Стаканы выпущенные в 1901 году. Восемь интересных фактов о советском граненом стакане

Когда русскому человеку есть, что выпить и есть желание это сделать, но нет официального повода, он нередко вспоминает про День граненого стакана и отмечает его в любое время года. Однако этот день действительно существует. Случается он, как и положено, раз в году и приходится на 11 сентября. Когда появился граненый стакан, почему называется граненым и по какой причине обрел такую популярность? История его занимательна и в то же время проста, с ней связаны многие вошедшие в обиход традиции и выражения. Но немало в ней и белых пятен, на которые вряд ли когда-нибудь найдется ответ.

Простой, как 3 копейки

Несмотря на то, что многие связывают это выражение с сатиновыми семейными трусами, история его связана именно с граненым стаканом. Количество граней у него было разным, и от этого напрямую зависела цена. Самый дорогой, называемый «люксовым», имел 20 граней и стоил в этом ряду дороже всех - целых 14 копеек. Вариант попроще, с 16 боковыми плоскостями, продавался по 7 копеек. А самый простой вид граненого стакана, о 10-ти гранях, стоил те самые 3 копейки. В хрущевские времена цены изменились примерно вдвое.

Устоявшийся стереотип о том, что «гранчак», как его часто называли, есть изобретение советского периода, не совсем корректен. Например, он представлен в полотне Кузьмы Петрова-Водкина, датированного 1918 годом под названием «Утренний натюрморт». Увековеченный экземпляр имеет 12 граней. Классикой советского времени он стал гораздо позже.

И не такой уж русский

В пользу того, что история гранчака началась не в России, говорит еще одна картина - «Завтрак», написанная испанским живописцем Диего Веласкесом. Внешний вид граней отличается от привычных для нас вертикальных, но идея просматривается отчетливо. Полотно датировано 1617-1618 гг. Кстати, метод прессования стекла, используемый в производстве этих емкостей, изобретен в США в XIX веке, в России же данная технология была освоена на 100 лет позже.

Когда появился граненый стакан?

Теперь уже никто не ответит точно на этот вопрос, очевидно лишь одно - на Руси он появился раньше, чем о нем начали упоминать, как о предмете обихода, достойном отдельного внимания. Его предшественники выдувались в наших краях еще в XVII веке, о чем свидетельствует ряд выставленных в Эрмитаже образцов. Легенда, которой уже вряд ли найдется документальное подтверждение, гласит, что Петру I гранчак был преподнесен владимирским стеклодувом Смолиным с заверениями о необычной прочности такого сосуда.

Идея монарху понравилась хотя бы тем, что он как раз вводил в обиход модное стекло взамен допотопных деревянных кружек. Вторым несомненным плюсом было то, что широкие грани не позволяли сосуду кататься по столу, что было актуально для корабельщиков. Не отсюда ли берет свое начало слово «устаканиться»?

Самодержец испил из подарка и тут же не преминул попробовать его на прочность, грохнув об пол. То, что сосуд разлетелся на мелкие осколки, нисколько не рассердило царя, и он громко воскликнул «Стаканам - быть!», тем самым дав зеленый свет их массовому производству. Ближайшее окружение услышало, однако, фразу как «стаканы - бить!» и, если верить истории, именно отсюда взял начало обычай бить стеклянную посуду на счастье. В этом, однако, имеются большие сомнения, поскольку обычаи бить посуду существовали исстари у многих народов, и разбито ее по разным поводам к тому времени было уже немало.

Вторая жизнь

После петровского случая следы гранчака в истории снова затерялись, хотя свидетельства о том, что он не вышел из употребления, появлялись регулярно. Реинкарнация стакана в советскую эпоху прочно связана с именем Веры Мухиной, которой во многих источниках и приписывается авторство. Об авторстве самой идеи речи, конечно, не идет, а вот в проекте модернизации женщина-скульптор, получившая Сталинскую премию за «Рабочего и колхозницу», участвовать могла. Известно, что она была новатором не только в области монументальной скульптуры, но и в работах со стеклом, графическим дизайном и с определенными направлениями в одежде. И в памятную дату 11.09.1943 г. с конвейера знаменитого стекольного завода в Гусь-Хрустальном сошел обновленный вариант стакана, ставший символом своей эпохи. Немного странная дата, учитывая военные события того времени, но факт остается фактом.

