Какое меню можно предложить в детском саду. Детское меню на каждый день

Мы уверенны, что прежде, чем отдавать ребёнка в такое учреждение, родители узнают обо всех аспектах жизни малыша вне дома, а именно: обстановка, условия пребывания, квалификация воспитателя, режим и т. д. Но есть одно условие, которое интересует всех родителей – это питание детей в садике. Давай поговорим подробно об этой наболевшей теме.

Прежде всего узнай о том, как и .

Организация питания в детском саду

Прежде всего необходимо сказать, что существуют как государственные,так и частные учреждения такой направленности. Но все они подчинены такому органу как районные или областные отделы образования, и их деятельность регламентирована Конституцией Украины и Законом Украины о дошкольном образовании от 11.07.2001 №2628-III ст.35.

По поводу питания выделим несколько основных фактов:

  • Список продуктов для питания детей составляется и согласовывается исполнительной властью посредствам тендерных закупок. То есть различия в продуктах в разных государственных садиках могут быть минимальные в связи с практически одинаковыми списками поставок.
  • Ответственность за наличие и качество продуктов питания (независимо от формы садика – государственный или ) лежит на органах управления образования и органах охраны здоровья.
  • Взимается плата за питание ребенка в садике (все зависит от формы собственности учреждения), бесплатное питание доступно отдельным категориям семей (многодетные, сироты, полусироты, дети-инвалиды и т. д).

Итак, как же организован процесс питания в дошкольном заведении?

  1. Режим питания полностью зависит от работы учреждения. В большинстве детских садов 4-х или 5-ти разовое питание. Но есть садики с пятидневным проживанием или интернат-садики, тогда там может быть и 5-ти, 6-ти разовое питание (добавляют поздний ужин). По нормам развития детей соответственного возраста (2 – 6 лет) полезно получать еду через каждые 3 – 4 часа.
    Рекомендованный график приема пищи:
    Завтрак: 8.30 – 9.00
    Обед: 12.00 – 12.30
    Ужин: 16.00 – 16.30
    При расширенном питании может быть еще и второй завтрак, и полдник, и второй ужин.
    У каждого ребенка определено свое место за столиком как для еды, так и для занятий, чтоб детки не путались.
    Все занятия стараются так планировать, чтоб приемы пищи былы в одно и тоже время.
  2. Отдельным условием стоит создание оптимального питьевого режима. То есть вода должна быть в достаточном количестве в группе. Ребенок должен знать об этом и иметь возможность попить в любое время своего нахождения в группе. Как правило, родители хотят быть уверенными в качестве и чистоте воды, поэтому на собрании сразу оговаривают наличие и закупку таковой.
  3. Работники, которые организовывают питание малышей, должны иметь соответствующую квалификацию и допуск к работе в виде пройдённого медицинского обследования (наличие действующей медицинской книжки).
  4. Воспитатели должны обращать внимание на культурно-гигиенические навыки воспитанников.
  5. Обязательна информированность родителей о системе питания в садике. Часто родители позволяют малышу многие шалости в питании, а потом грешат на садиковскую еду. Желательно сильно не отступать от режима питания на выходных, а то это может быть одной из причин, почему ребенок не ест в детском саду и не хочет туда идти – дома мама дает вкусные сладости, пирожные, а в садике опять каша. Мы не призываем лишить малышей радости и следствий родительской любви и заботы, но все хорошо в меру. Кстати, об оптимальной подстройке домашнего режима к садиковскому прочти .
  6. Родители имеют возможность ознакомится с меню. Утром, когда ты приводишь ребенка в группу, на доске объявлений ты видишь актуальный перечень блюд на сегодня. Скажем по секрету, приблизительное меню составляется на 2 недели вперед.
  7. Приоритет имеют сезонные продукты, особенно фрукты и овощи. Запрещено использование уксуса, кофе.
  8. Продукты предоставляет компания в зависимости от срока их реализации. Например, мясные блюда могут готовить 3 – 4 раза в неделю, а рыбные – 1 – 2. Соответственно, поставки этих продуктов могут осуществляться 2 – 3 раза в неделю. А вот заказы на продукты подают, как правило, на месяц вперед, потом могут лишь немного корректировать список в зависимости от сезонности продуктов.
  9. Выдача блюд малышам может проходить только после пробы медсестры или лица, который ее заменяет. Снятие пробы не делают для продуктов промышленного производства. Контроль питания в детском саду производится непосредственно директором и медицинским работником учреждения.
  10. Воспитатели имеют право в ненавязчивой форме предлагать еду ребенку, но ни в коем случае не кричать и не заставлять есть.
  11. Проверка адекватности и правильности питания оценивается по анализу физического развития детей.
  12. В профильных садиках (садики по специфике заболевания) особое место уделено диетам №5, №7, №8. Блюда готовят тушеные, вареные, запечённые)

