Что едят в деревне. Русская печь в деревне. Как и что готовить в русской печи

Питание в русской деревне конца XIX века March 21st, 2017

Некоторое время назад большие споры вызвал пост про и про .

Давайте продолжим примерно эту тему...

Состав крестьянской пищи определялся натуральным характером его хозяйства, покупные яства были редкостью. Она отличалась простотой, ещё её называли грубой, так как требовала минимум времени на приготовление. Огромный объём работы по хозяйству не оставлял стряпухе времени на готовку разносолов и обыденная пища отличалась однообразием. Только в праздничные дни, когда у хозяйки было достаточно времени, на столе появлялись иные блюда. Сельская женщина была консервативна в компонентах и приемах приготовления пищи.

Отсутствие кулинарных экспериментов тоже являлось одной из черт бытовой традиции. Селяне были не притязательны в еде, поэтому все рецепты для её разнообразия воспринимали как баловство.

Известная поговорка «Щи да каша - пища наша» верно отражала обыденное содержание еды жителей деревни. В Орловской губернии повседневную пищу как богатых так и бедных крестьян составляло «варево» (щи) или суп. По скоромным дням эти кушанья приправлялись свиным салом или «затолокой» (внутренним свиным жиром), по постным дням - конопляным маслом. В Петровский пост орловские крестьяне ели «муру» или тюрю из хлеба, воды и масла. Праздничная пища отличалась тем, что её лучше приправляли, то же самое «варево» готовили с мясом, кашу на молоке, а в самые торжественные дни жарили картофель с мясом. В большие храмовые праздники крестьяне варили студень, холодец из ног и потрохов.

Мясо не являлось постоянным компонентом крестьянского рациона. По наблюдениям Н.Бржевского, пища крестьян, в количественном и качественном отношении, не удовлетворяла основные потребности организма. «Молоко, коровье масло, творог, мясо, - писал он, -все продукты, богатые белковыми веществами, появляются на крестьянском столе в исключительных случаях - на свадьбах, в престольные праздники. Хроническое недоедание - обычное явление в крестьянской семье».

Другой редкостью на крестьянском столе был пшеничный хлеб. В «Статистическом очерке хозяйственного положения крестьян Орловской и Тульской губерний» (1902) М.Кашкаров отмечал, что «пшеничная мука никогда не встречается в обиходе крестьянина, разве лишь в привозимых из города гостинцах, в виде булок. На все вопросы о культуре пшеницы не раз слышал в ответ поговорку: «Белый хлеб - для белого тела». В начале ХХ века в сёлах Тамбовской губернии состав потребляемых хлебов распределялся следующим образом: мука ржаная - 81,2, мука пшеничная - 2,3, крупы - 16,3%.

Из круп, употребляемых в пищу в Тамбовской губернии, наиболее распространено было просо. Из неё варили кашу кулеш, когда в кашу добавляли свиное сало. Постные щи заправляли растительным маслом, а скоромные щи забеливали молоком или сметаной. Основными овощами, употребляемыми в пищу, здесь являлись капуста и картофель. Морковь, свеклу и другие корнеплоды до революции в селе выращивали мало. Огурцы появились на огородах тамбовских крестьян лишь в советское время. Еще позже, в в 1930-е годы, на огородах стали выращивать помидоры. Традиционно в деревнях культивировали и употребляли в пищу бобовые: горох, фасоль, чечевицу.

Повседневным напитком у крестьян была вода, в летнюю пору готовили квас. В конце XIX века в сёлах черноземного края чаепитие распространено не было, если чай и употребляли, то во время болезни, заваривая его в глиняном горшке в печи.

Обыкновенно порядок еды у крестьян был таков: утром, когда все вставали, то подкрепляются кто чем: хлебом с водой, печёным картофелем, вчерашними остатками. В 9-10 утра садились за стол и завтракали варевом и картошкой. Часов в 12, но не позже 2 дня, все обедали, в полдник ели хлеб с солью. Ужинали в деревне часов в девять вечера, а зимой и раньше. Полевые работы требовали значительных физических усилий и крестьяне, в меру возможностей, старались употреблять более калорийную пищу.


