Чаепитие на Руси: история и традиции. Русское чаепитие, как зарождались чайные традиции

Исстари на Руси пили клюквенные да брусничные морсы, всевозможные квасы, а из горячих напитков - сбитень: медовый настой со зверобоем, корнем валерьяны, лавровым листом и другими специями. Как же азиатский чай завоевывал русскую душу?

Пришествие чая: лжесвидетельство номер один

Маковский К.Е. За чаем

Источники XVIII-XIX веков нередко приписывали «введение» чая на Руси все тому же Петру I. Но нет… Петр привез из Голландии самовар, и Петр привез привычку пить кофе. Но русские уже знали к тому времени о существовании чая и начали пить его задолго до воцарения - и не только пить, но и лечить им боли в желудке.

Пришествие чая: лжесвидетельсво номер два

В. Россохин "Посиделки"

В своей книге «Чай» историк кухни с говорящей фамилией Похлёбкин писал о том, что в России узнали о чае в 1567 году, после того как побывавшие в Китае казачьи атаманы Петров и Ялышев описали обычай его употребления в Азии и Юго-Восточной Сибири. Эта версия берет свое начало в трудах XIX века известного собирателя исторических документов Ивана Сахарова, который ссылается на древнюю рукопись. Однако современные историки в большинстве считают эту рукопись поддельной, а само «посольство Петрова и Ялышева» - вымышленным.

Чай на Руси: первое документальное свидетельство

В. Васнецов. Чаепитие в таверне

Первые достоверно зафиксированные контакты России с Китаем относятся к началу XVII века: экспедиции 1608 и 1615 годах были неудачны, и лишь в 1618 году отряд казака Ивана Петелина добрался до Китая. Как раз описание его путешествия легло в основу той самой старинной рукописи, рассказывающей о посольстве Петрова и Ялышева.

Китайцы передали Михаилу Фёдоровичу Романову несколько ящиков чая, который на царя не произвел впечатления. Спустя двадцать лет, в 1638 году, целых четыре пуда сухого чайного листа привез в Москву российский посол Василий Старков в качестве подарка монгольского Алтын-хана царю Михаилу Федоровичу. Но Михаил Федорович остался верен исконно русским напиткам, и к чаю остался равнодушным. Впрочем, сибиряки пили и уважали чай задолго до миссии Старкова. Привозили этот товар из Монголии и заваривали его они крепко.

Первые регулярные закупки чая

Куликов С.В. В крестьянской избе

Не полюбив вкус чая, его оценили на Руси за целебные свойства: в 1665 году лекари посоветовали Алексею Михайловичу, «маявшемуся болями в животе», лечение чаем - государю полегчало, и государство стало регулярные закупать траву в Китае. Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву, где продавался наряду с прочими товарами и был, несмотря на дороговизну, достаточно широко доступен. К середине XVII века в Москве уже можно было купить до десяти сортов чая.

Самой слово «чай» на русском языке впервые встречается в медицинских текстах середины XVII века. Название, по всей видимости, заимствовано непосредственно из китайского языка, в котором (на кантонском диалекте) слова «ча» и «чаэ» обозначают, соответственно, «чай-напиток» и «чай-лист»).

Чай покоряет Россию

Кустодиев Б.М. Сундучник

С этого момента чай, доставлявшийся в Россию посуху через Кяхту и Сибирь, стал основным товаром на Макарьевской (Нижегородской) ярмарке: с его перепродажи начинался очередной торговый сезон. Импорт чая удваивался каждые двадцать лет - и русские купцы стали открывать свои фабрики в Китае. Отечественная любовь к чаю поднимала целые индустрии: миллионы тульских самоваров, тысячи чайных сервизов из фарфора и фаянса, массовый чайный фарфор на любой вкус! К XIX веку цены на чай упали благодаря новым поставщикам - Индии и Цейлону и благодаря новым путям доставки - по железной дороге и по морю. Чай стал ежедневным массовым удовольствием для всех сословий.

Особенности русского чаепития

Маковский К.Е. Алексеич

По статистике 1830-1840 гг., в тех районах, где росло потребление чая, падало потребление крепких спиртных напитков. А пили его в основном в городах, на территории Европейской России и Сибири. В то же время на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону, равно как и в Белоруссии, чай был практически неизвестен. И если в Москве количество чайных магазинов превышало сотню, а количество чайных – три сотни, то в Петербурге до середины XIX века существовал всего один магазин на весь город.

