Что такое кошерная еда. Что такое «кошерная» еда
Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:
«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.
Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.
Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.
Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?
Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.
Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.
Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.
Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.
Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.
Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.
70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.
В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.
Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.
Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.
До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.
Отношение к крови в еврейской традиции
Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.
Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!
1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис. Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии. Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.
Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!
Что же такое «кошерная пища»?
В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.
Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.
Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.
В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».
Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.
Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).
Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.
Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (; ). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.
Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (; ). Это ничем не мотивируется.
Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.
Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.
Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.
Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!
Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.
Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!
Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.
Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.
Как христианину относиться к кошерным продуктам?
Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.
Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» () были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.
А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.
В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» () — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.
Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» () должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.
Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»
Впервые с вопросом «что значит «кошерный» я столкнулся в студенческие годы. В Москве мне встретилось небольшое кафе «Кошерная еда» . Я знал, что «кошерный» как-то связано с евреями, но больше ничего. Не постеснявшись, я зашел на чашку кофе. Заодно и спросил, что значит название кафе.
Значение слова «кошерный»
«Кошерный» значит чистый , то есть пригодный для использования. У евреев, а именно у исповедующих иудаизм, это понятие касается продуктов, употребляемых в пищу и предметов, используемых в быту. Прежде всего это касается пищи. Вот примерный перечень запретов, связанных с кошерностью:
- нельзя употреблять в пищу кровь ;
- нельзя есть хищных живых существ и яйца хищных птиц ;
- земноводные, пресмыкающиеся, насекомые - тоже под запретом;
- не всякая рыба считается кошерной, только с плавниками и чешуей;
- нехищные животные считаются кошерными, если они жвачные и парнокопытные одновременно;
- свинина - некошерная пища.
Практическое значение понятия «кошерный»
Для чего так много правил? Прежде всего надо сказать, что эти правила происходят из иудаизма и являются религиозными. И, действительно, их не просто объяснить. Как мне рассказали, однозначных медицинских исследований обосновывающих кошерность каких-то продуктов нет. Есть предположение, что такие правила ограничивали общение набожных евреев с неевреями . Кроме того это содействовало консолидации еврейского общества. Евреи держатся друг за друга и каждый из них в любом городе может найти себе единомышленников. Вдобавок я слышал о большом количестве философских и религиозных ответов на вопрос «что значит «кошерный» и зачем это нужно?». Например, не стоит употреблять в пищу кровь и мясо агрессивных животных, чтобы не перенять их злобу и многое другое.
Что значит «кошерный» в бизнесе
Предприимчивые евреи уже давно стали использовать правила кошерности, чтобы зарабатывать . Кафе в Москве - один из примеров. Если не ошибаюсь, годовой оборот рынка кошерных продуктов сегодня составлякт более 100 млрд долларов. Существуют специальные организации, которые проверяют продукты на кошерность. В Израиле с 70-х годов большинство крупных торговых сетей реализует только кошерные продукты. От рассказа владельца кафе я остался под впечатлением. Практического смысла придерживаться кошерного питания я не заметил, а вот социальный, объединяющий аспект этих правил действительно очень важен.
Религиозные правила употребления еды взяты не с потолка и в основном это древние упрощенные санитарные нормы и правила ЗОЖ (на имеющемся тогда уровне знаний). Впрочем, часто эти законы устаревают под натиском научных знаний. Например, все мы слышали о «кошерной» еде, давайте разберемся, что же такое «кошерная» (и некошерная) еда.
«Кошерная » — это любая еда (пусть даже из китайской кухни или русской народной), но соответствующая строгим законам «Кашрута» (дозволенность чего-либо с точки зрения законов, содержащихся в Торе, Талмуде и т.п.)
Само по себе слово «кошер» означает «дозволенный», слово «кошерный» — это просто русское производное означающее, что еда соответствует правилам иудаизма.
Кошерный Макдоналдс в Буэнос-Айресе.
