Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема «овощи на огороде. Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по теме овощи
Юлия Клочек
Конспект занятия по развитию речи «Овощи. Огород»
Цель :
Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам.
Коррекционно-образовательные задачи :
образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
усвоение глаголов с различным значением;
подбор относительных прилагательных к существительным;
употребление в речи предложений со значением противопоставления;
Коррекционно-развивающие задачи :
развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи » ;
развивать мыслительную деятельность, внимание;
Коррекционно-воспитательные задачи :
воспитывать у детей интерес к окружающему;
вырабатывать навыки правильного питания;
Оборудование : картинки-символы; дидактическая игра “Поможем козе Лизе”; картинки с изображением овощей .
Ход занятия.
Организационный момент :
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее настроение.
А выдохните через рот все обиды и огорчения .
1. Отгадывание загадок.
На огороде в образцовом порядке,
Как на параде построились… (грядки) .
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста) .
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная… (картошка) .
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - … (свёкла) .
Летом в огороде - свежие , зеленые,
А зимою в бочке - желтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас… (Огурцы) .
Молодцы, правильно отгадали загадки. Как все это можно назвать, одним словом? (Овощи ) .
Какие ещё овощи вы знаете ? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).
Где растут овощи ? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи , которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)
Как собирают овощи , которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)
Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.
Как убирают картофель? (Картофель выкапывают) .
Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают) .
Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)
Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)
2. Игра «Ласковые слова»
Овощи можно называть ласково.
Помидор – помидорчик.
Огурец – огурчик.
Морковь – морковочка.
Репа – репочка.
Редиска – редисочка.
Свёкла – свеколочка.
Лук – луковичка.
Перец – перчик.
3. Дидактическая игра “Поможем козе собрать овощи” .
Посмотрите, какая на картинке нарисована коза Лиза. Она держит корзинку, тоже хочет пойти в огород и собрать овощи . Давайте ей поможем. (Дети находят картинки с изображениями овощей среди других картинок.)
Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует :
Я срезаю капусту.
Я дёргаю морковь.
Я срываю горох.
Я снимаю огурцы.
Я копаю картошку.
Я срезаю кабачок.
Я выдергиваю редиску.
4. Дидактическая игра “Чего не стало”.
(Педагог показывает детям несколько овощей , потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.)
5. Игра «Составь предложение»
Помидор круглый, а морковка…
Редиска мелкая, а редька…
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковка…
Помидор кислый, а чеснок…
Огурец зелёный, а свёкла…
Морковка в земле, а помидор…
6. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА»
- Отгадайте загадку :
Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
Давайте заготовим капусту на зиму.
Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, (Хватательные движения обеими руками.)
Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.)
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)
7. Игра «Назови сок, салат» .
Сок из моркови - морковный
Сок из капусты - капустный
Сок из свёклы - свёкольный
Салат из огурцов - огуречный
Салат из картофеля - картофельный
Суп из гороха - гороховый
Икра из кабачков – кабачковая
8. Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам
Помидор - это овощ . Он растёт в огороде на грядке . Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.
9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу?
Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с ОНР по теме Овощи. Огород.
1. Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.
2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
3. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»
Подготовил учитель-логопед
Федотова Любовь Васильевна.
Программное содержание:
1. Расширить и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.
2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
3.. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Материалы:
Предметные картинки «Овощи», муляжи овощей, мяч, игрушка Лунтик, тарелки разной формы, раскраски овощей.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость – Лунтик. Он прилетел к нам с Луны. На поляне он нашёл мешок, в котором лежат необычные предметы, давайте ему поможем!
Логопед показывает муляжи овощей, дети их называют.
Лук, капуста, морковь, картофель, огурец, баклажан, тыква, свёкла, помидор, перец.
Логопед. Как можно это назвать одним словом? (Овощи)
II. Беседа и рассматривание овощей.
- Логопед: Лунтик, посмотри, это овощи, какие они все разные! Ребята, а давайте определим форму каждого овоща и разложим их по нужным тарелкам. У нас есть круглая, овальная и треугольная тарелка.
