Конспект занятия свойства соленого теста. Творческие задания на занятиях по лепке. Из истории тестопластики
План-конспект урока по технологии
« Работа
с соленым тестом»
Цели и задачи:
1. Сформировать понятие о работе с соленым тестом, специальные умения и навыки в изготовлении изделий из него. Историческая справка.
2. Научить технологической последовательности изготовления и обработки изделий из соленого теста.
3. Дать основные способы изготовления изделий.
4. Научить самостоятельной работе с инструкционными картами.
5. Воспитывать творческое начало личности, эстетический вкус.
6. Развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
Оборудование:
компьютер, наглядный материал, инструменты, образцы готовых изделий, инструкционные карты, готовое тесто и т.д.
Межпредметные связи:
история, рисование.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Любая трудовая деятельность на уроках технологии должна сопровождаться стремлением к красоте и эстетическому наслаждению.
Труд, нравственность и красота неразрывны. У вас у всех разные интеллектуальные возможности, но уметь работать руками великое начало для творческой работы ума. Только в процессе создания вещей, ценных с эстетической точки зрения, учащийся может развить в себе лучшие качества личности, постичь законы красоты, у него могут сформироваться творческие способности и нравственные качества.
Лепка – любимое и увлекательное занятие. На уроках технологии появилась возможность совместить лепку и тесто. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры – все это можно сделать своими руками.
При работе с соленым тестом развиваются художественные способности, наблюдательность, чувство линии, формы, пропорции
.
В процессе работы осваиваются основные приемы изготовления элементов композиций.
Немаловажную роль играет и то, что необходимые материалы доступны, экологически чисты. Поделки из соленого теста прочны и дешевые. Сделанные вручную вещи высоко ценятся в современном мире.
Историческая справка.
Поделки из соленого теста – очень древняя традиция.
В Китае, с 17 века, делали марионетки для кукольных представлений.
В Гималаях использовали для изготовления жертвенных культовых фигур.
В Эквадоре - это один из художественных промыслов (тесто окрашивалось).
На западе Испании на торжествах в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки.
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.
В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста.
На Руси, когда вошло в обычай праздновать Новый год, люди дарили друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Глубокие корни имеет мастерство приготовления пряников. До сих пор в Астраханской области пекут фигурки из теста, называемые «козули».
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для творчества. Этому занятию дали название -
тестопластика.
II. Основная часть
I. Материалы и инструменты.
Материалы: мука, соль, клей, вода, краски, приспособления.
Рецепт приготовления соленого теста: мука: соль: вода = 2: 1: 0.5, то есть 2 стакана муки, 1 стакан соли, 125 мл воды
Рабочие инструменты и приспособления: стеки, скалки, противни, формочки, чеснокодавилка, ситечко, чашки и стаканы, кисточки, карандаши, иголки, алюминевая фольга, рамочки, пуговицы, ткань и т.д. Все, что подскажет собственная фантазия.
II.Технология изготовления изделий из соленого теста:
1.Замес
2.Лепка
3. Сушка
4. Раскраска
5. Лакирование.
1.
Замес
– смешать в подходящей посуде все ингредиенты, тщательно вымесить тесто. Оно должно получиться однородным, эластичным, крутым. При необходимости в мягкое тесто добавить муку и соль.
2.
Лепка
– лепить или вырезать изделия, фигурки нужно сразу на твердой поверхности (линолиуме), разделочной доске, тогда обратная сторона изделий останется ровной и не будет деформироваться.
3.
Сушка и обжиг
– способы сушки: в духовке электроплиты или газовой плиты, на воздухе, комбинируют. Сушат на белых и черных противнях. Просушивают изделия на малом огне до зарумянивания, затем противень перемещают с верхней полки на среднюю. Мы будем сушить при комнатной температуре на разделочной доске. Изделие считается высушенным, если при постукивании по нему пальцем звук звонкий.
4.
Раскрашивание
– перед тем как раскрашивать изделие, их обычно грунтуют белой масляной краской, после высыхания красят гуашью.