10 ЛЮБИМЫХ ДЕТСАДОВСКИХ БЛЮД...

1. Ленивые голубцы

Ингредиенты:

капуста 200 г лук 1 шт круглый рис 1/2 стакана вареное мясо 200 г растительное масло 1 ст ложка соль

Рис замочить в теплой воде на 15-20 минут. Лук пассеровать до прозрачности. Добавить порезанную капусту и тушить под крышкой 10 минут на среднем огне, периодически помешивая. Затем добавить рис. Залить горячей водой (или бульоном) так чтобы чуть прикрыть рис, тушить ещё 10 минут. Добавить фарш из вареного мяса. Для нежности можно добавить рубленные яйца.

2. Картофельная запеканка с мясом

Ингредиенты:

Картофель 500 г Яйца 2 шт. Масло сливочное 60 г Сметана 60 г Мясо 300 г Лук репчатый 2 шт. Соль Перец

Картофель очищаем, отвариваем, сливаем отвар, подсушиваем и разминаем толкушкой. В картофельное пюре добавляем яйца, масло, сметану, соль, перец, всё перемешаем и взбиваем миксером. Мясо отвариваем в подсолёной воде, пропускаем через мясорубку. Лук очищаем, нарезаем мелкими кубиками и жарим на сковороде с маслом. Добавляем прокрученное мясо, солим, перчим и жарим до готовности. На смазанный маслом противень выкладываем половину картофеля, разровняем и выложим ровным слоем мясной фарш. Накрываем второй половиной картофеля, разравниваем, лопаткой наносим рисунок. Противень с запеканкой ставим в разогретую до 180* градусов духовку и запекаем до золотистого цвета. Готовую картофельную запеканку с мясом нарезаем на порции и подаём на стол со сметаной или соусом.

3. Гуляш с подливкой

Ингредиенты:

Говядина (курица, индейка) - 0,5 кг. Лук репчатый - 1 головка. Морковка - 1 шт.(можно без нее) Мука - 1 ст. л Том. паста 1 ч.л Можно сметану - 1 ст. л (у меня без нее) Лавровый лист - 1 шт. Соль по вкусу - 0.5 ч.л примерно

Нарезать мясо на небольшие кусочки, слегка обжарить (можно не обжаривать, а сразу добавить в мясо немного кипятка) и потушить вместе с луком и тертой морковкой в собственном соку на несильном огне, немного налив в кастрюлю раст. масла. Затем долить небольшое количество воды. Ну скажем, на полкило мяса стакан воды. Тушить до готовности мяса (т.е до мягкости). Мясо должно быть слегка прикрыто бульоном. Минут за 10 до готовности мяса, посолить по вкусу, положить лавровый лист - 1 шт. и можно 3 шт. перца горошком. Мясо бывает разное. Поэтому время приготовления может быть тоже разное. Но как правило около часа, не меньше (если это говядина или свинина, а не цыпленок) Готовность проверяется ножом или вилкой. Затем развести в половине стакана теплой воды - 1 ч.л том паcты, ст. ложку муки и ст. ложку сметаны(можно без нее, у меня без...). Хорошо перемешать в стакане, чтобы не было комочков. Я это делаю всегда вилкой. Непрерывно помешивая гуляш, влить туда смесь. Гуляш на глазах начнет густеть. Потушить немного(минут 5-10) Мясо готово. Если при тушении вода выкипела, можно долить ее. И если вдруг гуляш получился слишком густой, то можно тоже разбавить кипяточком до нужной густоты. Можно минут за 10-15 до конца тушения мяса добавить тертый или тонко нарезанный без кожуры соленый огурчик. Это придаст блюду пикантность. На гарнир макароны или картофельное пюре

4. Тефтели в соусе

Ингредиенты:

Фарш - 0.5 кг. Рис - 1/2 стакана Луковица средняя - 1 шт. 1 яйцо Соль по вкусу Соус: Сметана - 1 ст.л Мука - 1 ст.л Томат паста - 1 ч.л. 1,5 стакана воды.

