Проект «Удивительный сахар» (подготовительная группа). Индивидуальный исследовательский проект тема: «сладкая жизнь

Выполнила:

Ефименко Даша, 5 лет,

воспитанница средней группы

и мама Валентина Викторовна

Руководитель :

Половникова Татьяна Васильевна ,

воспитатель средней группы,

МАУДО «Детский сад № 9»,

г.Ялуторовск, Тюменская область

ВВЕДЕНИЕ

Я взяла тему про сахар, потому что я его очень люблю. Наверное, сейчас все подумали: «А кто же его не любит!» Мне стало интересно: вреден или полезен сахар? Мне очень хотелось узнать, где впервые появился сахар, из чего его изготавливают, каких видов бывает сахар. А еще хотелось узнать, правда ли, что от него портятся зубы и почему его нельзя много есть.

Цель работы: изучение положительных и отрицательных воздействий сахара на организм человека.

Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач :

1. Ознакомиться с историей возникновения сахара.

2. Его видами и свойствами.

3. Изучить полезные и негативные свойства сахара.

Объект исследования – сахар.

Методы исследования – изучение литературы, интернет источников, знакомство с предметом исследования, его историей и свойствами.

Гипотеза: если я изучу литературу по данной теме, то смогу с уверенностью сказать,если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. История происхождения сахара

Са́хар - бытовое название сахарозы. Родина сахара - Индия, в русский это слово было заимствовано через греческий. В Европе сахар был известен ещё римлянам. Сахар появился в наших краях 150 лет тому назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на доллары.

Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника и ввозили в Европу из Индии.

Намного позже, для производства сахара стали использовать и сахарную свеклу.

1.2. Виды сахара

Сахар выпускается следующих видов:

  1. Тот сахар, который можно найти в каждой семейной сахарнице, специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок;
  2. «Кусковым» называют сахар, спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом».
  3. «Леденцовый» и «каменный» сахар внешне очень похожи на карамель (это полупрозрачные очень твёрдые кристаллы неправильной формы), да и процесс производства этого продукта очень напоминает приготовление «сосалок»)

Папа купил в магазине три вида сахара: коричневый и два белых. Из твердого сахара мы сделали пирамиду, из белого расссыпчатого и коричневого – две горки.



1.3. Полезные и вредные свойства сахара

О пользе сахара говорить достаточно сложно – уж очень много противопоказаний у этого продукта. Однако в результате последних исследований медиков оказалось, что человеческому организму сахар необходим – в разумных дозах, естественно. Сахар – это углевод в чистом виде, основной поставщик энергии для организма. Конечно, лучше, если сахар будет присутствовать в пище не в виде промышленного продукта, а в виде овощей, фруктов, орехов, в составе которых также имеются органические сахара, столь нужные нашему организму. Природный сахар полезен, он преобразуется в глюкозу и отлично усваивается.

Но и промышленный сахар – не всегда яд. Он эффективно налаживает работу селезенки и печени, и часто людям с заболеваниями этих органов рекомендуется «сладкая» диета. К тому же, учеными обнаружена польза сахара в уменьшении опасности образования бляшек кровеносных сосудов и предотвращении тромбоза. Сахар стимулирует кровообращение в мозге, предотвращает возникновение артритов.

И все же, сколь ни вкусен и полезен сахар, многие считают его вредным продуктом. В нем нет ни единого витамина, необходимых минеральных веществ или клетчатки. А только калории, быстро усваиваемые организмом и откладывающиеся в виде неприятных складок на талии и бедрах. Тучным, склонным к ожирению людям рекомендуют полностью исключить из рациона сахар, заменив его сладкими фруктами, ягодами и медом. К тому же, неумеренное употребление сахара ведет к заболеваниям поджелудочной железы и диабету.

Сладкоежки практически всегда страдают кариесом, поскольку сахар повышает кислотность во рту и способствует разъеданию зубной эмали. Сахар вреден и для сосудов, костей. Известно, что сладкое вызывает в организме недостаток кальция, что, в свою очередь, ведет к проблемам с обменом веществ, заболеваниям нервной системы, плохому состоянию костей и суставов.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Опыт № 1

Сахар представляет собой бесцветные кристаллы сладкого вкуса, хорошо растворим в воде

Рассыпчатый сахар я набрала в десертную ложку и насыпала в стакан с водой.