Вопреки распространенному заблуждению, раввины или другие религиозные деятели не «благословляют» пищу, чтобы сделать ее кошерной. «Благословление» не имеет отношение к термину «кошерный».
Кошерность — не стиль приготовления пищи. Китайская пища может быть кошерной, если она приготовлена в соответствии с еврейскими законами, и есть много прекрасных кошерных китайских ресторанов в Филадельфии и Нью-Йорке.
И наоборот — традиционные еврейские продукты, например, бублики, блинчики, маца и суп шара могут быть не кошерными, если не были подготовлены в соответствии с еврейскими законами.
Некоторые законы кашрута устарели с точки зрения ЗОЖ
Многие современные евреи считают, что законы кашрута - просто примитивные медико-санитарные правила, которые устарели. Например, согласно современным научным знаниям нет никаких причин считать мясо верблюда или кролика менее здоровыми, чем мясо коровы или козы. Нет также прямых научных доказательств или наблюдений вреда от сочетаемости молочной и мясной продукции (а это не кошерно).
Впрочем логика тут прослеживается другая: верблюд (не кошерный для употребления в пищу) является более полезным в качестве вьючного животного, чем как источник пищи.
Краткий ответ, почему евреи соблюдают эти законы: потому что Тора говорит так. Тора не определяет никаких оснований для этих законов и традиционному еврею нет необходимости видеть любые другие причины. Более развернутый вариант из книги «Быть евреем» раввина Хаима Галеви Донин: соблюдение законов — это такой самоконтроль, чтобы научиться контролировать даже самые простые, основные инстинкты.
Мы приведем здесь основные правила кошерности с комментариями Зожника.
Основные правила кошерного питания
Законы кашрута вытекают из нескольких довольно простых, понятных правил:
1. Некоторые животные не могут быть съедены полностью. Это ограничение включает в себя плоть, органы, яйца и молоко животных, которые запрещены.
2. Из животных, которые могут быть съедены, птицы и млекопитающие должны быть убиты в соответствии с еврейским законом.
3. Вся кровь должна быть удалена из мяса и птицы до ее приготовления.
4. Некоторые части разрешенных животных не могут быть съедены.
5. Фрукты и овощи разрешены, но должны быть проверены на предмет частей, которые не могут быть съедены.
6. Мясо (мясо птицы и млекопитающих) не может быть съедено вместе с молочными продуктами. Рыба, яйца, фрукты, овощи и зерно можно есть с любым мясом или молочными продуктами. (По некоторым мнениям, рыба не может быть съедена с мясом).
Нет никакого научного или медицинского подтверждения вреда от сочетания в пище молочных и мясных продуктов. Важно при этом понимать, что и мясо, и «молочка» — это продукты, богатые белком. Белковые продукты — «тяжелые», требуют больше усилий для организма для их переваривания. Именно на переваривание белковой пищи тело может тратить до 30% энергии, которую от них получает ().
7. Посуда (в том числе кастрюли и сковородки и другие поверхности для приготовления пищи), которые вступают в контакт с мясом, не могут быть использованы с молочными, и наоборот. Посуда, которая вступила в контакт с пищевыми продуктами не кошерного происхождения, не может быть использована с кошерной пищей.
8. Виноградные продукты, сделанные не евреями, не могут быть съедены.
9. Есть несколько других правил, которые не являются универсальными.
А теперь чуть подробнее по этим вопросам.
Животные, которые не могут быть съедены
Из «зверей земных» можно съесть любое животное, которое имеет раздвоенные копыта и является жвачным . Любое наземное млекопитающее, которое не имеет оба эти качества, запрещено. Тора указывает, что верблюды, тушканчики, зайцы и свиньи не являются кошерными, поскольку у каждого из них не хватает одного из этих двух квалификаций. Крупный рогатый скот, овцы, козы, олени, зубры являются кошерными.
