Простая история еды или что ели древние. Что ели на Руси до Петра I
Древние славяне, как и многие народы того времени, верили, что множество болезней появляется от употребления мертвечины. Первые сделали такой вывод индусы. Как только низшие касты стали употреблять в пищу мясо, они стали болеть. Болезней насчитывалось около восьмидесяти! Это испугало индусов, ведь раньше болезней было всего три, одна из которых-старость.
Чем же питались славяне. Ответ на этот вопрос помогли дать раскопки на территории древних городов. Из «Велесовой книги» мы узнали, что славяне пришли из местности Кулу, окруженной Гималаями. Сейчас это территория Индии. Древние тексты, найденные учеными, свидетельствуют о том, что пища древних славян была исключительно растительного происхождения. Они верили в пользу вегетарианства, занимались земледелием. Еда состояла из злаковых: просо, пшеницы, ржи, ячменя, гречихи овса.
Зерна перемалывались в муку или просто употреблялись размоченными или поджаренными. Хозяйки варили и каши с растительным маслом. Из муки выпекалась пресная лепешка, немного позже, в едеславян появился хлеб на квасе. Женщины выпекали первые хлебные изделия на свадьбу или другие важные события. Немного позже появились и пироги с самыми разнообразными начинками. Также варили каши с растительным маслом. Летом варили тюрю - прародитель современного картофеля.
Источниками белка в пище древних славян были бобовые. В пищу употреблялись и такие овощи как лук, чеснок, морковь, редька, огурцы, мак. Особенно любима была репа, капуста, тыква. Лакомились дынями. Выращивались и плодовые деревья: яблоня, вишня и слива. Земледелие наших пращуров было подсечно-огневым, поскольку они жили посреди густого леса. Славяне вырубали часть леса, которая была наиболее пригодна для выращивания культур. Деревья и оставшиеся пни сжигались. Полученная таким образом зола была прекрасным удобрением. Через несколько лет поле истощалось, и земледельцы выжигали лес снова.
Кроме земледелия, с лавяне освоили и рыболовство. Речную и озерную рыбу сушили на солнце, так она хранилась дольше. Несмотря на то, что наши предки употребляли в пищу растительную пищу, они занимались и скотоводством. Они считали, что животные предназначены для человека и кормят его. Хозяйки из молока готовили творог, сметану, сыр, масло. Умели древние славяне и обрабатывать шерсть. Животные использовались и для перевозок вещей человека. Особым видом промысла было бортничество, с помощью которого получали мед и воск.
Самым популярным напитком древних славян был перебродивший и разбавленный водой мед. Находятся подтверждения и того, что в древности наши предки изготавливали пиво. Напиток варили, как и из ячменя, так и из овса.
Перемены в питании славян произошли из-за их перемещения в новые, горные районы. Это произошло из-за того, что при кочевом образе жизни трудно добыть питательную растительную пищу.
При раскопках в различных древнерусских городах археологи находят много остатков еды. Это прежде всего зерна различных злаков: ржи, ячменя, овса, пшеницы, гречихи. Из зерен обычно изготовляли крупы или размалывали в крупу. Кроме того, из зерна делали пиво, брагу и квас.
Основным горячим блюдом в Древней Руси была каша, которую заправляли растительным маслом. Мясо ели в основном жареное или «пряженое». Супов в Древней Руси не было, суп появился только во второй половине XVII века. Он был занесен приезжими иностранцами из Европы.
В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом. Из овощей наиболее широким распространением пользовались репа, горох, морковь и лук. Знали в Древней Руси также огурцы, чеснок и особенно капусту.
Любопытно, что в старину умели заготовлять овощи на зиму — солить капусту и огурцы, мочить яблоки. Такие засоленные и замоченные овощи назывались ленивыми. От базара, где ими торговали, произошло, в частности, название московской улицы Ленивка.
Белковая пища состояла из мяса и рыбы, а также молочных продуктов: творога, сыра, сметаны и масла. Сахара в Древней Руси не знали, вместо него использовали мед. Из горячих напитков были очень популярны отвары различных трав, а также сбитень — мед, вскипяченный в горячей воде, сбитый вместе с яйцами.
Но современному человеку древнерусская еда показалась бы очень пресной, потому что соль была достаточно дорога и употреблялась мало.
В древнем писании индусов говорится о том, что с тех пор, как некоторые представители низших каст начали употреблять мясо, появились 78 новых заболеваний. Ранее их было только 3, в том числе старость. Это писание разошлось на весь мир. Тысячи лет существовало верование о том, что все болезни появляются от употребления мертвечины.
Древние славяне верили в то, что животные предназначены для человека. И животные кормили человека, а не человек животных. Люди и их животные никогда не ели мяса и даже не думали об этом. В этот период люди дружили с животными. И питались только пищей растительного происхождения. Это была легко усваиваемая калорийная пища.
Мясные продукты появились в рационе с приходом кочевников на славянские территории. Кочуя по пустыням и степям добыть что-либо пригодное в пищу было довольно трудно. Именно поэтому они убивали своих животных, которые кочевали вместе с ними и перевозили на себе их вещи, давали молоко и шерсть.
«Велесова книга» говорит о том, что славяне пришли из долины Кулу, которая окружена Гималаями - ныне это территория Индии. Славянские тексты, которые были найдены на той территории, говорят о необходимости вегетарианства для здоровья тела и духа.
Раскопки древнерусских городов позволяют узнать, чем питались древние славяне. Чаще всего это были злаки ячменя, ржи, гречихи, овса и пшеницы. Зерна обычно перерабатывали в крупы. Из них же делали пиво, квас, брагу. В качестве горячих блюд ели кашу с растительным маслом. Мясо или жарили или тушили в собственном соку. Суп как таковой, в том числе уха, появился благодаря приезжим иностранцам только лишь в конце XVII столетия. Из овощей употребляли лук, морковь, горох, репу. Немного позже в рационе питания появились капуста, огурец и чеснок. Летом ели тюрю - это предок нашей картошки. Практически в каждом доме готовили квас, в него крошили хлеб и лук.
Древние славяне умели заготавливать продукты на зиму. В конце лета, уже предчувствуя зиму, практически каждая хозяйка мочила яблоки, солила огурцы и капусту. Сахар в Древней Руси был неизвестен. Вместо него использовали мед. Белки употреблялись в виде мяса, рыбы и продуктов из молока - сыр, сметана, масло, творог. Соль стоила очень больших денег, и позволить себе ее употреблять мог не каждый. Очень часто заваривались различные травы. В качестве горячего напитка был кипяченый, с водой и яйцами, мед.
