Чаепитие на руси. Русский чай история и традиции

В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. Известна точная дата попадания китайского чая к русскому царю - это 1567 год. Два казачьих атамана Петров и Ялышев, побывавшие в Китае, попробовали и описали этот напиток, а также привезли в подарок царю от китайского императора коробочку с дорогим жёлтым чаем. В 1638 году русский посол Василий Старков привозит в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. В 1665 году чаем лечили царя Алексея Михайловича. Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Изначально чай в Россию попадал сухим путём из Китая и соседних стран. Позже, с открытием Суэцкого канала, чай начали поставлять морским путём. Наши предки знали только зелёный и жёлтый чай, пили его без сахара. Возможно, поэтому долгое время чай не пили женщины. Горьковатый вкус напитка был непривычен в сравнении с традиционными русскими напитками (сбитень, мёд), имевшими сладковатый вкус.

Традиция русского чаепития - одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня.
Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике - это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Следует отделить техническую сторону приготовления от внутренней, душевной сути чаепития по-русски. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) - это общение. Много чая, угощений и приятная компания - вот составные части чая по-русски. Современное русское застолье часто стоит из двух частей: еда и алкоголь, и чай со сладостями. Так вот, чаще именно в чайной (а не в алкогольной) части ведутся разговоры, гости предаются приятным воспоминаниям, и возникают интересные идеи. Хозяйка только успевает согревать воду, а чай льётся рекой и закончившиеся сладости - не помеха для его продолжения. Эта традиция имеет и практический смысл. Несладкий чай через некоторое время после обильной пищи помогает пищеварению, и гость встаёт из-за стола посвежевшим и бодрым.

Технически процесс заваривания существует в 3-х вариантах. Первый - наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть вприкуску. Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу - он любит жар. Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило - почти так же, как в английской традиции. Чай не разбавляется водой, и сладкое едят вприкуску. Есть и третий способ, имеющий своими корнями бедное советское время. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника.

Чай по-русски принято пить, когда есть хотя бы полчаса свободного времени. Не принято перехватить чашку чая и побежать дальше по делам. Не принято и молчать за столом, как это делается в японской или китайской церемонии и слишком церемониться и разыгрывать «чайное представление», как это делают в Англии. Молчание за самоваром расценивается, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Для «русской чайной церемонии» принято использовать красный (в европейской классификации - чёрный) цейлонский, индийский или китайский чай. Зелёные при таком чаепитии не подойдут.

В русской чайной традиции есть свои устоявшиеся стереотипы, которые, так или иначе, влияют на восприятие чая самими русскими или гостями страны.

Стереотип первый: чай и самовар. Самовар изобретён для чая, и только с самоваром возможно настоящее русское чаепитие.
Однако самовар - далеко не русское изобретение. Его принцип использовался ещё в Древнем Риме, где в ёмкость с водой клали раскаленные камни для нагревания. Позже самовар проник в Европу и использовался для нагревания воды. Известно, что Пётр Первый в числе прочих диковин привёз из Голландии устройство, напоминающее современный самовар. Позже русские мастера изготовили собственный вариант прибора, дав ему звучное русское название, а с конца 18 века самовары начали изготавливать в Туле и на Урале. Таким образом, самовар «обрусел» и был приспособлен под наши нужды - сначала для приготовления сбитня, а потом воды для заваривания чая. Надо сказать, что широкое распространение самоваров началось только с 19 века.

Стереотип второй: русские пьют чай из блюдца или из стакана в подстаканнике. И то и другое, несомненно, существовало, но было необязательным. Из блюдца могли пить чай в узком кругу друзей или родственников, потому что в обществе такое поведение считалось вульгарным. Также из блюдца любили пить люди из купеческой среды, которые не принимали европейских «правил приличия», считая их чопорными и надуманными, и предлагали собственные правила, с которыми гости чувствовали себя уютнее за столом. Позже эту традицию «примерили» и мещане, копируя разные варианты чаепитий и смешивая их воедино.

Стереотип третий: для приготовления чая делается заварка, а затем разбавляется в чашке кипятком. Этот обычай появился в послереволюционные годы, когда «барского» чая было вдоволь, а как его правильно заваривать, знали немногие. В эпоху дефицита чай разбавляли водой для экономии. Этот «экономный» способ крадёт истинный вкус чая, превращая ароматный напиток в подкрашенную жидкость для запивания бутербродов.

Стереотип четвёртый: зелёный чай горький и для русского чаепития не подходит. Горьким он может получиться в двух случаях - плохой чай или неправильное заваривание. Правильно заваренный зелёный чай имеет сладковатый вкус и нежный аромат. А цвет его очень лёгкий, зеленоватый или желтоватый, но не интенсивный, а почти прозрачный. Настаивать зелёный чай не следует - нужно сразу начинать его сливать, едва залив заварник горячей водой. Если чай всё равно горчит, попробуйте сыпать меньше заварки или быстрее выливать готовый напиток.

