Основы кулинарии: с чего начать
Раздел:
«Кулинария для начинающих»
1 -я страница
Количество продуктов приводится из расчета на 4 порции.
Рецепты этого раздела удобны для хорошего ежедневного и праздничного стола.
Введение в раздел
Этот раздел представляет собой уникальный самоучитель по кулинарному искусству для начинающих.
Для облегчения освоения процесса приготовления пищи каждую страницу предваряет статья, в которой даются определения незнакомых кулинарных понятий, краткое описание определенного вида блюд и секреты опытных кулинаров по их приготовлению.
Сами кулинарные рецепты внутри каждого раздела располагаются по мере увеличения степени сложности.
В разделе приведены и краткие правила сервировки стола, перечень необходимого кухонного инвентаря, а также основные гигиенические требования.
Приветствуем начинающих домашних кулинаров!
Владение искусством приготовления пищи, т. е. кулинарное мастерство, нужно не только человеку, вступающему на новый этап своей жизни - самостоятельную или семейную, но и юным созданиям, которые решили порадовать своих родителей, преподнести им великолепный сюрприз, например накрыв праздничный стол, или приготовив «выходной» завтрак, или просто помочь маме.
Неумение готовить создает различные бытовые и житейские проблемы. В детстве это кажется маленьким и несущественным, а потом незаметно превращается в источник раздражения, начинает мешать нормальной жизни.
Для начала давайте узнаем, что представляет собой кулинарный рецепт, который мы используем в качестве шпаргалки при приготовлении блюда.
Кулинарный рецепт обычно состоит из двух частей:
1) списка ингредиентов блюда с указанием их веса, количества;
2) описания этапов приготовления (в зависимости от качества рецепта - подробного или не очень порядка кулинарных действий);
- иногда (но редко) включается и список необходимого оборудования.
Однако конечный результат зависит не только от правильности выполнения последовательности этапов, но и от многих других факторов, которые влияют на качество приготовленных блюд.
Очень важно, в какой степени вы владеете кулинарными технологиями, какими продуктами пользуетесь. Также (это знают все рестораторы) с каким настроением вы приступаете к этому кулинарному действу; как будет украшено и подано на стол приготовленное вами блюдо.
Не надо браться за приготовление весьма сложного блюда, если вы еще не знакомы с приготовлением более простых.
Здесь важно заметить, что простые в приготовлении блюда зачастую могут быть значительно вкуснее (и полезнее) самых сложных. Вообще, чем полноценнее исходные продукты, тем меньшей кулинарной обработки они требуют. Готовить из хороших продуктов – одно удовольствие.
Во многом искусство профессиональных (ресторанных) кулинаров заключается даже не в самом приготовлении (которое облегчено оборудованием, упрощено и стандартизовано), а в украшении и способе подачи блюда. Иногда при этом на высокопрофессиональных конкурсах участники (а то и члены жюри) даже забывают, что кулинары призваны готовить именно вкусную и полезную пищу, а не изящные скульптурные сооружения, к которым, зачастую, непонятно с какой стороны подходить с ложкой-вилкой, а то и просто жалко их разрушать. Но это уже из области принципиального непонимания самой сути кулинарии и отсутствия чувства меры.
Все же даже самое простое блюдо домашнему кулинару следует красиво и с душой оформить, исходя из своего вкуса и возможностей, но так, чтобы его было удобно есть.
Также необходимо не забывать и о том, как правильно накрыть стол, как и в каком порядке и вовремя подать на него блюда. Если вы заботитесь о тех, кого кормите, эти вопросы решаются исходя из простого здравого смысла. Главное – удобно для едока, симпатично и вовремя, особенно при подаче горячих блюд.
Несколько советов по сервировке стола и правильной подаче блюд.
1. Праздничный стол обязательно надо накрыть матерчатой скатертью, но если это обычная семейная трапеза, то можно использовать клеенку и небольшие салфетки (в том числе и бумажные).
2. Тарелки нужно ставить на расстоянии 2 см от края стола.
3. Приборы с правой стороны от тарелок положить в таком порядке, чтобы тот, который будет использован в первую очередь, был крайним справа. Для тех, которые кладутся слева, первым должен быть самый левый.
4. Нож нужно класть лезвием в сторону тарелки, а вилку и ложку вогнутой стороной кверху.
5. Перед острием ножа поставить стакан для напитков, а слева от тарелки - мисочку для салата.
6. Свернутую салфетку положить слева от тарелки или на тарелку.
7. Солонки должны быть поблизости от каждого прибора, поэтому рекомендуется ставить на большой стол несколько небольших солонок.
8. Стол можно украсить невысокими букетиками в небольших вазочках (цветы должны быть живыми и не осыпающимися).
9. Когда разносят кушанья, блюдо подносят с левой стороны, держа его левой рукой, а использованную посуду собирают с правой стороны (нельзя класть тарелки одна на другую прямо вместе с положенными на них приборами – тогда на подносе все может рассыпаться).
10. Напитки разливают с правой стороны, держа бутылку или кувшин правой рукой, в стакан, стоящий на столе.
11. Суп подают в суповой миске с ложкой, которой разливают, а бульон - в специальных чашках и едят его десертной ложкой (средней по величине между суповой и чайной)
12. Горячую закуску подают на блюде, в котором она была приготовлена.
13. Мясо подают нарезанным красивыми ломтиками с просто оформленным гарниром, салатом или овощами.
14. Рыбу, если она не порционная, подают на блюде с вилкой и ложкой или лопаткой.
15. Масло подают на десертной тарелке и небольшой нож к нему, а к нарезанному сыру - нож и лопаточку.
16. Хлеб подают на стол нарезанными ломтиками в корзиночке с подложенной под него салфеткой.
Сервированный стол должен вызывать аппетит, причем не только в начале, но и на протяжении всей трапезы. Поэтому нужно следить, чтобы на столе все время был порядок, вовремя были убраны пустые блюда, грязные тарелки и приборы. Следует убирать и то, что не потребуется для следующего блюда, например солонку перед десертом.
Для того, чтобы пища была приготовлена, а стол накрыт правильно, необходимо иметь кухонный инвентарь. Приобретать его можно постепенно.
Для хорошего хозяйства вам обязательно понадобятся:
1. Столовый сервиз, чайный сервиз, набор столовых приборов (ложки, вилки, ножи, лопаточки), салатники, селедочницы, стаканы и бокалы для напитков - для сервировки стола.
2. Несколько кастрюль, желательно различных размеров и материалов: одна кастрюлька из алюминия - только для кипячения молока (но не для его хранения, и ни для чего больше); из нержавеющей стали (лучшая и самая долговечная посуда) - для приготовления каш и для варки мяса, рыбы и корнеплодов; эмалированные (которые надо не забывать почаще заменять по мере появления трещин и сколов) - для приготовления супов, компотов и сладких блюд; толстостенные - для плова и жарения во фритюре.
3. Сотейники и глиняные горшки - для приготовления в духовке;
4. Сковородки нержавеющие или чугунные - для жарения отбивных, котлет, картофеля, приготовления омлетов, яичницы, пассеровки для различных блюд; для выпечки блинов должна быть выделена отдельная чугунная сковорода (используемая только для блинов).
5. Ножи, мясорубка, терка, толкушка, дуршлаг, шумовка, ситечки, доски разделочные, миски, весы, мерная кружка, воронка, миксер, кофемолка или ручная мельница, чеснокодавилка, фарфоровые ступки - для обработки продуктов.
6. Сито, скалка, доска для теста, формы для бисквита, противень, шприц кондитерский (корнет) - для приготовления выпечки.
7. Таз для варенья, машинка для консервации - для приготовления варенья, компотов и консервирования овощей. Варенье можно варить и в хорошей эмалированной посуде (не имеющей повреждения эмали).