Рис отварить до полуготовности. Лук мелко порезать, смешать с фаршем. Добавить соль по вкусу. Очень хорошо все перемешать. Сформировать небольшие тефтели.Обвалять их в муке. Выложить на хорошо разогретую с растительным маслом сковородку желательно не очень тесно друг к другу, обжарить с одной стороны 3-5 минут. Аккуратно перевернуть и обжарить с другой стороны. Залить кипятком примерно до половины уровня тефтелей, добавить соли и оставить тушиться. Муку подсушить на сковороде, добавить сметану и томат пасту, перемешать и развести оставшейся водой. Добавить соус в тефтели и проверить на соль. Накрыть крышкой и тушить 10-15 минут на среднем огне.

5.Творожная запеканка по ГОСТу

На одну детскую порцию : творог - 135 г, крупа манная или пшеничная мука - 10г-12г, сахар - 15г, яйца - 4г, маргарин - 5г, сухари - 5г, сметана - 5г, масса готовой запеканки -150г, сметана - 30г.

Протертый творог смешивают с мукой или предварительно заваренной в воде (10 мл на порцию) и охлажденной манной крупой, яйцами, сахаром и солью. Подготовленную массу выкладывают слоем 3-4 см на смазанную жиром и посыпанную сухарями форму. Поверхность массы разравнивают и смазывают сметаной, запекают в жарочном шкафу 20-30 мин. до образования на поверхности румяной корочки. При отпуске нарезают запеканку на куски квадратной или прямоугольной формы и поливают сметаной.

6. Рыбная запеканка

Ингредиенты:

Филе рыбы — 300 г Молочный соус /Молоко (0,5 ст.), мука (1 ч.л.), слив. масло (1 ч.л.), соль/ Сухари панировочные Соль — по вкусу

Рыбное филе отварить в слегка подсоленной воде. Время варки 5-7 минут после закипания. Пока варится рыба приготовим молочный соус. Рецепт здесь. Форму для запекания смазать сливочным маслом и выложить небольшим слоем отваренную, размолотую вилкой, рыбу. В молочный соус добавить яйцо и хорошенько перемешать вилкой или венчиком. Полить полученным соусом рыбный слой, после чего сверху выложить еще один слой размолотой рыбы и опять полить молочным соусом. Сверху рыбу посыпать сухарями и отправить в горячую духовку выпекаться при 180 градусах. Время выпекания в разных духовках колеблется примерно от 15-25 мин. Готовая рыбная запеканка может быть самостоятельным блюдом на ужин. А можно подать ее с кашей или овощами.

7. Картошка, тушенная с мясом

Ингредиенты:

1 кг говядины 1,5-2 кг картошки 2 крупных луковички 3 морковки 3 ст. л. томат пасты (по желанию)

Мясо разрезаем кусочками по два-три сантиметра, постаравшись освободить его предварительно от жира, пленок и сухожилий. Лук чистим и режем полукольцами. Картошку чистим и режем чуть крупнее, чем мясо. В казане, или кастрюле с толстыми стенками нагреваем несколько столовых ложек подсолнечного или оливкового масла. Нагреваем до дымка. Кидаем мясо и на большом огне обжариваем его. Ничего страшного, если мясо начнет пускать сок и будет тушиться. Если мясо прилипнет к донышку или стенкам казана, не волнуйтесь, как поджарится, так само отпадет. Как пожарится - помешайте, и после того, когда все мясо посветлеет, кидаете лук, опять перемешайте, уменьшите огонь и тушите минут 15. Если жидкости не много, долейте немного бульона или, если бульона нет - водичку. Пока мясо-лук тушатся, режем морковку полукругами, и обжариваем ее на растительном масле. Как изменила цвет - в казан ее, а на место морковки на сковороде - картошку. Картошку стараемся обжарить со всех сторон до легкой золотистой корочки. Кидаем в казан, солим, перчим, перемешиваем. Если не хватает жидкости доливаем так, чтобы картошечка была почти покрыта водой. Накрываем крышкой и на маленький огонь минут на 40-50. За 15 минут до окончания бросаем три лавровых листка, щедрую щепоть хмели-сунели, или любой специи, что Вам нравится и для пикантности пол чайной ложки красного перца. Перемешиваем аккуратно, накрываем крышкой и даем оставшиеся 15 минут потомиться на маленьком огне. Закрываем крышкой и оставляем еще на 10-15 минут, настояться, пропитаться.