Дети поочереди: Огурец овальный, помидор круглый, морковь треугольная, баклажан овальный, тыква круглая, капуста круглая, перец треугольный и т.д.
Логопед. Ребята, а где растут овощи? Где Лунтику можно будет их найти? (На огороде)
Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредит.
Лунтик предлагает нам пограть в игру.
- Игра «Где растут овощи? » (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают)
Логопед показывает картинки, дети составляют фразу:
Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают.
Молодцы, ребята! Посмотрите, наш гость кажется устал! Давайте немного отдохнём.
- Физминутка
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
- Дидактическая игра “Повар и овощи”
Логопед. Ребята, а давайте угостим Лунтика, приготовим из овощей что-нибудь вкусное.
Сделаем из овощей салат
Какой получился салат? (Получится овощной салат)
Салат из капусты? (Капустный)
Из свёклы? (Свекольный)
Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)
Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)
Из помидор сделаем сок - томатный сок.
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
Ребята, Лунтик, сказал мне, что очень любит играть в мяч, давайте с ним поиграем.
- Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»
Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
- Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.
Левая рука: Правая рука:
Вырос у нас чесночок, Овощи мы собирали.
(Дети разминают указательный палец) (разминают мизинец)
Перец, томат, кабачок, Ими друзей угощали,
(средний палец) (безымянный палец)
Тыква, капуста, картошка, Квасили, ели, солили,
(безымянный палец) (средний палец)
Лук и немного горошка. С дачи домой увозили.
(мизинец) (указательный палец)
Прощай же на год,
Наш друг-огород. (машем- пока)
Ребята, Лунтику было очень интересно узнать много нового на нашем занятии, было весело играть с вами, он вам благодарен и принёс подарок.
- Штриховка овощей цветными карандашами.
III. Итог занятия.
Собрать вылепленные овощи в корзину.
Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.
Людмила Александровна Носенко
Конспект занятия в логопедической группе «Овощи-огород»
Конспект занятия в логопедической группе по теме : «Овощи – огород »
Коррекционно-образовательные задачи. [Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи . Огород» (огород, овощи , картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, бакла-жан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка; растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать; вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый). Расширение представлений о важности труда взрослых. Ознакомление с понятием «слова - действия» . Актуализация глагольной лексики. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Игрушки (поезд, машинки, зайка, кукла, петрушка, мишка и др., картинки с изображением животных, символы звуков (кружочки, символы слов (полоски, счетные палочки на каждого ребенка, сундучок.
Ход занятия
1. Оргмомент
Психогимнастика. Упражнения на расслабление (релаксация) . «Заводные игрушки» .
Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись.
Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, и веселого Петрушку
Заводная кукла сломалась.
Дети застывают в определенной позе
2. Развитие слухового внимания
Игра «Что звучит?» Рассматриваются игрушки, сравнивается их звучание. Узнавание игрушек по звуку.
3. Дифференциация понятий «звук - слово»
Выставляются игрушки : кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук) . Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Назовите слова - звания игрушек.
На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.
Мы назвали много. (слов) .
Выставляются полоски - символы слов.
Посмотрите на полоски, это - домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками. Вы помните, из чего состоят слова? (Из звуков.) Сделайте руки «чашечкой» , соберите и назовите слово.
Логопед произносит слова медленно, шепотом, а дети громко и слитно.
Куукллаа, ммячиик. (кукла, мячик) . Чем мы обозначили звуки? (Кружочками.)
Откройте пеналы, возьмите в правую руку красный кружочек, в левую - вот такую полоску. Что мы будем обозначать такой полоской? (Слова.) Если я скажу слово, поднимите полосочку если услышите звук - поднимите кружок.
Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ.
4. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия
В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово : зайка, дайка, зуйка, туколка, куколка, муколка (и др.) .
