Крестильная каша: старинные традиции. Как приготовить кашу из пшеничной крупы

К каше на Руси издавна относились уважительно, посвящая этой разновидности блюд пословицы и поговорки, а также используя каши в качестве ритуальных кушаний. Так, по случаю крещения младенца подавалась крестильная каша. С приготовлением и употреблением такой каши было связано немало обрядов.

Раньше и теперь

Современному человеку сложно оценить, как важны были ритуальные действия в жизни предков. За соблюдением всех неписаных законов и правил зорко следили пожилые женщины, которые назубок знали все приметы и поверья. И очень многие такие приметы были связаны с кашами. Связь эта неслучайна: блюда из зерновых сопровождали человечество с древнейших времен, с тех пор как первобытные люди догадались печь лепешки из измельченных зерен диких растений.

С тех самых пор каши стали основой питания. Естественно, отношение к кашам было в высшей степени уважительным. Во время приготовления хозяйки молились о хорошем урожае или о здоровье близких, нашептывали заговоры и старались быть в хорошем настроении . Тогда и каша удавалась на славу – она дарила энергию и отличное самочувствие.

С кашей были связаны различные приметы, например, именно это кушанье, по слухам, предпочитали домовые. Чтобы умилостивить домового, ему клали на блюдечко немного каши, а тогда в доме был мир и лад, вся работа спорилась, а детишки рождались крепкими и здоровыми. С кашей были связаны и другие приметы, причем в разных регионах они отличались друг от друга. Где-то считали своим долгом угощать гостей хотя бы небольшой порцией каши, а где-то боялись треснувшего горшка, обещавшего неурожай.

Со временем народный рацион менялся. Сначала каша потеряла былую популярность у знати, потом от нее понемногу стали отказываться горожане. Дольше всего каша оставалась важнейшим продуктом питания для крестьян, но постепенно и в селах стали все реже готовить блюда из зерновых. Несмотря на попытки диетологов популяризировать кашу, это блюдо сегодня готовится сравнительно редко. Варят кашу лишь иногда на завтрак и – в качестве ритуального блюда – в честь таких важнейших событий в человеческой жизни, как рождение и смерть, вернее крестины и поминки.

Крестины

Для исповедующих православие крестины – это настоящее духовное рождение человека, поэтому этот день всегда был особенным. Помимо собственно крещения малыша счастливые родители в этот день обязательно устраивали праздничную трапезу. Блюда праздничного обеда могли быть весьма разнообразными в зависимости от возможностей семьи, но каша подавалась обязательно. И чем больше был горшок каши, тем более счастливую жизнь обещал он новорожденному.

Крестильную кашу ели не просто так, а по правилам. Когда на стол ставился горшок с дымящимся угощением, гости начинали выкупать право угощать кашей остальных. Первой давала деньги кума (крестная мать), за ней – все остальные гости, и последним самую большую сумму выкладывал кум. Крестный отец также рисовал на поверхности каши различные фигуры, обещающие счастливую жизнь и крепкое здоровье ребенку. Интересно, что часто деньги выкладывались непосредственно на кашу: позже эту кашу прямо с деньгами несли молодой матери в качестве угощения и подарка.

Что же касается счастливого отца, то ему доставалась каша «с потехой». Потеха заключалась в том, что блюдо от души солили (вернее сказать, пересаливали), а заодно и перчили также обильно, сдабривали хреном и горчицей от души. Съесть такую кашу отец должен был всю, без остатка, хотя слезы наворачивались на глаза. Мучили отцов не просто так: считалось, что таким образом они лучше могли понять жену, пережившую мучительные роды. Кроме того, повышенное количество соли использовалось для изгнания злых духов, которые могли поселиться в доме после рождения малыша.

Отцовскую кашу готовили отдельно, а из ее поедания делали целое представление. Другим же гостям доставалась совсем другая каша – сладкая, молочная, вкусная. Эта каша «от повитухи» несла в себе добро, не зря ее лично готовила женщина, принимающая младенцев. Сладкая каша также съедалась вся, без остатка. Горшок, в котором она варилась, после этого разбивали на счастье. А в некоторых регионах такую кашу подавали к столу не в горшке, а в шапке из богатого меха – это обещало ребенку в будущем крепкое здоровье и хороший доход.

Кумовья тоже ели кашу особенным образом. Ложки они держали выпуклой частью кверху. Вряд ли такой способ еды был удобным, но традиция предписывала зачерпывать кашу именно так, чтобы крестник рос здоровым и не был сутулым. А чтобы малыш скорее начал бегать, крестной приходилось быстро бежать на реку стирать кусочки полотна из купели.

Современные традиции

О вкусе отцовской «злой» каши особо не заботились – готовили ее, не жалея соли и перца. Порой крупу для такой каши варили не на молоке или воде, а на вине. Что же касается сладкой каши от бабок-повитух, то ее варили обычно из гречневой крупы на молоке. В такую кашу щедро добавляли масло и мед, чтобы она была вкусной, а младенцу обещала жизнь легкую и сладкую.

Сегодня «злую» кашу уже, наверное, никто не варит. Сладкие же каши на крестины в традиционном стиле подают и поныне. Варят их, конечно, не бабки-повитухи и уж тем более не акушерки из родильных домов, а сами молодые матери или бабушки малышей.

Для варки каши может использоваться традиционная гречка , пшенная крупа или даже рис. Не возбраняется добавлять к каше пряности или сухофрукты – главное, чтобы блюдо получилось сладким, вкусным и не вредным для кормящей матери. И, конечно, гостям не стоит по старинным обычаям класть деньги прямо в кашу: в точки зрения гигиены это далеко не лучший способ дарить подарки.

Мария Быкова


Пшеничная каша - древняя спутница человека - ее даже в Ветхом завете упоминают. В культуру питания человека она пришла с появлением пшеницы, которую человек употреблял и целыми запаренными зернами, и перемолотую на муку - в лепешках, и дробленую на каменных жерновах - в виде каши. Из целых зерен пшеницы наши исторические предки варили и современные христиане продолжают готовить кутью (коливо, канун, сочиво), которые поливают медом, медовой сытью, или посыпают сахаром, приправляют дроблеными орехами, фруктовым или ягодным вареньем и даже молоком.

Способы ее приготовления сильно-то не изменились: огонь, емкость, вода и дробленая пшеница в виде пшеничной крупы. Изменилась, возможно, ее роль - она стала не основной, а добавочной пищей. В последнее время в семейном рационе ее не слишком-то жалуют.

Но для пшеничной каши наступают добрые времена: все больше просвещенных людей обращают на нее свое гастрономическое внимание, потому что она достаточно калорийный натуральный продукт - источник углеводов и витаминов группы В. Помимо того, доступна по цене, не имеет противопоказаний, кроме людей, болезненно реагирующих именно на группу витаминов В, но они об этом знают и осторожно относятся ко всем продуктам такого витаминного содержания.