Необходимость в новой разработке была вызвана началом использования в конце 30-х годов импортируемых в СССР первых промышленных посудомоечных машин, а которых стеклянная посуда нещадно билась. Требовалось придумать сосуд с повышенными показателями прочности.

Главным отличием «мухинского» стакана стал гладкий ободок в верхнем крае, получивший в народе название «маруськин поясок». Из такой посуды было удобнее пить, она идеально подходила под стандарты посудомоечных машин, имела более высокую прочность. Несмотря на то, что заграничная техника не прижилась, и поставки ее были прекращены, разработка оказалась крайне удачной и имела долгую и счастливую жизнь.

Сколько существует типов граненых стаканов?

Правильнее было бы сказать - существовало, а вариантов было немало. Почему стакан называется граненым, очевидно - его наружная поверхность имеет плоские грани, количество которых почти всегда было четным и в разное время менялось от 10 до 20. Был прецедент и с 17-ю гранями, но их нечетность создавала определенные сложности в технологическом процессе, и они быстро были заменены на оптимальные 16. Прочность посуде обеспечивала не только толщина стекла, но и форма, и двойной обжиг при температурах 1400-1600С. Поначалу в состав стекла для особой прочности добавлялся свинец, что впоследствии было сочтено со всех сторон неразумным. Различались типы граненых стаканов и по объему. Их выпускали разного размера, от 50 мл до 350мл, но по единым стандартам.

Что делали с его помощью?

На территории СССР он прочно вошел в быт советского гражданина и был незаменим во многих областях. С его помощью делали многое.

Лепили

Диаметр верхнего ободка был идеален для вырезания заготовок из теста для вареников, пельменей и различных лепешек. Для вареников брали большой гранчак на 200-250мл, для пельменей - его маленький аналог на 100-150мл (стопарик, получивший название по емкости). Многие хозяйки предпочитают этот способ и сегодня, несмотря на то, что хозяйственные отделы предлагают массу более удобных девайсов для лепки пельменей и вареников.

Отмеряли

По сей день, видя в рецептуре обозначение «стакан», опытные хозяйки знают, что именно гранчак является мерилом точности в этом отношении. Те, у кого его нет, подбирают соответствующую ему меру объема и берегут именно для этих целей. Наполненный до гладкого ободка большой стакан вмещает 200 мл, а до самого верха- 250 мл. В самой известной кулинарной книге времени СССР «о вкусной и здоровой пище» мера объема вместо грамм и миллиграмм указана в стаканах на все, что только можно как-то измерить емкостью.

Сушили воздух

До изобретения пластиковых стеклопакетов во многих окнах можно было увидеть наполненный солью граненый стопарик, стоящий между рамами. Это был гениальный лайфхак для предотвращения запотевания и обледенения стекол.

Сажали рассаду

Поскольку цена этой посуде была копеечная, а бумажных и торфяных стаканчиков еще не придумали, в стаканах часто выращивали рассаду на подоконниках. Это было практично, удобно (видно, как подсыхает субстрат) и аккуратно. Кроме того многие замечали, что саженцы в такой емкости вырастают быстрее и сильнее, несмотря на отсутствие дренажного отверстия. О способности сосуда структурировать содержимое заговорили уже позже.

Соображали на троих

Знаменитая алкогольная фраза застойных времен обязана своим появлением тому же самому гранику. Когда из советских торговых точек исчезли удобные для единоличного распития небольшие бутылочки водки, мерзавчики и чекушки, мужское население вынуждено было объединяться по трое, ибо именно на троих было удобно распивать стандартную полулитровую бутылку. Получалось по 167 грамм, которых на одного было «как раз». Для точного деления содержимого было принято использовать граненый стакан, благо его всегда можно было запросто найти в уличных автоматах с газировкой (кстати, даже пьяницы имели хорошую привычку возвращать тару на место). В два стакана бутылка не помещалась, а на три делилась идеально. Наливали под «маруськин поясок», и это исключало всякую несправедливость при дележке.

