С какого числа у змей брачный период. Змеиная свадьба и день россии
В очень теплый и тихий апрельский день я шел вдоль оврага у опушки леса. Орешник уже отцвел; длинные поникшие сережки лишь кое-где пускали облака желтой пыльцы, когда я задевал за ветви. Желтые бабочки-крушинницы летали над солнечным прогретым склоном. Впереди неожиданно послышался легкий шорох сухих листьев. Я внимательно присмотрелся - в трех шагах от меня, у корней орешника сплетался и перевивался большой клубок змей. Это были гадюки, нежившиеся на солнце; я сразу их узнал. Все как одна - желтовато-серые с черным зигзагообразным рисунком на спине, крупные, толстые, с маленькой угловатой головой и коротким хвостом. Клубок опутывал несколько тонких стволиков орешника. Хвосты и головы змей торчали во все стороны, появлялись то тут, то там; гибкие лоснящиеся тела переливались между другими телами, покачивая побеги орешника. «Гадючья свадьба» - целый клубок ядовитых тварей! Мне показалось, что тут их не меньше двух десятков. Медленно пятясь, я отошел шагов на десять, вырезал крепкую дубинку и, крадучись, вернулся обратно. Змеиная свадьба продолжалась. Легкий, и как мне тогда казалось, какой-то зловещий шелест все еще слышался там, где извивался этот живой клубок. Я взмахнул дубинкой и опустил ее что было силы, метя в середину клубка. Ветви орешника смягчили удар, да и сам клубок обладал, очевидно, большой упругостью. Верхние живые петли задергались, послышалось протяжное злое шипение, сильный шорох листьев. Клубок стал быстро расплетаться. Часть змей тут же заползла под опавшие листья. Я уда-рил еще раз, два и три, сокрушая ветви орешника, но подбил только одну змею. Другие кинулись во все стороны, прячась под кустами. Их было около дюжины. Некоторые уползали, как были, - сцепившись попарно, волоча одна другую.
Ни до, ни после я не видел сразу столько крупных гадюк (много позже Н. В. Шибанов - большой знаток биологии рептилий сказал мне, что немногим натуралистам удавалось наблюдать момент весеннего спаривания этих змей). Когда затих шум сражения и ничто, кроме побитых кустов, не напоминало о случившемся, мой охотничий азарт и ненависть к змеям как-то вдруг остыли. Мне стало не по себе. Этот овражек я знал давно. Много раз собирал в нем грибы и цветы, делал зарисовки. И ни разу не видел даже самой маленькой, захудалой гадюки. А тут целая куча! Невольно думалось, как много неизвестного, загадочного, быть может, страшного еще скрывается под обманчивой личиной знакомых рощ и оврагов, поросших орешником! Как мало я знаю о скрытой жизни «своих владений!»
Признаться, я плохо спал в ту ночь и долгое время вздрагивал при мысли о плавных извивах ядовитого клубка. Наверное, подсознательное воспоминание о страшной, синей, опухшей ноге крестьянского мальчика, бессильно повисшего на руках его заплаканной матери, питало мою неприязнь к змеям. Я видел эту сцену ребенком на одной из переправ через Волгу. Мальчик искал землянику и наступил на змею. В жаркий день двенадцать верст бедная мать несла его на руках по лесным тропам и столько же оставалось ей до уездной больницы за переправой через Волгу. Фантастические рассказы домашних о «страшных змеях», слышанные в детстве, подогревали эту ненависть к ползающим тварям.
Только в университете мне удалось преодолеть безотчетный страх и неприязнь, которые вид змеи обычно вызывает у большинства людей. Правда, змеи не стали специальным предметом моих научных работ, но в некоторых зоологических экспедициях я собирал и вскрывал их десятками. На юге Туркмении мне пришлось работать с небольшой группой студентов в районе, где водятся четыре вида ядовитых змей, в том числе песчаная эфа (ехидна), кобра и огромная персидская гадюка - гюрза. Гюрза встречалась особенно часто. Иногда за короткую вечернюю экскурсию змеи этого вида попадались четыре или пять раз. Днем в сильный зной они скрываются в норах и выходят, когда земля начинает несколько остывать (летом в этих местах песок нагревается до 60-70°, что не доставляет особого удовольствия даже южным видам ящериц и змей). Кочуя налегке вдоль реки Мургаб, мы останавливались на ночлег где придется и спали на песке под защитой легких марлевых пологов.