8. Суфле печёночное

Ингредиенты:

Соль, по вкусу Молоко, для замачивания хлеба Масло сливочное, для смазки Лук репчатый, небольшого размера — 1 шт Батон белый, пару кусочков Печень говяжья — 500 г

Берём печень, промываем её и отвариваем почти до готовности. У меня небольшой кусочек был, я варила 30 минут (после закипания). Печень вынимаем из воды, смываем всё ненужное и даём остыть. Замачиваем кусочки батона в молоке. Чистим лук. Прокручиваем остывшую и нарезанную на кусочки печень через мясорубку, то же проделываем с луком и размоченным хлебом. Вообще, в саду готовят это суфле без лука, но я привыкла его добавлять для обогащения вкуса. Солим и всё тщательно вымешиваем. Если фарш суховат, можно добавить молока. Можно добавить и сливочное масло, чтобы было пожирнее, лично я никогда его не добавляю. Выкладываем всё в смазанную маслом форму. Ставим в духовку и запекаем при температуре 180-200 гр. до зарумянивания верха (где-то 15-20 минут). Верх готового суфле смазать сливочным маслом. Мой ребёнок очень любит это суфле с соусом. Обжариваем лук на среднем огне под крышкой, периодически помешивая, минут 15. Берём 2 ст. л. сметаны и 2 ч. л. томатной пасты, соединяем в глубокой миске, добавляем 1 ст. л. муки. Всё тщательно перемешиваем, добавляем воды где-то 300 мл, снова всё перемешиваем и выливаем в лук, помешивая при этом. Доводим на огне до загустения. Соус готов. Сверху можно положить кусочек сливочного масла, чтобы не образовалась плёночка.

9. Омлет

Ингредиенты:

Яйцо (отборное) — 5 шт. Молоко — 250 мл. Соль — 0,5 ч. л. . Масло сливочное (для смазки формы)

В глубокую миску вылить молоко. Добавить яйца и соль. Хорошо размешать, не взбивая!!! Форму хорошо смазать сливочным маслом. Перелить полученную яично-молочную смесь в форму. Форму заполнять не более, чем на 2/3, так как омлет поднимется. И поставить в предварительно разогретую до 200 градусов духовку на 30 минут. Первые 15-20 минут духовку не открывать. Готовый омлет разрезать на порции. На горячий омлет выложить кусочек сливочного масла.

10. Котлеты

Ингредиенты:

Фарш мясной - 600 грамм;
Черный хлеб - 0,5 буханки (350 грамм);
Вода или молоко - около 0,5 стакана;
Лук - 1-2 головки;
Чеснок - 1-2 зубчика по желанию;
Масло - для жарки;
Соль, молоты перец - по вкусу.

С ломтей ржаного хлеба срежьте корки. Мякиш замочите в воде или молоке, а корочки подсушите.

Разбухший мякиш раскрошите.Добавьте фарш, соль, молотый перец и измельченные лук и чеснок.Тщательно вымесите массу до липкости. Подсушенные хлебные крошки измельчите для панировки. Сформируйте котлеты желаемого размера и формы. Запанируйте котлеты в хлебной крошке. Полуфабрикаты котлет можно сразу готовить или заморозить на потом. В зависимости от одновременного количества приготовления котлет либо пожарьте их на сковороде с двух сторон до готовности, либо обжарьте и затем запеките на смазанном противне в духовке. (на сковороде обжарка минуты 4-5 и в духовке разогретой около 15 минут, но зависит от размеров котлет и свойств духовки) Подавайте котлеты "Школьные" с гарнирами и соусами по вкусу.

