Как полагается использовать блюдце, когда пьешь чай или кофе

Чай из блюдца: путешествие одной традиции

Первоначально чаепитие на Руси считалось одним из символов зажиточной и благополучной жизни: из-за своей дороговизны чай был по карману далеко не всем.

Только в начале XIX века чай стал доступным и начал прочно входить в русский быт: без него не обходилась ни одна встреча, ни одно семейное торжество, не заключались брачные союзы и торговые сделки. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. И, конечно же, стало сюжетом многих картин.


Полтора века назад в России думали и простолюдины, и купцы, и даже благородное сословие, что сёрбать из чашки не так вкусно, как из блюдечка.

Нет, правда. Вот, что пишет Герцен о жене уездного предводителя дворянства: «Марья Степановна занималась чаем.

Она, оставаясь одна или при близких друзьях, любила чай пить продолжительно, сквозь кусочек, с блюдечка, это ей нравилось, между прочим, и тем, что сахару выходило по этой методе гораздо меньше».

Активно пить чай из блюдца в России стали в конце 18 века. Во-первых, сам напиток к этому моменту сделался достаточно распространенным, а во-вторых, в обиход вошли самовары.

Пузатые, объемистые, иные из них ухитрялись вместить и вскипятить сразу несколько ведер воды. А ведро - это, между прочим, примерно 12,3 литра, так что одного самовара хватало надолго даже большой компании. Остывал он медленно, что, согласитесь, в холода и непогоду приходилось очень кстати.


Правда, добавленный в заварку кипяток сразу пить было невозможно, поэтому чай сперва наливали в чашку, а затем в блюдечко. В неглубокой широкой посуде напиток быстро остывал.

Держа блюдце на трех пальцах, его подносили ко рту и, зажав в зубах кусочек сахара, втягивали чай вместе с воздухом. Получалось и тепло, и ароматно, и сладко.

Не удивительно, что к середине XIX столетия такой способ чаевничать стал невероятно популярен во всех слоях русского общества. Едва это произошло, дворянство немедленно отмежевалось от традиции и объявило ее вульгарной, выдуманной простолюдинами и свойственной ретроградам русской глубинки. Хотя на самом деле ни то ни другое не отвечало действительности: пить чай из блюдца впервые начали не крестьяне и вовсе не в России.


Дворянские придирки легко кроются элементарной логикой. Достаточно просто задуматься, откуда вообще взялись блюдца, ведь исконно китайское чаепитие не знало такой посуды.

Избавить чашку от одиночества придумали в Англии. Став поклонниками чая еще в XVII веке, британцы поначалу тоже пили его из пиал, преимущественно фарфоровых.

В то время их привозили из Китая, как и сделавшийся ультрамодным шелк. Впрочем, европейцы быстро освоили производство и того и другого, причем первые фарфоровые чашки изначально делались по образцу китайских - небольшими и совершенно круглыми. Однако практичные британцы быстро сообразили, что фарфор, хоть и нагревается меньше металла, все равно обжигает, поэтому приделали пиалам ручки.

Потом подумали, и увеличили объем изделия.

Поскольку в то время именно Англия была законодательницей мод, ее примеру последовали во Франции и Саксонии, европейских центрах по производству фарфора. Местные мастера развили идею и создали для новоизобретенной посуды пару - небольшую, но достаточно глубокую тарелочку, в которой напиток остывал еще быстрее.

Так появилось блюдце, а пить из него чай стало новой модной традицией, захватившей Европу начала 18 -го столетия. Продолжалось это, впрочем, недолго, и все из-за тех же англичан.

В мирный чайный быт они внесли очередную модификацию - сделали блюдца плоскими и начали ставить в них чашки.

Оказалось, что проще подождать, пока чай слегка остынет, чем каждый вечер, после пяти часов, отстирывать пятна с шелковой скатерти.

Дело в том, что, даже изготовленная в Европе, «восточная» роскошь стоила очень дорого и далеко не всем была по карману. Однако если шелковую ткань старались всячески беречь, то на фарфоре открыто экономили, приобретая не целый сервиз, а только чашку с блюдцем.