Нужно не забывать и о соблюдении чистоты на кухне во время приготовления пищи. Посуду следует мыть во время процесса или сразу после еды, она быстрее и лучше отмывается. Если пища в кастрюле пригорела, не надо царапать или скоблить, а следует налить в нее воды, добавить немного питьевой соды и оставить на некоторое время, тогда она легче отмоется.
Необходимо использовать разные доски для разделки сырого мяса, овощей, сыра, хлеба, которые после употребления нужно тщательно вымыть.
Важное примечание. Лучше использовать деревянные или фанерные доски, которые сразу после приобретения надо 4 раза очень обильно смазать со всех сторон именно подсолнечным маслом (подсолнечное масло полимеризуется, т.е. «высыхает») с перерывами между смазываниями в 4-6-12 часов (по мере впитывания). Затем оставить на 3-4 дня «высыхать». После такой обработки деревянная доска потеряет свою гигроскопичность, будет легко мыться и станет практически «вечной».
Теперь несколько советов, как правильно подобрать блюда к завтраку, обеду и ужину.
Многие привыкли пить по утрам кофе. Это хорошо тем, у кого нет проблем со здоровьем, которое как мы знаем «не вечное». Поэтому лучше позаботиться о нем заранее. Лучше от кофе отказаться. Вообще, кофе – это эффективный иммунодепрессант из-за многих содержащихся в нем вредных алкалоидов, потому лучше заменить его крепко заваренным чаем, в котором, кстати, кофеина значительно больше, чем в кофе.
Завтрак должен быть сытным и составлять до 30 % суточного рациона. Можно приготовить какое-нибудь горячее блюдо из отварного мяса или рыбы, а также салат из овощей, сварить сытную кашу или блюдо из макаронных изделий с сыром или с вкусным соусом. Кроме того, необходимо подать чашку чая, кофе или какао, сыр, масло или джем.
Обед обычно составляет основную порцию дневного рациона, он должен быть сытным. Для повышения аппетита различные руководства рекомендуют начинать с закусок (хотя, стоит ли его искусственно повышать, а потом бороться с ожирением - это отдельный вопрос).
Закусками могут быть различные салаты, рыба (копченая, соленая, заливная), свежие или консервированные овощи. Может присутствовать и горячее жидкое блюдо (но по вкусу и совершенно необязательно) - мясной, рыбный, овощной или молочный.суп.
Объективные данные свидетельствуют, что излишек жидкости во время еды лишь затрудняет пищеварение, искусственно заполняя желудок, но разбавляя пищеварительные соки. Чтобы переварить еду, организм начинает выделять пищеварительные соки в избытке для достижения нужной концентрации, что излишне для переваривания самой пищи, а потому отрицательно воздействует на слизистые кишечника.
В здоровом питании (что особенно хорошо знают спортсмены высокого класса) не рекомендуется обильно пить менее чем за 30 минут до еды или в ближайшие 30 минут после.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРИМЕЧАНИЕ О СУПАХ. Вообще, супы за обедом в весьма жидком разваренном виде и в обильном количестве, поедаемые непременно с хлебом, начали усиленно вводиться в питание бедных простолюдинов и солдат в 19 веке стараниями графа Румфорда, когда на всех стало не хватать продуктов питания. Занимаясь проблемами питания бедных, Румфорд ошибочно полагал, что излишняя вода, поедаемая с хлебом, способна восполнить недостаток еды.
Нехватка еды, а то и голод, царили в России большую часть ХХ века, потому популяризация супов в России стала традиционной, хотя многие, в том числе и некоторые диетологи, даже не догадывались о ее истоках.
На второе за обедом могут быть тушеные, жареные, отварные мясные, рыбные, овощные блюда. Затем следует подать какой-нибудь десерт - фрукты, пудинги, разнообразную выпечку. Лучше вместо чая попить компот, кисель или морс. Самое главное - прислушиваться к своему вкусу и организму; прием невкусных (а значит и неполезных) продуктов, как и переедание, вредит нашему здоровью.
Бытует поговорка - «ужин отдай врагу». На самом деле баланс питания взрослого человека не суточный, а недельный. А отказом от ужинов еще никто не похудел. Так что ужинать надо по аппетиту. Например, на флоте к ужину, кроме основного блюда и десерта, традиционно подается еще и хороший густой наваристый суп. Также на ужин могут быть поданы салаты, винегреты, блюда из яиц, овощные запеканки. А кому-то на ужин подойдет просто кефир, простокваша или кисель.
Можно учесть, что летом больше подходят легкие холодные блюда, а зимой - наваристые горячие.
Чтобы вам было легче освоить процесс приготовления, рецепты в каждом разделе располагаются по мере увеличения сложности (сначала самые простые, затем посложнее).
В рецептах все продукты приводятся из расчета на 4 порции.
Для тех, кому кулинарные понятия не знакомы, в каждом разделе будет даваться краткое описание данного вида блюд и полезные советы по их приготовлению.
Приступайте к приготовлению любого блюда только после достаточного изучения всего рецепта.
Действуйте по порядку, у вас все получится.
Радовать интересными блюдами хочет своих близких каждая женщина. А что делать, если совсем не знаешь, как это сделать, как научиться готовить вкусно с нуля? Есть, конечно, некоторые правила, которые нужно соблюдать, чтобы стать настоящей мастерицей.
Вначале необходимо наблюдать, а не начинать с самых сложных рецептов. Не нужно надеяться, что мастерство придёт само по себе. Наблюдение - это первая часть в постижении основ кулинарии. В эти азы входят знания о том, как нужно чистить овощи, в какой последовательности стоит их отваривать. У тех, кто не имеет определённых навыков, может не получиться с первого раза. Не стоит огорчаться, не боги горшки обжигали. Всё получится, но во всём нужен опыт. Следующий шаг - изучение источников, в которых содержатся подробные рекомендации приготовления разных блюд: от простых до самых сложных.
Это и кулинарные книги, и энциклопедии, и курсы, и мастер-классы. После полученной теории нужно переходить к практическому освоению приготовления блюд.
Пусть эксперименты будут не всегда удачными. Главный принцип, от которого зависит вкус пищи - все делать нужно с добром и любовью. Секрет каждого блюда в том, что нужно готовить не всегда точно по рецепту. Нужно брать за основу вкусовые предпочтения своей семьи. Ведь, каким бы ни был хорошим способ, кушать приготовленное блюдо будут конкретные родные люди.
С чего начать?
Начать свои кулинарные пробы можно с обыкновенных бутербродов, затем перейти к салатам, а после постепенно и к приготовлению супов и борща.
Важный момент: надо уметь готовить из имеющихся продуктов, так как их изобилие доступно далеко не каждой хозяйке.
Так как научиться готовить вкусно с нуля? Для начала нужно признаться себе в том, что совсем не умеешь это делать. И в этом нет ничего ужасного. Всему можно научиться. Важно желать этого. А желание возникает сразу же после того, когда появляется тот один-единственный, которого очень хочется побаловать вкусненьким.
Как научиться вкусно готовить еду? Теперь настало время выучить несколько простых правил. Чтобы радовать родных вкусными кушаньями, нужно:
- готовить простые блюда;
- искать рецепты в кулинарных книгах;
- продукты выбирать только качественные;
- воду, которая будет использоваться для приготовления пищи, нужно обязательно фильтровать;
- применять хорошую посуду, исправную кухонную технику и ножи из хорошей стали.
Не следует в процессе приготовления пищи надолго отлучаться далеко от плиты. Это условие нужно обязательно соблюдать, если молодая хозяйка не хочет угостить своего любимого человека подгорелыми продуктами. Если в рецепте написано, что блюдо нужно постоянно помешивать, так и нужно делать. Те кушанья, которые готовит женщина, она должна пробовать на наличие соли, сахара, специй. Все нужно делать с удовольствием, а готовые блюда необходимо учиться красиво оформлять.