Помню, однажды на вечерней заре большая кобра заползла в нору песчанки метрах в двух от моего изголовья. Переселяться куда-нибудь было поздно, да и не имело особого смысла. Гюрзы и кобры могли встретиться на любом другом месте ночлега. Я верю в точность научных данных, а они говорят, что кобры первые не нападают на человека. Значит, нужно поменьше вертеться ночью, чтобы случайно не задеть неприятную соседку, если она близко подползет к пологу.
Но насчет спокойного сна можно было не сомневаться. Ночь стояла прохладная, лунная. Свежий ветерок тянул с гор, от Афганистана. Истомленные за день нестерпимым зноем, мы быстро уснули, и я могу сказать, что забыл о неприятном соседстве, едва голова моя коснулась маленькой походной подушки. Ядовитые змеи опасны для тех, кто плохо их знает, невнимательно смотрит на окружающее. Они кусают в босую ногу, если наступить на них, кусают в руку, если неосторожный человек забирает в охапку вместе с сеном или хворостом отдыхающую в нем гюрзу. Зоолог должен знать привычки и повадки ядовитых змей, средства предохранения от укусов и первые меры помощи. Для него змея такой же «объект изучения», как мелкие грызуны, от которых можно получить опасные заболевания, как рыба с ядовитым уколом острых лучей плавников или крупные хищные звери. Помня об этих возможных неприятностях, приходится менять приемы обращения с животными и только.
В древнейшие времена этот день 22 июня считался недобрым. В календаре наших предков эта дата значилась как день Скипера-Змея или змеиный день. В легенде о нем говорится, что после рождения Перуна – бога князей и воинов, отвечающего за государственные устои и дающего победу в битвах, на Землю Русскую пришел Скипер-Змей со своим воинством, похитил младого Перуна и спрятал его в глубокий погреб, напустив на него мистический сон.
Перун стоит на защите мира Богов и людей, он каратель зла, ведущего к погибели этих миров. В древности, в своих деяниях князья старались уподобится Перуну. Потому то в разные времена и в разных славянских землях был утвержден ему различный княжеский культ. На случайно, такие слова как «первый», «им-ператор», «им-перия» - созвучны имени Перун. Поэтому согласно легенде, когда силы этого Бога были нейтрализованы Скипером-Змеем, на землю русичей пришла беда (со всех сторон полезли вороги).
С тех пор этот день на Руси не очень любили и часто именно на него приходились посягательства врагов. Считалось, что в этот день можно было услышать, как стонет «Мать Сыра Земля», если припасть к ней ухом, а в полях увидеть мышиные и волчьи стаи, кружащих воронов, знамения смерти и бед.
Люди, оставшись без своего главного защитника от темных сил, обратились к светлым Богам с просьбой разыскать Перуна и пробудить его от мистического сна. После долгих поисков Велес – бог дикой природы, Хорс – бог Солнца и Стрибог – бог ветра и непогоды, смогли найти и разбудить Перуна.
Время этого деяния, согласно приданиям, пришлось как раз на весну, и Перун о своем пробуждении известил людей первой грозой (отсюда понятна и наша любовь к грозе в начале мая), и с тех пор люди радостным звоном и криком каждую весну приглашают его пролить на землю дающую жизнь влагу.
В народном представлении сохранилось и такое имя бога как Перун-Громобой, бог грома и молнии. Он видится как высокий, осанистый мужxbyf с черными волосами и длинной золотой бородой. Просыпаясь весной, он разъезжает по небу на колеснице с острыми молниями и радугой в руках. Он же раскалывает молотом землю и небо, разрушает колдовское Кощеево царство, наказывает Скипер-змея.
Об этих событиях очень красиво и поэтично рассказано в песнях птицы Гамаюн.
Православные 22 июня празднуют День Исаакия, в народном календаре - день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу. Во многих населенных пунктах до сих пор остались «проклятые места», так называемые «змеиные горки».
Змея вызывала во все времена у людей трепет, страх, ужас и отвращение. Люди очень боялись змей, но в тоже время и обожествляли их, поклонялись им и использовали их дар для исцеления. Культ змеи был широко распространенным в древнем мире.
Змея - это знание, сила, коварство, утонченность, хитрость, тьма, зло и порча, а также Искуситель.
В народном воображении змея, как правило, является живым олицетворением всего нечистого, всего злого, лукавого, вредоносного. «Змея умирает, а все зелье хватает!» - отзывается народ наш о злых, жадных до неправедной наживы людях; «Сколько змею ни держать, а беды от нее ждать!» - о лукавых; «Выкормил змейку на свою шейку!», «Отогрел змею за пазухой!» - о черной неблагодарности.