В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. В 16 веке небольшие количества чая привозились на Русь в виде дорогих подарков от азиатских посланников. Известна точная дата попадания китайского чая к русскому царю - это 1567 год. Два казачьих атамана Петров и Ялышев, побывавшие в Китае, попробовали и описали этот напиток, а также привезли в подарок царю от китайского императора коробочку с дорогим жёлтым чаем. В 1638 году русский посол Василий Старков привозит в подарок царю от монгольского хана 64 кг чая. В 1665 году чаем лечили царя Алексея Михайловича. Со временем чай добрался до Сибири, а исследователи восточной части Российской Империи обнаруживали там повсеместное употребление чая. К 17 веку чай в России пили бояре и их приближённые, его подавали на царских приёмах и в домах богатых купцов. В 18 веке к этим категориям добавились дворяне и зажиточные купцы, а к 19 веку чай распространился повсеместно.

Изначально чай в Россию попадал сухим путём из Китая и соседних стран. Позже, с открытием Суэцкого канала, чай начали поставлять морским путём. Наши предки знали только зелёный и жёлтый чай, пили его без сахара. Возможно, поэтому долгое время чай не пили женщины. Горьковатый вкус напитка был непривычен в сравнении с традиционными русскими напитками (сбитень, мёд), имевшими сладковатый вкус.

Традиция русского чаепития - одна из самых сложных для описания. За последние 150 лет произошло столько изменений в обществе и укладе жизни, что уже не понятно, что считать главным в русской традиции питья чая. Для иностранцев символом русского чаепития считается странный русский самовар, ранее использовавшийся для приготовления сбитня.
Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике - это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Следует отделить техническую сторону приготовления от внутренней, душевной сути чаепития по-русски. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) - это общение. Много чая, угощений и приятная компания - вот составные части чая по-русски. Современное русское застолье часто стоит из двух частей: еда и алкоголь, и чай со сладостями. Так вот, чаще именно в чайной (а не в алкогольной) части ведутся разговоры, гости предаются приятным воспоминаниям, и возникают интересные идеи. Хозяйка только успевает согревать воду, а чай льётся рекой и закончившиеся сладости - не помеха для его продолжения. Эта традиция имеет и практический смысл. Несладкий чай через некоторое время после обильной пищи помогает пищеварению, и гость встаёт из-за стола посвежевшим и бодрым.

Технически процесс заваривания существует в 3-х вариантах. Первый - наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть вприкуску. Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу - он любит жар. Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило - почти так же, как в английской традиции. Чай не разбавляется водой, и сладкое едят вприкуску. Есть и третий способ, имеющий своими корнями бедное советское время. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника.

Чай по-русски принято пить, когда есть хотя бы полчаса свободного времени. Не принято перехватить чашку чая и побежать дальше по делам. Не принято и молчать за столом, как это делается в японской или китайской церемонии и слишком церемониться и разыгрывать «чайное представление», как это делают в Англии. Молчание за самоваром расценивается, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома. Для «русской чайной церемонии» принято использовать красный (в европейской классификации - чёрный) цейлонский, индийский или китайский чай. Зелёные при таком чаепитии не подойдут.

В русской чайной традиции есть свои устоявшиеся стереотипы, которые, так или иначе, влияют на восприятие чая самими русскими или гостями страны.

Стереотип первый: чай и самовар. Самовар изобретён для чая, и только с самоваром возможно настоящее русское чаепитие.
Однако самовар - далеко не русское изобретение. Его принцип использовался ещё в Древнем Риме, где в ёмкость с водой клали раскаленные камни для нагревания. Позже самовар проник в Европу и использовался для нагревания воды. Известно, что Пётр Первый в числе прочих диковин привёз из Голландии устройство, напоминающее современный самовар. Позже русские мастера изготовили собственный вариант прибора, дав ему звучное русское название, а с конца 18 века самовары начали изготавливать в Туле и на Урале. Таким образом, самовар «обрусел» и был приспособлен под наши нужды - сначала для приготовления сбитня, а потом воды для заваривания чая. Надо сказать, что широкое распространение самоваров началось только с 19 века.

Стереотип второй: русские пьют чай из блюдца или из стакана в подстаканнике. И то и другое, несомненно, существовало, но было необязательным. Из блюдца могли пить чай в узком кругу друзей или родственников, потому что в обществе такое поведение считалось вульгарным. Также из блюдца любили пить люди из купеческой среды, которые не принимали европейских «правил приличия», считая их чопорными и надуманными, и предлагали собственные правила, с которыми гости чувствовали себя уютнее за столом. Позже эту традицию «примерили» и мещане, копируя разные варианты чаепитий и смешивая их воедино.

