которая длилась 6 недель. 16 мая турки начали вести подкоп под стены возле Влахернского квартала, в то же время их корабли под звуки труб и барабанов 16, 17, и 21 мая подходили к цепи у Золотого Рога, пытаясь привлечь к себе внимание, чтобы скрыть от греков шум подкопа, но ромеи сумели все-таки обнаружить подкоп и стали вести контр-подкопы. Подземная минная война закончилась в пользу осаждённых, они взрывали и затопляли водой проходы, вырытые турками. 29 мая 1453 года после длительной осады город пал. Константинополь стал столицей Османской империи.
Император Константин IX Палеолог бросился в бой как простой воин и был убит. Его наследником сал его брат Фома, дочь которого Софья Фоминична стала женой нашего великого князя Ивана III. В 1490 году в Москву прибыл ей брат Андрей, ставший после смерти отца наследником византийского престол, и передал права на престол своему зятю. Его дочь Мария вышла замуж за нашего воеводу верейского удельного князя Василия Михайловича Удалго, троюродного брата великого князя московского Ивана III Васильевича.

История формирования турецкого народа. Ту́рки - тюркоязычный народ, основное население Турции. Общая численность около 81 млн человек. Большинство верующих мусульмане-сунниты (около 90 %), распространены суфийские тарикаты. Малая Азия с древнейших времен была населена разными древними народами, которые совсем не являются прямыми предками современных турок. 40 тыс.лет назад там было немногочисленное население – их современные историки и археологи часто называют кроманьонцами, я считаю, что это были потомки переселенцев с уходящего под воду Атлантиды – потомки атлантов. Именно кроманьонцы являются основой всех европеоидных народов современной Европы. В 22 тыс.лет днэ – туда (в юго-восточную часть М.Азии) проникает новый народ – аккадийцы (это древняя основа семито-хамитских народов). С 12 тыс.лет днэ – в западную часть М.Азии начинают проникать племена ориньякской культуры (это тоже поздние потомки переселенцев с Атлантиды), это были тоже европоиды. 7500 г.днэ – на территории Турции сформировалась культура Хаджилар. Племена этой культуры были тоже европейцами – потомками предыдущих жителей М.Азии. 6500 г.днэ – сформировалась Анатолийская культура – потомки предыдущих культур. К 3900 г.днэ – племена Анатолийской культуры кроме М.Азии заселили всю территорию Кавказа и север Месопотамии. Население этой культуры были предками хурритов. К 3300 г.днэ – на территории Кавказа и на севере Месопотамии образовалась новая культура племен Куро-Аракского неолита, между племенами М.Азии и племенами куро-аракского неолита появились небольшие отличия. Но по прежнему население М.Азии было европеоидным (европеоиды средиземноморского типа). К 2500 г.днэ – на территории М.Азии сформировалась культура Полатлы – это культура является продолжением анатолийской культуры. Но на западное побережье М.Азии проникла Крито-Микенская культура (племена этой культуры – минойцы, пришли с территории Древней Греции). К 1900 г.днэ – с севера, на территорию М.Азии начинают проникать многочисленные племена лувийцев, хеттов, палайцев – это индоевропейские племена. Заселение М.Азии индоевропейцами шло постепенно. К 1300 г.днэ – основным населением М.Азии стали хетты. Палайцы и лувийцы занимали небольшие территории. В западной части проживали греческие племена (ахейцы) и троянцы (это потомки ионийцев смешанные с ахейцами). К 1100 г.днэ – произошли сильные этнические изменения. С запада на территорию М.Азии вторгаются фригийцы (они расселяются вплоть до северо-востока М.Азии). Юго-запад М.Азии заселяют карийцы (греческие племена вытесненные из Греции дорийцами). Основное население М.Азии (хетты) получают свое новое название – каппадокийцы. Лувийцы постепенно получили тоже свое новое название – ликийцы. На основе палайцев и вторгшихся на их территорию восточных фригийцев начинает формироваться новый народ – армяне. 700 г.днэ – на северо-запад М.Азии вторгаются племена мисийцев (это часть фракийцев, живущих на Балканском полуострове). 200 г.днэ – на территорию М.Азии вторгаются кельтские племена галатов Этнический состав населения М.Азии становится все слложнее. Но благодаря походам Александра Македонского и последующего создания эллинских государств в М.Азии все большее распространение получает греческий (эллинский) язык. 200 год нашей эры – не смотря на то, что территория М.Азии стала частью Римской империи, господствующим в М.Азии остался греческий язык. 395 год – территория М.Азии стала частью Византийской империи, где греческий язык был главным. Все народы М.