В условиях отсутствия в крестьянских семьях какого-либо значительного запаса продовольствия, каждый неурожай влёк за собой тяжкие последствия. В голодное время потребление продуктов сельской семьёй сокращалось до минимума. С целью физического выживания в селе резали скот, пускали в пищу семенной материал, распродавали инвентарь. В голодное время крестьяне употребляли в пищу хлеб из гречихи, ячменя или ржаной муки с мякиной. К.Арсеньев после поездки в голодные сёла Моршанского уезда Тамбовской губернии (1892 год) так описывал свои впечатления в «Вестнике Европы»: «Во время голода семьи крестьян Сеничкина и Моргунова кормились щами из негодных листьев серой капусты, сильно приправленных солью. Это вызывало ужасную жажду, дети выпивали массу воды, пухли и умирали».

Периодический голод выработал в русской деревне традицию выживания. Вот зарисовки этой голодной повседневности. «В селе Московское Воронежского уезда в голодные годы (1919-1921 годы) существующие пищевые запреты (не есть голубей, лошадей, зайцев) мало имели значение. Местное население употребляло в пищу мало-мальское подходящее растение, подорожник, не гнушались варить суп из лошадины, ели «сорочину и варанятину». Горячие кушанья делали из картофеля, засыпали тёртой свёклой, поджаренной рожью, добавляли лебеду. В голодные годы не ели хлеба без примесей, в качестве которых употребляли траву, лебеду, мякину, картофельную и свекольную ботву и другие суррогаты.

Но и в благополучные годы недоедание и несбалансированное питание были обыденным явлением. В начале ХХ века по Европейской России среди крестьянского населения на одного едока в день приходилось 4500 Ккал., причём 84,7% из них были растительного происхождения, в том числе 62,9% хлебных и только 15,3% калорий получали с пищей животного происхождения. Для примера, потребление сахара сельскими жителями составляло менее фунта в месяц, а растительного масла - полфунта.

По данным корреспондента Этнографического бюро потребление мяса в конце XIX века бедной семьей составляло 20 фунтов, зажиточной - 1,5 пуда в год. В период 1921-1927 годов растительные продукты в рационе тамбовских крестьян составляли 90 - 95%. Потребление мяса было незначительным: от 10 до 20 фунтов в год.

А вот эта информация меня удивила. По сведениям А.Шингарева, в начале ХХ века бань в селе Моховатке имелось всего две на 36 семейств, а в соседнем Ново-Животинном — одна на 10 семейств. Большинство крестьян мылись раз-два в месяц в избе, в лотках или просто на соломе.

Традиция мытья в печи сохранялась в деревне вплоть до Великой Отечественной войны. Орловская крестьянка, жительница села Ильинское М.Семкина (1919 г.р.), вспоминала: «Раньше купались дома, из ведёрки, никакой бани не было. А старики в печку залезали. Мать выметет печь, соломку туда настелет, старики залезают, косточки греют».

Постоянные работы по хозяйству и в поле практически не оставляли крестьянкам времени для поддержания чистоты в домах. В лучшем случае раз в день из избы выметали сор. Полы в домах мыли не чаще 2-3 раз в год, обычно к престольному празднику, Пасхе и Рождеству. Пасха в деревне традиционно являлась праздником, к которому сельские жители приводили свое жилище в порядок.

источники
О крестьянском рационе и гигиене пишет доктор исторических наук Владимир Безгин в статье «Традиции крестьянского быта конца XIX — начала XX веков (пища, жилище, одежда)» («Вестник Тамбовского государственного технического университета», №4, 2005).

Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го…

В историко-культурный комплекс «Любытино» мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний «Автомир». Он не зря носит название «Одноэтажная Россия» — посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка — это те самые сени из песни про «сени новые, кленовые».

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке «по черному» есть один большой плюс — в таком доме нет грызунов и насекомых.

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля (но далеко не везде крыша была с дёрном)

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание — хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре — постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните — «по сусекам поскребла…»? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник — погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

Овин — эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим — томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.

М ногие специалисты, занимающиеся исследованиями быта в Старой Руси, его особенностями и кулинарными блюдами, отрицательно высказываются против насильственного привнесения в русскую национальную кухню обычая чаепития, вместо сытной и вкусной еды. Потому, что вряд ли простое чаепитие может заменить плотный обед. Потому, что российскому народу в силу своих обычаев, православной веры постоянно приходиться поститься. А регулярное «чаевничество» вряд ли принесет особую пользу организму.

Кроме того, существует мнение, что для того, чтобы пища приносила как можно больше пользы организму, человеку необходимо питаться тем, что произрастает в климатической зоне его проживания. Также не лишним будет добавить как повлияли на исконно русскую кухню реформы Петра Первого. Потому, что русская кухня не столько после этого приобрела, сколько потеряла после многих заимствований из западноевропейской кухни.