Сомнений в том, что меню на каждый день в детском саду должно быть не только вкусным, но и полезным, не возникает, вот только на практике это зачастую реализуется по разному.

Меню в детском саду на 20 дней

Так организация детского питания — дело ответственное, то типовое составляется сразу на 20 дней. Каждое из блюд в нем должно подбираться так, чтобы не повторяться, обеспечивать детей полноценным набором витаминов и минералов, а также соответствовать возрасту. Очевидно, что консистенция блюд для ясельной группы отличается от группы выпускников.

Меню разрабатывается и согласовывается с роспотребнадзором, департаментом образования, медиками, потому не стоит думать, что ребенка кормят чем попало. Единственная трудность заключается в том, что в условиях ограниченного финансирования нелегко наполнить рацион по-настоящему вкусными и разнообразными продуктами. Вот и получается зачастую что повторяются изо дня в день, отличаясь по названию, но не претерпевая существенных изменений во вкусе.

Меню на день в детском саду

В каждом садике свои правила организации питания, но чаще всего в нем присутствуют наиболее характерные блюда.

Самая большая проблема воспитанников детских садов, особенно тех, кто очень рано идет в садик или ясли, – это научиться обходиться без помощи родителей: самому одеваться, мыть руки и, самое главное, самостоятельно есть. По мнению воспитателей и врачей, это самая сложная задача для ребенка. В садике не станут особо уговаривать, постоянно кормить с ложки, петь песни и танцевать вокруг крохи: малышей много, и надо уследить за всеми, а это может оказаться непростым испытанием для ребенка. Всем детям предлагают одинаковую еду – ее надо уметь жевать, нужно уметь пить из чашки и пользоваться салфеткой. Это тоже нередко представляет сложность для «домашнего» ребенка.

Меню детского сада

Питание для детских садов разрабатывают медицинские работники, исходя из возрастной физиологии, таким образом, чтобы еда максимально покрывала потребность ребенка в питательных веществах, витаминах и минералах. Обычно это меню общее для всех воспитанников, начиная с полутора до 6–7 лет, отличаются только объемы порций в зависимости от возраста. Учитывая сезонные изменения, в питании детей летом и осенью максимально используются свежие фрукты и овощи, а в зимне-весенний сезон в рацион включаются витаминизированные продукты: соки, отвары трав и зимние фрукты – яблоки, груши зимних сортов, хурма.

Все приемы пищи разделены по калорийности на определенные физиологические объемы: при 4-разовом питании на завтрак приходится 15–20% калорийности, на обед – до 40%, на полдник – до 15–20%, на ужин (в некоторых детских садах) – до 20–30%.

Обычно на завтрак детям дают каши из различных видов круп на молоке, пудинги, омлеты, соки или компоты. В обед обязательными являются различные первые блюда, салаты, вторые блюда и напитки. Полдник представляет собой фруктовый десерт или выпечку с кефиром, молоком или другим напитком. Некоторые сады удлиненного пребывания допускают и наличие ужина – обычно это овощное, молочное или крупяное блюдо.

Обязательно строгое соблюдение в питании количества белка, как основного строительного материала для роста и развития малыша, никакие вегетарианские диеты в детском саду недопустимы. Детям обязательно дают животные белки – рыбу, мясо, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных белков используются бобовые, крупы, хлеб. Рацион детей не включает животные жиры и маргарин – источником жиров являются растительное и сливочное масло. Кроме того, малышам дают сливки и сметану. Ограничивают также количество сахара, заменяя его углеводами из крупяных, макаронных и хлебобулочных изделий. В меню детского сада существует список продуктов, которые запрещаются СЭС, кроме того, она же регулярно проводит проверки пищеблока и сотрудников детского учреждения.

