Значение хлеба в жизни человека. Хлеб в нашей жизни
Хлеб является основным продуктом питания населения, поэтому развитию хлебопекарной промышленности в стране уделяется большое внимание. В настоящее время предприятиями потребительской кооперации вырабатывается 12,5 млн. т хлеба, или около 35 % общего объема.
ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Хлебобулочные изделия являются источником углеводов, растительных белков, минеральных веществ и витаминов.
Углеводов в ржаных изделиях содержится примерно 40- 50 %, в пшеничных - 42-52 %. Основную долю их составляет крахмал. Количество клетчатки находится в пределах от 0,1 до 1,2 % и зависит от сорта используемой для приготовления хлеба муки: чем ниже ее сорт, тем больше клетчатки.
Белки хлебных изделий, содержащиеся в небольшом количестве (5-6,5 %-в ржаных, 7,5-8,5 %-в пшеничных), по аминокислотному составу неполноценны. Сравнивая биологическую ценность белков хлеба пшеничного и ржаного, следует отметить более благоприятный состав их в ржаном хлебе.
Витаминная ценность хлеба обусловлена содержанием в нем витаминов Bi, Вг и PP. С повышением сорта используемой муки количество их в хлебе снижается, так как наиболее богатые ими периферийные части зерна удаляются при обработке. Использование витаминизированной муки позволяет увеличить содержание их в хлебе в 2,5-5 раз.
Минеральные вещества в хлебе представлены К, Р, Мп, Са, Fe. С повышением сорта муки, из которой изготовлены изделия, содержание минеральных веществ снижается.
Таким образом, пищевая ценность хлеба недостаточно высока, поэтому необходимо повышать его витаминную и белковую ценность. Для этого целесообразно вносить в тесто обогатители с более ценным химическим составом - молочные, яичные и плодоовощные продукты. В настоящее время широкое распространение получило использование молочной сыворотки при производстве хлеба.
Отмечена важная физиологическая роль хлеба в питании человека, и обусловлена она пористой структурой мякиша. Благодаря этому свойству не только хлеб, но и пища, съеденная с ним, хорошо смачивается желудочным соком и усваивается. Установлено, что белки хлебных изделий усваиваются на 70- 85 %, жиры -на 85-93, углеводы - на 92-98 %.
2 ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ БОБОВЫХ КУЛЬТУР . Бобовые культуры содержат: белков 30 % и более (ценные по составу, так как богаты незаменимыми аминокислотами), углеводов до 60 %, жира около 2 % (кроме сои, содержащей жиров до 20 %, углеводов до 30 %, белков до 40 %).
Недостатком бобовых культур является медленная развариваемость их семян (от 90 до 120 мин). Для ускорения развариваемости семена некоторых бобовых культур (гороха, чечевицы) обрушивают, т.е. удаляют семенную оболочку. Это сокращает варку примерно в 2 раза.
Горох происходит из Афганистана и Восточной Индии, Плод гороха - боб - состоит из створок и семян. По строению створок бобов сорта гороха делят на сахарные и лущильные. Бобы сахарных сортов используют в пищу вместе с семенами в виде так называемых лопаток. Створки лущильных сортов не съедобны. При созревании семян створки бобов легко разлущиваются, поэтому такие сорта гороха называют лущильными.
Лущильные сорта подразделяют на мозговые, которые в молочной спелости используют для приготовления овощных консервов (зеленый горошек), игладкосеменные, которые в полной зрелости делят на два типа: продовольственный и кормовой. Продовольственный горох в зависимости от окраски семядолей бывает белым, желтым и зеленым. По крупности семян горох подразделяют на крупный, средний и мелкий.
Семена гороха сохраняют питательные и вкусовые свойства в течение 10-12 лет.
Фасоль по цвету делят на три типа: белая, цветная однотонная и цветная пестрая.
Чечевица - древнейшая сельскохозяйственная культура, в России известна с XIV в. Семена диаметром 5 мм напоминают двояковыпуклую линзу. Бывает двух типов - северная, произрастающая в центральных районах России, и южная, выращиваемая на Украине.
Соя - универсальная мировая бобовая культура. Из сои получают муку, масло, молоко, сыр; ее добавляют в кондитерские изделия, консервы, соусы и другие продукты питания. Сою используют только после промышленной обработки. В натуральном виде соевые бобы в пищу не пригодны.
Нут и чина во многом сходны с горохом. В пищу их употребляют, как и горох, в свежем, вареном и жареном виде. Из них приготавливают консервы, а из муки - печенье и другие изделия.
Хлеб – основной и наиболее привычный продукт питания. Недаром так богат фольклор пословицами о хлебе. «Хлеб всему голова», «Не шуба греет, а хлеб», «Болезнь – не беда, если есть хлеб да вода», «Хлеб выкормит, вода вымоет» – гласит народная мудрость.
В хлебе содержится от 40% до 45% углеводов, это означает, что он дает организму около 1000-1100 кал в день. При разнообразном и полноценном питании вполне достаточно съедать 300-400 г хлеба в день.
Хлеб может быть изготовлен из многих растений, но люди предпочитают есть хлеб из пшеницы. Пшеница содержит клейковину, которая лучше задерживает пузырьки газа. От этого хлеб становится более пышным. Из хлеба можно приготовить разнообразные салаты, супы и бутерброды. Хлебом, который ест человек, определяется его социальное положение.
Говорить о хлебе так же трудно, как говорить о жизни. Хлеб ведь и есть наша жизнь. Многие говорят, что человек обязан хлебу рождением цивилизации.
Один из самых удивительных на земле запахов – это запах свежеиспечённого хлеба. Оказывается запах хлеба – один из самых богатых и сложных по составу. Возникает он при взаимодействии более шестидесяти ароматических элементов.
Благодаря высокой питательности хлеба, отличным вкусовым свойствам, неприедаемости, хорошей усвояемости и насыщаемости, лёгкости приготовления, сравнительной устойчивости в хранении и дешевизне – хлеб получил во многих странах широкое распространение. Количество употребляемого хлеба в различных странах широко подвержено значительным колебаниям, что определяется особенностями питания населения, многовековыми традициями, экономическими возможностями, климатическими условиями, характером работы и т.д.