5.
Лакирование
– используют как жидкий, так и густой прозрачный лак. Под защитным слоем лака краски не будут осыпаться, крошиться, выцветать.
III.Последовательность обучения изготовлению деталей, изделий:
Изготовление мелких орнаментальных деталей – важный этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает к аккуратности, тщательности при изготовлении деталей. Мелкими орнаментальными деталями можно украсить практически любое изделие. Резать и раскатывать тесто лучше и удобнее на клеенке или разделочной доске. Инструменты обязательно должны быть сухими.
Соединять при помощи воды.
При оформлении использовать шарики из теста, бисер, бусины.
Практическая часть:
Технология изготовления деталей, изделий:
а) изготовление цветов, ягод, фруктов, листиков и т.д.
б) составление композиций из них.
ТБ при выполнении практической части:
до работы – надеть фартук, косынку; подготовить рабочее место;
во время работы – осторожно обращаться с колюще-режущими предметами, красками, водой, лаком (покрывает работу только взрослый)
после работы – убрать рабочее место.
Сдать рабочее место дежурному ученику.
Лепка из соленого теста позволит реализовать ваши творческие возможности, а этот урок станет к этому начальным толчком. И тогда древнее ремесло в ваших руках превратится в искусство, которое будет радовать окружающих и вас.
приложение.
Работы детей.
Открытый урок
Тема: «Удивительное соленое тесто»
(5А класс)
Разработала учитель технологии школы- гимназии:
Сухарева Римма Николаевна
г. Макинск
Тема урока: Удивительное соленое тесто.
Цель обучения: Объяснить учащимся значение изделий из теста в питании человека, ознакомить с видами теста и изделиями из него; научить готовить изделия из теста;
Цель воспитания: Воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности;
Цель воспитания: Развивать исполнительские умения и творческие способности.
Методы обучения : беседа. наглядно-демонстрационный, практическая работа.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, солёное тесто, приспособление для
изготовления поделок, выставка изделий из соленого теста.
Ход урока
Организационный этап.
Приветствие
Проверка учащихся
Выявление дежурных
Проверка готовности учащихся к уроку.
II . Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению.
Устный опрос. Загадки:
1) В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять.
2) Из меня пекут ватрушки, и оладьи, и блины. Если делаете тесто, положить меня
должны.(мука)
3) Отдельно – я не так вкусна.
Но в пище – каждому нужна (соль)
4) Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы
Дядя. длинный и худой
Носит воду бородой
И сестрицы в месте с ним
Нарисуют дом и дым (краски и кисточки)
5) Чинишь рваную тетрадь. Им листы намажь скорей. Нужно крепко их прижать,
чтоб быстрее высох (клей)
В водный инструктаж.
Тема урока: Удивительное соленое тесто.
Цель урока: Научиться правильно работать с тестом.
Изделия из теста издревле являются любимыми продуктами питания человека. Их многообразие - от обычного хлеба до праздничных пирогов, тортов, кексов - отражает многовековой опыт, мастерство, вкусы и традиции народа
Объяснение учителя.
Мука - основной продукт в приготовлении теста. Этот питая тельный порошкообразный продукт получается путем размола зерен пшеницы, ржи, кукурузы и других зерновых культур.
Мука - порошкообразный продукт, который получается в результате измельчения зерен пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы и т. дл Они являются носителем всех необходимых для организма пита-1 тельных веществ.
В зависимости от вида используемого зерна различают пшеничную, ржаную, кукурузную муку, которая в зависимости от качественных показателей делится на товарные сорта. Качество муки 1 определяется по ее цвету, запаху, вкусу. Качество выпеченных изделий - их подъем, вкус, внешний вид - зависит от качества муки. Муку хранят в сухом, хорошо проветриваемом месте. Перед приготовлением теста муку просеивают, чтобы удалить инородные примеси и обогатить кислородом.