5. Ознакомление с понятием «слова - действия» . Актуализация глагольной лексики
Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это) О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это) Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает)
Выставляются картинки с изображением петуха, котенка, коровы, зайца
Что делает петух? (Стоит, поет, кукарекает, клюет.)
Подбор глаголов к словам котенок, корова, заяц. Эти слова обозначают действия животных. Неживые предметы могут падать, стоять, ломаться, лежать. Что делает кукла? (Сидит, лежит, ходит, машет.) Что делает Аня?
Установка на выполнение действий дается шепотом (Прыгает, ходит, машет.)
Кукла и Аня выполняли похожие действия. Чем отличается кукла от Ани?
Рассуждения детей
6. Физминутка
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Танцевальные движения под музыку.
7. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа
Что мы делали? (Танцевали, веселились, бегали, скакали.) Мы называли слова-действия
Выставляется игрушечная машина.
Что делает машина? (Стоит, едет, сигналит, тормозит.)
Добавляется еще одна машина
Что делают машины? (Стоят, едут, сигналят, тормозят.)
(Имитация езды на машине.)
Ваня едет, а дети. (едут) . Паша везет груз, а Толя с Колей. (везут груз) . Дима сигналит, а Аня с Димой … (сигналят) .
Далеко едет машина, еле слышно она сигналит. Произнесите звук у шепотом. Сделайте вдох, произнесите звук у чуть громче, машина приближается. Опять сделаем вдох и на выдохе произнесем звук у громко. Машина удаляется. Звук у произносится с затуханием голоса.
9. Выполнение поручений из двух-трех действий. Усвоение глаголов прошедшего времени
Логопед дает поручение одному ребенку шепотом. Он выполняет два-три действия. Дети наблюдают, затем отвечают на вопрос : Что сделала Таня? Задание дается всем детям
Встаньте, сделайте шаг вперед, поднимите левую руку, наклонитесь вправо. Что вы сделали? (Шагнули, подняли р. наклонились.) Какие слова вы называли? (Слова-действия) .
10. Обозначение глаголами работы отдельных органов человека
Что мы делаем руками? Что мы делаем ногами? Что делает наше сердце? Что делает наша голова? Каждый человек должен заботиться о своем теле. Что надо делать, чтобы иметь здоровое тело?
Рассуждения детей. Обобщение логопеда .
11. Итог занятия
Закрепление понятий «слова-действия» .
Публикации по теме:
Конспект занятия в старшей группе «Овощи» Тема: Овощи Цель: закрепить знания детей об овощах. Задачи: Образовательные: 1. Повторить названия овощей (морковь, картошка, лук, свекла,.
Как без нашей помощи не родятся овощи. Только лишь пришла весна, мы сажаем семена. Вот какой огород! Удивляется народ. Землю грело солнышко,.
Сколько же много хлопот в весенне-летний период на дачах, приусадебных участках и т. д. Но и радостных моментов не меньше. Наверно каждая.
Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Овощи. Огород» Цель: расширять объём словаря, обогащать словарь наименованиями овощей. Задачи: коррекционно-образовательные: учить употреблять существительные.
Таня Богданова
Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи "
Образовательные задачи :
Закрепление представлений об овощах ;
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи »
Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);
Учить употреблять глаголы.
Развивающие задачи :
Развитие связной речи (составление описательного рассказа) ;
Зрительного внимания и восприятия;
Артикуляционной и тонкой и общей моторики;
Творческого воображения;
Развивать внимание, память.
Воспитательные задачи :
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;
Учить отвечать полным ответом.
Оборудование :
Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор) ;
Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики) ;
Костюм огородника;
Свежие овощи для угощения .
Предварительная работа :
Рассматривание овощей ;
Беседа о пользе овощей ;
Знакомство со схемой "Овощи ";
Составление рассказов по схеме;
Разучивание пальчиковой гимнастики;
Ход занятия
I. Организационный момент
Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
Сядет, тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т. д.)