Есть продукты, которые появляются на столе ребенка в детском саду ежедневно: это молоко, масло, сахар, овощи, хлеб, фрукты, мясо. Яйца обычно даются через день, творог – 2–3 раза в неделю, а рыба – 1–2 раза в неделю.
Все блюда готовятся непосредственно перед употреблением, их не хранят и не разогревают. В меню детского сада не допускаются повторы одинаковых блюд в один день, например макароны утром и вечером. Меню составляется на неделю вперед, при этом сотрудники детского сада по возможности стремятся избегать повторов блюд в течение недели. Кроме того, для стимуляции пищеварения детям в обязательном порядке в обед дают салаты из овощей или фруктов кислого вкуса, например из капусты с яблоком или моркови с яблоком.

Проблемы с аппетитом

Аппетит малыша в детском саду будет зависеть больше от усилий родителей, хотя и персонал садика тоже играет в этом определенную роль. Причин, по которым ребенок может отказаться от еды в детском саду, несколько.

Любые глобальные перемены – это стресс для организма, особенно если это малыш первых лет жизни. Появляется совершенно другая компания взрослых и детей, резко меняется круг общения, происходит контакт иммунной системы с незнакомыми веществами: обмен микрофлорой между детьми, новое окружение – другая мебель, игрушки, порошки для стирки и т.д. Меняется и отношение к ребенку: он уже не центр вселенной. Это приводит к нарушению в работе высших отделов нервной системы и выливается в проблемы с поведением, капризность, тревожность, нарушения сна и аппетита даже дома. Многие дети – консерваторы. Им очень трудно дается изменение привычных ритуалов: смена любимой тарелки и ложки может надолго отбить аппетит. Кроме того, малышам отводят четко регламентированное место за столом, не позволяя вольностей, а рядом с ними еще и сажают других детей, которые отвлекают внимание.

Самой большой ошибкой родителей и многих воспитателей являются попытки накормить ребенка любой ценой. Обычно в ход идут уговоры: «Съешь все – и дам конфетку» или угрозы: «Пока не съешь весь обед, из-за стола не выпустим». Однако таким образом можно добиться только полностью противоположного результата – усилить стресс и надолго лишить ребенка аппетита. Неверным вариантом будет и превращение процесса еды в игровое шоу или конкурс на «самую чистую тарелку» или «кто быстрее всех все съест». Еда не ради еды не принесет пользы – таким образом можно сформировать у не очень расторопного ребенка-флегматика комплекс неудачника. Тогда аппетит пропадет надолго.

Но решения у проблемы отсутствия аппетита есть, главное – набраться терпения. Малыш немного привыкнет к новому коллективу и начнет тянуться за другими детьми, подражать им, в том числе и в еде. Попросите воспитателей посадить ребенка к тем малышам, которые уже хорошо едят.

Также важно создание ритуала еды: крохе предлагается постоянная последовательность действий – мытье рук, усаживание за стол. Частой ошибкой родителей является поощрение избирательности в еде и ее культивирование у ребенка. Кроме того, нередко кроху с детства балуют различными деликатесами, он ест, когда хочет, где хочет и только то, что хочет. После того как ребенка приучили к такому режиму, будет очень сложно научить его есть обычную детсадовскую еду и сформировать режим дня. При поступлении в садик, конечно, возникает протест против «невкусной» пищи. Малыша начинают заставлять есть не то, к чему он привык.

И сложнее всего бывает тогда, когда в саду пытаются научить ребенка есть нормальные продукты, а вечером мамы и папы в виде «компенсации» опять предлагают ему излюбленные лакомства. Родителям надо категорически сказать «нет» подобным продуктам и запастись терпением, начав методично приучать кроху к здоровой пище, иначе он не будет полноценно есть в саду.

Еще одной важной причиной плохого аппетита является неумение есть самостоятельно. Иногда дети к моменту поступления в садик совершенно не умеют пользоваться ложкой и вилкой. А когда они оказываются рядом с более умелыми сверстниками, которые хорошо едят, у них возникают проблемы. Большой ошибкой родителей является просьба, чтобы воспитатели не оставили без внимания их кроху – накормили, помогли есть с ложки, показывали, как нужно делать. Это резко выделяет малыша из всех детей, он начинает думать, что все делает не так: все могут есть ложкой, а он – нет. Кроме того, воспитатель начинает заострять внимание самого ребенка и окружающих его детей на проблеме, и это может вылиться в полный отказ от еды.