Уход граненого стакана

Ушел он вместе со своей эпохой, и не потому, что стал никому не нужен, а по причине смены технологий и перевода предприятий на новые экономические рельсы. Смена старого оборудования на новые мировые аналоги сыграло с ним злую шутку, нарушив технологию изготовления. Использование «напряженного стекла», явившегося результатом этих нарушений, привело к тому, что стаканы начали массово взрываться без всяких на то причин. Знаменитый киножурнал «Фитиль» даже выпустил по этому поводу сюжет под названием «Руками не трогать!», но разлетались стаканы того времени и без всякого соприкосновения с руками. Они могли взорваться с налитым горячим чаем или просто холодной водой, а могли с грохотом разлететься на мельчайшие осколки по комнате, стоя до этого спокойно на столе совершенно пустыми. Причина оказалась проста и заключалась она в новом закупленном оборудовании, не соответствующем старой технологии. Оно было доработано, но прежнее доверие к продукции так и не вернулось. Кроме того, это было время, когда в страну хлынули заграничные товары, под которые вскоре начали работать и наши стекольные заводы. В частности, предприятие в Гусь-Хрустальном с энтузиазмом перешло на выпуск более востребованной продукции для IKEA.

Сегодня граненый стакан в нашей стране - это экзотика, которую стекольные предприятия выпускают только под спецзаказ.

Почему стакан называется граненый

Сегодня в рубрике предлагаю обсудить не еду или питие, а вещь для оного.
Конкретней - гранёный стакан .

фото с сайта savok.org

Да, наш родимый классический гранёный стакан. Судя по , родословная его ведётся с 1943 года, а потом его прозвали, почему-то, "маленковским". Авторство дизайна стакана приписывается легендарной Вере Мухиной, автору "Рабочей и колхозницы", но это я не смог проверить однозначно.

Привычный мне с детства вид классического стакана - 16-гранный, с ровными (не вогнутыми) гранями, стоимостью 14 коп. Такой же стакан был в широком ходу и в поездах, только в подстаканниках. В "России" №1/2 1970-х годов практиковали также ставить в подстаканники более изящные тонкие круглые стаканы, с тремя ободками вверху, но в целом они на советских ж.д. особо не прививались - т.к. были гораздо менее прочны и часто разбивались. Проводники их избегали брать в инвентарь. Поэтому прочный гранёный стакан - это ещё и яркая примета поездов советской эпохи.


У нас с френдессой insieme по поводу правильного числа граней вышел небольшой спор :

Ася, только правильный подстаканник (если имеется в виду классический советский) - 16-граневый, не 20-ти. И грань обязательно должна быть ровной, а не чуть вогнутой внутрь, как сейчас.

Мда? Старый стакан (один) у меня тоже сохранился, он двадцатигранный. Заинтересовалась, пошла гуглить; вики по запросу "стакан" глаголет, что количество граней было разное, в том числе и 20, но всегда четное, разные форумы тоже по-разному пишут...
И еще слушали вечером песню, многозначимую для нашей семьи, - Ольга Арефьева и Ковчег - Имбра Лямур: вот тут текст http://www.ark.ru/ins/lyrics/ImbraLamur.html , вот тут собственно песня: http://www.ark.ru/ins/albums/anatomia/Disk%201/Imbra_ljamur_Olga_Arefieva_Anatomia_www.ark.ru.mp3 . Про двадцать граней она поёт:)

Здесь я затрудняюсь в оценке того, что более "правильно". По моим личным воспоминаниям, самый частый в ходу был стакан - это всё-таки 16-гранный. Другие - были заметно реже.
Сейчас у меня дома два гранёных стакана "с историей", и оба - 16 граней. Один я забрал при закрытии шоферской столовой в Петропавловске-Камч., на спуске от 11 км в пос. Авача (по трассе автобуса №6), второй - мне привезла из Вильнюса и подарила френдесса, он был взят в своё время при расформировании советской войсковой части в Литве, из столовой, ждал своего часа и затем уже приехал в Питер. Остальные стаканы - неаутентичное "новьё" (граней более 20, они вогнутые и мелкие). Я их держу для подстаканников - обожаю пить чай именно из стакана в подстаканнике.