Область применения муки очень разнообразна: мука служит основой теста, из которого выпекаются хлебобулочные изделия, мучные кулинарные и кондитерские изделия, из нее приготавливают такие блюда, как пельмени, блины, оладьи.
Какие сорта муки вы знаете?
Какие виды теста вы знаете?
Какие изделия из получаются из дрожжевого теста?
Из песочного теста?
Из пресного теста?
Перед использованием муку проверяют на доброкачественность: вкус муки должен быть сладковатым и пресным, без горечи; мука не должна иметь затхлого постороннего запаха; влажность должна быть в пределах нормы.
Перед употреблением мука проходит первичную обработку -просеивают ее через сито, чтобы удалить из муки случайно попавшие посторонние примеси и улучшить пекарные свойства муки, насытить ее кислородом.
Немного из истории
Частенько особенно перед праздниками мы часами ходим по магазинам, не зная, что подарить друзьям. Кажется, что всё разнообразие подарков так однообразно. Но ведь можно сделать подарочки своими руками, и в этом нам поможет такой материал как тесто. Но не простое, а солёное тесто! Из него можно слепить настоящее произведение искусства: сувениры, игрушки, удивительные мелочи…
Итак, как я уже говорила, мы сегодня будем работать с солёным тестом.
На доске вы видите иллюстрации изделий из солёного теста и поделки из теста.
Для того чтобы получить такие поделки нужно соблюдать технологию изготовления изделий из солёного теста, для этого нам потребуется:
Материалы и инструменты
1. Мука. Для приготовления соленого теста можно использовать пшеничную и ржаную муку. Но пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления соленого теста, так как в тесте из ржаной муки об разуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твердое.
2. Соль. Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую: мелкого и грубого помола. Соль грубого помола можно легко размельчить в кофемолке.
3. Вода. При замесе теста используется холодная вода.
4. Природный материал. Черный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д. Мох, сухоцветы, камушки, веточки, ракушки применяют при оформлении композиций.
5. Шаблоны. Шаблоны лучше делать из тонкого картона с водонепроницаемым покрытием.
6. Инструменты. Скалка или валик для раскатывания теста. Маленький кухонный нож или деревянный стек, служащий для вырезания деталей по шаблону, выравнивания края, нанесения рисунка. Карманная расческа с помощью, которой можно отпечатать ребристый продольный узор, вдавливая ребра ее зубчиков в тесто. Кончиками острых зубцов расчески делают узор из точек. Маникюрные ножницы, которые помогут сделать иголки. Чеснокавыжималка и чайное ситечко.
Если тесто пропустить через них, то получаются кудряшки в форме
спагетти, с помощью которых вы сможете сделать моделям волосы, шерсть, крону деревьев и другие декоративные детали. Кисть, вилки, формочки для выпечки, насадки для кулинарного шприца разной формы, пробки с резьбой от бутылок и другие оригинальные вещицы,
благодаря которым в изделиях из соленого теста может быть воплощено все, на что только хватит фантазии.
Технология изготовления изделий из соленого теста
/. Замес теста
2. Лепка изделий.
3. Сушка и обжиг изделий
"4. Лакировка изделий
5. Раскрашивание изделий
6. Цветовые эффекты. Соляное глазурование
Для получения эффекта перелива оттенков в течении последнего часа обжига изделие выдерживают в духовке при температуре 150°С, многократно смазывая кисточкой, смоченной в насыщенном растворе соленой воды.
7. Эффект сдобной выпечки
4.Повторение правил техники безопасности
5. Практическая работа
Сейчас вы все подумайте, какую бы композицию или картину вы хотели слепить, а затем приступайте к работе. В работе вам помогут распечатки, которые находятся у вас на столе, где дано как можно изготовить ту или иную поделку.
Композиции из природного материала, будет долго радовать вас или того, кому вы их подарите.
6. Итог урока
Выставка готовых поделок. Оценивание работ самими учащимися.