Потом я размешивала сахар и смотрела, как сахаринки плавают в воде.

Помешав сахар в стакане с водой, я ждала, когда он там растворится.


Через две минутки сахар исчез - он расстворился.

Опыт № 2

Состоянием сахара в твердом и рассыпчатом виде

На большое блюдо я сыпала разный сахар, и он прилипал к моим пальчикам. Когда я сыпала коричневый сахар, я вспомнила песок на берегу Черного моря, который я видела в Геленджике.


Я пробую сахар на вкус - он твердый и сладкий.


Опыт № 3

Термическая обработка сахара

Рассыпчатый белый сахар мы с мамой насыпали с сковородку и поставили на плиту, я стала его размешивать. Температура плавления сахарозы 160 °C.

Сахар нагревался, менял цвет, становился коричневый, жидкий и вкусно пах.


При застывании расплавленной сахарозы образуется аморфная прозрачная масса – карамель.

Опыт № 4

Наблюдение за изменением состояния сахара после термической обработки

Жженый, горячий сахар я наливала с ложечки в холодную воду.


Вода становилась такого же цвета как и сахар. Сахар становился холодным и застывал.

Опыт № 5

Изготовление из сахара карамели

В формочку- бабочку мы налили горячий жженый сахар, я увидела, что сахар может тянуться как ниточка.


Сахарные ниточки были тоненькие, как невидимки и хрупкие.

Когда сахар совсем застыл, у меня получился леденец- бабочка, коричневого цвета.

Опыт № 6

Оценка вкусовых качеств сахара


На вкус леденец оказался сладким и вкусным.

Вывод:

Изучив положительные и отрицательные воздействия сахара на организм человека, я сделала вывод:

  • без сахара обойтись невозможно, т.к. сахар стимулирует кровообращение в мозге;
  • сахар не только лакомство, но и очень полезный продукт;
  • употреблять сахар следует только в разумных количествах.Дневная норма потребления сахара составляет не более 50 граммов (10-12 чайных ложек)
  • содержится во многих растениях: в продуктах питания: овощи, фрукты, молочные продукты и т.д., а также в соке березы и клена.
  • III. Список использованной литературы.
  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - Прогресс. - М., 1964–1973. - Т. 3. - С. 567.
  2. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).
  3. Журнал « Мурзилка», « Полезное лакомство», №4 автор А. Семенова,2001 год.
  1. Коннашкова И.П. Сахар: вред или польза? – М.:Крук,2007, 107 с.
  2. Костина Т.С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.: АРКТИ,
  1. http://mdou3-buratino.3dn.ru/

Серия А № Св-ва 0001034 дата отправки 23.04.13г ШПИ 62502658075718

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Людмила Полюхова
Проект «Удивительный сахар» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ САХАР »

Выполнил : ___, 6 лет

Руководитель : Полюхова Людмила Павловна,

воспитатель, I кв. кат.

г. Красноуфимск, 2017

Введение…3-5

I. Подготовительный этап…5-6

II. Основной этап

3.1. История происхождения сахара… . …6-7

3.2. Какой бывает сахар… . 7

3.3. Физические свойства сахара… . 7

3.4. Необычные свойства сахара… . 7

3.5. Полезные и вредные свойства сахара…7-8

III. Заключительный этап…8

Список источников…. 9

Приложение № 1

«Исследование кухни» ….10

«Посещение с родителями магазина продуктов» ….11

«Сбор информации из различных источников» …12

Приложение № 2

Опыт «Растворяемость сахара » …. 13

Опыт «Гигроскопичность сахара » …. 13

Опыт «Кристаллизация сахара » …. …14

Опыт «Термическая обработка сахара и его изменения » ….15

Опыт «Сахарное стекло » …. …15

«Изготовление леденцов» …16

«Цветной сахар и сладости из него » …. 17

Приложение № 3

Сказки о сахаре… . ….18-22

Приложение № 4

Акция «Берегите зубы!» (эмблема….23

Приложение № 5

Выставка «Сладкие радости» …. …24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы :

Мы взяли тему для исследования про сахар , потому что многие дети, в том числе и мы, любим сладкое : конфеты, торты, пирожное, мармелад и т. д.