Хлеб – источник белка, углеводов, минеральных веществ, витаминов и балластных веществ. В хлебе в среднем содержится 45% углеводов, в основном крахмала. Потребление 500 г хлеба в сутки покрывает потребность организма в белках примерно на 1/3, но в тоже время в нём недостаточно незаменимых аминокислот: лизина, метионина, треопина и триптофана. Однако в сочетании с белками животных продуктов белки хлеба обеспечивают синтез белка в организме и полноценность питания. Хлеб богат фосфором, калием, магнием, серой, но в нём мало кальция и натрия. Усвояемость хлеба высокая. Так, белок в хлебе из пшеничной муки 1 – го сорта усваивается на 85%, углеводы на 96%. Хлеб из муки обойного помола по химическому составу наиболее биологически полноценен, так как в него переходят зародыш и периферические части зерна, содержащие больше белков, витаминов и минеральных веществ, удаляемых при сортовом помоле.
В таком хлебе больше отрубей, богатых клетчаткой, улучшающей пищеварение. Усвояемость хлеба, однако, меньше, чем из муки высших сортов. Биологическая полноценность ржаного хлеба выше, чем пшеничного, однако он хуже усваивается. Повышение пищевой ценности достигается введением в хлеб белков с незаменимыми аминокислотами, внесением добавок, содержащих витамины и соли кальция и т.д.
Важно всегда помнить, что хлеб – это главный пищевой продукт, который дает значительное количество энергии и необходимые организму питательные вещества, он нужен всем!
Технология приготовления бутербродов.
Цели мастерской: обобщить и систематизировать знания учащихся о хлебе, его значении в питании человека; ознакомить учащихся с ассортиментом блюд, которые можно приготовить с использованием хлеба; научить готовить открытые бутерброды. Развивать у учащихся умения следования правилам техники безопасности и организации рабочего места, развивать способность к рефлексии и корректировке на её основе процесса и результатов учебной деятельности, развивать критическое мышление, формировать у учащихся умения решать творческие задачи.
На доске девиз: "Вырос в поле колоском, на столе лежит куском".
Ход мастерской:
1. Индукция (наведение). Учитель зачитывает загадку с доски, ученики её отгадывают.
Слово мастера. "Хлеб - всему голова" гласит народная мудрость. И, действительно, какие бы разносолы ни подавала хозяйка на стол без хлеба не обойтись. Хлеб обладает ценным качеством - он никогда не приедается.
Буханка хлеба - это настоящий
Осколок солнца на моей земле,
Огонь обогревающий, горячий
Извечно на обеденном столе. (Э.Мижелайтис)
2. Учащимся предлагается познакомиться с высказываниями о хлебе в приложении №1 "Народная мудрость", "Величайшее изобретение - хлеб".
3. Затем словами описать, какие ассоциации возникают у них при слове ХЛЕБ... Ребята записывают свои мысли в тетради, а потом передают её по кругу, партнёры по группе, прочитав текст, продолжают ход мысли или опровергают её. В итоге в группе создаётся несколько произведений, из них выбирается лучшее, которое затем афишируется перед классом.
4. Слово учителя. Издавна человек узнал истинную цену хлеба, с уважением относился к нему. Долгий путь проходит зерно, чтобы превратиться в хлеб. Из одного зёрнышка получается всего около 20 мг. муки, для выпечки одного батона надо вырастить, собрать и размолоть 10000 зёрен. Это обязывает каждого из нас, бережно относиться к хлебу, чтобы даже маленький кусочек его не пропал даром.
Мне больно, когда я, случается, вижу
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже,
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс,
Земле, на которой родился и рос. П.Бровка.
5. Учащимся предлагается информация для размышления в приложении №4 "Поклон хлебу", а затем им предлагается пройти путь от зёрнышка до хлеба на столе.
6. Каждый учащийся несколькими фразами формулирует, как он понимает «бережное отношение к хлебу». Обмен мнениями в группе, подготовка группового отчёта "Бережливость, не скупость".
7. Внимание учащихся обращается на схему «Блюда с использованием хлеба». Хлебобулочные изделия используются не только по прямому назначению, из них можно приготовить разнообразные блюда.
Какие блюда, из предложенных на схеме вам нравятся?
С какими блюдами вам не пришлось встречаться?
Я и не сомневалась, что самой большой популярностью пользуются бутерброды. Как вы думаете почему? Ответ: просты в приготовлении, быстрота изготовления, можно комбинировать из того, что есть в холодильнике, можно брать в дорогу и т.д.
8. Сейчас насчитывается более 700 видов разнообразных бутербродов. С классификацией бутербродов можно познакомиться в учебнике Трудовое обучение 4 кл. 2003. на стр.219-220. Интересные факты о названиях бутербродов можно найти в приложении.
9. Слово мастера. Несмотря на большое разнообразие бутербродов, общие правила их приготовления одинаковы. Смотрите памятку №2. "Основные правила приготовления бутербродов". С приёмами и видами нарезки хлеба можно познакомиться на рис. 112 стр. 224, а способами оформления бутербродов рис.113 стр.225 учебника 4 класса «трудовое обучение».
10. Индивидуальная работа учащихся с материалами учебника и приложения.
11. Учитель даёт учащимся новое задание. Приготовьте закусочные бутерброды, придумайте его оригинальное оформление и дайте им название.
12. Каждый учащийся индивидуально выполняет практическую работу с соблюдением правил техники безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями. Уборка рабочих мест. Задание выполняется с учетом домашних заготовок.
13. Афиширование. Организация мини-выставки «Фуршет-шоу» с использованием работ учащихся, сервировкой фуршетного стола учителем.
14. Слово учителя. В молодёжной среде большой популярностью пользуется сервировка стола фуршетного обслуживания, т.е. все закуски и напитки располагают на небольшом столе, стулья не используют. Посуда и приборы индивидуального пользования располагаются на краю стола, и каждый желающий может самостоятельно ими воспользоваться.
15.Обзор фуршетного стола, самоанализ.
16. Организуется рефлексия, взаимоанализ. Каждый ученик выражает своё мнение о полученных результатах, выбирается лучшее блюдо.
17. Полилог. Дегустация блюд. Культура поведения за фуршетным столом.
18. Самоопределение учащихся в отношении домашнего задания (ребята выбирают из вариантов)
Вспомнить и записать названия сказок, рассказов и др. произведении, в которых хлеб или его братья играют важную роль.
Найти и записать известные фразы или стихи о хлебе.
Оформить рецепт блюда с использованием чёрствого хлеба.
Попробуйте дома приготовить (под руководством родителей) горячие бутерброды и пусть ваши родственники напишут отзыв о полученных результатах в рабочей тетради.