Стереотип третий: для приготовления чая делается заварка, а затем разбавляется в чашке кипятком. Этот обычай появился в послереволюционные годы, когда «барского» чая было вдоволь, а как его правильно заваривать, знали немногие. В эпоху дефицита чай разбавляли водой для экономии. Этот «экономный» способ крадёт истинный вкус чая, превращая ароматный напиток в подкрашенную жидкость для запивания бутербродов.

Стереотип четвёртый: зелёный чай горький и для русского чаепития не подходит. Горьким он может получиться в двух случаях - плохой чай или неправильное заваривание. Правильно заваренный зелёный чай имеет сладковатый вкус и нежный аромат. А цвет его очень лёгкий, зеленоватый или желтоватый, но не интенсивный, а почти прозрачный. Настаивать зелёный чай не следует - нужно сразу начинать его сливать, едва залив заварник горячей водой. Если чай всё равно горчит, попробуйте сыпать меньше заварки или быстрее выливать готовый напиток.

Ещё один стереотип состоит в том, что русское чаепитие имело упорядоченный вид наподобие английского. Такого не было никогда, и в этом, возможно, величайшая ценность чая по-русски. Чай пили как душе угодно, в каждом доме были собственные традиции. Неписаные законы не фиксировали и не сделали русское чаепитие мёртвым, как это произошло в Англии.

Если говорить о сложившейся традиции русского чаепития, то можно выделить некий лубочный образ, усреднённый «бренд» чая по-русски: это самовар, пузатый чайник-заварник, фарфоровые чашки на блюдцах, кусковой сахар и чайные угощения: блины, пироги, ватрушки, баранки и прочие сладкие и не очень «закуски». Этот купеческо-мещанский способ питья чая и стал считаться русским, так как дворянское чаепитие с его копированием английских традиций не может считаться русским.

Чай по-русски принято пить несколько раз в день. Как правило, это 4-6 раз, причём в дни постов и зимой чай пили активнее. Непременный атрибут русского гостеприимства - угощение чаем. Сейчас эта традиция доведена до автоматизма и предполагает кроме чая обязательные разговоры, угощение сладким (вареньем, мёдом, пирогами, конфетами и печеньем). Для гостей в доме держится специальный «праздничный» сервиз, который не принимает участия в будничных чаепитиях. Тот же сервиз используется в чайной части русских застолий. В советское время красивый чайный сервиз был показателем статуса хозяев. Лучшими считались «заграничные», те, которые сложно было найти, Особенно важно было иметь красивый чайный сервиз дома как противоположность общепитовским стаканам со слабым, сладким чаем.

Непонятная иностранцам традиция питья чая из стаканов уходит корнями в 17 и 18 век. В то время чай в трактирах подавали в стаканах, потому что европейские чашки и сервизы ещё не вошли в моду. Позже стаканы стали постепенно заменяться чашками, но в некоторых семьях было принято использовать такую традиционную посуду вплоть до революции. Фарфоровые чашки почти везде вытеснили стаканы, но в трактирах они всё ещё оставались: чай, как грубый мужской напиток подавали в той же посуде, что и дешёвый алкоголь или смешивали алкоголь с чаем. Чтобы не обжигать пальцы, смастерили подстаканник. Это была скорее походная, железнодорожная посуда, которая при любых благоприятных условиях заменялась на фарфоровую или фаянсовую.

В обязательный список предметов классического русского праздничного чаепития входили: самовар или чайник для подогрева воды, подставка или поднос для самовара, сервиз, который состоял из заварника, чайных пар (чашки и блюдца), молочника и сахарницы, щипцы для рафинада, щипцы для колки рафинада, ситечко для заварника, вазы для сладостей. Воду для чая предпочитали брать родниковую, мягкую. Чай на такой воде получался ароматным и свежим. Способ заваривания была схожей с английским. В русской традиции, правда, заваривать чай принято не так крепко, как в Англии. Чай по-русски готовили в заварнике и разливали по чашкам, не разбавляя водой. В случае добавления молока или сливок подогревали их и добавляли в чашки до чая. Традиция делать отдельно крепкую заварку, а потом разбавлять водой укоренилась в рабоче-крестьянской среде, и теперь почему-то считается народным способом. Но учитывая, что чай при таком способе получается значительно хуже, чем заваренный правильно, лучше не использовать его.

