Церемония русского чаепития. Русское чаепитие, как зарождались чайные традиции

С XII века можно говорить о возникновении на Руси своеобразного и колоритного русского ритуала чаепития традиционного русского травяного напитка Иван-чай. В городке Копорье получали «Копорский чай», при заваривании ферментированных листьев Иван-чая или кипрея узколистного (Epilobium angustifolium), многолетнего травянистого растения из семейства Кипрейные. Первые исторически достоверные письменные упоминания о чаепитии из самовара , появившегося в России, относятся к концу XVII века. Официальная история чаепития в России ведётся с 1638 года . По легенде монгольский хан прислал в подарок царю Михаилу Фёдоровичу четыре пуда китайского чайного листа. Чудесный напиток зелёного и чёрного чая пришёлся по вкусу при дворе русского государя. В 1655 году придворный лекарь вылечил царя Алексея Михайловича, отца будущего императора Петра I, настоем зелёного чая от болезни желудка. А в 1679 году русскому послу Головину удалось договориться с Пекинским двором о пограничном пропуске русских чайных караванов.

Хороший чай в те времена был недёшев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, ещё и не меньшее умение подать его. В России с XVI и до середины XIX века пили исключительно китайский чай. И по общему объёму ввоза и потребления чая жители Российской империи к 1844 году перепили даже англичан…

В Москве фунт зелёного китайского чая стоил 12 руб., а то же количество чёрного - чуть больше двух рублей. Это не могло не повлиять на отношение к зелёному чаю, он был вытеснен с рынков европейской части Российской империи. Привычка пить только чёрный чай впоследствии препятствовала распространению зелёного. Через сто лет зелёный чай почти перестали употреблять.

С 1885 года появляются первые чайные плантации и в России в самых южных районах Российской империи – в Абхазии, Грузии, Аджарии, в Азербайджане, на юге Кубани, и в Закавказье. Сейчас в России чай выращивают только в Краснодарском крае, но потребляет его 95 % россиян, так что на душу населения приходится примерно 1-1,2 кг. в год.


Законодателем моды чаепития стала Москва.
Так, как пили чай в Москве, больше нигде чай не пили. До середины XIX века Москва употребляла до 60% ввозившегося в Россию чая. Бытовало выражение «москвичи-чаёвники», «москвичи-водохлебы». «Существует ли на земном шаре хоть один подобный город, в котором чай играет такую важную роль, как в Москве»? - спрашивал когда-то Н. Поляков. На многих территориях России продолжали пить Иван-чай и в XIX веке о дорогом зелёном чае, чёрном китайском и индийском чае знали только понаслышке.

Замечательное описание московского чаепития прошлого века оставил известный писатель-москвовед Александр Вьюрков (1885 — 1956 г.г.) в произведении «Друг семьи»: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа . В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так».

«Пили чай с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное - с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жёг. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника

Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху , гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее. Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру

«Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды».

Чаем в России увлекались повсеместно. В купеческой среде чаепитие проходило с особым размахом. Купцы проводили за чайным столом долгие часы и, бывало, выпивали по двадцать чашек чая — «чай по-купечески».

Многие ходили в трактиры именно для чаепития:
«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).

Появилось и русское изобретение самовар, усовершеннствованный «протип» древнего устройства для и чая. В богатых купеческих семьях держали несколько самоваров разных форм и размеров и металлических чайников.

Знаменитая кустодиевская «Купчиха» пила чай со сладким вишнёвым, клубничным, или яблочным вареньем, с мёдом или вприкуску с кусочком колотого сахара. Варенье купчиха намазывала на хлеб или ела ложкой из блюдца. Сахар в XIX веке был совсем непохож на нынешний, рассыпной. Он был неосветленным и кусочками - хозяин дома откалывал его от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску». И колотый сахар не растворялся моментально, но был «долгоиграющим», как леденец, что помогало растянуть удовольствие. И, конечно, как и сегодня, в чай добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки.

В середине XIX века, и не только в Москве, а во всех крупных городах чай из больших самоваров стали предлагать публике в парках и других прогулочных местах. Горячий чай был незаменимым напитком, предлагаемым во всех придорожных трактирах, горячий напиток согревал людей зимой, бодрил уставших, словом, облегчал тяготы путников, путешествующих по дорогам России.

На почтовых станциях чаем угощали как господ, так и ямщиков, поэтому самовары ставили и в «чистой» половине, и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки не употреблялиь, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чёрный китайский чай согревал, бодрил, поднимал настроение. Для чайной церемонии путешественник имел при себе дорожный погребец, включавший в себя, как правило, две чашки с блюдцами, две ложки, чайницу, чайник со спиртовкой, канистру для спирта, коробку для бутербродов, наконец, сам погребец. Дорожный сундучок был широко распространен в южных районах России, в среде степных помещиков, вынужденных совершать длительные поездки.