Но, конечно, данный вопрос является спорным, поэтому здесь можно привести рассказы некоторых известных специалистов в области русской культуры. После экскурса в историю многие читатели останутся при своем мнении, но зато в целом обогатятся данными об утраченных ценностях нашего народа, особенно в области питания, тем более что кулинария наука дреняя.

Например, писатель Чивилихин в своих заметках пишет, что в давние времена вятичи, древляне, радимичи, северяне и другие прарусские народности употребляли в пищу почти то же самое, что и мы сейчас — мясо, птицу и рыбу, овощи, фрукты и ягоды, яйца, творог и кашу. Потом в эту еду добавляли масло, приправляли анисом, укропом, уксусом. Хлеб употребляли в виде ковриг, калачей, караваев, пирогов. Чая и водки тогда еще не знали, то зато варили хмельной мед, пиво и квас.

Конечно, в чем-то писатель Чивилихин прав. Мед пили, и по усам текло. Но в, то же время, не стоит забывать, что в нашей стране христианская православная церковь призывает держать если, не строгий, то полустрогий пост почти круглый год. И не все продукты из указанного выше списка можно было употреблять в пищу.
Если говорить об исконно русской кухне, то первые ее упоминания датируются 11 веком. Более поздние записи можно встретить в различных летописях, житиях. И именно здесь дается полная картина того, что входило в ежедневный рацион простого русского мужика. А с 15 века уже можно говорить о русской кухне, с устоявшимися традициями и исконными блюдами.

Вспомним такие всем известные поговорки, как: «Ешь вполсыта, да пей вполпьяна – проживешь век дополна» или «Шти да каша – пища наша…».

То есть даже церковные догматы нисколько не вредили ни совести ни русскому желудку. Поэтому нужно сказать с давних времен Русь была зерновая, рыбная, грибная, ягодная…

Из поколения в поколение наш народ питался кашей, зерновыми блюдами. «Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!» Зерно составляло основу русской кухни. В каждой семье ставили в большом количестве ржаное, пресное и кислое тесто. Из него готовили колядки, сочни, месили лапшой, хлеб. А когда в 10 веке появилась пшеничная мука, тут уже просто раздолье – калачи, блины, пироги, караваи, оладьи…

Кроме того из зерновых культур варили различные ржаные, овсяные и пшеничные кисели. Кто сегодня может похвастаться знанием рецепта овсяного киселя?
Неплохим подспорьем к столу были различные овощи с огорода, например, репа. Ее употребляли в пищу в любом виде — хоть сырую, хоть пареную, хоть печеную. То же самое можно сказать про горох. Морковь тогда еще не выращивали, но зато широко использовали редьку, особенно черную. Капусту употребляли как в свежем виде, так и в квашенном.

Изначально, варево или хлебово было всегда рыбное. Это позже появились такие блюда, как затирушки, болтушки, щи-борщи и ботвиньи. А в 19 веке уже появилось такое понятие, как суп. Но и без этого было, что выбрать за столом из еды. Вообще на Руси ценили хорошего едока, ведь как ест человек, таков он и в работе.

Чтобы примерно представить, о чем речь, читаем Домострой: «…дома и мука и всякие пироги, и всякие блины делает, и соцни, и трубицы, и всякие каши и лапши гороховые, и цыженый горох, и зобонец, и кундумцы, и вареной и соковой ествы: пироги с блинцы и грибы, и с рыжики, и с груздями, и с маком, и с кашею, и с репой, и с капустою, и с чем Бог послал; или орешки в соку, и коровайцы…». Кроме того, на столе всегда стояли и брусничная вода и вишни в патоке, малиновый морс и другие сладости. Яблоки, груши, варили квас и патоку, готовили пастилу и левашники. Нам бы хоть одним глазком взглянуть на такую трапезу, хоть разок попробовать бы!

Главным секретом нашей кухни являлась русская печь. Именно в ней все приготовленные блюда приобретали неповторимый вкус и аромат. Этому же способствовали и чугунки с горшками, имеющие толстые стенки. Ведь, что такое готовка в русской печи? Это не варки и не жарка, а постепенное томление варева или хлебова. Когда идет равномерный прогрев посуды со всех сторон. А это в первую очередь способствовало сохранению всех вкусовых, питательных и ароматических свойств.