Азии – каппадокийцы, галаты, вифины, понтийцы, пафлагонийцы, карийцы, писидийцы, мисийцы, киликийцы – все пользовались греческим языком. Но востоке территории современной Турции господствовал армянский язык (на территории бывшего государства Великая Армения). Армянским языком активно пользовалось население Киликии, там много жило армян. В восточной Анатолии этнический состав населения был более разнообразным: там помимо греков обитали лазы, грузины, курды, арабы. В предпосылках для образования собственно турецкой народности важную роль сыграло языковое влияние тюркютов, сложившихся в I тыс. н. э. изначально далеко от современной Турции на территории Алтая и в степях Центральной Азии. Тюркские элементы стали проникать в Малую Азию и на Балканы начиная с конца IV века, когда здесь появились гунны. Византийский историк Феофан сообщает о живущих во Фракии и на Босфоре гуннах. Однако В.А.Гордлевский относил первоначальное проникновение тюрок в Малую Азию к VIII-X вв., полагая, что в это время здесь появились тюркские племена карлуков, канглы, кыпчаки. В 530 году Византия поселила в Анатолии (районы города Трапезунда, рек Чорох и Верхний Евфрат) часть булгар. Позднее для защиты византийских границ от персов император Юстиниан II в 577 году, а в 620 году и император Ираклий, поселили на территории Восточной Анатолии аварских воинов. Несмотря на то, что первоначальное проникновение тюркских элементов носило эпизодический характер, они не оставили отпечатка в этнической истории Малой Азии. Эти тюрки, расселившись среди местного населения, ассимилировались и растворялись в нём, но в определённой степени подготовили начало тюркизации Анатолии (территории Турции). Накануне и одновременно с сельджукским завоеванием тюрки проникали в Малую Азию с северо-запада, с Балкан: печенеги (во второй половине IX-XI вв.), узы (в XI в.), куманы (в XI-второй половине XII вв.). Византия селила их в пограничных провинциях. Массовое проникновение тюркских племён в М.Азию началось в XI веке, когда сюда под эгидой сельджуков вторглись огузы и туркмены. В завоевании Малой Азии участвовали тюркские племена кынык, салур, авшар, кайы, караман, байандыр. Наибольшую роль из них сыграло племя кынык, в особенности та часть, которая возглавлялась предводителями из рода Сельджуков. В 1071 году сельджукский султан Алп-Арслан нанёс сокрушительное поражение византийскому императору Роману IV Диогену в битве под Манцикертом и захватил самого императора в плен. Успеху сражения сопутствовало и то, что тюрки, находящиеся в рядах византийской армии (на правом фланге - узы из Фракии, на левом - печенеги), перешли вместе со своими вождями на сторону сельджуков. Победа под Манцикертом открыла огузо-туркменским племенам дорогу в глубь Малой Азии. Первоначально расселение огузо-туркменских племён, видимо, происходило путём их традиционного деления на правое (бузук,бозок) и левое (учук,учок) крыло (фланг). Продвигаясь на запад племена бузук, как правило, селились севернее племён учук. Как показывает анализ анатолийской топонимии, по дороге огузские племенные объединения распадались, из чего может следовать, что в дальнейшем какого-либо порядка расселения огузо-туркменских племён уже не соблюдалось. Этому способствовало проводимая Сельджукидами политика, намеренно расчленявшие сильные племенные образования и распределявшие их частями по разным районам страны. Вместе с кочевниками-скотоводами в Малую Азию хлынули и полукочевники, занимавшиеся помимо скотоводства также и земледелием. С ними пришли присоединившиеся в пути крестьяне-земледельцы из Ирана, Арабского Ирака. Будучи степными жителями эти тюркские племена, продолжая сохранять привычный для них уклад жизни, поселились на равнинных местах, преимущественно на плоскогорье центральной Анатолии, охватывающий пространство от истоков реки Кызыл-Ырмак до Кютахьи. По мнению М. Х. Йынанча для кочевий и поселений они выбирали не горы, а равнины, и потому на первых порах ими были освоены степи Центральноанаталийского плоскогорья. Здесь тюрки (в значительной степени они принадлежали к племени кынык) оказались в большинстве по отношению к местному населению. Заселив Центральную Анатолию огузы и туркмены двинулись на запад - через горные перевалы Западной Анатолии - и вышли к Эгейскому морю, затем, преодолев горы Ильгаз, достигли Черноморского побережья. С XIII века они проникли в горы Ликии и Киликии, спустившись отсюда к побережью Средиземного моря. Одна из ветвей сельджукидов вскоре образовала в Анатолии Румский