Составить описательный рассказ про овощи. Сказки. Овоши и фрукты, полезные продукты. Составление описательной загадки по схеме
Банк игр.
Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР
1.Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
2.Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.
Описание игры. Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.
· Помидор круглый, а огурец… (овальный).
· Помидор мягкий, а огурец… (твердый).
· Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).
· Помидор большой, а огурец… (маленький).
3.Игра с мячом «Одна семейка»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).
Описание игры. Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.
· Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).
· Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).
· Как называется сок из лимона? (Лимонный).
· Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).
4.Игра «Маленькие поварята»
Цель: активизировать словарь глаголов.
Описание игры. Логопед предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.
· Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).
· Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).
· Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).
· Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).
Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.
Цель: развитие связной речи, мышления.
Описание . Логопед помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.
· Как он называется? Это фрукт или овощ?
· Где он растет?
· Какой он по величине?
· Какой он по цвету?
· Какой он по форме?
· Какой он на вкус?
· Какой он на ощупь?
· Что из него можно приготовить?
6.Игра «Угадай-ка!»
Цель: Обучение составлению загадок-описаний.
Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.
7.Игра «Закончи предложения»
Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что )
Описание игры. Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.
· Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).
· Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).
· Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).
· Я не люблю лук, … (потому что он горький)
· В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).
8.Игра «Найди место»
Цель : совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
Описание игры. Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички, кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.
· На грядке растет капуста. Предлог на .
· Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под .
· В огороде много овощей. Предлог в .
· Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около .
· Кошка спит на крыше. Предлог на .
· Собака спряталась за домом. Предлог за .
· Над домом пролетает птица. Предлог над .
9.Игра «Погрузи урожай»
Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Описание игры. Логопед помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей (лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец ) . дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.
10.Упражнение «Подскажи словечко»
Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.
Описание. Логопед читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.
· Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился… горох .
· Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу.
У нее листочки с хрустом.
А зовут ее… капуста.
· А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые… огурцы.
· Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем… кабачок.
11.Упражнение «Будь внимательным!»
Цель: развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.
Описание. Логопед читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения, дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении. После этого раздаются трафареты фруктов, которые раскрашиваются детьми.
· Фрукты растут на деревьях в саду.
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток груши бочок.
Груша зеленая, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Ты с этим фруктом, конечно, знаком?
Солнечным соком лимон напоен.
Светится золотом желтый лимон.
В кроне зеленой висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
Что за художник у всех на виду
Фрукты раскрасил в нашем саду?
12.Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»
Цель: расширение и уточнение словаря по теме «овощи»; закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.
Описание. Дети идут по кругу, держась за руки. На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.
· С большой корзиной иду в огород.
На грядках растет разноцветный народ.
Тут красный, пузатый сеньор-помидор.
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком,
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко, желтая репка горит
И с черною редькой, смеясь, говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка,
А тут чеснока две седые головки.
И сочный, кудрявый хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат.
Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]
Шрифт:
100% +
Виктор Мороз
Расскажите детям о фруктах
ЯБЛОКО
Яблочки янтарные
На яблоньке созрели.
Яблочки янтарные
Яна с Яшей ели.(Н. Лунина)
Как выглядит яблоко, знает каждый. Это и неудивительно. Яблоко среди фруктов, что картофель среди овощей. Яблоневые сады на нашей планете занимают пять миллионов гектаров. Это самое распространенное плодовое дерево.
Яблоко известно людям с давних времен. Упоминание об этом фрукте есть в Библии. Ева сорвала с дерева познания добра и зла именно яблоко.
Родиной домашней яблони считают Древнюю Грецию. Древние греки и римляне считали яблоко символом любви и посвящали его богине красоты.
Древние германцы были уверены, что яблоки – любимый фрукт богов. Они сажали вокруг своих домов яблони, надеясь, что злой бог бури не будет метать в них стрелы молний.
В России разводить яблоню стали уже в XI веке. В 1051 году в Киево-Печерской лавре был заложен яблоневый сад. В Подмосковье первые яблоневые сады появились в XII в. по указу Юрия Долгорукого.
19 августа на Руси отмечали Яблочный Спас. До этого времени яблоки собирать не полагалось. В этот день с яблонь собирали созревшие плоды и освящали их в храмах. Яблоками угощали нищих и бездомных. Чем больше нищих угостишь, тем полнее урожай на будущий год будет. Хозяйки пекли в этот день яблочный пирог.
В России известно несколько сотен сортов яблок. Их делят на летние, осенние и зимние. Во второй половине сентября собирали яблоки зимних сортов: антоновку, семеринку. Кожица у этих сортов толстая, с особым восковым налетом, который защищает плод от гниения. Хранить их можно до весны.
Яблоки едят свежими, сушеными, мочеными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад, желе.
Яблоки очень полезны. Не случайно русский народ сложил сказку о молодильных яблочках. Съешь их и будешь молодым и здоровым. В яблоках содержатся витамины, сахара, соли железа, калия и магния.
ЗАГАДКА
Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.(Яблоко)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.