К XIX веку относится появление чисто русских заведений, не имевших аналогов за рубежом, - чайных. Появились они в сельской местности в Тверской губернии при Александре II. С первых же дней чайные были поставлены правительством в совершенно особые условия: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкий налог и «демократичный» режим работы. Чайные имели право начинать работу с 5 утра (когда трактиры ещё были закрыты). Это вызвало большое недовольство хозяев трактиров, упрекавших власти в предоставлении чайным налоговых льгот.

Чайные быстро завоевали любовь рабочего люда, и крестьян , приезжавших на базар, извозчиков, которые коротали время чайных в ожидании седоков.

В Санкт-Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 года. Затем появились они в Москве и в других городах России. Первые чайные открылись на рабочих окраинах, вблизи крупных промышленных предприятий, потом появились чайные рядом с рынками и стоянками извозчиков. Как правило, в каждой чайной было по три комнаты, кроме кухни, посудомоечной и подсобных помещений.

Хозяевам чайных разрешалось иметь «музыку» (граммофон) и бильярд. Почти во всех чайных посетителям могли предложить подшивку газет. В чайной не имели права торговать алкогольными напитками. Кипяток в чайных разрешалось подавать только в самоварах. К чаю подавали молоко, сливки, хлеб, бублики, баранки, масло, колотый сахар.

Вот как описывает, например, смоленский краевед А.Я. Трофимов одну из городских чайных конца XIX столетия, которую содержало общество попечения о народной трезвости. «Это было одноэтажное деревянное строение до 25 метров в длину: два зала, кухня, где повара готовили лёгкие закуски - блины, яичницу, мясные и рыбные блюда.»

Исстари русские чайные были не только питейными заведениями, но и своеобразными народными канцеляриями. В чайной за умеренную, а то и вовсе мизерную плату могли составить прошение, жалобу - любую бумагу. А писарями в чайных «служили» бывшие мелкие служащие присутственных мест… По вечерам в этом «писарском» зале через проекционный фонарь показывали зрителям «туманные картинки», беря за вход 1-3 копейки…

В XIX веке русские выработали свой ритуал чаепития и свои рецепты приготовления чая. Из Сибири пришёл обычай пить чай с сахаром вприкуску или, как тогда говорили, «с угрызением».

Так что же такое русское чаепитие? Это, в первую очередь, духовная процедура. В «Толковом словаре живого русского языка» В.Даля глагол «чаевать» означает «прохлажаться за чаемъ, пить его въ раздольи» . И конечно, только русский человек мог так колоритно описать чайник в загадке :

В брюхе – баня,
В носу – решето,
На голове – пупок,
Всего одна рука,
И та – на спине.

В русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Пожалуй, именно эта неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течёт мирно и степенно и что вообще есть такая возможность – вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю – именно она и является самой важной частью русского чаепития.

Ширилось производство и расфасовка чая.

Среди самых известных чайных товариществ России выделялись «Высоцкий и Ко.», «С.Перлов», «Петр Боткин», «Караван» («Т.Д. Вогаз и Ко.»), «Братья К. и С.Поповы», «Василий Перлов» и многие другие. История «чайной империи» Перловых началась в 1787 году.

Товарищество «Василий Перлов с сыновьями », основанное в 1787 году, приносила славу и завидный доход - ежегодный оборот превышал 16 млн рублей . Заслуженной наградой стало право именоваться поставщиком двора Его Императорского Величества. Помимо этого Перловы были поставщиками двора императора Австрийского, короля Румынского, князя Черногорского и Великого Герцога Нассаузского. Прошло сто лет со дня основания фирмы, и на круглую дату, в 1887 году, основателю Товарищества «Василий Перлов с сыновьями» было пожаловано дворянское звание. В 1890 году по инициативе С. В. Перлова на улице Мясницкой в Москве был построен чайный магазин.

Дом Перлова с чайным магазином. Москва

Как только стало известно, что регент молодого китайского императора Ли Хунг-Чанг, прибывший на коронацию Николая II, остановится в доме чайного торговца Перлова, было принято решение о переделке фасада дома и интерьера магазина в китайском стиле. В 1895 году фасад и интерьер дома Перлова были оформлены в китайском стиле по проекту архитектора К. К. Гиппиуса. Отделка дома Перлова и магазина на Мясницкой в китайской стиле сохранилась до сих пор…

Послушайте, гости дорогие, как чаёвничать надо! А слушать, уж поверьте мне, лучше всего за столом с чашечкой ароматного напитка!