Пшеничную кашу употребляют как универсальный гарнир к любому мясному или рыбному блюду или как самостоятельный десерт с добавлением цукатов и свежих фруктов, подслащивают натуральным медом, посыпают очищенными и дроблеными орехами, поливают фруктовым джемом или сиропом. Варили и сейчас варят и на молоке, и на бульоне, и просто на воде. О пользе любых каш, тем более пшеничной говорить много не нужно - о ней все с самого детства знают.

Такая каша входит и в программу здорового питания и в лечебные диеты. В зависимости от рецепта приготовления и добавок она может быть и повседневным и праздничным блюдом. В индустриальных масштабах из нее готовят сухие концентраты, чтобы легко и быстро можно было приготовить горячую пшеничную кашу и в походных условия и на дачном участке, для быстроты - даже дома.

Из исходного продукта - обмолоченной пшеницы - вырабатывают два вида пшеничной крупы: «Артек» и «Полтавскую». Первая - это крупа мелкого дробления, ее по этой причине используют для вязкой молочной и каши на воде. Кроме того, добавляют в запеканки и биточки. «Полтавская» разновидность пшеничного продукта - это очищенные цельные или крупного дробления зерна, пригодные как для приготовления рассыпчатой пшеничной каши, так и для добавления крупы в суп.

1. Классический рецепт пшеничной каши на воде

Такую кашу можно есть в качестве основного блюда, как десерт или как гарнир к мясу, жареной рыбе, к бефстроганов из печени, с мясной, грибной или сливочной подливой. Если предпочитаете каши рассыпчатые, пшеничную крупу промыть под теплой водой в сетчатом дуршлаге - в ней станет меньше крахмала и каша получится рассыпчатая! Если предпочитаете вязкую кашу, то промойте холодной водой или, перебрав, варить непромытую.

Ингредиенты:

  • крупа пшеничная - 1 стакан;
  • вода питьевая - 2 стакана;
  • масло сливочное или оливковое - по предпочтению;
  • соль и сахар - по вкусу.

По классическому рецепту пшеничную кашу на воде готовят так:

  1. Крупу перебрать и всыпать в кастрюлю подходящего объема, залить нужным количеством воды, довести до кипения, посолить, перевести огонь в режим малый и варить в течение 15-20 минут при периодическом помешивании.
  2. Кашу, заправив маслом, накрыть полотенцем и дать упариться минут 10-15.
  3. Если вода испарилась больше, чем необходимо, а крупа не готова, долить небольшими порциями, чтобы не перелить, горячего кипятка и варить до полной готовности крупы.

Подавать в горячем виде. Если каша задержалась, то ее можно пустить на пшеничные котлетки, для чего добавить немного манки, вбить сырое куриное яйцо, обвалять в сухарях панировочных и обжарить на сливочном топленом масле. Подавать горячими со смесью сметаны и сгущенки. Особенно дети оценят такой десерт.

2. Домашний рецепт сладкой пшеничной каши на молоке

Любителей такой каши найдется немало - она же какая вкусная! А на завтрак для всей семьи - лучший вариант: вкусно, калорийно и полезно. Готовится просто, но требует пребывания в духовке около 40 минут - утро придется начинать с готовки молочной каши.

Ингредиенты:

  • крупа пшеничная - 0,5 стакана;
  • молоко натуральное свежее - 1 литр;
  • сахар - 1 столовая ложка;
  • масло сливочное - по вкусу;
  • соль поваренная - 0,5 чайной ложки.

По домашнему рецепту сладкую пшеничную кашу на молоке готовят так:

  1. В кастрюльке с достаточно толстым дном вскипятить указанную норму свежего молока, предварительно проверив на створаживание.
  2. В закипевшее молоко всыпать при помешивании пшеничную крупу и при очередном закипании огонь убрать до минимального, чтобы протомить кастрюлю с закрытой крышкой в продолжение 40 минут, по истечении которых огонь выключить, крышку снять, ввести масло, кашу помешать и дать под полотенцем настояться около 10 минут.

Подавать горячую - сахар и другие сладости на столе. Кому сладости недостает, пусть в свою тарелку добавит. Если каша получилась гуще или жиже, чем вам бы хотелось, в другой раз увеличьте или убавьте количество крупы.

3. Пшеничная каша с грибами по деревенскому рецепту

Секрет своеобразия этой каши заключается в том, что варится она на грибном бульоне, который сразу же изменит ее привычный вкус. Самый вкусный отвар дают грибы белые из них-то и нужно варить эту деревенскую кашу.

Ингредиенты:

  • крупа пшеничная - 2 стакана;
  • отвар грибной - 6 стаканов;
  • грибы свежие любые - 400 граммов;
  • лук репчатый - 4 небольшие луковицы;
  • масло сливочное - 80 граммов;
  • масло растительное - 2-4 столовых ложки;
  • соль поваренная - по вкусу.

Пшеничную кашу с грибами по деревенскому рецепту готовят так:

  1. Грибы отварить, откинуть на дуршлаг, а слитый бульон в нужном объеме вылить в кастрюлю, где на нем и будет вариться деревенская каша из пшеничной крупы.
  2. Чуть остудив грибы, нарезать их кусочками любой формы.
  3. Растопить на сковороде сливочное масло и влить в него небольшой объем растительного масла. В этой кипящей смеси обжарить измельченные ножом резаные грибы. К концу их обжаривания влить и прокипятить с ними 1 стакан грибного бульона.
  4. Довести бульон в кастрюле до кипения и всыпать в него при помешивании пшеничную крупу, топленое сливочное масло, соль и на слабом огне уварить до полуготовности кашу. После чего выложить при помешивании готовые грибы и поставить кастрюлю в разогретую до +180° С духовку, где ей нужно запекаться около 40 минут.

Кастрюлю с готовой кашей достать, добавить еще немного распущенного сливочного масла и при подаче в горячем виде украсить свежей зеленью. Хороши к ней просто резанные свежие или консервированные овощи, или овощной салат.

4. Оригинальный рецепт пшеничной каши с мясом

Чесночная добавка к этой каше в сочетании с мясом переводит ее в разряд плотного ужина после напряженного трудового дня, после которого перед сном можно и прогуляться на свежем воздухе.

Ингредиенты:

  • пшеничная крупа - 1 стакан;
  • мякоть свинины или филе курицы - 300-400 граммов;
  • чеснок свежий - 2 дольки;
  • морковь свежая - 1 корень;
  • лук репчатый - 2 штуки;
  • масло растительное - 2-3 столовых ложки;
  • перец душистый и черный, лавровый лист - по вкусу;
  • соль поваренная - по вкусу;
  • вода питьевая - 3 стакана.