Каждому известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар . А раз это так, нам стало интересно : какой бывает сахар , где впервые появился, из чего его изготавливают, каких видов бывает, полезен он или вреден. А ещё нам стало интересно, может ли такой знакомый нам сахар чем-то удивить .

Цель исследования (для педагога) : познакомить детей со свойствами сахара . Выявить полезные и вредные свойства сахара .

Цель исследования (для воспитанника) : познакомиться со свойствами сахара , узнать полезные и вредные свойства сахара .

Задачи (для педагога) :

1. Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) .

2. Познакомить с историей происхождения сахара , с его видами, свойствами физическими и магическими.

3. Использовать в изобразительной деятельности технику нетрадиционного рисования сахарным песком .

4. Провести анализ исследовательской работы.

5. Выяснить сахар полезный или вредный продукт?

6. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

7. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

8. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

9. Оформить альбом «Удивительный сахар » .

Задачи (для воспитанника) : - познакомиться с историей возникновения сахара , с его видами, свойствами; - изучить полезные и вредные свойства сахара и необычные ; - провести исследование «Свойства сахара » .

Объект исследования : сахар .

Предмет исследования : свойства сахара .

Гипотеза : сахар – это вещество , обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку. Если дети узнают больше о пользе и вреде сахара через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что сахар – ценный продукт питания для детского организма.

Методы исследования :

изучение специальной литературы, сбор информации из различных источников;

просмотр видеофильма «Производство сахара из сахарной свеклы » и «Как я готовлю цветной сахар и украшения из него » ;

просмотр мультипликационных фильмов «Маша и Медведь» (серия «Сладкая жизнь» , «Сладкая сказка» и обсуждение;

собственные наблюдения и эксперименты;

сочинение сказки о сахаре на тему «Сладкие истории» ;

анализ исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат : исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку узнать о свойствах сахара , выявить полезные и вредные. Также позволит закрепить у детей знания о сладостях, их природном происхождении, производстве; разовьёт любознательность, познавательную активность детей; выработает у детей привычку здорового образа жизни.

Сроки и продолжительность выполнения : краткосрочный с 01.02.2017 года по 22.02.2017 года.

Проект проводился в несколько этапов.

Этапы реализации проекта .

Этапы проекта Задачи этапа Содержание деятельности Сроки

Подготови -тельный этап *Создать информационно-методическое обеспечение проекта .

*Создать условия для реализации проекта , исходя из поставленных задач.

* Обсудить цели и задачи проекта с родителями .

* Вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта . *Сбор информации по теме проекта (совместно с родителями) (Приложение № 1) .

*Подбор и изучение методической литературы по теме проекта .

*Подбор иллюстраций, произведений художественной литературы, создание презентаций, предметно-развивающей среды по данной теме (совместно с родителями) . *Исследование ребенком кухни (дома) и нахождение в ней продуктов содержащих сахар (Приложение № 1) . *Посещение детей с родителями продуктового магазина и посмотреть разнообразие продуктов с содержанием сахара (Приложение № 1) .

01.02.17- 04.02.17

* Разработать программу мероприятий с детьми, повышающую уровень познавательной детской компетентности. *Подбор, разработка и составление тематических мероприятий.

Основной этап *Познакомить детей с историей происхожде-ния сахара , с его видами, свойствами.

*Расширить знания детей о сахаре .

*Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки. *Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

*Содействовать развитию творческих способностей детей и эстетическому вкусу.

*Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

*Показ презентации «Откуда пришёл сахар , «Какой бывает сахар » . *Просмотр иллюстрации художников. *Показ видеоролика «Производ-ство сахара из сахарной свеклы » . * Беседы : «Вред и польза сахара » ; «Дети, берегите зубы!» ; «Здоровое питание» *Опыты с сахаром (Приложение № 2) : - «Растворяемость сахара » ; - «Гигроскопичность» ; - «Кристаллизация сахара » ; - «Термическая обработка сахара и его изменения » ; - «Сахарное стекло » ; - «Изготовление леденцов» . * Чтение рассказов, сказок, пословиц и поговорок, в которых рассказывается о сахаре , загадывание загадок, разучивание стихов. *Изобразительная деятельность : - техника нетрадиционного рисования сахарным песком «Зима» , «Сладкая снежинка» ; - изготовление цветного сахара и сладостей из него (Приложение № 2) . *Сюжетно-ролевая игра «Магазин» . *Дид. игры «Четвёртый лишний» , «Угадай на вкус» . *Акция «Берегите зубы!» - плакаты, эмблемы (для детей средней и старшей групп ) (Приложение № 4) . *Сочинение сказки на тему «Сладкие истории» (Приложение № 3) и совместные с родителями рисунки, поделки для выставки «Сахарные радости » .

