«Разноцветный взрыв в молоке» - презентация. Опыты и эксперименты (старшая группа) на тему: Молоко и молочные продукты
Вы верите в чудеса? А в то, что сами можете быть волшебниками? Это возможно с помощью, казалось бы, обычных предметов, которые тоже могут стать волшебными. Теперь у вас и вашего малыша есть такая возможность ㅡ стать художниками-чародеями, которые создают поистине необычные картины. Мы с вами будем рисовать на молоке, а также познакомимся с техникой рисования с помощью пищевой пленки и не только. Такие приемы помогут вам , так как они совсем не сложные и очень интересные. Итак, приступаем!
Рисование на молоке : создаем молочные узоры
А знакомы ли вы с рисованием на молоке? Это очень увлекательно! И сейчас вы узнаете, как именно это делать. Для начала подготовьте жидкие краски. Это могут быть пищевые красители, разбавленная гуашь или акварель. Но лучше всего для нашей задумки подойдет разноцветная тушь (цвета будут ярче и насыщеннее).
Налейте в тарелку молока. Смело набирайте вместе с малышом пипеткой краску и капайте ею на поверхность белой жидкости в произвольном порядке. Теперь малыш может взять зубочистку или шпажку и сотворить разноцветные узоры, растягивая и закручивая их так, как ему захочется.
Хотите удивить ребенка и себя еще больше? Окуните ватную палочку в жидкое мыло или средство для мытья посуды и коснитесь ей молока. Наблюдайте волшебный танец красок, который способен привести в восторг любого малыша! Чем процент жирности молока больше, тем активнее и длительнее будут перемещения.
Рисованием на молоке можно разнообразить и другими техниками. Узор на молоке можно перенести на бумагу. Коснитесь листом бумаги поверхности молока на пару секунд. Просушите листок. И вот, перед вами рельеф какой-то неизведанной далекой планеты или карта еще неизученной части земного шара. И вы, как ее первооткрыватели, можете придумать вместе с малышом названия для всех островов, морей, рек. Пусть они будут необычными и забавными. Все объекты можно подписать. И у вас получится настоящая карта, где на побережье Шоколадной реки, втекающей в Тарампампурское море, расположится остров Курносиков.
Молоко можно заменить картофельным крахмалом, разведенным до густоты сметаны, или канцелярским клеем. Узоры на более вязкой поверхности будут фиксироваться дольше, и вы можете почувствовать себя даже начинающим мастером Эбру – древневосточного искусства рисования на воде. Предлагаю для вдохновения посмотреть видео.
Надеюсь, что рисование на молоке для ваших детей станет новым, интересным и увлекательным занятием.
Чудо-клякса и волшебная палочка
Вот еще один способ необычного рисования с детьми. Для него вам понадобятся жидкие краски и обыкновенная трубочка для коктейля. Помогите малышу зачерпнуть чайной ложкой краску и вылейте ее на лист бумаги. Теперь пусть кроха вооружится трубочкой-волшебной палочкой и начнет раздувать кляксу в стороны, по кругу. Можно одновременно поставить несколько цветных клякс неподалеку друг от друга. Ребенок будет одновременно наблюдать, как рождается новый цвет при смешении нескольких других.
А теперь включайте фантазию. На что похожа ваша клякса? Можно дорисовать ее до определенного образа. Если ребенок увидит на листе чащу леса, попробуйте предложить дополнить рисунок так, чтобы половина рисунка стала сказочным лесом, где живет добрый волшебник, а другая – где проживает злая или вредная колдунья. Или пусть ребенок создаст “добрый” и “злой” лес, получив это задание, когда на листе еще ничего нет. Подскажите, что характер можно передать и цветом, но только не навязывайте свои представления об эмоциональном воздействии цвета. У каждого они могут быть своими.
А еще кляксе можно добавить глазки, и вот уже это не клякса, а Барабяка Пампукская собственной персоной, знакомьтесь! Сочините вместе с малышом историю о герое, например, вот такую…
Барабяка и рыжий котенок
Жила-была Барабяка Пампукская. Она дружила с рыжим котенком. Иногда друзья ссорились, и тогда у Барабяки портилось настроение, и она превращалась в шипящую и фырчащую цепкую лапку-царапку. Но друзья очень быстро мирились, и острые царапки Барабяки Пампукской становились мягкими и пушистыми. И когда она их сворачивала и подгибала под себя, то вся превращалась в клубок ниток, с которым мог играть котенок.