Древние славяне прекрасно умели разводить пчел. О правильном питании, естественно, никто не помышлял. Очень многое в кулинарии было перенято у соседних народов или приезжих иностранцев.
Древние славяне ели:
- в качестве «горячего и жидкого» было подобие современной окрошки;
- каши. Заправляли их только растительным маслом;
- мясо жареное и «пряженое» в русской печи;
- рыба жареная;
- хлеб ржаной и грубого помола;
- овощи: репа. горох, морковь, лук, капуста, чеснок;
- фрукты: яблоки, груши и ягоды в огромном ассортименте;
- молочные продукты: молоко, творог, сметана, масло;
- засоленные овощи;
- из горячих напитков - навары различных трав.
Древние славяне НЕ ели:
- сахар. Просто не было. Но в больших количествах употребляли мед;
- чай и кофе. Вместо них пили навары трав и медовые напитки различные;
- соли много. Еда бы современному человеку показалась очень пресной, т.к. соль была дорогой и ее экономили;
- помидоров и картошки;
- супов и борщей не было. Супы на Руси появились в XVII веке.
Древние греки ели:
- каши. Все заправлялось оливковым маслом.
- мясо жареное на вертеле. Баранов резали «по праздникам».
- рыба в огромном ассортименте + кальмары, устрицы, мидии. Все это жареное и вареное с овощами и оливковым маслом;
- лепешки из муки грубого помола;
- овощи: бобовые разные, лук, чеснок;
- фрукты: яблоки, инжир, виноград и орехи разнообразные;
- молочные продукты: молоко, сыр белый;
- пили только воду и вино. Причем вино разводили водой как минимум 1 к 2-м;
- травы и пряности различные;
- соль морскую.
Древние греки НЕ ели:
- сахар. Просто не было. Точно так же как и славяне в больших количествах употребляли мед;
- чай и кофе. Только разбавленное вино и вода;
- огурцы, помидоры и картошку;
- гречневой каши;
- супов.
Главной особенностью было то, что готовили в основном на огне и ежедневная пища греков и славян «среднего достатка» была не замысловата и не длительна в приготовлении. Все было просто. В качестве заправки был винный уксус без сложных соусов. На завтрак у славян ставили - молоко с хлебом и медом, у греков - лепешки с медом и разбавленным вином.
Очень интересно описана история появления таких традиционных для украинской кухни блюд как борщ и сало. Мы сами постепенно все усложняем и усложняем жизнь приготовлением еды. А сначала так не было, у истории всегда есть чему поучится.
Источники: xn----7sbbraqqceadr9dfp.xn--p1ai, potomy.ru, blog-mashnin.ru, otvet.mail.ru, presentway.com
Строитель лабиринта на острове Крит
Каменные следы – тайна поселка Коржовый кут
Антигравитация – под грифом “совершенно секретно”
Время полета на Марс
Духи зла – невидимые сущности параллельного мира
Новые технологии
Робот VertiGo, представляющий собой четырехколесное устройство с двумя мощными пропеллерами, интересен в первую очередь тем, что умеет буквально ездить...
Города Ирака: Эрбиль
Город Эрбиль (Арбиль, Хаулер или Хевлер) является столицей Иракского Курдистана. Расположенный в междуречье у подножия гор, Эрбиль является одним из...
Суд Линча
Суд Линча представляет собой убийство человека, который обвиняется в преступлении. Отличительной чертой суда Линча является отсутствие суда и следствия: приговор...
Загадка сфинксов
Большой сфинкс Загадка сфинксов давно беспокоит умы исследователей, ведь многие связывают с ней как тайны прошлого земной цивилизации, так и...
Иерусалим - вечный город
Панорама Иерусалима с Елеонской горы - место Вознесения Иисуса Христа, святыни Старого города, монастыри и церкви на Елеоне (обзорно): русский...
Заповедник реки Снир
Самым длинным притоком легендарной реки Иордан является река Снир, вытекающая с гор верхней Галилеи. Ее протяженность – около шестидесяти пяти км. ...
Памятники Японии
Япония, удивительная страна, буквально во всем отличающаяся от других стран. В стране Восходящего Солнца даже памятники отличаются от общепринятых стандартов. ...
Новейший российский ракетный комплекс "Авангард" запущен в массовое производство, начата...
Ядерная крылатая ракета Буревестник – характеристики и перспективы
Истребитель Су 57 – характеристики и возможности
Истребитель пятого поколения Су 57 разработан в ОКБ им. Сухого...
История еды древних славян
Древние славяне, как и многие народы того времени, верили, что множество...
Народные приметы о жемчуге
В первую очередь, жемчуг является невероятно красивым камнем, который был...
Мотоциклы с карданным приводом
Мало купить мотоцикл и ездить на нём, заправляя его время...
Акулы в Балтийском море
Как-то получилось, что из акул в Балтийском море представлены лишь...
Как сделать мореный дуб в домашних условиях
Мореный дуб – прекрасный строительный материал. Его необычный цвет очень...
Русский язык и история народа
Любое слово, любая фраза в языке не могут возникать ниоткуда. ...
Кулинарные традиции русского народа уходят своими корнями в глубокую древность. Еще в дохристианской Руси, когда праздновалась масленица и приносились бескровные жертвы богам, были известны такие некогда ритуальные блюда, как каша, блины, весенние жаворонки и другие. Славяне занимались хлебопашеством, выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо. В Х веке, по утверждениям путешественников, славяне “более всего сеют просо”. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: “Господи, ты, который давал нам пищу до сих пор, дай нам ее и теперь в достатке”.
Чуть позже появляется обрядовая каша — кутья. Она готовилась из зерновых с добавлением меда. Обычную кашу славяне варили из муки, для чего размалывали зерна, на воде или на молоке. Из муки выпекались хлебы — сначала пресные лепешки, а потом калачи и пироги, приготовленные на меду.
На Руси занимались возделыванием и огородных культур. Самыми популярными были капуста, огурцы, репа, брюква и редька.
Древние летописи, рассказывавшие о судьбах государства, войнах и бедствиях, тем не менее иногда упоминали факты, так или иначе, связанные с продуктами и питанием.
Год 907-й — в летописи среди месячной подати названо вино, хлеб, мясо, рыба и овощи (в те времена овощами называли и фрукты).