Ещё один стереотип состоит в том, что русское чаепитие имело упорядоченный вид наподобие английского. Такого не было никогда, и в этом, возможно, величайшая ценность чая по-русски. Чай пили как душе угодно, в каждом доме были собственные традиции. Неписаные законы не фиксировали и не сделали русское чаепитие мёртвым, как это произошло в Англии.

Если говорить о сложившейся традиции русского чаепития, то можно выделить некий лубочный образ, усреднённый «бренд» чая по-русски: это самовар, пузатый чайник-заварник, фарфоровые чашки на блюдцах, кусковой сахар и чайные угощения: блины, пироги, ватрушки, баранки и прочие сладкие и не очень «закуски». Этот купеческо-мещанский способ питья чая и стал считаться русским, так как дворянское чаепитие с его копированием английских традиций не может считаться русским.

Чай по-русски принято пить несколько раз в день. Как правило, это 4-6 раз, причём в дни постов и зимой чай пили активнее. Непременный атрибут русского гостеприимства - угощение чаем. Сейчас эта традиция доведена до автоматизма и предполагает кроме чая обязательные разговоры, угощение сладким (вареньем, мёдом, пирогами, конфетами и печеньем). Для гостей в доме держится специальный «праздничный» сервиз, который не принимает участия в будничных чаепитиях. Тот же сервиз используется в чайной части русских застолий. В советское время красивый чайный сервиз был показателем статуса хозяев. Лучшими считались «заграничные», те, которые сложно было найти, Особенно важно было иметь красивый чайный сервиз дома как противоположность общепитовским стаканам со слабым, сладким чаем.

Непонятная иностранцам традиция питья чая из стаканов уходит корнями в 17 и 18 век. В то время чай в трактирах подавали в стаканах, потому что европейские чашки и сервизы ещё не вошли в моду. Позже стаканы стали постепенно заменяться чашками, но в некоторых семьях было принято использовать такую традиционную посуду вплоть до революции. Фарфоровые чашки почти везде вытеснили стаканы, но в трактирах они всё ещё оставались: чай, как грубый мужской напиток подавали в той же посуде, что и дешёвый алкоголь или смешивали алкоголь с чаем. Чтобы не обжигать пальцы, смастерили подстаканник. Это была скорее походная, железнодорожная посуда, которая при любых благоприятных условиях заменялась на фарфоровую или фаянсовую.

В обязательный список предметов классического русского праздничного чаепития входили: самовар или чайник для подогрева воды, подставка или поднос для самовара, сервиз, который состоял из заварника, чайных пар (чашки и блюдца), молочника и сахарницы, щипцы для рафинада, щипцы для колки рафинада, ситечко для заварника, вазы для сладостей. Воду для чая предпочитали брать родниковую, мягкую. Чай на такой воде получался ароматным и свежим. Способ заваривания была схожей с английским. В русской традиции, правда, заваривать чай принято не так крепко, как в Англии. Чай по-русски готовили в заварнике и разливали по чашкам, не разбавляя водой. В случае добавления молока или сливок подогревали их и добавляли в чашки до чая. Традиция делать отдельно крепкую заварку, а потом разбавлять водой укоренилась в рабоче-крестьянской среде, и теперь почему-то считается народным способом. Но учитывая, что чай при таком способе получается значительно хуже, чем заваренный правильно, лучше не использовать его.

Существует традиция завершения чаепития. В классическом русском варианте 18-19 века это представляло собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Несколько позже на европейский манер стали класть ложечку в чашку. Чайная ложечка в пустой чашке была знаком того, что гость больше не хочет чаю. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар. Правила хорошего тона диктовали, что ложечка не должна касаться стенок чашки, а по окончании размешивания не оставаться в чашке. Наливать чай в блюдце и пить из него тоже считалось противным этим правилам. Но, как известно, чай по-купечески опровергал все заморские правила и предоставлял большую свободу за чайным столом.

В царской России пили в основном китайский чай. До 19 века это был исключительно китайский, в конце 19 века стал появляться цейлонский и индийский. До 19 века чаи из Китая, доставленные посуху, ценились очень высоко - они не портились в дороге, не отсыревали, хотя и были очень дороги. Такой чай ценился европейскими гурманами, которым был недоступен дорогой китайский чай. Они покупали его в России за большие деньги. В середине 19 века Китай резко урезал поставки чая в Европу, а некоторые сорта и вовсе запретил к вывозу. Для России, наоборот, было сделано исключение, и наши предки могли насладиться эксклюзивным жёлтым чаем, недоступным для европейцев.

В конце 19 века в России стали продаваться чаи из Индии и Цейлона, появились первые урожаи чая из Грузии и Краснодара. Индийский чай всегда был ниже сортом и дешевле китайского. Были и исключения - высокогорные чаи северной Индии или горных районов Цейлона. Такой чай шёл в массовую продажу и пользовался успехом у неискушённой публики или в трактирах. Индийский чай можно было заварить крепко и экономно, а его назначением чаще всего было «напоить и согреть». Чёрный чай стал чаем для пирогов, трактирным чаем. Позже ту же нишу занял и грузинский, который был ещё ниже сортом и продавался в составе смесей (купажей). Краснодарский чай всегда стоял отдельно ото всех известных чаеводных районов. Опыты по выведению чайного куста в достаточно холодных условиях были успешными, и интересный и специфический вкус краснодарского чая нашёл своих почитателей. Однако трудоёмкость и высокая цена «родного» чая не позволяла и до сих пор не позволяет ему конкурировать с китайскими и индийскими сортами.