II. Дыхательная гимнастика
Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф-ф-ф
(Спокойный выдох)
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф
И качает так листок – Ф-Ф-Ф
(Активный выдох)
Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки :
Осенние листочки на веточках висят
Осенние листочки детям говорят :
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – у-у-у
Дети хором поют «а-а-а» , «и-и-и» , «о-о-о» , «у-у-у»
III. Упражнение «Наша грядка»
Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей . Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке.
«Наша грядка»
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад.
Шесть овощей на нашей грядке
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.
Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи )
IV. Введение в тему
Правильно овощи , они растут в огороде на грядке. А как растут овощи ? (растут в земле, над землей, на кустах….)
А одинаковые ли они? (нет)
Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу)
Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)
Что можно приготовить из овощей ? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную )
Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный)
Скажите, как готовят овощи ? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)
Вы так много знаете об овощах , а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)
Я приглашаю вас отправиться в страну Огородную. Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи ) А вы помните, кто ухаживает за овощами ? (огородник)
Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.
Здравствуйте ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова : «Вокруг себя повернись, в семена превратись»
Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей .
V. Релаксация
Я превращаю вас в маленькие семена овощей . Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)
Упражнение «Толстушки – худышки»
Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т. д.
VI. Игра «Собираем урожай»
Поздним летом в огороде
Собирается народ
Зрел все лето урожай!
Что собрали? Отгадай?
1. Здесь весною было пусто.
Летом выросла …. (капуста - капустка)
2. Собираем мы в лукошко
Очень крупную…. (картошку-картошечка)
3. От дождя земля намокла –
Вылезай толстушка…. (свекла - свеколка)
4. Из земли – за чуб плутовку!
Тянем сочную…. (морковку-морковочка)
5. Помогает деду внук –
Собирает с грядки …. (лук - лучок)
6. Вкусно выглядит синьор,
Ярко-красный (помидор - помидорчик)
7. Под листом укрылся молодец
Зеленый, длинный ….(огурец - огурчик)
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
VII. Физминутка
Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад .
«Марш овощей »
Плавно идет капуста
(Шаг с носочка)
Важно шагает помидор
(На всей стопе)
Осторожно идет лук
(На носочках)
Не спеша вышагивает картошка
(На пятках)
Вприпрыжку спешит морковка
(Подскоки)
Маршируют молодцы – огурцы
(Шаг марша)
VIII. Составление описательного рассказа по схеме
Овощи , а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят)
Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме .
Какие же вы молодцы.
А закончим мы наше путешествие приготовлением «овощного супа » .
IX. Пальчиковая гимнастика
«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю. Тувим
Хозяйка однажды с базара пришла
(Шагают на месте)
Хозяйка с базара домой принесла
(Загибают пальцы на руках)
Петрушку и свеклу
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкуснее всего на столе
(Попеременно ударяют кулачками)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(Складывают руки накрест)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу
(Загибают пальцы на руках)
И суп овощной получился , не плох!
(Показывают, как едят суп)
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят.
Где мы с вами были? Чем занимались?
Посмотрите, огородник нам оставил подарок, свежие овощи . Угощайтесь.
Конспект интегрированного логопедическогозанятия по теме «Огород. Овощи»
Цели : Расширить и активизировать словарь по теме «Огород.Овощи»
Развивать коммуникативную активность и творческие способности детей с нарушением зрения.
коррекционно-развивающие задачи:
корригировать произношение;
Совершенствовать грамматический строй речи.
корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
корригировать и развивать фонематическое восприятие;
корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
развивать внимание, память, логическое мышление;
корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные задачи:
уточнить и расширить словарь по теме « Огород. Овощи »;
Учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Учить образовывать относительные прилагательные.