Самые простые кушанья могут стать особенно вкусными с необычным соусом. Не надо бояться фантазировать. Но для начала свою фантазию все же следует обуздать чётким соблюдением рецепта.
Правила для начинающей хозяйки
Как ещё научиться готовить вкусно с нуля? Никто не рождается с умением рисовать, петь, готовить. Эти навыки можно приобрести и всему научиться. Для того чтобы времени хватало на всё, нужно правильно распределить его. Продукты выбрать такие, которые не требуют дополнительной длительной обработки.
Это касается мяса, рыбы, курицы. На покупке овощей нельзя экономить, дешёвые овощи не могут быть качественными. Бытовая кухонная техника - хорошее подспорье хозяйке.
Она значительно облегчает процесс готовки и экономит время.
Итак, как научиться готовить вкусно с нуля дома? Вам нужно:
- готовить простые блюда, закуски;
- приобрести хорошие кухонные приборы (кастрюлю, сковороду, несколько ножей, тёрку, доску, фартук);
- сделать перестановку, чтобы было максимально удобно находиться на кухне;
- ознакомиться с рецептами, с последовательностью всех основных действий;
- нужно досконально освоить несколько блюд, не распыляясь на многие;
- на достигнутом не останавливаться.
Обучаем ребенка и подростка готовить
Женщина по своей природе и необходимости кормить семью учится быстро варить борщ и жарить блинчики, а как научиться готовить вкусно с нуля детям? Как обучить ребенка варить еду, чтобы, повзрослев, он не испытывал трудности в процессе создания горячих первых и вторых блюд? Это особенно важно в современном мире фастфудов и быстрых перекусов. Так как же это сделать? Нужно поручить детям подготовить самые простые блюда. Пусть ребёнок накрошит салат, посолит его и заправит маслом или майонезом. Пусть сам подаст своё блюдо к столу. Это придаст ему веса в семье. Ребёнок будет гордиться тем, что он уже самостоятельный. Если ему опасаются дать в руки нож, можно поручить приготовить торт без выпечки. Пусть выполнит только часть работы, выполнение которой будет стопроцентно безопасным для него.
Проще рассказать мамам и хозяйкам, как научиться готовить вкусно с нуля подростку. Это повзрослевший ребёнок, который может многое делать сам. Ему можно поручить самостоятельно выполнить весь процесс приготовления какого-нибудь простого блюда.
Готовьте не только вкусные, но и красивые, интересные кушанья
Очень приятно готовить самым маленьким А как научиться готовить вкусно с нуля для детей? Самое основное в этом процессе - найти то, что будет нравиться малышам. «Сладости», - скажут многие. Они будут правы. Но нельзя ребёнка кормить одними конфетами, пирожными и тортами. Для растущего организма нужны мясо, молоко, овощи и фрукты. Обычные овощи будут съедены малышами с аппетитом, если применить воображение и фантазию. Подумать над украшением самых обычных яиц и запеканок, чтобы доставить ребёнку удовольствие.
Разобраны основные принципы вкусной и здоровой пищи. Теперь понятно, как научиться готовить вкусно с нуля. Рецепты при этом, как уже упоминалось, сперва выбирайте наиболее простые.
Меню
Теперь хочется предложить коротенький список блюд, которые можно считать базовыми. Когда эти кушанья будут освоены, можно переходить к сложным. Они будут иметь больше компонентов. Можно считать, что эти блюда для тех, кто только начал осваивать азы кулинарии. К ним относятся:
- суп куриный ароматный;
- щи со свежей капустой;
- запеченная курица;
- котлеты «Пожарские».
Для гарнира нужны следующие блюда: жареная картошка, картофельное пюре. Греческий и овощной салат будут прекрасным дополнением к основным блюдам. А на десерт подойдут оладьи и гренки.
Заключение
Теперь, когда первый этап освоения кулинарных изысков освоен, можно смело экспериментировать и двигаться дальше. Женщина, решившая почувствовать себя настоящей хозяйкой на кухне, желающая научиться хорошо готовить и радовать каждого члена своей семьи, обязательно добьётся положительного результата. Члены семьи оценят старания женщины.
Дети обрадуют маму отменным аппетитом. Муж за вкусный обед или ужин отблагодарит крепким поцелуем. Обязанность быть мамой придаст уверенности хозяйке. Она будет осваивать новые и новые рецепты. Но самым большим плюсом в этом постижении кулинарии будет привлечение всей семьи к процессу приготовления семейных застолий. Начать можно сегодня, нельзя откладывать на завтра, ведь кушать хочется всегда.
- Бульон китайский
- Куриный бульон отзыв!
- Мясной бульон отзыв!
- Овощной бульон отзыв!
- Рыбный бульон
МАРИНАДЫ И СОУСЫ
- Шоколадно-апельсиновое фондю отзыв!
- Белый соус
- Быстрый майонез отзыв!
- Горчичная заправка "винегрет"
- Куриные ножки в маринаде из цитрусовых отзыв!
- Маринад с красным вином отзыв!
- Острый тропический маринад
- Цитрусово-чесночный маринад
ОСНОВНЫЕ РЕЦЕПТЫ
- Блины на каждый день отзыв!
- Как использовать консервированные помидоры отзыв!
- Классическое картофельное пюре. готовим пюре: 6 вкусных рецептов! отзыв!
ПИЦЦА
- Итальянское тесто для пиццы отзыв!
- Томатный соус отзыв!
ПАСТА И РИС
- Основное тесто для лапши отзыв!
- Пилаф отзыв!
- Ризотто (основной метод и добавки) отзыв!
- Тальятелле с чесночным маслом отзыв!
НА СЛАДКОЕ
- Бисквитhое тесто отзыв!
- Ванильное песочное печенье (тесто) отзыв!
- Горячий шоколадный соус
- Золотистый имбирный пряник отзыв!
- Лебкухен отзыв!
- Нестареющее (хрущевское) тесто отзыв!
- Основное тесто для хлебопечки отзыв!
- Светлый имбирный пряник отзыв!
- Темный имбирный пряник отзыв!
- Шоколадный имбирный пряник отзыв!
- Ягодный соус
НАПИТКИ
- Сахарный сироп отзыв!
Основы кулинарии помогут чувствовать себя на кухне более уверенно даже «чайникам», которые не в состоянии поджарить яйцо. А шеф-поварам не помешает вспомнить о давно забытых истинах!
Кулинарное искусство – общее название для всех видов деятельности, ограниченной рамками кухни. Выбор продуктов, приборов, декорация – вот элементы, определяющие для кулинарного искусства. Последнее имеет место в кухнях всего мира, но наиболее значительную роль играет в ресторанах. Эта практика становится все более доступной людям, желающим развить свои способности в области кулинарии и произвести впечатление на гостей, удивив их необычным блюдом.
Итак, что касается выбора продуктов, то следует использовать:
Об этих основах следует помнить каждой хозяйке, которая заботится не только о вкусе, но и о пользе того или иного блюда.
Частая ошибка начинающих поваров заключается в том, что они берутся за слишком сложные рецепты. Поэтому лучше сначала поднатореть в искусстве приготовления омлета или шарлотки, а затем браться за лазанью и крокембуш. Кроме того, не следует всецело полагаться на кулинарные книги, особенно иностранного происхождения, так как для каждой местности характерны свои особенности (вода, температура, влажность и т. д.), что не может не оказывать влияние на конечный результат.
Удачи в овладении кулинарным искусством!