Даша, 6 лет
А можно Барабяку отправить в лес, где живет тот самый добрый волшебник, а потом в чащу, где обитает зловредная колдунья. Какие приключения встретятся на пути непоседливой Барабяки?
Пищевая пленка-художница
Рисование с помощью пищевой пленки ㅡ вы когда-нибудь слышали о таком? Скорее всего, не слышали. Предлагаю вам познакомиться на практике с этим интересным способом.
Для начала помогите малышу увлажнить бумагу. Теперь пусть смело наносит кистью цветовые пятна. Краска тоже должна быть достаточно жидкой. Возьмите пищевую пленку или разрезанный полиэтиленовый мешок. Приложите его к листу и слегка сомните, создавая как можно больше складочек.
После того, как работа высохнет, снимите пленку. В итоге получаются вакуумные пузырьки, которые тонкой волшебной паутинкой покрывают лист бумаги.
Здесь легко могут угадываться и горы, и море. Если у вас есть домашний театр, подобные рисунки могут стать и красивым фоновым оформлением сцены.
А теперь добавим музыку!
Любые из подобных способов необычного рисования с детьми можно выполнять под разную по настроению и темпу музыку. Рисунки будут получаться различными по характеру. А можно предложить обратное задание ― подобрать соответствующий готовому рисунку музыкальный этюд из нескольких данных. А, может, ребенок захочет «написать» к своей картине свою музыку и исполнить ее. На игрушечном музыкальном инструменте или любых предметах обихода в доме, которые ему покажутся подходящими. Возможно, вам придется потерпеть несколько шумных минут творчества вашего, несомненно, талантливого малыша.
Нестандартные техники рисования развивают воображение, фантазию, творческое мышление, а также эмоциональную сферу. А также это отличный способ заинтересовать ребенка творчеством, если этого интереса еще нет. Ну и, конечно, они подарят море положительных эмоций. Так что не ждите чуда, а чудите сами вместе с вашими детьми!
Оксана Яремчук , педагог дополнительного образования, психолог
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
У нас на кухне хранится много вещей, с которыми можно ставить интереснейшие эксперименты для детей. Ну и для себя, честно говоря, сделать парочку открытий из разряда «как я этого раньше не замечал».
сайт выбрал 9 экспериментов, которые порадуют детей и вызовут у них много новых вопросов.
1. Лавовая лампа
Нужны : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
2. Личная радуга
Нужны : Емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Опыт : В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.
Объяснение : Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.
3. Вулкан
Нужны : Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.
Опыт : Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан - для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.
Объяснение : Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.
4. Выращиваем кристаллы
Нужны : Соль, вода, проволока.
Опыт : Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли - такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.
Объяснение : С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей проволочке.
5. Танцующая монетка
Нужны : Бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода.
Опыт : Пустую незакрытую бутылку нужно положить на несколько минут в морозилку. Смочить монетку водой и накрыть ею вынутую из морозилки бутылку. Через несколько секунд монетка начнет подскакивать и, ударяясь о горлышко бутылки, издавать звуки, похожие на щелчки.
Объяснение : Монетку поднимает воздух, который в морозилке сжался и занял меньший объем, а теперь нагрелся и начал расширяться.
6. Цветное молоко
Нужны : Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета - перемешиваться.
Объяснение : Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
7. Несгораемая купюра
Нужны : Десятирублевая купюра, щипцы, спички или зажигалка, соль, 50%-ный раствор спирта (1/2 часть спирта на 1/2 часть воды).
Опыт : В спиртовой раствор добавить щепотку соли, погрузить купюру в раствор, чтобы она полностью пропиталась. Достать щипцами купюру из раствора и дать стечь лишней жидкости. Поджечь купюру и наблюдать, как она горит, не сгорая.
Объяснение : В результате горения этилового спирта образуются вода, углекислый газ и тепло (энергия). Когда вы поджигаете купюру, то горит спирт. Температура, при которой он горит, недостаточна для того, чтобы испарить воду, которой пропитана бумажная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная десятка остается неповрежденной.
9. Камера-обскура
Понадобится:
Фотоаппарат, поддерживающий длинную выдержку (до 30 с);
Большой лист плотного картона;
Малярный скотч (для обклеивания картона);
Комната с видом на что угодно;
Солнечный денек.
1. Заклеиваем окно картоном так, чтобы свет не поступал с улицы.