Существует традиция завершения чаепития. В классическом русском варианте 18-19 века это представляло собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце. Несколько позже на европейский манер стали класть ложечку в чашку. Чайная ложечка в пустой чашке была знаком того, что гость больше не хочет чаю. Нельзя было дуть на чай, чтобы остудить его, и звякать ложечкой, размешивая сахар. Правила хорошего тона диктовали, что ложечка не должна касаться стенок чашки, а по окончании размешивания не оставаться в чашке. Наливать чай в блюдце и пить из него тоже считалось противным этим правилам. Но, как известно, чай по-купечески опровергал все заморские правила и предоставлял большую свободу за чайным столом.

В царской России пили в основном китайский чай. До 19 века это был исключительно китайский, в конце 19 века стал появляться цейлонский и индийский. До 19 века чаи из Китая, доставленные посуху, ценились очень высоко - они не портились в дороге, не отсыревали, хотя и были очень дороги. Такой чай ценился европейскими гурманами, которым был недоступен дорогой китайский чай. Они покупали его в России за большие деньги. В середине 19 века Китай резко урезал поставки чая в Европу, а некоторые сорта и вовсе запретил к вывозу. Для России, наоборот, было сделано исключение, и наши предки могли насладиться эксклюзивным жёлтым чаем, недоступным для европейцев.

В конце 19 века в России стали продаваться чаи из Индии и Цейлона, появились первые урожаи чая из Грузии и Краснодара. Индийский чай всегда был ниже сортом и дешевле китайского. Были и исключения - высокогорные чаи северной Индии или горных районов Цейлона. Такой чай шёл в массовую продажу и пользовался успехом у неискушённой публики или в трактирах. Индийский чай можно было заварить крепко и экономно, а его назначением чаще всего было «напоить и согреть». Чёрный чай стал чаем для пирогов, трактирным чаем. Позже ту же нишу занял и грузинский, который был ещё ниже сортом и продавался в составе смесей (купажей). Краснодарский чай всегда стоял отдельно ото всех известных чаеводных районов. Опыты по выведению чайного куста в достаточно холодных условиях были успешными, и интересный и специфический вкус краснодарского чая нашёл своих почитателей. Однако трудоёмкость и высокая цена «родного» чая не позволяла и до сих пор не позволяет ему конкурировать с китайскими и индийскими сортами.

В 20 в. китайский чай пили до 70-х годов, пока не обострились отношения с Китаем. С 1970-х перешли на цейлонский и индийский чай, а также грузинский и краснодарский, которые появились ещё 100 лет назад, но считались низкосортными и шли только на подмес к недорогим китайским и индийским сортам. В 80-х годах 20 века в СССР резко ухудшилось качество ввозимого чая (в первую очередь из Грузии). В 90-е в Россию просачивался и высококлассный китайский чай вместе со знанием о китайских традициях, но основная масса чая была очень низкого качества. Сейчас в магазинах преобладают дешёвые сорта цейлонского чая, вторым по популярности можно назвать индийский, далее следуют китайский, кенийский, яванский, вьетнамский, турецкий, иранский, и завершает рейтинг краснодарский чай. Грузинский чай совсем исчез из продажи из-за его низкого качества.

Что касается дорогих чаёв, их выбор настолько велик, что каждый имеет возможность выбрать чай по своему вкусу.

Из статьи очевидно, что заварочный чайник, блюдца и обсуждения важных вопросов бытия на кухне ассоциировались у автора с не самым приятным жизненным опытом времен распада Союза. И явно этот опыт она и хотела из своего прошлого стереть.

Но нас поразило другое - комментарии под текстом той статьи: почти всем читателям детские воспоминания героини показались волшебными и душевными. Ничего ужасного ни в заварке, ни в блюдцах люди не увидели. Многие писали, что сами заваривают чай именно таким способом - с заварочным чайником и последующим разбавлением кипяточком. Кто-то - также из-за российских корней, кто-то просто в силу привычки.

Мы решили разобраться, откуда вообще взялась заварка и прочие особенности российской чайной церемонии. И внезапно обнаружили 9 особенностей заваривания чая, которые обогатили не только кулинарию, но и отечественную культуру.