Суеверные люди приписывали змеям силу чар в различных случаях жизни Так по народным поверьям, «луговая» змея может исцелить даже смертельно больного человека.
В народных преданиях упоминаются и добрые змеи. Это и уральский Великий Полоз, и некая змея-деньгоносица, которая помогает разбогатеть тем, кого любит, и дворовая змея, в которую воплощается домовой или дворовой - дух-охранитель дома. Белая змея, главная над ними всеми (ее еще называют змея Скарапея) может научить человека постижению тайн природы, а убивший ее начинает понимать язык птиц и зверей.
Встреча со змеей - предзнаменование каких-то необыкновенных событий. Увидеть змею, ползущую со двора, - к беде, во двор - к радости. Встреченную на улице, во дворе или в доме змею убивать нельзя, потому что это домовой принял ее образ, а потом может отомстить: пожар наслать или уморить кого-нибудь из домашних.
У змей есть свои праздники, и в эти дни они очень опасны. Так, на Исаакия (22 июня) все они ползут праздновать свои змеиные свадьбы. Боже упаси человеку встать на пути их поезда - живым не уйдет. В этот день в лес лучше вовсе не ходить. Точно так же как и на Вознесенье (27 сентября), когда все змеи скрываются под землёй.
Поверья о змеях, легенды и мифы наделены порой совсем уж фантастическими вещами, которые современному человеку покажутся сказочным вымыслом. Но в древние времена люди верили змее, поклонялись ей, хоть и страшились встрече с нею. Благодаря древним рецептам сегодняшний мир может пользоваться во благо змеиным ядом, жиром, которые нашли своё место среди аптечных полок в ряде лекарственных препаратов.
Бояться змей не нужно, просто нужно с осторожностью подходить к возможной встрече с ними. Давайте не будем причинять вред братьям нашим меньшим, вспомним о старых поверьях. Природа не может творить чудовищ, это уже человеческая прерогатива наделять творения Природы разными ужасными свойствами. Поэтому, давайте будем по возможности охранять и сохранять природу и её обитателей, не нарушать гармонии, а поддерживать её.
Советы по проведению праздника: В этот день можно познакомить детей с некоторыми интересными фактами про змей. Предложить им отгадать загадки об этих рептилиях и конечно же выполнить поделки на змеиную тематику.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой,
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
Лежит верёвка,
Шипит, плутовка.
Брать её опасно –
Укусит. Ясно?
Длинное, а не нитка,
Зла, а не ведьма,
Черна, а не ворон.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Проходи, кто очень смел
Из куста шипуля,
За ногу тяпуля.
У меня такая сила,
Что в воде, на берегу
Я любого крокодила
Победить легко могу. (Удав)
Злее прочих змей бываю,
Но при встречи в рост стою,
Тут же шею раздуваю,
Знак “Опасность!” подаю. (Кобра)
Это кто там лентой черной
К ручейку скользнул проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко,
А на маленькой головке
(Все об этом знать должны)
Пятна желтые видны. (Уж)
Несколько интересных фактах о змеях
- В Мексике дети играют не только с котятами и щенками, но и со змеями. Там водится травоядная змея, тело которой покрыто густой шерстью. Мексиканцы называют это – необычное мохнатое существо «домашней» змеей.
- Во Вьетнаме домашними животными считаются питоны. Змей содержат в больших железных клетках, так как длина их тела достигает одиннадцати метров. Питонов разводят как овец, коров, свиней. Из красивой змеиной кожи делают сувениры, шьют обувь и сумки. Из жира и костей приготавливают различные лекарства.
- Ядовитых змей используют в качестве сторожей там, где оказывается бесполезной электронная система. Так решили в Стокгольмском зоопарке, где воры похитили несколько редких животных. Индийские королевские коб-ры, выпущенные в помещение с электронной системой, полностью обезопасили сон как обслуживающего персо-нала, так и животных зоопарка.
- В азиатских странах можно встретить летающих змей. Они могут взбираться на верхушки деревьев и оттуда парить вниз, расправляя рёбра в стороны и превращаясь в подобие плоской ленты. Некоторые особи могут покрывать таким образом расстояния до 100 метров.