Приложение 1. Величайшее изобретение – хлеб
Хлебное зерно стало пищей человека более 10 тысяч лет назад. Сначала люди питались сырыми зернами, а потом научились дробить их и поджаривать на огне. Первоначально, много тысяч лет назад, люди ели зерна злаков в сыром виде. Затем они стали растирать их между камнями, смешивать с водой, получая жидкую кашицу. При подогревании кашица из поджаренных зерен становилась гораздо вкуснее.
В Швеции, неподалеку от Орлюнда, археологи обнаружили при раскопках кусок хлеба, которому 1400 лет. Вместе с обглоданными костями он находился в глиняном горшке.
Хлебцы разных форм и размеров были обнаружены при раскопках египетских гробниц. Так, в гробнице египетской царицы Хатшепсут найден хлеб, возраст которого насчитывает 3 500 лет. Еще более древний хлеб обнаружен в гробнице фараона Рамзеса III, ему почти 4600 лет. В иле высохшего озера археологи нашли; окаменелый кусок хлеба, который был выпечен еще в каменном веке - примерно 6 тысяч лет назад. Сейчас он хранится в музее города Цюриха.
В Древнем Египте разрыхляли тесто с помощью дрожжей. О том, как труден и тяжел труд пекаря, говорят рисунки на пирамиде Тутанхамона. В городе Пуп (Египет) можно увидеть маленькую статуэтку месителя теста. Более того, в Древнем Египте хлеб был единственным вознаграждением за труд.
Искусство приготовления хлеба постепенно перешло и в Древнюю Грецию. В то время хлеб был очень дорог и купить его могли лишь знатные люди. Читая Гомера, мы узнаем, что аристократы считали хлеб особым блюдом. Богатство хозяина оценивалось тем, какое количество хлеба подносили гостям.
Греки уже тогда выпекали 24 сорта хлеба и продавали их по разной цене, черный - для простого народа, на оливковом масле - для больных (первое упоминание о лечебном хлебе!), для атлетов - со стимулирующими веществами (не самый ли это древний допинг в спорте?). Спартанцы считали хлеб роскошью и ели его только по праздникам. Древние эллины запекали в хлеб овощи, фрукты, сыр. Именно из Древней Греции к нам пришло слово «хлеб» («клибанос» - специальные формы горшков для выпечки хлеба).
Древний Рим прославился и тем, что две тысячи лет назад там установили 13-метровый монумент потомственному пекарю Марку Вергилию Эврисаку.
На Руси пекари были также уважаемыми людьми. К ним нельзя было обратиться, как к крепостному крестьянину: Ванька, Петька, а только уважительно: Иван, Петр. Хотя мастерами-хлебопеками были мужчины, в семье выпечкой хлеба занимались женщины.
Наши предки возносили молитвы небу о хлебе насущном, величали его кормильцем, батюшкой. Из большого уважения к хлебу народ сложил о нем много пословиц и поговорок: «Любая пища приедается - хлеб никогда», «Не человек хлеб носит, а хлеб человека», «Не в пору и обед, коли хлеба нет», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Хлеб да вода – молодецкая еда», «Хлеб на столе – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска», «Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай».
Приложение 2. Свежий или черствый?
Слишком свежий, только что из печи хлеб тоже не очень хорош для еды: он плохо разжевывается, скатывается в комки, которые трудно пропитываются пищеварительными соками, а значит, хуже перевариваются. Особенно вредны слипшиеся комки горячего ржаного хлеба, они могут вызвать даже расстройство пищеварения. Людям, страдающим заболеваниями желудка, печени и сердца, полезнее есть вчерашний или слегка подсушенный хлеб.
Не покупайте слишком много хлеба: от долгого хранения он черствеет, теряет вкус, может заплесневеть. Хлёб начинает черстветь уже через 10-12 часов хранения. Рекомендуется хранить хлеб из обойной муки не более 48 часов, хлеб из сортовой муки - 24, а булочные изделия - 16 часов, считая со времени выпечки.
При хранении хлеба испаряется содержащаяся в нем вода и места разреза подсыхают. Чтобы избежать этого, его следует хранить в специальных металлических, плотно закрывающихся хлебных контейнерах, но можно
использовать также закрытую эмалированную кастрюлю (конечно, хорошо вымытую и высушенную), пластмассовуюпосуду, полиэтиленовые мешочки. Толстые, окрашенные в разные цвета полихлорвиниловые мешки, для
хлеба не годятся.
Контейнер или кастрюлю, в которых хранится хлеб, не реже одного раза в неделю надо мыть горячей водой и хорошо просушивать. Полиэтиленовые мешочки надо мыть и просушивать через два-три дня.
Не следует держать хлебные изделия в темном, сыром месте, хранить в холодильнике, так как они поглощают влагу и начинают быстро плесневеть, приобретают неприятный запах и вкус, в них накапливаются ядовитые вещества, образуемые некоторыми видами плесени.
Русская пословица гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». В старые времена у каждой хорошей хозяйки не пропадало ни кусочка хлеба. Зачерствеет хлеб - и вот уже дымится ароматный крестьянский суп из него. Остались корки черного хлеба - можно сделать отличный квас.
Из чёрствого хлеба сегодня можно приготовить много вкусных и полезных блюд.
Приложение 3. Белый или черный?
Есть у хлеба одно редкое и весьма приятное качество - он не приедается. Хорошо сказал по этому поводу поэт М. Светлов: «В каждой, даже самой вкусной пище есть свой привкус, а у ржаного хлеба вкус есть, но привкуса нет».
Высокая биологическая ценность хлеба обусловлена, прежде всего, содержащимися в нем полноценными белками, а также минеральными веществами и витаминами . Белки хлеба, особенно ржаного и из муки низших сортов, содержат все незаменимые аминокислоты, без которых немыслима жизнь. В хлебе недостаточно очень важной аминокислоты - лизина. Поэтому полезно использовать при изготовлении хлеба молочную сыворотку, обрат, богатые лизином. Хлебом человек удовлетворяет примерно 1/3 суточной потребности в питательных веществах.
С хлебом "организм"" человека получает калий, фосфор, кальций, железо и различные микроэлементы (медь, цинк, йод и другие ). Из витаминов в хлебе имеются В1, В 2, РР, Е, в сочетании хлеба с животными продуктами обеспечивается наилучшая сбалансированность аминокислот белков, минеральных солей и витаминов, необходимых организму.