Из «водных» созданий вы можете есть все, у чего есть перья и чешуя. Таким образом, из моллюсков, таких как омары, устрицы, креветки, моллюски и крабы, все запрещено. Рыбы, например, тунец, карп, лосось и сельдь - разрешены.
Полное исключение некоторых полезных морепродуктов с одной стороны обедняет рацион некоторыми микроэлементами. С другой стороны — имеются некоторые :
Для птиц, критерии менее ясны. Тора предоставляет список запрещенных птиц, но не уточняет, почему именно эти птицы запрещены. Все птицы, включенные в список являются либо хищными птицами, либо падальщиками, раввины утверждают, что это и было основой для их различия.
Другие птицы разрешаются, например, курицы, гуси, утки и индейки .
Грызуны, рептилии, амфибии, насекомые - запрещены.
Кошерный убой
Млекопитающих и птиц, которые могут быть съедены, должны быть забиты в соответствии с еврейским законом. Запрещено есть животных, которые умерли от естественных причин или были убиты другими животными — что вполне логично с точки зрения здоровья.
Кроме того, животные не должны иметь заболеваний или недостатков в органах в момент убоя. Эти ограничения не распространяются на рыбу, только мелкий и крупный скот.
Существуют специальные правила кошерного убоя животных. Смысл их сводится к минимуму боли, испытываемую животным перед смертью. И в этом есть важный смысл.
Комментарий на эту тему шеф-повара ресторанов Delicatessen и «Юность» Ивана Шишкина, данные «Афише»:
Если перед забоем животное испытывает страх или стресс, запас гликогена в мышцах падает и после забоя естественный процесс падения pH в мышцах замедляется или останавливается. Есть такой феномен dark, firm and dry meat - темное, жесткое, сухое мясо, полученное в процессе неправильного стрессового забоя. Оно имеет более высокий pH и имеет свойство к сдерживанию воды внутри. На вид такое мясо становится жестким и темным, что снижает его привлекательность для покупателя. Повышенный pH приводит к тому, что мясо быстрее портится: многие болезнетворные бактерии охотнее выживают в менее кислотной среде.
Острый нож, называемый challef, используется для вскрытия горла животного, заставляя животное немедленно потерять сознание.
Если процесс не сделан правильно, или животное не кошерное, или животное убили охотники не в соответствии с библейскими законами кашрута, евреям запрещено есть это мясо.
Обескровливание
Тора запрещает потребление крови. Евреи не едят кровь, потому что жизнь животных (в буквальном смысле, душа животных) содержится в крови. Это относится только к крови птиц и млекопитающих, но не относится к крови рыбы.
Яйцо, которое содержит очень мало крови, может быть съедено. Также в соответствии с кашрутом хорошая идея — разбить яйцо в стакан или чашку, чтобы проверить его на предмет свежести и пригодности в пищу, прежде чем положить его в разогретую сковороду. Это простое правило следует взять на заметку всем кулинарам независимо от вероисповедания.
Согласно кашруту последствия могут быть серьезными — если вы вдруг разбили окровавленное яйцо в разогретую сковороду или кастрюлю, эта посуда становится не кошерной. На ней больше нельзя готовить кошерную пищу.
Если Ваш рецепт требует несколько яиц, разбейте каждое в стекло по очереди, так что вы не тратите все яйца, если последнее не является кошерным.
Запрет на жиры и нервы
Кашрут требует внимательного отношения к разделке мяса. Седалищный нерв и прилегающие к нему кровеносные сосуды не могут быть съедены. Процесс удаления этого нерва занимает много времени и не является экономически эффективным, так что большинство заготовителей кошерного мяса, просто продают задние конечности не кошерным мясникам.
Определенный тип жира, который окружает жизненно важные органы и печень, не могут быть съедены. Кошерные мясники также удаляют эту часть туши.
По утверждению некоторых источников, ученые нашли биохимические различия между этим видом жира и допустимыми жирами вокруг мышц и подкожным жиром.