султанат; ещё одна тюркоязычная династия - Данишмендиды, стала правящей в регионе Сивас. Переселение тюркских племён происходило и позднее. Так, после уничтожения в конце XII века хорезмшахом Тешеком сельджукского султаната в Иране, часть просельджукских племён ушла в Анатолию. В XIII веке, сюда, спасаясь от монгольских завоевателей, ушли как тюрки, так и нетюрки. Вместе с остатками войск хорезмшаха Джелал ад-Дина здесь появилась часть племён уничтоженного монголами государства Хорезмшахов, которые, по сообщениям хронистов Несеви и Ибн Биби, поступили на службу к сельджукскому султану Рума. По сей день на юге Турции кочует юрюкское племя хорзум. В XI-XII вв. много тюрок перешло на оседлость. Началось этническое смешение оседлых тюрок с местным, преимущественно с исламизированным, оседлым населением, что положило начало тюркизации части коренного населения Малой Азии. В процессе этногенеза участвовали греки, армяне, грузины, а также арабские, курдские, южнославянские, румынские, албанские и другие элементы. К началу XIV века на территории Анатолии образовались десятки самостоятельных государственных образований - бейликов, существовавшие вплоть до XVI века. Все они образовались на племенной основе как объединения кочевых и полукочевых тюркских племён вокруг правящего рода. В отличие от сельджуков, язык администрации которых был персидский, анатолийские бейлики использовали турецкий язык в качестве формального литературного языка. Правители одного из таких бейликов - Караманиды овладели столицей сельджукидов - Коньей, где в 1327 году тюркский язык стал употребляться в качестве официального - в канцелярской переписке, в документах и т. п.. И хотя караманидам удалось создать одно из сильнейших государств в Анатолии, основную роль в объединении всех тюркских бейликов под своей властью сыграло небольшое османское государство, правители которого происходили из племени кайы. Вопрос о сложении турецкой народности Н.А.Баскаков полагает, что турки как народность стали существовать только с конца XIII века. По мнению А. Д. Новичева турки сложились в народность к концу XV века. Д. Е. Еремеев относит завершение формирования турецкой народности к концу XV - первой половине XVI в. Современные турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племен (в основном огузы и туркмены), переселившиеся в XI-XIII вв. из Средней Азии и Персии, и местного малоазийского населения. Издававшаяся в конце XIX - первой половине XX вв. в Российской империи энциклопедии Брокгауза и Ефрона писала, что «османы (имя турок считается насмешливым или бранным) были первоначально народом урало-алтайского племени, но вследствие массового прилива из других племён совершенно утратили свой этнографический характер. В особенности в Европе нынешние турки являются по большей части потомками греческих, болгарских, сербских и албанских ренегатов или произошли от браков турок с женщинами из этих племён или с уроженками Кавказа». В период монгольских завоеваний огузское племя кайы откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-Дином и поступило на службу к сельджукскому султану Рума. В 1230-х гг. вождь племени кайы Эртогрул получил от султана на границе с Византией владение на р. Сакарья с резиденцией в городе Сёгют. Его сыну Осману I султан в 1289 году присвоил титул бея. В 1299 году Осман I провозгласил своё княжество самостоятельным государством, став основателем новой династии и государства, вошедшее в историю под названием Османская империя. В результате завоевательных походов османским султанам удалось овладеть византийскими владениями в Малой Азии, во второй половине XIV-XV в. они завоевали Балканский полуостров, а в 1453 году султан Мехмед II Фатих взял Константинополь, положив конец существованию Византийской империи. История формирования турецкого народа еще раз напоминает нам, что нет «чистых» народов – все современные народы сложились в результате длительных исторических событий, среди любого народа есть представители других народов (которые забыли о прошлом своих предков). И в настоящее время в состав турецкого народа постепенно вливаются другие народы – курды, арабы, лазы, черкесы, татары, армяне, которые пользуются турецким языком. Постепенно они забывают свое прошлое (прошлое своего народа). А турецкие политики по прежнему мечтают восстановить великую Османскую империю, завоевав весь Ближний Восток и Северную Африку. Об этом же мечтают лидеры ИГИЛ, но они мечтают восстановить Арабский Халифат. Но одни и те же события в истории не повторяются.