Год 969-й — князь Святослав говорит, что г. Переяславль удобно расположен — там сходятся «овощеве разноличные» из Греции и мед из России. Уже в то время стол русских князей и богатых людей украшали соленые лимоны, изюм, грецкие орехи и прочие дары восточных стран, а мед был не только повседневным продуктом питания, но и предметом внешней торговли.
Год 971-й — во время голода дороговизна была такая, что голова конская стоила полгривны. Интересно, что летописец говорит не о говядине, не о свинине, а о конине. Хотя происходит дело во время вынужденной зимовки войска князя Святослава на пути из Греции, но факт все же примечателен. Значит, запрета на употребление в пищу конины на Руси не было, но употребляли ее, вероятно, в исключительных случаях. Об этом говорит и сравнительно небольшой удельный вес конских костей в кухонных отбросах, которые находят археологи.
Обычно для характеристики, как мы бы теперь сказали «индекса цен», указывается стоимость продуктов повседневного спроса. Так, другой летописец сообщает, что в неурожайный 1215 г. в Новгороде «был репы воз по две гривны».
Год 996-й — описывается пир, на котором было много мяса от скота и зверины, а по городу возили и раздавали народу хлеб, мясо, рыбу, овощи, меды и квасы. Дружина роптала, что ей есть приходится деревянными ложками, и князь Владимир велел дать им серебряные.
Год 997-й — князь распорядился собрать по горсти овса, или пшеницы, или отрубей и повелел женам сделать «цеж» и сварить кисель.
Так по крупицам можно собрать в наших летописях много интересных сведений о питании в Х—XI веках. Характеризуя простоту нравов князя Святослава (964 г.), летописец говорит, что князь в походах с собой возы не брал и мяса не варил, а тонко нарезав конину, говядину или зверину, ел их, испекши на углях.
Жарка на углях — древнейший способ тепловой обработки, характерный для всех народов, и русскими он не заимствован у народов Кавказа и Востока, а применялся с глубокой древности. В исторических литературных памятниках XV—XVI веков часто упоминаются куры, гуси, зайцы «верченные», т. е. на вертеле. Но все же обычным, самым распространенным способом приготовления мясных блюд была варка и жарка крупными кусками в русских печах.
Долгое время приготовление пищи было делом сугубо семейным. Ведала им, как правило, наиболее старшая по возрасту женщина в семье. Профессиональные повара впервые появились при княжеских дворах, а затем уже — в монастырских трапезных.
Приготовление пищи на Руси выделилось в особую специальность только в XI в., хотя упоминание о поварах-профессионалах встречается в летописях уже в Х в.
В Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится о том, что в Киево-Печерском монастыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. У князя Глеба был «старейшина поваром» по имени Торчин, первый из известных нам русских поваров.
Монастырские повара были весьма искусны. Князь Изяслав, побывавший за рубежами Русской земли, много видавший, особенно любил «трапезы» печерских иноков. Сохранилось даже описание труда поваров той эпохи:
«И облечеся въ власяницо и на власяницю свиту вотоляну, и нача уродство творити, и помагатъ нача поварамъ, варя на братью... И по заутрени идяше в поварницю, и приготоваше огнь, воду, дрова, и придясу прочий повари отъ брать».
Во времена Киевской Руси повара находились в услужении княжеских дворов и богатых домов. В некоторых из них было даже несколько поваров. Об этом свидетельствует описание одного из домов богача XII в., где упоминается множество «сокачий», т. е. поваров, «работающие и делающе съ потьмъ» .
Русские повара свято хранили традиции народной кухни, которая служила основой их профессионального мастерства, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники — «Домострой» (XVI в.), «Роспись к царским кушаньям» (1611—1613 гг.), столовые книги Патриарха Филарета и боярина Бориса Ивановича Морозова, расходные монастырские книги и др. В них часто упоминаются народные кушанья — щи, уха, каши, пироги, блины, кулебяки, расстегаи, кисели, квасы, медки и другие.
Характер приготовления блюд русской кухни в значительной степени обусловлен особенностями русской печи, которая в качестве очага столетиями верно служила и простому городскому люду, и знатным боярам, и посадским крестьянам. Древнюю Русь невозможно представить как без рубленых изб, так и без знаменитой русской печи.
Русская печь своим устьем всегда была повернута к дверям, так чтобы дым самым коротким путем мог выйти из избы через открытые двери в сени. Печи в курных избах были большими, в них можно было готовить одновременно несколько кушаний. Несмотря на то, что пища порой слегка отдавала дымом, у русской печи были и преимущества: блюда, приготовленные в ней, отличались неповторимым вкусом.
Особенностями русской печи обусловлены такие черты нашей кухни, как приготовление блюд в горшках и чугунках, жаренье рыбы и птицы крупными кусками, обилие тушеных и запеченных блюд, широкий ассортимент выпечных изделий — пирогов, крупеников, расстегаев, кулебяк и т. д.
С XVI столетия мы можем говорить о различиях кухни монастырской, сельской и царской. В монастырской играли главную роль овощи, травы, зелень и фрукты. Они составляли основу питания монахов, особенно во время постов. Сельская кухня была менее богата и разнообразна, но тоже по-своему изысканна: за праздничным обедом полагалось подавать не менее 15 блюд. Обед вообще - главная трапеза на Руси. В старые времена в более или менее богатых домах на длинный стол из крепких дубовых досок, покрытый вышитой скатертью, по очереди подавали четыре блюда: холодную закуску, суп, второе - в непостное время обычно мясное - и пироги или пирожки, которые ели "на десерт".
Закуски были самые разные, но главными среди них были всяческие салаты - смесь мелко резаных овощей, обычно вареных, в которую можно было добавить все, что угодно - от яблока до холодной телятины. От них произошел, в частности, известный каждому русскому дому винегрет. К концу XVII века популярен стал студень (от слова "студеный", то есть холодный: во-первых, студень и должен быть холодным, иначе растечется по тарелке; во-вторых, ели его обычно зимой, от Рождества до Крещения, то есть в самое холодное время года). Тогда же появились уха из разной рыбы, солонина и колбасы. Изумлял иноземцев своим утонченным вкусом рассольник. Щи - помните присловие: "Щи да каша - пища наша" - так вот, щи подавали с грибами, с рыбой, с пирогами.
Из напитков самыми популярными были ягодные и фруктовые соки с морсами, а также и настойки. Медовуха - напиток на основе пчелиного меда - был покрепче, а потом появилась и водка. Но главным русским напитком издревле оставался хлебный квас. С чем только его не делали - от изюма до мяты!