Кошерные овощи и фрукты
Все фрукты и овощи являются кошерными, но есть несколько нюансов .
Червоточины и червивые фрукт и овощи — не кошерны. Фрукты и овощи, которые падки на такого рода повреждения, должны быть проверены, чтобы гарантировать, что они не содержат червоточин и гнили. Листовые овощи, салат и зелень, клубника и малина должны быть тщательно проверены.
Кроме того, отдельно прописывается запрет на продукцию из винограда, сделанную не евреями. Вино широко используется в ритуалах всех древних религий. По этой причине использование вина и других продуктов винограда, сделанных не евреями, была запрещена.
Настоящий еврей должен пить только «кошерные» вина — то есть вина, сделанные евреями.
Разделение мяса и молочной продукции
В Торе есть фраза «не вари козленка в молоке матери его». Устная Тора объясняет, что этот отрывок запрещает есть мясо и молочные продукты вместе. Кроме того, Талмуд запрещает приготовление мяса и рыбы вместе.
Это, однако, допускает есть рыбу и молочные продукты вместе .
Также допустимо есть молочные продукты и яйца вместе .
Это разделение включает в себя не только пищу, но и посуду, кастрюли и сковородки, в которой они приготовлены, тарелки и столовые приборы, из которых едят, посудомоечные машины и раковины в которых они очищаются, губки и полотенца, которыми вытирают посуду.
Кошерные бытовые условия должны включать в себя минимум два набора посуды - одни для мяса, другие - для молочных продуктов.
Впрочем, как мы уже отвечали выше этот строгий и ключевой запрет не находит поддержку в виде научно-практичного объяснения. Совмещать мясную и молочную продукция согласно последним научным знаниям не вредно с точки зрения ЗОЖ.
Кошерные принадлежности
Посуда (кастрюли, сковородки, тарелки, столовые приборы и т.д., и т.п.) должны быть кошерными. Посуда поднимает кошерный статус пищи, приготовленной в ней. Таким образом, если вы готовите куриный суп в кастрюле, кастрюля становится посудой для мяса.
Кошерный статус может передаваться от пищи к посуде или от посуды к пище только в присутствии тепла (и в том числе острых специй) или при длительном контакте с огнем, поэтому, если вы едите холодную пищу в не кошерных условиях, это не является проблемой. Например, для мороженого (молочный продукт) посуда не имеет значение, потому что оно — холодное.
Это также означает, что вы можете использовать один и тот же нож, чтобы отрезать ломтик колбасы и сыра, но это не рекомендованная процедура.
Столкновение старинных законов с современными приборами может являться до комичного серьезной проблемой. По идее, необходимо иметь 2 посудомоечные машины — для «молочной» посуды и «мясной». Однако, здравый смысл в современном толковании Торы берет верх и разрешается либо иметь отдельные отсеки под молочные и мясные блюда в «посудомойке», или еще проще — запускать в посудомоечной машине отдельно мясную и молочную посуду.
Кашрут сертификация
Задача поддержания кошерной пищи значительно упрощается широко распространенной сертификацией кашрута. Продукты, которые были сертифицированы как кошерные, помечены знаками, которые обычно определяются раввинами или организациями по сертифицированной продукции.
Знаки «кошерности» пищевой продукции.
Пример кошерной сертификации на отечественных макаронах.
Процесс сертификации не связан с «благословением» пищи, а, скорее, речь идет о рассмотрении ингредиентов, используемых, для приготовления пищи.
Также рассматриваются процессы, при которых пища готовится, проводятся периодические проверки перерабатывающих предприятий, чтобы убедиться, в том, что кошерные стандарты поддерживаются.
Кошерным считается мясо тех животных, которые жуют жвачку и имеют парные копыта: овцы, козы, коровы, оленя. Нельзя включать в рацион мясо свиньи, собаки, кролика, кота, лошади, медведя, верблюда, кита, тюленя, льва и других животных, которые относятся к классу хищных. Не употребляют в пищу, мясо из больного животного, или же мясо животного, которого неправильно забили, а также мясо животного, которое умерло своей смертью.