В целом Россия всегда потребляла больше чёрного чая, чем зелёного, но до начала XIX века высококачественный зелёный чай составлял заметную долю в чайном импорте. В 1860-х - 1880-х гг. зеленый чай резко подскочил в цене и стал стоить в 6-10 раз дороже черного. На этом его поставки прекратились.

В Россию попадали также очень редкие китайские чаи, например, жёлтый китайский «императорский» чай, который китайцы продавали только русским и только за меха. В числе чёрных чаёв ввозились как ординарные сорта, так и дорогие «цветочные» (типсовые) чаи.

Дворяне пили высшие сорта китайского чая, дорогие и редкие, или же завезённый из Европы ароматизированный чай. Купечество предпочитало не столь дорогие, но дающие тёмный настой чаи; пили в большом количестве, но заваривали слабее, чем в дворянской среде. На чашках завода Ситегина в 60-е годы девятнадцатого века можно встретить надписи: «Кяхтенский чай и муромский калач - завтракает богач».

Обставили Англию

Коровин К.А. За чайным столом

Во второй половине XIX века к районам, пьющим чай, присоединились такие сильные игроки как Одесса, Полтава, Харьков, Ростов, Оренбург, Самар, Уральск и Астрахань. Поэтому к началу XX века Россия стала лидером по абсолютному потреблению чая в мире (исключая Китай, по которому нет достоверных сведений о собственном потреблении чая в это время). Кстати в этом раунде мы оставили позади англичан. Да, и наша традиция пить чай разбавленным – «зов предков», в чьи времена чай был дорог и дефицитен.

Чаепитие на российской земле существовало и до появления настоящих видов чая, вместо него славяне заваривали травы.

Датой самого первого появления чая в России считается 1638 год, когда русский посол Василий Стариков, среди многих дорогих подарков, привез царю Михаилу Федоровичу странные листья в дар от одного из западно-монгольских ханов.

И вот, 20 сентября 1638 года государь повелел своим боярам испробовать неведомую траву, через некоторое время они явились с докладом, и с грустным видом донесли, что и жевали листья, и что только не делали, а вот на вкус одно – горькая гадость.

Царь Михаил Фёдорович Романов (1596-1645). Начало истории чая в России

Михаил Федорович даже хотел поначалу на хана обидеться, что в ответ на посланные ему соболя он отблагодарил его какой-то невкусной травой, но догадался подозвать посла и расспросил, что с этими листьями делал сам хан, на что Стариков рассказал, что монголы их варили.

После этого чай было велено заварить, и тогда все распробовали и по достоинству оценили все уникальные свойства данного напитка. С тех пор именно эта дата считается истоком чаепития в России .

Почти до конца 18 века чай в русские земли привозили только торговцы, а купить его имели возможность лишь жители Москвы. А уж оптовые его закупки оставались только в мечтах, потому что цены на чай были крайне высоки.

Купчиха за чаем, 1918 год. Художник Б.М. Кустодиев

Вот почему он считался праздничным напитком, и процессы чаепития устраивали очень редко. Однако шло время, и в России научились самостоятельно производить чай.

В русской деревне чай, конечно же, был редкостью.

В. Маяковский:
«Смычка с деревней.
Выходи и встречай -
Москва
деревне
высылает чай.
Крестьяне,
соблюдайте интересы свои:
только в Чаеуправлении
покупайте чаи.»

В 1818 году группе ученых и ботаников впервые удалось вырастить собственный чай в Крыму в Никитском ботаническом саду, а далее процесс был поставлен на поток. В Грузии заложили первые чайные плантации, цены на чай снизились, и этот напиток стал доступен уже не только знатным персонам, но и простым людям.

С тех самых пор и по нынешние дни чай считается самым любимым и популярным напитком нашей страны.

История появления чая на Руси тесно связана с активным продвижением русских на восток, завоеванием Сибири, происходившим в конце 16 – начале 17 века. Казачьи экспедиции встречали на своем пути не только полудикие народы, охотников и оленеводов. Они приближались к границам огромной древней империи, родине пороха, бумаги и чая. Ответ на вопрос, откуда в России появился чай, не вызывает сомнений – полюбившийся нашему народу напиток пришел из Китая.

Старинный документ, который многие исследователи считают подделкой, рассказывает о казачьей экспедиции 1567 года. Атаманы Ялышев и Петров, побывавшие в Китае, описывают обычай заваривать для питья листья особого кустарника. Даже допуская правдивость сведений, нельзя начать отсчет истории чая на Руси с этого события, ведь диковинный напиток тогда никого не заинтересовал.