2. В центре проделываем ровное отверстие (для комнаты глубиной 3 метра отверстие должно быть около 7-8 мм).
3. Когда глаза привыкнут к темноте, на стенах комнаты обнаружится перевернутая улица! Наиболее видимый эффект получится в яркий солнечный день.
4. Теперь получившееся можно снимать на фотоаппарат на длинной выдержке. Выдержка 10-30 секунд подойдет.
Конспектопытно-экспериментального
и исследовательского занятия в подготовительной группе
«Чудеса в лаборатории»
по теме: « МОЛОКО . МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ »
Воспитатель: Шахова Н.А.
Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
Обучающая:
формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
учить детей осознанно относиться к своему питанию.
Развивающая:
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований , экспериментов , наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательная:
воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование
Оборудование:
белые листы бумаги, где дети будут писать письма;
кисточки для написания писем;
пипетки;
пластиковые стаканчики,
блюдца,
лимонная кислота,
сода,
ватные палочки,
молоко,
вода,
гуашь,
жидкое мыло,
кока-кола,
йод;
пищевые красители;
набор муляжей молочных продуктов,
подносы;
смайлики для каждого участника с веселым, грустным и хорошим настроением;
мультимедийное оборудование,
презентация по теме занятия
белые халаты;
кулинарные книги с рецептами блюд, книги о здоровой пище
рули от машины …
Предварительная работа:
проведение опыта с молоком и кока-колой;
опыта с молоком, если его оставить в холодильнике и в теплом месте;
чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть.
Я загадки загадаю
До того мудреные!
Кто загадки отгадает,
Попадет в лабораторию.
А в лабораторию непростую, а научную, чудесную.
Готовы к испытанию? Будем загадки разгадывать?
Вам ни только, загадки надо отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!
Молоко
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
Мороженое
Догадайтесь, кто такая,
Белоснежная, густая?
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас... Сметана
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко - и в срок,
Получили мы...
Творожок
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это...
Сыр
Мы на хлеб его намажем,
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
Масло
Дети находят и показывают молочные продукты, которые выставлены на молочной выставке.
Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!
Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? (О молоке и молочных продуктах)
О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? (Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)
Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? (Молочные супы, каши, соусы, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…)
Мамы чем любят вас побаловать? Что готовят, стряпают для вас из молочных продуктов? (Блины, оладушки, вареники, шанежки, пончики……)
А если вы не знаете, мама или бабушка как приготовить то или иное блюдо, то как, и где можно узнать? (В книгах о здоровой пище, кулинарных книгах, в интернете, спросить у знакомых, посмотреть телепередачу….) Выставка кулинарных книг и рецептов.
Вот посмотрите на нашу выставку книг , где есть разные рецепты и вы можете узнать какие блюда и как можно приготовить из молока.
Основная часть.
Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.
Может еще, что-то хотите рассказать о молоке, его свойствах, пользе или вреде?
Проходите все, садитесь(Возле ноутбука)
Рассказ и беседа воспитателя о пользе молока. Показ презентации.
Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1 Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).
С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2 Фото с молочными продуктами).
Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!
А, еще кто? (Козы…)
Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? (Коровье) У козы? (Козье)
На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)
Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).
Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).
А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).
В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).
Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 6).
Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.
Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).
Дидактическая игра «Какое молоко?»
Давайте поиграем в игру «Какое молоко?» Я называю животное и бросаю вам мяч, а вы ловите и говорите, как называют это молоко. Например: у коровы молоко коровье.
Какое молоко у козы? (Козье)
Какое молоко у лошади? (Лошадиное, кобылье)
Какое молоко у верблюда? (Верблюжье)
Какое молоко у коровы? (Коровье)
Какое молоко у оленя? (Оленье)
Физминутка «Машина едет далеко…» Прослушивание записи песни и выполнение движений по всей группе.
Машина едет далеко, далеко, далеко,
Везет машина молоко, молоко.
Крутятся колеса, машина едет,
Молоко к ребятам скоро приедет!
Ура! Молоко! Давайте пить молоко!
Машина едет через лес, через лес, через лес,
Везет машина геркулес, геркулес.
Есть мы будем кашу, нашу кашу,
Мы накормим Машу, и Сашу, и Дашу!
М-м-м! Какая вкусная каша!
Машина едет по горам, по горам, по горам
Везет лекарства докторам, докторам.
Будут все здоровы, здоровы, здоровы.