Мимо яблоньки яблочко не падает.
Каково деревце, таковы и яблочки.
ГРУША
Груша – это очень вкусно.
Нам без груши очень грустно.
Груша – это объеденье,
А особенно в варенье.(И. Горюнова)
О популярности и занимаемым площадям груша находится на третьем месте после яблони и вишни.
Возделывать грушу стали давно. Древнеримский писатель Катон Старший в трактате «О земледелии», написанном более двух тысяч лет назад, давал рекомендации, как правильно выращивать груши. Плиний Старший в своей работе описывал 35 сортов груш. В отличие от современных сортов в Древнем Риме груши были твердыми. Мягкими они стали в конце XVIII века благодаря усилиям французских и бельгийских селекционеров. Один из них, Ван Моне вывел 400 сортов груши, 40 из них популярны и поныне.
Сейчас количество сортов груши перевалило за несколько тысяч.
Грушу выращивают в садах, она также растет на опушках, на вырубках в лиственных лесах. Хорошо себя чувствует на горных каменистых склонах, так как не требовательна к почве, переносит засуху и небольшие морозы. Грушевые деревья начинают приносить плоды на 5–7 год. Правда, поначалу урожай на них невелик. Зато, когда дерево наберется сил, – с гектара получают до 200 центнеров.
Живут груши довольно долго, до 300 лет. Самым старым плодовым деревом в мире считается груша, посаженная в 1630 году в черте американского города Денвера.
Замечательная груша,
Очень сладкая, как мед.
Так и просится в ладошку,
А потом скорее в рот.(Н. Мигунова)
Плод груши на 97 % состоит из мякоти, 2,5 % приходится на кожицу и лишь 0,5 % на семена. В нем содержатся витамины D и С, соли калия, магния, железа.
Груши едят свежими, из них готовят множество вкусных блюд, варят варенье, джемы, компоты, груши сушат и маринуют.
ЗАГАДКА
На деревьях меж листами
Висят птицы вверх ногами.(Груши)
АЙВА
Родиной айвы считают Закавказье и Среднюю Азию, именно в этих районах она сейчас встречается в диком виде. Выращивать айву стали с незапамятных времен, более 4000 лет назад. Латинское название айвы – Cytfonia, предположительно произошло от города Кидон (Cydon) на острове Крит, ее широко культивировали уже в первом тысячелетии до нашей эры.
Древние греки с почтением относились к айве, для них она была символом красоты и плодородия. Айвой было принято угощать новобрачных. По одной из версий, причиной раздора между Герой, Афиной и Афродитой стало не яблоко, а айва.
В настоящее время известно около 400 сортов айвы. Они отличаются друг от друга строением цветков, формой плодов. Правда, различия между ними не столь существенны, как, например, между сортами яблок.
Плоды у айвы желтого цвета с разными оттенками, иногда с легким румянцем, очень плотные, жесткие и хрустящие. Если на айве есть зеленоватые места, значит, она еще не совсем созрела. Мякоть у этого фрукта чуть вязкая, терпкая и довольно ароматная – в запахе есть что-то от яблока, еще присутствует хвойный оттенок. Употреблять в пищу нужно только спелую айву, желательно еще дать ей возможность вылежаться. Чем дольше она лежит, тем вкуснее, ароматнее и мягче становится, исчезает вяжущий вкус.
Айва – очень полезный фрукт. В ней содержится калий, магний, кальций, витамин С, яблочная и лимонная кислоты. Мякоть айвы богата пектином.
Айва – фрукт универсальный. Ее едят в сыром виде, из нее получаются вкусные компоты, джемы, варенья, цукаты, ее можно добавлять в кашу, салат, овощной суп. Айвовая горчица – приправа, ее готовят из айвы и горчицы с добавлением имбиря и кориандра. Айвовым сыром называют сгущенный айвовый сок с мякотью.
Айву выращивают во многих странах мира – в Европе, Северной Америке, Северной Африке, Восточной и Средней Азии. Выведены также холодостойкие сорта, которые успешно возделываются в Поволжье.
Еще одна разновидность айвы – айва японская, или хеномелес. Цветы и плоды этого растения похожи на айву. В Европу хеномелес завезли из Японии в конце XVII века. Постепенно он завоевал популярность среди садоводов – у него очень красивые декоративные цветы. Плоды японской айвы также съедобны, но они более кислые.
ХУРМА
Этот фрукт стали выращивать не так давно. В 1855 году американский адмирал Мэтью Пери привез из Японии незнакомый до этого времени фрукт – хурму. В Америке, правда, был известен другой сорт – хурма виргинская. Индейцы использовали его в лечебных целях. Из листьев заваривали чай, косточки высушивали, измельчали и делали кофе. С хурмой японской этот сорт имеет мало общего. Родиной же японской хурмы, как ни удивительно, является Китай. Там это дерево и сейчас растет в диком виде. В Японии и Китае к хурме относятся столь же почтительно, как у нас к яблоку.