Чаепитие, душевная беседа за чашкой чая, имеет давние традиции в России. Русское чаепитие неразрывно связано с самоваром. Уже в летописях встречаются первые упоминания о традициях чайных посиделок. Пить чай нужно было медленно. В старой Москве пили чай четыре раза в день, в Пскове — шесть раз в день и больше. Народ пил чай всем миром. Например, в Сокольниках - в то время, когда те были еще Подмосковьем на опушке леса стояли столы, покрытые скатертями. Самовары дымились. Всюду ходили разносчики. На лотках - булки, сухари, балык, колбаса копченая… Чаепитие устраивалось и в праздники, и в будние дни.

Конечно, чай - народный напиток. Русское дворянство эту традицию не слишком жаловало: высший свет в зависимости от моды подражал то немцам, то французам, то англичанам. А народу нужно было согреться и наесться. В дореволюционной России чай был популярен и в купеческой среде. Что и понятно - попробуй-ка напейся чем-нибудь покрепче, когда нужно договориться о цене. Да и лихого народа остерегаться надо…

Русский чай - это отдых, общение в приятном кругу. Самовар растапливался еловыми шишками. Смолянистый, горьковатый аромат дымка расслабляет и успокаивает. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу. Чаю заваривалось много, чтобы хватило на долгую неторопливую беседу.

Заварка готовилась отдельно в заварочном чайнике и разбавлялась кипятком. А как иначе? Русский чай должен прежде всего согреть приходящих с мороза гостей. К чаю подавалось обилие традиционных сушек, баранок, пряников. И, конечно, на столе должно стоять варенье. Это исконно русское лакомство. Ягоды должны быть целыми, сироп - тягучим. Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.п. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.

Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу - чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

Как приготовить настоящий чай? Традиционно в России пили индийский, черный байховый чай. Или "красный", как его называют в Китае. Но еще до появления чая на Руси заваривали пряные травы: мелиссу, зверобой, смородину, липу. Это было и дешевле и полезнее. Чай заваривается в большом толстостенном фарфоровом чайнике, долго сохраняющем тепло. В крышке обязательно должно быть отверстие для выхода пара. Чайник обдается кипятком, засыпается заварка. Прикрыть на 5 минут крышкой и салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай изменит свой вкус. Три-пять минут чай упаривается.

Потом чай "женят". Что это значит? Чай из заварочного чайника отливается в кружку. Затем он выливается назад. При этом все взвешенные частицы чая оседают на дно чайника. Должен получиться вкусный ароматный напиток насыщенного цвета. Мед, варенье и сахар (лучше кусковой) подавали к чаю отдельно. Так же отдельно можно подать к чаю горячие сливки или молоко с пенками, предварительно около часа томленные в керамическом горшочке в печке(в нашем случае в духовке).

Немаловажным является и то, в какой обстановке происходит это таинство. Колоритны специальные грелки, которыми накрывают керамический заварочный чайник! Сшитые из плотного материала, они также являются настоящими образцами народного декоративного искусства. Им придают форму петухов, сказочных птиц или кукол-матрешек. Не меньшей гордостью хозяйки, чем самовар, был и чайный сервиз. Материал, из которого делают чайные сервизы (фарфор, фаянс), — прекрасная основа для художественной росписи. Посуда русских фарфоровых заводов украшает витрины многих музеев мира. Слава Поповского и Кузнецовского заводов ничуть не меньше известности изделий Фаберже. А на столе обязательно белоснежная кружевная скатерть…Все это создает уют в доме и в душе каждого, сидящего за столом…

Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.
Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.

Екатерина Качура-Фалилеева

Вот уже несколько дней я читаю удивительные истории про российские чайные традиции и просто восхищаюсь отдельными авторами этих рассказов – это какую же надо иметь фантазию! Я ещё как-то пережил «древние школы русских боевых искусств» и даже «боевой гопак». Однако, церемония русского чаепития – это уже за гранью моего разума.

Я не буду сейчас цитировать бред про «вековые русские исконные чайные традиции», а очень коротко перескажу историю о том, как чай появился в России и как со временем менялись «незыблемые» традиции потребления этого напитка. Правда, честное слово, может быть намного интереснее придуманных традиций.

История появления чая в России

Полина Лучанова

Существует несколько теорий появления чая в нашей стране. Есть теория от западников (вот, даже и чай у нас без политики не обходится) про то, как Пётр I завёз в Россию кофе, трубки с табаком, кургузые венгерские кафтаны, бритые подбородки и чай. С западниками спорят славянофилы, которые вспоминают о казачьих походах в Китай ещё в самом начале шестнадцатого века. Вспоминают и царя Михаила Фёдоровича Романова, которому китайские послы привезли несколько ящиков чая.