В 20 в. китайский чай пили до 70-х годов, пока не обострились отношения с Китаем. С 1970-х перешли на цейлонский и индийский чай, а также грузинский и краснодарский, которые появились ещё 100 лет назад, но считались низкосортными и шли только на подмес к недорогим китайским и индийским сортам. В 80-х годах 20 века в СССР резко ухудшилось качество ввозимого чая (в первую очередь из Грузии). В 90-е в Россию просачивался и высококлассный китайский чай вместе со знанием о китайских традициях, но основная масса чая была очень низкого качества. Сейчас в магазинах преобладают дешёвые сорта цейлонского чая, вторым по популярности можно назвать индийский, далее следуют китайский, кенийский, яванский, вьетнамский, турецкий, иранский, и завершает рейтинг краснодарский чай. Грузинский чай совсем исчез из продажи из-за его низкого качества.

Что касается дорогих чаёв, их выбор настолько велик, что каждый имеет возможность выбрать чай по своему вкусу.



Русский чай – это не сорт или вид сырья. Это история, традиция, наследие и неписанный закон. С 17-го века Россия пьет чай. С 17-го века русские не представляют себе день без чашки ароматного и полезного напитка. Развеять хандру, встретить дорогих гостей, провести вечер за душевной беседой – чай неизменный спутник счастья и радости, всех праздников и важных событий.

Русский чай: вековые традиции чаепития

Распространенный по всему миру напиток – чай – начал историю завоевания российских просторов еще в семнадцатом веке. Популярная версия о роли великого новатора российских традиций Петра Первого в знакомстве русских с ароматным напитком некоторыми историками опровергается. Существует версия, что на самом деле чай появился благодаря казачьим атаманам Ивану Петрову и Бурнашу Ялышеву в конце шестнадцатого столетия.

Документально закрепленная версия говорит, что чай на Руси появился в 17 веке. Согласно этому варианту развития событий, монголы в союзе с китайцами отправили российскому императору Михаилу Романову богатый подарок – четыре пуда благоуханного напитка, а точнее, листьев для заваривания ароматного чая. Невиданный подарок несколько смутил поваров царского двора. Они не сразу разобрались, что приготовить из загадочного сырья – суп или кашу. Интуиция, инструкция по завариванию или случай помог горе-умельцам, но Россия получила новую традицию – чаепитие.

А до чая и не было ничего?

Что пили на Руси до появления чая? Издревле самыми популярными напитками были морсы, кисели, квасы, медовуха и сбитень.

До того, как чай появился на российских прилавках, суровой зимой от холода спасались при помощи удивительного напитка на основе меда – сбитня. В летний зной с жаждой справлялись морсом из ягод и квасом с вишневым листом.

На праздники и важные радостные события варили медовый напиток с легким градусом – медовуху. Силы, бодрости и здоровья набирались при помощи киселя.

С появлением чая в России началась новая эпоха, и зародились новые традиции.

Чай китайский, сахарок - хозяйский

Новшество удивительным образом сказалось даже на экономической ситуации в стране. Все популярнее становился напиток, большим спросом стали пользоваться атрибуты церемонии по-русски – самовары, подстаканники, заварочники, уникальный фарфор. Самоварный промысел стал расти, принося прибыль производителям и радость любителям ароматного чая.

Интересно. К концу 19 века в Туле, признанном центре производства самоваров, насчитывалось около 30 фабрик, выпускавших до 120 тысяч самоваров в год.

Несмотря на высокую стоимость и серьезных конкурентов в виде традиционных напитков, чай на Руси прочно занял свое место за столом. В середине 17 века с Поднебесной заключен договор о регулярных поставках пусть дорогого, но полезного для души и тела напитка.

Открыв для себя чай, россияне стали завозить его не только из Китая, но Индии и Цейлона. Появились гурманы, легко отличающие тот или иной сорт любимого напитка. Самыми популярными в России стали «Жемчужный отборный», предпочитаемый купцами для душевных застолий «Императорский лянсин», «Юнфачо с цветами», редкий и баснословно дорогой белый сорт «Серебряные иголки».

Старинные подпольщики, или китайский чай русского происхождения

Мода на пышные чайные застолья спровоцировала не только спрос на ценное индийское или китайское сырье. Волна чаелюбия подхлестнула русского выдумщика на массовое производство аналогов популярного напитка. Листья деревьев (в ход шли береза, дуб, ясень), травяные и фруктовые сборы при помощи красителей превращались в изысканный и благородный лянсин.