Радуются дети и даже коровы.
Му-у-у!
Опыты. Эксперименты. Исследования.
В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!
Чудеса с молоком.
Чудо 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.
Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?
Хотите научиться?
С помощью чего мы пишем письма, сообщения? (Ручки, карандаша, бумаги...)
Раньше использовали невидимые чернила. Их называли симпатическими. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение, химический проявитель…)
Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила? (Молоко)
Хотите написать секретное письмо? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте или напишите. Что вы хотите написать или нарисовать для своих родителей? А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.
Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и станет невидимым. Когда домой пойдете, заберете свои листики и дадите их прочитать родителям. В понедельник расскажите, смогли это сделать родители или нет.
Я тоже для вас приготовила тайное письмо. Что у меня написано? (Никто прочитать не может) Хотите узнать, о чем в нем написано?
Давайте, проведем еще наши опыты, может, вы сами догадаетесь, как его можно прочитать?
ЧУДО 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?
Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
Что это у меня? (Молоко и кока-кола)
Что мы делали вчера? (Их смешали)
Что получилось у нас?
ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ.КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.
Чудо 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.
На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
А что для этого надо сделать? (???????????????)
Для этого в наше молоко добавим йод.
Что случилось с молоком? (…………..)
ВЫВОД: ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.
РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? (В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)
ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? (ПОЛЕЗНОЕ)
Чудо 4. ОПЫТ «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»
Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)
Почему так говорят?
Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.
Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.
Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.
Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.
В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.
Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)
ВЫВОД: ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.
Чудо 5 ОПЫТ « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? (На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)
Чем обычно рисуете? (Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)
А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? (Нет)
Хотите попробовать?
На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов: моющее средство снижает поверхность натяжения, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Ну, что, кто-нибудь догадался, как прочитать секретное письмо? Что я вам написала?
Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)
Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)
ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ ЭТОМ ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНЫХ ПЯТЕН НА БУМАГЕ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ ОБУГЛИВАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.
Что же написала я вам в своем письме?
МОЛОДЦЫ!
Рефлексия.
КОМУ ПОНРАВИЛИСЬ СЕГОДНЯШНИИ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ?
Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?
О каком продукте мы сегодня говорили?
Какой вывод о нем вы можете сделать?
Пейте дети молоко - будете здоровы!
Какое настроение у вас сейчас? Возьмите смайлик с вашим настроением и прикрепите его на доску.
В этом интересном опыте мы из обычного коровьего молока получим твердый материал, похожий на пластмассу.
Примечательно, что с начала 1900-х до примерно 1945 года из такой «молочной» пластмассы делали различные украшения, бусы, пуговицы, авторучки и другие предметы обихода. Для королевы Англии из такого пластика делали ювелирные изделия.
Нам потребуется
- Стакан обычного молока;
- Марля, или очень мелкое сито, или просто кусок хлопковой ткани;
- Воронка (не обязательно);
- Столовая ложка;
- Миска;
- Уксус 9%;
- Небольшая формочка для выпечки.
Для начала подогрейте молоко, чтобы оно стало горячим. Только не доводите его до кипения. Вылейте молоко в миску и добавьте одну столовую ложку уксуса.
Теперь тщательно размешайте полученную смесь. Постепенно вы сможете увидеть, что в миске появляются комочки, похожие на творожные хлопья.
Берем пустой чистый стакан, на него кладем воронку и сверху марлю, сложенную в два слоя. Затем выливаем нашу смесь из миски в марлю.
В марле должно остаться только сухое вещество. Оно должно быть в меру твердым, чем-то напоминающее сухой творог.
Собираем получившееся сухое вещество, плотно его сжимаем в одну массу и выкладываем в форму для выпечки.
Теперь нужно запастись терпением. Нужно поставить форму в холодильник минимум на 48 часов. Через 48 часов можно достать форму из холодильника и извлечь из нее готовые фигурки. Они должны быть твердыми.
Объяснение опыта
Все пластмассы состоят из молекул, которые организованы в длинных цепочках, называемых полимерами. Молоко содержит в себе много молекул белка под названием казеин. Каждая молекула казеина представляет собой мономер, а цепочка казеиновых мономеров представляет собой полимер.
При добавлении уксуса в горячее молоко начали образовываться маленькие белые творожистые кусочки. Происходит это, потому что изменяется кислотность молока, и молекулы казеина реорганизуются в длинные цепочки. Цепочка казеиновых мономеров является полимером.