Постепенно хурма распространялась по всему миру. В 1896 году коллекция японской хурмы – 12 саженцев, была доставлена на Кавказ, в Батуми. Сегодня хурму выращивают в Китае, Италии, Испании, Египте, в ряде арабских стран, в странах Юго-Восточной Азии и Америки с субтропическим и тропическим климатом, а также гораздо севернее, где она выдерживает зимой даже минусовые температуры.
Морозостойкие листопадные субтропические деревья хурмы достигают высоты 5–8 метров, но иногда вырастают до 20 метров. Плодоносить хурма начинает довольно рано, первые плоды появляются на 3–4-летнем дереве. Способность к плодоношению деревья сохраняют на протяжении 50–60 лет.
Хурма – один из самых полезных фруктов – кладезь питательных и очень нужных организму веществ. Не случайно на латыни ее название звучит как «пища богов». Это очень сладкий плод. Глюкоза и фруктоза составляют четвертую часть. В большом количестве в хурме содержится провитамин А, витамин P, С, соли магния, калия, железа, натрия, кальция.
Содержит хурма и танин – дубильное вещество, которое придает ей вяжущий, терпкий вкус. Чтобы избавиться от терпкости, плод нужно заморозить или, наоборот, в течение 5–6 часов выдержать в теплой воде.
В настоящее время известны и менее терпкие сорта хурмы. Например, королек или хурма шоколадная. У королька мякоть темно-коричневая, тогда как у обычной хурмы плод целиком оранжевый, у королька плод слегка приплюснутый, а у хурмы вытянутый. Но главное – у королька отсутствует вяжущий вкус, он всегда сладкий, и морозить его не нужно.
АПЕЛЬСИН
Конечно, вы догадались, это апельсин: круглый плод с ярко-оранжевой кожурой. Очистишь кожуру и обнаружишь под ней сочные дольки, покрытые тонкой белой пленкой. Фрукт этот вкусный, сочный, сладкий.
Первые упоминания об апельсинах найдены в китайских летописях II–I вв. до н. э. И слово апельсин переводится как «китайское яблоко».
Есть упоминание об апельсинах и в древнегреческой мифологии. Царь Еврисфей приказал Гераклу принести из садов Гесперид золотые яблоки, которые обладали секретом молодости. Речь идет именно об апельсинах. Из-за сходства формы древние греки называли апельсины яблоками.
В Европу апельсины попали в XV веке. Вкус «золотых яблок» пришелся европейцам по душе. Их подавали на десерт как редкий деликатес.
Апельсин быстро завоевывал популярность. В XVIII веке князь Александр Меньшиков построил дворец с оранжереями, где выращивали апельсины. Кстати, слово «оранжерея» произошло от французского «оранж», что означает апельсин.
Ныне лидерство в выращивании апельсинов принадлежит Бразилии. Там же были выведены так называемые пупочные сорта апельсинов, у которых на верхушке сидит еще один маленький апельсинчик. Из-за этого апельсины при созревании становятся похожими на грушу. Селекционеры выводят сорта с малым содержанием семян или вовсе без них. В Средиземноморье культивируют апельсины-корольки, которые имеют ярко-красную мякоть. Количество витаминов и других полезных веществ в кожуре втрое больше, чем в мякоти.
Собирают апельсины, как и другие цитрусовые, вручную. Плодоножка цитрусовых в отличие, например, от плодоножек яблони, крепко соединена с веткой, поэтому апельсины приходится не срывать, а срезать.
ЗАГАДКИ
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики -
Из далекой Африки.(Апельсин)
* * *
Он оранжевый снаружи
И оранжевый внутри.(Апельсин)
ГРАНАТ
Что за плод!
Шкатулочка с секретом!
Семена – стекляшечки на вид,
Все прозрачные,
Все розового цвета.
Потрясешь – как странно! -
Не звенит.
В 825 году до нашей эры финикийцы, жившие на азиатском побережье Средиземного моря, основали Карфаген. С собой на север Африки они привезли гранат. Наверное, не представляли своей жизни без этого дерева.
В давние времена на Востоке гранат называли «королем» фруктов. Присмотритесь к гранату. Его плод венчает небольшая «корона». Это сохранившаяся после опадания лепестков чашечка цветка.
В переводе с латыни «гранат» означает «с зернами». Снимаешь кожицу с плода, а там… множество маленьких зернышек. В одном гранате их обычно 100–150.
Гранат – культура субтропическая, растет в теплых странах на невысоких деревьях – 3–5 метров. У него удивительно красивые, яркие, красно-оранжевые цветы, похожие на колокольчики. Плоды граната созревают в октябре-ноябре.
Гранат – фрукт, богатый витаминами и минеральными веществами. Полезна даже кожура граната. В ней содержатся дубильные вещества, которые используют при лечении болезней горла и десен.
Гранаты едят в свежем виде. Одно из преимуществ этого плода то, что благодаря плотной жесткой кожуре он может храниться несколько месяцев, до следующего урожая, не теряя при этом своих вкусовых качеств.