Чтобы мясо стало кошерным, животное забивают, так чтобы причинить ему как можно меньше боли и страданий — одним движением при помощи острого ножа, а потом удаляют всю кровь: для этого мясо вымачивают в воде, солят и кладут на решетку, чтобы стекла оставшаяся кровь, а через час хорошо промывают.
Согласно еврейскому закону ‘ Не ешь крови (кровь принято считать признак живого существа)’ печень не допустимо варить или жарить на сковороде: её можно готовить только на открытом огне — продукт разрезается и промывается водой, солится и жарится над огнём, после термической обработки субпродукт следует еще раз промыть водой. Только после проделанных манипуляций он допускается к употреблению, или к варке(жарке) в специальной посуде для мяса.
В пищу не пригодны бедра животного, из которых не изъяты седалищные нервы, а также сало около желудка. Согласно заповеди: ‘ Не вари козленка в молоке матери его’ (Исх. 23:19),- нельзя смешивать мясо и молоко, даже есть эти продукты можно только с временным интервалом в 6 часов, а интервал между едой из молока и мяса не меньше двух. Под словом » молоко» в этой заповеди подразумеваются все молочные продукты: сметана, сыр, сливочное масло, творог, кефир. Выполнение этого предписания так тщательно, что для приготовления таких блюд используется разная посуда, которая стоит в отдельных шкафах. Евреи, имеющие достаточно финансовых ресурсов обустраивают две кухни: молочную и мясную.
Кошерными считаются такие птицы: гуси, куры, утки, индюки, перепелки, голуби и фазаны. Непригодными для пищи — множество хищных и диких птиц, среди которых орёл, пеликан, сова, ворона, аист, чайка. Нечистые и яйца этих птиц. Все птицы должны быть здоровыми и правильно забитыми.
По заповедям кашрута продукт от некошерного животного(молоко, яйца), тоже является некошерным. Например, нельзя есть черепашачьи яйца — черепаха относится к виду пресмыкающихся, которые негодны к употреблению. Молоко верблюда также считается трефовым. Исключением является мёд — продукт жизнедеятельности насекомых пчел.
Кошерная рыба
Подходящей для евреев считается та рыба у которой есть чешуя и плавники. К трефовым относят дельфинов, сомов, зубаток, угрей. Ракообразные (крабы, раки, омары, креветки) и моллюски (мидии, улитки, устрицы) считаются трефовыми(нечистыми) — не соответствующими принципам кашрута. Закон об запрете на кровь не относится к рыбе. К нечистыми продуктам жизнедеятельности рыб относится икра осетра. Рыба относится к паревным(нейтральным) продуктам её можно компонировать с молочными продуктами. Готовить мясорыбные блюда не рекомендуется с точки зрения медицины.
Тора запрещает кушать змей, лягушек и червей, а также всех насекомых (исключение четыре вида саранчи).
Другие кошерные продукты
Хлеб и вино, которые были сделаны не евреем, считается не кошерным. Во время праздника Пасхи запрещено употреблять хлеб для приготовления, которого использовались дрожжи. Вместо него евреи едят тонкие лепешки с муки и воды, называемые мацу.
Посуда
Столовые предметы могут стать некошерными, если на них выкладывались горячая трефовая еда. В семье где строго придерживаются законов об употреблении пищи такого произойти не может, но нарушения сего правила возможно во время похода в гости или ресторан.
Еду приготовленную из молока и мяса запрещено подавать вместе на стол.
Кошерная еда (продукт или пища ) – это та пища, которая соответствует древним еврейским диетическим законам – КАШРУТ. Само слово Кошерный можно трактовать как: правильный или подходящий. Соответственно еду которая отвечает всем правилам Кашрута, называют «кошерной пищей» — «здоровой пищей».