А вот на пирах бояр стало появляться огромное количество блюд, доходящее до пятидесяти. За царским же столом подавалось 150—200. Обеды длились 6—8 часов подряд и включали почти десяток перемен, каждая из которых в свою очередь состоит из двух десятков одноименных блюд: десяток сортов жареной дичи, соленой рыбы, десяток сортов блинов и пирогов.
Блюда готовились из целого животного или растения, всякого рода измельчения, перемалывания и дробления пищи использовались только в начинках для пирогов. Да и то очень умеренно. Рыбу для пирогов, например, не измельчали, а пластовали.
На пирах было принято пить мед до застолья, как возбуждающее аппетит, и после него, в заключение пиров. Пищу же запивали квасом и пивом. Так происходило до XV века. В XV веке в России появилось “хлебное вино”, т. е. водка.
В XVII веке начал меняться порядок подачи блюд (это касается богатого праздничного стола). Теперь он состоял из 6—8 перемен и в каждую перемену подавали только одно блюдо:
- горячее (щи, похлебка, уха);
- холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина);
- жаркое (мясо, птица);
- тельное (отварная или обжаренная горячая рыба);
- пироги несладкие, кулебяка;
- каша (иногда ее подавали со щами);
- пирожное (сладкие пироги, пирожки);
- заедки.
Что касается напитков, то, например, реестр отпущенных с Сытного двора для приема польских послов гласил: “Встол в наряд (от Сытного двора) было питей про Вел. Государя: 1 подача: романеи, бастру, ренскаго,по купку; 2 подача: малмазеи, мушкателя, алкану, по купку жъ; 3 подача: кипареи, вина французского,вина церковнаго, по купку жъ; медов красных: 1 подача: вишневаго, малиноваго, смородиннаго, по ковшу; 2 подача: 2 ковша меду малиноваго, ковш же меду боярского; 3 подача: 2 ковша меду можжевеловаго, ковш меду черемховаго; белых медов: 1 подача: 2 ковша меду паточнаго с гвоздцы, ковш меду ковшечнаго; 2 подача: 2 ковша меду с мушкатом, ковш меду ковшечнаго; 3 подача: 2 ковша меду с кардамоном, ковш меду ковшечнаго. Всего про Великого Государя: романеи, бастру, ренскаго, малмазеи, мушкателя, алкану, кинареи, вина французскаго, вина церковного, по 6 кружек, да с 6 чарок водки; медов красных: вишневаго, малиноваго, смородиннаго, костеничнаго, черемховаго, можжевеловаго, обварнаго, по ковшу; меду белых: ковшечнаго с гвоздцы, с мушкатом, с кардамоном, по 8 кружек, 9 кружек сахарнаго. Про бояр, и про околичных, и про думных людей, и про послов, и про королевских дворян: 2 кружки водки анисовой из романеи, коричной тожъ, 8 кружек водки боярской, 5 ведер романеи боярской тожъ, 5 ведер бастру, 2 ведра ренскаго, 5 ведер алкану, 4 ведра вина фряжскаго, 3 ведра вина церковнаго, 8 ведер вина вишневаго, 4 ведра меду малиноваго...” И это еще не конец реестра.
Однако, несмотря на разницу в количестве блюд у богатых и бедных, характер пищи сохранял национальные черты. Разделение произошло позже, с петровских времен.
На формирование русской кухни оказывал влияние и культурный обмен с соседними народами. Сразу же, как только после крещения на Русь пришла из Болгарии славянская письменность, стали переводиться и переписываться книги, причем не только богослужебные. Русский читатель в это время мало-помалу знакомится с литературными произведениями, историческими хрониками, естественно-научными сочинениями, сборниками изречений, В очень короткие исторические сроки — во времена Владимира и особенно его сына Ярослава — Русь приобщается к культуре Болгарии и Византии, русские люди активно усваивают наследие античной Греции, Рима и Древнего Востока. Наряду с развитием духовной и культурной жизни, на Руси введение церковных канонов в значительной мере изменило характер питания. Вошли в обиход пряности и приправы: черный и душистый перец, гвоздика и имбирь, заморские плоды — лимоны, новые овощи — кабачки, сладкие перцы и др., новые крупы — «сарацинское пшено» (рис) и гречневая крупа.
Русские «кухари» много секретов позаимствовали от приехавших в Московию мастеров царьградских — «мужей искусных, многоопытных не только по части писания икон, но и кухонного искусства». Знакомство с греко-византийской кухней оказалось для нашей кухни весьма полезным.
Не менее сильным было влияние на русскую кухню и наших восточных соседей — Индии. Китая, Персии. Первые русские люди, побывавшие в этих странах, привезли оттуда много новых впечатлений. Многое узнали русские из знаменитой книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1466—1472 гг.), содержащей описание незнакомых на Руси продуктов — фиников, имбиря, кокосового ореха, перца, корицы. А книга Василия Гагары (написана в 1634—1637 гг.) раздвинула кругозор наших соотечественников. Они узнали о тех продуктах, которые употребляли жители Кавказа и Ближнего Востока. Вот его наблюдения о том, как на Востоке осуществлялось производство сахара: «Да в том же Египте родится камыш, а из него делают сахар. А камыш копают близ моря... и как поспеет камыш, и ясти его, как есть сотовый мед».
Но не только практическими приемами приготовления блюд овладевали наши предки. Они задумывались и о сути происходящих при этом явлений. Очень давно овладели они тайнами приготовления дрожжевого теста, о чем упоминают летописи: монахи Киево-Печерской Лавры умели готовить долго не черствеющий заварной хлеб.
Уже в XI—XII вв. русским было известно множество довольно сложных приемов приготовления квасов, медков, хмелины. Их можно найти в знаменитых древнерусских травниках, а также в различных «житиях». Так, широко были известны квасы — житный, медвяной, яблочный, яшный и др. Наши предки прекрасно разбирались не только в тонкостях приготовления различных видов кваса, но и механизме действия закваски, дрожжей, о чем свидетельствуют многочисленные наставления древних:
«Пшеницу толчаше и меляше, и муку сеяше, и тесто месяше и квасяше». Или: «А квас им квасить кислошную гущею, а не дрожжами». «Квас же разлучает совокупление и склеение теста и делает хлеб жидок и бухон».