Организм, лучше усваивает питательные вещества, которые содержатся в белом хлебе, однако пищевая ценность его намного ниже, чем хлеба из муки грубого помола. Черный хлеб содержит значительно больше белков, минеральных солей и витаминов, чем белый. Постоянное употребление только белого хлеба приводит к снижению перистальтики пищеварительного тракта. Однако людям, страдающим воспалительными процессами желудка и кишечника, полезнее белый хлеб. Такие люди, поев черного хлеба, страдают повышенным газообразованием.
Интересно и полезно знать.
Храните отдельно хлеб пшеничный и ржаной, когда они вместе, белый хлеб легко воспринимает запах черного, теряет вкус.
Хлебные изделия храните отдельно от других продуктов, особенно если они имеют резкий запах (рыба, сельдь, пряности), так как хлеб легко воспринимает посторонние запахи, кроме того, может загрязниться.
Хлеб черствеет медленнее, если завернуть его в чистую белую бумагу или ткань.
Свежий хлеб легко нарезать на тонкие ломтики, если нагреть нож на печке или опустить его на 1-2 минуты в кипяток.
Хлеб долго сохранит вкус и приятный запах , если держать его в эмалированной кастрюле, на дно которой насыпано немного ванилина, а поверх постелен целлофановый кружок.
Раз в неделю очищайте хлебницу от крошек и промывайте ее слабым раствором уксуса - это поможет уберечь хлеб от плесени.
Следите за тем, чтобы в хлебнице не залеживались остатки хлеба - со временем они становятся источником плесени.
Приложение 4.
ПОЧЁТ ХЛЕБУ
Кого может оставить равнодушным аромат свежеиспеченного хлеба - горячего, румяного, с янтарной хрустящей корочкой? У любого человека этот дивный, неповторимый запах легко возбудит аппетит. На протяжении всей жизни по нескольку раз в день берет человек в руки ломоть хлеба, с удовольствием ощущает его запах и вкус - и не приедается хлеб, не надоедает, как любая другая однообразная пища.
Человек и хлеб - вечные спутники.
Тысячелетиями хлебороб пашет землю, земля дает силу колосьям, из которых получается зерно для хлеба. Хлеб в свою очередь дарит силу людям. Этот круговорот в природе повторяется из года в год, из века в век.
В старину считалось тяжким грехом выбросить хоть маленький кусочек хлеба. И нам не следует забывать об этой доброй народной традиции, рожденной уважением к человеческому труду. Хлеб наш насущный заслуживает к себе разумного и бережного отношения.
В книге В. Карамзина «Наш хлеб» говорится: «Если в семье из четырех человек выбросят в день лишь ломоть хлеба (100г) - потери в год составят 36,5кг. Чтобы их восполнить в масштабах страны, потребуется: вспахать и засеять 1,3 млн. га, вырастив по 16 ц зерна, намолотить 2078 тыс. т хлеба. Этот хлеб нужно было бы хранить в 104 элеваторах, емкостью по 20 тыс. т каждый. Молоть его целый год должно непрерывно несколько крупных мельниц. Чтобы испечь хлеб, необходимо также 30 тыс, т поваренной соли, 18 тыс. т прессованных дрожжей, сахар, солод, молоко, яйца. Потребуется дополнительная энергия, транспорт, да еще необходимо учесть и накладные расходы в торговле».
В нашей стране цены на хлеб стабильно низкие, но это не значит, что относиться к нему можно расточительно.
Информация к размышлению:
На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.
Ежедневно в стране выпекается 82 000 тонн хлеба;
В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.
С недавних пор стала замечать небрежное отношение к хлебу в школьной столовой. И мы решили провести эксперимент в нашей школьной столовой. После того как класс пообедал, собрали остатки хлеба, булочек и взвесили их. Оказалось 790 г. Умножили на 36 (в школе 36 классов) и получили хоть и приблизительную, но внушительную цифру: вес хлебных отходов составил 28 кг 440 г. И это только за один день!
Загадки о хлебе:
Комовато, ноздревато,
И кисло, и пресно,
И легко, и кругло,
И черно, и бело.
Режут ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят!
Вырос в поле колоском,
на столе лежит куском.
Приложение 5 Бутерброды
БУТЕРБРОДЫ
– в переводе с немецкого языка «хлеб с маслом» (бутер–хлеб, брод–масло). Полноценная питательная закуска.
Специалисты насчитывают до 700 их видов, начиная от обычного ломтика хлеба, намазанного маслом и кончая многослойными бутербродами-пирамидами или бутербродными тортами и рулетами, начиненными самыми разнообразными продуктами.
Виды бутербродов
Гренки – мелкие сухарики из пшеничного хлеба, подают к супам-пюре. Тосты – обжаренные ломтики черного хлеба. Крутон – обжаренные ломтики хлеба для подачи на них блюд из мяса, рыбы
Гамбургеры еще вкуснее, если подать их с лимоном и майонезом, со шпинатом и сыром «рокфор», соусом острым, вареным окороком, ананасом, глазуньей и беконом, йогуртом, сметаной и др. Для бутербродов (хот-доги, чизбургеры ), используют круглые булочки с кунжутом, их разрезают на две половинки и вкладывают рубленый бифштекс или сосиски.
Пита приготавливают из дрожжевого теста в форме лепешки, за счет перепада температур образуется воздушный карман, который наполняют в теплом виде сыром, салатом, жареным мясом или птицей, ветчиной и другими продуктами.
Закрытые бутерброды (сандвичи) Хлеб (батон) нарезают в длину узкими полосками, смазывают сливочным маслом, укладывают тонко нарезанные мясные или рыбные продукты, сыр, икру, различные салаты, омлеты, паштеты, накрывают другой полоской хлеба, смазанного маслом, слегка прижимают и разрезают на кусочки длиной 7-8 см. Бутерброды могут быть двух - трехслойными и комбинированными. Бутерброды незаменимы в дороге, туристских походах, на загородных прогулках.
Бутерброды закусочные (канапе) Нарезать батон толщиной 1-1,5 см, с помощью выемки придать фигурную форму размерами 4 см, обжарить, намазать маслом с горчицей. Гастрономические продукты нарезать, вырезать требуемой формы и уложить на хлеб. Гарнир выкладывается разнообразным рисунком. Можно использовать зеленое масло, вареное яйцо, лук зеленый, икру красную, черную, сливочное масло и др. При многослойной пирамиде продукты прокалывают шпажкой.
Волованы. Выпекают корзиночки из слоёного теста, наполняют салатом рыбным, мясным, украшают продуктами, входящими в салаты.