1 /13
— 1 —
Все должны уметь нарезать лук. Пусть элементарное обращение с кухонным ножом станет основой основ. Без этого мы ничто, точь-в-точь Робинзон с консервной банкой и без открывалки. Все начинается с основополагающей способности иметь дело с острым предметом — то есть выполнить работу, не поранившись. Итак, первичное обращение с ножом, заточка и поддержание его в приличном состоянии, а также примитивное, но эффективное нарезание, измельчение и крошение. Ничего особо серьезного. Просто обретите достаточную легкость, чтобы встать на одну доску с любой сицилийской старушкой.
— 2 —
Всякий должен уметь приготовить омлет. Блюда из яиц — отличное начало для кулинара, потому что с них мы начинаем день, а кроме того, делая омлет, вы не просто оттачиваете технику, вы вырабатываете характер. Человек неизбежно учится аккуратности в процессе обучения: чтобы понять, что творится у тебя на сковороде и как быть дальше, нужна определенная усидчивость.
— 3 —
Всякий должен уметь зажарить цыпленка. Притом хорошо.
— 4 —
Учитывая нынешнее прискорбное состояние грилей на задних дворах, в первую очередь нужно научить людей правильному обращению с мясом. Всей нацией мы пережили долгую мучительную эпоху неумелого приготовления стейка. Я не понимаю, почему из поколения в поколение люди упорно передают детям традицию жестоко кромсать прекрасное мясо.
— 5 —
Довести овощи до нужной степени готовности достаточно легко. По-моему, мы имеем право требовать этого от любого сознательного гражданина.
— 6 —
Обыкновенный винегрет — блюдо, которое способен (и должен) научиться готовить любой.
— 7 —
Нарезать свежие продукты и, как минимум, понимать, что считается «сезонной едой», а также отличать зрелое от незрелого, — эти знания надлежит приобретать в том же возрасте, что и водительские права.
— 8 —
Как определить свежесть рыбы, как ее очистить и разделать — вот еще один базовый навык выживания в нашем непрочном мире. Сварить омара, краба или мидии способен даже толковый шимпанзе, и я не понимаю, отчего этому не могут научиться все люди без исключения.
— 9 —
Каждый человек должен знать, как положить мясо в духовку и поджарить его хотя бы приблизительно до состояния желательной готовности, притом без термометра.
—10—
Всякий должен уметь жарить картошку, делать пюре, варить рис.
— 11 —
Умение тушить мясо тоже не останется без применения. А если вы способны приготовить мясо по-бургундски — вам открыта дорога к бесчисленным новым блюдам.
— 12 —
Что делать с костями и как варить суп, разумным образом используя остатки, — это урок бережливости, который скорее всего многим однажды придется усвоить. По-моему, лучше раньше, чем позже.
— 13 —
При каждом удобном случае расширяйте скромный, но бесценный запас знаний. Выберите несколько любимых блюди поучитесь их готовить, пока не начнете гордиться результатом. Выразите таким образом уважение к прошлому — и реализуйте при помощи кулинарии свои мечты о будущем. Таким образом, у каждого найдется свое фирменное блюдо. Почему мы на это не способны? Не вижу препятствий.
Итак, вперед. Без страха и сомненья.
По материалам книги Энтони Бурдена «Мясо с кровью».
Почему же так много молодых людей не испытывают ни малейшего желания готовить пищу: ни на работе (быть поваром), ни дома, для себя? Причины выдвигаются разные, но все они, по существу, сводятся к одному - к нежеланию заниматься тем, о чем, собственно, не имеешь никакого представления. Для одного кухня очень уж непрестижное занятие, для другого - слишком прозаическое, для третьего - нудное и тяжелое, для четвертого - бесполезная трата времени, для пятого - пустяковое, которому и учиться нечего. Но никто из этих пяти не знает толком, в чем же состоит искусство и таинство приготовления пищи, какие законы управляют кулинарией и каким должен быть настоящий повар.
При наборе в географическую экспедицию молодым людям задавали вопрос: умеете ли вы самостоятельно готовить? Многие отвечали утвердительно. А когда их попросили уточнить, что же они умеют, то оказалось: вскипятить воду, отварить вермишель, пожарить сосиски, разогреть консервы, сварить суп из концентратов. И самое поразительное - никто из них не шутил. Они искренне полагали, что в этом и состоит умение готовить. В подтверждение они ссылались на то, что и дома, в обычных, не походных условиях они готовят исключительно из... готовых полуфабрикатов. А из чего же еще? Для этого, конечно, не нужно никаких знаний, а тем более талантов. Но и результаты такого приготовления бесталанны и безвкусны.
Между тем для занятия подлинно высокой кулинарией, как и для всякого настоящего дела, а тем более для настоящего искусства, нужны призвание, талант и как минимум одаренность.
Правда, наш повседневный опыт как будто разубеждает нас в этом. Кое-кто даже усмехнется, прочтя, что для повара надо быть непременно талантливым. Сплошь и рядом мы видим, как повара обычных столовых, кафе довольно ловко «лепят» те или иные дежурные блюда, вовсе не испытывая никаких «мук творчества».
Дело в том, что профессия повара ныне стала настолько массовой, что в эту сферу идут порой не задумываясь. А что там уметь? Засыпал крупу, налил воды - и вари кашу, следи только, чтобы не подгорала. Вот и все. А суп еще легче: там только засыпь все, что указано в раскладке, и даже следить не надо - не подгорит. При таком подходе и получаются в столовых те невкусные, дежурные блюда, имеющие один и тот же запах всюду - от Бреста до Владивостока.
Разумеется, кулинарно одаренных людей на все столовые просто не хватает, точно так же, как не может быть сотен тысяч художников и музыкантов. Талант все же редкость. Но есть и другая причина, по которой кулинарных талантов оказывается даже значительно меньше, чем музыкальных. Обычно музыкальная одаренность проявляется очень рано и, главное, сразу же становится заметной для окружающих. И поэтому она почти никогда не может остаться незамеченной. Только сугубо неблагоприятные условия способны привести к тому, что музыкально одаренный человек не пойдет по любимому пути. Уж сам-то он, во всяком случае, будет чувствовать, что музыка - его призвание.
Иное дело кулинарная одаренность. Ей, как правило, трудно выявиться, особенно у мужчины. А у женщины она еще чаще проходит не замеченной окружающими, ибо расценивается как нечто само собой разумеющееся. Многие потенциально талантливые кулинары, как правило, служат кем угодно: продавцами, инженерами, кассирами, бухгалтерами, актерами, фотографами, учеными, а кулинарией занимаются в свободное от работы время, не подозревая, что это не случайная склонность, а серьезное призвание, и иногда намеренно скрывая эту тайную страсть из чувства ложной скромности или ложного стыда.
Вполне понятно, что о таких потенциальных кулинарных талантах еще меньше знают окружающие, а если и узнают, то спустя несколько десятилетий, когда поздно такому человеку учиться на повара, ибо к этому времени он уже стал либо агрономом, либо машинистом, либо писателем и его талант воспринимается в лучшем случае как причуда, а порой и как неуместное чудачество.
Отчего так происходит? Одна из главных причин - непрестижность профессии повара в течение последних, скажем, 80-100 лет. Если в XVII - XVIII веках - начале XIX эта профессия в большинстве европейских стран была связана с высоким общественным положением, если в то время имена лучших поваров знала вся страна и они заносились, например во Франции, в анналы истории, то за последнее столетие она стала массовой, рядовой. Вот почему яркие таланты в этой области не стремятся проявить себя, а окружающие нередко даже сознательно подавляют такое стремление.
Другая причина - отсутствие раннего обучения кулинарной специальности - также мешает молодому таланту понять, к чему его тянет.
Приведу такой реальный, невыдуманный пример. Один мальчик с очень раннего возраста, примерно с четырех-пяти лет, часто вместо игры со сверстниками на улице с большим удовольствием оставался дома на кухне. Здесь тоже была своего рода игра: подать маме ложку, половник, принести соль, собрать шелуху от лука - все эти маленькие поручения были настоящими и в то же время похожими на игру. Когда ребенок торчал слишком долго на кухне, на него кричали, что он путается под ногами, и тогда он просто садился на стул в уголок и оттуда терпеливо наблюдал за взрослыми. Это тоже было интересно.