Давайте посмотрим: вот как выглядят стаканы в 16 и 20 граней (слева и справа, соответственно):

Видите? Грани - обязательно ровные, прямые. Только в самом конце 80-х начали лить всякие неканонические образцы, с вогнутыми и мелкими гранями. Возможно, в конце 40-х и начале 50-х экспериментировали с другими формами, но на моей памяти - 70-е, 80-е, были только с прямыми гранями.

Википедия пишет вот что:
Размеры классического гранёного стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней (также встречаются экземпляры с 17-ю гранями, но 12, 14, 16 и 18 - наиболее типичное количество, ведь технологичнее выпускать стаканы с четным количеством граней.) и вмещал 200 мл жидкости (до краёв). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило - 7 или 14 копеек; «20-гранники» стоили 14 копеек).

У меня, правда, 16-гранники с выдавленными "14 коп.", оба, а не 7 коп., как пишут в Википедии.

Друзиа, есть вопрос и к вам (особеннно к тем, кто застал Союз в сознательном возрасте, а не в 12 лет): так какие стаканы вы считаете самыми "классическими", по памяти? Есть ли у вас дома советские (не современные) столовские/поездные стаканы и во сколько они граней? Вот у меня - только в 16.

Ну а если у кого есть что интересного добавить про гранёный стакан (не гугленное, а своё) - конечно же, пишите в комменты. Всё интересное с благодарностью принимается:-)

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата - день рождения стакана - существует. Причем, отмечать ее надо 11 сентября и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что стаканы существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму.

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам стаканов выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды хранится в Эрмитаже. К тому же, существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный граненый стакан Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского, Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, такой стакан при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв «бить» тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов, и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Есть мнение, что человеком, сыгравшим не последнюю роль в судьбе стакана, стал Сергей Иванович Мальцов, происходивший из семьи основателей стекольного и хрустального производства России купцов Мальцовых.

В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку.

В 1834 году Мальцов вторично поступил на службу в кавалергардский полк и был назначен адъютантом к принцу Ольденбургскому. В его формулярном списке написано: «Адъютант принца Ольденбургского, кавалергардского ее величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии.

В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. На один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли „маруськиным пояском“. Так и говорили: налить по „маруськин поясок“.

Еще одно подтверждение „древности“ граненых стаканов - их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса „Завтрак“ - там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617-1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

„Вторая“ жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно, и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее, модернизацию) гарненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды - Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, который в свое время изобрел дуговую сварку. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич - в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с. 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде, и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам граненый стакан - дело рук Мухиной, нет.

Так что, скорее всего, классический граненый стакан - дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство - дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались - бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления стакана. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!

Сегодня стакан, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства.

Теперь у граненого стакана новая жизнь: он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии, ее дизайнеры поиграли с отблесками граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект назвали загадочно - «Латустридус». Поставив перед собой цель «закусить граненым стаканом», они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится «вкусный пломбирчик». Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил. Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов - упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

Этимология

Слово «достаканъ» встречается в русской грамоте 1356 года и в Духовной грамоте Ивана Калиты (умер в 1340 году). Предполагается, что это заимствование от тюркской деревянной посуды - tostakan (низкая круглая посуда типа пиалы) . В современном казахском языке тостаган представляет собой чашу для питья.

Описание

Форма стакана обычно близка к цилиндру или к усечённому конусу , однако встречаются стаканы более сложной формы. Основным отличием стакана от других типов посуды является отсутствие ручки. Стаканы также бывают гранёными.

Отношение высоты стакана к диаметру основания примерно 2:1, а размером он близок к человеческой ладони. Объём стакана обычно 200-250 см³. Стаканы меньшего размера часто называются стаканчиками, а совсем маленькие - стопками . В быту считают, что обыкновенный гранёный стакан, налитый до гладкого ободка, вмещает 200 мл, налитый «всклень», то есть до краёв, - 250 мл.