Дорогие мои! Если мы говорим о русском чаепитии, как о национальной традиции, то почему вспоминаем о Михаиле Романове и его потомке Петре? Ну завезли они (или подарили им) чай и что? У бывшего министра Улюкаева при обыске нашли 3-х килограммовые золотые монеты. Могу ли я утверждать, что у россиян в начале двадцать первого века появилась традиция отливать из золота монеты в три килограмма весом?

Чай, как напиток, появился в России задолго до Романовых и случилось это явление ещё во времена монгольского нашествия. Можно предположить, что про чай знали казаки сибирские и казаки уральские, которые просто не могли не общаться со своими восточными соседями, которые этот самый чай употребляли просто очень давно.

Однако, отечественный потребитель много веков выбирал отечественного же производителя и предпочитал свои прохладительные напитки: квас (которого было огромное количество видов), сбитень, всевозможные фруктовые и ягодные взвары и перевары, меды и даже щи, которые были так газированы, что требовали специальной крепкой посуды.

Наступление чая на Россию началось в самом конце семнадцатого века. Сначала чайным городом стала Москва, потом центром чайной торговли стал Нижний Новгород. В те времена чай был достаточно дорог, а потому пили его, в основном, аристократы и богатые купцы. Можно сказать, что где-то в конце семнадцатого века в России появилась мода на «утончённую западную жизнь». Просвещённые европейцы кваса не пьют. Они кофе кушают и чай. Вот и потянулись «элиты» за модой.

Однако, постепенно цена на чай снижалась, поскольку чай в Китае не покупали, а меняли на ткани, выделанные кожи, изделия металлургии. Соответственно, с развитием промышленности в России снижалась себестоимость собственной продукции и автоматически, поскольку торговля была меновой, снижалась стоимость чая.

Главной проблемой была доставка. Россия была единственной европейской страной, которая доставляла чай сухим путём. Были в такой доставке плюсы (чай плохо переносил морские путешествия и существенно терял в качестве), но был и большой минус – тысячи километров на лошадях. Это очень долго, а потому и очень дорого.

И только к началу девятнадцатого века чай начали пить все сословия. К этому времени построили Самаро-Уфимскую и Екатеринбургско-Тюменскую железные дороги, что существенно ускорило доставку. А кроме того чай начали ввозить морским путём, в том числе из Индии и с Цейлона. Цена на чай просто рухнула и пить его начали все сословия. В 1886 году чай был введён в состав армейского пищевого довольствия, а с 1890 года чаем начали поить и рабочих на фабриках.

Аристократы пили дорогой китайский чай элитных сортов и европейские ароматизированные сорта чая. Купечество предпочитало чай чёрный, с хорошим тёмным настоем, не такой крепкий, как заваривали в среде аристократов, но в гораздо больших количествах. Простой народ, традиционно, пил чай низкосортный. В те же времена появились и первые фальсифицированные чаи.

Нужно сказать, и в девятнадцатом веке чай пили не во всей России. Пили чай в Сибири и на Урале, на Нижней Волге, в Москве и её окрестностях. А вот Петербург долгое время предпочитал кофе. Не пили чай на Украине, в Белоруссии, на Дону и на Среднем Поволжье. В первой половине 19 века 60 % ввозимого в Россию чая потребляла Москва. Однако, к концу девятнадцатого века чай распространился уже по всей территории Российской империи и страна вышла на первое место в мире по потреблению чая (исключая Китай, поскольку по потреблению чая в Китае как не было статистики тогда, так нет её и сейчас).

В конце 19 века чай начали выращивать в России. Кстати, выращивали очень приличные сорта, которые получали медали на международных выставках и оценивались знатоками даже выше ординарных китайских чёрных чаёв.

Борис Кустодиев

Самые первые чайные ритуалы и традиции появились в России в конце восемнадцатого века. Эти традиции формировали два сословия: дворянство и купечество. Дворяне предпочитали английскую чайную церемонию – безукоризненно сервированный стол, фарфоровые сервизы, молоко и сливки, сахар и утончённый разговор о высоком.

Чай подавали в сухом виде, в специальном чайнике. Чай заваривался непосредственно за столом и заваривался очень крепким.

Впрочем, очень скоро английские традиции были подкорректированы на русский лад –появились резные стаканы и серебряные подстаканники для мужчин. Дамы пили чай из фарфоровых чашек. В чай начали добавлять ром. Потом чай появился на открытых верандах, уже не в чайнике, а в самоваре, на стол начали подавать варенье, мучные изделия, конфеты. Это уже традиции помещичьего чаепития. Лето, загородный дом, гроздья сирени и розовые кусты, романтический закат. В общем, «как упоительны в России вечера».