Это настоящий ритуал, при выполнении которого необходимо строго следовать определенным требованиям. Специалисты уверены, что вкусный кофе можно приготовить только в специальной посуде - джезве, которая в России более известна как турка.

Джезва - это небольшой сосуд для варки кофе, который имеет специфическую форму - он резко расширяется в своей нижней части и сужается кверху. Турка обязательно должна быть медной, так как этот материал не позволяет напитку быстро остывать, и кофе будет более насыщенным.

История появления этой посуды для приготовления кофе очень любопытна. Африканские кочевники, первые оценившие достоинства такого напитка, как кофе, варили его в котелках из меди (самого распространенного тогда материала). Они постоянно кочевали, и возить с собой емкости большого объема им было проблематично, поэтому со временем котелки потеряли свои размеры и были существенно сужены. На свет появилась далла, представляющая собой металлический кувшин всего с одной ручкой и длинным носом. Далла вместе с кофе была завезена на Аравийский полуостров, где ее оценили турки. В Стамбуле даллу существенно модифицировали, в результате чего появилась новая посуда для приготовления кофе, названная джезвой. В чем ее отличие от даллы? Турки сузили горло даллы, чтобы кофе во время приготовления не проливался на угли - настолько ценным считался этот напиток в султанском дворце! Также турки удлинили ручку сосуда, чтобы его было удобнее держать в руках. Так что именно туркам мы обязаны появлением джезвы. Неудивительно, что в Российской империи джезву стали называть туркой. Этот термин прочно вошел в русский, белорусский и украинский словари и сегодня не кажется каким-то необычным.

В Турции принято варить кофе в медной кованой турке, и весь мир считает именно этот материал идеальным для джезвы. Изнутри она обычно покрывается серебром или специальным пищевым оловом, так как эти металлы при нагревании не выделяют вредных веществ и безопасны для человека.

Коническая форма турки неслучайна. Благодаря такой форме посуды кофе "раскрывается", во время заваривания образуется густая пена, особенно любимая кофеманами. Мелкие частицы, которые при нагревании поднимаются вверх, натыкаются на стенки сосуда, останавливаются и вновь опускаются на дно. Благодаря этому гуща в турке оседает значительно быстрее, чем в других емкостях.

Длинная поднятая вверх ручка изготавливается только из тех материалов, которые обладают нулевой теплопроводимостью. Такая ручка не нагревается во время приготовления кофе по-турецки, что очень удобно. Обычно ее делают из дерева.

Приготовление кофе в турке сегодня так же популярно, как несколько столетий назад, когда этот напиток только завоевал сердца европейцев. Появление на рынке быстрорастворимого кофе не вытеснило натуральный кофе в гранулах, он все так же ценится знатоками и любителями кофе. Не изменился и ритуал приготовления кофе в турке. Его мы описываем в статье "Особенности приготовления кофе в турке" .ля приготовления кофе на песке или углях лучше подходит турка шарообразной формы. Если варить кофе на обычной газовой плите, то более подходящей будет продолговатая конусная турка.

На сегодняшний день население Турции составляет 73 миллиона человек. Из них 82% – турки, 11% – курды, в остальную часть входят арабы, греки, армяне и представители других национальностей. Более трех миллионов турков проживают в Германии и других европейских странах. В настоящее время численность населения увеличивается за счет россиян и других жителей стран СНГ.