По оригинальному рецепту пшеничную кашу с мясом готовят так:

  1. Крупу перебрать и промыть.
  2. Вымытое и обсушенное бумажным полотенцем мясо порезать мелкими кубиками.
  3. Овощи почистить, вымыть и измельчить: морковь на терке, чеснок расплющить на разделочной доске прижатием ножа.
  4. В казане или воке обжарить на растительном масле до румяности сначала лук резаный, за ним морковь тертую, к ним добавить чеснок сплющенный и мясо в кубиках.
  5. Влить все количество воды и со специями на умеренном пламени или режиме тушить при периодическом помешивании в течение 25 минут.
  6. К этому времени изъять и выбросить чеснок и лавровый лист, а к мясу всыпать при помешивании пшеничную крупу, довести всю массу до кипения, уменьшить огонь и, время от времени помешивая кулинарной лопаткой, уваривать крупу до готовности.

Кашу с мясом потомить, как сняли с огня, еще минут 10-15 под полотенцем и подать на ужин горячей с овощами.

Для приготовления любой каши из крупы и для пшеничной тоже нужна толстостенная с толстым же дном варочная посуда, чтобы не случилось пригорания, способного внести свою каплю «дегтя». В такой посуде термообработка идет равномерно и качественнее.

Любую крупу, и даже «артек», лучше перебрать на выявление мелкого камешка, соринки и нежелательного «соседа» из ползающих и летающих, хотя в последнее время конкуренция изготовителей и поставщиков привела к достаточно качественным крупам.

Даже благополучную пшеничную крупу любого дробления лучше промыть перед введением в варочную жидкость. Такое промывание улучшается вкус готовой каши.

Когда закипает вода с засыпанной в нее крупой, появляется пена, которую лучше убирать шумовкой.

При переезде в новый дом -

«Хозяйка в последний раз затапливает печь в старом доме-, варит кашу, заворачивает горшок в чистое полотенце и, кланяясь во все стороны, говорит: „Хозяин-батюшка, со жоной, со малыми робятами, поди в новый сруб, поди в новый дом ко старой скотинушке, ко старым людям". Затем печь гасится, горшок с кашей переносится в новый дом, там зажигают впервые огонь в новой печи и в ней доваривается принесенная каша».
Обращает на себя внимание сочетание «нового сруба», «нового дома», «старой скотинушки», «старых людей» в формуле приглашения домового. Но еще более интересным представляется обряд перенесения каши, символизирующий, как справедливо отмечает И. В. Карнаухова, «преемственность между старым и новым очагом».53 К этому следует добавить, что перенесение недоваренной каши и последующее ее доваривание на новом очаге - обряд исключительно высокой степени знаковости, органично сочетающийся с семантикой перехода, со всем комплексом действий по превращению не полностью освоенного в освоенное, готовое, культурное.

КАША
"Целый ряд обрядов, с которыми связано употребление каши, показывает, что каша имеет в народе символическое значение. Не даром ей отведено важное место на первом же пороге жизни крестьянина - на крестинах . Тут каша, поставленная на стол , должна выражать желание новорожденному довольства, счастья , богатства . Поэтому на стол ставят как можно больший горшок каши, дабы и счастье и довольство ребенка было соразмерно величине горшка с кашею. Едение каши сопровождается большими церемониями. Когда ее поставят на стол , непременно в горшке, в котором она варилась, кума придвигает ее к себе и кладет туда три, пять и более копеек; пример кумы вызывает подражание; все гости делают то же; наконец, кум , положив в кашу денег приблизительно более всех, выводит по верхушке ее разного рода фигуры. После этого верхушку, в которой запрятаны деньги, срезают и на тарелке относят родильнице. Остальную кашу начинают есть. В других местах (преимущественно в Малороссии) делается еще так: когда поставят на стол горшок с кашей, то бабка берет ее и, поднявши кверху, бросает потом на стол ; горшок разбивается, и черепки разлетаются в стороны; при этом говорят: "А сэб за нашего N дивки былися" (когда, конечно, младенец подрастет и сделается женихом ). На кашу кладут крендель , и туда все гости бросают деньги, кто сколько может. Собранные деньги заносят родильнице. Самую кашу режут на части и одну подают матери новорожденного, говоря: "Подайте N (имя младенца) кусочек каши: счастье принесет".
Употребление каши на крестинах до того распространено, что раз сосед на кашу зовет - все сразу понимают, что он, значит, зовет на крестины . Еще понятнее, когда бабка на кашу приглашает, ибо бабка только тогда на кашу зовет, когда крестины бывают. Во многих местах за кашу бабке и деньги отдают, и потому бабка старается сохранить старую поговорку: "за кашку грош отдать - младенец жить будет". Бабка во время крестильного обряда обходит обыкновенно гостей с кашею, потчуя сперва отца ложкою каши с солью и перцем , а затем тою же кашей потчует и гостей - за угощение всякий отдает бабке копейку, а то и больше.
Существует также обычай, что молодые, устраивая первый обед , непременно угощают кашею, при чем гости шутя замечают, что рады поскорее опять поесть у молодых каши, намекая этим на скорые крестины...
В некоторых местах гости, являясь в дом , прежде всего осматривают, полон ли горшок с кашею. В особенности этот обычай развит у белорусов. Нет несчастья больше, как если каша вылезет из горшка вон. Это явная беда всему дому . Худое тоже предзнаменование, если треснул горшок ...
В Великороссии на именинах едят всегда обязательно кашу и именинник посылает знакомым кашу или пирог с кашею. Такой пирог разламывают над головою именинника, и это значит - жить ему в довольстве целый год. Чем более рассыпается по нем каша, тем жить достаточнее. Самое варенье каши имеет целью урожай хлеба и плодородие скота " .
"По старому русскому обычаю наши степные поселяне варили [26 июня, в день Св. Акулина-гречишницы] ...мирскую кашу для мирской братии. На такой радушный привет сходились нищие и слепые со всех сторон"

Каша в печи румянится - летом к дождю, зимой - к снегу.