Большинство исследователей сходятся в том, что шествие чая по Руси государству началось в 1638 году. Именно тогда послы царя Михаила Федоровича побывали у правителя западных монгольских земель Алтын-хана. Богатые дары получил от них хан и по обычаю должен был ответить русскому царю не менее дорогими подарками. Вместе с соболиными шкурками и китайским шелком хан передал послу свертки, содержавшие около 64 килограммов сушеных листьев неизвестного русским растения (монголам чай был известен с 12 века). Послом выступал Василий Старков, сын томского боярина. Не сразу согласился он принять странную траву, боясь уронить честь своего государя. Однако монголам почти удалось убедить его в ценности подарка.

В 1639 году послы доставили в Москву дары монгольского хана. По некоторым источникам, царь пригласил бояр отведать присланный продукт. В сухом виде чайные листья не впечатлили русских вельмож, однако, расспросив послов, чай заварили как полагается. И самому правителю, и его приближенным понравился на вкус крепкий напиток. Но дальше дело не пошло, чай кончился, и о нем на время забыли.

В 1654 году в Китай с посольской миссией отправился Байков Федор Исакович. Целью поездки было установление дипломатических и торговых отношений с Поднебесной. Выполнить эту задачу Байкову не удалось, однако перед возвращением в Россию он закупил чайные листья, поскольку привык во время пребывания в Китае ежедневно пить бодрящий горячий напиток.

Распространение чая и возникновение чайных традиций

Следующее упоминание о чае относится к 1665 году. Документы сообщают, что именно горячим чаем лечился царь Алексей Михайлович от простуды. Лечение оказалось эффективным, слух о чудодейственной траве начал распространяться по Москве, где впервые и появился китайский чай. С этого момента можно говорить о растущей популярности напитка на территории России.

Первые документальные сведения о торговле чайными листьями на Руси относятся к 1674 году. Начинают налаживаться торговые связи с Китаем, московские купцы везут из Поднебесной шелк-сырец, жемчуг, краски, и, конечно же, чай. Он продается в московских аптеках в качестве лекарственного средства.

Еще одна дата, о которой стоит упомянуть – 1689 год. Именно тогда был заключен договор с Китаем, определявший границы государств и положивший начало регулярным торговым отношениям. Из России в Китай и обратно двинулись караваны, груженные ценными товарами – денежного оборота между странами на тот момент не существовало, торговля носила характер обмена. Русские купцы везли в Поднебесную империю дорогие меха, икру, золото. Возвращались караваны с грузом китайских тканей, чая и других товаров.

Продолжительность путешествия каравана от китайской границы до Москвы составляла несколько месяцев, что обусловило очень высокие цены на чай в этот период (конец 17 — первая половина 18 века).

Чайная торговля практически целиком находилась в руках московских купцов. Лишь очень богатые люди могли позволить себе покупку заграничного деликатеса. При этом настой чайного листа постепенно перестает восприниматься исключительно как лекарство, он становится излюбленным напитком знати и купечества, являясь своеобразным свидетельством достатка. Начинает формироваться особая, русская культура чаепития. Доступен чай в этот период преимущественно зажиточным горожанам , для периферии напиток остается малоизвестным.


Начало чайного «бума» в России

С 1728 года, когда был подписан так называемый Кяхтинский трактат между Россией и Китаем, торговля из караванной постепенно превращается в приграничную. Крошечный городок Кяхта на границе двух миров становится центром бурно развивающейся чайной торговли. Количество ввозимого на территорию России чайного листа стремительно растет.

По имеющимся данным, в 1811 году в страну было ввезено 80 000 пудов этого товара, а в 1820 году – свыше 100 000 пудов. Именно чай составлял 88% процентов всей российско-китайской торговли в тот период.

Пьют его не только москвичи. Напиток становится неотъемлемой частью культуры русского населения Сибири (сказывается соседство народов, для которых употребление чая давно стало ежедневной необходимостью, – монголов и китайцев). Большой популярностью пользуется он среди народов Поволжья, особенно у татар.

Отношение русских к напитку ясно отражается в дошедших до нас записях купца, датированных 1764 годом: «Чай – непременный продукт в нашей торговле с Китаем, мы привыкли к китайскому чаю, и от этой привычки уже не сможем отказаться».

Любопытно происхождение слов, обозначающих чай, в разных языках. В северных провинциях Китая, где закупали товар русские торговцы, он назывался «ча», отсюда и взяло свое начало русское имя для этого растения и напитка. В Европу же чайный лист доставлялся морским путем из южных районов Поднебесной, где его обозначали словом «те» — вот почему в европейских языках чай называют созвучным именем.