06.02.17– 20.02.17

Заключитель-ный этап *Систематизировать и обобщить материал по данной теме. *Создание альбома «Удивительный сахар » . *Выставка «Сахарные радости » (Приложение № 5) . *Презентация проекта в рамках рабочей проектной группы «Организация проектно -исследовательской деятельности в дошкольном возрасте». 22.02.17

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На протяжении тысяч лет сахар был неизвестен человеку, человек жил и развивался без него. Не вспоминает о сахаре ни одна из старых книг : Коран, Новый Завет, И-Цзин, Книга внутренней медицины Жёлтого императора. Еще 500 лет назад лишь немногие люди знали о сахаре . А сейчас среди всех пищевых добавок сахар имеет наибольшее распространение.

Сегодня сахар – это один из важных ингредиентов самых разнообразных блюд, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков. Его добавляют в какао, кофе и чай. В мороженом, конфетах, кремах и глазури он является главным компонентом. Сахар используется в качестве консерванта в желе и вареньях. Большое значение он имеет и для химической промышленности при производстве лекарственных средств и пластмасс.

Так что же такое сахар ? Давайте разбираться.

На подготовительном этапе родители были осведомлены о важности и значимости данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в группе . Дети принесли из дома разные виды сахара для оформления развивающего стенда «Сахарные радости » . Составили план мероприятий по реализации проекта .

Детям было дано домашнее задание : исследовать кухню и найти в ней продукты содержащие сахар , посетить с родителями магазин продуктов и посмотреть разнообразие продукции с содержанием сахара . Сбор информации проходил из различных источников (Приложение №1) . В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие продукты содержащие сахар предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также было предложение поучаствовать в выставке «Сахарные радости » , на которой были представлены совместные рисунки, поделки, плакаты детей и родителей (Приложение № 5) .

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1. История происхождения сахара .

История сахара уходит своими корнями на несколько тысячелетий лет назад в Индию и Китай. Первой определённой датой в истории сахара можно считать 510 год до нашей эры, когда солдаты персидского императора Дариуса увидели сахарный тростник , растущий на берегах Индийских рек. Они назвали его тростником, который производит мёд без пчёл.

А чуть позднее, в 327 год до нашей эры, одним из главных трофеев индийских завоеваний Александра Македонского было сладкое твердое вещество белого цвета. На санскрите оно именовалось «саркара» означает «медоточивый» , «сладкий» . В древности его называли еще «сладкой солью» или «медом, полученным без пчел» . В древние времена, одна из провинций этой страны, Бенгалия, называлась – Страна сахара . Наверное, поэтому именно Индию большинство ученых считают родиной сахара .

Правда есть другая часть исследователей, которые отдают пальму первенства в происхождении сахара существовавшим тысячелетия назад Вавилону и Ассирии. Но установить так это или нет, достаточно сложно, если вообще возможно.

Но как бы там, ни было, из Индии сахар , благодаря индийским и персидским купцам, попал в Египет. В Египте, его тут же попытались применить в лечебных целях, что из этого получилось неизвестно. Зато известно, что сахарную свеклу египтяне выращивали, но исключительно для того что бы… кормить ею рабов. Из Египта сахар попал в Римскую Империю. И оттуда уже началась европейская история сахара .

Правда началась история распространения сахара по Европе не сразу . Лишь через много времени после падения Рима, где они его прятали все это время- история умалчивает, сахар попадает в средневековую Испанию, Германию, Францию.

История сахара в России началась давно, почти тысячу лет назад. Но это был настолько дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли только очень состоятельные гурманы. Простому человеку он был в диковинку. Только при Петре I, попытались наладить его массовое производство. Но дело очень тормозилось. Сырье-то привозить надо было из-за границы, а значит и цены на конечный продукт были немалые. И только двести лет спустя начали добывать сахар из свеклы . Вот тут дело и пошло! Сахарные заводы на территории России стали расти как грибы после дождя. И прошло совсем мало времени, как сахар стал обыденным общедоступным продуктом.