Конституция Турецкой Республики признает турком каждого, кто родился на территории Турции от матери-турчанки или отца-турка. Самые крупные города Турции – это Анкара, Стамбул, Измир, Адана, Бурса. На востоке Турция граничит с Грузией, Азербайджаном, Арменией и Ираном; на северо-западе – с Болгарией и Грецией; на юго-востоке – с Сирией и Ираком. Турецкую Республику омывают Средиземное, Черное, Эгейское и Мраморное моря.

На территории Турции на протяжении многих веков происходили контакты и ассимиляция разных народов. К примеру, давние жители Малой Азии были похожи на шумеров Месопотамии (теперешний Ирак) и тюрков Центральной Азии. В древности на территорию Анатолии напали индоевропейские племена, которые создали Хеттское царство. Позднее здесь господствовали греки, римляне, византийцы и османы.

Историческая родина тюрок – Алтайские горы. К востоку от их земель жили монголы, а к западу – угро-финны (предки современных финнов, венгров и эстонцев). Постепенно тюрки заселяли Среднюю Азию и создали империю с огромной территорией. В девятом веке тюрки-огузы, проживавшие в Центральной Азии, приняли ислам. Позже их стали называть турками-сельджуками. Из века в век они становились все сильнее. В 11 веке турки-сельджуки завоевали Восточную Анатолию, которая входила в состав Византии. Многочисленные тюркские племена осели на территории Малой Азии, ассимилировав местное население.

Народность курды – одна из двух самых крупных этнических групп турецкого населения (вторая из них – армяне), которые, проживая на территории Турции, избежали ассимиляции с тюрками в эпоху Османской империи. Они обитают в Восточной Турции, в горных и малодоступных районах, их язык, происхождение и культурные традиции очень схожи с персидскими. В 1925 и 1930-х годах курды поднимали восстания за независимость против Турецкой Республики, которые жестоко подавлялись. Очень долгое время на территории курдов действовало чрезвычайное положение, а в 1946 году они получили такой же статус, как и остальные турецкие провинции. До сих пор эта проблема остается чрезвычайно острой, тем более, что в соседних Ираке и Иране проживают довольно сильные курдские меньшинства, оказывающие поддержку турецким курдам.

Турки очень вежливы и обходительны. В трудной ситуации они вам всегда помогут и не оставят в беде. При встрече они всегда приветливы и радушны, этикету придают большое значение. Турки очень хорошо относятся к людям, уважающим их традиции, а если вы знаете хотя бы несколько слов по-турецки – это буквально обезоруживает их. По их религиозным традициям, коренящимся в исламе, подчеркнуто вежливые приветствия и добрые пожелания в адрес друг друга играют для них очень большую роль. Но у них есть и определенные недостатки, сразу бросающиеся в глаза западному туристу: являясь восточным народом, они очень медлительны и непунктуальны. Поэтому, если вы заключаете какую-либо сделку, время и цену подробно обговорите заранее.

Увидев на улице женщину, облаченную в черные одежды, не следует показывать на нее пальцами или фотографировать.

Если вы входите в квартиру, частный дом к туркам или мечеть, нужно всегда перед входом снять обувь и оставить ее перед дверью. А если мечеть многолюдна, обувь можно положить в пакет и взять с собой. Заходя в мечеть, нужно быть прилично одетым, женщине полагается повязать на голову платок; запрещается посещать такие места в шортах, коротких юбках и майках.

Вы не встретите на улице пьяного турка: ислам запрещает распитие алкогольных напитков. Поэтому туристам нужно вести себя соответствующим образом, уважая традиции этой страны.

Внешний вид

Каковы бы ни были традиции, самое ценное в каждой стране – это ее жители. Внешне турки очень разные и очень отличаются друг от друга: от темных брюнетов со смуглой кожей до светлокожих блондинов. Так внешний образ турков отразил все процессы ассимиляции, происходившие на протяжении многих веков в этой стране. Особым предметом мужской гордости являются усы, присущие очень многим туркам, за исключением военных.

Особенности характера

Черты характера турков очень противоречивы в силу того, что в них соединились и Восток, и Запад, и Европа, и Азия. Обостренная национальная гордость соседствует с их комплексом неполноценности. Являясь мусульманами, турки в подсознании считают себя выше других народов, но не брезгуют простой черновой работой и вербуются в качестве дешевой рабочей силы в Западную Европу. Слыша многочисленное количество раз слова «Великая Турция», многие понимают, что до настоящего величия их стране еще далеко. Здесь слишком велико социальное неравенство: от богатых людей, владеющих шикарными виллами в Турции, до обитателей трущоб, еле сводящих концы с концами.