Из граната готовят сок, сиропы, напитки.
ЗАГАДКИ
Висит он на ветке
И с яблоком схож,
Но красен, как рак,
И, как бык, толстокож,
И доверху полон рубиновых бус -
Прозрачных, и сочных, и сладких на вкус.(Гранат)
* * *
Круглый дом, красный дом,
Нету окон в доме том.
Но внутри – посмотри,
Есть чему дивиться:
В каждой комнатке внутри
Красные девицы.(Гранат)
МАНДАРИН
Вкусно пахнет Новый год!
Скоро, скоро он придет!
Пахнет он смолистой хвоей,
Мандаринов кожурою,
Пахнет сдобным тестом сладким
И ванильной шоколадкой!(Т. Шорыгина)
Не так давно существовал обычай украшать новогоднюю елку мандаринами, а на праздничный стол непременно ставили вазу с этими ароматными плодами.
Мандарины и апельсины являются очень близкими родственниками, и тот и другой относятся к семейству цитрусовых. Помните, как выглядит мандарин? Маленький, круглый, покрыт ярко-оранжевой кожурой. Похож на апельсин? Да. Только размером поменьше. Раньше считали, что мандарины – сорт мелких апельсинов. И до сих пор среди ботаников нет единодушия. Одни считают, что все сорта мандаринов принадлежат к одному виду, другие выделяют до 13 видов мандарина.
Родом мандарины из Китая, Японии и Индокитая. В Европу они попали лишь в XIX веке.
В тропической Азии, Китае, Индии, Японии, Средиземноморье, на полуострове Флорида в США из всех цитрусовых предпочитают выращивать именно мандарины. Из цитрусовых именно мандарины дальше всех проникли на Север. На Черноморском побережье Кавказа, в Краснодарском крае возделывают мандарин уншиу, имеющий японское происхождение. Он отличается значительной морозоустойчивостью (деревья переносят заморозки до -12 °C).
Растут мандарины на невысоких деревьях с раскидистой кроной. Листья у них очень гладкие, блестящие, зеленые в любое время года. Плоды созревают довольно быстро, уже в ноябре их можно собирать. Мандарины дают самый большой урожай среди цитрусовых. В благоприятные годы с одного дерева за сезон собирают по 5–6 тысяч плодов.
Вкус мандарина наверняка знаком каждому. Сочные, сладкие мандарины богаты витамином С, каротином, в них содержится до 1 % кислот, преимущественно лимонной. Одно из достоинств мандаринов – мякоть неплотно пристает к кожуре, благодаря чему плоды легко очищаются. В мандариновой кожуре много эфирных масел, которые используются в пищевой промышленности, в медицине и косметике.
ЛИМОН
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет
Но на вкус кислейший он,
А зовут его…(Е. Савельева)
Конечно, вы догадались, что речь идет о лимоне. Мякоть этого фрукта содержит от 4 до 6 процентов лимонной кислоты. Сахаров в нем значительно меньше, поэтому лимон кислый на вкус. За что же тогда люди любят и ценят этот фрукт? Дело в том, что лимон очень полезен. Витамина С в нем больше, чем в любом другом цитрусовом, кроме того, есть витамин Р. Что же касается кислоты… Конечно, есть свежие лимоны без сахара мало кто решается. Зато какой вкусный и ароматный чай с лимоном!
Очень трудно съесть лимон,
Потому что кислый он.
Но с лимоном вкусен чай,
Ты друзей им угощай.(Н. Мигунова)
Лимон – отличное противоцинготное средство. Английские моряки принимали ежедневно по 30 граммов лимонного сока для предотвращения авитаминоза. Знаменитый мореплаватель Джеймс Кук, отправляясь в кругосветное путешествие, запасался лимонами и лимонным соком.
Родиной лимона считают Индию и Пакистан, где его выращивали за 2200 лет до нашей эры. В Европе это вечнозеленое дерево оказалось благодаря арабам, которые завезли его из Западной Азии. В настоящее время лимон выращивают практически во всей субтропической зоне нашей планеты.
В наших краях лимоны выращивают в теплицах и даже на подоконниках. Около двух столетий назад первый урожай лимонов, растущих в горшках, был получен жителями города Павлова Новгородской области. Сорт таких лимонов стали называть «павловским». Вырастить лимон в домашних условиях несложно. Достаточно посадить лимонное семечко в горшок и ухаживать за ним. Через 8–10 лет на таком лимоне могут появиться плоды.
Лимоны растут на невысоких вечнозеленых деревьях. У представителей большинства сортов на ветвях есть колючки. Листья у лимона крупные блестящие, содержат эфирное масло. Плоды лимона собирают вручную и обычно в перчатках, чтобы не повредить плод и самому не поцарапаться. Чтобы лимоны дольше сохранялись, их собирают недозрелыми, когда они имеют зеленый цвет. Желтеют лимоны позже. При этом содержание питательных веществ в них остается неизменным.
ПЕРСИК
Я вам честно говорю -
Спелый персик я люблю.