Сегодня сахар непременный атрибут каждого набора продуктов в любой семье, не говоря уже о различных коврижках, ватрушках, пирогах, десертах, шоколаде, тортах, конфетах, …. которые просто невозможно представить без сахара . Вот такая она эта «сладкая» история – история сахара .

На сегодняшний день применение и употребление этого сладкого вещества распространено по всему миру.

2.2. Какой бывает сахар . Сахар выпускается следующих видов : - Тот сахар , который можно найти в каждой семейной сахарнице , специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок . - «Кусковым» называют сахар , спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом» . - Тростниковый сахар из сахарного тростника .

2.3. Физические свойства сахара . Сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какие из них главные? На этот вопрос нет однозначного ответа по сей день. 1. Сахар может кристаллизоваться. 2. Сахар может растворяться . 3. Сахар способен притягивать и удерживать влагу (гигроскопичность) . 4. Сахар под воздействием температуры плавится.

2.4. Необычные (магические) свойства сахара .

Кроме названных выше физических свойств можно назвать и необычные, даже магические, свойства этого вещества.

2. Съели что-то остренькое, во рту всё горит? Возьмите в рот ложку сахара , он мгновенно снимет «острое» ощущение во рту.

3. Сахар можно использовать в качестве пятновыводителя. Он легко выводит пятна от травы. Достаточно просто намочить пятно, посыпать сахаром и оставить на час . Результат вас будет достойный и удивит вас .

4. Все знают, как сложно смыть мылом машинную смазку с рук. Зато смесью сахара и любого масла это сделать очень просто, разотрите в руках, и смойте водой. Все готово.

5. Гигроскопичность сахара - полезное свойство в медицине. Английский фельдшер Мозес Миранду, который вырос в Зимбабве, провел ряд клинических экспериментов, неоспоримо подтверждающих лечебные способности сахара . Долго незаживающие раны, обработанные сахаром , успешно заживали. Причина этому гигроскопичность. Сахар впитывает из раны гнойную жидкость, лишая болезнетворных бактерий необходимой для их жизнедеятельности воды, и они погибают.

2.5. Полезные и вредные свойства сахара .

Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение . Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.

Польза :

Лишённый сахара человеческий организм долго не протянет. Сахар активизирует кровообращение в головном и спинном мозге, улучшает работу головного мозга.

Сахар делает нас счастливыми. Во время приступов горя мы съедаем что-нибудь сладенькое, после чего наша поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который в свою очередь приводит к выделению серотонина – гормона счастья.

Сахар даёт нам энергию . При поступлении в организм сахар преобразуется в глюкозу, снабжающую нас энергией.

Вместо сахара полезнее пользоваться мёдом или фруктами, которые содержат фруктозу. Фруктоза не задерживается в крови, не вызывает накопления жира и повышения холестерина. Фрукты и ягоды особенно полезны организму благодаря содержанию в них витаминов, органических кислот и минеральных солей. Пчелиный мёд также содержит витамины, органические кислоты, соли, ферменты, белки.

Вред :

Сладкое портит фигуру. Сахар – весьма калорийный продукт, но при этом он не содержит никаких витаминов, клетчатки и минеральных веществ. Кроме того, часто сахар поступает в организм в сочетании с жиром – в виде тортиков и пирожных, что приводит к ожирению.

Сахар вреден для зубов , он способствует образованию кариеса. Главный виновник дырок в зубах – зубной налёт, микроскопическая плёнка из бактерий, частиц пищи и слюны. Соединяясь с зубным налётом, сахар повышает уровень кислотности во рту. Кислота разъедает зубную эмаль и начинается кариес.

Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета , инфаркта, снижает уровень зрения, приводит к сонливости, аллергии.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Целью нашего исследования было знакомство с веществом – сахар и его свойствами . Нами была выдвинута гипотеза : сахар – это вещество , обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку.

В процессе работы мы узнали историю появления сахара , узнали, что существует несколько видов сахара , какой сахар , зависит от того, из какого растения он получен. Также мы познакомились с некоторыми свойствами сахара , проведя собственные опыты. Оказалось, что сахар может быть как полезен, так и вреден для человеческого организма – во всем должна быть мера, т. е. наша гипотеза подтвердилась.