Да и хлеб в русской печи отличался хрустящей корочкой и равномерным пропеканием, хорошим подъемом теста. Разве можно сравнить хлеб, испеченный в русской печи, с тем, что мы встречаем на прилавках наших магазинов? Ведь это вряд ли можно назвать Хлебом!

Вообще, русская печь являлась своеобразным символом нашей страны. На ней и детей зачинали, и рожали, и спали, а также лечились. Ели на печи и умирали на ней же. Вся жизнь русского человека, весь смысл крутился вокруг русской печки.
Ну и в конце, все-таки посмотрим правде в лицо: не шикарно питался на Руси простой человек, никогда в деревне не ели досыта. Но это не потому, что скудна была традиционная русская кухня, а потому, как тяжело жилось на Руси крестьянину. Большая семья, много ртов – как всех прокормить? Поэтому не из жадности плохо питались, а из-за бедности. Ничего не было у хлебопашца, экономил на всем, берег лишнюю копейку.

Однако все равно, можно смело сказать, что нет ничего лучше настоящей русской еды – простой, но сытной, вкусной и питательной.

No related links found



На фоне всяческих там "санкций" и для наших и для не наших интересно обсудить вопрос "от сохи" так сказать. А именно — поговорить о том, что едят в деревне. Между прочим, для городских жителей это может оказаться весьма интересным.

По утрам в деревне едят кашу с молоком и маслом. Идеал здорового питания — недорого, вкусно, сытно и полезно! На обед на столе обязательно будет свежий суп. Никаких пакетиков! Без ужина тоже никто не остаётся. Но готовится это всё совсем из других продуктов, нежели в городе.

Хлеб всему голова
Хлеб в деревне пекут сами. Конечно, большинство сельчан печёт его уже не в русской печке, а в современной газовой духовке. Но факт остаётся фактом: деревенские жители хлеб не покупают, а выпекают сами. У хороших хозяек есть "секретно-ингредиентные" сорта. Французский багет или Бородинская буханка тут получаются вкуснее и ароматнее, чем на заводе. А то, что этот хлеб полезнее — это и так ясно. Никто не будет в хлеб, который пекут для себя, добавлять какую-то "бяку".

Особо продвинутые хозяйки пекут хлеб на продажу. Покупатели из коттеджных посёлков и из Москвы заказывают по нескольку единиц выпечки еженедельно. Есть даже такие сельчанки, которые поставляют хлеб в некоторые столичные рестораны. Стоит такой хлеб на порядок дороже магазинного, но пользуется хорошим спросом.

Кстати, насчёт фабричного хлеба. Если вы не знаете, то большинство хлебозаводов принимает обратно хлеб, не реализованный магазинами (просроченный). И... выкидывает его. Все деревенские жители знают, где поблизости находится такое "место расточительства" и наезжают туда чтобы набрать относительно свежего хлеба на корм мясо-молочной скотине.

Молоко и околомолочное
Корова — дорогое и сложное удовольствие. Не в каждой деревне коровы сейчас есть. Но парное молоко найти и купить, при желании, можно. Крупные и мелкие фермеры держат коров и торгуют молоком.

С 3-х литров деревенского молока можно легко снять 800 гр сливок и даже сбить из них масло. Можно и сметану и масло покупать у той же молочницы. Сырое крестьянское молоко нужно сразу кипятить! Но, даже если молоко прокиснет — из него получится отличный творог. И сыворотка не пропадёт — её используют в выпечке или отдадут той же скотине. Некоторые из молока делают домашний йогурт для детей. И он гораздо вкуснее "растишки".

Коза — менее сложное удовольствие, чем корова. Несмотря на то, что козье молоко не всем по вкусу, оно является отличным источником... сыра. Да-да! Брынзу, Моцареллу, Пармезан, Бри и другие деликатесы многие жители в деревне делают сами из козьего молока. Вкуснятина необыкновенная! Нравится он даже тем, кто сыр не очень любит. Так что у хороших хозяек холодильники всегда заполнены вкуснейшим, свежим деликатесным сыром. Опять же — всегда можно выделить часть запасов на продажу. Покупают такой сыр даже в некоторых столичных ресторанах.

Мясная кулинария
В деревне мясо разнообразнее, чем в городе. Коза уже упомянута. Кроме неё есть свинина. Сало каждый солит по собственному рецепту и в подарок соседям могут принести "свою засолку". А ещё есть баранина, крольчатина, говядина. Кстати эта самая свинина, баранина и крольчатина размножается. Только успевай кормить и поедать то, что выросло. Это мясо. А ведь есть ещё и птица.