Он и сочный, он и сладкий,
И вкуснее шоколадки.(Н. Мигунова)
С автором этого четверостишия сложно не согласиться. Персики вкусные, сочные, нежные, сладкие. Выращивать их стали более 5 тысяч лет назад. Точное происхождение окультуренного персика неизвестно. Предполагают, что в диком виде он рос в Китае или на западе Центральной Азии. В Европу попал через Персию, откуда и получил свое название. Персик больше чем абрикос любит тепло, потому граница его возделывания проходит южнее. Сейчас по урожаю и занимаемым площадям в Европе персик занимает третье место, уступая яблокам и грушам. В Италии он сумел даже обойти грушу.
В высоту персиковое дерево достигает 3–6 метров. Цветет рано, еще до распускания листьев. Цветочки у него очень красивые. Есть даже махровые декоративные сорта, созданные специально для парков. На Востоке существовал обычай: для заваривания чая собирали воду с лепестков персика, когда на них тает запоздалый весенний снег. В наше время такой рецепт, к сожалению, использовать нельзя. Уж слишком загрязненные выпадают осадки.
У диких видов персика плоды мелкие – до 50 граммов, у культурных сортов достигают 500 граммов, причем урожай они дают ежегодно. Кроме каротина, эти фрукты содержат минеральные вещества, которые способствуют повышению уровня гемоглобина и поддержанию в организме кислотно-щелочного баланса. Свежие персики – очень деликатны, долго не хранятся и требуют бережного отношения. Из них готовят джемы, компоты.
Из косточек получают масло, которое после обработки паром теряет горечь и становится приятным пищевым продуктом.
ЗАГАДКИ
Плод душистый и пушистый;
А середка у плода,
Словно камень, тверда.(Персик)
* * *
Хоть и жжет его солнце,
Одет он в суконце.
А сукно золотистое,
Тонкое и чистое.(Персик)
АБРИКОС
Абрикос, абрикос!
Ты на знойном юге рос.
Тебя солнышко ласкало -
Соки сладкие вливало,
Ветерок тебя трепал -
Аромат плодам давал.
Умывали тебя росы,
Проносились мимо грозы.
Вот и вырос абрикос -
Цвет нежнее, чем у роз,
С твердой косточкою гладкой,
Ароматный, вкусный, сладкий!(Т. Шорыгина)
Родина абрикоса – Центральная Азия и Китай. Одомашнивание этого плодового растения происходило одновременно в обоих регионах. В Китае абрикосы выращивали уже в IV тысячелетии до нашей эры. В Европу они попали в XI веке через Туркестан, Иран и Армению. Постепенно он распространялся все дальше на север. В России абрикос растет в южных районах и на Дальнем Востоке.
Выращивают в основном абрикос обыкновенный. Это светолюбивое, жаростойкое и засухоустойчивое растение. Абрикос не капризен, может расти на каменистых склонах, на песчаных почвах, выдерживает даже минусовые температуры. Приносить плоды абрикосовые деревья начинают на 3-4-й год.
Европейские холодоустойчивые сорта абрикоса называют жерделями. Они помельче и покислее южных абрикосов. В Китае и Японии жердели солят, как маслины.
Абрикосы не только вкусны, ной полезны, содержат много каротина, который в организме превращается в витамин А, кроме того, богаты калием. Созревают абрикосы в середине лета, их употребляют в свежем, переработанном и сушеном виде. Сушеные плоды без косточек называют курагой, с косточками – урюком. Наиболее ценные сорта кураги содержат до 84 процентов сахара.
Полезны и абрикосовые косточки. Они содержат до 40 процентов пригодного в пищу масла, более 20 процентов белка и около 10 процентов углеводов. Из абрикосовых ядрышек готовят классический марципан. Из абрикосовой скорлупы получают активированный уголь.
АРБУЗ
Круглый-круглый, сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный-красный он внутри.
Хорошо знакомый нам сочный арбуз – выходец из жаркой Африки. В Южной и Центральной Африке и даже на окраинах пустыни Калахари до сих пор можно встретить дикий арбуз. Его еще называют «господином пустыни». Это любимое кушанье носорогов, слонов, антилоп и других животных.
Выращивать арбузы стали очень давно. Изображения арбуза обнаружены на древнеегипетских фресках. А его семена были обнаружены в древних гробницах.
В Западной Европе культивировать арбуз стали в Средние века. С глубокой древности арбуз был известен на Руси, куда его доставляли торговцы с Востока. В XIII веке арбузы завезли в Астрахань. Сейчас эти удивительные плоды выращивают на всех континентах, даже во многих районах Дальнего Востока и Сибири. В нашей стране лучшими считаются астраханские арбузы.
Максимальный вес плодов арбуза достигает 20 килограммов, но среди этих растений встречаются и настоящие рекордсмены. В 2005 году на конкурсе гигантских бахчевых культур в японском городе Узки был представлен арбуз весом 111 килограммов. Вырастил его 70-летний Акинори Такомицу, посвятивший всю жизнь выращиванию огромных арбузов. Вес десяти представленных им на выставку плодов превышал 100 килограммов!