Турки очень ценят дружбу и ради друга они готовы буквально на все. А если кто-то становится врагом, то это навсегда, они в течение длительного времени не меняют своих взглядов и отношения. Турки редко бывают объективны, в их друзья может запросто пробиться человек, просто льстящий им и не испытывающий искренних чувств. Такие люди часто злоупотребляют дружбой и используют ее в своих целях, полагаясь на доброту, безотказность и наивность своего друга. А даже аргументированный спор между друзьями может свести отношения на нет.

Турки самокритичны и обладают хорошим чувством юмора. Но они не приемлют критику со стороны иностранных граждан, и даже одно необдуманное слово может ранить их до глубины души. Туркам никогда не стоит безапелляционно заявлять, что все плохо, им куда приятнее будет услышать, что они делают все неплохо, но нужно стараться делать еще лучше. Давить на турка также не следует, с ним лучше договориться полюбовно.

Огромное значение для всех турков имеет доверие. Они готовы отказаться даже от выгодных предложений, услышав нотки недоверия в свой адрес. Напротив, показывая доверие своему собеседнику, это накладывает на турка чувство еще большей ответственности. Но они не всегда верны своему слову, списывая любые неудачи или промахи на Аллаха. Турки терпимо относятся к представителям всех национальностей, но они все так же неторопливы и неточны, у них абсолютно отсутствует чувство времени. Если они говорят, что сделают завтра, то это может означать, что будет сделано когда-нибудь, например, через неделю. К этому нужно приспособиться, обижаться и злиться на турков бесполезно, а тем более показывать им свою ярость – это ни к чему хорошему не приведет.

Турки подчеркнуто вежливы в общении друг с другом, особенно в маленьких городках. Они предупредительны в отношениях между собой, никогда не создают толчею, а если нечаянно заденут друг друга, то тут же извиняются. Водители уступают дорогу пешеходам и стараются быть взаимно вежливыми, а все недоразумения улаживают мирно и бесконфликтно. Но, к сожалению, в огромных городах (таких, как Стамбул) эта традиция уже исчезает.

Гостеприимство турков уже стало притчей во языцех. Не удивляйтесь,если после одной-двух встреч, они пригласят вас к себе домой и познакомят со всей родней. Если турки приглашают вас к себе на обед, ужин или просто чай, будет невежливым с вашей стороны отказать им, так как они могут воспринять это как личную обиду. Приглашая к себе домой, турки хотят выразить этим свое уважение и доверие к вам. Согласно национальным обычаям, после посещения турецкого дома нужно сделать ответный шаг, пригласив их к себе в гости.

Отношения между противоположными полами у турков совершенно не такие, как у нас. Турки относятся к женщине исключительно как к объекту любви, поэтому они не приемлют отношения к женщине как к товарищу, другу или коллеге по работе. Турки предпочитают проводить время с друзьями, и вы редко встретите семейную пару, идущую куда-то вместе,разве что к родственникам. Испокон веков турецкая женщина была хранительницей домашнего очага и сидела дома с детьми, нигде не работая. Но в последнее время в связи с все большей европеизацией Турции можно все чаще встретить работающих женщин и даже занимающих видные посты в государстве.

В Турции запрещены добрачные связи между мужчиной и женщиной, а также не приветствуются гражданские браки. Понравившись друг другу, молодая пара сразу решает пожениться. За пределами дома не принято проявлять чрезмерную нежность по отношению друг к другу. До сих пор здесь существует так называемая полиция нравов, поэтому вы не увидите на улице целующуюся парочку. Только в 2002 году был отменен обязательный тест на девственность среди старшеклассниц.

Даже спрашивать о здоровье жены и передавать ей привет среди турков считается неприличным. Обычно принято спрашивать о здоровье семьи в целом и передавать привет семье, даже если вы были раньше в этом доме и знаете жену.