Чайная история
В России узнали о существовании чая еще во второй половине XVI века благодаря казачьим атаманам, побывавшим в Китае, а с конца XVII века две страны начинают активно торговать между собой. Одной из главных целей российской стороны был как раз чай. Вначале его будут употреблять как лекарство - по аналогии с травяными настоями. Н о со временем он получил тот статус, который имеет и сейчас, - напитка для удовольствия.

Широкая популярность придет к чаю только через 200 лет после первого визита атаманов в Китай - вместе с расцветом российской чайной торговли, введением розничных продаж и демократизацией цен.

Во второй половине XIX века чаем уже будут напиваться (часто с дороги) персонажи классической литературы. На чай каждый вечер собиралась семья последнего российского императора Николая II. Чай входил в меню богатейших аристократов Юсуповых, дачников всех мастей и мещан, студентов скромного достатка. Художник Константин Коровин так вспоминает свое знакомство с писателем Антоном Чеховым, который в то время готовился сдавать экзамены: «Горячо говорили, спорили, пили чай, пиво и ели колбасу». На старинных фотографиях можно увидеть, что чай пили даже читатели знаменитой газеты «Беднота» или обитатели ночлежек.

Довольно долго в России пили в основном китайский чай. Его доставляли в европейскую часть страны по суше, и, согласно распространенно му мнению , этот способ был более щадящим, чем транспортировка морем (так что чай получался лучше европейского) . С о временем в нашу страну попали также индийский и цейлонский чаи, доля которых на рынке заметно увеличилась к рубежу XIX– XX веков. Это было з адолго до знаменитого «чая со слоном», о котором мы еще поговорим.

Также существовали продававшиеся под видом ча я растительные смеси, в том числе с фруктами: настоящий чай стои л очень дорого и долго был роскошью . Так что «чай из веника» тоже придумали не в СССР.

Российские торговцы чаем с именем (Перловы, Губкины, Боткины, братья Поповы, Высоцкие, Вогау и другие) дорожили репутацией и за качеством товара следили особенно пристально. Они же для удобства покупателей придумали делить чай по сортам и присваивать ему в соответствии с этим конкретную цену, фасуя в более дешевую бумажную упаковку или более дорогие красочные металлические коробочки. Чайной столицей России считалась Москва: именно здесь располагались головные офисы ключевых игроков рынка.

К слову, одному из Перловых Москва обязана появлением знаменитого китайского дома на Мясницкой, который стоит по сей день: по легенде владелец фирмы очень хотел зазвать к себе в гости китайского посланника, приехавшего на коронацию Николая II, и ради этого велел переделать фасад и интерьеры в китайском духе. Но трюк не сработал - дипломат поехал на чай к племянникам коммерсанта.

Доливной чайник, заварка и традиция пить из блюдца
Российские аристократы обычно подражали европейской традиции чаепития, в том числе английской. В России тоже существовал обычай звать гостей к «пятичасовому чаю», а сам напиток заваривали непосредственно в процессе посиделок и могли употреблять с молоком или сливками (как у Пушкина в «Евгении Онегине»).

«Чай пьют купцы да извозчики, как любила повторять моя бабушка», - делится с нами Варвара Еремеева . Действительно, купеческая манера пить чай из блюдца сильно отличалась от европейской. Из той среды пришли едва ли не главные черты традиционного чаепития по-русски: обильный стол и продолжительность. Чай не просто «пили», им именно «напивались» до полного удовлетворения. Говорят, что стандартная порция (особенно в купеческой среде) состояла из семи-десяти чашек, а за столом проводили по несколько часов, обсуждая дела, новости, устраивая смотрины и т. д. К чаю подавали мед и варенье, куличи, пироги, сушки и пряники. Знаменитые чайные были не просто общепитом, а местом проведения социального досуга с элементами современного коворкинга.

Естественно, постоянно заваривать чай порционно непосредственно за столом в этом случае было не слишком удобно. Выход нашли в заваривании при помощи двух отдельных сосудов - с крепкой заваркой и с кипятком, которым ее по мере необходимости разбавляли до желаемого состояния. Поэтому трактирные чайники, которыми славилось фарфоровое производство Кузнецовых, были заварочные и доливные (часто они ставились один на другой). И сегодня у российских предприятий (например, у Дулевского завода или ИФЗ) можно найти подобный доливной чайник объемом несколько литров - чтобы не ставить на стол неромантичный электрический агрегат.