Действия все время менялись: то шла чистка картофеля, то нарезка петрушки, то промывание риса, разделка мяса или рыбы. Все было разное по цвету, форме, по обработке и гораздо более занимательное, чем однообразное катание колеса или одни и те же игры в лапту да в прятки. Но интереснее всего было, как из этих сырых продуктов получался вкусный обед.
Однажды мальчик поехал с папой в дом отдыха и там случайно попал на большую кухню, где огромные плиты, масса блестящих кастрюль и сотейников разных размеров, гигантские котлы производили впечатление фабрики. Это впечатление усиливалось от присутствия нескольких поваров в белой форме и высоченных поварских колпаках. Они орудовали у гор картофеля, моркови, лука, у целых туш мяса, взбивали целые ведра яиц и приготавливали десятки сотен котлет, бочки киселя, горы крема.
Но удивительнее всего было присутствие здесь детей, одетых, как и повара, во все белое, имевших свои колпаки. Они проворно сновали от настенных шкафов с посудой и кухонным инвентарем к плитам, где трудились повара, отдавая поварятам различные приказания. Этим детям, оказывается, было позволено участвовать в игре взрослых, и эта игра называлась работой.
Когда мальчик стал ходить в школу, у него уже не было времени сидеть на кухне. Появились с годами и другие интересы: школьные кружки, музеи, театры, а главное, книги, чтение которых поглощало львиную долю времени и открывало глаза на большой мир, на дальние страны, народы, на прошедшие времена.
Интерес к кухне пропал, а точнее, казалось, просто улетучился вместе с другими интересами раннего детства: игрушками, фантиками, катанием на санках. Он просто забылся за массой других, более важных занятий.
Правда, уже будучи подростком, когда выдавалась свободная минута, мальчик шел на кухню, чтобы невзначай взглянуть, скоро ли будет обед, и порой по старой привычке задерживался посмотреть уже более осмысленным взглядом, что и как готовится. Но такие посещения, если они начинали повторяться слишком часто, вызывали у взрослых недоумение, раздражение и даже осуждение. При появлении юноши на кухне, случайном или по делу (зашел за солью, ложкой и т. д.), немедленно раздавались насмешки: «Ну ты, кухонный комиссар, марш отсюда!» Оставалась улица, двор, где сверстники-подростки уже начинали тайком курить. Это было «мужское занятие».
Но курить с ребятами мальчику не хотелось, он и позднее так и не научился курить. Кстати, настоящий гастроном, кулинар, кондитер, для которого готовить пищу - действительно призвание, никогда не будет курить. Это исключено. Нельзя разбираться в тонкостях вкуса и запаха продуктов, изделий и блюд, не имея отличного обоняния и развитого, утонченного вкуса. Курение напрочь отбивает и то и другое.
Поэтому курящий повар - это либо недоразумение, либо насмешка над здравым смыслом. А у нас не столь уж редко, принимая человека на работу в общественное питание, интересуются чем угодно, только не тем, курит ли он, пьет ли он, и не отказывают ему от места на том основании, что он курильщик или пьяница. Хотя это был бы самый справедливый отказ.
Повар или кондитер должен обладать чутким вкусом и ни временно, ни тем более хронически не иметь бридости. Что означает этот интернациональный кулинарный термин? Бридость, или асперация, происходит от старославянского слова «бридъкъ» - грубый, сырой, неотесанный или латинского «asper» - шероховатый, грубоватый, колкий. Слово это древнее и существовало в течение тысячи лет - с IX до начала XX века.
Теперь оно совершенно исчезло не только из бытового языка, но даже и из словарей. Его, например, нет в современном нормативном орфографическом словаре русского языка, но зато оно широко использовалось в XI-XVII веках, когда значило горечь, порчу, отсутствие всякого вкуса пищи, а также использовалось и в переносном смысле в ситуациях, не связанных с пищей или поварским делом. Так, в старину говорили о «бридости души», т.е. о черствости, бездушии и даже лютости человека.
В настоящее время, как узкопрофессиональное слово поварского языка, термин «бридость» имеет два значения:
1. Полное отсутствие у того или иного лица кулинарного вкуса, равнозначное отсутствию слуха у музыканта. Такие лица не должны допускаться к работе кулинарами.
Чтобы избежать проникновения в среду поваров и кондитеров лиц, имеющих бридость и фактически неспособных к данной профессии, хотя бы они и имели личное желание ею заниматься, прежде кандидаты в поварские ученики перед обучением всегда проходили особую проверку на бридость, и только после этого решался вопрос о допуске их к остальным экзаменам по профессии.
2. Временная потеря или искажение вкуса у повара или кондитера, аналогичная временной потере голоса у певца. Это так называемая функциональная бридость
.
Такая бридость бывает в результате переутомления, возбуждения, заболевания органов внутренней секреции или ожога полости рта после пробования слишком горячей пищи или напитков.
К сожалению, бридость, которая всегда считалась одним из тяжелейших профессиональных заболеваний кулинаров, в наши дни зачастую остается вне пределов внимания не только администраторов, врачей, но иногда и самих поваров.
Чтобы предотвратить бридость и сохранить свежесть вкусового ощущения в течение всего поварского рабочего дня, издавна принимались различные меры.
Во-первых, была разработана система опробования блюд в определенной последовательности.
Во-вторых, повар в течение рабочего дня непрерывно время от времени должен был ополаскивать полость рта различными освежающими (в основном фруктовыми или овощными) составами или ключевой водой.
В-третьих, уже в XVIII веке был установлен порядок, при котором повар имел право поесть только после того, как приготовлены и завтрак и обед, то есть непосредственно перед отпуском обеда к столу, не ранее 12 часов дня.
Напоминанием об этом порядке до сих пор осталось время открытия ресторанов, приуроченное к 11 - 12 часам.
В силу всех этих причин поварская профессия считалась тяжелой, трудной, изнурительной, что резко расходится с нашим теперешним представлением, рисующим работу повара как некое катание сыра в масле.
В кондитерском деле функциональная бридость возникает довольно часто, но длится обычно недолго - два-три часа. Это результат высокой температуры в кондитерских цехах (особенно там, где изготовляется печенье) и насыщенности воздуха одуряющим сладким запахом. Кондитерская бридость обычно проходит, если пить крепкий горячий несладкий чай или глотать взбитые сырые яичные белки со льдом.
Теперь мы знаем, что такое бридость, и можем продолжать наш рассказ о мальчике. Он стал уже юношей и был призван в армию. Здесь он в первый же день познакомился с солдатской едой. Он оценил ее, съев порцию без остатка. Пища показалась ему простой, но аппетитной. Она отличалась от домашней еды, но в то же время не была похожа на столовскую. Она не была разнообразной. Но не приедалась. Только спустя много лет, даже десятилетий, он узнал, что его оценка оказалась верной.
Солдатская кухня имеет свои правила и традиции, резко отличающие ее от гражданского столовского питания и сближающие с домашней кухней как отбором меню, так и технологией. При этом некоторые блюда солдатской кухни получают тот классический вкус, который не всегда и не всем удается получить дома. Таковы, например, каши. В армии их варит особый повар - кашевар, набивший, что называется, на этом руку. Кроме того, каши там варятся в толстенных чугунных котлах, вмазанных в печи, и поэтому выходят отличными, если за ними смотрит опытный глаз.
В первый же наряд на кухню в этом удалось убедиться. Правда, труд на армейской кухне и в ту военную пору был лишен всякого романтизма. Ночью, когда все спали, наряд выполнял тяжелую, изнурительную, непривлекательную работу: большинство вручную чистило нескончаемые груды картофеля - сотни килограммов, тонны. Другие мыли и скребли котлы: смена накануне недоследила за варкой каши.