Интересно. Первый громкий судебный процесс по фальсификации чая состоялся в конце 19 века. В качестве обвиняемых привлекались торговцы Поповы. Их признали виновными и приговорили к каторге и ссылке.

Народное творчество этого направления жестоко каралось властями. Но недоступность настоящего чая для большинства жителей страны вынуждала искать аналоги и заменители благородному напитку.

Интересно. В советское время борьба с фальсификаторами чая продолжилась, было проведено несколько показательных разбирательств, а виновные наказаны как злостные вредители. В 30-тые годы ХХ века чайных подделок в стране не стало, и статьи из уголовного кодекса были удалены как анахронизм.

Главный источник радости - изобилие

Во многих странах во главе чайной церемонии стоит именно чай. Русская чайная традиция – это еще и богатый яствами стол. Русское чаепитие обязательно сопровождали сладости и солености, выпечка и варенья. Все, чем богат дом, подавалось к столу. Чаепитие на Руси превращалось в полноценный обед или ужин.

Интересно. Традиция разведения крепкой чайной заварки непосредственно в чашке зародилась в конце 19 века. До этого из заварочного чайника разливали готовый напиток. Процедуру заваривания приходилось повторять несколько раз. Чтобы избежать суеты с повторными заварками, чай стали заваривать в большом чайнике и очень крепко. В чашке его разводили кипятком.

Как только на пороге появлялись гости, хозяева усаживали их за стол, потчевали вкусностями, поили чаем и узнавали все новости. За чайным столом время летело незаметно, а во время душевной беседы запросто выпивалось до десяти стаканов крепкого и ароматного напитка.

Традиции русского чаепития: хозяин стола - самовар

Традиционное русское чаепитие сложно представить без пузатого блестящего самовара. Всегда тщательно вычищенный он служил доказательством достатка семьи. Привезенный из Голландии Петром Первым этот атрибут чайной церемонии со временем обрусел и стал казаться исконно русским.

Мастера делали из самовара настоящие произведения искусства. Особенное ценились тульские. Пузатые бочка украшались резьбой, рисунками. Самовар ставили на витиеватые ножки. Придумали специальное место для заварочного чайника – подставка сверху. Это позволяло заварке всегда быть теплой, отдавая максимум полезных веществ.

Чисто русский колорит

Говоря о традиции русского чаепития, нельзя обойти вниманием блюдце. Если в цивилизованной Европе оно служит подставкой для чашки, то в дремучей России роль этой вещи намного сложнее.

На Руси чай принято пить из блюдца. Хотя в высших слоях общества эта привычка считалась вульгарной, крестьяне, ремесленники, помещики и купцы с удовольствием наслаждались чаепитием, потягивая чай из блюдечка. Традиция крепко вжилась и сделала церемонию настолько красочной и яркой, что писатели, художники и поэты неоднократно отражали эту черту русского чаепития в своих произведениях. На полотнах Богданова-Бельского, Кустодиева и др. одинаково ловко прихлебывают чай из блюдца и крестьянское сословие, и богатые купцы.

Интересно. Чаепитие на Руси – витиеватый церемониал. После первой чашки гость должен отказаться от следующей. И только после настоятельной (и даже неоднократной) просьбы хозяйки продолжить трапезу.

Подстаканник – это особая черта чаепития по-русски. С изобретением стекла и выдувки стакан прочно закрепился на русской кухне, став на некоторое время модным аксессуаром. Для удобства его одели сначала в деревянный, а затем с присущей русской страстью ко всему красивому в серебряный мундир – подстаканник.

Русская чайная традиция насчитывает несколько веков. За это время сменялись правители и режимы, шли войны и заключались перемирия, страна расширялась или теряла земли, одно осталось неизменным – русское чаепитие.



Приветствуем вас, друзья!

Поговорим сегодня о чаепитии. Чаепитие на Руси традиции обычаи, как было раньше и что сохранилось до наших дней. Традиционное чаепитие в России никогда не являлось чересчур важной церемонией, как, например, это было в Японии или Китае. Однако некоторые традиции и обычаи присутствовали. А если к ним добавить еще и русскую поэтичность, то обычное чаепитие приобретет самобытную и уникальную форму.

Истоки отечественных традиций

Чаепитие на Руси берет свое начало в середине 17 века. Именно тогда из Китая прибыла первая партия этой продукции. Но популярностью напиток стал пользоваться лишь спустя пару веков, его имели возможность употреблять только те, кто относился к купеческому сословию или был государственным деятелем.

Любовь к чайному напитку нашла отражение в архитектурном наследии. Следует обратить внимание на то, как были украшены деревенские дома, какая великолепная резьба присутствовала в них, в какие жизнерадостные тона они были окрашены. Наличие витиеватых растений в резьбе свидетельствует о том, что чаепитие всегда почитали и проводили за ним немало времени в длительных разговорах.

Употребление ароматного напитка сочетали со сладостями, часто добавляли в него молочко и мед. Это предрасполагало к решению вопросов семьи и к обсуждению дел государства. Традиционно такие посиделки устраивались на веранде, она была обширная и изысканная. В этом помещении имелась возможность наслаждаться прекрасным видом на природу. Во многих деревнях такие веранды сохранились и в наши дни.