- Африканская яичная змея уникальна тем, что может питаться исключительно яйцами птиц, диаметр которых может значительно превосходить размеры самой змеи. Удаётся ей это благодаря очень подвижным соединениям костей черепа, малоразвитым зубам и особым отросткам шейных позвонков. Именно благодаря им змея вскрывает скорлупу, проглатывая жидкость и выплёвывая затем остатки скорлупы.
Няня-змея
Знаете ли вы, что услугами нянек пользуются не только люди, но и, например, совы? В качестве этих самых нянек североамериканские совки используют… узкоротых змей.
Это очень маленькие змейки, которые обитают под землей, но совы выуживают их из-под земли и заботливо перекладывают в свои гнезда.
Там совы подкармливают змей личинками жуков и других насекомых, которыми те питаются, а змеи видимо в благодарность охраняют гнезда и птенцов от всех охотников ими поживиться. Ведь несмотря на то, что узкоротая змея очень маленькая, она все-таки змея!
Ученые обнаружили таких нянек чуть ли не в каждом пятом гнезде североамериканских совок. Причем, как удалось выяснить, птенцы в таких гнездах мало того, что имеют гораздо больше шансов выжить, чем их сверстники без няни, так они еще и развиваются гораздо быстрее. Вот такая вот няня-змея!
И не только они вызывали стрессовые ситуации, посему как если в вашей дорожной сумке в мешочках с высушенным чабрецом поселилась мышь, и более того, вывела с десяток голого, скользкого, шевелящегося потомства, которое вы обнаруживаете, засунув туда руку, согласитесь, это малоприятно.
Или вытащив чистую кофточку и случайно ее распахнув, прежде чем одеть, обнаруживаешь там скорпиона. Или ставишь палатку в темноте, и она оказывается на гнезде фаланг, которые начинают ее обживать, как свою.
Или когда в прохладу твоей полатки забирается змея. И т.д. и т.л.
Вообще-то змеи - незлобивый народ, главное, - не оказаться на дороге к ее норе или, что хуже, стоящим на ней, когда вы оказалась визави.
Однажды одна наша лаборантка исполнила танец на кобре, будучи в шлепанцах. Фигура танца заключалась в попеременном подпрыгивании то на одной, то на другой ноге, вместо музыки шел визг на ультазвуковой границе. И ничего - все остались живы.
Сначала Валера на нее поглядывал время от времени, а потом, увлекшись, совсем про нее забыл. И опомнился примерно через полчаса, поняв, что раскапывая яму, все время отбрасывал землю в ее сторону. И что же? - бедняжка все так же стояла и все качалась, и качалась.
Но! Однажды весной, идя руслом речки и не желая из него выбираться оттого, что на дороге попался островок зарослей с внутренней площадкой длиной всего метров в 15-20, а решив пройти сквозь него, Валера проломился сквозь кусты и...
Это была змеиная свадьба или правильнее сказать сто свадеб, справлявшихся одновременно. А м.б. и больше - никто не считал. Все свободное пространство представляло собой кишащую массу гюрз. На мой вкус, самых отвратительных из ядовитых змей, больших (2 и больше метров), толстых, серых, в общем, ужасно гадких.
Увидев эту картину, Валера резко развернулся и дал оттуда ходу. И что вы думаете, - вся эта свора кинулась за ним в погоню. Из русла речки Валера взлетел на грунтовую дорогу и помчался по ней, а за ним, шипя, неслась эта орава.
Постепенно одна за другой они отказывалась от погони, и поток сзади Валеры все рядел и рядел. И когда там осталось всего несколько змей, наш герой остановился и приготовив оружие - лопату, решил дать бой. Но преследователи оценили эту ситуацию правильно - развернулись и поползли восвояси.
Мы потом рассуждали, почему они не догнали беглеца - не могли или не хотели? М.б. их главной задачей было попугать и угнать подальше от своего дворца бракосочетания?
Ответ неизвестен..
Но продолжать маршрут Валера был не в состоянии и вернулся в лагерь.
Вот часть из тех милых созданий, против которых в наши годы не было сыворотки, т.е. она где-то существовала, но в экспедиции не выдавалась.
Один юный натуралист однажды устроил бой скорпиона с фалангой, посадив их в одну банку. Не буду вас мучить вопросом - кто победил, - победила фаланга. Эта зверушка ядовита только весной, т.к. в ее обычае убивать и съедать своего супруга после брачной ночи, и она заражена трупным ядом. И вот интересно многие годы их было так много, и это было ужасно гадко, т.к. они ползали по вещам, людям, не ползали, а носились на скорости даже. А потом в какой-то год их просто не стало, почему - неизвестно. А вот змеи были всегда.