Образовался закал: полупригорелый, полукляклый нарост на стенках котла, который надо было счищать бесследно. Но скрести нельзя: царапины на стенках котла, нарушение полуды привели бы к тому, что каша подгорела бы снова, причем независимо от того, следили бы за ней на этот раз или нет. Вот почему повар отобрал на чистку котла самых смышленых и самых добросовестных ребят, прибавив для верности, что за каждую царапину на котле они получат два наряда вне очереди.
Котел отдраили как новенький. Каша вышла замечательная, хотя все страшно устали. Ведь котел вмещал в себя двух человек, которые залезали в него и, согнувшись в три погибели, чистили сантиметр за сантиметром, как реставраторы картину.
Необычной оказалась и варка супа. Здесь была одна интересная деталь. На каждого бойца полагалось по одному лавровому листику, а на батальон выходило два ведра сухих листьев. Если их загрузить даже в большой котел, то они окажутся помехой: ведь лист не уваривается, а становится чуть больше в противоположность другим продуктам.
Два ведра жестких листьев или вылезли бы «шапкой» над поверхностью супа, или заставили бы не долить в котел воды, не доложить моркови и картофеля. Поэтому обычно повара нарушали в этом пункте раскладку. Они либо клали в суп всего пакетик лаврового листа, то есть в 15 - 20 раз меньше нормы, либо не клали вовсе, считая, что недодача лаврушки - дело пустяковое, либо, наконец, брали лаврушку со склада, но расходовали ее на другие надобности.
Здесь же повар оказался человеком иного характера. Когда до готовности супа оставалось всего 10 минут и суп достаточно уварился, он засыпал лавровый лист в свободный двухведерный котлик с кипятком и через 5 - 7 минут, сцедив оттуда образовавшийся ароматный отвар, налил его в суп. Но больше всего повар удивил новичков тем, что, когда обед поспел, он не стал сразу есть, а только, попробовав по ложке-другой каждого блюда, убедился, что все приготовлено вкусно. Себе же отварил немного сухофруктов без сахара и выпил этот отвар вместе с чаем. Только после того, как весь батальон пообедал, повар съел полный обед.
Лишь много лет спустя в одной из классических французских книг по кулинарии удалось прочитать, что таким должно быть поведение профессионального кулинара хорошей школы.
Видимо, батальонный повар принадлежал к поварам именно такой категории. Об этом говорит и то, что он готовил разнообразные блюда, а в соседней части постоянно фигурировали два-три дежурных блюда. Раскладка же, вид продуктов и их количество, нормы были в обеих частях одинаковы и поступали с одного и того же склада.
Значит, разнообразие готовых блюд, различие в меню зависят не столько от продуктов, сколько от фантазии повара, а вернее, от его знаний, умения, творческой жилки и кулинарной эрудиции.
Например, обе части получали одни и те же овощи: картофель, морковь, капусту, немного сушеной петрушки и лук, не говоря уже о пряностях: перце, лаврушке. Но повар из соседней части «гнал» из них только два блюда: сегодня, сконцентрировав капусту за два-три дня, он делал щи, а завтра, наоборот, выбрав со склада недополученную за прошлые дни картошку, приготавливал суп картофельный с морковью.
Наш же повар из тех же продуктов делал различные супы, а порой и вторые блюда, которые называл «овощной разброд» - это название он, видимо, сам придумал, ибо нигде в поваренных книгах оно не значилось. Зимой такое овощное тушеное второе блюдо было особенно желательным и желанным. Летом, когда часть была в степи, он посылал наряд собирать черемшу и полбу; в лесу - ягоды, грибы, корни сараны, орехи; вблизи населенных пунктов - крапиву и лебеду. Сколько бы ни собрали этих случайных добавок к обеду, любую малость он клал в общий котел. И знакомое блюдо приобретало новый аромат и запах, воспринималось как совершенно незнакомое и елось с большим аппетитом и потому с большей пользой.
Первый в жизни суп из лебеды нашему солдату-кулинару привелось есть именно в армии, и это было поистине прекрасное, надолго запомнившееся блюдо. Оно сильно поколебало у многих созданное литературой представление о лебеде как о классической пище голодных и обездоленных.
Были и другие примеры творческого подхода скромного батальонного повара к обычному солдатскому обеду. Однажды, уже на исходе войны весной 1944 года, поступила маисовая (кукурузная) мука, которую прислали союзники. Никто не знал, что с ней делать. Кое-где стали добавлять ее к пшеничной муке при выпечке хлеба, отчего он становился хрупким, быстро черствел и вызывал нарекания солдат. Но иным путем использовать этот, в сущности, весьма ценный пищевой продукт не умели. Солдаты ворчали на поваров, повара ругали интендантов, те, в свою очередь, кляли союзников, сплавивших нам маис, с которым сам черт не разберется.
Только наш повар не тужил. Он взял сразу полумесячную норму вместо ежедневных граммовых добавок, выслал усиленный наряд в степь, попросив собирать почти все подряд - лебеду, люцерну, пастушью сумку, щавель, черемшу, и приготовил восхитительные по вкусу и красивейшие по виду кукурузные пирожки-лепешки с зеленью, яркие, желтенькие снаружи и жгуче-зеленые внутри. Они были мягки, ароматны, свежи, как сама весна, и лучше всяких других средств напомнили солдатам о доме, о скором окончании войны, о мирной жизни.
А еще через две недели повар сделал мамалыгу, почти весь батальон познакомился с этим национальным молдавским блюдом впервые. Солдаты жалели, что маиса прислали слишком мало, и были бы не прочь обменять на него пшеничную муку.
Даже простой желудевый кофе наш повар старался делать вкуснее привычного, находя способы заваривать его круче и ароматнее.
Конечно, эти эпизоды проходили как бы незамеченными среди грозных событий войны, но все-таки остались в памяти и особенно четко всплыли впоследствии, когда оказалось возможным сравнить армейский стол с послевоенным общепитовским и домашним, когда прошло много лет и стало ясно, что боевое настроение солдат не в последнюю очередь создавалось поваром, его умением, его талантом и что пища не только в прямом смысле, как физиологическое топливо, но и в чисто эмоциональном плане влияла на подъем духа, помогала ковать победу, вносила весомый вклад в боевую подготовку воинов.
Эмоциональное воздействие еды особенно хорошо известно морякам, в экипаже которых оказывается хороший кок. Отличная кухня скрашивает многие теневые стороны тяжелой и бесприютной морской жизни. К сожалению, это таинство воздействия ароматически-вкусовых компонентов пищи (а не только и не столько пищи самой по себе) на эмоциональную сферу нашей психики пока еще мало исследовано учеными. Между тем это отнюдь не мираж, а реальность.
Вкусная еда оставляет положительные воспоминания, добрые эмоции. Невкусная еда, даже если ее избыток, либо не оставляет ничего в памяти о себе, либо содействует аккумуляции отрицательных ассоциаций. Отсюда видно, что и ароматически-вкусовое качество пищи, а не только санитарно-пищевое, которое обычно учитывается, имеет исключительно важное значение в жизни человека. И это как раз то, ради чего стоит стать поваром, ради чего стоит преодолеть все сложности и неприятные моменты в обучении поварскому делу, но для чего, несомненно, нужен талант.
Если спросить теперь того мальчика, ставшего уже давным-давно взрослым и выбравшего себе специальность, далекую от кулинарии, кем бы он хотел быть и думал ли вообще стать поваром, то, по всей вероятности, он не смог бы определенно ответить на этот вопрос. Ведь все дело в том, что и настоящий сильный интерес, и мимолетное внешнее увлечение проявляются в самом раннем детстве одинаково искренне, одинаково инстинктивно, неосознанно и безотчетно.