И другие литературные источники подтверждают познания русских людей в области продуктов питания. Так, в «Книге, глаголемой прохладный вертоград» (XVII в.) содержатся многочисленные рассуждения об отличии, например, молока коровьего от козьего, мяса заячьего от медвежьего и т. д. Любопытно, что уже тогда русские люди имели представление об антисептических свойствах белка: «белок яичный кладут в лекарство... на болячки и на всякие раны подкожные. Также пособляет белок на опрелину, в горячей воде обмачиваючи прикладывати» (раздел «о яйцах куречьих»).
Для общего представления о питании в древние времена на Руси приведём несколько кулинарных рецептов популярных тогда блюд.
Репа фаршированная. Репу моют, варят в воде до мягкости, остужают, соскабливают кожицу, вырезают сердцевину. Вынутую мякоть мелко рубят, добавляют мясной фарш и заполняют этой начинкой репу. Сверху посыпают тертым сыром, поливают маслом и запекают.
Овсяный кисель. Крупу залить теплой водой и оставить на сутки в теплом месте. Затем процедить и отжать. В полученную жидкость добавить соль, сахар и прокипятить, непрерывно помешивая, до загустения. В горячий кисель добавить молоко, перемешать, разлить в тарелки, смазанные маслом, поставить на холод. Когда кисель застынет, разрезать его на порции и подать с холодным кипяченым молоком или простоквашей.
«Горох колодкой». Горох полностью разваривают и толкут, полученное пюре заправляют солью и формуют (можно использовать формочки, чашки и т. д., смазанные маслом). Сформованное гороховое пюре выкладывают на тарелку и поливают маслом подсолнечным с обжаренным луком, посыпают зеленью.
Суп хлебный крестьянский. Небольшие сухие корки белого хлеба поджарить в жире с мелко порубленной петрушкой и мелко нарезанным луком, затем залить водой, посолить, поперчить и довести до кипения. Непрерывно помешивая, влить в суп тоненькой струйкой растертые яйца. Этот суп, по вкусу напоминающий мясной, нужно тотчас подавать к столу.
Сбитень-жженка. Чтобы получить жженку, сахар в ложке нагреть над слабым огнем, пока не образуется темно-коричневый сироп. Мед растворить в 4 стаканах воды и кипятить 20—25 мин, затем добавить пряности и кипятить еще 5 мин. Полученную смесь процедить через марлю и добавить для цвета жженку. Подавать горячим.
"Монастырская курица". Кочан капусты нарезать не очень мелко, положить в глиняный горшок, залить взбитыми с молоком яйцами, посолить, прикрыть сковородой и поставить в духовку. Капуста считается готовой, когда приобретет бежевый цвет.
Что ели наши предки
На Руси начиная с XI века монахи вели свои записи со слов: «В лето…». Летописец верил, что когда- нибудь его потомок «Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду -И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу»
(А. С. Пушкин. Борис Годунов)
Конечно, писали они главным образом о судьбах государства, о войнах и бедствиях народных, а о пище наших предков и тем более приготовлении блюд в летописях сведений мало, и все же…
Год 907-й - в летописи среди месячной подати названо вино, хлеб, мясо, рыба и овощи (в те времена овощами называли и фрукты).
од 969-й - князь Святослав говорит, что г. Переяславль удобно расположен - там сходятся «овощеве разноличные» из Греции и мед из России. Уже в то время стол русских князей и богатых людей украшали соленые лимоны, изюм, грецкие орехи и прочие дары восточных стран, а мед был не только повседневным продуктом питания, но и предметом внешней торговли.
Год 971-й - во время голода дороговизна была такая, что голова конская стоила полгривны (безумно дорого!). Интересно, что летописец говорит не о говядине, не о свинине, а о конине. Хотя происходит дело во время вынужденной зимовки войска князя Святослава на пути из Греции, но факт все же примечателен. Значит, запрета на употребление в пищу конины на Руси не было, но употребляли ее, вероятно, в исключительных случаях. Об этом говорит и сравнительно небольшой удельный вес конских костей в кухонных отбросах, которые находят археологи.
Обычно для характеристики, как мы бы теперь сказали «индекса цен», указывается стоимость продуктов повседневного спроса. Так, другой летописец сообщает, что в неурожайный 1215 г. в Новгороде «был репы воз по две гривны».
Год 996-й - описывается пир, на котором было много мяса от скота и зверины, а по городу возили и раздавали народу хлеб, мясо, рыбу, овощи, меды и квасы. Дружина роптала, что ей есть приходится деревянными ложками, и князь Владимир велел дать им серебряные.
Конечно, не репу и капусту раздавали народу, а просто в то время не разграничивали овощи и фрукты, меды и квасы были любимыми напитками.
Год 997-й - князь распорядился собрать по горсти овса, или пшеницы, или отрубей и повелел женам сделать «цеж» и сварить кисель. Это уже прямая кулинарная рекомендация.
Так по крупицам можно собрать в наших летописях много интересных сведений о питании в X - XI веках. Характеризуя простоту нравов князя Святослава (964 г.), летописец говорит, что князь в походах с собой возы не брал и мяса не варил, а тонко нарезав конину, говядину или зверину, ел их, испекши на углях.
Жарка на углях - древнейший способ тепловой обработки, характерный для всех народов, и русскими он не заимствован у народов Кавказа и Востока, а применялся с глубокой древности. В исторических литературных памятниках XV-XVI веков часто упоминаются куры, гуси, зайцы «верченные», т. е. на вертеле. Но все же обычным, самым распространенным способом приготовления мясных блюд была варка и жарка крупными кусками в русских печах.
Конечно, только сопоставив материалы летописей с археологическими данными, с народным эпосом и другими источниками, можно представить себе быт наших предков в IX - X веках.
Ведь летописцы были тоже живые люди, имевшие свои убеждения, симпатии и, наконец, в какой-то мере были они и подцензурны.
Надо критически относиться к таким, например, утверждениям летописца- полянина: «А древляне живяху зверинским образом, живуще скотьски: убизаху друг друга, ядаху все нечисто…». Дело в том, что многие славянские племена еще долго после принятия христианства сохраняли в своем быту многие языческие обряды и обычаи, вызывая гнев своих более правоверных соседей. Вспомните, что вятичи через сто двадцать пять лет после крещения Руси убили миссионера Киево-Печерской лавры.
Несмотря на приведенное выше тверждение летописца о «зверинском образе жизни», «вятичи, древляне, радимичи, северяне и все прарусские народы, как свидетельствует наука, ели примерно то же, что и мы с вами едим сейчас - мясо, птицу и рыбу, овощи, фрукты и ягоды, яйца, творог и кашу, сдабривая блюда маслом, анисом, укропом, уксусом и заедая хлебом в виде ковриг, калачей, караваев, пирогов. Чая и водки не знали, но умели делать хмельной мед, пиво и квас» (В. Чивилихин. Память. М.: Советский писатель, 1982).