Чайная культура в России в 18-19 веке

Ближе к 19 веку чай перестал быть элитным напитком , доступным только богачам. Цена его снизилась, и напиток появился у простых людей. Чаепитие стало обязательным и любимым ритуалом как в светских гостиных, так и в крестьянских избах.

Употребление чая стремительно обрастало традициями – его пили с медом и с малиной, с традиционной сладкой выпечкой. Чаепитие прочно вошло в обычай приема гостей. В России принято заваривать чай в специальных небольших чайниках, а после разбавлять крепкий настой кипятком. Это специфический русский способ приготовления напитка, который появился как один из вариантов экономить ценные листья.

Свидетельства широкого распространения чайных традиций в России обнаруживаются и в записках европейских путешественников: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… Деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком , который в нем пьют» — пишет Астольф де Кюстюн, посетивший Россию во времена правления Николая I.

Распространение чая в России не только навсегда отпечаталось в русской культуре и традициях, оно дало толчок к развитию новых видов промышленного производства. Так, в середине 18 века в стране начато производство первых самоваров, ставших одним из самых колоритных и узнаваемых символов российского быта. Следом за самоварами получило развитие производство особого, уникального русского фарфора, предназначенного большей частью именно для традиционного ритуала чаепития.

Современная жизнь россиянина немыслима без ежедневного употребления чая. Этот продукт уже несколько столетий неотделим от русской культуры и традиций гостеприимства.

Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая отчасти была именно в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.
Какое же оно настоящее русское чаепитие?
Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.
Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
За чашкой чая решались все семейные дела, заключались торговые сделки, велись дружеские беседы, возникали новые знакомства. Сердечность и простота - характерная черта русского чаепития. Атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной.
Было замечено долгим жизненным опытом, что чай приводит человека в мирное, благодушное настроение. После чая человек делается как-то мягче, добрее. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представлялись менее обостренными, в более мягком свете, многие ссоры иногда совсем прекращались после нескольких стаканов чая.
Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписался в нашу ментальность: доброта, теплота и близость, - все это создало свою национальную традицию чаепития.
Душистый полезный чай с медом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению - в том числе и деловых - вопросов.
В отличие от традиций Китая и Японии, в России ценилось не только качество приготовляемого напитка, но и выпечка и сладости, подаваемые к чаю. Бисквит, сухари "аглицкие", бриоши, булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Мёд, колотый сахар, ватрушки, баранки, пряники, пироги, фрукты и ягоды были непременными атрибутами русского чаепития.
Чаепитие стало в России особой национальной традицией. Чай пили несколько раз в день. Именно с него день и начинался, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба с ее размеренным и неторопливым бытом.
Москва в скором времени стала "чайной столицей" России, где с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком. Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен "бежать по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.
По приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии - ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету "Ведомости". В стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет, появляется особый вид приглашения в гости "на чай".
Долгое время чай оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург, где был открыт только один специализированный магазин, чай привозили из Москвы, где их было уже около ста.
А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой были ценителями и любителям чая и считали его напитком не только для тела, но и для души.
Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. И.Г.Коль пишет, что "чай является утренним и вечерним напитком русских, так же, как “Господи, помилуй! их утренней и вечерней молитвой". К. фон Шенкенберг упоминает в своем путеводителе чай как "повсеместно употребляемый и желанный напиток".

Трапеза за чайным столом была необходимым компонентом русского праздника всех сословий. Чай впервые был привезен из Монголии в Россию в 1638 году в дар царю Федору Михайловичу, но широкое распространение получил только в последней трети XIX века. С этого времени чай у самовара становится стойким элементом русского национального бытового уклада.

Чаепитие

Чаепитие — застолье с чаем. Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился и чайные дары монгольских и китайских правителей стали приниматься с большим удовольствием, а с 1679 года, т.е. после заключения договора с Китаем о поставка в Россию чая, его питье стало модным среди высшей знати, дворян, богатых купцов. Правда, вплоть до конца ХУ111 в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком.

В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 гр. чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны. Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Он поступал в Петербург и Москву сухопутным путем через Монголию, Сибирь, Урал, Север Европейской России.

СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х В. ЧАЕПИТИЯ СТАЛИ УСТРАИВАТЬСЯ И В ДОМАХ НЕБОГАТЫХ ГОРОЖАН, Т.К. ЧАЙНЫЙ ЛИСТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДЕШЕВЕЛ В СВЯЗИ С ЕГО ПЕРЕВОЗКОЙ МОРСКИМ ПУТЕМ ИЗ КАНТОНА В ОДЕССУ.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети Х1Х в., особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада: «Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», все от мала до велика, миллионер и поденщик, великорус и сын юга, белорус и калмык, пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445).