У купечества были свои чайные традиции – обильный стол с самоваром, варенье и мёд, обилие выпечки, от сушек и бубликов до пирогов, «двухаршинные осетры; белуга в рассоле; «банкетная телятина»; белая, как сливки, индюшка, обкормленная грецкими орехами; «пополамные растегаи» из стерляди и налимьих печенок; поросенок с хреном; поросенок с кашей». И питьё чая из блюдца. Купечество пило чай со вкусом – долго и много. При такой трапезе многократное заваривание чая было не совсем удобно, а потому появился большой заварочный чайник в котором чай заваривался очень крепким, а потом разбавлялся кипятком из самовара непосредственно в чашке. Так появилась чисто русская традиция двухчайниковой заварки, которая, в целом. Существует и до настоящего времени. В тот же период появилась и «баба на чайник».

Отдельной традицией был «чайный общепит» царской России – чай в трактирах подавали «парами», в двух чайниках: малый чайник с заваркой и большой с кипятком, клиент сам наливал в чашу заварку и сам разбавлял её кипятком по своему вкусу. В трактирах вспомнили аристократическую «привычку» пить чай из стаканов – стекло было дешевле фарфора, да и стакан можно было использовать не только для чая, но и для подачи спиртного.

В буфетах и дешёвых трактирах чай подавали прямо стаканах. А поскольку цену брали именно за стакан, то посетители требовали наливать чай до краёв стакана. Так появилась ещё одна традиция – наливать гостю полную чашку чая. Чай, не в дешёвом трактире и для дорогого гостя ничего не жалко.

Чай в трактирах пили с разнообразными закусками, под деловые или душевные беседы.

Несколько позже в Росси появилась и мещанская чайная традиция. Тут финансовые возможности были поскромнее, а амбиции были почти аристократические. Чай пили для беседы. На заварный чайник полагалась одна чайная ложка сухого чая, чай выдерживали 15 минут и разливали по чашкам, а потом ещё и разбавляли кипятком. Подавали к чаю и простые закуски. Обязательной частью мещанского чаепития была культурная программа – изначально это было исполнение песен под гитару. Так, кстати, появился русский городской романс. Ещё одна русская чайная традиция.

Чай - уникальный напиток, согревал наших предков долгими зимними вечерами, «прохлаждал» душным летним вечером на открытой веранде, собирал за общим столом гостей, друзей и всю семью. Чай попадал в Россию по суше из Китая и близлежащих восточных стран, наши предки знали и пили только два сорта чая: желтый и зеленый, сахар в него не добавляли. Может поэтому его долгое время не пили женщины, потому что после таких традиционных русских напитков как сбитень и мед, имеющих сладковатый привкус, чай казался терпким и непривычно горьким.

Дар Востока русскому народу

(Кустодиев "Купец" )

По официальным данным в 16 веке чай завозился на Русь посланниками с Востока в качестве дорогих подарков-гостинцев, в 70-х годах 16 века два казачьих атамана, побывавшие в Китае и попробовавшие там этот замечательный напитков, привезли в дар русскому царю немного драгоценного желтого чая. Позже в 17 столетии послы стали привозить подарки царю в виде нескольких десятков килограммов чая, постепенно этот напиток, который был оценен по достоинству за его способность дарить бодрость и бороться с сонливостью, распространился по всей территории русского государства и дошел до Сибири. Сначала его пили в царских хоромах: сам царь, бояре и их приближенные, потом он «дошел» до зажиточных дворянских и боярских домов, и к 19 веку стал повсеместным и доступным напитком для всех категорий населения того времени. В середине 19 века в Москве насчитывалось около тысячи специализированных магазинов продававших чай, именно тогда появилось расхожее выражение «гонять чаи», которое показывало насколько русский народ пристрастился к этому занятию. Затем по всей России повсеместно стали открываться чайные заведения, где за большим общим столом пили чай, делились мыслями и новостями, вели неспешные, степенные беседы. Уже к 20 столетию Россия занимала одно из первых мест в мире по употреблению этого удивительного бодрящего и тонизирующего напитка из чайных листьев.

(Кустодиев "Трактирщик" )

Распространение этого напитка дало толчок к развитию смежных отраслей. Именно благодаря расширению употребления чая, началось разрастание производства тульских самоваров, которые ранее использовались для изготовления сбитня, широкую известность и популярность приобрел русский фарфор, идеально подходивший для проведения чайных церемоний. Самовар, как и фарфоровые сервизы, сохранились в истории нашей страны как неотъемлемые составляющие традиционного русского чаепития.