Искусство создания фигур из теста известно с давних времен. Еще в Древнем Риме из теста делали фигурки идолов для проведения религиозных обрядов. Широкое распространение этот вид деятельности получил в ХІХ веке.
В бедных семьях из теста изготавливались фигурки для украшения рождественской елки. Чтобы тесто не уничтожалось грызунами, в него добавляли большое количество соли. Потом ремесло было почти забыто. А в 20-х годах ХХ столетия оно возродилось как художественный промысел.
Если говорить о лепке вообще и, в частности, о лепке с детьми дошкольного возраста, то следует отметить огромное значение мануальных действий на развитие мозга. Это бесспорные факты, но мне хотелось бы озвучить эмоциональную, эстетическую сторону этого вида деятельности.
Многие педагоги и родители, недооценивая значения лепки, не придают большого внимания просьбам ребенка что-то полепить.
.
Если в лепке из пластилина ребенок ограничен в выборе цвета, то при лепке из теста открываются широкие возможности для проявления его творческих способностей. Можно изготовить фигурку из неокрашенного теста, а затем расписать ее. Можно приготовить уже окрашенное тесто и после высыхания внести дополнительные детали окрашивания.
Вообще, не только в стенах дошкольного учреждения, но и увлекательное занятие для всей семьи. При помощи соленого теста можно поздравить друг друга, сделать украшения для кухни, детской комнаты, дачи.
Работая с детьми логопедической группы, имеющими общее недоразвитие речи, я на собственном опыте убедилась во взаимосвязи моторики рук с развитием речи. В процессе работы идет активное речевое общение и с воспитателем, и со сверстниками.
Сосредоточив свое внимание на поделке, ребенок имеет возможность проговаривать свои действия. И даже когда задана какая-то общая тема, каждый стремиться внести свои коррективы. Лепка из соленого теста может и должна иметь место не только на занятиях, но и в свободной детской деятельности. Организовать этот процесс не трудно, так как готовое тесто долго хранится в целлофановом пакете или в смоченной салфетке. Для приготовления теста мы используем следующие рецепты:
Рецепт 1.
500 г муки, 150 г соли, 1 кружка воды, (пищевые красители)
Смешать в миске муку и соль. Чтобы сделать массу цветной, нужно добавить пищевые красители в воду. Быстро соединить необходимое количество воды со смесью муки и соли. Перемешать. Выложить тесто на посыпанную мукой поверхность. Вымешать до однородной массы. Тесто готово.
Рецепт 2.
1/2 ст. муки, 1/3 ст. соли, ¼ ст. воды, пищевые красители.
В воде развести краску необходимого цвета. Постоянно перемешивая, добавить полученный раствор в смесь муки и соли. Вымесить крутое тесто. Скатать в шар и накрыть стаканом, чтобы не высохло.
Ромашка
Конспект занятия по лепке из соленого теста
Задачи: учить создавать композицию из отдельных деталей; ; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.
Материал: силуэты ромашки из плотной бумаги, лекало сердцевины бабочек, соленое тесто (мука, соль, вода, гуашь), стеки, влажная салфетка, кисточки, скалки.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель (В.). Ребята, вы все, наверное, любите дарить мамам цветы? В доме сразу становится празднично, нарядно, когда появляется букет. Вот и я предлагаю вам подарить сегодня маме цветок. Только мы не будем покупать его в магазине, не пойдем на грядку или на луг. Мы сделаем его своими руками. А что это за цветок догадайтесь сами.
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто-то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав.
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки - хитрые девчонки -
Только улыбаются в ответ.
Вот какое красивое стихотворение. Этот полевой цветок я и предлагаю вам сделать.
Демонстрация и рассматривание панно «Ромашка».
В. Делать нашу ромашку мы будем из соленого теста. Для этого нам понадобится мука, вода, соль, гуашь. Сейчас я вас научу делать тесто для лепки. (Дети вместе с воспитателем готовят тесто.)
Нашим пальчикам сегодня нужно хорошо поработать. Давайте сделаем небольшую разминку, подготовим их к работе.