Все знания, которые я получил, очень интересны.

Я получил большое удовольствие от исследовательского проекта , так как это дает возможность делать что-то интересное самостоятельно!

Перспектива : эта тема была очень интересна. И мне хотелось бы узнать, как люди изготавливают шоколад и шоколадные конфеты.

Список источников :

1. И. Ф. Бугаенко «Сахар » , М.: ООО «Русагро-Сахар » , 2006

2. Й. Валер «Сахар - сладкое искушение » , Санкт-Петербург : Диля, 2009

3. Виды сахара : http://www.zernograd.com/sahar-vidy-sahara 4. Вред и польза сахара : - http://bezvreda.com/sladkaya-zhizn-polza-i-vred-saxara 5. История происхождения сахара : -http://www.histpro.narod.ru/sugar.html - http://vinigretik.ru/istoriya-saxara 6. М. Кановская «Лекарство или яд. Сахар » , М.: АСТ, Сова, 2005 7. Свойства сахара : - http://vcusna.ru/glavnye-svojstva-sahara.html - http://www.babyblog.ru/user/kissme500/3030565 -http://naukaveselo.ru/vkusnyie-opyityi-s-saharom.html

8. Выращивание кристаллов : http://giznyata.ru/

Детский исследовательский проект в старшей группе по теме "Сахар"


Юмшанова Ирина Филипповна, воспитатель МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.

Описание материала: Предлагаю вам детский исследовательский проект для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Сахар». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот проект направлен на содействие развитию познавательного интереса к исследовательской деятельности детей.

Введение .
Сахар появился в наших краях 150 лет назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на граммы.
Сахар - это белый кристаллический порошок, вырабатываемый из сахарного тростника или сахарной свеклы.
Сахар-песок состоит из сахарозы и влаги, в воде растворяется полностью, не имеет постороннего привкуса и запаха, на вкус сладкий, на ощупь сухой.
Откуда же берется сахар? Сахар получают из сахарной свеклы, но не из той свеклы, которая растет в огороде на грядках и из которой мы варим борщ, а из особой - белой и сладкой свеклы. Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара.
Когда такая свекла вырастает, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока - сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются лишь кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.
Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, которое называют сахарный тростник. Из него-то и получают сахар. Этот сахарный тростник растет в Индии, на Кубе. Индийцы называли сладкие кристаллы, которые извлекали из сока сахарного тростника - «саккара», от древнеиндийского «саркара»(буквально: «гравий, галька, песок, сахарный песок»).
Чтобы получить тростниковый сахар, сахарный тростник рубят в щепки и, выжимая их, получают сладкий сок. Затем все это пропускается через серию испарителей. Так появляется тростниковый сахар.
Коричневый сахар - это тростниковый нерафинированный сахар. Он проходит лишь частичную обработку, сохраняя натуральный цвет и природный аромат. За счет оставшихся в сахаре мельчайших частиц тростника организм получает жизненно важную клетчатку, которая препятствует отложению жира.
Сахар приносит как пользу, так и вред для человека. Сахар делает людей счастливыми. Обычный сахар обеспечивает организм необходимой энергией.
Сахар - важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом для различных изделий из плодов и ягод - варений, джемов, желе.
Сахар вреден для зубов, поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и
способствуют появлению кариеса. Излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений. Поэтому, сахар в больших
количествах вреден для фигуры и здоровья.


Цель: Получить информацию о сахаре.

Задачи:
1. Узнать, что такое сахар?
2. Узнать, из чего получают сахар.
3. Узнать о пользе и вреде сахара.

Мои опыты.

Опыт 1. «Где сахар?»


Цель: узнать, куда исчез сахар при растворении в воде.
Материалы: чай, ложка сахара.
Ход опыта.
Я люблю пить чай с сахаром, мама положила мне в кружку одну ложку сахара, налила воды, мне захотелось съесть сахар, но его не оказалось, мне стало интересно, куда он делся? Как это проверить? Я попробовала на вкус, вода оказалась очень сладкой, почему?
Вывод. Сахар растворяется в воде, вода изменяет сой вкус, становится сладкой.