КАША. Кушанье из сваренного или запаренного зерна, крупы, муки, одно из самых распространенных и любимых русскими людьми.
Во многих пословицах отмечается К. как основной продукт питания, главное блюдо на крестьянском столе : «Каша - кормилица наша», «Русского мужика без каши не накормишь», «Без каши обед не в обед». К. была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца XII в., однако в археологических раскопках находят горшки с остатками К. в слоях IX-X вв. Слово «каша» происходит, по мнению лингвистов, от санскритского «каш», что означает «дробить», «тереть».
К. приготавливались из ячменя , овса , ржи , пшеницы , проса , гречихи , риса на воде или молоке . Они могли быть сварены из цельного зерна , крупы - дробленого зерна или муки . При этом их готовили «крутыми», то есть густыми, «размазнями» - полужидкими и в виде похлебок, заменявших супы. Каждый вид К. имел свое название, которое варьировалось в каждой губернии по-своему.
К., приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя , называлась «ячная», «ячневая», «житная», «жито толченое», «гуща», «глазуха», «перловка». «Житной» эта К. называлась в северных и среднерусских губ., где словом «жито» обозначался ячмень . Жито толченое, ячневое - это К., приготовленная из мелко дробленого зерна . Словом «гуща» в Новгородской, Псковской, Тверской губ. называлась крутая, ячменная каша из цельных зерен . Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли «гущеедами». Термин «глазуха» употреблялся для К., сваренной из ячменя с горохом . Горох в К. полностью не разваривался и на ее поверхности были видны «глаза» - горошины. Перловка - это К., сваренная из цельных зерен, сизосерый цвет которых и слегка продолговатая форма слег¬ка напоминали «жемчужное зерно» (перл).
К. из овса (овсяная К., овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен . Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке , не растапливая русскую печь или плиту.
Ячменная и овсяная К. варились с глубокой древности по всей России как в деревнях , так и в городах и подавались в основном в будние дни.
Пшенная К. (просовая, белая - приготовленная из проса ), была известна русским с тех пор, что овсяная и ячменная. Слово «пшено» впервые упоминается в письменных документах XI в. Пшенная К. употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.
Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной К. Слово «манна» старославянское и восходит к греческому слову таппа - пища. Она подавалась только детям и приготавливалась обычно на молоке .
Самой популярной К. у русских была гречневая (грешновая, гречишная, гречневая, грешна) и уже в XVII в. считалась национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно, в XV в.
Рисовая К. приготавливалась в основном в городах , и то только с XVIII в., когда в Россию был привезен рис. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась К. из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того, из нее с течением времени стали готовить кутью .
Наряду с К. из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были мучные К., то есть К. из муки. Они назывались обычно «мукаваши», «мукавешки», «муковинки», «муковки». Некоторые из этих К. имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления К., ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т. п.
Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно готовили довольно своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку , затем томился в печке , сушился, толокся в ступах и просеивался через сито . Чтобы сварить К., толокно заливалось водой и растиралось мутовкой , для удаления комков. Толокняха была с XV в. одним из самых употребительных народных кушаний.
Соломат - жидкая К. из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки , заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских древняя. Она упоминается уже в письменных источниках XV в. Слово же «соломат» заимствовано русскими из тюркских языков. Гороховка - К. из гороховой муки. Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода, пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки . После варки в печи получалась сладковатая К. Завариха - К. из любой муки, насыпаемой при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании. Густиха - густая К. из ржаной муки.
К. приготавливались в каждом доме как для буднич¬ной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком , коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом , ягодами, жареным луком и т. д. На праздничный стол ставили обычно три К.: пшенную, гречневую и ячменную.
К., древнейшее блюдо из зерна , использовалась и во многих обрядах. Наиболее ярко она выступала в обрядах жизненного цикла: родильно-крестильных, свадебных, погребально-поминальных. Однако и в обрядах годового цикла ее роль велика. Ритуальную К. варили в наиболее важные для людей дни: накануне Рождества и Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун Вербного воскресенья , в Духов день , когда справлялись именины земли, в Купальскую ночь , во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т. д. День св. Акулины-гречишницы считался даже днем К.
К. преподносилась матери земле, святым угодникам в надежде на благополучие и хорошие урожаи.
И. Ш.