Из семян получают пищевое масло, мякоть употребляют как в свежем, так и в консервированном виде. Из арбуза делают пастилу, повидло, мед, цукаты. Мелкие арбузы солят.
Плоды арбуза не только вкусные, но и полезные. В них содержатся легкоусвояемые сахара, пектины, витамины групп А, В, С, PP и другие необходимые организму минеральные вещества.
ЗАГАДКИ
Сам я алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.(Арбуз)
* * *
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.(Арбузы)
Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".
Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.
Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам
(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).
Цель:
Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.
Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»
- Размер.
- Форма.
- Цвет.
- Из чего сделана игрушка.
- Составные части (детали) игрушки.
- Как в неё играют.
Пример ответа:
Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.
Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»
- Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
- Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
- Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
- Что перевозит этот транспорт.
Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.
Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»
- Вид птицы (зимующая или перелетная).
- Размер.
- Окрас перьев, внешний вид.
- Как передвигается, особенности поведения.
- Чем питается.
- Где живет.
Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.
Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»
- Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
- Размер животного.
- Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
- Чем питается животное.
- Где живет (место обитания).
- Способы передвижения, поведение.
- Опасно или неопасно для человека.
- Польза для человека (только для домашних животных).
Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.
Схема рассказа-описания по теме «Семья»
- Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
- Домашний адрес.
- С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
- Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
- Сколько всего человек.
- Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).
Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.
Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»
- Цвет.
- Форма.
- Величина.
- Вкус.
- Место произрастания (где растет).
- Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).
Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.
Схема рассказа-описания по теме «Времена года»
- Состояния неба и солнца в данное время года.
- Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
- Как одеваются люди в данное время года.
- Поведение птиц в данное время года.
- Поведение животных в данное время года.
- Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.
Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.
Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.
Галина Шахватова
Конспект занятия «Составление рассказа-описания о фруктах»
Конспект занятия по развитию самостоятельной развёрнутой фразовой речи
в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Занятие по обучению связному последовательному рассказу со зрительной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий, проведённое в подготовительной группе для детей с ОНР 3-4 уровней.
Задачи : 1. Учить составлять описательный рассказ со зрительной опорой на схему, выполненную детьми.
2. Упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом, в правильном употреблении относительных прилагательных в речевых высказываниях.
3. Обобщать и систематизировать знания о фруктах .
4. Развивать диалогическую и монологическую речь, навыки планирования рассказа .
Оборудование :
1. Демонстрационное : предметные картинки фрукты , схема для составления рассказа-описания .
2. Индивидуальное : полоски бумаги, разлинованные на 8 окошек, простые карандаши, по два цветных карандаша.
Ход занятия:
I.Орг. момент.
Д. и. «Отгадай загадку»
*На сучках висят шары,
Потемнели от жары.
(слива)
*Этот плод продолговатый,
Витаминами богатый.
Его варят, его сушат,
Называется он…
(груша)
*Он с оранжевою кожей,
Что на солнышко похожа.
А под кожей –дольки,
Посчитаем сколько?
Дольку каждому дадим,
Все по долечке съедим!
(апельсин)
*Долгоножка хвалится :
Я ли не красавица?
А всего-то косточка
Да красненькая кофточка.
(вишня)
*В шкуре жёлтой, кислый он,
В чай положим мы …
(лимон)
*Апельсина брат родной,
С золотою кожурой.
Дольки с тонкой оболочкой,
Только меньше он росточком.
(мандарин)
*Плод душистый,
Мягкий, сладкий,
Чуть изогнутый на вид,
Жёлтой кожурой покрыт.
Лакомство для обезьян,
Мы зовём его….
(банан)
*Для начинки пирога
Подойдёт нам курага.
А какой сушёный плод
Курагой народ зовёт?
(абрикос)
(по мере отгадывания загадок выставляю картинки; по тексту каждой загадки обговорить, какие признаки даны о том или ином фрукте , как мы догадались, что загадка именно об этом)
А какой ваш любимый фрукт ? (добавить картинку яблоко)
II.Работа по теме.
1. Д. у. «Что где находится» .
Какой фрукт между апельсином и бананом?
Назовите первый фрукт .
Какой фрукт слева от абрикоса ?
Назовите 4-ый по счёту фрукт .
Скажите, какой из фруктов самый кислы ?
Назовите фрукт треугольной формы , овальной, круглой.
2. Р. у. «Назови признак» .
Назовём признаки, а я буду записывать на доске, чтобы мы могли сосчитать, сколько подходящих признаков назовём.
Скажем про апельсин, апельсин какой? (дети называют признаки)
III.Физминутка.
Ягоды мелкие рвали с куста,
И все сохранились они неспроста.
Срываем и держим пока что внутри.
Ладошка наполнилась? Мама, бери!
IV.Продолжение работы по теме.
1. Д. у. «Рассматривание схемы » .
Мы сказали много о фруктах .
-Составим рассказ . Чтобы ничего не забыть, можно пользоваться специальной таблицей.