Русские традиции чаепития

(Крестьянское чаепитие: Стожаров "У самовара" )

После того как чай стал частью жизни русского человека, процесс чаепития занял важное место в общественной жизни. На протяжении уже более 300 лет без него не проходит ни один семейный праздник, дружеская встреча или посиделки, за чаем делятся мнениями, спорят, обсуждают деловые вопросы и просто хорошо проводят время в кругу друзей и родных.

За долгое время появления чая на Руси и его широкого распространения от Москвы до Сибири установились определенные чайные традиции с уникальными особенностями, тонкостями и нюансами.

(Дворянское чаепитие: Коровин "За чайным столом" )

Для чаепития, которое обычно проводилось в семейном кругу, стол накрывался скатертью, в его середину ставился самовар, который был пузат, горяч и блестящ, его регулярно чистили и заботились о его «здоровье», он считался символом уюта и домашнего тепла, настоящим «хозяином» дома. Кроме самовара на столе стоял заварник для чая, который обычно был укутан грелкой, называемой «баба на чайнике», она могла быть исполнена в форме колоритной русской красавицы, сказочного персонажа или матрешки.

(Московская интеллигенция: Маковский "Утренний чай" )

Выставлялся на стол фаянсовый или фарфоровый сервиз, каждому участнику чаепития было предназначена чашка с блюдцем. Раньше в трактирах подвали чай в стеклянных стаканах с подстаканниками (чтобы пальцы не обжечь), отсюда еще одна традиция, которая считается исконно русской, пить чай из стаканов.


Также обязательным было богатое убранство стола, к чаю подавались различные сладости, выпечка, варенья, куски сахара и другие вкусности, предполагалось, что гость не должен уйти после чая голодным, тут срабатывало обычное для русских чувство гостеприимства, обязывающее накормить гостя «от живота».

(Чаепитие от души: Кустодиев "Извозчики" )

Чаепитие было долгим, продолжительным мероприятием, во время которого выпивалось шесть-семь чашек чая, при этом за русским чайным столом не полагалось хранить стойкое молчание, как это принято у китайцев и японцев, или вести чопорные аристократические беседы как в Англии. Главным атрибутом русской чайной церемонии во все времена было наличие теплой и душевной атмосферы, долгие, неспешные разговоры «по душам», принято было считать, что чай способен согреть не только тело человека, но и его душу.

(Чаепитие в СССР: Баюскин "За обедом" )

Чайные традиции в России имели огромное значение для всех слоев населения этой огромной страны, об этом можно судить по их разделению на отдельные субкультуры чаепития: дворянская, купеческая, мещанская и простонародная. Для купеческого чаепития, например, было обязательным наличие богатого угощения, для мещанского - культурная программа. Именно благодаря мещанским традициям чаепития появился новый жанр в музыке – русский романс.

В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. Известна точная дата попадания китайского чая к русскому царю - это 1567 год. Два казачьих атамана Петров и Ялышев, побывавшие в Китае, попробовали и описали этот напиток, а также привезли в подарок царю от китайского императора коробочку с дорогим жёлтым чаем. В 1638 году русский посол Василий Старков привозит в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. В 1665 году чаем лечили царя Алексея Михайловича. Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Изначально чай в Россию попадал сухим путём из Китая и соседних стран. Позже, с открытием Суэцкого канала, чай начали поставлять морским путём. Наши предки знали только зелёный и жёлтый чай, пили его без сахара. Возможно, поэтому долгое время чай не пили женщины. Горьковатый вкус напитка был непривычен в сравнении с традиционными русскими напитками (сбитень, мёд), имевшими сладковатый вкус.

Традиция русского чаепития - одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня.

Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике - это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Следует отделить техническую сторону приготовления от внутренней, душевной сути чаепития по-русски. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) - это общение. Много чая, угощений и приятная компания - вот составные части чая по-русски. Современное русское застолье часто стоит из двух частей: еда и алкоголь, и чай со сладостями. Так вот, чаще именно в чайной (а не в алкогольной) части ведутся разговоры, гости предаются приятным воспоминаниям, и возникают интересные идеи. Хозяйка только успевает согревать воду, а чай льётся рекой и закончившиеся сладости - не помеха для его продолжения. Эта традиция имеет и практический смысл. Несладкий чай через некоторое время после обильной пищи помогает пищеварению, и гость встаёт из-за стола посвежевшим и бодрым.

Технически процесс заваривания существует в 3-х вариантах. Первый - наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть вприкуску. Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу - он любит жар. Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило - почти так же, как в английской традиции. Чай неразбавляется водой, и сладкое едят вприкуску. Есть и третий способ, имеющий своими корнями бедное советское время. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника.