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных, трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, » с холоду» » с устатку», » с дороги»: «Пьет его подмосковный крестьянин, с радости, что выгодно сбыл два воза дров, и пьет «до седьмого яруса пота»; пьет в складчину артель мастеровых, которых узнаете по немилосердному истреблению табаку: чаем запивает магарыч компания ямщиков; чаем подкрепляет свои силы усталый пешеход» (Кокорев И.Т. 1986. С. 448). Чай, считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало-помалу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце; ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты» (Кокарев И.Т. 1986. С. 492).

Особенной популярностью этот напиток пользовался в городах, прежде всего в Москве, Ярославле, Владимире, Суздале, Архангельске, Вологде: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот! Хлебосольное гостеприимство, эта прадедовская добродетель, неизменно хранимая нами, рушилась бы в конец» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445). В деревнях он был распространен не столь широко, как в городах.

Чай пили, в основном, только крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Кроме того в России были и люди, считавшие чай «поганым зельем», а чаепитие — отступлением от истиной христианской веры. Среди старообрядцев было даже распространено мнение, что человек, пьющий чай, не войдет после смерти в царствие небесное.

Чаепития в России, как праздничные, так и будничные, проходили по определенном правилам, утвержденным традицией.

Чай в России, вероятно, с начала Х1Х в. пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки — фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагавшейся внутри него. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда: «он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение» (Кокорев И.Т. 1986.С. 447).

В домашних условиях самовар с заварочным чайником ставился на подносе на общий стол или на специальный круглый столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю подавался сахар, мед, варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т.п.

По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливалась крепкая заварка, разбавлявшаяся кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок.

В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим.

Чай пили с сахаром, вареньем, медом. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай в накладку, опуская кусочки сахара в чашку или в прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, т.е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу.

Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко. Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, питье в накладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в нее сразу не остывал. Известный исследователь середины Х1Х в. А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт не переводя духу; оботрётся полой и снова за чашечку» (Терещенко А.В.1848. С.). Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие являлась чашка, перевернутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам дуракам в будни чай пить», — говорили русские крестьяне. Пить чай садились к концу пиршеству, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает чаепитие в помещичьем доме так:

«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».

Оно могло устраиваться и в воскресные дни, когда заходили на чай хорошие соседи:

«Под вечер иногда сходились
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья
И потужить и позлословить,
И посмеяться кой о чем…
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить…»
(А.С. Пушкин).

В праздничные дни, когда в дом собирались гости, чаепитие проводилось обычно после обеда перед танцами:

«… Но чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались…»
(А.С. Пушкин).

Чаепития проводились и в чайных, трактирах, которых было по словам И.Т. Кокорева, » не меньше, чем в Японии чайных домов» (Кокорев И.Т. 1986.С.446). Эти общественные заведения были местами отдыха для одиноких и бедных людей, там заключались торговые сделки, туда заходил поразвлечься и выпить чайку крестьянин, приехавший в город по делам. Сельские трактиры и чайные были полны народу во время ярмарок. В русской литературе сохранилось множество описаний трактирных чаепитий: «Войдемте в знаменитый Троицкий или в не менее славный Московский (трактир — И.Ш.). Ловкая прислуга, все чистые ярославцы, мигом снимет с нас шубы, учтиво укажет, где удобнее сесть, если мы, среди множества гостей, затруднимся выбором места, расстелет салфетку на красной ярославской скатерти, покрывающей стол, и произнесет обычное: «Что прикажете?» — Разумеется чаю.

Полюбуемся ловкостью, с которой половой несет в одной руке поднос, уставленный посудою, а в другой два чайника… Везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек; видите как взад и вперед снует народ, как одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития, и как половые едва успевают удовлетворять их требованиям: словом, здесь без чаю «нет спасенья» (Кокорев И.Т. 1986.С. 448).

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья: «вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso — cantante и вдруг спустится в певучее mezzo-soprano, замолкнет на минуту, как-будто раздумывая о чем-то, и зальется опять звонкой песней, то радостой, то заунывной. Какой же смысл таится в ней?» (Кокорев И.Т. 1986.С. 493).


Шангина Изабелла Иосифовна

Питание
Для любых предложений по сайту: [email protected]