Опыт 2. «Сахарное стекло»

Цель: узнать, что происходит с сахаром при нагревании, остывании.
Материалы: кастрюля, сахар, газовая плита, ложка.
Ход опыта.
Я увидела леденцы и спросила у мамы, из чего их можно сделать. Мы с мамой насыпали сахар в кастрюлю и поставили на газ (на огонь), я увидела, что при нагревании, он меняет форму, становится жидким сиропом, его можно переливать в любую форму, а затем остывает и приобретает ту форму, в которую его налили, он становится твердым. Вот так можно сделать леденцы, они становятся сладкими на вкус.
Вывод:
Сахар при нагревании становится жидким, при остывании твердым, но вкус не изменяется.

Опыт 3. «Кристаллы сахара»

Цель: узнать, как образуются кристаллы сахара.
Ситуация: На день рождения мама украсила торт красивыми белыми палочками, они были похожи на кристаллы. Мы очень удивились, и я спросила маму, а где можно купить эти белые палочки. Мама сказала: я тебе все покажу, попробуй на вкус. Я попробовала – они были сладкие как сахар.
Ход опыта.
В горячую воду добавляем быстро сахар, размешиваем, чтобы вода не успела остыть, закрепить нить на середине карандаша, карандаш поместить над стаканом, а нить погрузить в стакан и убрать в прохладное место. Нить в течение недели обрастала сладкими, белыми кристаллами, вода испарялась, а сахар оставался на нитях, превращаясь в кристаллы.
Вывод: Сахар превращается в кристаллы.
При проведении опытов я узнала, что сахар изменяет форму, растворяется в воде, превращается в кристаллы. Так же я узнала, что сахар используют для приготовления различных блюд, его используют в конфеты, крема, мороженое, варенье, джем.
Я узнала о пользе сахара, он обеспечивает организм необходимой энергией, делает людей счастливыми.
Еще я узнала, что сахар приносит вред зубам – разрушает зубную эмаль, излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений.

Белый сахар – рафинад
Крепкий сахар – рафинад
Хвастался: я очень твердый
Я алмазу друг и брат
Но однажды вечерком
Встретился он с кипятком
И растаял твердый сахар
В жидком чае с молоком.

ЗАГАДКИ ПРО САХАР
Белый камень
В воде не тает. (сахар)

Бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал
Там и пропал. (сахар)

Белый удалец
И стакана воды
Не переплывет
Ко дну пойдет.
Там ему и конец. (сахар)

Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чашечек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает. (сахар)

Татарская сказка

Кусочек сахара

На столе стояла зелёная пиала. Пчела залетела в окно и долго билась о стекло. Она жужжала и наконец, вылетела на волю. Утром солнце светило на востоке и поэтому уже с утра на кухне было светло. Ветерок шевелил шторы на окнах. В зелёненькой пиале из нефрита лежал горкой кусочками сахар. Магрифа налила себе чай и сидела, колола сахар специальными кусачками. Кусочек сахара откололся от большого куска и упал на стол.
- Ой, мне больно.
- Кто это говорит? – спросила Магрифа.
- Это, я, кусочек сахара. Ты что не видишь, что ты меня уронила?
- Да?
Кусочек сахара подпрыгнул и побежал по столу. Затем он запрыгнул на подоконник и соскочил в сад. Под окном росли астры и дельфиниум. Рядом росло большое дерево ранет. Кусочек сахара запрыгнул на астру, и пропел:
Я маленький, озорной,
С ветерком играю,
Спрыгну на траву с тобой,
На цветочном крае.
Он пел, а вокруг уже летали пчёлы и жужжали.
- Вот мы тебя сейчас поймаем.
Кусочек сахара побежал по траве на цветочной грядке. Он убегал, а пчёлы налетали на него и щипали за уши и ноги. Вот пчёлы устремились прямо на упрямого мальчишку. Их не большой рой летал над кусочком сахара, а он кричал и отбивался, что есть силы.
В окно выглянула Магрифа. Она погрозила им пальцем.
- Вы за что мальчишку обижаете?
Пчёлы, рассерженные, но сытые, улетели через соседнюю грядку к себе домой.
- Ну, что, будешь ещё убегать от меня? Ведь пчёлы могли тебя покусать.
Кусочек сахара прилёг в зеленую пиалу и улыбнулся. Он засыпал и ещё долго вспоминал о своём побеге.

24. 12. 2010 года.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

На кореньях
Для любых предложений по сайту: [email protected]