Учимся есть самостоятельно

Врачами и психологами отмечается, что дети, которые к моменту поступления в садик умеют элементарно себя обслуживать: одеться, помыть руки или умыться, самостоятельно есть, – легче проходят адаптацию. Если малыш плохо управля-ется с приборами, в детском саду он обычно дольше всех сидит за столом, хуже ест и может не доедать всей порции, чтобы успеть за другими детьми. Кроме того, новички во время еды часто отвлекаются на происходящее вокруг, что тоже отражает-ся на аппетите.

До момента поступления в садик, конечно, надо научить малыша есть самостоятельно, пользоваться столовыми приборами и уметь вести себя за общим столом. Как минимум с 1,5–2 лет ребенок должен есть со всеми за общим столом, пользоваться вилкой, ложкой, пить из чашки. Хорошо формирует навыки общение со сверстниками по выходным, приглашайте на общие обеды малышей. Следите, чтобы кроха научился есть в течение получаса – именно такое время отводится в детских садах на прием пищи.

Соблюдаем режим

Самое верное решение – это постепенно и целенаправленно начинать подготовку малыша к детскому саду заранее, желательно за несколько месяцев. Нужно узнать расписание приемов пищи в саду и следовать ему дома, не отступая от него и не проводя за столом дольше чем полчаса.

Необходимо приблизить режим дня и питания малыша почти полностью к тому, который будет в детском саду. Обычно расписание приема пищи в детских учреждениях таково: завтрак – 8.30–9.00, обед – 12.00–12.30, полдник – 15.30–16.00, а ужинают дети уже дома, если это не садик длительного проживания. В последнем случае ужин обычно бывает в 19.00. Однако в вашем садике все может несколько отличаться от данных временных рамок, так что не поленитесь уточнить режим заранее. Кроме заданных приемов пищи для ребенка дома допустим легкий второй ужин – обычно это кисломолочные продукты. А некоторые дети завтракают дома, если родители отправляются на работу позже обычного времени.

Если ваш режим дня резко отличается от того, который существует в садике, необходимо перестраиваться плавно и постепенно, за несколько месяцев сдвигать режим в сторону детсадовского. Если резко сменить режим, это может обернуться для малыша большим стрессом, а также нарушением аппетита и даже сна. Как было сказано ранее, дети консервативны и сложно перестраиваются на новые условия.

Как же подстроиться под режим, выбранный детским садом? Это не сложно: начинайте постепенно, раз в несколько дней, сдвигать время приемов пищи на 7–15 минут, приближаясь к необходимому графику.

Минимальным интервалом для перестройки режима, чтобы он не отразился на крохе отрицательно, является срок в 2–3 месяца. Самое сильное испытание предстоит в детском саду тем детям, которые не придерживались дома вообще никакого режима: им придется привыкать к распорядку и учиться многое делать заново.

Меню – как в детском саду

Сделайте рацион малыша максимально приближенным к детсадовскому, включайте в него только полезные продукты. Поинтересуйтесь в садике меню-раскладкой на неделю и попробуйте составить похожий план питания. В рационе ребенка должны ежедневно быть хлеб, мясные и овощные блюда, фрукты, соки, компоты. Обязательно научите малыша есть каши, молочные продукты, овощные и мясные блюда и не предлагайте ему жареных, копченых, чрезмерно соленых и маринованных продуктов. Основные способы обработки – варка на пару и обычная, запекание, тушение с использованием растительного и сливочного масла. Добавляйте в пищу минимум специй, соли и сахара. Исключите соусы вроде майонеза и кетчупа. Основные детские блюда – это нежирные супы, компоты, кисели, запеканки, пудинги, каши и омлеты. В рацион обязательно надо включать свежую зелень, овощи и фрукты. Лучше всего с рождением малыша всей семьей перейти на более рациональное и правильное питание, чтобы не готовить для ребенка отдельно.

Если кроха категорически отказывается есть какой-либо продукт, попробуйте включить этот продукт в его любимое блюдо. Например, если малыш не любит вареный лук или кабачок – положите их небольшие кусочки очень мелко порубленными или даже протертыми в овощное рагу. Предлагайте ребенку нелюбимый продукт в небольших количествах, чтобы малыш привык к нему. Но если кроха все равно категорически протестует, лучше не настаивать, чтобы не выработать отрицательную реакцию в виде рвоты или других подобных проявлений.