Отличить в этот момент глубокое проявление таланта от быстропроходящего любопытства и дать в соответствии с этим нужный толчок в нужном направлении могут лишь взрослые, опытные люди, в то время как сам ребенок вряд ли может сознавать свои желания, свои стремления как какие-то особые, лишь ему одному присущие. Нашему мальчику казалось, что «играть в кухню» и наблюдать за тем, как готовят взрослые, должно быть интересно всем.
Но взрослые вместо проявления элементарной чуткости и внимания, уважения к незаурядному интересу ребенка сделали все, чтобы ликвидировать этот интерес. Они, во-первых, указывали ребенку на то, что его интерес «девчачий», они выгоняли его с кухни, делали все возможное, чтобы положить конец этой (по их мнению!) ненужной склонности.
Что чувствовал ребенок в то время, как он все это переживал, мы можем лишь догадываться. Но, видимо, очень тяжело, если талант действительно был. Может быть, если бы взрослые поддержали его стремление, оно получило бы блестящее развитие. Известно, что человеческая судьба решается именно в ранние годы.
Не следует забывать, что первые пять лет жизни наиболее ответственный этап в формировании личности. Именно в это время во многом закладываются и определяются индивидуальные черты, особенности характера и морально-волевые установки человека.
Подчеркивая эту мысль, известный русский поэт Валерий Брюсов, который сам с трех лет писал пьесы, говорил, быть может, несколько гротескно, гиперболично: «Кто в пять лет книжек не читал, того потом уже ничему не выучишь». А Лев Николаевич Толстой вполне серьезно писал: «От пятилетнего ребенка до меня - один шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние». Так что помните об этом, молодые папы и мамы.
Но и для взрослого, хотя и не для всякого, понять ребенка не всегда бывает легко. То, что для ребенка привлекательно и кажется забавной игрой, для взрослого часто представляется нудной рутиной, серой обыденщиной. Это подчас относится ко всему тому, что связано с кулинарной практикой.
Приготовление пищи, как и сама еда, для большинства из нас просто элемент жизни, который должен действовать, так сказать, автоматически, не влияя на все остальные занятия: пришло время еды, сходил в столовую, поел и опять за работу. Не в столовую, так дома - поел и работаешь или отдыхаешь.
Элемент, нужный для жизни, но о нем не задумываешься, как и о солнце, дожде или ином явлении природы.
И в этой связи возникает не только недооценка самого по себе занятия кулинарией, не только пренебрежение «кухарней-поварней», но вместе с тем утрачивается и требовательность к поваренному мастерству других. И это понятно. Не зная возможностей и технических условий другого ремесла, другой специальности, легко встать на более снисходительную позицию.
Конечно, когда ешь, то при этом нельзя не обратить внимания на вид и качество еды. Но когда сам еду не готовишь, сам не заботишься о приобретении продуктов, а получаешь все готовым: в столовой, кафе, буфете, то требования как бы сами собой снижаются. Стоит ли придираться к качеству, если и так получаешь все сделанным чужими руками?! А потом, не каждый догадывается, что это качество может быть иным - неспециалист доверяет специалистам.
И еще одна немаловажная деталь. Наука о питании делала немало сложных зигзагов.
Рекомендации по мере развития науки изменялись. Так, некоторые специалисты, рассматривая продукты как нечто неизменное в сыром, чистом виде, прежде всего оценивали их потенциальную силу в калориях, считая, что еда - топливо для организма, не более, а потому и должна исчисляться в единицах тепла.
Отсюда получилось, что самой хорошей, самой полезной, самой калорийной едой одно время стали признавать жиры : они дают больше всего калорий. Наоборот, овощи, а тем более травы были признаны плохой едой, ибо они крайне некалорийны.
Другим критерием в оценке продуктов и пищи, еще более уточняющим их значение, был химический состав продуктов, то есть процентное соотношение в них воды, минеральных солей, углеводов, белков, жиров, эфирных масел и т. д.
Согласно этой оценке вода была наиболее малоценным продуктом, в первую очередь ценились жиры, отчасти белки. Поэтому такие, например, продукты, как арбуз, состоящий на 95-97 процентов из воды, считался сущей ерундой, а колбаса или сосиски привлекательным и ценным пищевым материалом. Такие взгляды привели к тому, что какое-то время многие недооценивали овощи и фрукты, смотрели на них как на пищу третьего сорта, с которой, дескать, и ног не будешь таскать, и стали отдавать предпочтение мясным и вообще «твердым», а не водянистым продуктам.
Результатом было значительное развитие гастритов и авитаминозов, что побудило врачей в 30-х годах обратить внимание на огромное значение витаминов. На долгое время витамины сделались тем заветным понятием, которое сплошь и рядом стали произносить с еще большим благоговением, чем прежде слово «жиры», и думать, что применение витаминов - это панацея от всех бед. На практике это выразилось в увлечении некоторыми видами фруктов, вроде черной смородины, апельсинов, лимонов, с которыми у многих связаны представления об их повышенном витаминном содержании.
Люди, не имевшие понятия о подлинном действии витаминов, не знавшие о том, какие они бывают, бросались на тот или иной продукт, закупая его десятками килограммов, если слыхали краем уха, что там есть витамины. В просторечье «витаминами» стали называть в основном витамин С, и потому приписывание любому виду фруктов витаминности осталось как памятник невежества до сего времени.
Тем не менее многие фрукты, например, черешни, сливы, груши, почти совсем лишены витаминов, и наоборот, во многих крупах, простом хлебе, молоке и прочих продуктах ежедневного потребления содержатся разнообразные витамины, которые нередко полностью исчезают в процессе неправильного кулинарного приготовления, о чем большинство хозяек даже не догадывается.
Вера в то, что витамины помогут, постепенно, с ростом благосостояния, привела к тому, что люди продолжали потреблять много мяса, жиров в виде готовых «твердых» гастрономических продуктов - сливочного масла, колбас, сосисок, копченостей - и одновременно есть много фруктов, ягод, «полезных» молочных продуктов (лозунг о том, что молоко - наилучшая пища, дарованная самой природой, можно было увидеть в каждом магазине), полагая, что таким путем они «компенсируют» или «сбалансируют» «полезное» и «вредное», но всегда получат «здоровую» и «приятную» пищу.
Эти примитивные механистические представления оказались настолько распространенными, что в последние годы врачи все чаще стали сталкиваться с проблемой ожирения, тучности своих пациентов и как со следствием этого - увеличением числа сердечно-сосудистых заболеваний. Тогда опять забили тревогу и вновь, в который раз стали искать ту панацею в продуктовом арсенале, которую бы можно было рекомендовать.
Новым заветным словом стали с середины 70-х годов протеины. Все продукты было рекомендовано оценивать по их протеиносодержанию , то есть по количеству входящих в них белков. Исходя при этом из того факта, доказанного наукой, что белки есть начало жизни, что жизнь без белка не может ни зародиться, ни существовать, что белки - основной строительный материал нашей ткани, что они не вызывают ожирения и т. д. и т. п. Каждая из этих истин, взятая отдельно, верна сама по себе, в общей форме.
Но механически применять белки и тем более ждать положительного результата только от применения белков столь же наивно, как видеть спасение в витаминах.
Прежде всего белки многообразны.
Во-вторых, их действие избирательно: для одних они спасение, других могут столь же легко погубить.
В-третьих - и это, пожалуй, самое главное, - их надо уметь правильно ввести в организм, чтобы они дали эффект.
Кулинарная обработка белков - труднейшее дело. Простейший пример, показывающий, в чем эта сложность, - обыкновенное яйцо. Его белок можно выпить жидким. Он сравнительно легко усвоится. Но в сыром жидком виде он безвкусен, с точки зрения некоторых людей даже противен.