В старорусских мерах объёма жидких тел (главным образом, казённой водки) 12 стаканов = 1/4 ведра , то есть 3 л, из чего объём стакана 250 мл.

Бывают стаканы прозрачные (стеклянные, пластмассовые) и непрозрачные (бумажные, пластмассовые, металлические), многоразовые и одноразовые (из бумаги или пластмассы), складные (из нескольких колец).

Материал стакана определяет, можно ли им пользоваться для употребления горячих напитков или нет.

Встречаются даже съедобные стаканы: так, мороженое может продаваться в вафельных стаканчиках.

Гранёный стакан

Гранёный стакан

Размеры классического гранёного стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней (также встречаются экземпляры с 17 гранями, но 12, 14, 16 и 18 - наиболее типичное количество, ведь, с точки зрения технологии, выпускать стаканы с чётным количеством граней проще) и вмещал 250 мл жидкости (до краёв). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило - 7 или 14 копеек; «20-гранники» стоили 14 копеек).

Характеристики стандартного гранёного стакана производства СССР :

  • Верхний диаметр: 7,2-7,3 см;
  • Нижний диаметр: 5,5 см;
  • Высота: 10,5 см;
  • Количество граней: 16, 20 (возможны и иные значения);
  • Ширина верхней кромки: 1,4 см, 2,1 см (возможны и иные значения);

Объём стаканов: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров.

Гранёный стакан имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным стаканом цилиндрической формы. Благодаря своим граням такой стакан гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты. Поэтому гранёные стаканы производятся по сей день и используются в заведениях общепита , а также в пассажирских поездах (обычно с подстаканником).

В народе гранёный стакан получил название «маленковский», по фамилии советского государственного деятеля Георгия Маленкова .

Химический стакан

Химические (лабораторные) стаканы

Химические (или лабораторные) стаканы являются весьма важной частью химической или биологической лаборатории. Как правило, по форме они представляют собой строгий цилиндр, хотя иногда могут иметь форму расширяющегося кверху усечённого конуса. Обязательным атрибутом химического стакана является носик для удобного сливания жидкости. Дно у хорошего химического стакана должно быть плоским, для удобства использования магнитной мешалки. Изготавливаются обычно из термостойкого стекла, но могут быть пластиковыми. Объём химических стаканов варьирует от 5 мл до нескольких литров. На стакан может быть нанесена шкала объёма, однако она приблизительна и служит только для ориентировки. Сосуды с точными шкалами, служащие для измерения объёма жидкости, называют мензурками . Химические стаканы используются обычно для приготовления растворов сложного состава, когда необходимо при перемешивании растворять несколько твёрдых веществ. Во время «лабораторных» праздников химические стаканы ёмкостью 50 мл нередко используются в качестве стопок.

Одноразовый стаканчик

Одноразовый стаканчик был создан в 1910 году Хью Морем в результате борьбы с эпидемиями .

Складной стакан

Складной металлический стакан

Складной стакан состоит из подставки и укреплённых на ней колец в виде усечённых конусов. В сложенном состоянии они помещаются друг под другом, закрытые крышкой. В разложенном положении телескопически раскрыты вверх. В популярных художественных фильмах , таких как «Опасно для жизни! » (), «Московские каникулы » () и др., складной стакан использовался как непременный атрибут пьяниц .

Стакан как мера объёма

Стакан также является бытовой мерой объёма жидкости и сыпучих тел, и в этом качестве используется в кулинарных рецептах . В этих случаях имеется в виду объём 200 мл. Например, имеется такой рецепт «Солянки московской на сковородке» : «2 - 3 рябчика (или любой другой дичи), 100 г. копчёной грудинки, 5 сосисок, 500 г. кислой шинкованной капусты, 4 столовые ложки томатной пасты, 1 луковица, 2 стакана бульона, 100 г. любых маринадов, соль, перец по вкусу, 1/2 стакана тёртого сыра.»

Популярные выражения со словом «стакан»

  • Найти истину на дне стакана .
Питание
Для любых предложений по сайту: [email protected]