Тартинка - это небольшая корзиночка из несладкого теста или ломтики хлеба, смазанные сливочным маслом, обсыпанные сыром и запеченные в духовке или микроволновой печи.
Тарталетка – маленькая корзиночка из сдобного или вафельного теста, для подачи холодных блюд и закусок
Дьябли – острые гренки из ломтиков пшеничного хлеба, смазанных смесью тёртого сыра, томата, перца, яиц и запеченные.
Приложение 6. Приготовление бутербродов
Форма ломтиков хлеба для бутербродов может быть самой разнообразной: прямоугольной, квадратной, треугольной, круглой. Для фигурной нарезки хлеба применяют формочки для выпечки печенья, а также специальные металлические выемки с острыми краями.
Л
омтики хлеба для бутербродов должны быть толщиной
1 - 1,5см. Аккуратные и тонкие ломтики получаются, если используется слегка зачерствевший хлеб. Жесткую корку предварительно срезают или стирают теркой.
Мягкий хлеб режут специальным ножом - пилкой или простым кухонным, но очень острым, систематически опуская его в горячую воду. Нарезанный свежий хлеб можно поместить в горячую духовку, тогда он будет подсушенным снаружи и мягким внутри.
Такие ломтики особенно подходят для маленьких закусочных бутербродов. Для изготовления бутербродов можно также использовать хрустящие хлебцы, печенье.
При приготовлении бутербродов необходимо учитывать сочетание продуктов по цвету, по питательной ценности, по вкусовым качествам. Чаще бутерброды готовят из белого хлеба. На черном лучше делать бутерброды с жирными (шпик, корейка) или солеными (сельдь, килька) продуктами.
Для связывания продуктов с хлебом, улучшения вкуса и повышения калорийности бутербродов используются жиры (масло, маргарин), различные масляные смеси, овощные массы, паштеты.
Масло (маргарин) должно быть мягким, тогда его легче наносить на хлеб ровным слоем. Намазывать ломоть удобнее ножом с закругленным концом. Со сливочным маслом сочетаются повидло, джемы, сыр, паштет, рыбные продукты, вареные колбасы без жира.
Б
утерброды с жареными мясными продуктами сочетаются со свежими овощами, салатами. Продукты, предназначенные для бутербродов, нарезают не более чем за 30-40 мин и хранят в холодильнике.
Приложение 7. УКРАШЕНИЕ БУТЕРБРОДОВ
Из охлажденного масла
. Например, «соломку» или «стружку» можно получить, натирая твердое масло на терке с крупными отверстиями, «ракушки» - специальным ножом, который опускают в горячую воду. Хорошо также обогащать масло мелко изрубленной зеленью, натертыми овощами. Причем лучше такую массу взбивать.
При помощи чайной ложки, которую нужно время от времени опускать в горячую воду, можно сделать «ромашку» или «розочку». 6-10 овальных лепестков, выдавленных ложкой, соединить в цветок, в центре которого поместить горошинку, кусочек яркого овоща, и украсить веточкой зелени.
Питательный и витаминизированный, приготавливают из нескольких видов продуктов. Формочками для печенья выдавить фигурки (листья клевера, звездочки, сердечки и т. д.), сверху намазывают маслом, кладут кружочки ветчины, помидоров, украшают луком, кресс-салатом.
Веточки укропа, петрушки, кинзы укладывают в виде букетиков, толстые перья зеленого лука нарезают на кусочки, концы которых надрезают ножницами и укладывают в виде цветочков, вееров.
Мясные и рыбные продукты значительно лучше усваиваются вместе с овощами и зеленью, поэтому, нужно широко использовать салат, укроп, петрушку, редис, огурцы, помидоры, свеклу, морковь и т. д. Можно готовить и просто овощные бутерброды.
Фигурную нарезку овощей , а также небольшие цветочки из них можно сделать хорошо заточенным кухонным ножом. Для нарезки тонких ломтиков мягких и сочных овощей, например помидоров, удобно пользоваться специальным пилообразным ножом.
Красиво выглядят на бутербродах звездочки, выполненные из моркови, огурца, лимона. Для этого в кожице острым ножом вырезают неглубокие продольные бороздки, а затем нарезают овощ поперек тонкими ломтиками.
Красивы украшения из свежих или соленых огурцов, нарезанных в форме листиков, вееров или перышек. Огуречный веер приготовляют из бокового среза огурца толщиной не более 1см, который с одной стороны надсекается частыми разрезами (не до конца), а затем укладывается в виде веера.
Маленькие колокольчики легко выполняются из огурца, вареной моркови, свеклы. Верхушка овоща обрезается под остроконечный конус, с которого затем срезается тонкий слой в виде колпачка.
ТЕСТ «Бутерброды» Вариант 1
Слово «бутерброд» произошло от двух немецких слов:
Характерной особенностью белорусских хлебных изделий является:
б) наличие дрожжей;
в) наличие воды и жиров;
По способу приготовления бутерброды классифицируются:
К простым бутербродам относится :
б) с маслом и сыром;
в) с джемом и бананом;
К горячим бутербродам не относятся:
Маленькие фигурные красиво оформленные бутерброды – это:
Сэндвичи – это:
Для приготовления сэндвича используют:
Тарталетки – это:
б) маленькие фигурные бутерброды;
в) корзиночки, выпеченные из сдобного пресного теста;
Бутерброды, подаваемые в горячем виде и представляющие собой поджаренные кусочки хлеба, гарнированные различными продуктами, называются:
ТЕСТ «Бутерброды» Вариант 2
Для приготовления закрытых бутербродов не используют:
Для приготовления закрытых бутербродов хлеб нарезают кусочками толщиной:
Для бутербродов в сочетании с черным хлебом не используют:
Вареную колбасу для бутербродов нарезают :
б) наискосок толщиной до 3мм.;
в) брусочками толщиной до 5мм.;
Для нарезки сыра используется нож с …:
Помидоры и огурцы нарезают для бутербродов:
Тарталетки готовят из …:
Валованы– закусочные бутерброды готовят из:
Согласно санитарным нормам бутерброды можно хранить:
Перед подачей протыкают вилочками – шпажками бутерброды:
1. Дегустация -- это...
а) изучение меню;
б) оценка приготовленного блюда;
в) подача различных блюд.
2. Бутерброд - слово...
а) немецкого происхождения, означает «хлеб с маслом»;
б) голландского происхождения, означает «хлеб с сыром»;
в) немецкого происхождения, означает «хлеб с колбасой».