Если яйцо сварить, белок будет вкуснее, но усвоение его станет более затруднительным, да и то если мы подловим такой момент, когда яйцо сварится едва-едва, мягче, чем всмятку. Если же сделать яичницу, она будет вкусной, но белок свернется. Наконец, сваренный вкрутую или переваренный яичный белок будет крайне тяжело и медленно усваиваться организмом, потребует усилий желудке, может вызвать отрыжку, а его пищевая ценность для нас окажется после всех этих усилий ничтожной.
Итак, сам по себе белок вроде бы неплох, а вот когда из него делают блюдо, когда он попадает в руки кулинара, то от всех достоинств его порой остается пшик. Отсюда видно, что кулинарная обработка должна быть такой, чтобы продукт действительно принес пользу организму.
Кулинарная обработка - дело не простое, а сложное, капризное, требующее в ряде случаев огромной квалификации, имеющее свои законы. И цель ее не только в том, чтобы положить в блюдо побольше «полезного», будь то калории жиров, витаминов или протеинов, а и в том, чтобы блюдо, обед и весь суточный рацион состояли из разнообразных пищевых продуктов, чтобы месячное и годовое меню не приедалось, чтобы пища была всегда вкусной и вызывала аппетит сама по себе независимо от состава.
Отсюда понятно, что кулинар - центральная фигура в приготовлении пищи, в ее значении для нас. Врач может предписать все как будто правильно в сыром виде; но кулинар может приготовить так, что пища не возымеет нужного действия. И наоборот, повар может и из обычных продуктов сделать еду, вызывающую аппетит и приносящую пользу. Вот почему древняя пословица гласит: нет плохих продуктов - есть плохие повара.
Кулинар в отличие от врача, биохимика, интересующихся составом веществ, смотрит на пищевой продукт с двух иных точек зрения: с точки зрения того, как и во что этот продукт может превратиться в процессе кулинарной обработки, и с точки зрения того, какой вкус и аромат получит готовое блюдо. Для многих эти понятия порой расходятся: полезное может быть невкусным, а вредное ароматным и заманчивым.
Для хорошего повара - никогда, у него эти критерии всегда совпадают: блюдо всегда одновременно и закономерно является и полезным и вкусным. Но чтобы этого добиться, надо знать очень много и одновременно владеть искусством приготовления.
Это значит, что настоящий кулинар (а не просто повар!) должен быть человеком, образованным в области биологии, химии, биохимии, ботаники, истории, этнографии, товароведения, материаловедения, анатомии и физиологии и одновременно обладать талантом повара-виртуоза, быть гроссмейстером кухонного дела, или, как говорили прежде, кухмистером.
Ныне люди такой квалификации у нас практически отсутствуют.
Повар обычно обладает в лучшем случае полным средним образованием, а повара старшего поколения нередко и неполным средним или даже начальным. Такой повар, разумеется, не может давать советы врачам или поправлять их в вопросах питания, не может ни определять характера меню, ни вносить вклад в разработку теории питания.
Но пока повар остается простым исполнителем котлет или пирожков, кулинарное мастерство не может развиваться как самостоятельная отрасль знаний, мастерства и искусства, не может подняться на уровень гармоничной системы, призванной давать полезную, вкусную пищу, цель которой сохранять здоровье, силы, духовные способности человека, дарить людям радость.
Могут спросить: как же так, ведь в старые времена и неграмотные старухи готовили хорошо, а уж они-то наверняка никакой химии и биохимии не знали, ничему не обучались?
Прежде чем ответить на этот вопрос, следует уточнить, о каком времени и о каком социальном слое, классе идет речь. И о каком проценте «хороших хозяек, прекрасных поварих» без образования можно говорить серьезно.
Известно, что у правящих классов повара с глубокой древности и до новейшего времени подбирались очень тщательно и, как правило, были выдающимися, талантливыми людьми в своей области. В этой социальной среде искусству повара во все времена и во всех странах придавали решающее значение.
Что же касается простого народа, преимущественно крестьянства, скажем, 100-150 лет тому назад, то питался он плохо, однообразно, скудно, несмотря на то, что располагал натуральными пищевыми продуктами. Именно эта близость к природе, использование первичного сельскохозяйственного сырья отчасти и «вывозили» крестьянскую кухню.
Кроме того, весьма важным фактором были древние народные очаги: тандыр на Востоке и русская печь в России. Эти типы печей делали основную работу. Вкусно «готовили», собственно говоря, они, а люди лишь загружали ту или иную пищу. Но изобретение этих очагов, их зависимость от национального набора продуктов и национальных кулинарных традиций создавались веками, постепенно и в основном в период домонополистического капитала, даже в докапиталистический период, и были всегда связаны с формированием, образованием той или иной нации.
Именно национальные кухни обобщали наиболее мудрый, наиболее положительный кулинарный опыт многих веков.
В той мере, в какой этот опыт, эти традиции национальной кухни переходили к следующему поколению, и сохранялось в народе или у отдельных лиц умение владеть хорошей кухней. В таких случаях и неграмотные старухи, если они следовали национальным кулинарным традициям, становились «хорошими поварихами», а коли не знали их, не получали этих знаний непосредственно от своих дедов и прадедов, становились беспомощными, плохими кухарками. Именно таких людей называли «стряпухами», а их продукцию - «стряпней», а не едой, кушаньем, яствами.
Обилие оттенков, дающих оценку качеству еды, чрезвычайно богато в некоторых языках, в том числе и в русском, где традиционно сформировалась богатая кулинарная терминология.
Так, за аристократическим столом подавались яства , за дворянским - кушанья , за столом горожанина среднего достатка была простая еда , у пролетарских слоев - харч, харчи, делившиеся, в свою очередь, у разных категорий на приварок и совсем скудную сухомятку . Последней довольствовался тот, кто не имел своего угла.
Таким образом, даже в терминологии пищи, как в зеркале, отражались социальное расслоение общества, его различные материальные и кулинарные возможности.
Поэтому говорить о том, что прежде «и безграмотные старухи хорошо готовили», - значит не знать сути дела, сваливать в одну кучу разные понятия, не представлять себе, что тот, кто не обладает талантом или знаниями (приобретенными обучением или доставшимися в силу национальной исторической традиции), будет столь же беспомощен и невежествен в области кулинарии, как и человек, впервые в жизни взявший в руки косу или ставший за заводской станок без всяких навыков.
Поскольку кулинарное дело является специфической формой производства, то и внимание ему необходимо уделять такое же серьезное, как и другим сферам производства, но только более высокое, более разумное, более пристальное и более индивидуальное, ибо эта сфера связана непосредственно со здоровьем человека.
Отсюда понятно, что особенно в наши дни необходим новый, научный подход к проблемам приготовления пищи. Вот почему кулинарные знания должны быть столь же распространены среди молодого поколения, как и обычная грамотность.
Вот почему это должны быть знания основательные, фундаментальные, построенные не на привычках и бабушкиных россказнях, а на научной основе и на использовании, изучении лучших кулинарных традиций прошлого.
Еще 100 лет тому назад великий русский повар-ученый И. Радецкий писал: «Гастрономом (кулинаром) должен быть каждый образованный человек, потому что было бы странно не знать, что составляет главное условие нашей жизни, и слепо доверять каждому приготовление пищи, не знающему искусства приготовления, иногда грубому и неопытному человеку».
Пусть те, кто чувствует в сердце призвание, посвятят себя этому важному делу, пусть новая когорта талантливых и образованных кулинаров принесет подлинный расцвет отечественной кулинарии.
Но с чего начать, как стать мастером? Как усовершенствовать себя, когда не знаешь и элементов?
Для этого есть один путь - начать с азов, с азбуки кулинарии. Дать эти азы, заложить этот кулинарный фундамент - главная цель нашей книги.