пример свадьбы |
Говоря о совпадении древних языческих и современных «светских» праздников, мы забыли рассказать прошедшем 12 июня «ДНЕ РОССИИ».
В русском языческом календаре на этот день, а также предшествующую ему и следующую за ним ночи, приходится весьма важный, но почему то игнорируемый современными неоязычниками праздник – «ЗМЕИНАЯ СВАДЬБА» или «ЗМЕЕВИК».
В народном календаре – день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу. Во многих населенных пунктах до сих пор остались «прóклятые места» – так называемые змеиные горки.
Вереницы змей ползут по лугу, свиваются на лесных колодах. Не пытай в этот день судьбу. Послушай, как притихла земля, не ходи в лес, не тревожь густых трав, остерегись. От укушения змеи в Исакия Змеёвника ни один колдун не может заговорить. Семиглавый змей ведёт сегодня свою свадьбу змеиную.
Это праздник зачатия былинного князя (бога) Волха/Вольги, родоначальника и патрона волхвов, охотников, разведчиков и разбойников.
В былине сказано о происхождении Волха/Вольги от Лютого Змея [Горыныча]: «Ходила-гуляля молода княжна/ Марфа Всеславьевна,/ Она с каменю скочила на Лютова на Змея <Горынича>;/ Обвивается Лютой Змей/ Около чебота зелен сафьян,/ Около чюлочика шелкова,/ Хоботом бьет по белу стегну,/ А втапоры княгиня понос понесла,/ А понос понесла и дитя родила»
В славянском фольклоре рождение героя от Змея является довольно распространенным сюжетом. При этом, связь Змея и смертной женщины «вообще не считалась грехом и воспринималась положительно, поскольку в результате ее рождались юнаки <…> Детей, рожденных от Змея, считали героями, юнаками или людьми, обладающими необыкновенными, но положительными свойствами – огромной силой, способностью отвращать градовые тучи, убивать алу и других демонов. Многие болгарские и сербские исторические лица <в том числе и русская царская династия Романовых> считались сыновьями змея».
Согласно поверьям южных славян: «Беременность женщины, вынашивающей змея, протекает ненормально долго – 11, 15, 20 месяцев или три года. Ребенок-змей т.н. змейчето (болг), рождается с крыльями под мышками (ю.-слав.), от рождения обладает необычайной силой и начинает ходить на второй или третий день (макед.). Узнав о рождении змейчета, ночью собирались девять или двенадцать девушек или старух, молча пряли пряжу и шили ему однодневную рубашку, чтобы закрыть крылья (болг., макед.); после облачения ребенка в такую рубашку, он получал огромную силу и мог воевать с алами (болг.). При рождении змея мать ребенка должна выйти ночью нагой на крышу дома и крикнуть: «Слушайте люди! У меня родился маленький царь на земле!».
Для лечения от змеиных укусов традиционно применялись некоторые травы. В Воронежской губернии, растравив рану, кладут на неё черторыз (гадючник, таволга), о котором говорят, что чёрт перегрыз у него главный корень, а бог отрастил несколько малых корешков. Владимирцы прикладывают к ране изжёванный корень любистка и ужачки. В Сибири – ужавник, в других местах – медуницу, тёртый свежий корень конского щавеля.
В старину вытопленное из убитой змеи сало служило целительным средством от рожистых воспалений. Змеиную шкуру тоже прикладывали к болящему, изведенному нарывами телу.
С этого, змеиного, дня садят бобы, перед посадкой вымачивая их в «озимой воде», натаянной из мартовского снега, собранного заранее по лесным оврагам. «Уродитесь, бобы, и крупны, и велики, на все долина старых и малых, на весь мир крещёный!» – приговаривают огородники, сажая их. Бобы сажают с надеждой на бобовое толокно да бобовые каши. Сваренные и остуженные бобы лучше ячменя очищают желудок.
Поговорки и приметы:
В этот день нельзя убивать змею. Если убить змею и повесить на березу, пойдет дождь. Идут поездом в этот день змеи ползучия на свадьбы змеиныя. Средь ряски – змеиные пляски. С этого, змеиного, дня садят бобы, перед посадкой вымачивая их в «озимой воде», натаянной из мартовского снега, собранного заранее по лесным оврагам. А еще бытует присказка: «Чужую беду на бобах разведу, а к своей ума не приложу». Магдалена кукушку присылает (белорус., католич.).