3. Бутерброды классифицируются...
а) по вкусовым качествам;
б) по внешнему виду;
в) по толщине приготовления.
4. По способу приготовления бутерброды бывают...
а) холодные и сложные мясные;
б) холодные и горячие;
в) сложные и горячие.
5. Хлеб и сыр - это...
а) коктейльный бутерброд;
б) слоистый бутерброд;
в) простой бутерброд.
6. Закрытый бутерброд называется...
а) тартинкой;
б) сэндвичем;
в) гренкой.
7. Хлеб для бутербродов нарезают...
а) шириной 0,5-1,5 см;
б) шириной 2,0-2,5 см;
в) шириной 3,0-3,5 см.
8. Сладкие бутерброды можно украсить.
б) лимоном;
в) кондитерским мешочком.
9. Бутерброды подают как...
а) самостоятельное блюдо к полднику;
б) отдельные продукты к супу;
в) закуску, самостоятельное блюдо.
10. Тарталетки - это...
а) маленькие фигурные бутерброды;
б) корзиночки, выпеченные из сдобного пресного теста;
в) бутерброды из слоеного теста.
Хлеб играет далеко не последнюю роль в повседневном питании. При этом он универсален, и требуется человеку в любом возрасте – и детском, и взрослом, и пожилом. Издавна он представляет собой очень ценный для жизнедеятельности человека продукт.
А потому о нем существует масса пословиц и поговорок, с хлебом связанны многие суеверия. Что и подтверждает, что значение хлеба и хлебобулочных изделий в питании и жизни человека всегда было велико. Так в славянской культуре он всегда занимал важное место, являясь частью духовного развития. Такая же роль хлеба и во всех мировых культурах. Уж так сложилось исторически – без него было не выжить. А потому старики и сейчас учат молодых смахивать крошки в ладонь со стола и съедать, чтобы ничего не пропало. Особенно эта привычка присуща тем кто переживал длительный голод в военное время.
Историки утверждают, что знакомство человека с хлебом произошло примерно пятнадцать тысяч лет назад. В то время наши предки практически все свое время посвящали постоянной заботе о еде. Так они и нашли зерна пшеницы. Сначала их ели сырыми, а затем стали растирать камнями и варить. Так появилась мука. Некоторые ученые считают, что когда-то часть каши вылилась на горячие камни, превратившись в лепешку. Это и был первый хлеб.
Но современные изделия совершенно от него отличны. Известно, что первыми, кто придумал использовать дрожжи, были египтяне. От них и началось шествие хлеба по всему миру.
В древней Руси особой популярностью пользовался ржаной хлеб. Во-первых, его приготовление обходилось куда дешевле, чем белого, а во-вторых, он был еще и сытнее. Для большей сытости в него добавляли различные овощные примеси.
Медицинские работники уделяют достаточно весомую роль месту хлеба в рационе каждого человека. По их утверждениям, в сутки мы должны есть не меньше 250гр этого продукта. Доза может быть и больше, в зависимости от индивидуальных показателей - весовой категории, возраста и энергетических потребностей. В разных странах мира объем потребления хлеба в питании отличается. В среднем он варьируется от 150 до 500гр в сутки.
Чем же так полезен хлеб и хлебобулочные изделия?
Этот продукт питания имеет огромную пищевую ценность. В нем содержится масса полезных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. Это белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и пищевые волокна.
При ежедневном потреблении, только с помощью хлеба мы можем полностью удовлетворить потребность нашего организма в пищевых волокнах. Также хлеб обеспечивает нас половиной суточной нормы витаминов группы В и углеводов, фосфора и железа, а также третью белков.
Хлеб давно и уверенно занял свое место в жизни человека и при этом он никогда не надоедает и не приедается. Этот продукт обладает высокой усвояемостью, что объясняется специфическими органолептическими показателями.
Для хлеба свойственны характерные вкусовые, ароматные и структурные показатели. Он имеет также особый химический состав – денатурированные белки с клейстеризированным крахмалом. Благодаря этому хлеб способствует нормализации пищеварения и улучшению усваиваемости потребляемой вместе с ним пищи.
Если немного варьировать составляющие и способ приготовления хлебобулочных изделий, можно добиться изготовления разных их видов, в зависимости от потребностей каждого конкретного человека.
Существуют сорта с пониженной кислотностью – показанные для употребления при язвенных заболеваниях, с низким составом углеводов – при фенилкетонурии или целиакии, бессолевые – при сердечнососудистых недугах, гипертонии и почечной недостаточности.
Развитие промышленности предусматривает выпуск хлеба предназначенного для положительного влияния на здоровье населения в неблагоприятных экологически загрязненных регионах. Существуют специально разработанные методики приготовления этого продукта для детей разных возрастов, с учетом их потребностей.
Большинство добавок предназначены для улучшения качеств пшеничного хлеба. Это объясняется тем, что ржаной хлеб изначально обладает более высокой биологической ценностью.
В нем наличествуют и аминокислоты, и витамины группы В, и фолиевая кислота, и железо. Также очень полезными считаются изделия, приготовленные из отрубевидных частиц. В них остается большее количество активных и полезных веществ.
Хранение хлеба предполагает в первую очередь отсутствие влаги. Наилучшим вариантом для этого будет хлебница или плотно завернутый полиэтиленовый пакет. Если же вам нужно сохранить продукт надолго – без сомнений выбирайте холодильник. Именно там, а особенно при минусовой температуре, хлеб может храниться до трех месяцев, нисколько не теряя в качественных показателях.
Конспект урока по технологии
5класс
Раздел: «Кулинария»
«Значение хлеба в питании. Особенности приготовления бутербродов»
Подготовила:
Куракина Е.А.
учитель технологии
высшей квалификационной
г. Балашов
Урок в 5 классе
Тема урока : Значение хлеба в питании человека. Особенности приготовления бутербродов.
Цель урока: познакомить учащихся с классификацией бутербродов, научить готовить бутерброды, совершенствовать художественный вкус.
Задачи:
Образовательная - сформировать у учащихся знания о ценности хлеба, его значении для питания человека, ознакомить с классификацией бутербродов
Воспитательная - воспитание аккуратности, опрятности в работе, привлечь внимание детей к эстетическому оформлению бутербродов, содействовать воспитанию самостоятельности, чувства ответственности за выполняемую работу.
Развивающая - сформировать знания, а также умения готовить бутерброды, научить соблюдать технику безопасности на уроках, развивать внимательность в работе.