Попробуем восстановить несколько древних блюд.
Блюда из репы.
Не случайно много раз в летописях упоминается репа. Некогда это был самый распространенный овощ на Руси, и неурожай репы был таким же народным бедствием, как нашествие врагов или эпидемия чумы. Поэтому наряду с крупнейшими событиями летописец сообщает, что в один из годов «черви на репе ботву съели».
Некоторые овощи пришли к нам из заморских стран сравнительно недавно (картофель и томаты), а некоторые выращивались на Руси с незапамятных времен. Среди таких древнейших овощей следует назвать в первую очередь репу и капусту. Если провести конкурс на овощную культуру, чаще всего встречающуюся в русском фольклоре, то, вероятно, первое место займет репа. Фигурирует она во многих сказках, поговорках, пословицах и загадках. Между тем репа сейчас в нашем питании играет очень скромную роль. Иначе было в старину. Пареная репа (репня) была одним из самых популярных повседневных блюд русского стола.
Репу возделывали очень давно, а при огневом земледелии, когда для пашен и огородов выжигали леса, репа давала прекрасные урожаи и была одной из основных сельскохозяйственных культур. Много позднее получил у нас распространение гибрид репы и капусты - брюква.
В XVIII веке, когда наиболее широкое распространение получил картофель, репа утратила свое прежнее значение, однако брюква по-прежнему занимала важное место в питании. Причина этого в том, что корнеплоды ее крупнее, питательных веществ в них больше, чем в репе, да и витамин С более устойчив при кулинарной обработке. И хотя теперь эти овощи используются мало, они не должны исчезнуть из нашего рациона, так как в них содержатся эфирные масла и глюкозиды, придающие блюдам своеобразный вкус и аромат, витамины, ценные минеральные вещества и микроэлементы. Очень важно, что соотношение кальция и фосфора в этих овощах близко к 1:1, в то время как оптимальное соотношение не более 1:1,5. Глюкозид синегрин придает репе и брюкве специфический горьковатый привкус. Вещество это содержится во всех растениях семейства крестоцветных (капусте, горчице, хрене, редьке, редисе и т. д.) и является сильным бактерицидным веществом. Особенно много его в хрене и редьке. Приведем несколько рецептур блюд из этих теперь мало популярных овощей, которые могут разнообразить наш рацион питания.
Салат из репы или брюквы.
Овощи измельчают на крупной терке, добавляют шинкованный зеленый лук, соль, перец, поливают майонезом или заправкой и перемешивают. Репа, брюква 150, морковь 50, лук зеленый 25, майонез 30 или масло растительное 20, уксус 5, зелень.
Салат деликатесный с репой (брюквой).
Вареную морковь и репу нарезают мелкими кубиками, добавляют зеленый горошек, букетики вареной цветной капусты, заправляют майонезом и перемешивают. Морковь 25, репа 50, зеленый горошек 10, цветная капуста 30, майонез 20.
Репу моют, варят в воде до мягкости, остужают, соскабливают кожицу, вырезают сердцевину. Вынутую мякоть мелко рубят, добавляют мясной фарш и заполняют этой начинкой репу. Сверху посыпают тертым сыром, поливают маслом и запекают. Мясной фарш готовят, как для пирожков.
Репа очищенная 250, мясной фарш обжаренный 75, сыр 5, масло 20.
Брюква запеченная.
Брюкву очищают, нарезают кубиками, подливают воды и припускают до размягчения. Воды берут столько, чтобы она к концу припускания почти полностью испарилась. После этого добавляют соль, перец, перемешивают со сметаной или соусом сметанным, раскладывают на кроншели или порционные сковородки, посыпают сыром, поливают маслом и запекают. Брюква 200, масло сливочное или маргарин 10, сметана или соус сметанный 70, сыр 5, зелень, соль, перец.
Блюда из капусты. В борьбе побеждает сильнейший. Так, зеленый горошек потеснил русские бобы, картофель - брюкву и репу, фасоль - чечевицу и т. д. Только капуста, как и много веков тому назад, прочно удерживает свои позиции в нашем рационе. Обусловлено это прежде всего ее кулинарными достоинствами и способностью заквашиваться.
Капуста была завезена с берегов теплого Средиземного моря и прекрасно прижилась в нашем климате. Само название говорит о ее происхождении (латинское «капут» - голова).
Здесь и далее количество продуктов приведено в граммах.
В ранних письменных памятниках Древней Руси упоминается о белокочанной капусте как о важнейшей овощной культуре. Другие виды капусты стали появляться на Руси в XVII веке. Однако такие ее виды, как брюссельская и савойская, не нашли широкого применения. Значительно быстрее прижились у нас цветная и краснокочанная капуста, а также кольраби, которую в кулинарных книгах начала XX века называли «репиной капустой». Наконец, уже во второй половине XX века стала использоваться в кулинарии и брокколи. Использование листовой капусты очень ограниченно, и выращивали ее в районах Дальнего Востока.
Ответить однозначно на вопрос, какой вид капусты ценнее, нельзя - каждый кочанная и красная капуста примерно равноценны (около 1,8%), несколько больше его в кольраби, цветной капусте и брокколи. Самое высокое содержание белка и витамина С в брюссельской капусте, а каротина - в брокколи.
По содержанию сахаров их можно расположить в такой последовательности (в порядке убывания): брюссельская, краснокочанная, цветная и белокочанная.
Раньше свежая белокочанная капуста использовалась в питании только 1-2 месяца в году, а остальное время ее заменяла квашеная капуста. Поэтому и блюд из свежей капусты у нас сравнительно мало, кроме щей из свежей капусты, любимого блюда нашего народа. Напомним некоторые забытые или мало известные блюда из капусты.
Салат из квашеной капусты. Квашеную капусту перебирают. Крупные куски шинкуют. Из яблок удаляют семенное гнездо и нарезают их тонкими ломтиками. Клюкву перебирают. Все смешивают, добавляют шинкованный лук, заправляют растительным маслом. Клюкву можно заменить маринованной вишней.
Салат из квашеной капусты отжимают, нарезают квадратиками, обжаривают на масле, кладут на порционные сковородки, заливают смесью яйца с молоком и запекают в жарочных шкафах.