Наши белые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши белые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают.
Головой качают.
Практическая часть
Взять желтое тесто, скалкой раскатать лепешку. Приложить лекало сердцевины, и вырезать его стеком. Перенести полученный круг на бумажную заготовку ромашки. Часть теста потереть на мелкой терке на серединку цветка. Из красного теста скатать шарик, сдавить слегка с боков для получения вытянутой овальной формы. Черной гуашью нанести точки, нарисовав головку. Намочить низ божьей коровки водой, разместить на ромашке.
Раскатать лепешку из красного теста, приложить лекало бабочки, стекой вырезать по контуру. Разрисовать гуашью, намочить низ и разместить на ромашке.
Из остатков желтого теста можно сделать пчелку и также разместить ее на ромашке.
Заключительная часть
У вас получились чудесные цветы. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели их теплом своих рук. А теперь послушайте стихотворение о цветах:
Цветы для мамы
Я пришел сегодня к маме
С поздравленьем и цветами.
Мама, глядя на букет,
Улыбнулась мне в ответ
И сказала, что цветы -
Небывалой красоты.
Эти маки, эти розы
И ромашки, и мимозы
Я не рвал, не получал,
Я их сам нарисовал.
Конспект занятия по лепке из соленого теста выполнила И. Малявко
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
Конспект занятия по художественной лепке из соленого теста.
Тема: Подсвечник. Котёнок»
Составила:
педагог дополнительного образования
Борисова Ю.В.
п. Кысыл-Сыр 2017 г.
Тема: «Подсвечник. Котёнок»
Цель: Изучить технологию изготовления декоративного подсвечника из соленого теста. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
повторить технику работу с солёным тестом
освоить навыки изготовления поделки «Подсвечник»;
совершенствовать навыки лепки из соленого теста
Развивающие:
Развивать художественно-творческие способности обучающихся,
Развивать эстетический вкус.
Развивать творческую инициативу и активность, фантазию детей. развивать творческое воображение.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.
Оборудование:
последовательность лепки подсвечника;
фотографии кошек
компьютер
Материалы для занятия:
баночка для воды;
салфетки.
свеча в металлической гильзе
солёное тесто;
План занятия:
Название этапа урока | Отведённое время |
|
Организация занятия. | ||
Основная часть. | ||
1.Игра – загадки про кошек. Рассказ о значение кошек в культуре разных стран. 2.Изучение новой темы. 3.Практическая работа: повторение правил технике безопасности последовательность изготовления декоративного подсвечника; физкультминутка; оформление. | ||
Заключительная часть. | ||
Подведение итога занятия. Мини-выставка работ. Уборка рабочего места. |
Конспект занятия.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся.
Вводная беседа.
Сегодняшнее занятие необычное Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?
Вы любите играть?
А загадки отгадывать умеете?
Тогда отгадайте загадки:
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молоко пьет,
Песенки поет
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - (Кот)
Молодцы. Это все о кошках.
Кошка животное мифическое и магическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Ее почитали как божество и олицетворяли с радостью. На Руси долгое время существовал обычай в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносит в дом счастье. В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверью приносит счастье. Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.
Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше.
Тема нашего занятия: “Лепка подсвечника-кота”.
Что же такое подсвечник?
Подсвечник – это подставка для свечи.
Подсвечники бывают медные, серебряные и бронзовые. Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер, а свечи в подсвечниках создают в доме особую атмосферу таинственности.
Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста.
Давайте вспомним, как работать с солёным тестом.
Солёное тесто всегда должно лежать в пакетике, так как на открытом воздухе оно начинает подсыхать.
Кусочек теста, из которого мы собираемся лепить какую-то деталь обязательно нужно хорошо промять. Чтобы деталь получилась ровной и аккуратной.
Места соединения деталей необходимо смачивать водой.
Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе.
Цилиндр или палочку катают на столе.
И кроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине детали. Покатали, по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока деталь не будет нужной длины и толщины. Если вы просто будете катать колбаску, она развалится. Когда вы делаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также и здесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтому аккуратно смазываем водой только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь.
Практическая работа.
Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с тестом:
Солёное тесто - несъедобно!
Лепку выполняй на подкладной доске, клеёнке, не клади тесто на стол, парту.
Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами,
Тщательно вымывать руки после завершения работы.
А теперь приступим к работе.
Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.
Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.
Уложите хвост (как вам нравится). Прикрепите его к туловищу при помощи воды.
Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики – это лапы, приклейте их к туловищу, сделайте надрезы (оформите когти).
Скатайте шарик для головы. Оттяните и оформите ушки.
Наш подсвечник-кот готов. Оставляем его на сушку.
Физкультминутка
Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем разминку для рук. Выполним упражнения:
1. “Мишка карабкается по дереву” (передвигать пальцы по карандашу вверх).
2. “Кулак-ладошка” (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот).
3. “Добываем огонь” (потереть ладошку ладошкой).
Спасибо! Молодцы! Продолжаем нашу работу. Скажите ребята,
С каким материалом мы сегодня работали?
Чем же тесто отличается от других материалов для лепки?
Вам понравилось то, что вы сегодня делали?
Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Подведение итогов занятия.
Ребята, посмотрите какие замечательные подсвечники, мы с вами вылепили из соленого теста. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала, но коты получились разные.
Давайте каждый придумает маленькую история про своего кота.
(Дети рассказывают истории об имени и особенностях своего кота)
Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки-сувениры, сделанные своими руками.
Все вы справились с заданием. Предлагаю вам организовать небольшую выставку. На следующем занятии мы будем раскрашивать готовые работы, поэтому приносим краски, кисти и хорошее настроение.
Уборка рабочего места.
Убираем свое рабочее место.
Все молодцы. Спасибо за работу.
До свидания.
Используемая литература
Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.
Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”,М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.
Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.
Конспект урока
Учитель: Бахтигузина Румия Ряшитовна Образовательное учреждение МКОУ «Маляевская ООШ» Ленинского района Волгоградской области Предмет: технология Тема урока: "Изготовление сувениров из соленого теста»"
Цели урока:
1. Обучающая: расширить кругозор учащихся по истории лепки сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста, новым рабочим приемам.
2. Развивающая : развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.
3.Воспитательная: воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.
Форма урока – рассказ, беседа, практическая работа
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, беседа, самостоятельная работа.
Тип урока – комбинированный.
Объект работы : соленое тесто.
Наглядно-иллюстрированный материал : образцы с поделками и сувенирами из соленого теста, технологическая последовательность изготовления теста и сувениров.
Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): компьютер, поектор, ножницы, деревянный стек, валик, гуашь, шаблоны, мука, соль, масло, вода, миска.
Профориентация : профессия декоратор, художника-дизайнер.
Практическая работа: изготовление цветов из солёного теста
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
III. Практическая работа.
IV. Физминутка для рук и глаз.
V. Рефлексия, закрепление нового материала.
VI. Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие, контроль посещаемости.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Изучение нового материала.
Словесно-иллюстративный рассказ.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с приемами работы с соленым тестом, научимся изготавливать сувениры и разукрашивать их. Девизом нашего урока будет пословица: «Рукам работа – душе праздник!»
Поделки из солёного теста - очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.
Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.
В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных инструментов.
На Руси ещё IХ веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготовляли для всех праздников самой разной величины и формы, в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля)-день первого выгона скота и лошадей пекли «козули»-сделанные из ржаного теста.
Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае, начиная с ХVII века, делали марионетки из теста. Один из художественных народных промыслов Эквадора - поделки из ярко окрашенного теста.
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.
В Польше, Чехии, Словении очень популярны картины из теста.
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям:
Должно быть сухим, светлым, тёплым;
С естественным доступом воздуха;
Хорошо налаженной вентиляцией
По площади достаточной для проведения занятий в составе 15-20 человек;
Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см;
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула;
До и после работы тщательно мыть руки с мылом.