Методы проведения занятия: беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.
Межпредметные связи: изобразительное искусство.
Материально-техническое оснащение:
компьютеры;
демонстрационный экран;
мультимедийный проектор;
раздаточный материал: (технологические карты)
кухонные инструменты и приспособления
набор продуктов
программное обеспечение:
Операционная система Microsoft Windows ;
Текстовый процессор Microsoft Word ;
Программа разработки презентаций Microsoft Power Point .
Мультимедийная презентация «Значение хлеба в питании человека. Особенности приготовления бутербродов»
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
I. Организационная часть – 3 мин.
II. Сообщение новой темы, цели урока - 5 мин Слайд 1,2
II I . Изложение нового материала – 17 мин.
Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. ХЛЕБ - посол мира и дружбы. С хлебом провожали на фронт, встречали с войны. Дорогих гостей встречали хлебом - солью.
Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Это очень важный продукт питания. В народе издавна говорится, что «хлеб – всему голова». Уважение к хлебу – это, прежде всего уважение к труду человека. Вспомните, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?
« Кто хлеб печет – тому и почет», «Худ обед, когда хлеба нет», « Если хлеба ни куска, то и в тереме тоска», « У кого хлеб родится, тот всегда веселится», « Хлебушка – калачу дедушка» и другие.
Как вы думаете, полезен ли хлеб?
"Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь - это служит признаком выздоровления", - А.О. Пармантье.
Все, наверное, читали сказку Г.Х. Андерсена "Девочка, которая наступила на хлеб": "бросила в лужу свой хлеб, чтобы наступить на него и перейти лужу, не замочив ног. Но едва она ступила на хлеб одною ногой, а другую приподняла, собираясь шагнуть на сухое место, хлеб начал погружаться с нею все глубже и глубже в землю - только черные пузыри пошли по луже!". Здесь хлеб воспринимается как символ святой и чистой жизни. Для русских людей хлеб испокон веков был не только пищей, но и предметом национальной гордости, благосостояния.
Показателем питательной ценности хлеба является высокая калорийность и хорошая усвояемость. Калорийность хлеба колеблется в пределах 180 – 410 ккал на 100г продукта, усвояемость – 90-94%
Какие сорта хлеба вы знаете? Какой хлеб считается самым полезным?
Есть хлеб пшеничный и ржаной. А самым полезным считается хлеб ржаной.
Как вы думаете – почему? В ржаном хлебе больше всего витаминов группы «В» и ценных минеральных веществ.
(слайд №3)
Хлеб - продукт, содержащий белки (5,5-9,5%), углеводы (42-50%), витамины группы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора - 1,4-2,5%), органические кислоты. Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть - в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа. Об огромном значении хлеба в питании И.П. Павлов писал: "Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о хлебе. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей средой".
В каждой семье, как правило, остаются кусочки черствого хлеба, но не каждая хозяйка знает, что из них можно приготовить много вкусных, питательных блюд, изделий. (Пирог с джемом, каравай лимонный, гренки, пирожное картошка и т. д.) (слайд №5)
А что еще можно приготовить, используя хлеб? Ну конечно же - бутерброд. (слайд №6)
Слово «бутерброд» - немецкое слово в переводе «хлеб с маслом».
Специалисты, которые серьёзно прониклись вопросом возникновения бутерброда, утверждают, что он был создан иудеями. Другие специалисты уверены, что у бутерброда мусульманское происхождение. Но и в том, и в другом случае его использовали в качестве альтернативного варианта при ритуале жертвоприношений.
Есть ещё одна довольно увлекательная и забавная версия его происхождения.
История была основана на том факте, что в апреле 1520 года в это время в замке (во время осады) произошла эпидемия. Молодой Николай Коперник заметил, что солдаты болели чаще те, которые в пищу употребляли хлеб. В виду того, что куски хлеба падали на пол и в условиях плохого освещения, отследить качество очистки было невозможно. Коперник предложил мазать одну из сторон светлым составом (взбитые сливки) в качестве индикатора загрязнённости. Прошло немного времени, и беда отступила вместе с захватчиками, а нам достался продукт именуемый бутербродом.
Зачастую мы даже не задумываемся, насколько широко распространены бутерброды. Они популярны, потому что очень легки в приготовлении и удобны в переноске. Многие специалисты говорят, что если бы им предстояло выбирать лучшее кулинарное изобретение, то это место по праву бы занял дружище-бутерброд, у которого есть все предпосылки называться лучшим. Он универсален, многолик и часто приходит к нам на помощь в этом скоростном мире, где главной нашей ценностью является время.
По способу приготовления бутерброды делятся на: холодные и горячие; простые и сложные; открытые и закрытые; слоистые; закусочные.
(слайд №7,8,9,10,11)
По форме бутерброды бывают: круглые, овальные, треугольные, квадратные, ромбические. (слайд №12)
Канапе - это маленькие бутерброды толщиной 0,5-0,8 см, шириной или диаметром 3-4 см, приготовленные на любом хлебе или печенье. Их подают к кофе, чаю, как закуску к ужину или перед обедом. По форме они могут быть треугольные, четырехугольные, круглые, квадратные, ромбовидные и др.
Хлеб лучше использовать плотный, не ноздреватый, слегка черствый. Хлеб удобнее нарезать по всей длине буханки на ломтики толщиной 0,5-0,8 см. Если нужно, их поджарить, охладить, намазать маслом или масляными смесями, уложить продукты, затем нарезать, придавая нужную форму, украсить. Канапе прокалывают шпажкой, при помощи которой их удобно есть.
Для украшения канапе применяют, свежую зелень петрушки, зеленый лук, маслины, рубленые крутые яйца, лимон, свежие яблоки, маринованный красный перец, ягоды моченой брусники и др. До подачи к столу маленькие закусочные бутерброды целесообразно поставить в холодильник для того, чтобы продукты хорошо пристали к хлебу. (слайд №13)
Особенности приготовления бутербродов следующие: (слайд №14)
Хлеб, батон нарезают тонкими ломтиками (для открытых бутербродов -1 - 1,5 см; 0,5 - 1 см – для закрытых бутербродов).