Чтобы сблизиться

Чаще всего чаепитие устраивалось таким образом: накрывался большой стол, за которым усаживалось все семейство. На стол стелили накрахмаленную белую скатерть, в центр ставили самовар. Чтобы вода не проливалась, помещали под него большой поднос.

Самовар выбирался таким образом, чтобы он был пузатым, большим и блестящим. За ним тщательно ухаживали, его считали предметом гордости. Это было обязательным, поскольку самовар становился объектом внимания во время поглощения чая.

Сейчас некоторые патриархальные семьи продолжают пользоваться этим аппаратом, другие же просто сохраняют его как реликвию. Самовар всегда считался признаком достатка в доме, говорили, что он приносит радушие и душевность.

Многие считают самовар истинно русским изобретением, но если заглянуть в историю, то оказывается, что это далеко не так. Приборы этого типа задолго до появления в России были известны в Китае, и использовались они для получения горячей воды. Также существует мнение, что конструкция самовара изобреталась для того, чтобы кочевые племена могли согреться и перекусить, не обнаружив себя (не разводя открытого огня).

Гости и домочадцы имели возможность насладиться не только чаем, но и всевозможными вкусными кушаньями и сладостями, это позволяло значительно увеличивать время чаепития. Напиток потребляли и в домашней обстановке, и на работе. Это давало возможность сближения и объединяло людей. Обычно чай пили четыре раза в день.

Если вернуться к истории, то нужно отметить, что, ведя увлекательные беседы, гостями могло быть выпито от 5 до 20 чашек ароматного напитка, однако и этим порой не ограничивались.

Как заваривать чай

Старые кулинарные книги повествуют о том, как правильно заваривать чай.

  1. Для получения четырех порций нужно поместить маленькую ложку заварки в заварочный чайник, после чего залить доверху кипящей водой.
  2. Поместить чайничек на самовар и прикрыть полотенцем.
  3. Через 15 минут разлить напиток по чашкам и долить кипятку.
  4. Церемонию считали оконченной после того, как человек переворачивал чашку и помещал на нее кусочек сахара.

Сервировка стола

Отличительной особенностью чаепития на Руси было наличие всевозможных сладких блюд, а также изысканная сервировка. Обязательными считались присутствие на столе заварника, молочников, самовара, ваз с выпеченными сладкими угощениями, сахарниц и сливочниц, ну и, конечно, чашек. Чай пили вприкуску с кулебякой, ватрушкой, вареньем, пряником или джемом. Стол также украшали всевозможные фрукты.

Конечно, главным атрибутом стола был красавец-самовар, самыми яркими считались тульские экземпляры. Раньше они нагревались от углей и дров, позже появились самовары на керосиновом обогреве, ну и еще через какое-то время нашли свое применение экземпляры на электричестве.

Помимо самовара, традиционным стало использование блюдца. Его применяли практически все сословия. Но среди аристократического общества это считалось вульгарным. Помимо вышеописанного метода прекращения чаепития, можно было просто вернуть чашечку на блюдце для выражения того, что напитка уже не хочется.

Изящные дополнения

Наиболее популярным украшением стола всегда была «баба» на чайник. Она являлась специально созданным греющим элементом, который был выполнен в женской форме, имеющей красивые оборочные юбки. С ее помощью самовар накрывался сверху, пока чайный напиток заваривался. Немного позже ее стали использовать для накрывания заварочного чайника. И сегодня продаются «бабы» для чайника, которые можно использовать для сохранения тепла напитка.

В советское время стало популярным применение железного подстаканника, хотя его изобрели гораздо раньше. Подстаканники также стали украшать разнообразными узорами. Первоначально эта вещь была предназначена для мужчин, выполнена она была из дерева. Позже стали делать роскошные подстаканники из серебра, ну и еще через какое-то время перешли к более дешевому варианту. В современном мире ими пользуются во время поездки на поезде, поскольку здесь традиция чаепития из стакана, помещенного в подстаканник, нашла свое применение.

Некоторые особенности чаепития на Руси

Сервировка чайного стола обязательно должна быть произведена заблаговременно. Возле самовара садилась хозяйка, в чью обязанность входило разливание чая по чашкам. Если у хозяев дома была взрослая дочь, эту честь отдавали ей. Процесс не слишком сложный, но требовались ловкость, грация и умение. Это было связано с тем, что по правилам этикета чашки не должны были быть переполненными.

От гостей тоже требовалось проявление лояльности, если в гостях присутствовала молодежь, то требовать они вообще ничего не имели права, обязаны были употреблять чай, какой подали. Нельзя было дуть на напиток для охлаждения. Неаристократичным считалось и наливание его в блюдце. Хозяйка должна была предложить гостям сладости и другие угощения.