Что такое Кашрут, Кошерный и Кошерная пища – простыми словами.
Как уже стало понятно из первого абзаца, слово «кошерный» означает, что тот или иной продукт является хорошим и пригодным для употребления евреями с точки зрения их религиозного мировоззрения. Но, для того чтобы понять почему одни продукты считаются кошерными, а другие нет, нам стоит разобрать данную концепцию на простые составляющие.
Итак, мы уже знаем, что понятие «кошерный», происходит от свода правил – Кашрут. В свою очередь, Кашрут соответствует законам прописанных в Галахе. Для полноты понимания рассмотрим, что означают эти термины.
Что такое Галаха.
Галаха – это свод иудейских законов, которые регулируют абсолютно все аспекты жизни евреев вплоть до семейной жизни, религии, социального поведения и даже питания. Простыми словами, можно сказать, что это своеобразная инструкция, где написано, что и как делать чтобы прожить жизнь правильно.
Что такое Кашрут.
Кашрут – это термин (список правил ) из вышеупомянутого свода правил, который определяет пригодность или непригодность чего-либо. Данный список правил является весьма обширным и содержит в себе множество элементов из разных религиозных источников. Именно поэтому, некоторые правила являются весьма спорными. Что в свою очередь приводит к тому, что одни еврейские общины считают некоторые продукты кошерными, а другие считают их не кошерными. Тем не менее, несмотря на различия во взглядах принято придерживаться общих правил.
Кашрут – основные правила. (Законы кошерности):
- Некоторые животные не могут быть съедены вообще. Это ограничение включает в себя плоть, органы, яйца и молоко запрещенных животных;
- Животные, которых разрешено есть, должны быть убитыми в соответствии с еврейскими законами;
- Вся кровь из мяса животных или птицы должна быть извлечена.
- Не все части разрешенных животных можно употреблять в пищу;
- Фрукты и овощи разрешены, но на всякий случай следует уточнять есть ли данный продукт в списке разрешенных;
- Мясо нельзя есть с молочными продуктами;
- Овощи, фрукты, зерно и яйца можно есть как с мясом, так и с молоком;
- Рыба – продукт спорный. В зависимости от общины ее разрешено или запрещено есть с мясом или молоком;
- Посуда, которая вступает в контакт с мясом, не может использоваться с молочными продуктами и наоборот;
- Посуда, которая вступила в контакт с не кошерной пищей, не может использоваться с кошерной пищей. (2 последних правила применимы только к области где происходил контакт пока пища была горячей);
- Виноградная продукция, произведенная не евреями, не может быть съедена или выпита.
Кошерные и Некошерные (запрещенные ) животные.
В отношении того, каких животных можно употреблять в пищу, а каких нельзя, существует масса правил. К примеру, самым известным из подобных законов, является запрет на употребление свинины. Свинья считается «нечистым» животным, соответственно есть все что с ней связано – нельзя. Список всех животных, разрешенных и запрещенных к употреблению конечно же большой, но мы приведем основных представителей:
Это — Кошерно:
- Корова;
- Олень;
- Овца;
- Коза;
- Курица;
- Утка;
- Гуси;
- Индейка;
- Рыба, которая имеет чешую и плавники (тунец, карп и сельдь и тд. ).
Это — некошерно:
- Свинья;
- Кролик;
- Моллюски;
- Омары;
- Раки;
- Креветки.
Использование термина «Кошерный» в других областях.
Термин «кошерно», довольно часто можно услышать в областях далеких от кухни, питания, да и от евреев собственно. Дело в том, что данное слово стало весьма популярным в бытовой речи и приобрело одобряющей или осуждающей оттенок того или иного предмета разговора. К примеру, если кто-то во время разговора скажет фразу типа: «Это совсем некошерно.», это будет значить, что ему не нравится обсуждаемая идея или тому подобное. По аналогии с этим, выражение: «Это кошерно!», будет означать одобрение.