КАША - у славян одно из традиционных, наиболее часто встречающихся блюд. Каша появилась в те давние времена, когда люди еще не знали ни жерновов , ни мельниц , и она была, очевидно, самым первым блюдом, приготовленным людьми из хлебных зерен . Для приготовления хлеба зёрна нужно было обдирать и размалывать, превращать их в муку , замешивать тесто и т.д.; незатейливость же каши даже вошла в поговорку: «Кашу и дурень сварит - была бы крупица да водица». При этом, однако, это немудреное блюдо прочно вошло в жизнь славян-земледельцев.
«Каша - мать наша», - говорили русские люди. Кашей не брезговали не только простые земледельцы, но и весьма знатные люди (купцы , бояре и пр.) и даже правители целых государств; у крестьян же это блюдо составляло «целую половину обеда и последнюю сыть». Пахари-земледельцы ели кашу с самого детства: во младенчестве матери кормили их так называемой размазней (жидкой кашкой, сваренной на воде или на молоке ), а когда они взрослели, их основной едой становилась круто сваренная каша из пшеницы , гречихи , ячменя и других хлебных растений. Каша шла и на «главную сыть», и на закуску: так, крупеник - кашу, запеченную на молоке и яйцах , - русские крестьяне считали лакомым блюдом вроде сладких пирожных . По русскому выражению, «без каши и обед не в обед»; «русского мужика без каши и не накормишь».
Без каши, традиционного обрядового блюда, не обходилось, пожалуй, ни одно важное событие в жизни земледельцев. Так, например, когда в крестьянской семье рождался ребенок , его спешили окрестить и дать ему имя; при этом в честь «приобщения младенца ко Христу и введения его в лоно церкви» обычно устраивался праздник, сопровождавшийся различными обрядами. Одним из таких обрядов во многих местах было приготовление в честь младенца и на его имя «заветного крестильного блюда» - каши из сваренных в воде зерен в их настоящем неизменном (неразмолотом) виде. Как правило, такая крестильная каша была либо яшная (из ячменя), либо пшеничная. Бабка-повитуха , принимавшая ребенка , ходила с этой кашей по всем званым гостям, и каждый из них, кто хотел есть кашу, должен был выкупить ложку, то есть положить грош; народное поверье при этом гласило: «за кашку грош отдать - младенец жить будет». Отца младенца тоже потчевали кашей, причем круто посоленной и с перцем .
Кашу непременно готовили для угощения в честь свадьбы ; она являлась непременным блюдом и при почине нового хозяйства. Обрядовую кашу хозяйки готовили в честь многих праздников. Так, например, каша являлась одним из главных блюд на угощении в день памяти Космы и Дамиана , из-за чего сам праздник этих святых именовали иногда «кашником». День Акулины-Гречушницы (26. VI) нередко назывался праздником каш, так как, по обычаю, в этот день богатые хозяева угощали кашей «всякую нищую братию». Обетные мирские каши готовились для нищих и в день Аграфены Купальницы (6. VII). Каша из свежего зерна непременно варилась на угощение молотильщикам в день Феклы Заревницы (7.Х) , когда овин величали «именинником»; при этом той же кашей во многих местах угощали и «овинного хозяина», которому оставляли горшок с этим обрядовым блюдом в подлазе.
Без обрядовой каши не обходились и такие большие зимние праздники, как Рождество , Новый год, святки и т.п. Каша, выставляемая хозяйками в это время на стол , носила название кутьи и была сытной, очень вкусной и сладкой. В сочельник, накануне великого дня Рождества Христова , все домочадцы, не приступая к еде, дожидались появления на небе первой звезды, в память о явлении на востоке звезды, возвестившей восточным волхвам о явлении Спасителя мира, Божественного Сеятеля, который будет «сеять семя слова Божия, чтобы вырастить хлеб небесный». С появлением звезды кончался рождественский пост, и на стол , покрытый соломой и скатертью , хозяйка ставила кутью - жидкую кашу, сваренную из обдирного ячменя, пшеницы или толстой крупы на воде , подслащенной медом . Такая же кутья подавалась на стол и под Новый год , и на Крещенье ; при этом рождественская кутья именовалась в народе постной, новогодняя - голодной, а крещенская - богатой. С кутьей, святочным обрядовым блюдом, связывались различные названия святочных дней: так, например, второй день святок в народе именовался «бабьими кашами»; канун Рождества назывался «первой кутьей», канун Васильева дня (Нового года) - «другой (второй) кутьей», а крещенский сочельник - «третьей кутьей»; сам же сочельник, или сочевник, назывался так оттого, что в это время на ужин подавалось сочиво, т.е. наслащенная каша без скоромной приправы.
Для приготовления каши годились зерна самых разных хлебных растений: ячменя (яшная каша), гречихи (гречневая), полбы (полбяная). В Малороссии и некоторых других местах кашу варили из пшена (пшенную), приготовляя так называемый кулеш. В юго-западных славянских землях варили каши из риса и кукурузы : из риса готовили плов (рисовую кашу с разными приправами), а из кукурузы - мамалыгу (круто затертую и заваренную кашу из кукурузной муки). В употреблении у земледельцев была и ржаная каша, причем для нее иногда брали недозрелую рожь (такая зеленая каша «составляла кое-где купеческую прихоть»). Варили каши и из зерен овса , хотя готовили их не всюду: так, к овсяной каше русские крестьяне зачастую испытывали даже отвращение. Во многих местах встречались также и пшеничные каши, причем лучшими из них считались те, которые варились из особой пшеничной крупы, называемой манною; впрочем, такие каши были мало известны в народе, так как манная крупа, как и крупа из картофеля (саго), из-за трудности приготовления была достаточно дорогой и, следовательно, доступной только для состоятельных людей.
Из всех этих каш самой спорой и вкусной считалась яшная каша (из ячменной крупы). Для ее приготовления хозяйки клали ячменные зерна в ступку и били пестом , а потом промывали; неудобоваримая шелуха зерен при этом отлетала, и оставалась чистая яшная (ячная) крупа. Высушенная особым образом, она получала название толстой крупы. Очищенную же самым лучшим способом и тщательнейшим образом отобранную яшную крупу называли перловой или перловкой - по сходству ее зерен с перлами (жемчужинами). Из полученных очищенных зерен потом варили кашу, которую, как и практически все другие каши, ели «тотчас из печи горячею», так как, остывая, всякая каша теряет вкус и становится «тяжелою для желудка».
Но хотя яшная каша и почиталась одной из лучших и вкуснейших каш, самой любимой народом и самой распространенной с давних времен была гречневая каша. Ее, в отличие от других каш, можно было есть не только горячей, но и холодной, с молоком , с конопляным соком и даже с квасом . Ни одна другая каша в народе не пользовалась таким уважением, как гречневая. На Руси гречиху сеяли и в теплых южных районах, и в северных губерниях. Растение это было любимо крестьянами еще и потому, что урожай гречихи поспевает очень скоро (через два месяца после посева) и бывает обычно весьма обильным.
Перед тем, как варить кашу, зерна гречихи непременно обрабатывали: клали их под жернова , чтобы освободить от шелухи, причем эту шелуху, или лузгу, отбитую от зерна в крупорушнях, в безлесных районах часто использовали как превосходное и дешевое топливо, прекрасно заменяющее дрова. После жерновов зерна сыпали под струю воздуха, направляемую веялкой , и таким образом делали крупу; при этом крупа из более мелких, отборных и тщательно отсеянных зерен называлась смоленской, и каша из нее считались наиболее вкусной. Иногда изготовление крупы из зерен гречихи совершалось и другим способом: отборное, спелое и полновесное зерно обваривали кипятком (так что шелуха сама отставала от него), высушивали, засыпали в мешки и затем, взявшись крепко за углы, сильно встряхивали их, а затем отвеивали зерна. Полученная крупа называлась ядрицей, а каша из нее варилась «на любителя». Для общего же употребления гречневая крупа шла с крупорушек «не обдирная».
Про гречиху, культуру, столь любимую земледельцами, в народе ходила даже особая легенда. Вот одна из версий этого предания: «Крупеничка, дочь королевская, была красоты неописанной. Она веровала богам русским, искони добрым и справедливым. Старые и малые, бедные и богатые, свои и чужие - все любили Крупеничку. Но, увы! - грозная туча постигла землю белую. Сизый ворон промахнул ясного сокола, а дочь королевская досталась в руки злым и безбожным татарам! Что же тут делать бедной, горемычной Крупеничке? Красоте ее цены нет: ни злато, ни сребро, ни каменья самоцветные - ничто не могло искупить ее из неволи, и она погибла бы безвозвратно, да вдруг ни оттуда, ни отсюда является перед грустною Крупеничкою какой-то добрый человек. Он обращает Крупеничку в гречневое зернышко и приносит ее на Святую Русь, бросает на землю несеянную, и диво: Крупеничка опять принимает человеческий образ, а шелуха зерна, откинутая с превращенной, развела у нас до сей поры добрую, душистую и цветущую гречку».
Квашня - см. Дежа.