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.
При сушке, если используется духовой шкаф проверить его исправность, включать и выключать духовой шкаф только сухими руками, соблюдать температурный режим.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
1.Мука. Для приготовления солёного теста используется пшеничная и ржаная мука. Но в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твёрдое.
2.Соль. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую. Но лучше всего подходит соль «Экстра» мелкого помола.
3.Вода. При замесе теста используется холодная вода.
4.Природный материал. Чёрный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д.
5.Шаблоны. Шаблоны надо делать из картона с водонепроницаемым покрытием.
6.Гуашь или акварельные краски.
7.Скалка или валик для раскатывания теста.
8.Деревянный стек.
9.Маникюрные ножницы.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА
1.Замес теста.
Рецепт приготовления теста: 2части муки (200г.); 1часть мелкой соли(200г.);3/4части воды (около 125мл.) воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.
2.Изготовление цветов
Раскатать тесто толщиной 0,5-1см и вырезать по шаблону лепестки. Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок, соединив их вместе в центре.
3. Изготовление роз
Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток.
Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки, отгибая верхние края.
4.Изготовление объёмных фигурок
Изготовление фигурок людей.
Изготовление фигурок начинается с туловища, которое лепят в форме конуса. Нижнюю часть конуса разрезают пополам, чтобы сделать ножки. Для головы скатать из теста шарик. Там где туловище будет соединяться, с головой воткнуть спичку. Руки лепят с расширением от плеча к запястью, чтобы получились рукава одежды. Ступни слепить из двух одинаковых шариков, в нижней трети ступни стекой сделать засечку, затем переднюю часть слегка загнуть кверху, а заднюю насадить на спичку. Когда туловище, голова, руки и ноги сделаны, фигуру можно одеть.
Одежду для фигуры вырезаем по шаблонам. Тесто для одежды фигурок не должно быть слишком мягким, иначе не лягут складки и отвороты.
7.Изготовление композиций
Из маленьких камушков и веточек, засушенных цветов в сочетании с фигурками из солёного теста могут быть составлены изящные картины.
Композиции из природного материала, будут долго радовать вас или того, кому вы их подарите.
Сушка изделий
Существует несколько способов сушки:
Воздушная сушка
Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При не достатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.
2. Сушка в духовом шкафу
Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.
Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более
50С, иначе их цвет изменится.
Для того чтобы определить полностью ли высохло изделие, необходимо взять его с противня, положить на кухонную прихватку и постучать по обратной стороне изделия. Если звук звонкий, значит изделие высушено. Если же звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи.
Раскрашивание изделий
Перед раскрашиванием нужно убедиться, хорошо ли просушено изделие. Готовые изделия раскрашивают гуашью или акварельными красками
Солёное тесто можно получить и цветным, если при вымешивании добавить водный раствор гуаши или же пищевых красок.
III .Практическая работа. Изготовление сувениров по выбору учащихся
IV .Физкультминутка. Гимнастика для рук и глаз.
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик. И теперь он будет спать
До утра, как птенчик
V.Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений
Учитель : Цель нашего урока: познакомиться с историей и технологией изготовления сувениров из соленого теста, с изготовлением композиций из соленого теста. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
Что нового вы узнали на уроке?
Чему вы научились на уроке?
Как правильно организовать рабочее место?
Какие правила техники безопасности нужно выполнять, работая с солёным тестом?
Каков рецепт приготовления солёного теста?
Какие используются способы сушки фигурок из солёного теста?
Какие краски используются для раскрашивания изделий из солёного теста?
Понравилось ли вам работать?
VI. Подведение итогов урока
Учитель оценивает работу учащихся и выставляет оценки.
ЛИТЕРАТУРА
1.А.А.Белова «Вкусная сказка из теста», издательство «ЭКСМО»,2007г.
2.Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова Технология: конспекты уроков, элективные курсы 5-9 кл.» издательство «5 за знания»,2005г.