Посмотрите на первое окошко. Что здесь? Значит, что нужно сказать?
(таким образом рассмотреть всю таблицу для составления рассказа-описания )
2. Д. у. «Заполнение схемы» .
У меня такая схема всего одна. Чтобы дома вы могли составить рассказ о любимом фрукте , сейчас каждый сделает свою схему.
Возьмите карточку, подпишите своё имя. Переверните. Что видите?
О чём сначала скажем? Как это обозначим на схеме?
(таким образом, заполняем окошки схемы, обговаривая все этапы)
3. Д. у. «Составление рассказа » .
1. Образец рассказа
-Послушайте, что получилось :
Это яблоко. Оно круглое, красного цвета. Яблоки растут в саду на деревьях, мы называем их фруктами . На ощупь яблоко твёрдое, гладкое. На вкус сладкое, сочное, немного с кислинкой. Яблоки можно кушать свежими, сырыми. Можно сварить варенье, кисель или компот. Из яблок можно сделать начинку для пирогов. Яблоки полезны для здоровья человека, так как в них много витаминов.
2. По цепочке
3. Индивидуально
(2-3 ребёнка у доски составляют рассказ о понравившемся фрукте )
(в конце занятия дети по желанию рисуют яблоки самостоятельно, или пользуются предложенными им раскрасками и трафаретами для создания рисунка)
Публикации по теме:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Составление рассказа описания о дорожных знаках» Конспект непосредственно-образовательной деятельности дата проведения 27.04.2015 понедельник Тематическая неделя: «Правила дорожного движения».
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» Тема: «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда». Задачи: -- связная речь: учить давать описания зимней одежды;.
Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» в старшей группе. Программные задачи: учить детей составлять.
Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» Цель: учить составлять небольшой рассказ (из – 2-3 предложений, отражающий содержание картины, учить подбирать определения к словам «снег»,.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко» Города Саянска Иркутской.
Конспект занятия по развитию речи во 2 мл. группе «Составление короткого рассказа» Составление короткого рассказа Программное содержание. Связная речь. Учить составлять корот-кий рассказ совместно с воспитателем. Словарь.
Жила-была Яблонька. Жила она дружно с Человеком, давала богатый урожай своих плодов – яблок. Человек ухаживал за Яблоней, а она кормила его. Но однажды заленился Человек. Перестал он выращивать яблоки, перестал заботиться о Яблоне. Обиделась Яблоня, расстроилась и решила уйти от Человека. Решить-то решила, но была очень добрая и не могла бросить его. Подумала, погадала, как поступить, и решила спрятаться.
Увидел Человек, что пропала Яблоня, но не придал этому значения. «И без неё проживу», - подумал. Живёт - не горюет Человек, лежит, на солнышке греется.
Но беда пришла. Стало здоровье подводить Человека. То сердце покалывает, то животик побаливает. Побледнело лицо, осунулось. Морщинки побежали в разные стороны.
Сидит Человек, горюет, а понять ничего не может. Увидела это Яблоня, сжалилась над ним. Вышла из своего убежища, дала ему своих яблок да поучать стала:
Эх, ты, дурна головушка! Заленился, занежился, перестал на меня внимание обращать. А яблочки-то мои не простые, волшебные. Много в них витаминов содержится: и витамин А, и витамин С, и витамин В. Много веществ полезных: кальций, магний, фосфор, калий. И органические кислоты, и железо. Есть также пектин, клетчатка. Всё для твоего здоровья: для животика, сердца, головы, кожи, тела и лица.
Понял Человек, что поступил плохо. Не поступают так с друзьями. Попросил прощенья у Яблоньки. И стали они опять вместе жить дружно, как прежде, заботиться друг о друге.
Жалко только, что обида Яблоньки не прошла просто так. Спряталась она, змейкой уползла в самое сердце яблочка. И с тех пор в каждом семечке яблока притаилась обида горькая, опасная для Человека. Помни: кушай яблочко волшебное, а семечки не трогай, выбрасывай.
Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
Шамаева Ирина, 2 «В» класс
Неразлучные друзья
В одной далекой-далекой фруктово-овощной стране жили-были два брата – Апельсин и Лимон. Апельсин был добрым и веселым, а Лимон - кислым и совсем не умел смеяться. Апельсин что только ни делал, чтобы развеселить своего брата: и частушки ему смешные пел, и анекдоты рассказывал, и даже мультики про Смешариков показывал. Нет, ничего не помогало!
Вот пошли они однажды на прогулку. Идут по Овощной улице и вдруг видят – сидит на скамеечке девочка и горько-горько плачет. Апельсин подошел к ней и спрашивает: «Что ты, девочка, так горько плачешь? Кто тебя обидел?». А девочка отвечает: «Да как же мне не плакать! Попросил дедушка Лук помочь шубку с него снять, вот я и помогла, а теперь слезы и проливаю!». Апельсин говорит ей: «Вот, возьми мою сладкую дольку, съешь ее - и всё пройдёт». Девочка взяла дольку, съела и сразу перестала плакать. «Ну, вот, я же говорил!» - воскликнул добрый Апельсин.