КАША ж. густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке. Крутая каша, гречневая, пшенная, полбеная, ячная, овсяная, ржаная или зеленая и пр. она готовится в горшке и в печи, запекаясь сверху; жидкая, кашица; размазня, по густоте, между крутою и кашицей, похлебкой с крупою. || донск. артель. Мы с ним в одной каше. || Крестины, где бабка обходит гостей с кашею, потчуя отца ложкою каши с солью и перцем; || стар. обед после свадьбы у молодых, на новом хозяйстве. || Каша, сев. помочь на жатве, особ. пожинки, завой бороды: пируют, толпа кошниц ходит с песнями. || Смятенье, сумятица, суматоха, беспорядок, недоразумения. Заварить кашу, быть виною суматохи, хлопотливого дела. Сам (кто) заварил кашу, сам (тот) и расхлебывай, отвечай как знаешь. Эту кашу не скоро расхлебаешь. Сосед на каши зовет, на крестины или к молодым на обед. Сыт татарин, коли каши не ест. Мать наша, гречневая каша: не перцу чета, не прорвет живота! Эка невидаль, что каша естся! Любо брюху, что глаза кашу видят. Густая каша семьи не разгонит. Без каши обед не в обед, щи да каша кормильцы наши. Каша разгоня наша. Где каша, там и наши. Где щи да каша, там и место наше. Гости на печь глядят, видно каши хотят. Ел мужик щи с кашей долго: положил ложку, распоясался, перевел дух, да и начал снова! прибаутка. Молод, кости гложи; стар, кашу ешь. Мал, кашу едал, а вырос, и сухари счесть, не дают. Пуста кашица в печи надорвалась кипучи. Нет щей, так кашицы больше лей. На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была. Русского мужика без каши не накормишь. Без кашки-то что-то зябнется. Каша наша, щи поповы (лапша дьяконова). Не наша еда орехи, наша - каша. У каши привал, так дотянемся. Каши не перемаслишь. Заварил кашу, так не жалей масла. Овсяная каша хвалилась, что с маслом коровьим родилась. Когда дрова горят, тогда и кашу варят. И дурак кашу съест, было бы масло. Кашица постная, да еще и без круп. И то бывало, что и мы кашу едали, а ныне и тюря вчесть. На Груманте (Лапландия) каша сладка, да на море мачта прядка. Ешь кашу, а говори нашу, волю. На твоих родинах я кашу ел. Кашка на ложки, а молодец на ножки! Кто хочет кашу есть, тот выкупи ложку, от обычая на крестинах. Бабка на кашу зовет, на крестины. За кашку грош отдать, младенец жить будет. Бабьи каши, 25 декабря. Глаза не зажать, а языку каши не дать, чтоб не видел, не говорил. Кто кашу не мнет, у того отец-мать умрет; а кто и мнет, и у того не минет! шуточн. Один и у каши загинет. Одному и у каши неспоро. Хороши белентрясы с кашей, за обедом. Кафтан (сапог или лапоть) каши просит, разорван. Кашица в печи румянится, летом - к дождю, зимой - к снегу, твер. Каша из горшка вылезет из печи - к худу; в печь - к добру. Ела кашу коса - ходи ниже; не ела каши коса - бери выше, говор. работники. Много в поле кашки (растен.), быть сеногною. Узнаешь вкус березовой каши! Золотая каша, горное, золотой осадок, при растворении золотистого серебра в крепкой водке. Кашка умалит. вообще все полужидкое, полугустое; густое лекарство, которое принимают ложкою. || Растения, у которых мелкие цветочки, пучком: тысячелистник, баранья трава, Асhillea millefolium. || Растен. трилистник, дятлина, Тrifolium разн. видов. || Растен. Саmеlina sativа; || Spirea filipendula, донник; || астрах. цветок на винограднике. || Типографское заставка, украшеньеце, которое тиснят в конце главы или книги, меленький узор. || Сахароваренное: сахар, снимаемый с форм, разводимый водою и накладываемый опять на формы, для первой пробелки. || Кашка, стар. в печатнях, см. цветок. Кашкара ж. кустарник черногрив, Rhodendron chrysantum. Кашный, к каше относящ. Кашник м. охотник до каши. || Ребенок, который еще только ест, а не работает. || Каждый из семьян, за общим столом. || Гости, приглашенные на кашу, на каши к молодым, родичи невесты. || Горшок для крутой каши, средней руки (малый: пекуш, махотка и пр.). || Растен. Веrteroa incanа, лесная кашка, икотная. Кашан м. твер. кашник, горшок. Кашница ж. охотница до каши; || застольница; || гостья званая на каши. || Кашница, днепровск. самка осетра, а самец спичак. Кашничать, пировать на кашах, у молодых, или на крестинах. Кашничанье ср. пированье на каше, кашке. Кашкарь м. ниж. нахлебник. Кашевар м. -варка ж. повар, стряпун на артель, на рабочих; на речных судах, это сынишка лоцмана, водолива, или же один из косных. Кашевар сытей живет князя. Проспал, прогулял, так на кашеваре не спрашивай. Кашеваров, -варкин, ему, ей принадлежащ. Кашеварничий, им свойственный. Кашеварный, к этому делу относящ. Кашеварство ср. занятие, обязанность кашевара Кашеварить, быть кашеваром; кашеварничать, то же, а также || промышлять содержанием людей на хлебах. Кашехлеб, прозвище кирилловцев, Новгородской губ. Кашеед м. кто ест кашу; || арх. кашник, кашан, горшочек.

Каша - пища, приготовляемая из крупы, на воде или на молоке , одно из главных яств в крестьянском быту, особенно на Севере. Корелы считают кашу большим лакомством и непременно выговаривают ее (по возможности пшенную) при ежегодном найме на страду. В Архангельской губ. К. составляет главное угощение на празднествах по случаю окончания жатвы , особенно если дело не обходится без помощи (отжинная К., от слова: отжин). В Холмогорском у. пшенная К. составляет необходимое кушанье при угощенье после крестин . Равным образом и в свадебном и предсвадебном обиходе К. имеет почти повсеместно своего рода обрядовое значение. В день Аграфены Купальницы (23 июня) едят, по возвращении из бани или после купанья, обетную К., которая готовится с особыми символическими обрядами; крупа для этой К. толчется накануне, для чего (в Костромской губ.) собираются девушки; иногда К. варят в складчину. В Тульской губ. в этот день прежде по обету варилась мирская К., которою кормили нищих . В старину К. назывался свадебный пир; так, под 1239 г. летопись рассказывает, что кн. Александр устроил К. в Торопце, а потом другую в Новгороде.