Чаепитие в наши дни

Чего обычно так не хватает прохладными вечерами? Наверное, больше всего тепла. Тепла как физического, так и душевного. Прекрасным способом восполнить недостаток тепла и общения и в наши дни являются посиделки с чаем. Помните, как раньше наши бабушки и дедушки устраивали многочасовые посиделки за чаем и сушками? Тогда выпивался целый самовар чая и решались насущные проблемы. А сейчас чаепитие для нас — это пакетик с красящим веществом, похожим на чай. Да и чай этот мы пьем, скорее всего, утром на бегу и в обед на работе, даже не отрывая глаза от бумаг или компьютера. Давайте вернем в дом исконно русские традиции. Не обязательно, конечно же, начинать пить чай из самовара, но попробовать продлить удовольствие и насладиться приятной компанией нужно. Начните посиделки с сервировки. Красивая скатерть — неотъемлемая часть чаепития. А еще корзиночки с печеньем, сушками или домашней выпечкой, аромат от которой разлетается по всей квартире. Расставляем чашки, приглашаем гостей и начинаем неспешную приятную беседу...

Народные рецепты с применением чая

Чай помогает не только успокоиться и расслабиться, насладиться приятным вкусом и прекрасной компанией. Чай можно использовать и в самых разных народных рецептах.

Снять покраснение и раздражение глаз

Например, если после тяжелого трудового дня у вас покраснели и воспалились глаза, то снять раздражение поможет чай с ромашкой или мятой. Опустите два пакетика чая (можно зеленого) на пару минут в кипяток. Затем выньте, дайте остыть и положите теплые пакетики на веки, подержите минут десять.

Русская чайная традиция, говорят, не похожа ни на какую другую.

Официальная история чаепития в России ведётся с 1638 года. По легенде монгольский хан прислал в подарок царю Михаилу Фёдоровичу четыре пуда чайного листа. Чудесный напиток пришёлся по вкусу при дворе русского государя. В 1655 году придворный лекарь вылечил царя Алексея Михайловича, отца будущего императора Петра I, настоем чая от болезни желудка. А в 1679 году русскому послу Головину удалось договориться с Пекинским двором о пропуске русских чайных караванов.

Повсеместное распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития. Так как хороший чай в те времена был недёшев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, ещё и не меньшее умение подать его. В России с XVI и до середины XIX века пили исключительно китайский чай. И по общему объёму ввоза и потребления чая жители Российской империи к 1844 году перепили даже англичан…

С 1885 года появляются первые чайные плантации и в России – в силу климатических особенностей в самых южных районах Империи – в грузинской Аджарии, а затем – в Азербайджане, на юге нынешнего Краснодарского края и в районах Закавказья. Сейчас в России чай выращивают только в Краснодарском крае, но потребляет его 95 % россиян, так что на душу населения приходится примерно 1-1,2 кг. в год.

На чайных плантациях…
…В Москве фунт зеленого чая стоил 12 руб., а то же количество черного - чуть больше 2-х рублей. Это не могло не повлиять на отношение к зеленому чаю, он был вытеснен с рынков европейской части Российской империи. Привычка пить только черный чай впоследствии препятствовала распространению зеленого. Через сто лет его уже никто не знал.

Законодателем моды на потребление чая была Москва.
Так, как в Москве, чай больше нигде не пили. До середины XIX века Москва употребляла до 60% ввозившегося в Россию чая. Бытовало выражение «москвичи-чаёвники», хотя на среди украинцев и у казаков пренебрежительно говорили: «москвичи-водохлебы». Дело в том, что в этих регионах даже в XIX веке о чае знали только понаслышке и отождествляли его просто с питиём воды. «Существует ли на земном шаре хоть один подобный город, в котором чай играет такую важную роль, как в Москве»? — спрашивал когда-то Н. Поляков.

Замечательное описание московского чаепития в прошлом веке оставил А.И.Вьюрков в своем произведении «Друг семьи»: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так».

Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника…

Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее. Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру.


Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды».

Чаем увлекались повсеместно. В купеческой среде чаепитие осуществлялось с особым размахом. Купцы проводили за чайным столом долгие часы и, бывало, выпивали по двадцать чашек («чай по-купечески»).


А вот как могла пить чай, например, знаменитая кустодиевская «Купчиха»: со сладким вишнёвым, клубничным, яблочным вареньем, с мёдом или вприкуску с кусочком колотого сахара. Варенье она намазывала на хлеб или ела ложкой из блюдца. Сахар в XIX в. был совсем непохож на нынешний, рассыпной. Он был неосветленным и кусочками - хозяин дома откалывал его от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску». И колотый сахар не растворялся моментально, но был «долгоиграющим», как леденец, что помогало растянуть удовольствие. И, конечно, как и сегодня, в чай добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки.


В середине XIX века, и не только в Москве, а во всех крупных городах чай из больших самоваров стали предлагать публике в парках и других прогулочных местах. Горячий чай был незаменимым средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России.

На почтовых станциях чаем угощали как господ, так и ямщиков, поэтому самовары ставили и в «чистой» половине, и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, согревал, поднимал настроение. Но попить чайку, будучи в дороге, можно было не только на почтовых станциях. Для этого применялась специальная утварь — дорожный погребец.