Находясь в ресторане или на вечеринке, считается некрасивым поступком приглашать на танец чужую жену и садиться на свободное место за стол, особенно, если рядом сидят женщины. Турки – великие собственники и ревнивцы и не допускают даже мысли, что жена может танцевать с кем-то другим.

В вопросе супружеской верности турки бескомпромиссны и даже беспощадны, они не прощают измен, а некоторые могут даже убить. Был такой случай, когда турецкий парламент оправдал полицейского, который убил свою жену и брата, застав их вместе. При этом общественность относится благосклонно к изменам со стороны мужчин.

Большое число поклонников не возвышают девушку в глазах юноши, в то время как в Европе армия поклонников только добавляет девушке авторитета. До настоящего времени девушка в Турции ограничена в своем выборе будущего мужа, и часто браки заключаются по договоренности между родителями жениха и невесты. Сегодняшний день – это переходный период между старыми укоренившимися традициями и новым взглядом на жизнь, и у турчанки, которая активно учится и осваивает новые профессии, сейчас другие потребности и запросы, но мужчины очень часто не хотят этого признавать, поэтому нередко это вызывает кризис в новых семьях.

Семейный уклад

Большую роль для турков играют семейные и родственные связи. В турецких семьях, особенно в деревенских, существует четкая иерархия: жена и дети безоговорочно подчиняются мужу и отцу, младшие братья – старшим братья, а младшие сестры – старшим братьям и сестрам. Старший брат – аби – является по сути вторым отцом для младших братьев и сестер. В его обязанности входит в том числе и охрана чести его сестер, поэтому зачастую он является настоящим тираном для них. Многодетная мать семейства пользуется заслуженным уважением и авторитетом у всей семьи, особенно, если она родила мужу нескольких сыновей.

Авторитет главы семьи – отца – был всегда абсолютным и неоспоримым. С ранних лет в детях воспитывали глубокое уважение к родителям, особенно к отцу, они даже должны были вставать в присутствии отца, а некоторые турки вплоть до зрелого возраста не осмеливаются курить при отце.

У турков, особенно в сельской местности, существуют свои идеалы красоты. Ценятся сильные и полные женщины, могущие взвалить на себя весь груз домашних забот. Турецкая пословица гласит о канонах женской красоты: «Она была так прекрасна, что должна была поворачиваться, чтобы входить в дверь».

Покидая родительский дом, девушка уже становится членом семьи мужа, но здесь она занимает гораздо более низкое место, чем в семье своих родителей. Невестка не считается членом семьи, пока не родит сына. Даже мужа она не имеет права называть по имени, а, обращаясь к новым родственникам, она должна говорить «ваш сын» или «твой брат».

Рождение ребенка, особенно сына, сразу повышает статус молодой женщины в новой семье. И ее тем больше уважают, чем больше у нее сыновей. Но если женщина бесплодна – это для нее настоящая трагедия. Общественность порицает такую женщину, она теряет все свои права, в том числе право на наследство, и сам брак с ней становится под угрозу.

Мужья не обсуждают с другими людьми своих жен и тем более не хвастаются перед друзьями своими победами на любовном фронте. В маленьких городках и деревнях вы никогда не увидите супругов вместе. Проявление нежности по отношению к своей жене считается неприличным. А если мужчина вернулся после длительной командировки, его встречают в первую очередь родственники мужского пола, за ними – мать и сестры, а последней – жена.

До сих пор для женщин существуют некоторые запреты со стороны мужчин. Так, не принято, чтобы женщины без мужского сопровождения посещали какие-либо вечеринки, увеселительные заведения или рестораны.

Жизнь холостяка – не свойственное для Турции явление, особенно в деревне. Считается странным, если парень не женился до 25 лет. В настоящее время молодые семьи уже не живут с родителями, часто они снимают квартиры в Турции , а также родители могут купить им недорогую недвижимость в Турции . Молодые пары с родителями часто навещают друг друга. Здесь очень любят ходить в гости, устраивать чаепития и дарить друг другу небольшие подарки.

В Турции не встретишь такого явления, как приюты или дома для престарелых, характерные для европейского или американского образа жизни. О пожилых родственниках принято заботиться до конца жизни. Здесь даже соседские отношения пронизаны теплом и вниманием, а уж забота о близких родственниках – это прямой долг каждого турка.

Отвары
Для любых предложений по сайту: [email protected]