Бабьими кашами называли в народе праздник повивальных бабок, которых на святой Руси почитали особо. О их Богом данном даре - «родимице-родильнице пособлять» - было сложено немало пословиц и поговорок. Говорили, например: «У каждой бабки свои ухватки», «Погоди, не роди, а за бабкой сходи», «Бабка придет, всякому делу подсобит», «Бог с милостью, а бабка с руками». Хорошая повитуха всегда была нарасхват, потому что от нее в немалой степени зависело благополучное течение родов и появление на свет здорового малыша.
Благодарные крестьяне вечером этого морозного январского дня с женами и детьми приходили к повивальным бабкам, угощали их самым вкусным из того, что специально к этому дню наготовили, и сами угощались знаменитыми «бабкиными кашами». В отличие от обычной бабкина, или крестильная, каша была «богатой», то есть скоромной: сытной и очень вкусной. По крайней мере, для нее не скупились на такие добавки, как молоко, сливки, масло, яйца. Готовую кашу украшали маком, ягодами, орехами, половинками яиц, запекали в ней курицу или петушка в зависимости от того, родилась в семье девочка или мальчик.
По сложившейся традиции один из горшков с кашей разбивали «на счастье», а затем уже начинали потчевать каждого приходящего «на огонек», да не абы как, а непременно «с закавыкой». Например, отца недавно родившегося младенца кормили кашей «с потехою», в которой был намешан хрен, перец, горчица или положено соли сверх всякой меры. Считалось, что таким образом он хоть в какой-то степени разделит со своей женой мучения, испытанные ею при родах. Молодую мать одаривали грецкими орехами, чтобы прибывало молоко. А ребятишек угощали кашами сладкими, рассчитывая на их благосклонность к новорожденному. Кроме того, каждому из них, чтобы был речист, боек и за словом в карман не лез, горстями выдавали сладкие орешки и сушеный горох . Перекатывая это лакомство во рту, дети переставали картавить, шепелявить, а кроме того, избавлялись от порока, который в народе называли «кашей во рту».
А еще по бабкиным кашам на судьбу гадали. Если во время приготовления вылезала она из горшка в сторону печи - рассчитывали на счастливый, благодатный год, в противном случае к неприятностям готовились. Которые, впрочем, можно было избежать, если «несчастливую» кашу вместе с горшком утопить в проруби.

Пшеничная каша – долгожительница. Как об основном продукте питания, о ней упоминается еще в Библии. А уж со столов наших предков – славян, этот продукт не исчезал никогда. Ее ели и в будни и в праздники, потчевали дорогих гостей и угощали обычных путников. Готовили кашу на воде или молоке, для вкуса добавляли масло и всевозможные заправки, соусы, подливки.

В наше время популярность каш, в том числе и пшеничной, несколько упала. Почему бы не попытаться поднять ее рейтинг. Крупа стоит недорого, поэтому попробуйте приготовить кашу дома. Если вам понравится, тогда будете ее готовить регулярно. Это разнообразит ваше меню на завтрак или ужин. К тому же пшеничная каша быстро восстанавливает силы, она просто необходима людям, занятым тяжелым физическим трудом. Ее едят с молоком, сливками, фруктами. Несладкую кашу подают со шкварками, мясом, рыбой, грибами, овощами и т.д. После того, как выключите конфорку, оставьте кашу на плите на 15 минут, чтобы она дошла — стала мягче и нежнее.

Пшеничная каша — подготовка продуктов

Из пшеницы вырабатывают два вида пшеничных круп – Полтавскую и Артек. Первая представляет из себя цельные очищенные зерна или зерна крупного дробления (крупинки достаточно большие). Артек — к этому виду относят мелкодробленую крупу. Для биточков, запеканок, молочных вязких и жидких каш используют Артек. Каши варят также из Полтавской крупнодробленой крупы. А цельные зерна используют для заправки супов.

Перед варкой, обычно промывают водой только Полтавскую крупу. Мелкодробленую можно не промывать, хотя некоторые хозяйки промывают ту и другую. Считают, что от этого повышается качество каши. Обычно, когда закипит вода с крупой, на поверхности образуется пена с мусором, вот ее нужно обязательно удалить. Перед тем, как заложить крупу в воду, ее необходимо осмотреть на наличие сора, чтобы удалить камешки или другие мелкие предметы.

Пшеничная каша — лучшие рецепты

Рецепт 1: Пшеничная каша на воде

Эту кашу можно употребить как самостоятельное блюдо, либо использовать как гарнир. Например, подать с мясом, жареными грибами или печенью. Крупу хорошо промыть под слегка теплой водой, чтобы с нее смыть муку и каша не была похожа на клейстер. Если вам нравятся клейкие, вязкие каши, то можно не промывать.

Ингредиенты : крупа пшеничная – 1 стакан, 2 стакана воды, по вкусу сливочное масло и соль.

Способ приготовления

Крупу залить холодной водой. Как только она закипит, уменьшить огонь и варить 15-20 минут, периодически помешивая. Кашу заправить маслом. Если вдруг вода выкипела, а крупа еще не разварилась до мягкости, следует добавить немного кипятка и варить дальше.

Из вчерашней каши можно сделать котлетки. Добавьте яйцо, немного манки, все перемешайте. Слепите маленькие котлетки и пожарьте их на сливочном масле. Подавайте горячими. Их с удовольствием съедят и дети.

Рецепт 2: Сладкая пшеничная каша на молоке

Такая кашка понравится очень многим. Просто, а как вкусно! На завтрак самое то. Все радости сразу – и положительные эмоции от еды и заряд энергии на весь день. Причем каша получается не приторная, а в самый раз. Если все же сладости покажется не достаточно, можно добавить сахар или мед индивидуально в тарелку. В случае, если каша вам покажется жидковатой, в следующий раз положите крупы чуть побольше, например 2/3 стакана.

Ингредиенты : крупа – полстакана (обычного граненого), молоко – 1 л, полчайной ложки соли и столовая ложка сахара, сливочное масло.

Способ приготовления

В закипевшее молоко всыпать пшеничку, соль и сахар. Когда еще раз закипит, убавить до самого минимума огонь и оставить томиться на 40 минут, накрыв крышкой. Кашу не мешать, крышку не снимать. Через указанное время выключить огонь, добавить масло и перемешать. Закрыть крышкой и дать настояться еще минут 10. Для варки брать только толстостенную посуду, чтобы каша не пригорала.

Рецепт 3: Пшеничная каша с грибами

Можно, конечно, просто сварить на воде пшеничную кашу и подать ее с жареными грибами. Но это будет слишком просто и не так интересно. Этот рецепт совсем другой, как и вкус. От чего каша только выигрывает, ведь варится она на грибном отваре. Грибы брать лучше белые, бульон с них получается более ароматный. Что делать, если нет белых? Берите любые свежие грибы, но тогда для большего аромата, можно добавить в отвар грибной бульонный кубик.

Ингредиенты : крупа – 2 стакана, грибной отвар – 6 стаканов (1,25 л), 400 г грибов, 80г сливочного масла, 4 головки лука, зелень, для жарки масло растительное, соль.

Способ приготовления :

Отварить грибы, откинуть на дуршлаг. Отвар перелить в другую посуду, грибы остудить и порезать произвольно.

Растопить сливочное масло, влить туда же немного растительного и обжарить мелко порезанный лук, в конце добавить стакан(250мл) грибного бульона, прокипятить.

В закипевший грибной бульон (1 л) засыпать промытую пшеничную крупу, растопленное масло, посолить. Когда каша начнет густеть, добавить грибы, луковый соус (жареный лук с бульоном), вымешать и поместить на 40 минут в духовку (200 С). Готовую кашу посыпать зеленью, заправить растопленным сливочным маслом.