Ну и бонусом к птице идут яйца. Куриными никого не удивишь, хотя деревенское яйцо от городского отличается существенным образом. Куры могут нестись всю зиму, если включать им вечерами свет в курятнике и обогревать их жилище. Яйца — и еда и источник дохода. Другая птица так же способна производить яйца. Если нет необходимости выводить из них птицу — эти яйца тоже идут или в пищу или на продажу.

Закрома Розины Родины
С осени всевозможные заготовки закатывают и сносят в . Туда же складируется картошка, морковь, дайкон, свёкла, лук (разный), хрен, чеснок, фенхель и прочие чудеса огородного творчества.


Яблок, кстати, во многих местностях можно осенью набрать в каком-нибудь заброшенном совхозном саду. Хоть тонну собери — главное увези и сохрани. Некоторые дачники, которым лень перерабатывать урожай тоже часто предлагают забрать у них яблочки и другие плоды. Кстати – такие дармовые, экологически чистые яблоки идут и на корм скотине. Те, которые слегка подбитые и долго не пролежат. Скотинка очень радуется и даёт хорошее молоко и мясо!


Какое-нибудь лечо собственного приготовления, открытое зимой — неизменный источник наслаждения для хозяев и гостей. Остальные припасы позволяют хозяевам спокойно дожить до следующего лета, почти не выбираясь в магазины (фотографии сделаны в деревенском доме).



Пиво, воды, соки
Пивоварня или самогонный аппарат в сарае или в подвале — это не экзотика. Это реальность. Поскольку гонят и варят всё это для себя, любимого, то качество выпивки отменное. Торговать алкоголем нормальные люди не будут (незаконно же), но запросто напоят и одарят гостя собственным вином, пивом или "джином". И всё это будет вкусным, а голова утром болеть не будет. При этом напиваться до жути нормальный сельский житель не станет – просто незачем.

Летом в каждом доме делают квас. И выпивают сотни литров этого вкуснейшего домашнего напитка. А зимой пьют компоты или морсы из ягод, замороженных с осени. Кстати — промышленные морозилки есть во многих домах.

Свежая зелень
Тёплый зимний парник — это тоже уже не экзотика. Знаем людей, которые в небольшом парнике выращивают салаты в полу-промышленных масштабах, снабжая столичные рестораны наисвежайшей зеленью, выращенной не на питательном растворе, а на земле — как и положено. Деревенская зелень от магазинной отличается существенно. Каждый, кто попробовал — подтвердит это.

Магазинные закупки
В магазине покупают то, что нельзя вырастить самостоятельно. Впрочем, некоторые деревенский жители экспериментируют в парниках даже с ананасами.)))

Муку, крупы и прочие нужные продукты в деревне покупают мешками. Зачем несколько раз в месяц машины/телеги гонять? Благо в деревенском доме места много — это вам не квартира! Есть, где хранить продукты и использовать их по мере надобности.

Покупают в магазинах чай, кофе, некоторые сладости, а так же деликатесы. Рыбу и икру, кстати, некоторые деревенские жители получают "по бартеру" от родственников откуда-нибудь с Мурманска или с Дальнего Востока. Такие деликатесы часто служат подарками для соседей. Впрочем, в ближайшем райцентре в магазине обычно есть всё то же самое, что в столице. Здесь есть даже суши-бары (но об этом — в другой раз).

Самолепное...
Кстати. Суши тоже можно готовить дома. Что деревенские жители и делают. И эти суши вкуснее, чем в ресторане. Ещё упомяну о пельменях, которые гораздо чаще встречаются в наших пенатах. Их вручную лепят сотнями, выносят на мороз, а потом складируют в холодильники и используют по мере надобности.

Деревенская идиллия
Вот теперь представьте. Зимний вечер. На столе дымящаяся гора свежих пельменей (с собственным мясом), свежевыпеченный хлеб, свежайшая сметана, домашние соленья, бодрящий хренок и бутылочка домашнего вина.... И тихий, неспешный разговор людей, собравшихся в гостях по соседски обсудить местные дела. Ведь, в отличие от офисного населения, зима в деревне — время отдыха... А зима в России длинная, гораздо длиннее лета)))))

Впрочем, о чём разговаривают в деревне зимними вечерами, мы узнаем в следующий раз.

Заболевания и их лечение
Для любых предложений по сайту: [email protected]