Чай с сахаром вприкуску
Знакомая многим из нас по быту бабушек и дедушек манера пить чай с сахаром «в прикуску» отсылает к долго существовавшим «сахарным головам», которые нужно было колоть на кусочки, и привычке экономить дорогую сладость (способ «в накладку» воспринимался как более расточительный). Практически забытая сегодня практика - во время чаепития вешать на плечи полотенце для утирания пота, прошибающего от горячего напитка.

Любимый сюжет русских живописцев
Хорошо узнаваемые сцены «за чаем» стали одним из самых популярных сюжетов для росписи федоскинских лаковых шкатулок и чайниц (коробочек для хранения, запиравшихся на ключ). А также сюжетом для натюрмортов отечественных живописцев.

Чай в подстаканнике
Еще одно достояние отечественного быта, появившееся на свет благодаря чаю, - подстаканник, изобретенный задолго до революции 1917 года для удобства тех, кто предпочитал употреблять модный напиток из стаканов. Сегодня у многих этот предмет ассоциируется с РЖД и некоторой казенностью. Но только до тех пор, пока не увидишь антикварные экземпляры или современные изящные произведения художников по металлу. Такой подстаканник обычно выполнен из серебра или с посеребрением и является довольно дорогим аксессуаром. Зато колорит гарантирован.

«Сладкое» к чаю
Судя по тому, что из всего состава старинных сервизов во многих семьях часто выживал один молочник или сливочник, английская традиция пить чай с молоком после была не слишком распространена. И в СССР больше прижился «купеческий» вариант чаепития с заварочным чайником, длительными посиделками и главное - сладостями.

Факт: Ни один русский не предложит гостю просто кружку чая и сахар: можно называть это особыми традициями гостеприимства, можно - просто любовью к зефиру, «Юбилейному» печенью, халве и прочим исконно русским атрибутам чаепития. Рекомендация «покупать сладости к чаю вместо вина, когда идете в гости в России» фигурирует как совет №1 в справочниках для экспатов.

В правилах этикета сказано, что вопрос о поднятии чашки во время чаепития решается в зависимости от того, на каком расстоянии располагаются гости от стола. Если напиток подается за , поднимать блюдце не нужно, достаточно только приподнять чашку и поднести ее ко рту. В том случае, если чай подается на низком журнальном столике, тарелочку вместе с чашкой нужно поднять левой рукой до уровня груди и держать в таком положении до окончания чаепития. Правой рукой гость аккуратно берет чашку, делает один-два глотка и ставит ее обратно.

Обычай поднимать чайную пару вызывает столько споров потому, что в фильмах, описывающих аристократический быт 19 века, дамы во время чаепития пьют чай, держа посуду на уровне груди. Это объяснимо: аристократки в то время носили жесткие корсеты, которые не позволяли им наклоняться к столу, поэтому правила этикета разрешали женщинам поднимать блюдце, дабы не облиться. Сегодня этот обычай устарел, и женщины пьют чай также, как и мужчины.

Существуют особые правила поведения за столом в том случае, если чай подается с лимоном. Кусочек лимона подхватывается из чашки ложечкой, аккуратно берется кончиками пальцев и укладывается на то блюдечко, которое подавалось вместе с чашкой. После этого ложка кладется обратно, чашка поворачивается ручкой вправо, и чаепитие продолжается.

Пить напиток из блюдца нельзя ни при каких обстоятельствах. Еще 100 лет назад употребление чая из блюдца считалось нормальным у представителей мещанского и купеческого сословия. Поскольку сегодня сословий нет, поведение свидетельствует лишь о низком уровне культуры и незнании правил этикета.

Правила кофейного этикета

Во время употребления кофе действуют те же правила, что и во время чаепития: если до стола достать тяжело, блюдце можно поднимать до уровня груди. Помимо самого напитка, на стол подаются сливки, сахар в сахарнице, молоко. Кофе с молоком или сливками, а также кофе-глясе подаются в чайных или специальных чашках на чайных тарелочках. Эти тарелочки поднимать вместе с чашкой не положено.

При сервировке на покрытый скатертью стол в первую очередь ставятся блюдца, на них - чашки. Ложечка кладется также на блюдечко. Размешав сахар, гость может положить ложечку либо на тарелочку в ту же «позицию», либо перевернуть ее «трамплином» и положить так, чтобы верхняя часть касалась блюдца, а нижняя опиралась на стол.

Другие отвары
Для любых предложений по сайту: [email protected]