Он включал в себя, как правило, две чашки с блюдцами, две ложки, чайницу, чайник со спиртовкой, канистру для спирта, коробку для бутербродов, наконец, сам погребец. Такой сундучок был широко распространен в южных районах России, в среде степных помещиков, вынужденных совершать длительные поездки.

К XIX веку относится появление чисто русских заведений, не имевших аналогов за рубежом, — чайных. Появились они в сельской местности в Тверской губернии при Александре II. С первых же дней чайные были поставлены правительством в совершенно особые условия: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкий налог и «демократичный» режим работы. Чайные имели право начинать работу с 5 утра (когда трактиры ещё были закрыты). Это вызвало большое недовольство хозяев трактиров, упрекавших власти в предоставлении чайным налоговых льгот.


Чайные быстро завоевали любовь рабочего люда, особенно живущего в бараках и общежитиях, и крестьян, приезжавших на базар, извозчиков, которые коротали время в ожидании седоков.

В Санкт-Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 года. Затем появились они в Москве и в других городах России. Вначале их открывали на рабочих окраинах, вблизи крупных промышленных предприятий, потом появились они около рынков и стоянок извозчиков. Как правило, в каждой чайной было по три комнаты (кроме кухни, посудомоечной и подсобных помещений).


Хозяевам чайных разрешалось иметь «музыку» (граммофон) и бильярд. Почти во всех чайных имелись подшивки газет. А вот алкогольными напитками они не имели права торговать. Кипяток разрешалось подавать только в самоварах. К чаю подавали молоко, сливки, хлеб, бублики, баранки, масло, колотый сахар.

Вот как описывает, например, смоленский краевед А.Я. Трофимов одну из городских чайных конца минувшего столетия, которую содержало общество попечения о народной трезвости. «Это было одноэтажное деревянное строение до 25 метров в длину: два зала, кухня, где повара готовили лёгкие закуски — блины, яичницу, мясные и рыбные блюда.

Появилось и русское изобретение самовар (хотя сам «протип» такого самовара был завезён в Россию ещё из Китая). В богатых купеческих семьях держали несколько самоваров разных форм и размеров и металлических чайников.


Были чайники-термосы, в которые подкладывали раскаленные угольки, чтобы вода не остывала. Самовар был гордостью семьи, считался сердцем дома. Часто он олицетворял собой достаток, вкус и социальное положение хозяина.

С конца XVIII века самовары стали изготавливать и тульские мастера-оружейники. В XIX веке самовары становятся предметом массового потребления, но даже в начале XX века они всё ещё считались довольно дорогим приобретением и передавались из поколения в поколение. Обычно самовары делали из меди, но встречались и дорогие серебряные. Конструкция самовара состоит из 12 элементов, топили его дровами или горячими углями. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот прибор начинал «петь», и «песня» его придавала особый уют и интимность чайному столу.

…Исстари наши кабаки и чайные были не только питейными заведениями, но и своеобразными народными канцеляриями. Здесь за умеренную, а то и вовсе мизерную плату могли составить прошение, жалобу — любую бумагу. А писарями в кабаках и чайных «служили» бывшие мелкие служащие присутственных мест… По вечерам в этом «писарском» зале через проекционный фонарь показывали зрителям «туманные картинки», беря за вход 1-3 копейки…

В XIX веке русские выработали свой ритуал чаепития и свои рецепты приготовления чая. Из Сибири пришел обычай пить чай с сахаром вприкуску или, как тогда говорили, «с угрызением».


Так называемые «сахарные головы»…

Так что же такое русское чаепитие? Это, в первую очередь, духовная процедура. В «Толковом словаре живого русского языка» В.Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаемъ, пить его въ раздольи». И конечно, только русский человек мог в своей загадке так колоритно описать чайник:

В брюхе – баня,
В носу – решето,
На голове – пупок,
Всего одна рука,
И та – на спине.

В русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Пожалуй, именно эта неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течет мирно и степенно и что вообще есть такая возможность – вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю – именно она и является самой важной частью русского чаепития.


Солидные купцы, попивая горячий чай после бани, имели обыкновение издерка поглаживать свой живот в разных направляениях, что значило, что чай пошёл по душе, по всем жилкам.

Ширилось производство и расфасовка чая.

…Среди самых известных чайных товариществ России выделялись «Высоцкий и Ко.», «С.Перлов», «Петр Боткин», «Караван» («Т.Д. Вогаз и Ко.»), «Братья К. и С.Поповы», «Василий Перлов» и многие другие. История «чайной империи» Перловых началась в 1787 году.



Прошло сто лет со дня основания фирмы, и на круглую дату, в 1887 году, основателю Товарищества «Василий Перлов с сыновьями» было пожаловано дворянское звание. В 1890 году по инициативе С. В. Перлова на улице Мясницкой был построен чайный магазин.