Кроме того, надо знать оптимальные для ребенка объемы питания, не перекармливать малыша. Для детских садов объемы порций регламентируются, опираясь на возрастную физиологию, и делятся на периоды – до 3 лет объемы меньше, с 3 до 6–7 лет – больше. В среднем эти объемы рассчитываются исходя из общего суточного объема питания.

Мамы часто пытаются накормить малыша поплотнее, переживая, что ребенок не наестся. В рационе крохи допускаются калорийные перекусы, за счет чего основные приемы пищи меняют свои объемы. В детском саду таким малышам придется труднее: они привыкли к собственному ритму питания и могут отказываться есть в положенное время. Чтобы не было таких проблем, соблюдайте объемы порций и сокращайте перекусы между основными приемами пищи до минимума, тогда ребенку будет проще адаптироваться к питанию вне дома.

Тяжело в учении

Первые две недели в садике – самое сложное для малыша время. В этот период в жизни ребенка появляется коллектив, маму заменяют воспитательницы, меняется привычный ритм жизни. Это может отразиться негативно даже на отличном аппетите. А у малышей ранимых аппетит может пропасть на непродолжительное время. Некоторые дети даже дома после садика могут первое время есть меньше обычного – не расстраивайтесь, не заставляйте ребенка есть и не ругайте его. Ваша задача – помочь крохе пройти процесс адаптации и сохранить хороший аппетит.

Доктора советуют во время адаптации к детскому саду готовить ребенку дома пищу более калорийную, богатую витаминами и минералами, больше пить. В рацион следует ввести больше овощных салатов и свежих фруктов, соков, кисломолочных напитков, обогащенных полезной микрофлорой. Рекомендуется подобрать для ребенка витаминно-минеральный комплекс: это поможет крохе легче адаптироваться и положительно скажется на иммунитете.

Всегда узнавайте, чем детей кормили днем, и на ужин не повторяйте блюда.

В первые дни, возможно, лучше будет, если и завтракать ребенок будет дома – в этом случае надо будет предупредить воспитателей, что ребенка покормили: он будет просто сидеть за завтраком с малышами, привыкая к коллективу.

Поговорите с воспитателем, расскажите ему о привычках и особенностях ребенка. Первое время для новичка будет выработан щадящий режим, воспитатель или няня будут уделять особое внимание малышу за столом. Они помогут ему при необходимости, отметят, как и сколько он ел. Обязательно попросите их, чтобы малыша не заставляли есть насильно: это вызовет только негативную реакцию. Интересуйтесь у воспитателя, как ел ребенок в течение дня, а отправляясь с малышом из сада домой, обязательно подробно обсуждайте с ним все, что происходило за столом в садике – чем кормили, понравилось ему или нет, находите слова поддержки и одобрения, за промахи не ругайте, а за любые успехи в еде – хвалите.

Если ребенок болеет

Оптимально, конечно, чтобы в этом случае для малыша был выбран профильный садик с определенными особенностями питания. Но в условиях острой нехватки мест в детских учреждениях выбор есть не всегда.
В этом случае необходимо, чтобы в медицинской карте ребенка были отметки обо всех его болезнях или особенностях развития. Если малыш – аллергик, попросите врача четко указать в карте конкретные виды аллергенов – например, рыбу, яйца или сахар. Тогда для него будет выделен отдельный стол рядом с малышами, имеющими сходные проблемы, и некоторые блюда будут заменены на допустимые при данной болезни или аллергии. Попросите воспитателей строго следить за питанием ребенка, исключая потенциально опасные продукты, и научите малыша напоминать в детском саду о том, что у него особое питание.

Конечно, поступление в садик – это довольно серьезное испытание и для самого крохи, и для его родителей. А когда у малыша еще и страдает аппетит, это сильно расстраивает родителей. Они волнуются, что малыш недоедает, что он может похудеть. На самом же деле временное снижение аппетита – это не опасное состояние, оно обусловлено особенностями детского организма, и при правильном подходе очень скоро малыш начнет уплетать все, что дают в садике, за обе щеки.

Отвары
Для любых предложений по сайту: [email protected]