Капуста белокочанная 340/272, яйцо 1 шт. (40 г), молоко 20, масло 20, зелень, соль. Капуста, запеченная со сметаной. Кочан капусты разрезают на дольки, варят в подсоленной воде до полуготовности, откидивают и слегка отжимают. Дольки капусты кладут на смазанные маслом сковородки, поливают соусом сметанным, посыпают сухарями и запекают.
Капуста 340/272, соус сметанный 75, сухари 3, масло 10.
Каравай капустный. Кочан капусты варят до полуготовности и разбирают на листья. Сотейник смазывают маслом, посыпают сухарями. Затем дно его и стенки обкладывают листьями капусты, кладут слой фарша, капустные листья, слой фарша и т. д. Каравай слегка спрессовывают крышкой меньшего размера. Затем поверхность его смазывают сметаной, посыпают сухарями и запекают. Г отовый каравай вынимают из сотейника, нарезают на порции и поливают соусом (сметанным, томатным и т. д.). Фарш готовят, как для голубцов овощных. Для этого нарезают соломкой лук, морковь, сладкий перец и слегка обжаривают с маслом. Добавляют помидоры, немного воды и тушат все вместе. Конечно, в старину помидоры в фарш не добавляли, так как появились они у нас только во второй половине XIX века. Можно делать такой же каравай с мясным фаршем или с рисом и грибами. Капуста 225/180, лук репчатый 30/25, морковь 70/55, перец сладкий или баклажаны 25/20, помидоры 30, рис 10, яйца ‘/5 шт., масло 15, сухари 10.
Капуста в сливках. Капусту отваривают до полуготовности, нарезают квадратиками, обжаривают с маслом, заливают сливками и тушат. Капуста 250/200, масло 10, сливки 100.
Легендарный автор «Повести временных лет» Нестор поведал нам удивительную историю о том, как во время осады одного из городов русские дружины терпели страшный голод и враги ждали, что сдадутся они в ближайшие дни, но по совету белгородского старца собрали жители последние запасы, сварили кисель, вылили его в колодец, сели вокруг и на виду у осаждавших черпали из колодца кисель и ели. «Их кормит сама земля русская, такой народ не победить!» - решили печенеги и сняли осаду. О каком же киселе идет речь? Конечно, не о современных киселях - сладком блюде, а о сытном, питательном овсяном киселе, который у русских людей был любимым блюдом. Приведем рецептуру этого киселя.
Овсяный кисель. Крупу залить теплой водой и оставить на сутки в теплом месте. Затем процедить и отжать. В полученную жидкость добавить соль, сахар и прокипятить, непрерывно помешивая, до загустения. В горячий кисель добавить молоко, перемешать, разлить в тарелки, смазанные маслом, поставить на холод. Когда кисель застынет, разрезать его на порции и подать с холодным кипяченым молоком или простоквашей. Крупа овсяная (геркулес) 100, сахар 8, соль 2, вода 300, молоко 200, масло сливочное 5.
Горох колодкой. Вряд ли можно найти другую кухню в мире, в которой готовили бы холодные закуски из круп или гороха, а в русской кухне таких блюд много. Они просты, питательны и вкусны. У современного горожанина горох не в почете. Разве что суп из гороха с копченостями. А зря: в горохе белков около 23%, крахмала 46%, да и витаминов немало. Усваивается он трудно, но этому можно помочь, приготовив «горох колодкой», который готовили на Руси много веков.
«Горох колодкой». Горох полностью разваривают и толкут, полученное пюре заправляют солью и формуют (можно использовать формочки, чашки и т. д., смазанные маслом). Сформованное гороховое пюре выкладывают на тарелку и поливают маслом подсолнечным с обжаренным луком, посыпают зеленью.Горох лущеный 100, масло растительное 20, лук репчатый 60, соль по вкусу, зелень.
Древние славянские народности - деляне, древляне, кривичи, вятичи, радимичи, северяне и другие говорили по-русски. Объединял их не только общий язык, но и обычаи, предания и традиции стола. В. Чивилихин пишет, что даже феодальная раздробленность, как это ни странно, способствовала формированию общих черт славянского быта: «Князья же, волей или не волей переходя с одного «стола» на другой, брали с собой дружину, воевод, семью, челядь, «добрых старцев», любимых песнопевцев, мастеров высшей квалификации, утварь, книги».
А что у вас сегодня на обед? Овощной салат, борщ, суп, картошка, курица? Эти блюда и продукты стали для нас такими привычными, что некоторые из них мы уже считаем исконно русскими. Согласен, прошло уже несколько сотен лет, и они прочно вошли в наш рацион. И даже не верится, что когда-то люди обходились без привычного нам картофеля, томатов, подсолнечного масла, не говоря уже о сырах или макаронах.
Обеспечение продовольствием всегда было наиважнейшим вопросом в жизни людей. Исходя из климатических условий и и природных ресурсов у каждого народа в большей или меньшей степени развивались охота, скотоводство и растениеводство.
Киевская Русь как государство сформировалась в 9 веке нашей эры. К тому времени рацион славян составляли мучные изделия, каши,молочные продукты, мясо и рыба.
Из злаковых выращивали ячмень, овёс, пшеницу и гречиху, несколько позже появилась рожь. Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северных большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам - пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.
Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине - квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться - это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.
Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель. В Древней Руси кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.
В Древней Руси были очень популярны каши. Преимущественно это были пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали в печи, чтобы они было мягкими. Большим деликатесом был рис (сорочинское пшено) и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным, льняным или конопляным маслом.
Интересная ситуация на Руси была с овощными продуктами. То, что мы употребляем сейчас - не было и в помине. Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили,жарили и делали из них начинку для пирогов. Так же издревне на Руси известен горох. Его не только варили, но и делали из него муку из которой пекли блины и пироги. В 11 веке на столах начинается появляться репчатый лук, капуста, несклько позже - морковь. Огурцы появятся только в 15 веке. А привычные нам паслёновые: картофель, томаты и баклажаны пришли к нам лишь в начале 18 века.
Помимо этого на Руси из растительной пищи употребляли дикий щавель и лебеду. Дополняли растительный рацион многочисленные дикорастущие ягоды и грибы.
Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры,гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное), либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.
Достаточно часто на Руси ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили.
На Руси не было супов. Знаменитые русские уха, борщ и солянка появились только в 15-17 веках. Была "тюря" - предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.