В 1895 году по проекту архитектора К. К. Гиппиуса фасад и интерьер дома были оформлены в китайском стиле. Эта отделка здания была произведена в связи с приездом в Москву на коронацию Николая II регента молодого китайского императора Ли Хунг-Чанга. Как только стало известно, что Ли Хунг-Чанг остановится в доме чайного торговца Перлова, было принято решение о переделке фасада дома и интерьера магазина в китайском стиле. Магазин на Мясницкой до сих пор сохраняет перловский стиль…




Ну и говоря о традициях чаепития просто нельзя не упомянуть следующее: задолго по появления привозного чая, в России пили так называемый «Копорский чай», названный так по месту его первого появления в городке Копорье…

Летом по всей России цветёт известный всем Иван-чай или кипрей (лат. Epilobium).

По своему составу Иван-чай очень близок к китайскому чайному листу: содержит железо, никель, медь, бор, титан, марганец, витамин С, благодаря чему копорский чай способствует повышению иммунитета, пищеварению, кроветворению, снимает головную боль, нервное напряжение, помогает при бессоннице. В старину из его листьев делали лекарственный напиток, похожий на чай, и даже, широко экспортировали «русский чай» из, как тогда говорили, Московии в Европу, где он пришёлся по вкусу даже англичанам. Но с появлением «заморского чая» в результате мощнейшей конкуренции с Ост-Индской чайной компанией, массовое производство Копорского чая в России практически прекратилось.



Послушайте, гости дорогие, как чаёвничать надо! А слушать, уж поверьте мне, лучше всего за столом с чашечкой ароматного напитка!

Чаепитие, душевная беседа за чашкой чая, имеет давние традиции в России. Русское чаепитие неразрывно связано с самоваром. Уже в летописях встречаются первые упоминания о традициях чайных посиделок. Пить чай нужно было медленно. В старой Москве пили чай четыре раза в день, в Пскове — шесть раз в день и больше. Народ пил чай всем миром. Например, в Сокольниках - в то время, когда те были еще Подмосковьем на опушке леса стояли столы, покрытые скатертями. Самовары дымились. Всюду ходили разносчики. На лотках - булки, сухари, балык, колбаса копченая… Чаепитие устраивалось и в праздники, и в будние дни.

Конечно, чай - народный напиток. Русское дворянство эту традицию не слишком жаловало: высший свет в зависимости от моды подражал то немцам, то французам, то англичанам. А народу нужно было согреться и наесться. В дореволюционной России чай был популярен и в купеческой среде. Что и понятно - попробуй-ка напейся чем-нибудь покрепче, когда нужно договориться о цене. Да и лихого народа остерегаться надо…

Русский чай - это отдых, общение в приятном кругу. Самовар растапливался еловыми шишками. Смолянистый, горьковатый аромат дымка расслабляет и успокаивает. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу. Чаю заваривалось много, чтобы хватило на долгую неторопливую беседу.

Заварка готовилась отдельно в заварочном чайнике и разбавлялась кипятком. А как иначе? Русский чай должен прежде всего согреть приходящих с мороза гостей. К чаю подавалось обилие традиционных сушек, баранок, пряников. И, конечно, на столе должно стоять варенье. Это исконно русское лакомство. Ягоды должны быть целыми, сироп - тягучим. Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.п. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.

Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу - чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

Как приготовить настоящий чай? Традиционно в России пили индийский, черный байховый чай. Или "красный", как его называют в Китае. Но еще до появления чая на Руси заваривали пряные травы: мелиссу, зверобой, смородину, липу. Это было и дешевле и полезнее. Чай заваривается в большом толстостенном фарфоровом чайнике, долго сохраняющем тепло. В крышке обязательно должно быть отверстие для выхода пара. Чайник обдается кипятком, засыпается заварка. Прикрыть на 5 минут крышкой и салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай изменит свой вкус. Три-пять минут чай упаривается.

Потом чай "женят". Что это значит? Чай из заварочного чайника отливается в кружку. Затем он выливается назад. При этом все взвешенные частицы чая оседают на дно чайника. Должен получиться вкусный ароматный напиток насыщенного цвета. Мед, варенье и сахар (лучше кусковой) подавали к чаю отдельно. Так же отдельно можно подать к чаю горячие сливки или молоко с пенками, предварительно около часа томленные в керамическом горшочке в печке(в нашем случае в духовке).

Немаловажным является и то, в какой обстановке происходит это таинство. Колоритны специальные грелки, которыми накрывают керамический заварочный чайник! Сшитые из плотного материала, они также являются настоящими образцами народного декоративного искусства. Им придают форму петухов, сказочных птиц или кукол-матрешек. Не меньшей гордостью хозяйки, чем самовар, был и чайный сервиз. Материал, из которого делают чайные сервизы (фарфор, фаянс), — прекрасная основа для художественной росписи. Посуда русских фарфоровых заводов украшает витрины многих музеев мира. Слава Поповского и Кузнецовского заводов ничуть не меньше известности изделий Фаберже. А на столе обязательно белоснежная кружевная скатерть…Все это создает уют в доме и в душе каждого, сидящего за столом…

Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.
Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.

На кореньях
Для любых предложений по сайту: [email protected]