Чай по-русски принято пить, когда есть хотя бы полчаса свободного времени. Не принято перехватить чашку чая и побежать дальше по делам. Не принято и молчать за столом, как это делается в японской или китайской церемонии и слишком церемониться и разыгрывать «чайное представление», как это делают в Англии. Молчание за самоваром расценивается, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Для «русской чайной церемонии» принято использовать красный (в европейской классификации - чёрный) цейлонский, индийский или китайский чай. Зелёные при таком чаепитии не подойдут.

В русской чайной традиции есть свои устоявшиеся стереотипы, которые, так или иначе, влияют на восприятие чая самими русскими или гостями страны.

Стереотип первый: чай и самовар. Самовар изобретён для чая, и только с самоваром возможно настоящее русское чаепитие.

Однако самовар - далеко не русское изобретение. Его принцип использовался ещё в Древнем Риме, где в ёмкость с водой клали раскаленные камни для нагревания. Позже самовар проник в Европу и использовался для нагревания воды. Известно, что Пётр Первый в числе прочих диковин привёз из Голландии устройство, напоминающее современный самовар. Позже русские мастера изготовили собственный вариант прибора, дав ему звучное русское название, а с конца 18 века самовары начали изготавливать в Туле и на Урале. Таким образом, самовар «обрусел» и был приспособлен под наши нужды - сначала для приготовления сбитня, а потом воды для заваривания чая. Надо сказать, что широкое распространение самоваров началось только с 19 века.

Стереотип второй: русские пьют чай из блюдца или из стакана в подстаканнике. И то и другое, несомненно, существовало, но было необязательным. Из блюдца могли пить чай в узком кругу друзей или родственников, потому что в обществе такое поведение считалось вульгарным. Также из блюдца любили пить люди из купеческой среды, которые не принимали европейских «правил приличия», считая их чопорными и надуманными, и предлагали собственные правила, с которыми гости чувствовали себя уютнее за столом. Позже эту традицию «примерили» и мещане, копируя разные варианты чаепитий и смешивая их воедино.

Стереотип третий: для приготовления чая делается заварка, а затем разбавляется в чашке кипятком. Этот обычай появился в послереволюционные годы, когда «барского» чая было вдоволь, а как его правильно заваривать, знали немногие. В эпоху дефицита чай разбавляли водой для экономии. Этот «экономный» способ крадёт истинный вкус чая, превращая ароматный напиток в подкрашенную жидкость для запивания бутербродов.

Стереотип четвёртый: зелёный чай горький и для русского чаепития не подходит. Горьким он может получиться в двух случаях - плохой чай или неправильное заваривание. Правильно заваренный зелёный чай имеет сладковатый вкус и нежный аромат. А цвет его очень лёгкий, зеленоватый или желтоватый, но не интенсивный, а почти прозрачный. Настаивать зелёный чай не следует - нужно сразу начинать его сливать, едва залив заварник горячей водой. Если чай всё равно горчит, попробуйте сыпать меньше заваркиили быстрее выливать готовый напиток.

Ещё один стереотип состоит в том, что русское чаепитие имело упорядоченный вид наподобие английского. Такого не было никогда, и в этом, возможно, величайшая ценность чая по-русски. Чай пили как душе угодно, в каждом доме были собственные традиции. Неписаные законы не фиксировали и не сделали русское чаепитие мёртвым, как это произошло в Англии.

Если говорить о сложившейся традиции русского чаепития, то можно выделить некий лубочный образ, усреднённый «бренд» чая по-русски: это самовар, пузатый чайник-заварник, фарфоровые чашки на блюдцах, кусковой сахар и чайные угощения: блины, пироги, ватрушки, баранки и прочие сладкие и не очень «закуски». Этот купеческо-мещанский способ питья чая и стал считаться русским, так как дворянское чаепитие с его копированием английских традиций не может считаться русским.

Чай принято пить несколько раз в день. Как правило, это 4-6 раз, причём в дни постов и зимой чай пили активнее. Непременный атрибут русского гостеприимства - угощение чаем. Сейчас эта традиция доведена до автоматизма и предполагает кроме чая обязательные разговоры, угощение сладким (вареньем, мёдом, пирогами, конфетами и печеньем). Для гостей в доме держится специальный «праздничный» сервиз, который не принимает участия в будничных чаепитиях. Тот же сервиз используется в чайной части русских застолий. В советское время красивый чайный сервиз был показателем статуса хозяев. Лучшими считались «заграничные», те, которые сложно было найти, Особенно важно было иметь красивый чайный сервиз дома как противоположность общепитовским стаканам со слабым, сладким чаем.