В те времена, как и в наши, русские люди не избегали выпивки. Согласно "Повести временных лет" основной причиной отказа Владимира от ислама была трезвость, предписываемая той религией. "Питие
", -
говорил он, - "это радость русов. Мы не можем без этого удовольствия
". Русская выпивка для современного читателя неизменно ассоциируется с водкой, но в эпоху Киевской Руси не гнали спирта. Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Это было нечто напоминающее пиво. Вероятно, он был традиционным напитком славян, так как его упоминают в записях о путешествии византийского посланника к вождю гуннов Аттиле в начале пятого века наряду с медом. Мед был чрезвычайно популярен в Киевской Руси. Его варили и пили как миряне, так и монахи. Согласно летописи князь Владимир Красное Солнышко заказал триста котлов меда по случаю открытия церкви в Василеве. В 1146 г. князь Изяслав II обнаружил в погребах своего соперника Святослава пятьсот бочек меда и восемьдесят бочек вина. Было известно несколько сортов меда: сладкий, сухой, с перцем и так далее. Пили и вино: вина ввозились из Греции, и, кроме князей, церкви и монастыри регулярно импортировали вино для отправления литургии.
Таковой была Старославянская кухня.Что же такое Русская кухня и какова связь её со Старославянской? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции Старославянской кухни в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Поэтому, на мой взгляд, Русская кухня является не чем-то обособленным, а логическим продолжением Старославянской кухни, несмотря на то, что претерпела за века значительные изменения.
А каково Ваше мнение?
Мы привыкли видеть на своём столе разнообразную еду, а в течение всего дня что-нибудь перекусываем. А что ели наши предки и почему они были почти что вегетарианцами?
Гиппократ сказал: «Мы то, что мы едим». Интересуясь историей своего народа, мы подчас упускаем такой момент, как традиционная кухня. А это немаловажный фактор. Ведь, народная кухня – один из способов проявления культурного развития. Употребляемые в пищу продукты, говорят об умении или неумении людей вести хозяйство. Наши предки приготовляли многие овощные культуры и, как это ни странно, ели мало мяса. Неужели не хватало опыта в животноводстве, или есть другая причина?
Самая первая еда
В те далёкие времена, когда люди только-только учились засеивать поля и разводить животных, основной пищей служило то, что можно собрать. Славяне пользовались богатыми дарами леса: охотились, собирали грибы, орехи, ягоды и плоды деревьев. Ягоды тогда умели засушивать на зиму, а вот яблоки и груши ели только свежими.
Также славяне добывали мёд лесных пчёл. Бортничество тогда ещё не существовало, но наши предки умели ухаживать за дикими насекомыми, вырубая в стволах деревьев специальные углубления для их ульев.
Ранней весной с авитаминозом боролись с помощью берёзового и кленового сока, из которого варили сиропы. В ход также шла крапива. Ели её не сырой, конечно же, а варёной или ошпаренной кипятком.
Славяне были искусными рыбаками. Именно рыба являлась главным заменителем мяса. Из неё приготовляли множество блюд, в том числе знаменитую уху. Ловили тогда при помощи специальных ловушек – вятелей, которые плели из ивовых прутьев.
Родные продукты
До того, когда торговля между русичами и другими странами ещё не была налажена, наши предки могли подать на стол лишь те продукты, которые росли в средней полосе. Самыми первыми окультуренными растениями были рожь, ячмень и овёс. Помол зерна был трудоёмким делом, требующим усилий многих человек. Поэтому в каждом поселении была всего одна мельница с каменными жерновами, и работала она нечасто. Из полученной ячменной и ржаной муки готовили каши и пекли хлеб.
Вместо картофеля жарили брюкву. Это растение требовало ухода и достаточного полива, а давало небогатый урожай. Зато оно могло храниться в погребе аж до весны, а то и до нового урожая. Ещё одним распространённым продуктом была капуста. Правда, тогда она ещё не была кочанной и напоминала теперешний салат, а хранилась совсем недолго.
Помните сказку про Репку? Да, она была самым «русским» продуктом. Её можно было увидеть на каждом огороде. Репа и росла быстро, и хранилась долго, а приготовить из неё можно было едва ли не десятки блюд.
Обрусевшие продукты
Вы не задумывались, почему гречневая крупа носит такое название? Ответ прост: она появилась на Руси, когда установились торговые отношения с Причерноморьем. Закупали её у греков, а оттого и прозвали гречей. Это не очень требовательное растение быстро прижилось на берегах Днепра, и также быстро полюбилось нашим предкам. Из неё варили каши, а муку добавляли в хлеб.
Вместе с гречихой к славянам попали из Причерноморского края огурцы, лук и некоторые сорта плодовых деревьев. Правда, садоводство развивалось на Руси очень медленно: нашим предкам больше нравилось собирать плоды от диких деревьев, чем ухаживать за садом.
Популярные тыква и чеснок тоже «иностранцы» на русском столе. Попали они к нам во время разорительных набегов кочевых поволжских хазар где-то в 9-10 веках. Наши предки запасали тыкву на зиму, чтобы добавлять её в каши, а чеснок использовался для засолки и как приправа к мясу.
Мясной вопрос
Так почему наши предки чаще ели рыбу и грибы, чем мясо? Неужели правдив стереотип о том, что славяне – прирождённые лентяи, и даже животноводством заниматься не хотят? Конечно, нет! Причина кроется в другом.
Те, кто живут в деревне, знают, насколько трудно и затратно содержать скот. Несколько свиней, коз или коров ещё куда ни шло, а вот прокормить стадо, чтобы самому кушать мясо каждый месяц, – это уже мало кому по силам. Так же было и в древности. Скотину держали, но мало, и закалывали её только к большим праздникам. Поэтому наши предки разводили чаще птицу, и реже коз, свиней и туров – предшественников коров.
Но если трудно содержать скотину, почему бы не добывать мясо из леса? Но и с охотой было не всё так просто. Чтобы запастись мясом надолго, требовалось добывать не зайцев или птицу, а кабанов, лосей, косулей или туров. А это опасное и трудное дело. Охотники объединялись в небольшие группы и уходили далеко от селений, покидая семью на несколько дней. К тому же, богатые угодья чаще принадлежали князьям или боярам, и охота обычным селянам там была запрещена.
Поэтому наши предки мясо заменяли рыбой и грибами, а на охоту ходили за пушниной. Добыть белку, куницу или соболя можно и в одиночку, а продать их шкуры было куда выгоднее, особенно на рынках Причерноморского края. Выделывать меха славяне умели издревле. Для этого они использовали соль и щавелевую кислоту.