Хлеб можно слегка обжарить с обеих сторон до золотистой корочки;
Сверху наносится слой сливочного масла, масляные смеси и другие наполнители, затем кладутся продукты, салаты, фрукты и др.;
Сливочное масло предварительно хранят в теплом помещении или взбивают;
Все продукты, используемые для приготовления бутербродов, должны сочетаться по вкусу;
Готовят бутерброды непосредственно перед подачей, укладывают на блюдо и красиво украшают;
Бутерброды должны быть сочные, обильно покрытые различными продуктами;
Чтобы бутерброды не сохли, их накрывают смоченным в холодной воде полотенцем, затем целлофаном и ставят в холодильник.
Для приготовления бутербродов можно использовать хлеб, печенье, кекс и бисквит.
Требования к качеству готовых бутербродов (слайд № 15)
V . Практическая работа – 35 мин.
Для выполнения практической работы необходимо разделиться на 3 группы. Каждая группа будет готовить свои варианты бутербродов, пользуясь инструкционными картами..
(Инструктаж техники безопасности при работе с режущими инструментами, электрической духовкой)
Инструкционная карта № 1
Канапе с сыром и помидорами
Необходимые продукты:
Хлеб бородинский,10 г сливочного масла,помидоры свежие, 30–40 г сыра, зелень укропа рубленая.
Способ приготовления рецепта:
Из ломтиков хлеба вырежьте кружочки, используя формочку для печенья.
Намазать маслом кусочки хлеба, затем кусочек твердого или слой плавленого сыра, посыпать рубленым укропом, сверху - маленький ломтик помидора. Все закрепите шпажкой. Приятного аппетита!
Инструкционная карта № 2
Горячие бутерброды
Необходимые продукты:
Батон нарезной, майонез, шпроты, огурцы соленые, твердый сыр, зелень.
Способ приготовления:
Каждый ломтик батона намазать майонезом, положить одну рыбку, кружок огурца и сверху посыпать тертым сыром. Бутерброды помещаем в разогретый духовой шкаф на 5-10 минут. На расплавленный сыр кладем веточку зелени. Приятного аппетита!
Инструкционная карта № 3
Необходимые продукты:
Хлеб пшеничный, плавленый сыр, помидоры свежие (мелкие), оливки, зелень.
Способ приготовления:
Нарезать хлеб на кусочки, любой формы. Подсушить в духовом шкафу. Каждый кусочек хлеба намазать слоем сыра, посыпать рубленой зеленью. Свежий помидор, разрезать на две половинки, положить на хлеб. Из оливок вырезать детали божьей коровки. Приятного аппетита!
(Обход групп для оказания консультации по выполнению работы)
VI . Рефлексия, выставление оценок.– 10 мин.
Контрольные вопросы к учащимся:
Все ли у вас получилось, какие встретили трудности?
Пригодятся ли вам знания, полученные на этом занятии в дальнейшей вашей жизни?
Дегустация бутербродов.
VII . Домашнее задание - 2 мин.
1.
VII . Информационные ресурсы 19 слайд.
Бутербродные фантазии / С. Д. Черномурова. - Краснодар: « Сов. Кубань», 2002.
Основы кулинарии: Ермакова В. И. 10 – 11 кл. - М.: «Просвещение», 1993
Украшение блюд. Фантазии из овощей и фруктов. - М.: АСТ – ПРЕСС Книга,2006.
http :// www . kulina . ru / articles / rec / zakuski / byterbrodi /
http :// goodrecept . ru /? m = nots & id =770 E 2 FE 300# a 2
http :// images . yandex . ru / yandsearch ? text
Просмотр содержимого документа
«описание работы»
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Балашова Саратовской области»
Преподаваемый предмет: учитель технологии.
Контактный телефон: 4-60-21;
E-mail: [email protected]
Описание работы:
Урок из раздела программы 5 класса «Кулинария».
На данном занятии учащиеся знакомятся с видами и способами приготовления бутербродов. На уроке используется мультимедийная презентация. Выбранная форма использования средств ИКТ способствует решению всех задач урока (получение новой информации, наглядность при изучении нового материала, закрепление знаний).
Учащиеся работают в группах на практической работе, помогая друг другу (выявляются ученицы-помощницы учителя), в конце занятия проводится опрос, для закрепления знаний, и просмотр лучших работ.
Просмотр содержимого презентации
«Тема приготовление бутербродов»
Тема: «Значение хлеба в питании. Особенности приготовления бутербродов»
5 класс
Подготовила: Куракина Е.А.
учитель технологии
МОУ СОШ №9 г. Балашова
Цель урока:
Познакомить с классификацией бутербродов, научить готовить бутерброды.
Хлеб – один из самых удивительных
продуктов природы, один из самых древних, самых надежных видов пищи на земле.
- «Хлеб наш батюшка»
- « Хлеб – всему голова»
- «Хлебушка –калачу дедушка»
- «У кого хлеб родится, тот всегда веселится ».
- Белки - 5,5 –9,5%
- Углеводы - 42- 50%
- Витамины группы «В» ,
- Минеральные соли – 1,4 -2,5%
- Органические кислоты.
- Калорийность хлеба колеблется в пределах 180 – 410 ккал на 100Г продукта, усвояемость – 90 -94%
- Сухарики к бульону
- Пирог с джемом
- Каравай лимонный
- Пирожное картошка
- Панировочные сухари
- Пудинг
- Гренки.
Бутерброд(немц.) – хлеб с маслом
По способу приготовления бутерброды делятся:
Холодные и горячие
- Круглая
- Овальная
- Треугольная
- Квадратная
- Ромбическая
- Хлеб нарезают тонкими ломтиками (1 - 1,5см)
- Хлеб обильно покрывают продуктами
- На слегка черствый хлеб намазывают масло(майонез),укладывают продукты
- Бутерброды украшают(например, зеленью)
- Подают на блюде
- Хранят при температуре 4 -8 часов.
- Горячие бутерброды должны быть определенной температуры
- Продукты, входящие в состав бутербродов, должны быть свежими
- Хлеб не должен быть слишком толстым или тонким
- Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами
Домашнее задание
1. Приготовить на завтрак бутерброды. Получить оценку у родителей.
2.Выяснить какие бутерброды делают родители. Узнать рецепт их приготовления.
Информационные ресурсы:
1. Бутербродные фантазии / С. Д. Черномурова. - Краснодар: « Сов. Кубань», 2002.
2. Ермакова В. И. Основы кулинарии: 10 – 11 кл. - М.: «Просвещение», 1993
3.Ермакова В. И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учеб. пособие для 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2002.
4. http://www.kulina.ru/articles/rec/zakuski/byterbro di/
5. http://goodrecept.ru/?m=nots&id=770E2FE300#a2
6. http://images.yandex.ru/yandsearch?text