Рецепт 4: Пшеничная каша с мясом

Такой кашей захочется угоститься на ужин. Аромат чесночка приятно щекочет ноздри, поднимая настроение, мягкое сочное мяско радует желудок, утоляя голод, а нежная каша восстанавливает силы после трудового дня. Полная идиллия — и приятно, и полезно, и вкусно!

Ингредиенты: пшеничная крупа – 1 стакан, мякоть мяса (свинина, куриное филе), 2 зубочка чеснока, 1 морковь, 2 луковки, вода – 3 стакана, по вкусу перец душистый и черный, соль и лавровый лист, растительное масло.

Способ приготовления

Морковь натереть, лук и мясо нашинковать мелкими кубиками. Чеснок раздавить так, чтобы он был приплюснутый, но держал форму, например, прижать к столу тупой стороной ножа (чтобы его потом было удобно выловить).

Обжарить в казане, закладывая поочередно, лук, морковь до золотистой корочки. Добавить мясо и чеснок, жарить, пока не испарится мясной сок. Влить всю воду, добавив лавровый лист, специи и тушить минут 25. Чеснок и лавровый лист больше не нужны. Их надо достать из казана и выкинуть. К мясу добавить промытую пшеничную крупу. Как жидкость закипит, уменьшить огонь и, помешивая варить, пока крупа не станет мягкой. Выключить огонь, дать каше настояться в казане 15 минут и можно раскладывать по тарелкам.

Чтобы пшеничная каша получилась вкуснее, варить ее лучше всего в чугунном казанке. Тогда она не пригорит, к тому же казан хорошо держит тепло.

http://zhenskoe-mnenie.ru

Post Views: 4 266

На Руси испокон веков сохранялись обычаи и приметы, связанные с кашей. Может ли быть не так? Каша из цельного зерна всегда несла саму суть зарождения жизни, давала силу, энергию. Сам процесс приготовления каши часто носил обрядовый и ритуальный характер. Хозяйка варила кашу, молясь об урожае хлеба и плодородии скота. Кашей кормили домовых, чтобы снискать их расположение.

Приметы, связанные с кашей, были распространены по всех Руси. Однако часто в каждой области были свои уникальные обычаи. Треснул горшок или вылезла каша через край при варке - жди беды. Гостей хлебосольные хозяева встречали пирогами да кашей. Современному человеку трудно понять скудость рациона и боязнь неурожая в поле. В те далекие времена для крестьянина плодородие означало выживание его семьи, благополучие рода.

Был на Руси обычай варить крестильную кашу. Название говорит само за себя. Такую кашу подавали по случаю крещения младенца. Крестины - порог жизни для нового человека и каша тут выступала символом щедрого и богатого будущего. На стол ставили горшок с кашей, чем больший, тем лучшей и счастливой жизни желали новорожденному.

Процесс поедания каши состоял из особого ритуала. Каша подавалась в том же горшке, в котором её варили. Кума первой клала в кашу деньги, чем больше, тем лучше. За ней гости все по очереди вкладывали сумму еще большую. Завершал первую церемонию кум, закладывая в кашу самую большую сумму денег, и выводил на верхушке каши разные фигуры как символ новой жизни и пожеланий благополучия ребенку и роженице.

Верхушку с деньгами срезали, клали на тарелку и торжественно относили молодой маме как дар от гостей. Гости начинали трапезу, поедая и нахваливая кашу, хозяйку и ребенка.

Для отца новорожденного готовили особую кашу - «с потехой». Кашу обильно сдабривали хреном, перцем, солью и горчицей. Съедал её отец всю, без остатка. От приправ да соли слезы на глаза наворачивались, плакали отцы, да ели. Такой безжалостный обычай был связан с тем, что отцу таким образом давали прочувствовать малую толику тех страданий и мучений, которые перенесла его жена при родах.

Пересоленная каша несла еще и очистительную роль. Дом, в котором недавно родился младенец, считался оскверненным, требуется было солью изгонять злых духов.

Каша от повитухи была с медом, добрая, пушистая, вкусная, варила её бабка - акушерка, варила из цельной пшеницы или гречихи. Именно её кашу нахваливали гости, именно она несла добро. Отцовская каша считалась злой, так как приправы были в ней ядреные, да замешивалась она часто на вине.

Отец не просто ел злую кашу и плакал, трапеза была обставлена весьма театрально. После каждой съеденной порции каши, пустую ложку отец подбрасывал вверх. Гости начинали шуметь, плясать, кричать, расплескивать вино. Так выгоняли бесов из дома, так желали роста и здоровья малышу, так привлекали благополучие в дом.

Чтобы ребенок вырос богатым и здоровым, крестильную кашу подавали гостям в меховой шапке. Сладкую кашу съедали всю, без остатка, а черепки разбивали к счастью. Пословица «Посуда бьется - жди удач» берет своё начало именно из этого крестильного обычая.

Кум и кума тоже по-особому ели крестильную кашу - ложками вниз, обратной стороной. Затем кум шел на реку и приносил в дом два ведра свежей воды, никогда не пользуясь коромыслом. Примета была такая, чтобы крестник не был сутулым. Кума тут же бежала на реку стирать клочок полотняной тряпки из купели. Чем побыстрее бежала, тем быстрее был бег крестника в будущем. Это были приметы на здоровье и бодрость духа младенца.

После проведения всех ритуалов, гости утихали и до конца торжества сидели смирно и тихо. Опять же примета была - чтобы малыш вырос спокойным и рассудительным.

У крестильной каши был свой рецепт приготовления, он описан в старой обрядовой книге: «Насыпь полгоршка перемытых грешневых круп. Остаток объема горшка дополни водою и, брося туда, смотря по количеству, соли, перемешай и поставь в устье печи. Когда же истопится печь и каша сгустится, то горшок, опрокинувши вверх дном, поставь в самую печь и заслони заслонкой. Вынимать ухватом».

На сегодняшних крестинах отцы злой каши не едят, да и повитухи медовыми кашами гостей не потчуют. Современные акушерки и на крестинах-то редко присутствуют. Меняется время, меняются традиции и обряды. Остается главное - пожелание здоровья и счастья, добра и благополучия новорожденным и их родителям.

Жанна Пятирикова

Торт для встречи года ТиграДетские игрыДесять советов начинающему кулинаруГороховый суп. Лечебный и вкусный

Добавить комментарий

Имя (обязательное)

Обновить

Отправить (Ctrl+Enter)Отменить Бутерброды. За и против > Вернуться

Домашние Отбеливание
Цена: 2150 р

Полезные советы
Для любых предложений по сайту: [email protected]