Непонятная иностранцам традиция питья чая из стаканов уходит корнями в 17 и 18 век. В то время чай в трактирах подавали в стаканах, потому что европейские чашки и сервизы ещё не вошли в моду. Позже стаканы стали постепенно заменяться чашками, но в некоторых семьях было принято использовать такую традиционную посуду вплоть до революции. Фарфоровые чашки почти везде вытеснили стаканы, но в трактирах они всё ещё оставались: чай, как грубый мужской напиток подавали в той же посуде, что и дешёвый алкоголь или смешивали алкоголь с чаем. Чтобы не обжигать пальцы, смастерили подстаканник. Это была скорее походная, железнодорожная посуда, которая при любых благоприятных условиях заменялась на фарфоровую или фаянсовую.

В обязательный список предметов классического русского праздничного чаепития входили: самовар или чайник для подогрева воды, подставка или поднос для самовара, сервиз, который состоял из заварника, чайных пар (чашки и блюдца), молочника и сахарницы, щипцы для рафинада, щипцы для колки рафинада, ситечко для заварника, вазы для сладостей. Воду для чая предпочитали брать родниковую, мягкую. Чай на такой воде получался ароматным и свежим. Способ заваривания была схожей с английским. В русской традиции, правда, заваривать чай принято не так крепко, как в Англии. Чай готовили в заварнике и разливали по чашкам, не разбавляя водой. В случае добавления молока или сливок подогревали их и добавляли в чашки до чая. Традиция делать отдельно крепкую заварку, а потом разбавлять водой укоренилась в рабоче-крестьянской среде, и теперь почему-то считается народным способом. Но учитывая, что чай при таком способе получается значительно хуже, чем заваренный правильно, лучше не использовать его.

Существует традиция завершения чаепития. В классическом русском варианте 18-19 века это представляло собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Несколько позже на европейский манер стали класть ложечку в чашку. Чайная ложечка в пустой чашке была знаком того, что гость больше не хочет чаю. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар. Правила хорошего тона диктовали, что ложечка не должна касаться стенок чашки, а по окончании размешивания не оставаться в чашке. Наливать чай в блюдце и пить из него тоже считалось противным этим правилам. Но, как известно, чай по-купечески опровергал все заморские правила и предоставлял большую свободу за чайным столом.

В царской России пили в основном китайский чай. До 19 века это был исключительно китайский, в конце 19 века стал появляться цейлонский и индийский. До 19 века чаи из Китая, доставленные посуху, ценились очень высоко - они не портились в дороге, не отсыревали, хотя и были очень дороги. Такой чай ценился европейскими гурманами, которым был недоступен дорогой китайский чай. Они покупали его в России за большие деньги. В середине 19 века Китай резко урезал поставки чая в Европу, а некоторые сорта и вовсе запретил к вывозу. Для России, наоборот, было сделано исключение, и наши предки могли насладиться эксклюзивным жёлтым чаем, недоступным для европейцев.

В конце 19 века в России стали продаваться чаи из Индии и Цейлона, появились первые урожаи чая из Грузии и Краснодара. Индийский чай всегда был ниже сортом и дешевле китайского. Были и исключения - высокогорные чаи северной Индии или горных районов Цейлона. Такой чай шёл в массовую продажу и пользовался успехом у неискушённой публики или в трактирах. Индийский чай можно было заварить крепко и экономно, а его назначением чаще всего было «напоить и согреть». Чёрный чай стал чаем для пирогов, трактирным чаем. Позже ту же нишу занял и грузинский, который был ещё ниже сортом и продавался в составе смесей (купажей). Краснодарский чай всегда стоял отдельно ото всех известных чаеводных районов. Опыты по выведению чайного куста в достаточно холодных условиях были успешными, и интересный и специфический вкус краснодарского чая нашёл своих почитателей. Однако трудоёмкость и высокая цена «родного» чая не позволяла и до сих пор не позволяет ему конкурировать с китайскими и индийскими сортами.

В 20 в. китайский чай пили до 70-х годов, пока не обострились отношения с Китаем. С 1970-х перешли на цейлонский и индийский чай, а также грузинский и краснодарский, которые появились ещё 100 лет назад, но считались низкосортными и шли только на подмес к недорогим китайским и индийским сортам. В 80-х годах 20 века в СССР резко ухудшилось качество ввозимого чая (в первую очередь из Грузии). В 90-е в Россию просачивался и высококлассный китайский чай вместе со знанием о китайских традициях, но основная масса чая была очень низкого качества. Сейчас в магазинах преобладают дешёвые сорта цейлонского чая, вторым по популярности можно назвать индийский, далее следуют китайский, кенийский, яванский, вьетнамский, турецкий, иранский, и завершает рейтинг краснодарский чай. Грузинский чай совсем исчез из продажи из-за его низкого качества.

Что касается дорогих чаёв, их выбор настолько велик, что каждый имеет возможность выбрать чай по своему вкусу.

Вкусные рецепты
Для любых предложений по сайту: [email protected]