продолжать обучать детей работе с различными видами наглядности.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к занятиям;
воспитывать самостоятельность, инициативность;
воспитывать у детей способность к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Здоровьесберегающие задачи:
планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
соблюдать правильную посадку детей;
способствовать созданию благоприятного психологического климата;
соблюдать режим охраны зрения;
чередовать статические и динамические задания.
Оборудование : Презентация «Огород. Овощи», мяч, зашумленные картинки овощей, карандаши, две корзинки, муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй утро, здравствуй день.
Нам здороваться не лень!
Мы друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
2 .- Какое сейчас время года? (Осень)
В это время года люди собирают урожай овощей.
Где растут овощи?
Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи (Слайд Огород)
Логопед читает стихотворение:
В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
Сегодня мы отправимся в огород и соберём свой урожай овощей.
Давайте назовем овощи, которые растут в огороде.
Овощи на огороде растут по-разному:
Что растет в земле?(морковь, свёкла, картофель, репа, редиска, чеснок)
Что растет на земле? Помидор, огурец, перец, капуста)
Презентация слайды овощей.
3 .Загадки-складки
Логопед загадывает загадку.
Дети отгадывают загадку и овощ появляется на экране.
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют… (огурцы)
Оранжевый спрятан корешок
Сверху виден лишь вершок.
А подцепишь ловко –
И в руках...(морковка)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …-(горох)
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная...(картошка)
Сильно плачут все вокруг,
Если мама режет…(Лук)
Кругла да гладка,
Откусишь-сладка.
Засела крепко
На грядке …- (репка)
Всех круглее и краснее.
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят... (помидор).
4. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Узнавание овощей с помощью тактильных ощущений.
5.Гимнастика для глаз. Презентация на экране
6 . .Игра « Что лишнее» Презентация на экране.
Дети называют лишнее и оно исчезает на экране
7 . Физминутка - А теперь ребята встаньте, физминутку начинайте.
Речь с движением «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
8 . Многовкусных блюд можно приготовить из овощей.
Логопед: – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.
Игровое упражнение «Поварёнок» . Образование относительных прилагательных.
Логопед начинает, а дети заканчивают:
Давайте приготовим обед из овощей.
Сварим суп из гороха. Как называется суп?....
Сделаем пюре из картофеля. Как называется пюре?...
Приготовим салат из свеклы. Какой получился салат?...
Сделаем икру из кабачков. Какая получилась икра?...
Испечем пирог из тыквы. Какой получился пирог?...
Выжмем сок из моркови. Как называется сок?....
Мы приготовили обед из овощей. Как называется такой обед?....
9. А вот новая игра
Начинать её пора.
Игра «Назови ласково» Презентация
Помидор – помидорчик;
морковь-морковка
Огурец – огурчик;
Лук – лучок;
Чеснок – чесночок;
Горох – горошек;
Картошка – картошечка.
10 .Игровое упражнение «Повтори чистоговорки» .
Щи – щи – щи – мы собрали овощи;
Ор – ор – ор – очень вкусный помидор;
Чок – чок – чок – в огороде кабачок;
Ец – ец – ец – вот хрустящий огурец.
11.Пальчиковая гимнастика
Тук! Тук! Тук! Тук!Раздается в доме стук.
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем.
Дети хлопают в ладоши.
Стучат по левой ладони ребром правой.
Ведут правой рукой сжатой в кулак по ладони левой руки сверху вниз.
Имитируют посыпку солью.
Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.
12. Работа с зашумленными картинками
Логопед:- Посмотрите, что за овощи у вас нарисованы на листочках.
Найдите помидор и обведите его красным карандашом.
Найдите огурец и обведите его зеленым цветом.
Найдите морковь и обведите оранжевым цветом.
13.Итог занятия
Овощи мы собирали
Друзей ими угощали
Квасили, ели, солили.
С дачи домой увозили.
Прощай же на год наш друг огород!
Молодцы ребята. Все старались и справились с заданиями.
Давайте еще раз вспомним, что растет в огороде.