Вдруг девочка повернулась к Лимону и сказала: «Ты такой красивый и, наверное, тоже очень вкусный?». Лимон, хоть и засмущался от такого комплимента, но сразу отломил дольку и протянул ее девочке. Положив дольку в рот, девчушка вдруг начала корчить такие рожицы, что даже в самом смешном мультике не увидишь! Она морщила носик так, что становилась похожейто на бегемотика, то на ёжика, то на поросёночка, то вообще на какое-то Чудо-Юдо. И наш Лимон, глядя на неё, так расхохотался, что, схватившись за живот от смеха, упал на траву и давай по ней кататься!..
Вот так наш Лимон научился смеяться. Правда, он остался таким же кислым, но зато стал очень весёлым и даже полезным. Ведь смех – это лучшее лекарство! А девочке новые знакомые очень понравились. Теперь они втроём – неразлучные друзья.
Мишкина Мила, 2 «В» класс
СПОР
Встретились овощи и фрукты
И стали выяснять,
Кто лучшие продукты.
И, чтобы спор решить, решили игру свершить.
Стали играть в волейбол,
Чтобы забить друг другу гол.
Но в итоге победила дружба,
Так как всем принимать витамины нужно,
Потому что все витамины организму нужны
И одинаково важны.
Градицкий Никита, 2 «В» класс.
Цитрусовая семейка
Однажды на поляне выросло дерево, и никто не знал, что это за дерево. Так вот, через один год вырос апельсин, один. Странно, правда?
Он спал крепким сном. Но вдруг веточка хрустнула, апельсин проснулся и грохнулся на землю. Очень было ему больно. Апельсин всё-таки встал, осмотрелся, посмотрел на дерево и понял, что один на дереве, да и вообще, на всей полянке. Он решил путешествовать. Шёл, шёл, забрался на гору. Апельсин увидел дома.
Они казались маленькими с такого расстояния. Но бедный Апельсин потерял равновесие и покатился с горы в сторону города. Он перекатился через дорогу и внезапно остановился. Апельсин услышал шум. Он увидел супермаркет, зашёл туда. Много народу было в нём. Апельсин увидел ящик и забрался на него. Он посмотрел в ящик. Там было много мандаринов. В другом ящике были большие грейпфруты-силачи.
- Эй, вы! Вы что, спите? - спросил Апельсин.
Все мандарины проснулись и забубнили. А грейпфруты захрапели, но проснулись от шума мандаринов.
- Что вы делаете здесь? - спросил Апельсин.
- Мы тут живём, - сказал Мандарин.
- И нас продают! – добавила Мандаринка.
Апельсин с грустью говорит:
- А я семью ищу, брожу по свету. Мне одиноко.
- А можно с тобой? – спросил Грейпфрут.
- А нам? – спросили Мандарин и Мандаринка.
- Конечно! – обрадовался Апельсин.
Грейпфрут, Мандарин, Мандаринка и Апельсин побежали к выходу.
- У меня есть родственники в саду. Лимон и лайм – два брата, - сказал Грейпфрут.
- Как хорошо! У меня много родственников! – сказал Апельсин.
Все следовали за Грейпфрутом. Они перелезли через забор и увидели дерево с лимончиками. Рядом было ещё дерево, только лимончики были зелёные, и назывались лаймы. Не успели встретиться цитрусовые, их схватила девочка Юля. Она выжала из них сок, выпила и весь год не болела!
Пятлина Екатерина, 3 «В» класс
Компот.
Однажды Ваня с Настей поехали на дачу. Было жарко, и дети захотели пить. Мама предложила им собрать ягоды для компота. Дети пошли рвать ягоды.
Ребята стали собирать вишню. Ваня залез на дерево, а Настя собирала внизу. Ваня спросил у мамы: "Какая польза от вишни?" Мама сказала, что в плодах вишни содержатся разные кислоты, микроэлементы, макроэлементы, пектиновые вещества, сахар, разные витамины, фолиевая кислота. Вишня хорошо удаляет жажду, обладает антисептическими свойствами.
Потом дети начали рвать яблоки. Настя спросила маму: "Какая польза от яблок?" Мама рассказала, что они содержат много витаминов и минералов, полезны от головных болей, при малокровии, артрите, ревматизме.
Потом Ваня увидел клубнику и стал собирать её вместе с Настей. Дети собирали клубнику и спросили у мамы: "Чем полезна клубника?" Мама ответила, что клубника содержит сахар, каротин, эфирное масло, различные кислоты. Используется при простуде, анемии. Она очень вкусная, низкокалорийная.
Затем мама отправила ребят собирать груши. Мама объяснила, что груша содержит витамины, калий, железо, медь, пектин, клетчатку и дубильные вещества. Груша укрепляет иммунитет, снимает воспаление, борется с инфекциями.
Дети набрали много ягод и отдали их маме, а мама сварила компот. Он был вкусный и полезный.